Научная статья на тему 'Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте'

Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1355
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА / РЕФЛЕКСИЯ / АУТЕНТИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ / LIFE PERSPECTIVE / PERSONAL AUTONOMY / PROFESSIONAL FUTURE / INTERNAL FREEDOM / INTROSPECTION / AUTHENTICITY OF NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчикова Инна Викторовна

Анализируется связь личностной автономии с жизненными перспективами в юношеском возрасте, исследуется влияние автономии личности на жизненные планы, связанные с профессией. Показано, что ориентация на успех в профессиональной деятельности связана с высоким уровнем внутренней свободы молодых людей, экзистенциальным взглядом на жизнь, высоким уровнем потребностей, ответственностью, развитой автономией, аутентичностью потребностей и рефлексией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AUTONOMY AS A FACTOR OF FUTURE PROFESSIONAL IMAGE FORMATION IN YOUTH AGE

The article analyses the links of personal autonomy with life perspectives in the young age, studies the influence of personal autonomy of professional plans connected with self-organizing of one’s income and employment. It is shown that planning of successful professional future for the age period before 30ies is connected with a high level of internal freedom, existential life view, high level of needs, self-determination and responsibility. Planning for more late perspective is connected with a developed autonomy, authenticity of needs and introspection.

Текст научной работы на тему «Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте»

УДК:159.923.2

И. В. Корчикова

ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

БУДУЩЕГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Анализируется связь личностной автономии с жизненными перспективами в юношеском возрасте, исследуется влияние автономии личности на жизненные планы, связанные с профессией. Показано, что ориентация на успех в профессиональной деятельности связана с высоким уровнем внутренней свободы молодых людей, экзистенциальным взглядом на жизнь, высоким уровнем потребностей, ответственностью, развитой автономией, аутентичностью потребностей и рефлексией.

Ключевые слова: жизненная перспектива, личностная автономия, профессиональное будущее, внутренняя свобода, рефлексия, аутентичность потребностей.

Социально-политические и социально-экономические изменения на постсоветском пространстве позволили в конце 1980-х - начале 1990-х гг. образоваться такому социальному классу, который нацелен на самостоятельную организацию своего дохода. Понимание возможности организации своего дела уверенно укоренилось в сознании молодых людей. У молодежи есть стремление к собственной финансовой автономности в виде организации собственного дела, которое позволит быть независимым от кого-то, а ответственность за совершаемые действия будет нести сам человек.

Известно, что характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов и ориентация на будущее. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется стремлением начать самостоятельную жизнь, выбрать свой жизненный путь, приступить к осуществлению задуманных планов. Основными новообразованиями этого возраста являются: построение жизненных планов и жизненных перспектив, саморефлексия, готовность к самоопределению. Известно также, что ведущей в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность и что выбор профессии является важнейшей составляющей личностного самоопределения. В своей работе, посвященной вопросам психологических условий профессионального самоопределения,

О. И. Витковская определила профессиональное самоопределение как активную деятельность личности, осуществляющуюся путем осознания своей «реализационной направленности», принятия самостоятельных решений, которые определяют направление самоактуализации и дальнейшего развития личности [1]. Так, в исследовании Р. Р. Калининой выявлено, что основные цели будущего студентов младших курсов - это профессиональная самореализация и создание семьи. Помочь в достижении этих целей, по мнению студентов, могут упорство и целеустремленность [2].

Современное общество ожидает от индивида активной жизненной позиции, ответственности за

совершаемые действия, способности человека быть самим собой, иметь четкое представление о том, чего он хочет, и уметь это реализовать. Перечисленные характеристики выражают собой такое свойство, которое в современных исследованиях обозначается понятием «личностная автономия».

Автономия в теории Э. Эриксона является результатом сформированной идентичности после прохождения кризиса юности [3]. И. Д. Бех рассматривает автономию и самостоятельность как результат развернутой социализации и освоения социального опыта в юношеском возрасте [4]. М. В. Яцюк в своей работе описала четыре предпосылки автономии в юношеском возрасте - уменьшение потребности в эмоциональной поддержке родителей, появление собственных установок, бытовую и финансовую самостоятельность, неконфликтное переживание выхода из-под родительской опеки [5]. Стоит заметить, что современный педагогический процесс во многом опирается на естественное стремление юношей к автономии и стремится к организации более автономного процесса познания и профессионального самоопределения. По мнению Ж. С. Аникиной, «... учебная автономия означает готовность и способность обучающихся взять на себя управление своей учебной деятельностью, а также приобрести навыки и умения, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование» [6]. Самообразование, по мнению Д. И. Бакало и Ю. В. Шишковской, является деятельностью, которая формирует профессионально-ориентированные компетенции, среди которых и креативность, ответственность, автономия [7].

Следует отметить, что личностная автономия не является столь однозначно полезным для профессионального самоопределения качеством, как это может показаться. Я. С. Сунцова рассматривает автономность личности как компонент профессиональной готовности. В эмпирическом исследовании автора выявилось, что личностная автономия связана со сдержанностью в общении и ослаблением эмоциональных реакций. В связи с этим автор

приходит к неутешительному выводу, что при всех положительных сторонах личностной автономии, она потенциально может снизить эмоциональность юношей и девушек, которая лежит в основе чувства заинтересованности и восхищенности будущей профессией. Это может помешать профессиональному становлению молодежи [8]. По мнению авторов, личностная автономия не столько снижает заинтересованность, сколько делает профессиональный выбор более обдуманным, рациональным.

Результаты научных исследований, посвященных жизненным перспективам в юношеском возрасте (С. В. Скутенова, Р. М. Шамионова, А. Р. Тугу-шева), указывают на связь жизненных планов с профессиональным становлением и направленностью на повышение личностной автономии [9, 10]. Согласно О. С. Гуровой и Т. С. Середины, адекватно поставленные жизненные цели лежат в основе планирования будущего [11].

Таким образом, личностная автономия может рассматриваться как составляющая субъектной активности индивида на пути его профессионального самоопределения и самореализации. В юношеском возрасте естественное стремление к автономии сочетается с необходимостью в организации автономного обучения. Таким образом, актуальным является изучение дифференцированного представления молодежи о начале своего профессионального становления с учетом личностных особенностей (в том числе личностной автономии), которые могут выступать факторами, влияющими на направление профессиональной самореализации. Научная новизна данной работы заключается в уточнении сведений о направлении профес-

Опираясь на представленные данные, можно сказать, что в период 20-24 лет 38,5 % молодых людей планируют устроиться на любую работу, а работать по специальности хотели бы 20,0 % из общего числа опрошенных. Таким образом, тех, кто планирует устроиться на любую работу, в 2 раза больше, чем ориентирующихся на работу по специальности. Это может свидетельствовать о том, что многие юноши и девушки не уверены в своем профессиональном будущем и сомневаются, что смогут найти достойно оплачиваемую работу по специальности, не имея опыта работы. Также это может говорить о стремлении молодых людей к приобретению финансовой независимости уже во время профессионального обучения.

сиональной самореализации и влиянии личностной автономии на выбор этого направления. Практическая ценность выводов заключается в возможности использования полученных сведений в индивидуализации работы по профессиональной ориентации в юношеском возрасте с учетом их индивидуальных особенностей и представлений о будущем профессиональном пути.

Цель работы - выявление влияния личностной автономии на формирование профессиональных планов в юношеском возрасте.

Объем выборки составил 315 человек, из них 56 % девушек и 44 % юношей, возраст респондентов - 16-22 года, выборку составляют ученики 11-х классов, ученики колледжей и студенты первого курса высших учебных заведений.

Первым этапом работы стало исследование жизненных планов в юношеском возрасте, которое осуществлялось с помощью полустандартизированно-го опросника со свободной формой ответов. Респондентам предлагались возрастные интервалы, в соответствии с которыми их просили определить планы на достижение или реализацию конкретных дел, жизненных событий или мероприятий, которые они связывают именно с этими возрастными периодами. Письменные ответы респондентов подвергались контент-анализу, благодаря которому было выделено 26 категорий жизненных планов.

Предметом внимания в данной части исследования стали те категории, которые относятся к планированию профессионального будущего: «собственный бизнес», «устроиться на любую работу», «повышение квалификации», «работа по специальности» (таблица).

Категория жизненных планов «работа по специальности» является актуальной и сохраняет стабильность и в возрастных интервалах 25-29, 30-39 лет. Это говорит о том, что молодые люди, выбирая профессиональный путь, хотели бы реализоваться как специалисты в той области, которая была выбрана изначально. В то же время актуальность работы на любом рабочем месте значительно снижается на возрастном интервале 25-29 лет и составляет 17,4 %, а к возрасту 30-39 лет вовсе утрачивает значимость. Это связано с тем, что основное количество респондентов к этому возрасту надеются на благополучное завершение обучения и устройство на работу по специальности.

На период 25-29 лет 3,9 % опрошенных рассчитывают повысить свою профессиональную квали-

Жизненные планы, связанные с профессией, в соответствии с возрастными интервалами, %о

Категория 20-24 года 25-29 лет 30-39 лет 40-59 лет >60 лет

Собственный бизнес 1,9 8,4 12,9 4,2 0,6

Устроиться на любую работу 38,4 17,4 5,2 0,3 0,0

Повышение квалификации 1,3 3,9 2,3 0,6 0,0

Работа по специальности 20,0 22,3 21,3 6,5 1,0

фикацию, принимая во внимание, по-видимому, конкуренцию, которая существует на современном рынке труда.

12,9 % опрошенных рассчитывают иметь собственный бизнес в период 30-39 лет. По мнению авторов, полученные результаты свидетельствуют о реалистичных взглядах молодых людей на жизнь. Это связано с осознанием того, что до этого возраста должно произойти накопление профессиональных навыков, получение опыта, приобретение дополнительных знаний. Стоит заметить, что план «собственный бизнес» не утрачивает своей актуальности и на последующих возрастных периодах, включая период старше 60 лет.

Вероятно, за такими разными жизненными планами, как «собственный бизнес» или «труд по найму», стоит разный уровень развития личностной автономии.

В связи с этим следующим этапом исследовательской работы стало изучение показателей личностной автономии. Для этого использовали следующие методики: тест-опросник «Личностная автономия» М. Нума [12]; опросник «Автономия от родителей» Л. Стэйнберга и С. Б. Силверберга [13]; опросник «Я и мир» В. Чернобровкиной [14]; опросник А. В. Карпова, диагностирующий уровень рефлексии деятельности [15]; опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф [16]; авторский опросник, направленный на выявление степени аутентичности наиболее значимых потребностей и уровня рефлексии этих потребностей в юношеском возрасте. Полученные данные свидетельствуют о том, что главное отличие между респондентами, которые планируют организацию своего дела, и теми, кто планируют работать по найму, заключается в показателе внутренней свободы по опроснику «Я и мир». Результаты показали, что этот показатель выше у молодых людей, которые стремятся в будущем иметь собственное дело (р < 0,05). Такие юноши и девушки имеют позитивную жизненную позицию, настроены на саморазвитие и поиск смысла жизни, склонны к экзистенциальному взгляду на жизнь. Желание организовать собственный бизнес в 25-29 лет связано с установлением положительных отношений с другими людьми (р < 0,05). Те, кто планирует развитие собственного бизнеса на 30-39 лет, имеют высокий показатель детерминации и самодетерминации (р < 0,01), более выраженную поведенческую (р < 0,05) и функциональную автономию (р < 0,05), позитивную жизненную позицию (р < 0,05), а также более высокий показатель общего количества потребностей (р < 0,05), стремления к саморазвитию (р < 0,05) и рефлексивности (р < 0,05).

Молодые люди, ориентированные на «любую работу» в возрасте до 24 лет, имеют существенно сниженный показатель управления окружающими (р < 0,05), высокий уровень потребностей в целом (р < 0,05), а также сниженный показатель автономии от родителей (р < 0,05).

Ориентация на повышение квалификации встречается у респондентов, начиная с 20 лет. Молодежь, которая планирует повышение квалификации уже в 20-24 года (по сути, получение дополнительных знаний сразу после получения образования), характеризуется более высокой внутренней свободой (р < 0,05), самоопределением и ответственностью (р < 0,05), экзистенциальным взглядом на жизнь (р < 0,05). Такие юноши и девушки имеют четко сформулированную цель относительно своего профессионального будущего и осознают важность дополнительных знаний и умений в современном мире. Повышение своей квалификации молодые люди планируют и в возрасте 40-59 лет. Это дает основание говорить о том, что юноши и девушки уже сейчас осознают, что без повышения квалификации работник становится неконкурентоспособным. Респонденты, которые это осознают, имеют более высокие показатели психологического благополучия (р < 0,05), в частности такие его составляющие, как автономия (р < 0,05), управления окружением (р < 0,05) и позитивные отношения с другими (р < 0,05).

Молодежь, которая планирует работу по специальности в 25-29 лет, имеет более выраженный экзистенциальный взгляд на жизнь (р < 0,05), большое количество потребностей (р < 0,001), а те, кто планирует такую работу на 30-39 лет, имеют цель в жизни (р < 0,05).

Дальнейшие связи проследить невозможно, так как количество респондентов, которые указывают профессиональные планы в возрасте свыше 40 лет, очень невелико.

Таким образом, представленные материалы исследования позволяют говорить о том, что личностная автономия и составляющие психологические характеристики влияют на формирование жизненных планов молодых людей, связанных с профессиональной деятельностью. Важным моментом проведенного исследования является также то, что оно позволяет внести в проблемное поле исследований, посвященных вопросам личностного самоопределения юношества, такие акценты, которые связаны с развитием у молодых людей уверенности, самостоятельности в принятии решений, рефлексивности, автономии, ориентации на внутренние потребности, что является неотъемлемой частью современной профориентационной работы.

Список литературы

1. Вітковська О. І. Психологічні умови професійного самовизначення випускників середніх шкіл у процесі профконсультації: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Київ, 2002. 21 с.

2. Калинина Р. Р. Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений II Вестник ПГПУ. 2011. № 13. С. 177-182.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. С. 80-85.

4. Бех І. Д. Виховання особистості II Особистісно-орієнтований підхід: науково-практичні засади. Київ: Либідь, 2002. 344 с.

5. Яцюк М. В. Дослідження психологічних особливостей автономності юнаків II Актуальні проблеми психології. Екологічна психологія. Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України I за ред. С. Д. Максименка. Київ: Логос, 2006. Т. 7, вип. 9. С. 421429.

6. Аникина Ж. С. Модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов II Вестник Томского государственного педагогического университетата (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 85-88.

7. Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте интернет-образования II Вестник Томского государственного педагогического университетата (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4. С. 64-66.

8. Сунцова Я. С. Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек II Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2. С. 99-106.

9. Скутнева С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере II Социс. 2006. № 10. С. 88-94.

10. Шамионов Р. М., Тугушева А. Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи II Психологическая наука и образование. 2009. № 3. URL: http:IIpsyjournals.ruIpsyedu_ruI2009In3IShamionov_Tugusheva.shtml

11. Гурова О. С., Середина Т. С. Особенности семейных перспектив юношей II Вестник Томского государственного педагогического университетата (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 147-150.

12. Noom M. J. Adolescent Autonomy: Characteristics and Correlates. Delft: Eburon, 1999. 151 p.

13. Steinberg L., Silverberg S. B. Vicissitudes of autonomy in early adolescence II Child Development. 1986. № 63. P. 841-851.

14. Чернобровкина В. А. Особистісна свобода людини як предмет психологічного дослідження II Практична психологія та соціальна робота. 2010. № 2. С. 8-19.

15. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики II Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 4557.

16. Пергаменщик Л. А., Лепешинский Н. Н. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации II Психологическая диагностика. № 3. 2007. С. 73-87.

Корчикова И. В., преподаватель кафедры.

Луганский государственный медицинский университет.

Ул. Артемовская, 29, Луганск, Украина, 91493.

E-mail: inna31115@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.04.2013.

I. V Korchikova

PERSONAL AUTONOMY AS A FACTOR OF FUTURE PROFESSIONAL IMAGE FORMATION IN YOUTH AGE

The article analyses the links of personal autonomy with life perspectives in the young age, studies the influence of personal autonomy of professional plans connected with self-organizing of one’s income and employment. It is shown that planning of successful professional future for the age period before 30ies is connected with a high level of internal freedom, existential life view, high level of needs, self-determination and responsibility. Planning for more late perspective is connected with a developed autonomy, authenticity of needs and introspection.

Key words: life perspective, personal autonomy, professional future, internal freedom, introspection, authenticity of needs.

Lugansk State Medical University.

Ul. Artemovska, 29, Lugansk, Ukraine, 91493.

E-mail: inna31115@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.