Научная статья на тему 'Роль Интернета в удовлетворении экзистенциальных потребностей современных студентов'

Роль Интернета в удовлетворении экзистенциальных потребностей современных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
889
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / EXISTENTIAL NEEDS / PSYCHOSEMANTIC SPACE / ESPECIALLY THE USE OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шешукова Оксана Валерьевна

В статье рассматриваются основные экзистенциальные потребности современных студентов и способы их удовлетворения посредством сети Интернет. Основное внимание уделено психосемантическому подходу к исследованию сущности и содержания экзистенциальных потребностей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Internet to meet the existential needs of modern students

The article discusses the basic existential needs of today's students and how to meet them through the Internet. Emphasis is placed on psychosomatic approach to the study of the nature and content of the existential needs of the youth.

Текст научной работы на тему «Роль Интернета в удовлетворении экзистенциальных потребностей современных студентов»

УДК 159.9.075

ББК 88.2

Шешукова Оксана Валерьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии Сахалинский государственный университет г. Южно-Сахалинск

Sheshukova Oksana Valerievna Candidate of Psychology, Associate Professor Chair of psychology Sakhalin State University Yuzhno-Sakhalinsk sheshukova@bk.ru

Роль Интернета в удовлетворении экзистенциальных потребностей

современных студентов The role of the Internet to meet the existential needs of modern students

В статье рассматриваются основные экзистенциальные потребности современных студентов и способы их удовлетворения посредством сети Интернет. Основное внимание уделено психосемантическому подходу к исследованию сущности и содержания экзистенциальных потребностей молодежи.

The article discusses the basic existential needs of today's students and how to meet them through the Internet. Emphasis is placed on psychosomatic approach to the study of the nature and content of the existential needs of the youth.

Ключевые слова: экзистенциальные потребности, психосемантическое пространство, особенности использования сети Интернет.

Key words: existential needs, Psychosemantic space, especially the use of the Internet.

В последние годы Интернет стал неотъемлемой частью жизни и деятельности современных людей. Постоянно возрастающие возможности Глобальной сети позволяют использовать ее для реализации совершенно разных интересов и целей личности: поиск новой и нужной информации, ее систематизация и оптимизация, более качественное освоение необходимых знаний, и даже дополнительный заработок в Интернет. В качестве средства массовой коммуникации, Интернет оказывает большое влияние на становление личности. Социализация для молодого поколения проходит не только в реальной жизни, но и в Интернете. Однако социализация в Сети носит специфический характер. С одной стороны, «проживание» части своей жизни в виртуальном пространстве, как пра-

вило, является следствием нереализованное™ личности, поиск себя и своей идентичности, неудовлетворенность. С другой, Интернет - это определенный социум, где человек может уйти от общения в любой момент, не несет за него ответственность, может менять свою идентичность и даже половую принадлежность. Такая среда воспринимается активными пользователями интернет-пространства как спокойная и комфортная.

В психологической науке имеется множество работ, посвященных исследованию формирования восприятия картины мира через индивидуальные системы значений, но в настоящее время так и не определена роль Интернет в формировании уникальной системы экзистенциальных потребностей личности.

Личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Данное взаимодействие на современном этапе развития информационных процессов протекает в форме общения и познания. К основным сферам личности относится экзистенциально-бытийная сфера, которая включает в себя субъективную самопрезентацию существования личности и проявляется в состояниях самоуглубления, переживания своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире [3, 7-8]. Основными способами человесческого существования, категориями человеческого бытия являются экзистенциалии [3, 255-256]. Примерами экзистенциалий, по М. Хайдеггеру, могут быть страх, бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность и др. [1, 534]. Перечисленные выше переживания являются уникальными для всех людей, но переживания, связанные с ними очень индивидуальны. Экзистенциальная сфера личности раскрывается через систему экзистенциальных потребностей человека.

Экзистенциальные потребности - это специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования. Э. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:

1. Потребность в установлении связей. Данная потребность позволяет преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности посредством проявления заботы и участия в жизни другого. Если эта потребность не удовлетворена, человек становится эгоистичным и не способен доверять другим. Удовлетворение потребности в установлении связей осуществляется за счет совместной деятельности.

2. Потребность в преодолении, связанная с преодолением своей пассивной природы, чтобы стать активной и творческой личностью. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности личности.

3. Потребность в корнях. Эта потребность возникает у человека с момента появления на свет, когда разрывается биологическая связь с матерью. На протяжении всей жизни человек испытывает потребность в стабильности и безопасности, которые в детстве обеспечивала мать. Если же сохраняется симбио-тическая связь с родителями, домом, человек не способен ощущать свою личную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Каждый человек испытывает внутреннюю потребность тождества с самим собой, обеспечивающую непохожесть на других. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни. Копирование чьего-либо поведения и конформность не дают возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность. Рациональный подход в познании реальности необходим для сохранения здоровья, в частности - психического. Кроме

этого, люди нуждаются в объекте преданности, посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э. Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям общество, формируют у них структуру личности - то, что Фромм называл «основными ориентациями характера», которые, в свою очередь, рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем [2, 250252].

Исследование особенностей удовлетворения экзистенциальных потребностей современных студентов и выявление в этом процессе роли Интернет как средства массовой коммуникации проходило на базе Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет». В качестве испытуемых выступили студенты дневного отделения в возрасте от 17 до 21 года, обучающиеся на направлении подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль - «Психология образования» (I, II, III курсы) в количестве 64 человек (из них 5 юношей и 59 девушек). Исследование особенностей удовлетворения экзистенциальных потребностей посредством использования интернет-пространства проходило в период с 22 сентября по 27 октября 2014 года.

Психодиагностическое обследование включало в себя следующие процедуры: анкетирование и семантический дифференциал. Развернутая анкета, содержащая вопросы о целях использования Сети, вариантах получения в ней информации, сайтах и программах, помогающих общаться во Всемирной паутине, времени, проводимого в Сети в сутки. С помощью методики семантического дифференциала были выявлены содержательные характеристики информации, которую респонденты воспринимали как значимую, вызывающую наиболее яркие эмоции. Данный психодиагностический инструментарий позволил

выявить индивидуальную систему значений путем описания испытуемым собственных эмоциональных реакций в конкретной ситуации и построения семантических пространств поступков человека.

Анализ полученных ответов позволил сделать выводы о том, что удовлетворение экзистенциальных потребностей на современном этапе развития общества имеет свои характерные черты и особенности.

В первую очередь, будущие бакалавры отметили слишком высокий уровень доступности любого рода информации как негативный фактор, влияющий на личность. В 58% ответов имеется описание случаев получения недостоверной информации через Интернет. Следовательно, необходимо учитывать тот факт, что Интернет представляет собой «мир» параллельно реально существующему, на просторах Всемирной сети каждого человека может поджидать множество рисков. Интернет дает иллюзию вседозволенности, обнажая самые худшие проявления личности. Здесь не работают инстинкты и механизмы, регулируемые обществом, снимаются различные барьеры и ограничения. В Интернете существуют клубы самоубийц, наркоманов, начинающих террористов, которые помогают «заказать» и «правильно оформить» собственную смерть, научиться изготавливать и покупать в нужных местах наркотические вещества. Всемирная паутина дает возможность найти и купить на его просторах взрывчатые вещества, правильно их применить для организации подрывной деятельности. Сеть пестрит информационными материалами, изобилующими порнографией. И это еще не весь список тех тревожных фактов, которые сопровождают молодого человека во время использования сетевого пространства.

Несмотря на то, что респонденты осознают реальную опасность, которую может нести Интернет, было выявлено, что студенты проводят в Сети, в среднем, более четырех часов в сутки. При этом, более 26% испытуемых (17 студентов) проводят в Сети около шести часов в сутки. Сами студенты подобные ответы воспринимают как норму для современной интернет-активной молодежи. Хотя, психологические исследования в области изучения интернет-

зависимости, определяют подобные варианты поведения как проблемные.

Длительное нахождение в Сети сказывается на образовании, работе и личной жизни молодых людей, влияет на развитие искажённого восприятия реальных взаимоотношений, ведет к преобразованию образа мыслей, жизни, отсутствию решения бытовых, семейных, личных, профессиональных и партнерских вопросов.

Анализ полученных данных, направленных на исследование цели использования Интернет, позволяет констатировать, что 78,5% испытуемых входят в Сеть для общения. Каждая эпоха расставляет свои акценты в вопросах самореализации, имеющей достаточно много сфер: наука, бизнес, искусство, спорт и т. д. В последнее время этот список дополнился еще одной сферой - Интернетом, благодаря появлению которого открылись новые возможности самореализации личности, в том числе посредством интернет-общения. При этом 18% респондентов отмечают, что общаются более охотно с людьми, с которыми незнакомы в реальной жизни. На втором месте в качестве цели использования интернет-пространства находится поиск новой информации (47% испытуемых). Данная цель включает подготовку к занятиям, самообразование и ознакомление с новостями. На третьем месте (21% студентов) находится развлечение, как цель использования Сети. В эту категорию попали такие виды деятельности, как прослушивание музыки, просмотр фильмов и фотографий, чтение книг, онлайн-игры, интернет-знакомства и обмен разного рода информацией. Последняя по популярности цель использования интернет-пространства среди интернет-активных студентов - совершение покупок (11% испытуемых). Интересным является то, что сами участники исследования отмечают собственную финансовую несостоятельность в качестве объяснения непопулярности данной цели. Следовательно, ответы респондентов приводят к выводу, что Интернет воспринимается ими как уникальная коммуникационная система, которая одновременно является средой для сотрудничества и общения людей, средством всемирного вещания и распространения информации, а также мощ-

ным инструментом ведения бизнеса без каких-либо временных или пространственных ограничений.

Семантический дифференциал дал возможность проанализировать содержательную сторону информации, выявив при этом основные смысловые категории, являющиеся значимыми для выборки испытуемых. Среди важных тем 2 студента из числа испытуемых выделили эстетическую информацию и 1 - общественно-политическую информацию. 72% студентов указывают, что информационные материалы интернет-пространства, которые надолго остались в памяти и вызвали наиболее яркие эмоциональные переживания, касаются историй взаимоотношений и взаимодействия между людьми (сложные жизненные ситуации, отношения с родителями и партнерами). По словам испытуемых, при знакомстве с подобными материалами, они лучше осознают свои особенности и возможности, расширяют репертуар поведенческих реакций в различных ситуациях социального взаимодействия, разрешают собственные подобные проблемы.

Кроме этого, 28% (то есть 18 студентов из выборки) стремятся специально искать сайты и статьи, которые посвящены особенностям понимания жизни, несовершенства окружающего мира и поиску смысла. Студенты описывают, что подобная информация повышает их уверенность в завтрашнем дне, способствует самораскрытию и достижению зрелости личности. Конфиденциальность при знакомстве с данными темами в Глобальной сети обеспечивает безопасность личности. Данные темы входят в круг экзистенциальных проблем и тесно связаны с удовлетворением экзистенциальных потребностей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данная часть выборки использует Интернет с целью удовлетворения собственных экзистенциальных потребностей, хотя открыто об этом не было заявлено испытуемыми.

Таким образом, удовлетворение экзистенциальных потребностей интернет-активных студентов невозможно в полном объеме посредством использования Интернет. Интернет-пространство все же не сможет помочь обрести истинную

свободу респондентам, поскольку удовлетворение экзистенциальных потребностей возможно только в условиях совместной деятельности людей, в которой главным остается проявление заботы о другом человеке, ответственности за него и свои действия по отношению к нему. Достижение свободы и собственной значимости личности происходит через созидательную деятельность и развитие истинной идентичности, связанной с осознанием своей индивидуальности и неповторимости. Положительной стороной использования интернет-пространства молодыми людьми является получение новой информации по любым интересующим темам, но именно в этой особенности и заключается опасность: объем полученной информации велик, он не является материалом для рефлексии и создает ложное представление о завершенности проблемы путем ее решения. Стремление к постижению подлинных ценностей бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития личности. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе.

Библиографический список

1. Краткая философская энциклопедия [Текст] / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораб-лева, В.А. Лутченко. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

2. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1999. - 608 с.

3. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.

Bibliography

1. Brief Encyclopedia of Philosophy [Text] / Red.-comp. E.F. Gubskiy, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. - M .: Publishing Group «Progress» - «Encyclopedia», 1994. - 576 p.

2. Hjelle, L., Ziegler, D. Theories of Personality (Basics, research and application) [Text] / L. Hjelle, D. Ziegler. - SPb .: Peter, 1999. - 608 p.

3. Shevandrin, N.I. Psychodiagnostics, correction and personal development: Proc. for the studio. Higher. Textbook. institutions [Text] / N.I. Shevandrin. - M .: humanity. ed. VLADOS Center, 2001. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.