вести оценку существенности различий некоторых средних величин. Однако стоит заметить, что использование t-критерия Стьюдента накладывает некоторые ограничения на обрабатываемые данные. Для того чтобы использовать данный критерий, необходимо удостовериться, что проводимые выборки имеют нормальное распределение и их дисперсии равны.
Модули дисперсионного анализа имеют много общего и отличаются только количеством оценок существенности взаимодействий, напрямую зависящим от количества факторов. Программа для обработки данных методом корреляционно-регрессионного анализа проводит оценку тесноты, направления и вида влияния одного изучаемого признака на другой. Результаты обработки данных указанным методом - коэффициенты корреляции и детерминации и уравнение регрессии.
Коэффициент корреляции показывает «силу» зависимости и её направление. Если коэффициент корреляции положительный, то говорят о прямой зависимости, если отрицательный, то - об обратной зависимости. Для более прямого выражения зависимости двух величин используется коэффициент детерминации, который демонстрирует долю изменений показателей, зависящих от изучаемого признака. К сожалению, ни по коэффициенту корреляции, ни по коэффициенту детерминации нельзя судить о количественном изменении зависимого признака от независимого на единицу его измерения. Для таких оценок используют коэффициент регрессии и уравнение регрессии. Коэффициент регрессии выражается в единицах измерения зависимого признака, имеет знак коэффициента корреляции и показывает, насколько и в какую сторону преобразуется значение зависимого признака при изменении независимого на единицу измерения.
Для оценки существенности коэффициентов корреляции и регрессии применяется двухвыборочный t-критерий Стьюдента.
Использование при анализе добытых опытных данных критериев и показателей, полученных в процессе их обработки на программе FieldExpert v1.3 Pro, значительно повышает качество, методический уровень, достоверность выводов, теоретическое и практическое значение научных работ.
Совершенствование образовательного процесса при использовании исследовательских методов в процессе учебных занятий, учебных и производственных практик, написании курсовых и выпускных квалификационных работ с применением компьютерных технологий будет способствовать повышению качества подготовки выпускников направления «Агрономия».
Библиографический список
1. Чупрова, Л. В. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста / Л. В. Чупрова, О. В. Ершова, Э. Р. Муллина, О. А. Мишурина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=16407 (дата обращения: 31.10.2016).
2. Доспехов, Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований) / Б. А. Доспехов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1968. - 335 с.
3. Акимов, Д. Н. Программа обработки данных полевого опыта FieldExpertvl.3 Pro. - Приклад. прогр. (728 Кб) / ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий», Отраслевой фонд алгоритмов и программ, номер ФАП 9455 от 14.11.2007. - 1 электрон. диск (СD-RОМ). - Сист. требования: MSExcel 2003 или выше; дисковод CD-ROM; загл. с этикетки диска.
4. Доспехов, Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов): учебник / Б. А. Доспехов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Агропромиздат, 1985. - 351 с.
© Акимова О. И., Акимов Д. Н., 2016 УДК 72.03:377.1
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Л. Б. Балдуева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье обосновывается необходимость изучения истории архитектуры для подготовки будущих специалистов техников-строителей. Раскрывается значимость сохранения архитектурных памятников для нынешних и будущих поколений. Показывается неразрывная связь архитектуры и строительства с развитием общества как необходимой предпосылки для изучения современных видов материала, новых тенденций в архитектуре и строительстве.
Ключевые слова: архитектура зданий, история архитектуры, памятники архитектуры, мастер-строитель, проектировщик, архитектор.
Тема «История архитектуры» входит в программу раздела «Архитектура зданий» МДК 01.01 «Проектирование зданий и сооружений» для подготовки квалифицированных специалистов по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Изучение указанного раздела позволяет студентам получить знания об архитектурном и градостроительном наследии, понять закономерности процесса развития архитектуры, расширяет их кругозор, необходимый для будущей практической деятельности, прививает интерес к выбранной профессии.
Задачей раздела является формирование у студентов понятия преемственности архитектуры, влияния национального народного творчества на зодчество. Студенты должны знать наиболее известные памятники архи-
тектуры национального и мирового значения, историю их создания и их авторов, уметь дать характеристику архитектурному облику сооружения, знать средства и приёмы архитектуры для выражения художественного замысла зодчего. В рамках указанной темы студенты изучают наиболее яркие и известные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени. В итоге постижения темы студенты должны иметь представление о месте памятников архитектуры в историческом развитии зодчества в частности и государства в целом. В целях более углублённого освоения материала студентам предлагается тематика рефератов, а также контрольные вопросы для самопроверки. В результате изучения истории архитектуры полученные знания позволят будущим специалистам профессионально ориентироваться в исторической застройке городов и в вопросах современной архитектуры.
В настоящее время в создании проектов сооружений участвует целый коллектив специалистов различного профиля: архитекторы, проектировщики-строители, электрики, сантехники и др. Все специалисты, участвующие в проектировании, должны не только хорошо знать свою область деятельности, но и иметь представление об области смежного специалиста, чтобы находить согласованные решения творческих задач и в итоге получить оптимальную объёмно-пространственную структуру здания в целом. Особенно тесное взаимодействие необходимо между архитектором и проектировщиком-строителем. Последний должен понимать основы архитектуры, быть в курсе новых тенденций её развития. Только тогда при наличии определённых трудовых, денежных и материальных ресурсов можно воплотить архитектурный замысел с высокими функциональными, техническими и эстетическими качествами.
Подготовка мастеров-строителей предусматривает знакомство обучаемых не только с основами архитектуры, архитектурной композиции и другими составляющими архитектуры как искусства, но и изучение архитектурного и градостроительного наследия. Знания по истории архитектуры будущему строителю необходимы не только для его общей культуры, но и для профессиональной деятельности, так как познание архитектурного наследия неразрывно связано с развитием архитектуры и творческими процессами архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, знания в истории архитектуры позволяют раскрыть неразрывную связь архитектуры и строительства с развитием общества, производительных сил, науки и техники. Знание этой взаимосвязи является необходимой предпосылкой к изучению новых тенденций в архитектуре и строительстве.
В эпоху информационных технологий, быстрых преобразований в различных областях человеческой деятельности, строя общество будущего, мы не должны забывать о прошлом. Только через познание ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. И таким мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, становятся памятники истории, культуры, частью которых являются и памятники архитектуры.
В чём сущность и ценность памятников архитектуры? Ответ на этот вопрос находим, в частности, в учебнике А. Г. Лазарева и А. А. Лазарева: «К памятникам архитектуры причисляют архитектурные произведения прошедших времён, отличающиеся высоким художественным уровнем или какими-то иными особенностями, характеризующими определённое стилистическое направление, а также связанные с важными историческими и культурными событиями. Памятниками архитектуры могут быть как отдельные сооружения: церкви, соборы, башни, так и их ансамбли: монастыри, кремли, улицы, города» [1].
Ценность памятников заключается в том, что они знакомят нас с культурой прошлого, с бытом и нравами народа, с важнейшими страницами истории той или иной страны. История показывает нам, как развивается, изменяется архитектура в процессе изменения социально-политического строя, художественных потребностей, эстетических идеалов. Очень точно по этому поводу заметил великий русский писатель Н. В. Гоголь: «Архитектура - тоже летопись мира, она говорит даже тогда, когда уже ничто не говорит о погибшем народе» [цит. по: 2] Знакомясь с памятниками архитектуры прошлого, мы познаём многовековую историю самого зодчества как искусства, тесно связанного с теми историческими и социальными преобразованиями, которые происходили в эпоху строительства того иди иного сооружения.
Следует заметить, что отдельные памятники архитектуры и их ансамбли перестают играть роль памятников конкретной исторической эпохи и становятся как бы символами города, народа, страны. Так, Красная площадь, Кремль олицетворяют собой столицу нашей Родины; Египет известен своими пирамидами, Римская империя оставила архитектурный след в истории в виде величественного Колизея, Китай знаменит Великой Китайской стеной, храмы Греции превратили строительное ремесло в искусство, а искусство античной архитектуры было возведено в эталон совершенства, который считается непревзойдённым по эстетическим качествам и в нынешнее время. Подобных примеров история знает великое множество. Это происходит из-за того, что зодчие - авторы архитектурных произведений реализовали в них не только функциональную задачу, но и сумели гармонично соединить строительство с искусством.
Большинство сохранившихся до наших дней памятников прошлого носит культовый характер. Это церкви, соборы, монастыри. Что они представляют собой, как памятники, какие страницы истории таят в себе, какую ценность представляют для нынешнего и грядущего поколения? Эти вопросы раскрываются в ходе изучения истории архитектуры, которая, как было уже сказано, неразрывно связана с развитием общества и государства. Студенты, изучающие русское зодчество на примерах монастырей и соборов, открывают для себя неизвестные факты и события истории родной для них страны. Соборы и монастыри были своеобразными культурными центрами, способствовавшими развитию письменности, литературы, истории и других наук.
В самом древнем русском храме - Киевском Софийском соборе - великий князь Ярослав Мудрый учредил центр книгописания и первую на Руси библиотеку. В Москве в Крутицком подворье группа переводчиков во главе с учёным XVII века Епифанием Славинецким впервые перевела на русский язык иностранные книги по педагогике, истории, медицине. Митрополиты, стоявшие во главе монастырей, были в большинстве своём образованнейшими людьми своего времени. Автор учебного пособия «Основы архитектуры» Т. Л. Кильпе пишет: «В начале XII в. монах Киевско-Печерского монастыря Нестор написал «Повесть временных лет» - первую летопись Древней Руси. Настоятель Соловецкого монастыря игумен Филипп, обладавший большими дипломатическими способностями, добился у Ивана Грозного больших средств и льгот для строительства монастыря. При нём были построены основные сооружения, составляющие поныне славу замечательного архитектурного ансамбля: Успенский собор с трапезной и главный храм монастыря, грандиозный Спас-Преображенский собор. Стараниями Филиппа в монастыре имелись кирпичный и гончарный заводы, кузница, в которой делали оружие и всякую хозяйственную утварь. Одной из самых богатых на Руси была библиотека монастыря» [2].
Велико было значение монастырей и в обороне русских городов: «Соловецкий монастырь неприступной крепостью стоял на пути шведов и англичан к северным русским землям. Могучие стены и башни псковских монастырей оказались непреодолимой преградой для войск польского короля Стефана Батория, что сыграло решающую роль в победе России в Левонской войне 1558-1583 гг. Укреплению положения Москвы в качестве главного города Древней Руси в значительной степени содействовало создание вокруг Москвы оборонительного кольца, составными звеньями которого были монастыри-сторожи: Новодевичий, Новоспасский, Симонов, Данилов, Андронников. Непокорённой стала и Троице-Сергиева лавра, выдержавшая атаки польско-литовских войск Лжедмитрия II в количестве 35 тысяч - на протяжении 16 месяцев» [2]. Примером мужества русского народа может служить и Новодевичий монастырь.
Старинные церкви и монастыри сохранили для потомков множество живописных работ великих и безвестных художников, предметов прикладного народного творчества. В Ферапонтове монастыре под Вологдой сохранилось полное собрание фресок великого мастера XVI в. Дионисия. Уникальные иконы ХП-Х^ вв., хранились на протяжении многих веков в Успенском соборе Московского Кремля. Список этот можно было бы продолжать до бесконечности. Словом, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта нашего народа.
«Таким образом, мы видим, что памятники архитектуры, - заключает Т. Л. Кильпе, - это не только память истории, но и предмет гордости за свою страну. Поэтому, сохраняя и изучая памятники архитектуры своего города, страны, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей страны. Сохраняем, чтобы передать как эстафету грядущим поколениям. Ведь уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости. Только тот народ, который чтит и уважает своё прошлое, его выдающиеся достижения, достоин великого будущего» [2].
В последние годы вопросы проектирования зданий гражданского назначения рассматриваются в контексте ведущей роли архитектурного воплощения. Практическая задача архитектуры - создание пространственной среды для различных нужд общества, однако при этом нельзя забывать, что архитектура активно воздействует на эмоциональный и духовный мир человека. Поэтому архитектура должна выступать сегодня в роли идеолога-заказчика новых технологий и новых строительных материалов. Согласимся с В. М. Молчановым, который утверждает, что «изучение истории архитектуры соответствует задаче возвращения архитектуре объективной руководящей и направляющей роли в социальном, культурном и экономическом развитии общества» [3].
Работа архитектора над проектом придаёт зданию неповторимое очарование, подчеркивает его индивидуальность, помогает раскрыть уникальность, подобно тому, как искусная огранка превращает алмаз в блистающий бриллиант.
Библиографический список
1. Лазарев, А. Г. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии У^ХХ вв.: краткий конспективный курс: учеб. для вузов / А. Г. Лазарев, А. А. Лазарев. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.
2. Кильпе, Т. Л. Основы архитектуры: учеб. для средн. проф.-техн. училищ / Т. Л. Кильпе. - М.: Высш. шк., 1989. - 104 с.
3. Молчанов, В. М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. учеб. пособие / В. М. Молчанов. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.
© Балдуева Л. Б., 2016