УДК 482
Л. П. Сычугова
КОНЦЕПТ АРХИТЕКТУРА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
В статье АРХИТЕКТУРА рассмотрен в аспекте языковой картины мира. Автор анализирует концепт как отражение культуры русского народа, национального менталитета.
In the article the concept Architecture is considered in the light of the linguistic picture of the world. The author analyzes the concept as the reflection of Russian culture, the national mentality.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, языковая картина, архитектура, менталитет.
Keywords: cognitive linguistics; concept; linguistic picture, аrchitecture, mentality.
Рассмотрим в статье сущность концепта АРХИТЕКТУРА в русской языковой картине мира.
Языковой картиной мира называют сложившуюся давно и сохранившуюся доныне национальную картину мира, дополненную ассимилированными знаниями, отражающими мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированную в языковых формах, ограниченную рамками консервативной национальной культуры этого народа [1]. «Базовый словарь лингвистических терминов» указывает на многозначность термина-словосочетания языковая картина мира: «1. То же, что внутренняя форма языка (Способ отражения в языке действительности.) 2. Отражённые в категориях языка представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности в её соотношении с человеком, который является центральной фигурой языка и как лицо говорящее, и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит [2]. Основной смысл данных определений термина заключён в соотношении трёх составляющих: человек - мир - язык. Описать мир, воспринятый человеком, возможно на основе взаимосвязи его культурного пространства и языка.
С помощью языка человек концептуализирует окружающую действительность. «Концепт -принадлежность сознания человека, глобальная единица мыслительной деятельности, квант структурированного знания. Мышление человека невербально, оно осуществляется при помощи универсального предметного кода. Люди мыслят концептами, кодируемыми единицами этого кода. Упорядоченная совокупность концептов в сознании человека образует его концептосферу. <...> Через язык можно познать и эксплицировать
© Сычугова Л. П., 2012
содержание сознания» [3]. Названные постулаты семантико-когнитивного подхода к языку и стали основополагающими для описания концепта АРХИТЕКТУРА. Этот путь от «семантики единиц языка к концепту» признаётся когнитивис-тами наиболее надёжным для выявления концептов, особенно тех концептов, которые выражены средствами невербальных искусств: графики, скульптуры, архитектуры и т. д. [4]
Концептуальный анализ концепта АРХИТЕКТУРА проведён на основе невербального художественного образа [5] и языковой картины мира, представленной в Когнитивном словаре архитектуры [6].
ПОНЯТИЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ концепта АРХИТЕКТУРА включает этимологический анализ. Слово образовалось от лат. агсЪ^есШга и восходит к гр. атеЪигЫоЫкё (1гсЪпё) - строительное искусство.
Понятийный компонент концепта рассматривается как фактуальный, хранящийся в сознании вербальной форме и позволяющий раскрыть его место в системе других концептов [7]. Рассмотрим взаимосвязь концепта АРХИТЕКТУРА с фактуальными компонентами других концептов, представленными в 234 словарных статьях и 3 таблицах Когнитивного словаря архитектуры [8]. Каждая словарная статья расширяет когнитивное пространство читателя в сфере архитектуры. Коллективная (национальная, русская) языковая картина мира архитектуры представлена и в таблицах. В таблицу «Типы архитектурных сооружений» включены слова-имена концептов, объединённых темами: жилища (барак, вилла и т. д.), административные общественные здания (амфитеатр, банк и т. д.), культовые здания (аббатство, базилика и т. д.), фортификационные укрепления (башня, городище и т. д.), промышленные и производственные сооружения (амбар, верфь и т. д.), транспортные и инженерно-технические сооружения (автовокзал, акведук и т. д.). Таблица «Создание архитектурных форм» называет первичные свойства (геометрический вид, величину и отношение величин, положение в пространстве, массивность, цвет, светотень, степень освещённости), средства выразительности (взаимосвязь зданий, гармония с окружающей средой, ритм, тектоника, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, отделочные материалы, декор, сочетание с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Таблица «Строительные материалы» представляет названия конструкционных, декоративных, теплоизоляционных, акустических, гидроизоляционных, вяжущих материалов.
Далее признаки концепта представим в сопоставлении определений, данных в толковых словарях. Исследование словарных дефиниций про-
ведём методом компонентного анализа. С этой целью сделаем выборку ключевых слов в дефинициях толковых словарей [9], выделим семы. 1) «Искусство проектировать, располагать» [10]. Сема - «проектирование». 2) «Искусство строить», «наука о возведении зданий» [11]. Сема -«строительство». 3) «Оформление пространственной среды», «художественное оформление» [12]. Сема - «декор, красота». 4) «Стиль постройки», «направленность в строительстве» [13]. Сема - «архитектурный стиль». 5) «Совокупность зданий» [14]. Сема - «собирательное значение».
Поскольку семы актуализируются в тексте, представим понятийный компонент концепта фрагментом текста из словарной статьи Когнитивного словаря архитектуры [15].
АРХИТЕКТУРА, -ы; только ед.; ж. 1. Зодчество; искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. * Архитектура - одно из самых древних и значительных по своему воздействию искусств. Сила её художественных образов умножается постоянным и ненавязчивым воздействием на человека -вся его жизнь проходит в среде, основу которой составляет архитектура. (Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. М, 1971. С. 5.)
В данном фрагменте словарной статьи актуализируются семы проектирование, строительство, декор, красота.
Представляем толкование термина во втором значении и текстовую иллюстрацию к нему. 2. Совокупность определённых художественно-композиционных качеств, присущих тому или иному сооружению; конструктивное строение; стиль, характер постройки. * Ансамбль Смольного монастыря в Москве. 1748-1764. Архитектор Б. Ф. Растрелли. Необыкновенной живописностью и пластичностью форм отличается архитектура каждого здания и интерьера в ансамбле Смольного монастыря, особенно самого собора. Внутренняя отделка собора не была закончена из-за Семилетней войны. Завершил строительство ансамбля в 1830-х годах выдающийся русский архитектор В. П. Стасов... (Пиляв-ский В. И. История русской архитектуры. М., 1984. С. 318.)
В данном тексте актуализируются семы декор, красота, архитектурный стиль.
Представляем толкование термина во втором значении и текстовую иллюстрацию к нему. 3. Со-бир. Произведения архитектуры; совокупность зданий и других сооружений, создающих организованную среду для жизни и деятельности людей. * Русские зодчие, на первых порах. учившиеся у византийцев, имели собственные худо-
жественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях. <...> Уже через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских. Русская архитектура XII века, безусловно, может быть названа национальной русской архитектурой, своеобразной и не имеющей точных аналогов ни в Византии, ни в какой-либо другой стране. (Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. М., 1989. С. 49-50.)
Актуализируется сема собирательное значение.
В понятийную составляющую концепта АРХИТЕКТУРА входит и поясняющий концепт термин «Органическая архитектура» - архитектура, стремившаяся связать композицию построек с естественными природными условиями, раскрыть их интерьеры и окружающий пейзаж.
Проанализируем словообразовательную парадигму.
архите кт-ОР архитект/у р(а) ^ архитекту р-Н-ый
Покажем, как функционирует слово архитектор в тексте. * С самого возникновения строительной деятельности человечества появляется специалист, ответственный за создание сооружения и руководящий всеми работами по его возведению - главный строитель... Хотя архитектура и возникла задолго до создания древнегреческого государства, именно этот термин греков стал впоследствии общепринятым выражением. Архитекторами стали называть людей, занимающихся проектированием и строительством зданий, сооружений и целых городов. При помощи архитектуры. человечество преобразует окружающую природу, делает её более привлекательной и удобной для своего физического и духовного существования. Поэтому не случайно профессия архитектора. была во все времена и эпохи уважаема и чтима обществом <...>
Слово «архитектор», как и многие другие иностранные термины, появилось в русском языке в эпоху бурной реформаторской деятельности Петра I в XVIII веке... (Искржицкий Г. И, Сычёва М. А. По законам красоты. М, 1981. С. 45-47.)
Обратимся к словосочетаниям. В Когнитивном словаре архитектуры [16] даны словосочетания, включающие слово архитектурный: архитектурный (-ое, -ая) ансамбль, композиция, облик, произведение, сооружение, замысел, решение, форма, элементы...
Таким образом, словообразовательный ряд, набор словосочетаний, текстовая иллюстрация для представления концепта АРХИТЕКТУРА указывают на непродуктивность словообразовательной парадигмы.
Вывод. В языковой картине мира АРХИТЕКТУРЫ ведущим оказывается фрагмент, связан-
ный с реализацией в архитектурных сооружениях таких важных для жизненного существования человека качеств, как польза, прочность, красота (по Ветрувию). Не менее значимым в языковой картине мира является фрагмент, который указывает на профессиональную, творческую, называемую искусством деятельность создателей архитектурных объёмов.
Рассмотрим ОБРАЗНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ концепта АРХИТЕКТУРА. Она складывается из концептуальных метафор, отражающих национальный образ мышления в процессе осмысления образов, имеющихся в языковой картине мира архитектуры.
Самая частотная метафора представляет архитектуру как ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
Архитектура «осуществляет» физические действия: возникла (на ранних ступенях развития человеческого общества...); зародилась когда-либо; нашла новые выразительные формы; прошла (какие-либо этапы развития.; развивается в лаконичных формах; на основе каких-либо традиций; под влиянием каких-либо идей. ); рождает (какие-либо впечатления...)...
Архитектура наделена национальными, социальными приметами. По географическому, национальному признакам, художественной школе архитектуру определяют как западноевропейская...; английская, белорусская, греческая, египетская, индийская, испанская, итальянская, русская. ; по социальному признаку: гражданская, народная, национальная...; по временному и пространственному признакам: византийская, древневосточная, древнегреческая, древнеегипетская, древнеримская. архитектура.
Архитектура характеризуется по принадлежности к мировым религиям: мусульманская, православная.
Архитектура «выполняет» функции, свойственные языку и речи: воздействует (на чувства. ); выражает (характер эпохи. ); отвечает (каким-либо требованиям...)...
С архитектурой хотят познакомиться; ею восхищаются; её пропагандируют.
Архитектура «способна заниматься» общественной и предметной деятельностью: (в готике...) достигла (какого-либо развития, расцвета. ); получила распространение; преодолевает (материальность..); претерпела изменение; решает (какие-либо социально-бытовые, строительно-технические задачи; создала (разнообразные типы сооружений..); способствует (выделению человека из мира природы; развитию его творческих сил..); стимулирует развитие ряда отраслей знания..; участвует (в формировании духовного мира человека..).
Архитектура по оценке зрителей бывает: выразительная, вычурная, живописная, красивая, свое-
образная..; по образности художественной речи: величественная, нарядная, патетическая, полнокровная, праздничная, пышная, сдержанная, серьёзная, строгая, суровая, сухая, торжественная.
Архитектура может выступать в роли ФИЗИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ. Сущностная составляющая проявляется в признаках, свидетельствующих о назначении архитектуры: жилая (жилищная), культовая, промышленная..; о типе сооружения, архитектурного пространства: дворцовая, крепостная, парковая, театральная, усадебная, храмовая.
Архитектура присуща всем каким-либо (-ой) зданиям, сооружениям: аэропорту, башне, постоялому двору, дворцу, жилищу, замку, крепости, кунсткамере, музею, небоскрёбу, особняку, павильону, палате, складу, собору.; залу, интерьеру, крыльцу, портику, фасаду.; поверхности, (внутреннему) пространству.
В архитектуре наблюдаем какой-либо (-ая, -ое; -ие) свод.; перемены, появление (какого-л. ордера..), приём, применение (какой-л. кладки..)..; (ритмическая..) закономерность, эклектизм.
Будучи физическим существом, архитектура имеет свойственные ей облик, особенности, (конструктивная, ордерная, торжественная.) форму, черты, (русский, строгий.) характер.; изображение, обогащение, применение, разработку, сближение (с какой-л. архитектурой), связь (с деревянным зодчеством.), соответствие (какому-л. месту.), сравнение (с архитектурой другого здания.), строительство..; прочность, своеобразие, соразмерность (человеку), удобство, целесообразность.
Архитектура способна характеризовать какой-либо регион: Византию, Древний Египет, Римскую империю, Китай./, какой-либо (-ую) период, эпоху: XVI в., (Петровского.) времени, капитализма, феодализма.; объединения (русских земель вокруг Москвы), прошлого..; какой-либо архитектурный стиль: барокко, готики, классицизма, ренессанса, эклектики.
Архитектура может быть вместилищем: какой-либо вклад. в архитектуру.
Определим ЗНАЧИМОСТНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ концепта АРХИТЕКТУРА.
Слово архитектура трудно отнести к терминологической категории, поскольку оно является общеупотребительным, в языковой картине мира вступает в синонимические отношения с концептом ЗОДЧЕСТВО.
Антонимические отношения у термина АРХИТЕКТУРА отсутствуют.
Значимостная составляющая концепта АРХИТЕКТУРА проявляется в ассоциативных связях слова-термина. Охарактеризуем коллективную языковую картину мира архитектуры, явленную в ассоциативном эксперименте со студентами ВятГГУ. В эксперименте участвовали 56 человек.
При подсчёте учитывались только первые три слова-реакции. На слово-стимул архитектура были даны следующие слова-реакции: здание -34 чел.; искусство, строительство - 23 чел.; мастерство строителей - 10 чел.; время -18 чел.; колонна - 15 чел.; постройка, строение - 8 чел.; архитектор - 8 чел.; арка - 8 чел.; камень, глыба - 5 чел.; величина, масштабность- 5 чел.; пространство - 3 чел.; декор -2 чел.; украшение - 2 чел.; лепнина - 2 чел.; орнамент - 2 чел.; дизайн - 2 чел. Отметим единичные слова-реакции, называющие конкретные объекты, субъекты: Япония, Великобритания; Венеция, Рим, Санкт-Петербург; Витберг, Чарушин; Адмиралтейство, Биг-Бен, Зимний дворец, Колизей, Собор Парижской Богоматери, Храм Василия Блаженного, Храм Покрова-на-Нерли. Среди единичных реакций были амуры, жизнь, свет, горные породы.
ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ концепта АРХИТЕКТУРА проявилась в национальной языковой картине мира посредством слов, оценивающих качества, своеобразие архитектурных объектов: богатство, величавость, грандиозность, декоративность, красочность, лаконичность, нарядность, новизну, праздничность, примитивность, простоту, прочность, соразмерность (человеку), строгость, удобство, (декоративную..) узорчатость, целесообразность...
Итак, использование метода компонентного анализа концептов позволяет актуализировать концепт в сознании обучаемых, расширить их когнитивное пространство.
Примечания
1. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / под ред. В. И. Ка-расика, И. А. Стернина. М., 2007. С. 16.
2. Столярова Л. П., Пристайко Т. С., Попко Л. П. Базовый словарь лингвистических терминов. Киев, 2003. С. 167.
3. Попова 3. Д, Стернин И. А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стер-нина. М., 2007. С. 7.
4. Там же. С. 9.
5. Сычугова Л. П. Архитектурные образы на уроках русского языка. Киров, 2011.
6. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53.
7. Большой толковый словарь / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998.
8. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53.
9. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53; Большой толковый словарь / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987; Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1989; Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. М., 2005.
10. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53; Большой толковый словарь / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981; Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1989; Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. М., 2005.
11. Там же.
12. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981.
13. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53; Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1989; Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. М., 2005.
14. Сычугова Л. П. Когнитивный словарь архитектуры. Киров, 2012. С. 45-53.
15. Там же.
16. Там же.