Научная статья на тему 'РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / социально-профессиональное становление / иностранные обучающиеся / методологические подходы / технический вуз / Russian as a foreign language / socio-professional development / international students / methodological approaches / technical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Д. Золотарева, И С. Волегжанина

В статье раскрывается значимость изучения профессионально-ориентированного русского языка для социально-профессионального становления иностранных обучающихся в российском техническом вузе. Обоснование дается с точки зрения истории формирования теоретических оснований преподавания русского языка как иностранного в контексте смены методологических подходов, среди которых функционально-коммуникативный, коммуникативно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный. Перспектива будущих изменений связывается с достижениями техники и технологий – от компьютеризации к цифровизации образовательного процесса в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Д. Золотарева, И С. Волегжанина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2500-1000-2024-12-2-141-144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE LEARNING IN THE SOCIO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF OVERSEAS STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article reveals the significance of studying profession oriented Russian language for socio-professional development of international students in a Russian technical university. The grounding is given from the perspective of the historical formation of theoretical foundations for teaching Russian as a foreign language in the context of changing methodological approaches including functional-communicative, action-communicative, competence-based, personality-oriented, individual-differentiated. The prospect of future changes relates to the achievements of engineering and technology – from computerisation to digitalisation of the education process in technical universities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

С.Д. Золотарева1, старший преподаватель И.С. Волегжанина2, д-р пед. наук, доцент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет 2Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-141-144

Аннотация. В статье раскрывается значимость изучения профессионально-ориентированного русского языка для социально-профессионального становления иностранных обучающихся в российском техническом вузе. Обоснование дается с точки зрения истории формирования теоретических оснований преподавания русского языка как иностранного в контексте смены методологических подходов, среди которых функционально-коммуникативный, коммуникативно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный. Перспектива будущих изменений связывается с достижениями техники и технологий - от компьютеризации к цифровизации образовательного процесса в технических вузах.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, социально-профессиональное становление, иностранные обучающиеся, методологические подходы, технический вуз.

Переход современного общества к цифровой экономике, колоссальные инвестиции в технологическое развитие и взрывной рост инноваций в ведущих отраслях мирового производства влекут за собой высокую востребованность инженерно-технических профессий. Сложившаяся ситуация объясняет активизацию интереса иностранных граждан к поступлению в технические вузы России, имеющие давние традиции инженерного образования.

Очевидно, что получение иностранными гражданами высшего образования в российских технических вузах невозможно без владения профессионально ориентированным русским языком, в процессе изучения которого происходит социально-профессиональное становление будущего специалиста. Раскрыть сущность данного процесса позволяет ретроспективный взгляд на профессионально ориентированную языковую подготовку иностранных обучающихся в контексте смены методологических подходов к преподаванию русского языка как иностранного (РКИ). Представляемая далее периодизация дополняет известную периодизацию становления и развития методики обучения РКИ, разработанную Л.В. Москвиным и А.Н. Щукиным [1].

Этап оформления РКИ как самостоятельной дисциплины (1940-1970 гг.). Оформление РКИ в прикладное направление русистики произошло в 40-е годы XX века, что было обусловлено потребностями послевоенного времени и приездом в СССР большого числа иностранных обучающихся из социалистических стран. Уже в начале 1950-х выделяется профессионально ориентированный аспект РКИ, т.к. обучение иностранных студентов гуманитарных и естественнонаучных факультетов становится специализированным. В центре научной и практической деятельности преподавателей на этом этапе находится категория коммуникативности. Научные исследования проводятся в рамках функционально-коммуникативного подхода, теоретические основы которого были заложены М.В. Всеволодовой и ее учениками [2]. В этот период поднимается педагогическая проблема социально-профессиональной адаптации иностранных обучающихся в русскоязычной образовательной среде вуза. Один из путей решения связан с учетом социокультурного фактора, когда в процессе изучения РКИ формируются элементы новой языковой личности.

В 1970-е гг. поток иностранных граждан, которых было необходимо адаптировать и ин-

тегрировать в русскоязычное профессиональное сообщество, значительно усилился. Возникла объективная потребность в использовании возможностей коммуникативно-деятельностного подхода в профессионально ориентированной языковой подготовке. Как отмечается в докладе Л.Л. Вохминой, в СССР на тот момент А.А. Леонтьевым, И.А. Зимней, Е.И. Пассовым и другими выдающимися исследователями были разработаны решения коммуникативных задач с учетом специфики групп иностранных обучающихся [3].

Этап ориентирования на профессиональные потребности иностранных обучающихся (1980 - начало 2000-х гг.). В 1980-е гг. усилия исследователей в области профессионально ориентированного обучения РКИ концентрируются на решении практической задачи -обучению языку специальности. В своей кандидатской диссертации Т.И. Трубникова обосновывает важность принципа междисциплинарного взаимодействия при отборе содержания обучения: «учебный словарь по специальности должен составляться преподавателями русского языка совместно со специалистами-предметниками при общем методическом руководстве русистов» [4].

В 1990-х включение компетентностного подхода в методологию педагогической науки актуализировало проблему профессионально-личностного становления в системе непрерывного профессионального образования. Важным результатом данного процесса рассматривается коммуникативная компетентность на иностранном языке в составе профессиональной компетентности будущего специалиста. Об универсальных компетенциях, важных для профессиональной и социальной жизни, пишет И.А. Зимняя [5]. Изучение работ ученого позволяет говорить о том, что все эти компетенции так или иначе связаны с коммуникацией, речевым взаимодействием и формируются в нем [6].

Этап технологизации процесса обучения РКИ (середина 2000-х-настоящее время). Педагогический смысл компетентностного подхода на практике выражается в более прагматичном отношении иностранных обучающихся к изучению РКИ в техническом вузе. В этой связи актуализированы проблемы профессионально-личностного становления иностранных обучающихся в системе непрерыв-

ного образования с учетом уровней владения РКИ. Возрастает значимость личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в предметной интеграции.

Существенное сокращение академических часов, выделяемых на аудиторную работу с иностранными обучающимися по дисциплине «Русский язык как иностранный», и, соответственно, увеличение объема самостоятельной работы, заставили ученых и практиков обратиться к педагогическим технологиям, усиленным возможностями информационно-коммуникационных технологий. Так, в докторской диссертации А.Д. Кулик получил свое развитие интегративно-модульный подход к профессионально ориентированному обучению РКИ [7]. Повысился научный интерес к продуктивному аспекту технологий интерактивного обучения [8].

Пандемия COVID-19 обострила проблему педагогического сопровождения иностранных обучающихся в цифровой образовательной среде вуза, много внимания уделяется разработке компонентов современного педагогического обеспечения - электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Русский язык как иностранный», цифровых заданий, мультимедийных материалов, электронных учебных пособий и др. Отдельно обосновывается выбор виртуальных образовательных платформ для повышения интерактивности процесса обучения РКИ.

Несмотря на то, что наиболее популярной и доступной средой остается Moodle, в эпоху достижений в области искусственного интеллекта исследователи ориентированы на включение облачных решений (Google Docs, сервисов по генерации карт памяти (mind maps), чат-ботов и др.). В диссертации М.И. Ивкиной поднимается тема использования интерактивных технологий для дистанционного сопровождения иностранных обучающихся при помощи социальной сети в процессе изучения РКИ [9]. Вместе с тем, ощущается стремление авторов изученных работ предложить своего рода универсальные образовательные решения, вне зависимости от специализации иностранных обучающихся и вузов.

Анализ изученных научных публикаций позволяет предположить, что дальнейшее развитие профессионально ориентированного

обучения РКИ будущих специалистов в тех- ученых в области русистики и методики пре-нических вузах будет идти в сторону техноло- подавания РКИ. Применяя различные подхо-гизации и персонализации данного процесса в ды (функционально-коммуникативный, ком-условиях синтеза педагогических и информа- муникативно-деятельностный, компетент-ционно-коммуникационных технологий. По ностный, личностно-ориентированный, инди-мнению И.С. Волегжаниной [10], интеллекту- видуально-дифференцированный и интегра-ализация средств педагогического обеспече- тивно-модульный), исследователи сходятся во ния в виде искусственных интеллектуальных мнении, что овладение иностранным обуча-тьюторов, обладающих мультимодальным по- ющимся профессиональной коммуникативной ведением и эмоциональным интеллектом, компетенцией на русском языке является дли-неизбежно трансформирует сущность интел- тельным и многоаспектным процессом. лектуально-эмоционального взаимодействия Именно в коммуникативной деятельности участников образовательного процесса, вклю- иностранного обучающегося в русскоязычной чая овладение иностранными языками. образовательной среде технического вуза при

Таким образом, нами в процессе теорети- межличностном взаимодействии со множе-ческого анализа обращено внимание на тот ством участников происходят постепенные факт, что научные основания социально- профессионально-личностные изменения в профессионального становления иностранных виде элементов новой языковой личности, обучающихся в процессе изучения РКИ во позволяющих преодолевать социальные и многом базируется на трудах отечественных культурные барьеры.

Библиографический список

1. Московкин Л.В., Щукин А.Н. История методики обучения русскому языку как иностранному. - Москва: Русский язык. Курсы, 2013. - 400 с.

2. Панков Ф.И. Майя Владимировна Всеволодова и ее ученики // Вестник Московского университета. - Серия 9. Филология. - 2018. - № 5. - С. 179-193.

3. Вохмина Л.Л. К вопросу о современном состоянии коммуникативно-деятельностного подхода при изучении русского языка как иностранного // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2015. - 259 с.

4. Трубникова Т.И. Влияние особенностей языка специальности на характер учебных пособий при профильно-ориентированном обучении русскому языку: дис. канд. пед. наук. - Москва, 1988. - 233 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

6. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение; под ред. И.А. Зимней. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. - 400 с.

7. Кулик, А.Д. Интегративно-модульный подход к профессионально ориентированному обучению русскому языку иностранных студентов: начальный этап: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Кулик Алла Дмитриевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2016. - 451 с.

8. Московкин Л.В., Шамонина Г.Н. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. Методы. Приемы. Результаты. - М.: Изд-во: Русский язык. Курсы, 2017. - 144 с.

9. Ивкина М.И. Формы дистанционного сопровождения обучения русской грамматике студентов-иностранцев (А1-А2): дисс. ... канд. наук 13.00.02 / Ивкина Марина Игоревна. - Москва, 2021. - 211 с.

10. Волегжанина И.С. Будущее преподавания иностранных языков в контексте пятой когнитивной революции // Russian Journal of Education and Psychology. - 2024. - Т. 15. № 1-1. - С. 136150.

- nedaeoeuuecKue nayHU -

THE ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE LEARNING IN THE SOCIO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF OVERSEAS STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

S.D. Zolotareva1, Senior Lecturer

I.S. Volegzhanina2, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor 1Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering 2Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article reveals the significance of studying profession oriented Russian language for socio-professional development of international students in a Russian technical university. The grounding is given from the perspective of the historical formation of theoretical foundations for teaching Russian as a foreign language in the context of changing methodological approaches including functional-communicative, action-communicative, competence-based, personality-oriented, individual-differentiated. The prospect of future changes relates to the achievements of engineering and technology - from computerisation to digitalisation of the education process in technical universities.

Keywords: Russian as a foreign language, socio-professional development, international students, methodological approaches, technical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.