Зарубежный опыт
Ван Баоши
(Китайская Народная Республика, гШанхай)
Роль интернета в современном образовании китая
the role of the internet in modern education of
china
В статье рассматриваются проблемы и преимущества использования сети Интернет в современном образовании Китая в контексте реализации национальной стратегии по ускорению развития цифровых технологий и созданию цифрового Китая. Анализируются положительные и отрицательные эффекты от проникновения в социальную и образовательную сферы онлайн технологий. Приводятся современные законодательные акты, призванные минимизировать негативные эффекты физиологического и психологического характера от безконтрольного функционирования человека в виртуальном социальном и образовательном пространстве. Рассматривается современное состояние законодательной базы применения Интернета в образовании Китая.
Ключевые слова: образование Китая, роль Интернета, модернизация образования, онлайн обучение, информатизация образования, профилактика интернет зависимости
The article discusses the challenges and benefits of using the Internet in China's modern education in the context of the national strategy to accelerate the development of digital technology and create digital China. Positive and negative effects of penetration of online technologies into the social and educational spheres are analyzed. The article presents modern legislative acts designed to minimize the negative effects of physiological and psychological nature from the uncontrolled functioning of a person in a virtual social and educational space. The current state of the legislative framework for the use of the Internet in education in China is considered.
Key words: Education in China, role of the Internet, modernization of education, online learning, informatization of education, prevention of Internet addiction.
Образование Китая выполняет функцию социалистической модернизации, тесно связанной со стратегической задачей по ускорению развития цифровых технологий и созданию цифрового Китая, и стремительно продвигается в направлении развития Интернет-образования. В этом процессе необходимо принимать меры по усилению управления и контроля над использованием Интернета, чтобы избегать вреда, обеспечивать безопасность и развивать преимущества, а также обеспечивать использование Интернета согласно выбранной стратегии.
1. Развитие Интернета в Китае в настоящее время.
По данным 47-го Статистического отчёта о развитии Интернета в Китае, опубли-
кованного 3 февраля 2021 года Китайским сетевым информационным центром Интернета (^№С), по состоянию на конец декабря 2020 года общее число пользователей сети Интернет в Китае достигло 989 млн. (из них 986 млн. - пользователи мобильного Интернета), что составляет одну пятую часть от общего числа пользователей мирового сообщества. Доля пользователей мобильного Интернета Китая составляет 99,7 %, а число покупателей Интернет-магазинов - 79,1% от общего числа пользователей. Доступ к Интернету в Китае имеют 70,4 % граждан. Среди его пользователей более 50% - люди до 40 лет. Наибольшее число пользователей - учащиеся, на их долю приходится 21 %. Среди них 43 % - это
учащиеся средней школы первой ступени, 19,3 % - учащиеся начальной школы, 20,6 % - учащиеся школы второй ступени, средних и технических училищ, 10,5 % - студенты высших технических учреждений и 9,3 % - студенты вузов. Соотношение мужчин и женщин - 51:49. Уровень подключения к Интернету в начальных и средних школах (включая учебные отделы) по всей стране составляет 99,7 % [4].
Число пользователей Интернета среди учащихся и студентов с каждым годом увеличивается, и наблюдается тенденция к снижению возраста Интернет-пользователей.
2. Развитие образования в Китае, связанное с Интернетом.
Образование, целью которого является воспитание и подготовка строителей и продолжателей социализма, всесторонне развитых - нравственно, умственно, физически и эстетически, - главный современный инструмент социалистической модернизации Китая. Она включает в себя информатизацию - реформу Интернет-образования, направленную на содействие слиянию информационных технологий с обучением и их применению. Целью этого процесса является поиск новых способов и методов подготовки специалистов обучения в контексте информатизации, чтобы тем самым способствовать доступности образования и повышать его качество.
Формула «Интернет + образование» означает использование сети Интернет в качестве средства распространения информации в сфере образования с целью расширения воздействия и повышения ценности образования на начальном этапе, а также на этапах внедрения инноваций в сфере образования. В условиях завершающего этапа обеспечения Интернет-оборудованием в Китае в рамках программы просвещения осуществляются этапы разработки и инновационного использования информационных технологий в образовании. Основное внимание уделяется продвижению инноваций в образовании, разработке новых моделей подготовки специалистов, новых методов обучения и оценки результатов, а также
переходу от управления и контроля к предоставлению услуг с учётом таких преимуществ Интернет-обучения, как равенство, открытость, взаимодействие, совместное использование и т.д.
Пандемия новой коронавирусной инфекции привела к тому, что рынок он-лайн-обучения и Интернет-образования, быстро расширяясь, стал крупнейшим рынком цифровой экономики в Китае. Образование продвигается от информатизации к интеллектуализации: появляются автоматические видеостудии, массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) и микролекции (microlecture), платформы с видеоконтентом и т.п. Таким образом, появилась значительная сеть ресурсов для осуществления Интернет-образования, включающая в себя онлайн и дистанционное обучение, прямые трансляции курсов (live brodcast), дистанционное обучение «один на один», курсы «видео по запросу» и т.п. Всё это приводит к необходимости систематизации и интеграции разных информационных ресурсов для того, чтобы осуществить оптимальную координацию процессов обучения и управления обучением, создать среду, благоприятную для обучения и воспитания, и тем самым добиться повышения качества образования, уровня научных исследований и уровня управления школой или вузом.
В Китае насчитывается около 2400-2500 компаний (2015), предлагающих десятки тысяч онлайн-курсов по разным предметам, а число их пользователей составляет уже больше сотни миллионов. В 2019 году 31% родителей выбрали онлайн-образование, и 34% из них считают, что качество обучения в онлайн-режиме лучше, чем качество оф-флайн-обучения [3].
В проекте «Модернизация образования в Китае 2035» поставлено 10 стратегических задач, одна из которых предусматривает развитие новейших технологий в области образования средствами информатизации, создание интеллектуализированного кампуса, комплексное строительство интегрированной интеллектуализированной платформы обучения, управления и сервиса. Предлагается также, используя совре-
менные технологии, проведение реформы в области подготовки специалистов, сочетающей всеобщее и индивидуальное обучение, внедрение инновационных форм образовательных услуг, создание механизмов совместного использования ресурсов в сфере цифрового образования, системы защиты интеллектуальной собственности и создание нового типа системы регулирования и контроля образовательного контента. Также предусматривается научно обоснованное развитие современной системы управления и надзора в сфере образования.
С целью претворения в жизнь проекта «Модернизация образования в Китае 2035» в контексте создания системы открытого и более качественного образования в марте 2020 года Министерство образования КНР опубликовало «Руководство по усилению применения "трёх классов"», где определено, что к 2022 году в начальных и средних школах будут полноценно реализованы программы «Специальные классы», «Уроки лучших учителей» и «Интернет-классы лучших школ» для создания и совершенствования эффективного механизма расширения доступа к качественным образовательным ресурсам. Это должно коренным образом повлиять на решение проблемы с доступностью образовательных услуг, существенно повысить качество преподавания в школах, помочь учителям непрерывно совершенствовать педагогические навыки и развивать информационную грамотность, в целом повысить уровень школьного образования, ликвидировать образовательное неравенство между регионами, городами и школами, способствовать качественному и сбалансированному развитию образования.
Программа «Специальные классы» нацелена на создание онлайн-уроков для сельских школ, испытывающих нехватку учителей, где есть онлайн-возможности для реализации предусмотренных государством учебных предметов с целью поддержки доступного и сбалансированного развития образования на селе.
Программа «Уроки лучших учителей» предусматривает с помощью создания Ин-тернет-обучающегося сообщества распро-
странение уроков, которые проводят онлайн лучшие учителя. Программа направлена на решение проблемы ликвидации профессиональных дефицитов учителей и содействие их профессиональному развитию.
Программа «Интернет-классы лучших школ» направлена на систематическое и всестороннее продвижение совместного использования высококачественных образовательных ресурсов в форме сетевых школ, сетевых учебных программ и т.д. в регионах и по всей стране. Таким образом, за счёт такого совместного использования возможно решение проблемы доступности к качественному образованию и удовлетворению потребностей в индивидуальном развитии школьников [10].
Реализация указанных программ - путь для дальнейшего быстрого развития информатизации, интернетизации и интеллектуализации образования в Китае.
3. Плюсы и минусы использования Интернета
Интернет, в том числе Интернет-образование, широко и быстро внедряется и распространяется по всему Китаю, что не только оказывает значительное воздействие на развитие экономики, но и даёт пользователям Интернета и мобильной связи большие возможности:
а) собирать, хранить, использовать и передавать ценную информацию;
б) приобретать товары и услуги, удобно, быстро и без посредников их оплачивать;
в) осуществлять дистанционное общение (знакомиться, переписываться, получать психологическую консультацию);
г) отдыхать и развлекаться (смотреть фильмы, телевизионные каналы, играть в интерактивные онлайн-игры, заниматься спортом);
д) работать в режиме «онлайн + оффлайн», в частности, работать на дому и заниматься электронной торговлей;
е) вести активную социальную жизнь (участвовать в сетевых онлайн-мероприя-тиях );
ж) обучаться (участвовать в дискуссии в рамках обучения, различных конкурсах, поддерживать контакты с одноклассника-
ми и коллегами, выполнять задания, организовывать учебные игры и т.д. ).
В настоящее время жители Китая переживают трансформацию общества, отражающуюся в повышении конкуренции, испытывают на себе давление со стороны семьи, напряжение, связанное с учёбой и работой в условиях ускоряющегося ритма работы и жизни, а также высоких издержек социального общения. Люди сталкиваются с проблемами со здоровьем, любовью и браком, другими проблемами. При этом растет уровень тревоги, который зачастую многие пытаются разрешить через Интернет. Таким образом, использование и развитие сети Интернет приводит к определенным проблемам:
1. Напряженность и ослабление межличностных отношений: в среднем пользователи проводят в социальных сетях 27,6 часа в неделю (по состоянию на декабрь 2018 г.) и более 4 часов в день. Многие Интернет-пользователи погружаются в виртуальный мир, игнорируя межличностные контакты в реальной жизни, что серьезно влияет на количество общения друг с другом «лицом к лицу». Это может приводить к расстройству личности, включая полное безразличие к людям. Такие пользователи часто перестают бережно относиться к своим близким, уважать и понимать их. В результате семейные отношения зачастую оказываются под угрозой [7].
2. Пониженный уровень ощущения счастья: мобильный телефон, подключенный к Интернету, объединяет в себе множество функций: игры, видео, покупки и чтение. Большое разнообразие функций заставляет пользователя все чаще терять контроль над своим временем. Использование мобильного Интернета сжимает время реальной коммуникации, становится препятствием для общения.
3. Поведение человека становится поверхностным: его образ мышления становится слабым, неглубоким, он торопится с выполнением чего-нибудь, часто проявляя импульсивность, замкнутость, упрямство. Это приводит к психологическим расстройствам, потере интереса к жизни, а в итоге к
потере самоуважения и уверенности в себе, подавленности, а иногда и к появлению насилия.
4. Синдром галлюцинации: чем больше времени человек проводит онлайн, тем чаще для него реальность и виртуальность оказываются неразличимыми.
5. Принудительное мышление и действие: зависимый от Интернета человек первым постоянно смотрит в телефон, боясь пропустить какую-то важную информацию.
6. Влияние на эффективность работы и обучения: из-за увлечения сетевыми играми или видеороликами человек не может сосредоточить своё внимание, часто бывает рассеян, его память слабеет, расстраиваются биологические часы, появляются нерадивость и леность в работе и обучении.
7. Ухудшение здоровья: зависимые от Интернета люди часто имеют слабое зрение, неврастению, ожирение, экзему, болезнь позвоника.
8. Проблема безопасности: люди, склоняющиеся над мобильником на ходу, имеют все шансы получить травму, столкнуться с электровелосипедом, деревом или идущим навстречу человеком. А управление автомобилем или электровелосипедом может стать причиной несчастного случая.
9. Получение нежелательной вредной информации. Пользователи Интернета иногда сталкиваются с мошенниками, вымогателями, погружаются в азартные игры, порнографию и дезинформацию, в религиозные предрассудки, тайные ассоциации и экстремистские группы, ведущие нежелательную или преступную деятельность.
10. Утечка личной информации может привести к потере имущества, моральным потерям и т.д.
11. Интернет-зависимость: в результате виртуальных знакомств появляется слишком много знакомых и друзей, среди которых не мало случайных людей. Он-лайн-игры, азартные игры, биржевые ставки, частые онлайн-покупки, а также другие навязчивые потребности и бесконечные путешествия по сети порождают зависимость от Интернета или игр, на что уходит много времени и денег.
Отметим основные причины вышеуказанных проблем:
A. Огромный разрыв между виртуальным миром в Интернете и реальностью в жизни: виртуальный мир даёт людям стимулы, но не всё может быть реализовано в реальной жизни. В случае частой смены реальности и виртуальности, а также при отсутствии необходимых правил и ограничений психика некоторых пользователей может страдать. В современном обществе это может приводить к появлению ряда противоречий и проблем, связанных с нормативным регулированием.
Б. Неправильное использование Интернета и чрезмерная длительность его использования: непрерывное и длительное использование компьютера, мобильного телефона, наушников, планшета может вызывать магнитную аллергию и другие многочисленные заболевания.
B. Отсутствие законов и правил по контролю над онлайн-ресурсами и классификации (рейтингов) игр.
Г. Происходят перемены и в жизни одиноких пожилых людей. Они стремятся использовать Интернет как духовное утешение, а также для развлечения, учёбы и спортивной зарядки.
Д. Определенные перемены происходят с китайской молодежью, активно использующей Интернет.
В настоящее время противоречие в области образования перерастает в главное среди всех противоречий общества. В Китае наступил период, когда в обществе много людей, рожденных единственными в семье: учитель - бывший единственный ребёнок в семье, студент - бывший единственный ребёнок, а их родители были тоже единственными детьми. Это приводит часто к тому, что шесть отцов и матерей из трех поколений семьи окружают заботой одного единственного сына или дочь, отдавая ему или ей самое лучшее, не загружая домашней работой и ожидая великих свершений, в том числе поступления в лучшие университеты. Такая ответственность создает часто слишком сильную эмоциональную нагрузку. Эти дети не должны «проиграть», потерпеть
неудачу. Образование таких единственных детей теперь в Китае осуществляется с использованием экзаменов [8].
Неравномерное распределение качественных образовательных ресурсов делает «инвестиции» в образование самыми важными и значительными в семье. Потребности в качественном образовании и ожидания общества выходят за рамки школьной доступности и создают дополнительную нагрузку на школы.
Семейные проблемы у молодых супругов - воспитание детей, содержание родителей, рождение второго ребенка, работа, учеба, брак, любовь и другие проблемы - порождают многочисленные трудности, заботы и разочарования.
Быстро растет неравенство между городом и сельской местностью с распространением урбанизации. Многие молодые люди уезжают на работу в город (это сопровождается опустением сёл), оставляя детей на воспитание бабушкам и дедушкам, имеющим низкий уровень грамотности и слабое здоровье. Из-за этого возникают проблемы с образованием таких детей: отсутствие родителей и воспитание ведётся через поколение, у единственных в семьях детей нет компании, школьные интернаты в сельской местности сталкиваются с отсутствием инфраструктуры, мест для отдыха и развлечений. Так мобильные телефоны для детей становятся единственным способом развлечения и инструментом дистанционного общения с родителями.
В Китае к концу 2015 года насчитывалось около 79,21 млн. пользователей Интернета среди молодежи в сельской местности. Из них почти 7 млн. детей, которые стали жертвами Интернет-зависимости, - дети, оставленные без присмотра [14].
Дети подросткового возраста ощущают потребность в независимости и жаждут узнать мир, хотят иметь право на диалог и личную жизнь, умеют испытывать сострадание, но обладают слабым чувством реальности из-за того, что много времени проводят в виртуальном мире. Китайские дети часто бывают очень ограничены в самовольных проявлениях, их стремление к
познанию чаще всего не может быть удовлетворено, в результате чего им некуда излить свои эмоции. Это приводит к тому, что они обращаются к онлайн-общению, видеоклипам и играм, чтобы найти душевное удовлетворение.
Виртуальный мир для сельских детей является отдушиной, в то же время чрезмерное увлечение играми может привести к опустошению духовного мира. Это может приводить к появлению антишкольных настроений среди учащихся, выражающихся в пренебрежении к сельским учителям. Эта антишкольная психология носит двойственный характер, выражается словами "дяосы" (неудачник) и "тухао" (нувориш) [14].
Если говорить о детях, живущих в городах, то каждый из них - единственный ребенок в семье, и многие из них испытывают в душе психологическое одиночество. Родители не разрешают им делать ничего, кроме учёбы, что ослабляет их мыслительные способности, желание что-то делать своими руками. Таким образом, привычка к труду не вырабатывается. При этом «единственные дети» с онлайн-зависимостью часто негативно относятся к обучению и экзаменам, уклоняются от учёбы и контроля со стороны родителей. Отношения с родителями и учителями постепенно становятся отчуждёнными, что заставляет таких детей обратиться к Интернету, чтобы снять психологическое напряжение.
4. Меры по профилактике проблем, связанных с Интернетом.
А. Меры по профилактике близорукости. У китайских школьников и студентов высокие показатели близорукости (первое место в мире). Число близоруких детей среди учащихся начальной школы составляет 45,7 %, среди учащихся средней школы - 83,3 %, а в высших учебных заведениях - 87,7 %. Этот показатель растет в основном из-за преждевременного чрезмерного использования электронных устройств для игр в Интернете, слишком долгого просмотра экрана с близкого расстояния [6].
28 августа 2018 года Председатель КНР Си Цзиньпин, прочитав статью в газете о том, что многие китайские школьники и сту-
денты страдают близорукостью, признал, что это серьёзная проблема, касающаяся будущего страны и нации, решению которой необходимо уделять самое большое внимание. Необходимо в сочетании с углублением реформы системы образования разработать эффективные комплексные программы по профилактике и лечению близорукости, а также обеспечить контроль за осуществлением этих программ в регионах и соответствующих ведомствах. Он подчеркнул, что всё общество должно действовать сообща, чтобы беречь глаза детей и обеспечить им светлое будущее.
В целях исполнения и претворения в жизнь поручения Си Цзиньпина Министерство образования КНР совместно с Госкомитетом по делам гигиены и здравоохранения и другими семью ведомствами провело исследование и разработало комплексную программу по профилактике близорукости среди детей и подростков. В программе определены поэтапные цели профилактики близорукости, а также утверждены обязанности, которые должны исполнять семья, школа и медицинские учреждения. Было решено создать всекитайскую систему оценки работы по профилактике и контролю над близорукостью у детей и подростков [4]. 5 июня 2018 года были опубликованы «Руководящие принципы по профилактике и лечению близорукости», где предлагаются меры по контролю за использованием детьми и подростками электронных устройств, по увеличению числа занятий спортом на открытом воздухе и по снижению нагрузки, связанной с просмотром экранов электронных устройств. Эта работа направлена на создание благоприятной обстановки при участии руководящей роли правительства, координации со стороны ведомств, направляющей роли экспертов, воспитании со стороны школ, внимании и заботе со стороны семьи для того, чтобы выработать у детей и подростков полезную привычку беречь зрение, заниматься спортом и контролировать близорукость. Эксперты рекомендуют родителям воспитывать в детях бережное отношение к своему зрению, а не использовать электронные устройства как средство
развлечения детей. Время просмотра телевизора, компьютера или мобильного телефона рекомендуется ограничивать 2 часами в день, при этом следует через каждые 30 минут отдыхать 5-10 минут. Начиная с детского сада, желательно проводить не менее двух часов в день на открытом воздухе. В детских садах необходимо периодически проверять зрение у детей, создавать архивы развития рефракции глаз у детей, вести учёт и принимать необходимые меры по вмешательству или лечению. Государство расширяет сферу контроля за близорукостью среди детей и подростков и берет на себя обязанность проводить специальные обследования [6].
Б. Приняты меры, направленные на классификацию игр, родительский контроль и применение системы реальных имён.
Документ «Система оценки и рекомендации зелёных игр в Китае» был опубликован (2004 г.), но эффективно внедрен не был. В «Стандарте по системе антизависимости от Интернет-игр» (опытный вариант, 2005 г.), изданном Государственным управлением по делам прессы и печати, время онлайн-игр строго ограничено: менее трех часов считается зелёным (разрешенным) временем; 3-5 часов - эмпирический балл уменьшается наполовину с учётом системы обновления игроков; а больше 5 часов считается нездоровой продолжительностью, в это время система принудительно отключает соединение, все эмпирические значения равны нулю, игрок ничего в игре не получает [18].
Согласно данным «Анализа состояния рынка и перспектив развития игровой индустрии в Китае в 2020 году», защита несовершеннолетних постоянно совершенствуется: проводится профилактическая антиаддиктивная работа, направленная на совершенствование обновления системы аутентификации по реальному имени для учётных записей онлайн-игр, строгий контроль над продолжительностью игр у несовершеннолетних, ключевой надзор за игровыми услугами для несовершеннолетних. Также усилен отраслевой надзор, и совершенствуется система обязательного указа-
ния возраста. Однако пока проблемой остается большое количество пользователей, зависимых от мобильных Интернет-игр [3].
Министерство культуры КНР опубликовало «Временные меры по управлению компьютерными играми» (с поправками от 15 декабря 2017 года), в которых чётко регламентированы содержание сетевых игр, субъекты игрового рынка и сфера их деятельности, их эксплуатация и юридическая ответственность. В документе были определены основные принципы деятельности в области компьютерных или мобильных игр, уточнены сфера применения этих принципов и понятия "компьютерные игры", "сетевые игры в Интернете", "виртуальная валюта киберигр", а также созданы институциональные механизмы для управления содержанием сетевых игр, защиты несовершеннолетних, ведения бизнеса, выпуска виртуальной валюты и управления этой валютой. В частности, не разрешалось предоставлять несовершеннолетним виртуальную валюту и показывать содержание игр [19]. Однако 23 июля 2019 года эти меры были отменены.
16 декабря 2020 года Техническая комиссия по стандартизации при Китайской ассоциации издателей аудио, видео и цифровой продукций завершила разработку группового стандарта «Напоминающее извещение о подходящем для Интернет-игр возрасте в сети». В соответствии с этим стандартом игры в Китае классифицированы по трем возрастным категориям пользователей, каждая из которых обозначается своим цветом: 8+ (зеленый), 12+ (голубой), 16+ (желтый). Кроме того, для идентификатора применяются чёткие правила в отношении каналов скачивания и длительности показа, частоты обновления и размеров, также указывается на то, что идентификатор должен быть установлен на видном месте интерфейса игровой продукции [20].
В. Приняты меры ограничения на пользование мобильным телефоном в школах. Министерство образования КНР опубликовало «Уведомление об усилении работы по контролю за мобильными телефонами у школьников» (15 января 2021 года).
С целью создания здоровой и активной учебной среды детям принципиально не разрешается приносить с собой в школу мобильные телефоны. Если у ребенка есть необходимость в телефоне для того, чтобы добраться до школы, его родители обязаны подать в школу письменную заявку и получить согласие от школы.
Родители должны усилить контроль за использованием мобильных телефонов у своих детей, чтобы совместно со школой формировать единую воспитательную среду.
Воспитательная работа в школах усиливается за счёт таких форм, как выступления с речью под государственным флагом, собрания пионерского отряда или комсомольские собрания, а также посредством психологического консультирования для того, чтобы школьники научились разумно использовать мобильные телефоны, обладали всей необходимой информацией.
Необходимо детализировать меры по контролю использования мобильных телефонов и ввести эти меры в повседневную школьную жизнь. Учащимся не разрешается общаться с родителями по мобильному телефону. Необходимые звонки можно сделать только по школьному общественному телефону или с помощью горячей линии связи у классного руководителя.
Необходимо скорректировать методы обучения и диагностики знаний. Учителя не должны задавать домашнее задание с использованием мобильного телефона или требовать от учащихся выполнения заданий с помощью мобильного телефона [16].
Г. 28 декабря 2018 года Министерство образования и другие восемь министерств КНР опубликовали «Меры по уменьшению нагрузки в начальной и средней школе (всего 30 мероприятий)», среди которых упоминается рациональное использование электронных дивайсов. Отмечается необходимость выработать у учащихся полезную привычку соблюдать гигиену глаз для сохранения зрения в условиях информатизации, всесторонне повысить уровень их информационной грамотности, запретить им приносить мобильные телефоны в класс. В документе также указывается на необхо-
димость вести детей к активной жизни и разумному использованию электронной продукции, советовать им посещать «здоровые» сайты, научить не увлекаться сетевыми играми, не допускать детей к долгому просмотру телевизора, добиваться, чтобы школьники спали не менее 10 часов в сутки, учащиеся средней школы - не менее 9 часов, а учащиеся старшей средней школы - не менее 8 часов. Важное место должны занять привычка соблюдать режим дня и здоровый ночной сон [5].
2 апреля 2021 года Министерство образования КНР опубликовало «Циркуляр о дальнейшем усилении контроля за сном школьников», в котором предписывается, что домашние задания, внешкольные курсы обучения или подготовки, а также игры должны уступить время сну. Учащиеся начальной школы должны большую часть всех заданий выполнять в школе, а учащиеся средней школы - выполнять большую часть письменных заданий в школе. Внешкольное офлайн-обучение или курсы подготовки должны заканчиваться не позднее 20:30, а онлайн-трансляции - не позднее 21:00. По всей стране применяются технические средства для усиления контроля, и с 22:00 до 8:00 запрещается предоставлять услуги по онлайн-играм [21].
29 сентября 2019 года Министерство образования КНР опубликовало «Мнения об углублении реформы системы высшего образования в целях повышения общего качества подготовки специалистов». В этом документе упоминается необходимость всемерно повышать качество по постановке и совершенствованию преподавания предметов, активно развивать Интернет-образование с целью поиска новых форм интеллектуального образования [22]. Несмотря на все сложности, интернет играет значительную и важную роль в современном образовании Китая, преодолевая трудности, активно развивается к лучшему и имеет широкую перспективу.
Литература
1. Пятиединое строительство КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://lad ycaramelka.ru/ stati/pyatiedi-noe _stroitelstvo_knr.(дата обращения:15.03.2021).
2. Число пользователей сети Интернет. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sohu. com/a/ 448462879_115354.(дата обращения:22.03.2021)
3. Анализ положения и тенденций рынка онлайн-образования в Китае в 2020 году. [Электронный ресурс]. - URL: http://zhuanlan/zhihu.com/p/114513765.(дата обраще-ния:24.04.2021)
4. Работа Министерство образования и других министерств по претворению в жизнь указания генерального секретаря КПК Си Циньпина о совершенствовании работы с комплексной программой по профилактике близорукости у детей и молодежи. [Электронный ресурс]. - URL: http://health.people.шm.cn/n1/2019/0925/c14739-31372872.Cдата обращения:23.03.2021).
5. Министерство Образования КНР опубликовало "30 мер по уменьшению нагрузки учащихся начальной и средней школ": как понимать и толковать? [Электронный ресурс]. - URL: http://mp.weixin.qq. com/s?src=11×tamp=1616468201&ver=2963&si gnature=0RkyHdlpveQbDDLR*bKQhHCGwd39WOU7nxOFNAAejBFS8qSP5...(дата обраще-ния:01.04.2021).
6. Государственный комитет по делам гигиены и здравоохранения опубликовал "Руководящие принципы по профилактике и лечению заболеваний глаз и опорно-двигательной системы». [Электронный ресурс]. - URL:https://www.thpaper/cn/newsDetail_ forward_2292509.(д,ата обращения:29.03.2021).
7. IiMedia Report/2019 Chinese Modern Life Troubles of Different Classes Report. [Электронный ресурс]. - URL: https://zhuanlan.zhihui.com/p/89339991.(дата обращения:15.04.2021)
8. Анализ профессора-психолога детей в современном обществе. Что помогает многим семьям восстановить "родственные отношения". [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.tou-tiao.com/i6894435087706915331/?Timestamp=1605272461&app=news_artide-lite&group_id=6894435087706915331&use_ne...(дата обращения:02.04.2021)
9. Противоречие просвещения уже стало главным. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.toutiao.com/i6902697473807237646/?timestamp=1607257098&app=news_article_ lite&group_id=6902697473807237646&use_new.(дата обращения:19.03.2021)
10. Министерство образования КНР опубликовало "Руководящие указания по усилению применения "трёх классов".[Электронный ресурс]. - URL: Http://jyj.jyg.gov.c/xwdt/ Zhxw/202003/t20200319_547143.html. (дата обращения:30.03.2021).
11. Герасимова Д.В. Интернет и его влияние// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. [Электронный ресурс]. - URL: https://applied-reserch/ru/ ru/artide/view?id-/0618.(дата обращения:16.03.2021).
12. Интернет и школа. Плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. - URL: https://gymn1mosty. schools.by/pages/in-ternet-i-shkola-pljusy-i-minusy-interneta.(дата обращения:11.04.2021).
13. Почему близорукость у учащихся вызвала указания со стороны Си Циньпина? [Электронный ресурс]. - URL: https://baijiahao.bai-du.com/s?Id=1610028250477290371&wfr= spider&for=pc.(д,ата обращения:12.04.2021).
14. Дети в бедных семьях страдают от использования мобильных телефонов. [Электронный ресурс]. - URL: file:///E:/ifengtechdi-gi.html.(дата обращения:16.04.2021).
15. Чжан Сяося. Аналитический доклад о зависимости от Интернета у юных учащихся. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.xzbu.eom/9/view-861372.htm. (дата обращения: 28.03.2021).
16. Постановление Министерства образования КНР: О запрете учащимся начальной и средней школ приносить мобильные телефоны в школу. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.douban.com/group/topic/210129613/.(дата обращения:05.04.2021).
17. Ван Цин, Фэнь Дэшань. Правительство решает проблему зависимости от Интернета у молодежи//Вестник Хунаньского медицинского университета (изд. общественных наук), т.11.- №6. - С.37-38. (дата обращения:15.03.2021).
18. Интернет играми пожирает душу у молодых. Газета «Образование в Китае». [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. - URL: URL:file///C:Users/Administrator/Desktop/% E4%B8%AD%E5%9B%BD%E6%95%99%E8%82%B2%E6%8A%A5%88%8A%E6%96%8 7%^%ВС%9А.Сдатаобращения:26.03.2021).
19. Временные меры по управлению компьютерными играми (с поправками от 15 декабря 2017 года). [Электронный ресурс]. - URL:https://baike.sogou.com/v9485203. Мт?1тотТШе=(дата обращения:15.04.2021).
20. Напоминание о допустимом возрасте к интернет-играм в сети. [Электронный ресурс]. - URL: http://jinbao/people/cn/n1/2020/1228/c421674-3198/560html. (дата обраще-ния:12.04.2021).
21. Циркуляр о дальнейшем усилении контроля за сном школьников. [Электронный ресурс]. - URL:https:// Baike.sogou.com/v203978902.htm?fтomTiÜe=(дата обраще-ния:12.04.2021).
22. Об углублении реформы системы высшего образования в целях повышения общего качества подготовки специалистов». [Электронный ресурс]. - URL: https://baike.sogou. шт^183978902.Мт?й-отТШе=Сдата обращения:12.04.2021).
-Ф-