УДК 339.923:061.2
Е.Г.КАТЫШЕВА
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАЗВИТИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ
Взаимоотношения России и ЕС, связанные с проблемами топливно-энергетического комплекса, являются одной из многочисленных взаимных зависимостей и главным гарантом энергетической безопасности Европы. Переход от простой торговли энергоресурсами к более широкому и глубокому сотрудничеству, основанному на совместных инвестициях, имеет ключевое значение для обеспечения и дальнейшего развития стабильных поставок энергоресурсов на европейский рынок и развития долгосрочного энергетического партнерства России и ЕС. Без резкого увеличения инвестиций в энергетический сектор Россия не сможет обеспечить устойчивого увеличения поставок нефти и газа на мировой рынок.
The mutual relations of Russia and EU in fuel and energy complex is one of numerous mutual dependencies and main guarantee of power safety of the European continent. The transition from simple trade with power resources to wider and deeper cooperation based on the joint investments has key importance for maintenance and further development of stable deliveries of power resources to the European market and development of long-term power partnership of Russia and EU. Without considerable increase of the investments in the power sector Russia can not ensure stable increase of petroleum and gas deliveries to the world market.
Одной из важных целей энергетического диалога между Россией и ЕС является приток инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - основу экономики страны. Надежная работа ТЭК -важный фактор экономической безопасности России, динамичного развития ее внешнеэкономических в внешнеполитических связей. Российский ТЭК обеспечивает около 25 % производства ВВП, 33 % объема промышленного производства, примерно 50 % доходов федерального бюджета, почти 45 % валютных поступлений. ТЭК поглощает около 33 % общих инвестиций в экономику страны [1].
Потенциальный конфликт между растущим внутренним спросом и поставками энергоресурсов на экспорт может быть разрешен при совпадении следующих условий: • масштабного расширения производственно-технологического потенциала и ресурсно-сырьевой базы российского нефтегазового комплекса;
• значительного снижения энергоемкости экономики за счет развития атомной политики энергосбережения и модернизации промышленности;
• изменения структуры внутреннего энергопотребления за счет развития атомной энергетики и гидроэнергетики;
• совершенствования системы реагирования на рыночное ценообразование на конкурентной основе, для внутреннего и международного рынка.
Комплексное решение этих задач потребует в предстоящем десятилетии стратегических инвестиций, которые по своим масштабам, технологической сложности и факторам риска намного превосходят все параметры инвестиционной деятельности последних 10 лет.
Наличие больших разведанных запасов углеводородов в принципе позволяет России оставаться одним из ведущих производителей и экспортеров энергоресурсов в мире на десятки лет в будущем. Однако для выпол-
нения этой задачи необходимо найти решения следующих проблем.
1. Истощение традиционной ресурсной базы нефте- и газодобычи. Более 50 % добычи нефти и более 90 % добычи газа сосредоточено в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири на месторождениях с высокой степенью выработки извлекаемых запасов и тенденцией к быстрому падению добычи. Резервы для стабилизации и увеличения добычи имеются на п-ове Ямал (запасы газа 10,4 трлн м3, конденсата 228,3 млн т, нефти 291,8 млн т), который может стать основной сырьевой базой для поставок в Европу, а также на арктическом шельфе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Однако для всех этих месторождений характерны исключительно сложные геологические и природные условия, удаленность от населенных районов, отсутствие необходимой промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры. Для создания указанной инфраструктуры, а также разработки сложных технологий разведки месторождений и сведения к минимуму экологических последствий потребуются значительные капитальные вложения. Неопределенность результатов этих мероприятий существенно повлияет на оценку рисков и оптимальный график разработки инвестиционных проектов в этой области.
2. Износ основных фондов в энергетическом секторе РФ. Этот износ оценивается экспертами в 60 % для нефтедобычи, 65 % для электроэнергетики, 70 % для газодобычи и 80 % для нефтепереработки [3]. Столь высокий уровень износа негативно влияет на технологическую надежность и экономическую эффективность отрасли. Уровень текущих капитальных вложений недостаточен для поддержания необходимого уровня добычи и модернизации основных фондов. Считается, что на эти цели необходимо вкладывать около 40 млрд долларов США в год ежегодно (нынешние инвестиции 14 млрд долларов) [5].
3. Более высокие, чем ожидалось, темпы экономического роста и увеличения внутреннего спроса на энергоносители. Этот фактор весьма значим, так как в отличие от
других экспортеров углеводородов Россия является не только крупным производителем, но и крупным потребителем энергоресурсов.
4. Растущие ограничения на экономически доступные ресурсы и возможная конкуренция внутреннего и внешнего спроса на энергию. В этой связи исключительно важное значение приобретают проблемы избыточной энергоемкости российской экономики. Стало уже очевидным, что повышение внутренних цен на энергоносители не решит проблемы. Укрепление финансового положения потребителей и курса рубля может привести к снижению привлекательности экспорта энергии, принимая во внимание дополнительные транспортные и транзитные издержки. Столкновение интересов обеспечения внутреннего рынка для поддержания темпов экономического роста с задачами увеличения поставок на мировой рынок становится все более реальным ввиду запаздывания и недостаточного объема стратегических инвестиций в освоение новых месторождений. Наиболее эффективным способом разрешения противоречия между растущими ценами на внутреннем рынке и увеличением поставок газа на мировые рынки может стать масштабное увеличение инвестиций в повышение энергоэффективности экономики России.
5. Необходимость диверсификации поставок российских энергоресурсов на мировые рынки. Для поставок на североамериканский и азиатский рынки России потребуются огромные инвестиции для развития и освоения сырьевой базы Восточной Сибири и Дальнего Востока, для строительства системы магистральных нефте- и газопроводов в восточном направлении.
6. Настоятельная потребность в увеличении степени переработки добываемых в стране углеводородов с целью получения большего объема добавленной стоимости. Развитие экспортно-ориентированной газохимии и нефтепереработки справедливо рассматривается как одно из важных направлений диверсификации российской экономики и приоритетная область привлечения внутренних и иностранных инвестиций.
7. Повышение безопасности и надежности существующих энергетических и энерготранспортных систем и создание новых экспортных нефте- и газопроводов. В Энергетической стратегии на период до 2020 г. российское правительство оценило среднегодовой объем инвестиций, необходимых для модернизации и развития энергетического сектора, в 250-300 млрд долларов на 2001-2010 гг. и в 400-500 млрд долларов на следующее десятилетие со следующей разбивкой на 20 лет по секторам, млрд долларов:
Газовая промышленность 170-200
Нефтяная промышленность 230-240
Электроэнергетика 120-170
Угольная промышленность 20
Жилищно-коммунальное
хозяйство 70
Энергосбережение 50-70
Однако в последнем варианте проекта нефтегазовой стратегии России (2005) объемы необходимых инвестиций для начавшегося десятилетия (2005-2015 гг.) почти в 2 раза выше: на 98 % для нефтяной и на 77 % для газовой промышленности. Масштабы необходимых инвестиций превосходят возможности России обеспечить их финансирование из внутренних источников даже в условиях благоприятной конъюнктуры, обеспечивающей большие доходы от экспорта нефти и газа и возможности накопления финансовых резервов.
Исходя из вышеизложенного заключим, что иностранные инвестиции имеют большое значение, причем не только с точки зрения финансовой составляющей, но и качественных аспектов инвестиционной деятельности: использование передовых технологий, опыт эффективного управления комплексными проектами, знание условий работы на международных рынках и наличие разветвленных систем маркетинга и сбыта энергоресурсов.
Иностранные инвесторы отмечают несколько принципиальных трудностей, с которыми они сталкиваются при планировании и реализации инвестиционных проектов
в России. С их точки зрения наиболее актуальны следующие [4]:
• потребность в четком и исчерпывающем определении засекреченных и стратегических месторождений и географических зон (экономических районов), в отношении которых действуют ограничения для иностранных инвесторов;
• реформа системы классификации запасов в соответствии с методологией ООН и признание экономического значения достоверных и доступных сведений о запасах для рыночной оценки и инвестиционного потенциала нефтяных и газовых компаний;
• законодательное оформление принципов отбора соискателей и участников для реализации крупномасштабных энергетических проектов;
• обеспечение имущественных прав на лицензии на разработку месторождения в случае проведения полного цикла геологоразведочных и изыскательских работ и их успешного итога;
• определение масштаба и условий применения режима соглашений по разделу продукции (СРП) в отношении работ на континентальном шельфе и месторождений со сложными геологическими условиями;
• недискриминационный доступ производителей к сети магистральных газопроводов и формирование прозрачной и унифицированной системы тарифов за транспортировку газа;
• пересмотр существующих ограничений на предельные уровни участия иностранных инвесторов в акционерном капитале ОАО «Газпром» и других энергетических компаний в связи с реформированием этих компаний на рыночных принципах.
При осуществлении в России крупных инвестиционных проектов, ориентированных на экспорт, растет значение факторов риска:
• неопределенность будущих условий поставок на европейский рынок в результате политики либерализации энергетического сектора и создания общего внутреннего энергетического рынка ЕС;
• отсутствие прозрачности при сухопутном транзите нефти и газа через территории третьих стран, политические и иные трудности транзита;
• изменения общей энергетической стратегии ЕС, ориентированные на более активную диверсификацию поставок энергоресурсов.
Российские компании пытаются управлять рисками, связанными с изменениями на внутреннем энергетическом рынке ЕС, путем обеспечения собственного присутствия на рынке и соответствующих инвестиций в транспортную, распределительную, перерабатывающую и сбытовую инфраструктуру европейского рынка. Однако к настоящему времени они имеют лишь ограниченный успех в отдельных сферах энергетического рынка. Со стороны ЕС существуют опасения, что покупки активов некоторыми российскими компаниями приведут к отсутствию конкуренции, поскольку другие поставщики будут удалены с рынка. С другой стороны, РФ стремится обеспечить и свою стратегическую безопасность, и свои интересы как экспортера углеводородов, в том числе относительно стабилизации цен. В связи с этим назрела необходимость в системном диалоге по инвестициям в энергетический сектор ЕС и России, который позволит осознать, какие барьеры существуют и какие меры следует принять для их преодоления, включая распределение компетенции между органами ЕС и правительствами государств-членов ЕС по данному вопросу [3].
ЕС осознает, что страны Евросоюза и Россия и в дальнейшем должны оставаться в энергетическом секторе в положении взаимовыгодной зависимости, т.е. Россия должна быть уверена в том, что энергетический рынок ЕС будет в средне- и долгосрочной перспективе потреблять энергию, полученную в результате огромных новых инвестиций, а ЕС в том, что эти инвестиции будут сделаны своевременно и в целях удовлетворения спроса и укрепления энергетического партнерства ЕС - Россия. Отсутствие предсказуемости увеличивает риски российских энергетических проектов, ориентированных
на европейский рынок, и усиливает неуверенность в безопасности поставок в ЕС. Поэтому энергетическое партнерство ЕС -Россия должно сосредоточиться на повышении уровня взаимной прозрачности в том, что касается сведений о потребностях в инвестициях и поставках, а также об условиях инвестиций в добычу, переработку и реализацию энергоресурсов.
Серьезным фактором риска для инвестиций в энергетический сектор становится также непостоянный и высокий уровень цен на энергоресурсы. Он создает неопределенность в отношении перспектив экономического роста и при стимулировании политики энергоэффективности может весьма серьезно повлиять на будущую структуру энергопотребления. Это беспокоит Россию, так как основные инвестиции необходимы ей для разработки новых месторождений со сложными условиями добычи и высокими затратами на нее, а гарантии того, что нефть и газ с этих месторождений будут востребованы на уровне цен, обеспечивающем полную окупаемость инвестиций отсутствуют.
До сих пор иностранный капитал играл ограниченную роль в развитии российского энергетического сектора. Основные инвестиционные риски и затраты, связанные с увеличением добычи и поставок на мировые рынки, принимали на себя российские компании и российское государство. Вместе с тем, для финансирования инвестиций они активно использовали международный рынок капитала, включая кредиты и портфельные инвестиции. Основным инструментом гарантирования кредитов выступает залог экспортных контрактов. Долгосрочные контракты снижают риски нарушения поставок по вине той или другой стороны и позволяют получать под залог будущей экспортной выручки долгосрочные кредиты для финансирования инвестиций.
Такое положение вещей создает чрезмерную зависимость механизма финансирования долгосрочных инвестиций от конъюнктуры рынков и инструментов торговли энергоносителями. В случае спада в мировой экономике возможна реализация сценария финансового кризиса российского энер-
гетического сектора, вызванного внезапным снижением доходов из-за сокращения спроса и падения цен. Такой кризис может полностью дезорганизовать долгосрочные инвестиции и заложить основы для будущего дефицита энергоресурсов. С учетом высокого уровня внешней задолженности российских энергетических компаний и огромных будущих потребностей в инвестициях нормальное продолжение инвестиционного процесса на основе заимствований представляется невозможным. В связи с этим целесообразно расширить диалог РФ и ЕС по вопросу об увеличении роли долгосрочных источников финансирования энергетических проектов и более активном участии энергетических компаний ЕС в российском энергетическом секторе. Речь может идти о выработке согласованного пакета мер по стимулированию стратегических инвестиций в российский энергетический сектор по следующим направлениям [3]:
1. Оптимизация налогового режима и системы энергетических тарифов и цен с целью увеличения доли прибыли компаний, идущих на инвестиции.
2. Трансформация государственных компаний в смешанные частные компании под государственным контролем и мобилизация средств для инвестиций за счет размещения акций на фондовом рынке.
3. Активное использование Инвестиционного фонда РФ для государственных инвестиций в энергетическую инфраструктуру и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
4. Создание условий для расширения прямых иностранных инвестиций в приоритетные для РФ сферы деятельности, включая разведку и разработку сложных запасов в отдаленных районах и на шельфе.
5. Принятие мер по увеличению энергоэффективности экономики и продвижение мер по энергосбережению. В данном контексте должен быть полностью применен механизм совместного выполнения Киот-ского протокола для снижения выбросов парниковых газов.
6. Точное определение возможной сферы применения соглашений о разделе
продукции для крупномасштабных и долгосрочных проектов, имеющих значительные технические, экологические и финансовые риски.
В долгосрочном плане совместное управление рисками для международной энергетической безопасности требует выработки четкой системы международно-правовых норм и правил, определяющих поведение основных игроков и накладывающих рамки на способы обеспечения национальных интересов. Только в этом случае можно ожидать долгосрочной стабилизации международных энергетических отношений, освобождения их от влияния политической конъюнктуры и придания им характера подлинно стратегического партнерства.
Итак, традиционная модель энергетических отношений РФ и ЕС, которая базировалась на крупномасштабных внутренних инвестициях, ориентированных на увеличение поставок энергоносителей на европейский рынок в основном исчерпала свои возможности.
Сегодня и сами инвестиционные проблемы, и их решение зависят от энергетической политики ЕС и России, от характера энергетических отношений этих партнеров в системе глобального макроэкономического регулирования. В этих условиях необходима гарантия разделения рисков и затрат, связанных с освоением новых крупных месторождений, развитием инфраструктуры доставки энергоносителей и безопасности транзита. Важно, чтобы эти риски не несла лишь одна сторона.
Перспективная модель энергетического партнерства РФ и ЕС должна базироваться на более широком участии европейского капитала в развитии и модернизации российского энергетического сектора, на более тесной координации энергетических стратегий и мер регулирования, на совместном разделении рисков [4]. Без этого растущие потребности ЕС в российских энергоресурсах, прежде всего - в природном газе, не могут быть гарантированно обеспечены.
С другой стороны, крупномасштабное участие иностранного капитала в освоении
энергетических ресурсов Сибири, Дальнего Востока и арктического шельфа невозможно без серьезного улучшения инвестиционного климата и реальных изменений в экономической политике РФ и инвестиционной политике ЕС.
В связи с этим становится актуальным решение следующих проблем:
1. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе РФ - подготовка конкретных предложений по системе недропользования, налогообложения, доступу к энерготранспортной инфраструктуре, механизмам государственно-частного партнерства.
2. Поддержка объединенных энергетических проектов Евросоюза и России -предоставление рекомендаций по снижению инвестиционных рисков и определению долгосрочных механизмов финансирования для вовлечения компаний из ЕС и для финансирования и укрепления гарантий возврата инвестиций по приоритетным проектам энергетического сотрудничества России и ЕС.
3. Российские инвестиции в энергетическом секторе ЕС и инвестиции ЕС в российском энергетическом секторе - анализ экономических тенденций, правовой базы, политических и административных барьеров, сфер компетенции соответствующих правительств и органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байков Н. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов / Н.Байков, Г.Безмельницына // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5. С.44-52.
2. Винокуров Е.Ю. Проблемы создания общего экономического пространства ЕС - Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С.49-53.
3. Волошин В.И. Энергетический диалог ЕС - Россия // Тенденции российско-европейских отношений: Сб. статей / Российско-Европейский центр экономической политики (РЕЦЭП). 2004. № 2. С.34-56.
4. Скоров Г.Е. Россия - Евросоюз: вопросы стратегического партнерства // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 7. С.79-82.
5. Энергетический диалог Россия - ЕС. Тематическая группа по инвестициям / Ин-т энергетической стратегии. М., 2006. 20 с.