Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
397
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАНИЕ / НАУКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ходырева Т.В.

Данная статья посвящена изучению роли интуиции в познавательном процессе. На основе анализа изложены: понятие об интуиции с древности до настоящего времени; ценность интуиции в жизни человека; роль интуиции, как компонента познания в получении научных знаний и в процессе творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTUITION IN THE COGNITIVE PROCESS

This article is devoted to the study of the role of intuition in the cognitive process. Based on analysis, the following set forth: the concept of intuition from antiquity to the present; the value of intuition in a person's life; the role of intuition as a component of cognition in obtaining scientific knowledge and in the process of creative activity.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития детей школьного возраста, который позволяет быстро получить хороший результат. А именно, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного и образного выражения своей мысли.

Приведём пример синквейна на тему "Высокомолекулярные соединения", составленного учеником 10 класса:

1. Полимеры

2. Эластичные, вязкие

3. Горят, разлагаются, тягучие

4. Широко применяются в наше время

5. Макромолекулы

Итак, процесс составления синквейна является эффективным инновационным приемом и позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, и может быть использован при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.

Использованные источники: 1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. — С. 105.

Ходырева Т.В. студент 2 курса лечебный факультет кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Живайкина А.А.

доцент Россия, г. Саратов

Khodyreva Т.К - the student of 2 course of medical faculty Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky Department of Philosophy, Humanities and Psychology Scientific adviser - associate Professor А.А. Zhivaykina

Saratov, Russia

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ THE ROLE OF INTUITION IN THE COGNITIVE PROCESS

Аннотация. Данная статья посвящена изучению роли интуиции в познавательном процессе. На основе анализа изложены: понятие об интуиции с древности до настоящего времени; ценность интуиции в жизни человека; роль интуиции, как компонента познания в получении научных знаний и в процессе творческой деятельности.

Ключевые слова: интуиция, познавательный процесс, познание,

наука, творчество.

Annotation. This article is devoted to the study of the role of intuition in the cognitive process. Based on analysis, the following set forth: the concept of intuition from antiquity to the present; the value of intuition in a person's life; the role of intuition as a component of cognition in obtaining scientific knowledge and in the process of creative activity.

Key words: intuition, cognitive process, cognition, science, creativity.

Интуиция в обыденной жизни - это чутье, тонкое понимание чего-либо. В психологии - это вид знания, представляющий собой один из инструментов творческой деятельности. Существуют много интерпретаций данного явления, но во всех толкованиях наблюдается связь интуиции с бессознательными моделями психической деятельности.

В древности философы представляли интуицию, как простое усмотрение настоящего положения вещей. Такое знание в будущем было обозначено, как чувственная интуиция. Доступность и наглядность такого рода знания лишали ее проблематичности. Современное понимание интуиции связывает ее с полуинстинктивным сознанием, которое стоит выше обычного, и по сути представляет собой сверхсознание. Она, словно в одно мгновение пробегая по всем частям объекта, схватывает суть единого, при этом показывая всю его сущность.

Именно интуиция занимает одну из ключевых ролей в познании. Интуиция - это возможность проникновения в истину, минуя опыт и логические умозаключения. По существу, она противоположна интеллекту, являясь при этом вместе с ним сторонами единого познавательного процесса. Не может быть только интуитивного или только интеллектуального познания, оно всегда существует воедино.

Искусный врач способен моментально уловить суть болезни, а потом уже аргументирует правильность «чутья». Деятели науки и искусства, художники и музыканты неоднократно устанавливали, что самое благоприятное время творческого процесса их мышления - это внезапное «озарение» мысли. Такие известные композиторы, как И. Гайдн и В.А. Моцарт сочиняли произведения в сновидении. Джузеппе Тартини рассказывал, что один раз ему приснилось, как он вручил скрипку дьяволу, чтобы тот попробовал что-нибудь сыграть. Дьявол сыграл изумительную мелодию. Проснувшись, Тартини воспроизвёл и записал её. Так на свет появилось одно из самых известных произведений композитора — соната «Дьявольские трели». Не менее интересный случай был связан с изобретателем Николой Тесла: во время прогулки к нему пришла идея создания электродвигателя на переменном токе. Известному ученому-химику Д.И. Менделееву во сне пришла идея периодической системы химических элементов, при этом он долгое время работа над ее созданием, но она возникла как озарение.

Когда человек ищет решение какой-то своей проблемы, он должен отступить от логических рассуждений, обязан обратиться к образной

картине мира. Ему следует использовать максимум точных понятий и образов, которые имеются в его опыте. Иногда опыт постигаем, но также может быть не постигаемым. Второй случай свидетельствует об интуитивном решении поставленного вопроса, потому что человек не понимает, как нашел ответ. За интуицией всегда стоит факт, и важнейшая задача - суметь его разыскать.

Также важно подчеркнуть опасности, которые может скрывать излишнее увлечение интуицией в творчестве. Нужно понимать - самые эффективные и безопасные методы - это косвенное воздействие на психику и нервную систему. Всякие способы более категоричного вмешательства, например, использование наркотиков, являются малоэффективными и небезопасными. В этой ситуации творческие люди менее защищены.

Ученые всегда пытаются найти логику, доказать полученные результаты и подтвердить их в чувственном мире. Человек же творческий в такой же ситуации способен потерять связь с реальностью. Но в отличие от художественного познания, в научном - интуиция не находится на таком же почетном месте. Главной причиной такого положения является то, что наука - это результат познавательного процесса всего человечества, в то время как литературные и художественные произведения непосредственно связаны с духовным миром своего творца. В научном творчестве важно накопление знаний. Также необходимо умение логического оформления результатов, даже полученных с помощью интуитивного озарения.

Можно сделать вывод, что интуиция встречается везде: она способна толковать экспериментальные данные, строить фундаментальные понятия, вырабатывать гипотезы, что и является подтверждением ее методологичности. Интуиция - это знание в мгновение, открытия нового положения, которое не является предметом чувственного опыта. Потому не существует такого познавательного процесса, который не связан с ней.

Интуитивные компоненты имеют общие черты с пониманием и проявляется во всех сферах нашей деятельности. Художественное творчество как элемент деятельности человека невозможно без проявления интуиции. В филологии интуиция нужна для развития «языкового чувства», чтобы люди смогли понимать друг друга без слов. Преподаватель использует интуицию в воспитательном процессе, а без него в свою очередь невозможен учебный процесс.

Таким образом, в жизни абсолютно любого человека, в независимости от пола, статуса и профессии, находятся ситуации, когда при нехватке времени и информации для принятия решения он пользуется интуицией. Она как компонент понимания участвует в процессе получения нового знания, и каким бы сложным он ни был, необходимо научиться им управлять. Чувственное познание, рациональное познание и интуиция - это существенные и дополняющие друг друга виды познания.

Использованные источники: 1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1964.

2. Бунге М. Интуиция и наука. - М., 1967.

3. Живайкина А.А., Шилкина И.В. Текст как средство развития личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. - С. 1784.

4. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. -М., 1978.

5. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М., 1971.

6. Корниенко А.А., Ардашкин И.Б., Чмыхало А.Ю. Философские вопросы научного познания. - Томск: Изд. ТПУ, 2002. - 169 с.

7. Кремплевская С.П., Живайкина А.А. Судьба человека и его свобода. проблема самоопределения личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4. - № 5. - С. 801.

8. Кузнецова М.Н., Живайкина А.А. Философия гуманитарного образования / Психолого-педагогические основания реализации образовательного процесса в медицинском вузе. Материалы внутривузовской методической конференции. - Саратов, 2012. - С. 60-66.

9. Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). - М., 1972.

УДК 338.23

Хорошман Д.А. студент 1 курса

факультет базовой подготовки, направление экономика

НГУЭУ

научный руководитель: Ляскин Г.Г.,

доцент

кафедра экономической теории

НГУЭУ

Российская Федерация, г. Новосибирск ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: Статья посвящена результатам проведения государственной программы «Развитие производства и повышение его конкурентоспособности» на примере Новосибирской области. В статье будут рассмотрены отрасли сельского хозяйства и фармакологии, которые попали под действие данной государственной программы.

Ключевые слова: Импортозамещение, сельское хозяйство, фармакология, конкурентоспособность, растениеводство,

животноводство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.