Научная статья на тему 'Рассмотрение концепта в коллективном языковом сознании'

Рассмотрение концепта в коллективном языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА ПРАВОСЛАВИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ДУХОВНОЕ НАЧАЛО / COGNITIVE LINGUISTICS / CONCEPT / LINGUISTIC PICTURE OF THE ORTHODOXY / MENTALITY / SPIRITUAL BASIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычугова Лия Павловна

В статье концепт икона рассмотрен в аспекте исповедуемой русским народом православной религии. Автор анализирует религиозную православную лексику как хранительницу исторической судьбы русского народа, национального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considering the Concept in the Collective Linguistic Consciousness

In the article the concept icon is considered in the aspect of Russian Orthodoxy. The author analyses the orthodox religious lexicon as a keeper of the historical fate of Russian people and of national mentality.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение концепта в коллективном языковом сознании»

Метод субъективных характеристик

- Задание. Составим ассоциативный портрет автора. Какую картину представили? Какое настроение автора? С какими образами в изобразительном искусстве, в музыке ассоцианируются в Вашем сознании эти строчки?

Гроза прошла, и ветки белых роз В окно мне дышат ароматом. Ещё трава полна прозрачных слёз И дальний гром гремит раскатом.

А. А. Блок

- Задание. Напишем ассоциативный портрет дорогих людей/ малознакомых/группы. С какими предметами/понятиями/ситуациями их можно сопоставить?

Возможно использование ответа на вопросы, например: Если бы он/она был ветром/птицей/ цветком/кошкой/утром...

- Задание. Проанализируйте, как выполнила задание 2 выпускница нашего вуза Елена Рябова. Составьте ассоциативный портрет автора.

Моя «серебриана» Для меня Цветаева - жар, Для меня Ахматова - лёд. И подуешь - так обожжёт, Поцелует - прилип к губам. Для меня Мандельштам не волк, А несчастный, бездомный пёс. Для меня Пастернак не бог, Не ответ, а скорее вопрос. Для меня Маяковский - гром, А Есенин, конечно, крик. Полурыцарь, полумужик; Прометей, а потом - Хирон. Для меня Северянин - паж, Королевой забытый плут. Для меня Гумилёв - кураж, И не конквистадор, а плут. Мережковский как Магомед, И Горгона - его жена. Чёрных птиц вороватый след -И глухая китай-стена. Для меня Саша Чёрный - смех, Для меня Иван Ьунин - плач, А Георгий Иванов - снег, И Волошин - почти кумач. Брюсов - Нестор и, вдруг, Эзоп. А Бурлюк просто нудный дед. Сологуб - раскрещённый поп. Анненский - от кометы след. Белый - мистик и злой Арлекин. Блок не просто печальный Пьеро. Он и Гамлет, и в поле Один, И серебряное крыло. Е. Рябова, студентка V курса филологического факультета ВятГГУ, 2001/2002 учеб. год.

- Задание. «Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит». Каким/какой Вы видите

себя? «Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи». Каковы Ваши ассоциации? Удовлетворены ли своей личностью? (От социализации своих заметок можете воздержаться.)

Примечания

1. Базовый словарь лингвистических терминов. Киев: Изд-во Гос. акад. руководящих кадров культуры и искусств, 2003. С. 19-20.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. 1987. С. 239.

3. Сахарный А. А. Введение в психолингвистику: курс лекций. Л.: ЛГУ, 1989. С. 144.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2006. С. 235.

5. Базовый словарь... С. 109.

6. Караулов Ю. Н. Текстовые преобразования в ассоциативных экспериментах // Язык: система и функционирование. М.: Наука, 1988. С. 109.

7. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 127.

8. Рендакова Е. М. Педагогика творчества как путь воспитания интеллигента: учеб. пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 87-88.

9. Сычугова Л. П. Словарь искусства. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 14-18.

10. Там же. С. 164-167.

11. Цитаты по: Колесникова Л. Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орёл: Изд-во Орлов. гос. ун-та, 2001. С. 26-29.

УДК 81-13

А. П. Сычугова

РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПТА В КОЛЛЕКТИВНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

В статье концепт икона рассмотрен в аспекте исповедуемой русским народом православной религии. Автор анализирует религиозную православную лексику как хранительницу исторической судьбы русского народа, национального менталитета.

In the article the concept icon is considered in the aspect of Russian Orthodoxy. The author analyses the orthodox religious lexicon as a keeper of the historical fate of Russian people and of national mentality.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, языковая картина православия, менталитет, духовное начало.

Keywords: cognitive linguistics; concept; linguistic picture of the orthodoxy, mentality, spiritual basis.

Рассмотрение концепта икона в коллективном языковом сознании объясняется повышенным в последнее время вниманием общества к проблемам, связанным с религиозными конфессиями. «Религия есть духовная субстанция народного менталитета, в которой зашифрована историчес-

© Сычугова Л. П., 2012

кая судьба того или иного народа. Православие придаёт внутреннюю определённость менталитету русского народа и на тысячелетие определяет душевный потенциал русской нации. Это неиссякаемый родник, который удовлетворял духовную жажду русского народа в его непростой и часто трагичной истории» [1]. Всечеловеческие ценности, содержащиеся в вербальных текстах (прежде всего - в Библии) и в иконических, т. е. изобразительных, текстах (в иконах), нашли благодатную почву в душе русского народа с его стремлением к абсолютным ценностям, со свойственными ему образно-символическим восприятием мира, максимализмом.

Русский народ конца ХХ-ХХ1 в. вернулся к православным духовным ценностям, сохранив почтительное отношение к православным текстам. Внимание исследователей в лингвистике и педагогике направлено на изучение языковой картины мира человека, на расширение его когнитивного пространства. Религиозная лексика в силу идеологических обстоятельств советского периода фактически выпала из сознания юных поколений. Сейчас она оказалась вновь востребованной, школа всё чаще стала обращаться к духовной литературе и христианской изобразительности, к учению как к благодатному источнику, воспитывающему христианское сознание и поведение, как к средству спасения духовного здоровья сегодняшнего человека.

Рассмотрим концепт икона как составляющую языковой картины православия. Для описания языковых средств, использованных для объективизации концепта икона, обратимся к лингвистическим методам, позволяющим приблизиться к раскрытию содержания концепта. Языковым материалом для анализа стали словарные дефиниции толковых словарей, энциклопедий, искусствоведческие тексты. Языковому анализу подверглись также данные словарной статьи авторского Словаря искусства [2], результаты ассоциативных экспериментов.

Слово икона восходит к греческому г1коп -изображение, образ.

Отметим развитие семантемы икона. Если

B. И. Даль определял семантему икона только как «образ, изображение лика Спасителя, небесных сил и угодников» [3], то словарь С. И. Ожегова [4] дополняет лексему тем, что изображение для верующих служит предметом поклонения и что выполняется оно в художественном стиле, присущем живописи. В Толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова [5] указывается вероисповедание: икона - предмет почитания у христиан. Неполная конкретизация в Словаре

C. И. Ожегова объясняется тем, что в глубокой древности изображения богини Исиды и Великой Богини воспроизводились безотносительно

к религиозной принадлежности и у египтян, и на русских православных иконах.

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона в соответствии со статусом Словаря концепт представлен более широко: «Икона - название в христианской церкви, живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющее священный характер, служащее предметом религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквях они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нём Иисуса Христа или без оного» [6].

В «Словаре искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура», имеющем лингвоког-нитивный характер, объём значения семантемы икона сохранен с некоторыми уточнениями: «Станковое произведение православной живописи, являющееся предметом поклонения; образ (употребляется как почтительное название иконы)» [7].

Лексема икона имеет синонимы: образ, лик, Божье милосердие. О возрастании активности концепта в нашем сознании свидетельствуют языковые факты: образование новых слов с корнем -икон- : иконография, иконознание, иконоклазм, иконокласт (иконоборец), иконология, иконописец, иконопочитание, иконостас, а также слов с корнем -икон-, утратившим значение святости и оставившим значение образа, изображения: иконометр, иконоскоп, иконотека... К достаточно обширному словообразовательному гнезду присовокупим: иконный, иконник, иконоборец, иконоборческий, иконоборчество, иконографический, иконописный, иконостасный.

Концепт икона обладает исключительно ценностным статусом: он связан с внутренним миром человека и с его извечным стремлением постичь законы мироздания. Неизменное присутствие и значимость иконы в жизни христианина зафиксированы в пословице Из одного дерева икона и лопата, да не обе святы. Для православных и католиков икона наделена священным характером, она служит предметом поклонения и чествования. Иконы обязательно присутствуют в храмах, в домашних интерьерах христиан. Икона считается символом русской духовности, хранительницей тайны русского характера. В метафорах эта мысль звучит так: «Икона - это тонкая животворная нить, соединяющая поколения», «В иконе сохранилась историческая память», «Это недосягаемая магическая тайна», «Живописное благодатное слово Божие». Е. Н. Трубецкой подчёркивает нравственное значение иконы: «Икона не портрет и не жанровая

картина, а прообраз идеального человечества. В ней сосредоточена вся сила Нравственного подвига, вся сила духа и власть над телом. Измождённые лики святых противостоят кровавому царству плоти не только истончённостью чувств, но и новой формой жизненных отношений» [8].

К сожалению, для ряда иностранцев икона является изысканным русским сувениром.

О значимости икон в жизни православного человека свидетельствуют и материалы Когнитивного словаря искусства, в котором при представлении терминов лингвистическая и экстралингвистическая информация совмещается [9].

Исторически появление иконы связано с Фай-юмским портретом [10]. Иконы первоначально выполнялись в технике восковой живописи, реже мозаики. С XVIII в. иконы стали создаваться в основном в технике масляной живописи на деревянных досках, холсте. В наше время иконы создаются не только средствами живописного изобразительного искусства (восковая, живописная... икона), но и скульптуры (рельефная икона), декоративно-прикладного искусства (мозаичная, резная, шитая... икона). Икона может быть написана не только в традиционной технике работы масляными красками, но и акварельными красками (акварельная икона), быть выполненной не только с использованием мольберта, но и на внешней плоскости стены храма, например мозаичная копия «Троицы» А. Рублёва в Святоданило-вом монастыре. Иконы классифицируются по художественным школам, мастерским и одновременно по территориальному признаку: греческая, древнерусская, русская..; звенигородская, киевская, московская, новгородская, псковская, уральская... икона. Главный признак иконы - предмет поклонения - зафиксирован в словосочетаниях и предикативных сочетаниях слов: чтимая. ..икона; поклонение. иконе; встретить, (благоговейно...) созерцать... икону; благословить (молодых...)... иконой; молиться, стоять (на коленях). перед иконой; икона почитается; икона чтится (нами) как святая.; икона - предмет культового поклонения; святая икона то же, что священная книга... По словам П. А. Флоренского, «икона имеет целью вывести сознание в мир духовности» [11].

Итак, наиболее значимым признаком концепта икона является её функциональное предназначение: икона - предмет поклонения.

Категоризацию концепта икона проведём на основе выявления других значимых признаков.

Бытийные признаки указывают на существование иконы. По своему предназначению иконы бывают выносными (переносными), поминальными, праздничными, чудотворными. ; по содержанию - библейскими, житийными (сюжетными), портретными... Икона как рукотворное

произведение обладает определённой структурой и формой: икона какого-л. формата.; двусторонняя, четырёхчастная... икона; вид, гармония, внутренняя логика, орнаментика, (удлинённые...) пропорции, рамки, (лицевая, оборотная) сторона, (живописный, колористический, цветовой...; образный) строй, структура, (композиционная.) схема, (архитектурные.) формы; высота, ширина. иконы.

Икона имеет признаки неживого. Это конкретное имя существительное обозначает предмет, который поддаётся счёту: группа, ряд, собрание. икон; коллекция, собрание. из какого-л. количества икон.

Икона может обладать материальной ценностью: драгоценная, знаменитая, прекрасная, прославленная, уникальная, ценная. икона.

Этот предмет имеет признак принадлежности какому-либо лицу/организации: икона какого-л. монастыря, храма: Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, храма Христа Спасителя.; из собраний частных и государственных коллекций: С. П. Рябушинского, П. М. Третьякова, Успенских..; Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа. Языковое закрепление этого признака подчёркивает его значимость, поскольку иконы относят к национальным художественным ценностям.

Не менее важен признак принадлежности по авторству рукотворного произведения: икона Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублёва. Какая-л. икона принадлежит какому-л. автору.

Икона имеет своё предназначение: Икона -средство возведения человека к первообразу.

Икона является материальным предметом, с которым производятся действия: вынос, дарение, датировка, изучение, написание, открытие, расчистка, реставрация. иконы; освободить (от наслоений...), поновить, рентгенографировать. какую-л. икону. Икона расчищена, реставрирована, создана.

Икона характеризуется связью с внутренним пространством: гармония, внутренняя динамика, композиция, логика. иконы; какое-л. пространство. в какой-л. иконе; какие-л. вставки. внизу иконы.

Иконе присущи признаки связи с внешним пространством: икона какого-л. иконостаса, складня, деисусного чина.; надгробная, настенная. икона; архитектурный центр, архитек-турность. иконы. Икона связана с иконографической структурой храма, с иконостасом; Икона подчиняется (архитектуре храма, идее храма.). Икона становится своего рода вместилищем, вбирающим в себя какие-л. особенности: доминировать, выразить (какую-л. идею. ), материализовать (какую-л. мысль..), располо-

жить (какие-л. изображения...)... в какой-л. иконе... Икона может представлять какую-либо плоскость: имитировать, наблюдать, показать, поместить что-л. на какой-л. иконе.

Наделяется икона признаками живого существа. Среди антропоморфных признаков укажем признаки:

социальные: символика... иконы; поклоняться, уделять внимание... какой-л. иконе; молиться... перед какой-л. иконой.;

витальные: рождается (по благословению...)...; рождена (в жажде небесного утешения..)..;

ментальные: (религиозно-философская...) идея, логика, магия, понимание, (удивительный...) смысл, духовная сущность, чудотвор-ность, (идейный) центр... иконы; выразить (панораму чувств.), закрепить (духовный опыт...)... в какой-л. иконе; связать (какую-л. легенду, надежду...)... с какой-л. иконой. Икона (сознание человека. ) выводит (в духовный мир. ); (духовно. ) приближает (к Богу. ); прославляет (живущих под знаком Вечности, царство духовности...); раскрывает (идею преображения мира на духовно-нравственной основе...)...; чудотворна;

признаки речи: повествует, рассказывает о чём-л., о ком-л. ;

деятельностные: (чудотворная. ) активность. иконы; достигнуть (успокоения. ). благодаря какой-л. иконе... Иконы (через время..) донесли (искусство...); (до нас.); дошли (в изменённом виде.); предшествовали (светской живописи.); требуют (терпеливого созерцания.).. Икона воспроизводит что-л.; восходит (к каким-л. традициям.).; осваивает (какое-л. пространство..); раскрывает (какую-л. художественную идею, какое-л. содержание, чувство.); создаёт (какое-л. настроение.); уводит (в ирреальный мир..).;

признаки восприятия: икона рассчитана (на мысленное досказывание.).

Икона имеет сходство с таким предметом, как картина.

И картина, и икона имеют поверхность: икона/картина на какую-л. тему..; какие-л. изображение, запись, надпись.; изобразить, наблюдать, показать, присутствовать, создать, увидеть что-л. . на какой-л. иконе/картине.

Лексемы икона и картина входят в состав одинаковых по структуре и смыслу словосочетаний и предикативных сочетаний слов, например: картина/икона с каким-л. изображением, образом.; изобразить (какой-л. мир.), написать, отнести (к чьему-л. творчеству, к какой-л. школе.), описать, подарить, покрыть (лаком..), просветлить, создать, созерцать. какую-л. икону/картину; открыть (выставку. ), укра-

сить (какой-л. интерьер.). какой-л. иконой/ картиной; ввести (какую-л. особенность.)., в какую-л. икону/картину; доминировать, встретиться, выразить что-л., материализовать ка-кую-л. мысль..), оценить что-л. в какой-л. иконе/картине. Икона/картина воспринимается каким-л. образом; выделяется (какой-л. особенностью.); передаёт (какой-л. сюжет..); раскрывает (какую-л. тему, факт..); строится (на каком-л. противопоставлении.).; исполнена; полна (напряжённой экспрессии..).

Обширность представленных в Словаре [12] сочетаний слов свидетельствует о значительной семантической и грамматической схожести лексем икона и картина, несмотря на их принадлежность к принципиально различным, исключающим друг друга культурным, социальным, историческим явлениям. Икона и картина представляют собой разные типы текста. Иерей Сергий Гомаюнов так поясняет, почему икона не относится только к сфере изобразительного искусства: «Икона есть способ соединения Божественного и тварного. Образом такого единения является Вторая Ипостась Пресвятой Троицы: Иисус Христос - Сын Божий и Сын человеческий. Эта связь иконы с христологическим догматом была признана и закреплена Отцами VII Вселенского Собора. При таком подходе любой текст православной культуры (письменный, звуковой, изобразительный, храм как текст в камне, литургия как текст в движении) является иконой. Все тексты имеют смысл только в соотнесении с тем, Кто является средоточием жизни смерти, Воскресшим Христом» [13].

Такой глубокий религиозно-духовный смысл иконы для понимания особенностей русского менталитета, причин почтительного отношения православных людей к иконе проявился и в учебной практике. Покажем фрагмент занятия с использованием информации по основам иконоз-нания [14]. Обсуждались вопросы:

- Почему люди воспринимают (понимают, созерцают) икону иначе, чем картину?

- Чем отличается икона от картины?

- Почему иконы называют светлыми?

- Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

- Как надо смотреть иконы?

- Почему в отличие от произведений искусства иконописные творения не подписываются автором?

- Что могли бы вы сказать предполагаемому собеседнику, который скептически относится к молящемуся (см. таблицу)?

Иконы изображают нереальную, не существующую в действительности жизнь, которая не похожа на наше грешное, земное бытие. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется возвышен-

ному, прекрасному, идеальному. Через икону молящийся обращается к Божественным силам -к самому Спасителю, к Богородице, ангелам, святым.

Иконопись выражает идею христианской религии, Священного Писания.

Дополняют представление об образном компоненте концепта икона данные свободного ассоциативного эксперимента, позволившего выделить образы, кодирующие исследуемый концепт в коллективном языковом сознании. Значимость подобного эксперимента отмечал Ю. Н. Караулов: «При всей причудливости, нестандартности индивидуальных ассоциаций некоторая их часть оказывается общей для всех носителей языка и может быть выделена в качестве статистически обоснованной ассоциативной нормы» [15].

Эксперимент проведён в студенческих аудиториях (75 чел.). Получено 370 слов-реакций. Испытуемых, не давших ответа, 2.

Наибольшее количество слов-реакций связано с образами культовых сооружений: церковь -45 ассоциатов, храм - 22, собор - 19, монастырь -3, купола - 3. Среди конкретных наименований указываются: храм Христа Спасителя, Исаакий, церковь Покрова на Нерли, собор Парижской Богоматери, Успенский собор (г. Киров), храм в с. Великорецком (Кировская область). У одного участника эксперимента концепт соотносится со святым местом в бабушкиной избушке, в уголке, где находятся иконы, ведут себя почтительно: громко не разговаривают, не шалят, двигаются спокойно.

Образ церковного интерьера во время богослужения возник у 43 испытуемых: иконостас, горящие свечи, запах ладана, полумрак.

С предметом изображения связано 41 слово, все ассоциаты указывают на портретный характер иконописи: лик, образ, Бог, Иисус Христос, Божья Матерь, святой, ангел.

На конкретных авторов-иконописцев: Андрей Рублёв, Дионисий - указали 18 испытуемых.

8 слов-реакций имеют территориальный признак: Древняя Русь, Китеж-град.

Временной признак 988 год был единственным.

На религию как форму жизнедеятельности человека указали 36 испытуемых: религия, христианство, православие, Римская католическая церковь, вера, надежда.

С религиозными праздниками, ритуалами связано 46 слов-реакций, среди них - молитва, проповедь, крещение/креститься, венчание, отпевание, пожертвование, праздник Пасхи, крестный ход.

Образ служителей культового действа (священник, поп) возник в 41 случае.

Со знанием техники создания иконописи связано 5 ассоциатов: дерево, белковые краски, тёмная, золотая.

О ментальных состояниях: божественный, святой, магический, чудотворная - вспомнили 16 чел., в т. ч. 1 испытуемый - любимый человек.

С характеристикой нравственных качеств: добро, честь, уважение, искренний, душевный - связано 16 ассоциатов.

Описание психического состояния: молить, плакать, просить - обозначено 3 словами-реакциями.

Таким образом, ядро концепта икона включает в себя два основных типа деятельностно-чув-ственного поля: наименование внутреннего, причастного к психофизиологическому состоянию человека, и наименование внешнего, направленного на создание, сохранение предметов культа, на развитие духовного начала в человеке. Однако эти два поля можно признать как одно-единственное, синкретическое образование - целостный, сформированный в коллективном языковом сознании концепт икона.

Критерии Картина Икона

Главная задача художника Изображение материального мира, чувств человека Показ невидимого духовного человека

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продукт творческого труда Создан художественный образ Изображено Слово Божие

Выражение миропонимания Живописец высказывает собственный взгляд на мир Иконописец выражает мировоззрение церкви

Проявление живописной манеры Художник свободен в выборе изобразительно-выразительных средств Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения

Особенности восприятия Живописец воздействует на чувства зрителей Сопереживание происходит на духовном уровне

Особенности общения Зритель общается с автором Молящийся общается со святыми

Средства формирования личности Это путь нравственного и эстетического развития, воспитания в себе Человека Это путь духовного развития, приближения к Богу, «причащение к небесному»

А. В. Самарин. Образная природа макроконцепта-фрейма «животный мир».

Работа с концептом веры учит способам иррационального познания духовной жизни общества, выраженной в художественных образах, и имеет исключительно высокий нравственный потенциал.

Примечания

1. Трофимов В. Н. Менталитет русской нации. Ижевск, 2004. С. 124.

2. Сычугова Л. П. Иконопись на уроках развития речи. Киров, 1999.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.

5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008.

6. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М. 1996.

7. Сычугова Л. П. Указ. соч.

8. Трубецкой Н. С. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

9. Сычугова Л. П. Указ. соч.

10. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство / гл. ред. В. М. Полевой. Кн. 2. М., 1986.

11. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.

12. Сычугова Л. П. Указ. соч.

13. Гомаюнов С. Методологические проблемы курса «Основы православной культуры» // Пятые Свято-Трифоновские образовательные чтения 20-29 октября 2000 г. Киров, 2000.

14. Сычугова Л. П. Указ. соч.

15. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М., 1981. С. 163.

УДК 801.8

А. В. Самарин

ОБРАЗНАЯ ПРИРОДА МАКРОКОНЦЕПТА-ФРЕЙМА «ЖИВОТНЫЙ МИР» И ВХОДЯЩИХ В ЕГО СТРУКТУРУ СУБФРЕЙМОВ

В статье раскрыты образная и понятийная стороны макроконцепта-фрейма «животный мир» и входящих в его структуру субфреймов. Роль индикаторов, определяющих степени образности и понятий-ности, выполняют универсальные суперклассифи-цирующие когнитивные признаки и дифференциальные классификационные признаки меньшего уровня обобщения. Когнитивные классификаторы, составляющие образную и понятийную стороны концепта, выделяются из словарных дефиниций, а также из фоновых знаний - жизненного опыта людей. Фоновые знания и жизненный опыт дополняют набор классифицирующих признаков, добиваясь наиболее четкого и полного образа, стоящим за словом и вербализующего концепт в языке.

In the article the author discloses figurative and conceptual aspects of the macroconcept-frame "fauna" and subframes as parts of its structure. The universal superclassifying cognitive signs and the differential classifying signs of a lower level of generalization are the indicators that define various degrees of figurativeness and conceptuality of the macroconcept-frame and its subconcepts. The cognitive qualifiers as the parts of figurative and notion al aspects of the concept are taken from dictionary definitions and also from background knowledge, life experience of people. Background knowledge and life experience help to enlarge the set of classifying signs and achieve the most accurate and full image behind the word that verbalizes the concept in the language.

Ключевые слова: концепт-фрейм, когнитивный классификатор, степень образности и понятийности.

Keywords: concept-frame, cognitive qualifier, degree of figurativeness and conceptuality.

Большинство концептов возникает на предметно-образной, чувственной основе - как определенный эмпирический образ предмета или явления. При формировании концепта происходит селекция признаков объекта; случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных ситуациях и у отдельных объектов, отсеиваются, а фиксируются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные. Очевидно, степень образности концептов различна, поскольку количество признаков, характеризующих той или иной объект и закрепленных в сознании человека, также различно. Постоянно расширяясь, образность может терять свою наглядность, смысловую определенность. Смысловая абстракция - важная составляющая познания, которая на каком-то этапе начинает работать как самостоятельный фактор.

© Самарин А. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.