Научная статья на тему 'Роль исследовательских задач в развитии исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»'

Роль исследовательских задач в развитии исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА / ТЕОРИЯ ФРАКТАЛЬНЫХ МНОЖЕСТВ / COMPETENCE-BASED APPROACH / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH TASK / FRACTAL SETS THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Сафаровна

В данной статье описаны возможности использования исследовательских задач при обучении математике будущих бакалавров. Приведена типология исследовательских задач. Представлена модель обучения элементам фрактальной геометрии, в рамках которой происходит воздействие на каждый компонент исследовательских компетенций с помощью определенной группы исследовательских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Сафаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of research tasks in the development of research skills of future bachelors in the direction of training «Applied Mathematics and Informatics»

This article describes the possibilities of using the research tasks in mathematics training of prospective undergraduates. The typology of research tasks is given in the article. The model of learning elements of fractal geometry is presented and given its influence on each component of research competencies with the help of a specific group of research tasks.

Текст научной работы на тему «Роль исследовательских задач в развитии исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»»

отдельных следственных действий (допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и др.). На основе выявленных закономерностей разрабатываются психологические рекомендации, направленные на ускорение раскрытия сложных преступлений, а также на повышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий, как допрос, осмотр места происшествия и других.

Таким образом, знания психологических особенностей правонарушителей и причин совершения ими правонарушений имеет большое значение для повышения эффективности борьбы с преступностью. Кроме того, психологическая компетентность сотрудников полиции обеспечит индивидуальный подход к каждому человеку, выбор и применение тактических приемов, наиболее соответствующих ситуации, и, следовательно, будет способствовать решению практических задач борьбы с преступностью с опорой на научную основу

В итоге необходимо подчеркнуть, что возрастающая потребность формирования психологической компетентности у сотрудников правоохранительных органов очевидна, этого требует жизнь. Но при этом важно заметить, что квалифицированное примене-

ние знаний и методов психологии в юриспруденции возможно лишь только в процессе систематической комплексной дополнительной профессиональной подготовки или переподготовки сотрудников правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. - СПб., Юр. центр пресс, 2004. - 364 с.

2. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. - СПб., Нигер, 2002. -640 с.

3. Коряковцева О.А. Реабилитация воспитанников с девиантным поведением и неврологическими заболеваниями в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних: Материалы науч.-практ. семинара 29 марта 2007 года / под ред. Т.Н. Сапожниковой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 97 с.

4. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2010. - С. 9-15.

УДК 51; 004

Смирнова Елена Сафаровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

stakinaes@yandex.ru

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

В данной статье описаны возможности использования исследовательских задач при обучении математике будущих бакалавров. Приведена типология исследовательских задач. Представлена модель обучения элементам фрактальной геометрии, в рамках которой происходит воздействие на каждый компонент исследовательских компетенций с помощью определенной группы исследовательских задач.

Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетенция, исследовательская задача, теория фрактальных множеств.

В последние годы, в условиях происходящих общественно-политических и социально-экономических изменений в жизни страны, работодатели становятся заинтересованы в компетентных специалистах, готовых эффективно работать в перманентно совершенствующейся профессиональной сфере и ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, принимая при этом верные решения. Требования к выпускникам вузов неуклонно растут, помимо набора профессиональных знаний и умений, они должны обладать такими качествами личности и способностями, чтобы, при необходимости, могли изменить направление своей деятельности, посмотреть на сложившиеся проблемы по-новому, найти выход из возникшей ситуации и т.д. Становление таких профессионалов возможно в рамках модели

обучения, способствующей развитию их исследовательских компетенций. По нашему мнению, использование соответствующей методики обучения элементам фрактальной геометрии, нацеленной на выполнение исследовательской деятельности в ходе: решения исследовательских задач, выполнения многоэтапных математико-информационных заданий, а также проведения самостоятельных исследований и экспериментов - будет способствовать становлению исследовательской компетентности бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».

Определим, какую роль играют исследовательские задачи в развитии исследовательских компетенций обучаемых.

Под исследовательскими задачами мы будем понимать, согласно позиции ученых В.А. Далин-

© Смирнова Е.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

103

Таблица 1

Типы исследовательских задач и их соотношение с компонентами исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»

Компонент исследовательской компетенции Составляющие компонента исследовательской компетенции Исследовательские задачи

Теоретический Знание научных областей, в рамках которых проходит исследование (ИК 1.1) 1. Экспериментальные задачи (использование ИКТ); 2.Задачи на использование теоретических методов исследования (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному); З.Задачи на использование эмпирических методов исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент); 4.Задачи на формализацию и применение математических методов.

Знание основ научно-исследовательской работы, методов исследования (ИК 1.2)

Диагностический умение работать с информационными источниками (находить, анализировать, структурировать материал) (ИК 2.1) 1.Задачи, связанные с поиском информации (учебная и научная литература, Internet); 2.Задачи, направленные на развитие умений анализировать и структурировать материал; 3. Задачи-проблемы; 4. Задачи-парадоксы; 5. Задачи на формулировку проблемы. 6. Задачи на выбор оптимального метода исследования; 7. Задачи с недостающей исходной информацией, или противоречивой или избыточной

Умение формулировать проблему и выбирать методы ее исследования (ИК 2.2)

Проективно-организационный Способность осознавать цели исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы и их проверять (ИК 3.1) 1. Задачи на выработку целей деятельности; 2.Задачи на непосредственное выдвижение гипотезы; 3. Задачи, связанные с проверкой гипотезы различными способами и с помощью различных средств; 4. Задачи на планирование собственной деятельности.

умение планировать исследовательскую деятельность (ИК 3.2)

Процессуальный владение навыками проведения исследования (ИК 4.1) 1.Задачи, требующие решения различными способами и с помощью различных средств; 2.Задачи на выбор оптимального решения; З.Задачи на разработку алгоритма; 4. Задачи на установление причинно-следственных связей; 5. Задачи на доказательство.

способность к регулированию и контролированию действий в ходе исследования (ИК 4.2)

Умение обрабатывать и анализировать промежуточные результаты исследования (ИК 4.3)

Результативно-оценочный Умение формулировать выводы и обосновывать результаты исследования (ИК 5.1) 1.Задачи, в которых необходимо обобщить имеющиеся факты и сделать вывод; 2.Задачи на обнаружение ошибок; З.Задачи на проверку результата; 4. Задачи на определение значения полученного результата для дальнейшей работы; 5. Задачи на оценку результата; 6. Задачи на поиск средств самоконтроля; 7. Задачи на оформление полученных результатов с помощью средств наглядного моделирования.

умение грамотно оформлять результаты и ход исследования (ИК 5.2)

умение определять значение и важность полученных результатов (ИК 5.3)

Способность применять полученные результаты в последующей исследовательской деятельности (ИК 5.4)

способность к самоанализу и умение воспринимать критику (ИК 5.5)

Окончание таблицы 1

Психологический качества личности такие, как уверенность в себе, сила воли, самостоятельность, аккуратность, внимательность (ИК 6.1) 1.Задачи, характеризующиеся «красотой» доказательства; 2.Задачи на обнаружение неожиданных связей; З.Задачи, связанные с построением изображений фрактальных множеств и изучением их математических особенностей; 4. Задачи, разрабатываемые студентами самостоятельно; 5. Задачи, связанные с выполнением различных видов деятельности: информационной, математической, художественной.

уровень мотивации к исследовательской деятельности (ИК 6.2)

Способность преодолевать отрицательное психологическое состояние при неудачах (ИК 6.3)

Способность преодолевать трудности и находить новые пути достижения цели (ИК 6.4)

Коммуникативный способность к сотрудничеству при выполнении научного исследования (ИК 7.1) 1.Задачи на распределение обязанностей в процессе коллективной творческой деятельности; 2. Задачи на выстраивание аргументации; 3. Задачи на поиск средств взаимоконтроля.

Умение представлять результаты исследования; дискутировать, аргументировать и убеждать, доказывать свою точку зрения (ИК 7.2)

Рис. 1. Составляющие типы задач многоэтапного математико-информационного задания «Ковер Серпинского»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

105

гера и Е.А. Пустовит, задачи с неопределенным условием, решение которых направлено на анализ условия и построение различных моделей (способов решения) данной задачи [2].

Использование математических и прикладных исследовательских задач в рамках организации учебно-исследовательской деятельности позволяет:

- сформировать «платформу для активной мыслительной деятельности учащихся» (В.А. Далин-

гер) [1];

- развивать исследовательские умения, а также закреплять, систематизировать, углублять и обобщать имеющиеся знания (А.А. Окунев) [3];

- повысить мотивацию учения (В.Н. Осташков) [4];

- формировать креативные качества личности студентов (В.С. Секованов) [5];

- активизировать рефлексивные процессы обучаемых (Е.И. Смирнов) [6].

По нашему мнению, использование системы исследовательских задач при обучении элементам фрактальной геометрии является фактором, способствующим повышению эффективности развития исследовательских компетенций обучаемых.

На основании анализа различных подходов к классификации задач и типологии исследовательских и творческих задач, а также собственного педагогического опыта мы выделили следующие типы исследовательских задач, которые направлены на развитие исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» (табл. 1).

Определенные типы представленных выше исследовательских задач находят свое применение на различных этапах изучения теории фрактальных множеств. Отметим также, что многоэтапные ма-тематико-информационные задания и исследовательские задачи (кроме задач теоретического компонента) представляют собой комбинацию определенного числа типов и направлены на развитие сразу нескольких компонентов исследовательских компетенций, как например многоэтапное матема-

тико-информационное задание «Ковер Серпинско-го» (рис. 1).

В заключении сделаем вывод, что при активном воздействии на каждый компонент исследовательской компетенции будущего бакалавра с помощью специально разработанной системы исследовательских задач, возможно активизировать исследовательское поведение обучаемых, развивать креативные качества личности, формировать навыки творческой исследовательской деятельности, вследствие чего, по нашему мнению, будет происходить становление исследовательской компетентности обучаемых.

Библиографический список

1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». -2007. - www.omsk.edu

2. Далингер В.А., Пустовит Е.А. Роль и место задач в формировании учебно-исследовательской компетентности учащихся школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 2 (20). -С. 51-56.

3. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети. О развитии творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.

4. Осташков В.Н. Роль исследовательских задач в обучении математике будущих инженеров // Ярославский педагогический вестник. - 2011. -№ 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). -С. 80-86.

5. Секованов В.С. Методическая система формирования креативности студента университета в процессе обучения фрактальной геометрии. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 279 с.

6. Смирнов Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. - Ярославль, 2012. - 646 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.