Научная статья на тему 'Интуитивное познание как специфический феномен философии: основания и особенности'

Интуитивное познание как специфический феномен философии: основания и особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1296
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
INTUITIVE COGNITION / AUTHENTIC KNOWLEDGE / INTELLECTUAL KNOWLEDGE / DISCERNMENT OF TRUTH / SPATIAL INTUITION / IMMEDIATE EVIDENCE / PROMPT / CREATIVE IMAGINATION / ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ / ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / УСМОТРЕНИЕ ИСТИНЫ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ / НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ОЧЕВИДНОСТИ / ПОДСКАЗКА / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данакари Лилия Ричарди

В статье ставится проблема интуиции как специфического феномена гносеологии. Автор подчеркивает непосредственный характер интуитивного познания, что предполагает наличие минимума предварительных рассуждений, отсутствие научной строгости в интерпретациях и независимое отношение к умозаключениям и доказательствам. Интуитивное познание отличается от рассудочного своей непосредственностью, самоочевидностью. Преимущества интуиции заключаются в преодолении известного, привычного в решении задач, возможности расширения границ познания. Интуитивное знание как представление предмета в его целостности может быть и неосознанным. Интуиция позволяет «схватить» действительность, увидеть ее текучесть и изменчивость. Открытие с помощью интуиции происходит неожиданно. Часто бывают такие моменты, когда потеряна вся надежда на решение проблемы, но в результате интуитивной деятельности происходит полное и качественное изменение прежних представлений, появляется новое знание, формируется иная картина мира. Активное использование интуиции во многом связано с высоким уровнем развития интеллекта ученого, его профессионализмом. Возможность интуитивного озарения значительно повышается, если исследователь обладает высокой квалификацией. В результате исследования удалось выявить, что для интуиции характерны поиски и «озарения», а их итоги приобретают неожиданный характер. Интуиция является уникальной в своем динамизме формой познания. Она есть результат единства чувственного и рационального познания. Особым условием возникновения интуитивного озарения является наличие ситуации непрерывного поиска. Важна не просто постановка проблемы, но и настойчивое движение к цели, тщательное и скрупулезное исследование, стремление не прекращать работу даже при неудачах. В научном мире всегда существует многообразие мнений, позиций. По результатам можно сделать вывод о том, что интуиция это один из важных гносеологических факторов, способствующих непрерывному расширению всего пространства знания о природе, обществе, человеке и его мышлении. Именно интеграция всех типов и структур познавательной деятельности, в том числе и различных форм интуиции, дает плодотворные результаты, помогает ученому достичь своей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVE COGNITION AS A SPECIFIC PHENOMENON OF PHILOSOPHY: GROUNDS AND FEATURES

The article raises the problem of intuition as a specific phenomenon of epistemology. The author emphasizes the direct nature of intuitive cognition implying the presence of a minimum of preliminary reasoning, the lack of scientific rigor in interpretations and an independent attitude to conclusions and evidence. Intuitive cognition differs from rational cognition in its spontaneity, self-evidence. The advantage of intuition is to overcome the well-known, familiar in solving problems, the possibility of expanding the boundaries of knowledge. Intuitive knowledge as a representation of an object in its totality can be unconscious. Intuition allows us to “grasp” reality, to see its fluidity and variability. Discovery by intuition is unexpected. There are often times when all hope on solving the problem is lost. As a result of intuitive activity there is a complete and qualitative change of previous ideas, new knowledge appears, a different picture of the world is formed.Active use of intuition is mainlystipulated bythe high level of intelligence of the scientist, his professionalism. The possibility of intuitive insight is greatly enhanced if the researcher is highly qualified. As a result of research the author succeeded to reveal that intuition is specific for searches and “insights”, and results have an unexpected character. Intuition as a form of cognition is unique in its dynamism. It is the result of the unity of sensuous and rational knowledge. A special condition for the emergence of intuitive “insight” is the presence of a situation of continuous search. It is important not just to state the problem, but also to persevere towards the goal, careful and scrupulous research, the desire not to stop working even in case of failures. In the scientific world there is always a variety of opinions and positions. According to the results, we can conclude that intuition is one of the important epistemological factors contributing to the continuous expansion of the entire space of knowledge about nature, society, man and his thinking. It is the integration of all types and structures of cognitive activity including various forms of intuition, that gives fruitful results, helps the scientist to achieve his goal.

Текст научной работы на тему «Интуитивное познание как специфический феномен философии: основания и особенности»

www.volsu.ru

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.3.17

UDC 165 LBC 87.22

INTUITIVE COGNITION AS A SPECIFIC PHENOMENON OF PHILOSOPHY:

GROUNDS AND FEATURES

Lily R. Danakari

Volgograd Branch of Moscow Financial and Law University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article raises the problem of intuition as a specific phenomenon of epistemology. The author emphasizes the direct nature of intuitive cognition implying the presence of a minimum of preliminary reasoning, the lack of scientific rigor in interpretations and an independent attitude to conclusions and evidence. Intuitive cognition differs from rational cognition in its spontaneity, self-evidence. The advantage of intuition is to overcome the well-known, familiar in solving problems, the possibility of expanding the boundaries of knowledge. Intuitive knowledge as a representation of an object in its totality can be unconscious. Intuition allows us to "grasp" reality, to see its fluidity and variability. Discovery by intuition is unexpected. There are often times when all hope on solving the problem is lost. As a result of intuitive activity there is a complete and qualitative change of previous ideas, new knowledge appears, a different picture of the world is formed.

Active use of intuition is mainly stipulated by the high level of intelligence of the scientist, his professionalism. The possibility of intuitive insight is greatly enhanced if the researcher is highly qualified. As a result of research the author succeeded to reveal that intuition is specific for searches and "insights", and results have an unexpected character. Intuition as a form of cognition is unique in its dynamism. It is the result of the unity of sensuous and rational knowledge. A special condition for the emergence of intuitive "insight" is the presence of a situation of continuous search. It is important not just to state the problem, but also to persevere towards the goal, careful and scrupulous research, the desire not to stop working even in case of failures. In the scientific world there is always a variety of opinions and positions. According to the results, we can conclude that intuition is one of the important epistemological factors contributing to the continuous expansion of the entire space of knowledge about nature, society, man and his thinking. It is the integration of all types and structures of cognitive activity including various forms of intuition, that gives fruitful results, helps the scientist to achieve his goal.

Key words: intuitive cognition, authentic knowledge, intellectual knowledge, discernment of truth, spatial intuition, immediate evidence, prompt, creative imagination.

УДК 165 ББК 87.22

о

<N

s

л

ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИИ ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ: ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

рц Лилия Ричарди Данакари

ал Московского финансово-юриди г. Волгоград, Российская Федерация

м

я Волгоградский филиал Московского финансово-юридического университета,

Аннотация. В статье ставится проблема интуиции как специфического феномена гносеологии. Автор

©

^ подчеркивает непосредственный характер интуитивного познания, что предполагает наличие минимума

предварительных рассуждений, отсутствие научной строгости в интерпретациях и независимое отношение к умозаключениям и доказательствам. Интуитивное познание отличается от рассудочного своей непосредственностью, самоочевидностью. Преимущества интуиции заключаются в преодолении известного, привычного в решении задач, возможности расширения границ познания. Интуитивное знание как представление предмета в его целостности может быть и неосознанным. Интуиция позволяет «схватить» действительность, увидеть ее текучесть и изменчивость. Открытие с помощью интуиции происходит неожиданно. Часто бывают такие моменты, когда потеряна вся надежда на решение проблемы, но в результате интуитивной деятельности происходит полное и качественное изменение прежних представлений, появляется новое знание, формируется иная картина мира.

Активное использование интуиции во многом связано с высоким уровнем развития интеллекта ученого, его профессионализмом. Возможность интуитивного озарения значительно повышается, если исследователь обладает высокой квалификацией. В результате исследования удалось выявить, что для интуиции характерны поиски и «озарения», а их итоги приобретают неожиданный характер. Интуиция является уникальной в своем динамизме формой познания. Она есть результат единства чувственного и рационального познания. Особым условием возникновения интуитивного озарения является наличие ситуации непрерывного поиска. Важна не просто постановка проблемы, но и настойчивое движение к цели, тщательное и скрупулезное исследование, стремление не прекращать работу даже при неудачах. В научном мире всегда существует многообразие мнений, позиций. По результатам можно сделать вывод о том, что интуиция - это один из важных гносеологических факторов, способствующих непрерывному расширению всего пространства знания о природе, обществе, человеке и его мышлении. Именно интеграция всех типов и структур познавательной деятельности, в том числе и различных форм интуиции, дает плодотворные результаты, помогает ученому достичь своей цели.

Ключевые слова: интуитивное познание, достоверное знание, интеллектуальное знание, усмотрение истины, пространственная интуиция, непосредственные очевидности, подсказка, творческое воображение.

Проблема интуиции и интуитивного познания уже несколько тысячелетий является предметом пристального интереса научного сообщества. В западной и отечественной философии дискуссии продолжаются и в настоящее время. В науке имеется немалое количество работ, где осуществлено исследование природы и сущности, видов и форм интуиции. Согласно сложившейся научной традиции важно в начале исследования дать определение интуиции, выявить ее эвристические возможности.

В философии при изучении понятия «интуиция» всегда предпочтение отдавалось его оригинальности, специфике, как особому виду знания, где всегда присутствует «тайна», «озарение». Большинство ученых соглашается с тем, что интуиция - это непосредственное знание, которое в доказательствах не нуждается. «Интуицией, или непосредственным знанием, называют знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство» [Асмус 2004, 3]. Актуальной является позиция О.В. Степаносовой, которая признает: «Интуиция - это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринима-

емое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается, и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы» [Степаносова 2003, 133].

Исследование показывает непосредственный характер интуитивного познания. В его основе минимум предварительных рассуждений. Там присутствует определенная вольность; для него не всегда характерна научная строгость в интерпретациях; имеет место определенная свобода в умозаключениях.

В истории философии сторонниками такого понимания интуиции были: в античности Платон, в Новое время - Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. Гегель, позднее -А. Бергсон. «Интуиция, - писал А. Бергсон, -инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно» [Бергсон 1923, 128].

Интуитивное познание отличается от рассудочного своей непосредственностью, самоочевидностью. Преимущества интуиции заключаются в актуальности преодоления известного, привычного в решении задач, возможности выхода за знакомые всем пределы. Ин-

туитивное знание, дающее представление предмета в его целостности, возможности, может быть и неосознанным. Интуиция позволяет «схватить» действительность, увидеть ее текучесть и изменчивость. Ведь не секрет, что в рассудочном знании многое рассматривается в общих понятиях; мыслится неподвижное, общее у самих вещей. На наш взгляд, в акте интуиции разум способствует не только мыслительной работе, рефлексии, но и помогает созерцать. В связи с этим интуитивную деятельность можно воспринимать как единство и высшее проявление интеллектуального знания. Поппер писал: «Существует нечто вроде интеллектуальной интуиции, которая наиболее убедительно дает нам почувствовать, что мы видим истину» [Поппер 1992, 467].

Рационалисты новоевропейского времени придавали интуиции особое значение. Они признавали ее высшей формой интеллектуального познания, его наиболее совершенным видом. Однако для усмотрения истины ученые и философы требовали, чтобы каждая интуитивная догадка прошла проверку, сопоставлялась с фактами и чтобы такая проверка происходила на основе логических выводов. Но интуиция, обладая определенными преимуществами перед рассудочным знанием, имеет и значительные недостатки.

В первую очередь, в ней отсутствуют понятия и символы, опосредующие интуитивный процесс. Ученые отмечают недостаточную четкость проявления причин, приведших к полученному результату; также сложно подтвердить его правильность. Особенностью интуиции является, что она включает бессознательное, словом, ее работа во многом иррациональна. Интуитивная деятельность - это продукт иррационального характера; она часто вне логического. «Озаренная светом разума, интуиция предстает в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было "всмотрено" в объект и сколько в нем действительно было заложено» [Литвинова 2002, 139]. Вообще интуиция следует за логическим поиском, она включает необходимую вербализацию и формализацию полученного результата. В частности, Г. Кляйн отмечает, что интуитивные решения, прогнозы ученых и неожиданные предположения в

конце концов оказываются высокоэффективными [Klein 1997; 1998].

Специфика полученного знания с помощью интуиции очевидна уже в ранее выданных нами определениях. С помощью интуиции появились знания, которые не получены только на основе чувств; в науке они составляют общепринятую истину. Правда, еще Г. Лейбниц утверждал, что «ибо пустоты не существует, а материя бесконечна, заполняя весь мир» [Лейбниц 1960, 74]. Во-первых, интуитивное знание появляется после пытливой и настойчивой деятельности ученого над конкретной проблемой. Во-вторых, случайный факт, какое-то событие может выступить в качестве непосредственного «озарения». В-третьих, интуитивное «озарение» порою наступает так неожиданно, что ставит в тупик большинство ученых, противоречит сложившимся представлениям в науке.

Большинство философов, занимающихся гносеологией, выделяют несколько особенностей интуитивного познания. В первую очередь, выделяется его непосредственный характер, когда уже в момент догадки решение проблемы представляется ученому известным. Правда, долгим является путь ее логического обоснования. В этот момент у исследователя появляется чувство уверенности не только в себе, но и в истинности полученного результата. Истина открывается ему непосредственно, в акте мгновенного характера. Во-вторых, определенный неосознанный характер путей решения проблемы, той или иной задачи. В-третьих, неожиданный характер самого процесса «озарения», когда формально ученый еще не готов к открытию. Словом, открытие с помощью интуиции происходит неожиданно, когда ее никто не ждет. Часто бывают такие моменты, когда потеряна вся надежда на решение проблемы. В результате интуитивной деятельности происходит полное и качественное изменение прежних представлений; появляется новое знание, формируется иная картина мира. Развитие науки все больше свидетельствует о том, что в сознании ученого существуют особые центры, где на протяжении теоретической и практической деятельности в результате бесконечных повторений различных воздействий, процессов собирается информация достаточно-

го объема, которая ведет к озарению, парадоксальному решению, но уже вне активной работы сознания. Будем надеяться, что дальнейшее развитие эволюционной эпистемологии более убедит научное сообщество в наличии у человека таких центров.

Однако вернемся к интуиции. Важным условием ее активности является высокий уровень интеллектуального развития ученого, его профессионализм. Возможность интуитивного озарения значительно повышается, если исследователь прекрасно разбирается в той сфере научной деятельности, в которой он работает. Естественно, что эффективность работы во многом связывается с наличием глубоких знаний в исследуемой сфере, высоким уровнем профессиональной подготовки, творческим отношением к делу, пытливостью и настойчивостью ученого. «Мысль никогда не рождается в усталом мозгу и никогда - за письменным столом» [Гельмгольц 1982, 83].

Заметим, что особым условием возникновения интуитивного озарения является наличие ситуации непрерывного поиска. Важна не просто постановка проблемы, но и настойчивое движение к цели, тщательное и скрупулезное занятие исследованием, стремление не прекращать данную работу даже при неудачах. В научном мире всегда существует многообразие мнений, позиций. В связи с этим следует согласиться с тем, что использование интуиции как специфического способа познания действительности не всегда может помочь постижению истины, открытию нового. Следует согласиться с Р. Хогартом, который подчеркивает, что «ключом к развитию "хорошей" интуиции является наличие среды для принятия решений, обеспечивающей точную и своевременную обратную связь» [Hogarth 2001, 15].

На наш взгляд, интуиция многообразна в своих проявлениях. Ее можно рассматривать как простые комбинации, связанные со способностями людей различать предметы и объекты реальности. Сознание индивида воспринимает их как реальные в виде определенных образов. Как известно, чувственное созерцание является одной из форм интуиции, правда, простой. Не секрет, что и она играет свою роль в начале познания. «Следует упомянуть о нечувственных процессах, данных в

нечувственных созерцаниях, которых нельзя назвать интеллектуальной интуицией, потому что этим термином следует обозначать интуицию, направленную не на реальные, а на идеальные моменты, предметы. Такова, например, активность субстанциальных деятелей и именно не продукты ее, а сам динамический аспект деятельности, стремление, усилие, напряжение, действование» [Лосский 1995, 178].

Известно, что в науке решающая роль принадлежит разуму, а затем уже разным формам интуиции. Иной точки зрения придерживался Н.О. Лосский. «В интеллектуальной интуиции, как и в чувственной, - писал он, -следует различать субъективную и объективную стороны - интенциональный акт интуиции и идеальный предмет, на который он направлен. Можно также следующими терминами обозначить эти две стороны: умозрение и предмет умозрения, мышление и мыслимое и т. п.» [Лосский 1995, 199]. Лейбниц отмечал: «Интуиция, посредством которой мы познаем наше собственное существование, приводит к тому, что мы познаем его с полной очевидностью, не допускающей доказательства и не нуждающейся в нем» [Лейбниц 1983, 444].

Еще до И. Канта в учениях сторонников теории интеллектуальной интуиции имелись элементы априоризма. В них отмечается, что априорные истины не связаны с интуицией. Известно, что И. Кант отрицал способность человека к интеллектуальной интуиции, а его теория познания и учение о формах чувственной интуиции, особенно о пространстве и времени, глубоко априорис-тичны [Литвинова 2002, 138].

В теории познания многие философы обращали внимание на роль мистической интуиции. В частности, особое место она занимала в творчестве Н.О. Лосского. Он считал, что познание сущности, выявление полноты бытия могут осуществляться только в результате чувственной и интеллектуальной интуиции, естественно, согласно законам логики.

Мистическая интуиция открывает не только аспекты Я, но и помогает понять сверх-пространственность, сверхвременность; она ведет к усмотрению идей, стоящих выше. «Они выходят в область сверхрационального

не только на основании мистической интуиции, но еще и потому, что строгая последовательность рационального мышления обязывает их восходить в более высокую сферу» [Лос-ский 1995, 259].

Интуитивное познание как деятельность характеризуется мносторонностью своих проявлений, которые функционально подчинены нахождению новых форм знания. Иногда она реализуется почти осознанно, но часто эта работа неосознаваема, проявляется как определенная системность в познании, в которой выделяются такие уровни, как перцептивный, эмоционально-чувственный, образный, смысловой.

Все более актуальный и методологически значимый характер приобретает необходимость системного рассмотрения интуиции. Вообще интуитивная деятельность соприча-стна ко всем уровням когнитивной деятельности. Обобщение фактов с помощью интуиции, использование всех ее форм помогает процессу исследования подняться на более высокую ступень постижения смысла бытия.

История философии, начиная с античности, тесно связана с изучением интуиции. Разные уровни когнитивной деятельности раскрывают сложные и разносторонние аспекты феномена интуиция. Определение интуиции на уровне рефлексивной и чувственной деятельности подтверждают многомерный характер познавательной деятельности, множественность самого знания. Многомерное знание формируется на каждом из уровней познавательной работы, что характеризует экстенсивность самого процесса познания. Разнообразные формы знания сосуществуют и действуют параллельно, присутствуя в разных качествах, на том или ином уровне научной и познавательной деятельности. Интеграция осуществляется за счет их включения в эпистемологические единицы науки: факты, теории, модели, гипотезы.

Исследуя роль интуиции как специфической формы познания, подчеркнем, что ее результаты являются важными и востребованными. Спецификой интуитивного познания является кумуляция, накопление знаний. Однако пути и способы ее динамики, получения нового знания различны. На начальной фазе осуществляется движение от конкретного образа к чувственному знанию как опосредо-

ванному. Именно здесь появляется интуиция как определенная форма, предпосылка для произведения нового знания. Сложным является процесс получения философского знания, потому что представляет собой переход от имеющихся наглядных образов к формированию новых понятий, включает взаимодействие всех уровней естественного и социогумани-тарного знания. В научном познании интуиция соединяет чувственное и рациональное, обеспечивая единый познавательный процесс. Значение интуиции в уникальности процесса познания, стремлении определенным образом выявить феномены окружающего нас мира.

Подводя итоги работы, сделаем выводы. Во-первых, для интуиции типичны поиски и «озарения», неосознанность путей и средств исследования, неожиданность получения решения проблемы. Во-вторых, интуицию не следует противопоставлять ни чувству, ни разуму. Она уникальна в своем динамизме, потому что представляет собой результат единства как чувственного, так и рационального познания. Именно интеграция всех типов и структур познавательной деятельности, в том числе и различных форм интуиции, дает плодотворные результаты, помогает ученому достичь своей цели. В-третьих, сегодня интуицию можно представить как один из факторов, ведущих к непрерывному расширению пространства всего знания, связанного с познанием природы, общества, человека и его мышления.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Асмус 2004 - Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало XX вв. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Бергсон 1914 - Бергсон А. Творческая эволюция.

М.; СПб.: Русская мысль, 1914. Гельмгольц 1982 - Гельмгольц Г. Публичные лекции, читаемые в Императорском Московском университете в пользу Гельмгольцевского фонда. М.: Унив. тип., 1982. Лейбниц 1960 - Лейбниц Г.В. Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания. Ленинград: Изд-во Ленингр. унта, 1960.

Литвинова 2002 - Литвинова А.Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете

и субъекте научного познания. СПб.: Санкт-Петербург. филос. о-во, 2002. С. 131-150.

Лосский 1995 - Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.

Поппер 1992 - Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, 1992.

Степаносова 2003 - Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. 2003. №> 4. С. 133-143.

Hogarth R.M. Educating intuition. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.

Klein 1997 - Klein G. Developing expertise in decision making // Thinking and reasoning. 1997. Vol. 3. P. 337-352.

Klein 1998 - Klein G. Sources of power: How people make decision Cambridge: MIT Press, 1998.

REFERENCES

Asmus V.F., 2004. The problem of intuition in philosophy and mathematics. An essay on history: 17th - early 20th century. Moscow, Editorial URSS Publ.

Bergson A., 1914. Creative evolution. Moscow, Saint Petersburg, Russkaya mysl Publ.

Helmholtz G., 1982. Public lectures delivered in Imperial Moscow University in favor Helmholtz Foundation. Moscow, University printing house Publ.

Leibniz G.V., 1960. The polemic of G. Leibniz and S. Clark on issues of philosophy and science. Leningrad, Leningrad University Publ.

Litvinova A.L., 2002. The role of intuition in the scientific perception. Philosophy on the object and the subject of scientific perception. Saint Petersburg, Saint Petersburg Philosophical Society Publ.

Losskii N.O., 1995. Sensual, intellectual and mystical intuition. Moscow, Respublika Publ.

Popper K., 1992. The open society and its enemies. Vol. 2. The high tide of prophecy: Hegel, Marks and the aftermath. Moscow, Feniks Publ.

Stepanosova O.V, 2003. Modern ideas about intuition. Voprosypsikhologii, no. 4, pp. 133-143.

Hogarth R.M., 2001. Educating intuition. Chicago, The University of Chicago Press.

Klein G., 1997. Developing expertise in decision making // Thinking and reasoning, vol. 3, pp. 337-352.

Klein G., 1998. Sources ofpower: How people make decision. Cambridge, MIT Press, 1998.

Information about the Author

Lily R. Danakari, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Humanities and Social Sciences and General Legal Disciplines, Volgograd Branch of Moscow Financial and Law University, Bakhturova St., 25G, 400031 Volgograd, Russian Federation, liliya.danakari@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8923-9303

Информация об авторе

Лилия Ричарди Данакари, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин, Волгоградский филиал Московского финансово-юридического университета, ул. Бахтурова, 25Г, 400031 г. Волгоград, Российская Федерация, liliya.danakari@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8923-9303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.