РОЛЬ «ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА» В ПОЛИТИКЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ
© Мохаммад М.Д.*, Ворочков А.П.*
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена рассмотрению «исламского фактора» как аспекта, оказывающего значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику стран Ближневосточного региона. В конце статьи изложены выводы, касающиеся возрастающего влияние Саудовской Аравии в регионе и в мире, посредством активизации религиозного вектора в таких областях как образование, туризм, миграция и хадж. Выбранная стратегия позволяет КСА реализовывать наряду с общеисламским интересом свой национальный, состоящий в экспорте религиозной концепции ваххабизма.
Ключевые слова международные отношения, Ближний Восток, Саудовская Аравия, ислам, ваххабизм, стратегия, лидерство, национальный интерес.
Данное исследование посвящено рассмотрению роли исламской парадигмы как важного фактора, оказывающего влияние на курс ближневосточных государств, в частности на внешнеполитическую риторику Королевства Саудовская Аравия.
Следует отметить, что всего несколько десятилетий назад при изучении системы международных политических отношений религия как фактор международных отношений носила второстепенный характер. В наши дни в связи с активной политизацией и дальнейшей радикализацией исламских субъектов, влекущей за собой непосредственную угрозу международной безопасности, интерес к затронутой проблеме значительно возрос.
Практически одновременно с зарождением ислама началась его активная политизация. Практически все арабские конституции провозглашают ислам государственной религией. Тесная связь государства с духовенством отображает растущее влияние ислама на принятие политических решений. Причем подобные апелляции к религиозной риторике присущи не только патриархальным и традиционалистским режимам.
Считается, что наибольшее влияние на политический процесс «исламский фактор» оказывает в Саудовской Аравии. На правах хранителя свя-
* Аспирант кафедры Международных политических процессов. Научный руководитель: Лан-цов С.А., профессор кафедры Международных политических процессов, доктор политических наук.
* Кафедра Политических институтов и прикладных политических исследований. Научный руководитель: Лагутин О.В., доцент кафедры Политических институтов и прикладных политических исследований, кандидат политических наук.
щенных городов ислама Мекки и Медины саудовская монархия была готова взять на себя роль лидера мусульманского мира. Рост прозелитизма, широкомасштабная благотворительная и просветительская деятельность различных саудовских фондов, активная позиция в региональных политических процессах, а также тесные связи с США и западными странами - все это делало Саудовскую Аравию важным игроком не только в регионе Персидского залива, но и на всем Ближнем Востоке и даже в мусульманском мире [1, с. 209]. Когда-то таким лидером был Египет, но в посленасеровские времена, поглощенный решением собственных экономических проблем, он уступил свое место новым претендентам. Таким образом, можно говорить о том, что именно «исламский фактор» являет собой фундамент образа, транслируемого руководством Эр-Рияда в мусульманский мир, способствующего укреплению саудовских позиций в регионе и в мире.
В основу исследования, описанного в данных тезисах, положены методы анализа и синтеза. Это обусловлено необходимостью систематизации накопленных в области международных отношений, политологии, истории, этнологии, религиоведения и прочих областях знания идей и концепций, а также воссоздания целостной картины, позволяющей рассмотреть ислам, как фактор, оказывающий влияние на принятие политических решений.
В мировом пространстве Королевство позиционирует себя как «консервативное государство», во всем руководствующееся идейными нормами ислама. Это абсолютная теократическая монархия, в которой монарх и глава королевского Дома Саудитов, носит титул «Служителя Двух Святынь». На данный момент королем является Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд, который соответственно обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти, а также является религиозным лидером страны (его полномочия могут быть ограничены лишь нормами Шариата).
Признание Шариата в качестве основы правовой системы представляет собой ещё одну уникальную особенность Королевства, отличающую её как от западных систем, так и от правовых систем других мусульманских стран. Считается, что саудовская модель наиболее приближена к форме существования закона, имевшей место на Аравийском полуострове в 7 в.
Недавний обзор, опубликованный исследовательским институтом Pew Research Institute доказал, что большая часть ближневосточного населения поддерживает идею возведения Шариата в ранг государственного закона. Не смотря на различия в определениях и подходах относительно того, какие аспекты исламского права необходимо включить, а какие - нет, исследование показало, что большинство людей предпочло бы видеть более тесную связь между политикой, правительством и исламом [2, с. 3].
В жизни саудовского общества ислам играет центральную роль: «ислам -это больше, чем религия, это образ жизни Саудовской Аравии, следствием которого является небывалое влияние улемов на все сферы жизни» [3, с. 118].
Политические науки
99
В частности, Саудовская Аравия чуть ли не единственное государство, предоставившее улемам возможность непосредственного участия в государственных делах, единственным аналогичным примером является Иран [4, с. 232].
Религиозный истеблишмент в Саудовской Аравии во главе с кланом Альаш-Шейх, влияющим на все аспекты общественной жизни, принимает активнейшее участие в политике. Ш. Зухур пишет: «сторонние наблюдатели склонны поверхностно утверждать, что отсутствие секуляризма в Королевстве, выражаясь более правильным языком, сделка, имеющая место между политическими силами идеологами ваххабизма является корнем всех проблем» [5, с. 14].
Зухур Ш. предлагает рассматривать эту сделку как необходимое условие, ведь именно ваххабизм в известной степени способствовал объединению мусульман. Он также способствует поддержанию политического господства аль-Саудов, к повиновению которым призвал людей Абд-аль-Вах-хаб и его потомки, шейхская семья [5, с. 46].
Стоит упомянуть о том, что принципы ислама, практики и особенности исламского дискурса варьируется от страны к стране. В Саудовской Аравии опираются на догмы ханбалитской правовой школы (мазхаба), и взгляды Мухаммеда ибн Абд-аль Ваххаба, религиозного реформиста и союзника королевской семьи в 18 в. утвердились в качестве основополагающей версии ислама. Ваххабизм стал причиной того, что Саудовская Аравия приняла внешнеполитический и культурный курс на «исламскую миссию» [5, с. 15].
В рамках этого «призыва» и в качестве обладателя статуса «Хранителя священных городов», КСА приняло участие в создании множества исламских институтов.
Национальный интерес внешней политики Саудовской Аравии заключается в распространении религиозной концепции ваххабизма, получая выражение в деятельности по обеспечению общеисламского интереса.
Даже хадж используется властями страны во внешнеполитических интересах, в частности для упрочения своего влияния в исламском мире. В соответствии со статьей известного норвежского ресурсного центра, паломники, приезжающие на ежегодный хадж в Мекку и Медину представляют собой очевидный рычаг так называемой религиозной «мягкой силы». Саудовское правительство и религиозные учреждения инвестируют многочисленные средства и энергию в организацию таких поездок, размещение паломников, направление их на различные религиозные практики.
В качестве ещё одного важного фактора саудовского прозелитизма можно выделить образование. Такие саудовские университеты, как Умм-Аль-Кура в Мекке, университет имама Мухаммада бин Сауда в Эр-Рияде или Исламский Университет в Медине располагают довольно большим количеством иностранных студентов, чье обучение финансируется Саудовской Аравией. Возвращаясь на родину, они зачастую становятся носителями салафитской интерпретации ислама.
Другими важными каналами влияния считаются туризм и миграции, но они зачастую играют неоднозначную роль. Иммигранты - мусульмане, пребывающие в КСА в качестве рабочих (представители Арабской Джамахирии, Южной Азии или Африки) по своему возвращении домой автоматически превращаются в экспортеров «саудовской трактовки ислама».
Произведенный анализ позволяет утверждать, что ислам действительно играет значительную роль в международных отношениях. При всем многообразии и противоречивости мусульманского мира исламские ценности оказывают существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику всех стран региона, в частности на саудовский политический дискурс.
Результаты настоящего исследования свидетельствуют о необходимости активизации рассмотрения религиозного фактора как важного аспекта, детерминирующего характер региональных отношений. Важным условием для дальнейшей разработки затронутой проблемы является консолидация усилий научного сообщества в плане разработки соответствующей теоретической базы исследования. Несмотря на обилие литературы, особенности «исламского фактора» в политическом дискурсе Саудовской Аравии не получили должного освещения в работах отечественных и зарубежных специалистов.
Список литературы:
1. Исаев Г.Г. Ближний Восток: война и политика / Г.Г. Исаев, А.А. Сот-ниченко. - М.: Издательский дом Маджани, 2010. - С. 209.
2. Guzansky Y. Political Islam in the Persian Gulf // INSS Insight. - 2013. -No. 433. - P. 3.
3. Goldstein N. Religion and The State (Global Issues). - Ney York: Facts On File, Incorporated, 2010. - P. 118.
4. Federal Research Division. Saudi Arabia: A Country Study. - USA: Kessinger Publishing, 1995. - P. 232.
5. Zuhur S.D. Saudi Arabia: Islamic Threat, Political Reform, and the Global War on Terror. Storming Media. - Commonwealth of Pennsylvania: Strategic Studies Institute, 2005. - P. 14.