Научная статья на тему 'Роль интонации в публичной речи политического лидера'

Роль интонации в публичной речи политического лидера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2008
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ДИСКУРС / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ИНТОНАЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / EFFECTIVE COMMUNICATION COMPONENTS / DISCOURSE / LINGUISTIC ASPECTS / POLITICAL RHETORIC / PHONETIC MEANS / VOLITIONAL FUNCTION OF INTONATION / PUBLIC SPEAKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уланова Капитолина Анатольевна

В статье рассматриваются компоненты эффективной коммуникации. Особое внимание уделяется лингвистическим аспектам риторики. Исследуются интонационные средства, которые осуществляют функцию воздействия публичной речи политического лидера на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of intonation in a political the role of intonation in a political public discourse

The article deals with the principles of effective communication. Special attention is given to the linguistic aspects of rhetoric. The phonetic means in political public speaking used to influence the audience are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль интонации в публичной речи политического лидера»

РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

К.Л. Уланова

Кафедра иностранных языков № 2 Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются компоненты эффективной коммуникации. Особое внимание уделяется лингвистическим аспектам риторики. Исследуются интонационные средства, которые осуществляют функцию воздействия публичной речи политического лидера на аудиторию.

Ключевые слова: компоненты эффективной коммуникации, дискурс, лингвистические аспекты, политическая риторика, фонетические средства, воздействующая функция интонации, публичная речь.

Публичная речь является традиционным объектом риторики и в ее узком понимании как комплексной дисциплины, изучающей ораторскую речь, и в широком понимании, согласно которому в сферу ее научных интересов включаются все формы воздействующей или убеждающей коммуникации. Для риторики и в теоретическом, и прикладном аспекте существенное значение имеют замысел речи и ее результат.

С замыслом и результатом соотносится языковое воплощение риторического произведения, как в процессе создания и реализации речи, так и в ее научном анализе.

В соответствии с этими принципами особенности интонации публичной речи соотносятся, с одной стороны, с риторической деятельностью оратора и его стремлением к самовыражению, а с другой стороны, с участием в этой деятельности аудитории.

Словарь лингвистических терминов О.С. Ахмановой трактует публичную речь как «речь, обращенную к многочисленной аудитории и поэтому требующую особых качеств изглашения, т.е. широкого использования сверхсегментных средств, обеспечение определенной и равномерной громкости речи, особого синтаксического построения и т.п.» [2. С. 387].

Риторический подход предполагает также особый интерес к творческому аспекту речевой коммуникации. Публичная речь является, с одной стороны, социально и культурно обусловленной ритуализованной формой общения, регламентированной правилами и предписаниями многовековой риторической традиции, с другой стороны, это всегда новое и неповторимое «риторическое событие», в котором отражены самобытность автора и уникальность каждой ситуации общения. Современная риторика лингвоцентрична, она характеризуется особым вниманием к вопросам использования языковых средств для обеспечения эффективности риторического дискурса.

Однако и классическая, и современная риторика несколько формально подходят к фонетическому аспекту публичной речи.

Риторика ограничивается лишь перечислением требований к фонетическому поведению оратора. Все, что относится к исполнению публичной речи, т.е. к ее фонетической составляющей, рассматривается как отдельный уровень, не соотнесенный ни с замыслом оратора, ни с жанровой принадлежностью, ни с семан-тикосинтаксическими особенностями публичной речи.

По мнению А.К. Михальской, современная риторика представляет собой «теорию и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» [3. С. 34].

Современную риторику можно трактовать как науку об условиях и формах эффективной коммуникации. Объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения.

Как известно, устный литературный язык, в противовес письменному, реализуется в двух основных формах: разговорной и публичной. Устная публичная речь представляет собой разновидность устной формы литературного языка, используемую в публичных выступлениях на общественно значимые темы. Под устной формой речи, вслед за Д.Э. Розенталем, мы понимаем речь звучащую. Среди жанров устной публичной речи можно выделить лекции, сообщения (доклады), выступления, консультации, беседы. Стилистически все эти жанры соответствуют устной разновидности публицистического стиля речи — ораторскому стилю.

Ораторская речь — это особый вид речевой деятельности, однозначного определения которой в современной науке не существует. «Термин „публицистический стиль речи" — это очень широкое понятие, которое характеризуется многообразием видов, различных в зависимости от рода занятий, положения и цели оратора» [6. С. 248].

Любой язык, прежде всего, является средством общения. По словам Э. Сепира, «язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе» [5. С. 211]. Понятие «коммуникация» является весьма многозначным. Например, термин «коммуникация» может употребляться в сочетании «средства массовой коммуникации» (пресса, радио, телевидение). С позиций социолингвистики коммуникация является синонимом общения. Наиболее общим определением можно считать понятие коммуникации как акта или процесса передачи информации другим людям или живым существам. Под коммуникативной эффективностью речи понимается способность говорящего убедить слушателей в правоте своего суждения путем речевого воздействия.

Речевое воздействие — это любое речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности и целевой обусловленности. Быть субъектом речевого воздействия — значит регулировать деятельность своего собеседника, так как при помощи речи мы побуждаем другого человека начать, изменить, закончить какую-либо деятельность. Кроме того, речевое воздействие — это речевое общение в системе средств массовой информации или агитационном смысле непосредственно перед

аудиторией. Речевое воздействие является актуальным во многих отраслях современной жизни: экономики, рекламы, психологии и образования. Поэтому возрастает и интерес к изучению речевого воздействия в русле политических, психологических, социологических и лингвистических исследований.

Особый резонанс проблема коммуникативной эффективности получила в политической речи. Политическое выступление имеет три основные функции: функцию общения, функцию сообщения и функцию воздействия. Последняя наиболее ярко выражается в политическом выступлении, когда в ход вступает одно из самых сильных средств убеждения — человеческий голос. Очевидно, что проблемы коммуникативной эффективности актуальны, в первую очередь, для жанров устной публичной речи, поскольку функция воздействия в публицистическом стиле речи превалирует над функцией сообщения. Восприятие политической речи и ее воздействующая функция напрямую зависят от лексико-фонетических средств, используемых политиками, при этом особая роль отводится интонации. Интонация представляет собой «сложное единство следующих компонентов: 1) речевой мелодики, 2) фразового ударения, 3) временных характеристик (длительность, темп, паузация), 4) ритма и 5) тембра (качество голоса)» [1. С. 5]. Определяющими характеристиками интонации являются движение основного тона, или речевая мелодика, фразовое ударение и ритм.

Компоненты интонации проявляют себя в двух аспектах: коммуникативном — интонация сообщает — является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли вопрос или ответ, просьбу или команду; представляет коммуникативные типы высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные. Интонационное оформление ораторской речи (в особенности в торжественном регистре) подчинено ее основной коммуникативной функции — функции воздействия.

Цель публичного выступления и ситуация, в рамках которой происходит действие, определяют его структуру, а также выбор просодических средств воздействия на аудиторию. Структура публичного выступления зависит от темы выступления, характера и величины аудитории, длительности выступления и ряда других причин.

Абстрагируясь от особенностей отдельного выступления и суммируя интонационные характеристики, можно сказать, что публичные выступления американских политических лидеров имеют следующие особенности. Особо торжественные речи характеризуются короткой синтагмой, поскольку говорящий замедляет темп и старается донести каждое слово до аудитории.

Ударение в публичных выступлениях носит эмфатический характер. Эмфаза создается за счет увеличения высоты тона, громкости и длительности.

Преобладающим терминальным тоном является нисходящий тон (чаще высокий нисходящий), а варьирование нисходящих тонов происходит за счет регистровых изменений в скорости падения. Резкость тонов возрастает с возрастанием эмоциональности. Ритмическая организация речей довольно четкая за счет выделения ударных слогов и относительной изохронности ритмических групп и син-

тагм. Темп большинства выступлений замедлен: чем больше аудитория и торжественнее речь, тем замедленнее темп. Роль паузы значительна не только в членении речи на смысловые отрезки, но и выделении наиболее важных единиц. Длительная пауза часто предшествует главной информации, которую оратор старается донести до аудитории. Долгая «риторическая пауза» часто используется с целью оказания психологического эффекта на слушателей. Политики практически избегают кратковременных пауз, так как они свидетельствуют о неуверенности и нерешительности оратора.

При восприятии публичного выступления очень важным моментом является его общая длительность. Она зависит от ситуации и темы выступления оратора.

Речи политика — это важнейшее средство его общения, как со своим электоратом, так и со всем мировым сообществом. Адекватное владение устной речью, способность к публичному выступлению признается многими исследователями как важный компонент человеческой деятельности, от которого может зависеть успех индивида, прежде всего общественного и политического деятеля, в самых различных жизненных ситуациях. Эффективное речевое общение имеет особое значение, когда люди используют язык для социально значимых целей, и в первую очередь в политике и дипломатии. С одной стороны, это связано с тем, что в настоящее время идет активная политизация общества. С другой стороны, политика, и политические выступления в частности, имеет широкий объем целей: политических, экономических, рекламных и социальных.

Проблема коммуникативной эффективности приобретает в политике особую остроту еще и потому, что аудитория политического выступления часто бывает враждебно настроена (например, аудитория политических оппонентов или обманутых избирателей).

Немаловажно также учитывать лингвистические и психологические особенности межкультурного политического общения. Речевой портрет политического деятеля составляют как универсально-типологические лексико-стилистические и фонетические характеристики, так и специфические, конкретно языковые, культурно обусловленные лексико-стилистические и фонетические характеристики, дополнительно особо маркированные интонацией и другими невербальными средствами воздействия на аудиторию.

Специфика коммуникативной эффективности устного политического дискурса реализуется посредством комплексного использования лексико-стилистических (метафоры, аллюзии, цитирование, терминология, ирония, повторы, параллелизм, инверсии и другие) и интонационных средств воздействия (высокая частотность прагматических и логических пауз, чередование быстрого и медленного темпа, употребление высоких нисходящих терминальных тонов, изменение громкости, особенности тембра речи).

Категории убедительности, эмоциональности и понятности в политической речи, с точки зрения восприятия, имеют прямо пропорциональную зависимость. В целом воспринимаемый аспект устной политической речи имеет положительный коммуникативный эффект, хотя по отдельным параметрам (тембр, темп, произносительный акцент) неоднозначно оценивается представителями различных культур.

Речи политиков, президентов в особенности, представляют собой единицы высшего уровня вербальной сферы, и их составление и произнесение немаловажно как для самого оратора, так и для слушающей его аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Антипова А.М. Система английской речевой интонации. — М.: Высшая школа, 1979.

[2] Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — M.: Советская энциклопедия, 1969.

[3] Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М.: Просвещение, 1996.

[4] Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1985.

[5] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. — М.: Прогресс, 1993.

[6] Соколова M.A., Гинтовт К.П. Практическая фонетика английского языка. — M.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

[7] Фрейдина Е.Л. Основы публичной речи. — Дубна: Феникс+, 2007.

THE ROLE OF INTONATION IN A POLITICAL PUBLIC DISCOURSE

K.L. Ulanova

Foreign Languages Chair № 2 Peoples' Friendship University of Russia

Miklucho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the principles of effective communication. Special attention is given to the linguistic aspects of rhetoric. The phonetic means in political public speaking used to influence the audience are analyzed.

Key words: effective communication components, discourse, linguistic aspects, political rhetoric, phonetic means, volitional function of intonation, public speaking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.