Научная статья на тему 'Роль изучения истории архитектуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов'

Роль изучения истории архитектуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ / ARCHITECTURE OF BUILDINGS / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ARCHITECTURE HISTORY / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ARCHITECTURAL MONUMENTS / МАСТЕР-СТРОИТЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВЩИК / DESIGNER / АРХИТЕКТОР / ARCHITECT / MASTER BUILDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балдуева Любовь Борисовна

В статье обосновывается необходимость изучения истории архитектуры для подготовки будущих специалистов техников-строителей. Раскрывается значимость сохранения архитектурных памятников для нынешних и будущих поколений. Показывается неразрывная связь архитектуры и строительства с развитием общества как необходимой предпосылки для изучения современных видов материала, новых тенденций в архитектуре и строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Architecture History as Academic Discipline on the Development of Professional Competencies of Future Specialists

The article proves the necessity of teaching the architecture history when training future construction technicians. The author reveals the importance of preserving architectural monuments for the present and future generations. The author also shows a symbiotic relationship between architecture and construction and the development of society as an essential point of studying contemporary types of material, new trends in architecture and construction.

Текст научной работы на тему «Роль изучения истории архитектуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов»

вести оценку существенности различий некоторых средних величин. Однако стоит заметить, что использование t-критерия Стьюдента накладывает некоторые ограничения на обрабатываемые данные. Для того чтобы использовать данный критерий, необходимо удостовериться, что проводимые выборки имеют нормальное распределение и их дисперсии равны.

Модули дисперсионного анализа имеют много общего и отличаются только количеством оценок существенности взаимодействий, напрямую зависящим от количества факторов. Программа для обработки данных методом корреляционно-регрессионного анализа проводит оценку тесноты, направления и вида влияния одного изучаемого признака на другой. Результаты обработки данных указанным методом - коэффициенты корреляции и детерминации и уравнение регрессии.

Коэффициент корреляции показывает «силу» зависимости и её направление. Если коэффициент корреляции положительный, то говорят о прямой зависимости, если отрицательный, то - об обратной зависимости. Для более прямого выражения зависимости двух величин используется коэффициент детерминации, который демонстрирует долю изменений показателей, зависящих от изучаемого признака. К сожалению, ни по коэффициенту корреляции, ни по коэффициенту детерминации нельзя судить о количественном изменении зависимого признака от независимого на единицу его измерения. Для таких оценок используют коэффициент регрессии и уравнение регрессии. Коэффициент регрессии выражается в единицах измерения зависимого признака, имеет знак коэффициента корреляции и показывает, насколько и в какую сторону преобразуется значение зависимого признака при изменении независимого на единицу измерения.

Для оценки существенности коэффициентов корреляции и регрессии применяется двухвыборочный t-критерий Стьюдента.

Использование при анализе добытых опытных данных критериев и показателей, полученных в процессе их обработки на программе FieldExpert v1.3 Pro, значительно повышает качество, методический уровень, достоверность выводов, теоретическое и практическое значение научных работ.

Совершенствование образовательного процесса при использовании исследовательских методов в процессе учебных занятий, учебных и производственных практик, написании курсовых и выпускных квалификационных работ с применением компьютерных технологий будет способствовать повышению качества подготовки выпускников направления «Агрономия».

Библиографический список

1. Чупрова, Л. В. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста / Л. В. Чупрова, О. В. Ершова, Э. Р. Муллина, О. А. Мишурина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=16407 (дата обращения: 31.10.2016).

2. Доспехов, Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований) / Б. А. Доспехов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1968. - 335 с.

3. Акимов, Д. Н. Программа обработки данных полевого опыта FieldExpertvl.3 Pro. - Приклад. прогр. (728 Кб) / ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий», Отраслевой фонд алгоритмов и программ, номер ФАП 9455 от 14.11.2007. - 1 электрон. диск (СD-RОМ). - Сист. требования: MSExcel 2003 или выше; дисковод CD-ROM; загл. с этикетки диска.

4. Доспехов, Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов): учебник / Б. А. Доспехов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Агропромиздат, 1985. - 351 с.

© Акимова О. И., Акимов Д. Н., 2016 УДК 72.03:377.1

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. Б. Балдуева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье обосновывается необходимость изучения истории архитектуры для подготовки будущих специалистов техников-строителей. Раскрывается значимость сохранения архитектурных памятников для нынешних и будущих поколений. Показывается неразрывная связь архитектуры и строительства с развитием общества как необходимой предпосылки для изучения современных видов материала, новых тенденций в архитектуре и строительстве.

Ключевые слова: архитектура зданий, история архитектуры, памятники архитектуры, мастер-строитель, проектировщик, архитектор.

Тема «История архитектуры» входит в программу раздела «Архитектура зданий» МДК 01.01 «Проектирование зданий и сооружений» для подготовки квалифицированных специалистов по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Изучение указанного раздела позволяет студентам получить знания об архитектурном и градостроительном наследии, понять закономерности процесса развития архитектуры, расширяет их кругозор, необходимый для будущей практической деятельности, прививает интерес к выбранной профессии.

Задачей раздела является формирование у студентов понятия преемственности архитектуры, влияния национального народного творчества на зодчество. Студенты должны знать наиболее известные памятники архи-

тектуры национального и мирового значения, историю их создания и их авторов, уметь дать характеристику архитектурному облику сооружения, знать средства и приёмы архитектуры для выражения художественного замысла зодчего. В рамках указанной темы студенты изучают наиболее яркие и известные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени. В итоге постижения темы студенты должны иметь представление о месте памятников архитектуры в историческом развитии зодчества в частности и государства в целом. В целях более углублённого освоения материала студентам предлагается тематика рефератов, а также контрольные вопросы для самопроверки. В результате изучения истории архитектуры полученные знания позволят будущим специалистам профессионально ориентироваться в исторической застройке городов и в вопросах современной архитектуры.

В настоящее время в создании проектов сооружений участвует целый коллектив специалистов различного профиля: архитекторы, проектировщики-строители, электрики, сантехники и др. Все специалисты, участвующие в проектировании, должны не только хорошо знать свою область деятельности, но и иметь представление об области смежного специалиста, чтобы находить согласованные решения творческих задач и в итоге получить оптимальную объёмно-пространственную структуру здания в целом. Особенно тесное взаимодействие необходимо между архитектором и проектировщиком-строителем. Последний должен понимать основы архитектуры, быть в курсе новых тенденций её развития. Только тогда при наличии определённых трудовых, денежных и материальных ресурсов можно воплотить архитектурный замысел с высокими функциональными, техническими и эстетическими качествами.

Подготовка мастеров-строителей предусматривает знакомство обучаемых не только с основами архитектуры, архитектурной композиции и другими составляющими архитектуры как искусства, но и изучение архитектурного и градостроительного наследия. Знания по истории архитектуры будущему строителю необходимы не только для его общей культуры, но и для профессиональной деятельности, так как познание архитектурного наследия неразрывно связано с развитием архитектуры и творческими процессами архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, знания в истории архитектуры позволяют раскрыть неразрывную связь архитектуры и строительства с развитием общества, производительных сил, науки и техники. Знание этой взаимосвязи является необходимой предпосылкой к изучению новых тенденций в архитектуре и строительстве.

В эпоху информационных технологий, быстрых преобразований в различных областях человеческой деятельности, строя общество будущего, мы не должны забывать о прошлом. Только через познание ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. И таким мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, становятся памятники истории, культуры, частью которых являются и памятники архитектуры.

В чём сущность и ценность памятников архитектуры? Ответ на этот вопрос находим, в частности, в учебнике А. Г. Лазарева и А. А. Лазарева: «К памятникам архитектуры причисляют архитектурные произведения прошедших времён, отличающиеся высоким художественным уровнем или какими-то иными особенностями, характеризующими определённое стилистическое направление, а также связанные с важными историческими и культурными событиями. Памятниками архитектуры могут быть как отдельные сооружения: церкви, соборы, башни, так и их ансамбли: монастыри, кремли, улицы, города» [1].

Ценность памятников заключается в том, что они знакомят нас с культурой прошлого, с бытом и нравами народа, с важнейшими страницами истории той или иной страны. История показывает нам, как развивается, изменяется архитектура в процессе изменения социально-политического строя, художественных потребностей, эстетических идеалов. Очень точно по этому поводу заметил великий русский писатель Н. В. Гоголь: «Архитектура - тоже летопись мира, она говорит даже тогда, когда уже ничто не говорит о погибшем народе» [цит. по: 2] Знакомясь с памятниками архитектуры прошлого, мы познаём многовековую историю самого зодчества как искусства, тесно связанного с теми историческими и социальными преобразованиями, которые происходили в эпоху строительства того иди иного сооружения.

Следует заметить, что отдельные памятники архитектуры и их ансамбли перестают играть роль памятников конкретной исторической эпохи и становятся как бы символами города, народа, страны. Так, Красная площадь, Кремль олицетворяют собой столицу нашей Родины; Египет известен своими пирамидами, Римская империя оставила архитектурный след в истории в виде величественного Колизея, Китай знаменит Великой Китайской стеной, храмы Греции превратили строительное ремесло в искусство, а искусство античной архитектуры было возведено в эталон совершенства, который считается непревзойдённым по эстетическим качествам и в нынешнее время. Подобных примеров история знает великое множество. Это происходит из-за того, что зодчие - авторы архитектурных произведений реализовали в них не только функциональную задачу, но и сумели гармонично соединить строительство с искусством.

Большинство сохранившихся до наших дней памятников прошлого носит культовый характер. Это церкви, соборы, монастыри. Что они представляют собой, как памятники, какие страницы истории таят в себе, какую ценность представляют для нынешнего и грядущего поколения? Эти вопросы раскрываются в ходе изучения истории архитектуры, которая, как было уже сказано, неразрывно связана с развитием общества и государства. Студенты, изучающие русское зодчество на примерах монастырей и соборов, открывают для себя неизвестные факты и события истории родной для них страны. Соборы и монастыри были своеобразными культурными центрами, способствовавшими развитию письменности, литературы, истории и других наук.

В самом древнем русском храме - Киевском Софийском соборе - великий князь Ярослав Мудрый учредил центр книгописания и первую на Руси библиотеку. В Москве в Крутицком подворье группа переводчиков во главе с учёным XVII века Епифанием Славинецким впервые перевела на русский язык иностранные книги по педагогике, истории, медицине. Митрополиты, стоявшие во главе монастырей, были в большинстве своём образованнейшими людьми своего времени. Автор учебного пособия «Основы архитектуры» Т. Л. Кильпе пишет: «В начале XII в. монах Киевско-Печерского монастыря Нестор написал «Повесть временных лет» - первую летопись Древней Руси. Настоятель Соловецкого монастыря игумен Филипп, обладавший большими дипломатическими способностями, добился у Ивана Грозного больших средств и льгот для строительства монастыря. При нём были построены основные сооружения, составляющие поныне славу замечательного архитектурного ансамбля: Успенский собор с трапезной и главный храм монастыря, грандиозный Спас-Преображенский собор. Стараниями Филиппа в монастыре имелись кирпичный и гончарный заводы, кузница, в которой делали оружие и всякую хозяйственную утварь. Одной из самых богатых на Руси была библиотека монастыря» [2].

Велико было значение монастырей и в обороне русских городов: «Соловецкий монастырь неприступной крепостью стоял на пути шведов и англичан к северным русским землям. Могучие стены и башни псковских монастырей оказались непреодолимой преградой для войск польского короля Стефана Батория, что сыграло решающую роль в победе России в Левонской войне 1558-1583 гг. Укреплению положения Москвы в качестве главного города Древней Руси в значительной степени содействовало создание вокруг Москвы оборонительного кольца, составными звеньями которого были монастыри-сторожи: Новодевичий, Новоспасский, Симонов, Данилов, Андронников. Непокорённой стала и Троице-Сергиева лавра, выдержавшая атаки польско-литовских войск Лжедмитрия II в количестве 35 тысяч - на протяжении 16 месяцев» [2]. Примером мужества русского народа может служить и Новодевичий монастырь.

Старинные церкви и монастыри сохранили для потомков множество живописных работ великих и безвестных художников, предметов прикладного народного творчества. В Ферапонтове монастыре под Вологдой сохранилось полное собрание фресок великого мастера XVI в. Дионисия. Уникальные иконы ХП-Х^ вв., хранились на протяжении многих веков в Успенском соборе Московского Кремля. Список этот можно было бы продолжать до бесконечности. Словом, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта нашего народа.

«Таким образом, мы видим, что памятники архитектуры, - заключает Т. Л. Кильпе, - это не только память истории, но и предмет гордости за свою страну. Поэтому, сохраняя и изучая памятники архитектуры своего города, страны, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей страны. Сохраняем, чтобы передать как эстафету грядущим поколениям. Ведь уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости. Только тот народ, который чтит и уважает своё прошлое, его выдающиеся достижения, достоин великого будущего» [2].

В последние годы вопросы проектирования зданий гражданского назначения рассматриваются в контексте ведущей роли архитектурного воплощения. Практическая задача архитектуры - создание пространственной среды для различных нужд общества, однако при этом нельзя забывать, что архитектура активно воздействует на эмоциональный и духовный мир человека. Поэтому архитектура должна выступать сегодня в роли идеолога-заказчика новых технологий и новых строительных материалов. Согласимся с В. М. Молчановым, который утверждает, что «изучение истории архитектуры соответствует задаче возвращения архитектуре объективной руководящей и направляющей роли в социальном, культурном и экономическом развитии общества» [3].

Работа архитектора над проектом придаёт зданию неповторимое очарование, подчеркивает его индивидуальность, помогает раскрыть уникальность, подобно тому, как искусная огранка превращает алмаз в блистающий бриллиант.

Библиографический список

1. Лазарев, А. Г. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии У^ХХ вв.: краткий конспективный курс: учеб. для вузов / А. Г. Лазарев, А. А. Лазарев. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.

2. Кильпе, Т. Л. Основы архитектуры: учеб. для средн. проф.-техн. училищ / Т. Л. Кильпе. - М.: Высш. шк., 1989. - 104 с.

3. Молчанов, В. М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. учеб. пособие / В. М. Молчанов. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.

© Балдуева Л. Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.