Научная статья на тему 'Роль Интернета в развитии активности медийной аудитории Китая'

Роль Интернета в развитии активности медийной аудитории Китая Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
596
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Шиян

В статье рассматриваются современные тенденции развития Интернета в Китае и его влияние на активизацию медийной аудитории в качестве субъекта информационного производства в блогосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Internet in development of activity of the media audience in China

The article involves in the modern tendency of development of Internet in China and influency on the activization of the media andience as a subject of information-production in Blogosphere.

Текст научной работы на тему «Роль Интернета в развитии активности медийной аудитории Китая»

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ МЕДИЙНОЙ АУДИТОРИИ КИТАЯ

Чжан Шиян

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются современные тенденции развития Интернета в Китае и его влияние на активизацию медийной аудитории в качестве субъекта информационного производства в блогосфере.

За последние годы Интернет получил достаточно широкое распространение в Китае. 31 декабря 2007 года в стране насчитывалось 210 миллионов пользователей глобальной Сети. А уже в начале 2008 года по общему числу ее пользователей Китай превзошел Америку (215 млн пользователей) и стал страной, лидирующей в мире по этому показателю. Согласно статистике Китайского центра информации по Интернету, в 2007 году число пользователей Сети ежедневно увеличивалось на 200 тыс. человек, ежеминутно — на 140 человек; на каждые 10 тыс. человек приходилось 11 сайтов [17].

Это прямо отразилось и на поведении аудитории СМИ. Раньше читатели были лишь пассивными потребителями информационной продукции. До начала экономической реформы в китайских СМИ главенствовала «пропаганда двух газет и одного журнала» — «Жэньминь жибао» («Ежедневная газета народа»), «Цзе-фанцзюнь бао» («Народно-освободительная армия»), «Хунци» («Красное знамя»), в которых публиковалась практически одинаковая информация. Однако реформы и развитие компьютерных технологий оказали свое стимулирующее воздействие на повышение активности аудитории. Создание компьютерных сетей в Китае началось в 1980-х гг. Наиболее быстро Интернет стал развиваться в экономически развитых районах. В результате в середине 1990-х гг. в Китае появилась новая форма СМИ — онлайновые или сетевые издания, что привело к изменению информационного рынка страны. Новые СМИ вступили в конкуренцию с традиционными за внимание читателя. Последние были вынуждены начать создавать Интернет-версии. Этот этап развития Интернет-журналистики пришелся на 1997— 2003 гг. Начало ему положила электронная версия журнала «Китайские ученые за границей» («China Sholars Abroad»), который и считается первым китайским онлайновым изданием. Через год число подписчиков на электронный журнал достигло 3 тыс. человек, а число посетителей сайта превысило 150 тыс. [5. С. 44]. После него заявили о себе в Интернет-пространстве «Китайская торговая газета», «China Daily» (на английском языке), газета «Гуандунжибао», Гуандунская народная радиостанция, Китайское центральное телевидение.

1 января 1997 г. появился сайт «Жэньминь жибао», на котором можно было найти электронные версии ряда газет и журналов, издаваемых одноименным хол-

дингом. «Жэньминь жибао онлайн» — самый крупный информационный сайт на китайском языке. В первые десять месяцев своего существования сайт четырежды изменял свой дизайн, чтобы пользователи легко могли получать нужную информацию. Сейчас он публикует свои материалы на китайском, русском, английском, японском, французском, испанском и арабском языках. Компетентность, всесторонность и оперативность информации на сайте «Жэньминь жибао» получили всеобщее признание.

Сайт информационного агентства «Синьхуа», созданный 7 ноября 1997 г., тоже создал базу данных для обслуживания пользователей [22].

Еще одним важным шагом в развитии китайского Интернета стало появление коммерческих сайтов, которые начали конкурировать с элнктронными версиями традиционных СМИ. Это заставило, например, сотрудников сайта «Жэнь-минь жибао» увеличить обновление новостей с 9 до 15 раз в сутки [6. С. 100].

В 2000 г. появились местные сетевые СМИ совместного типа. Их особенность заключается в объединении интересов традиционных СМИ, местных властей и коммерческих предприятий. Такое сочетание обеспечивает, с одной стороны, необходимое политическое направление деятельности новых медиа, с другой — надежную экономическую поддержку. Примером этого типа онлайновых СМИ могут служить сайт новостей «Цзянь Лун» [18] в Пекине и сайт «Дун Фан» [15] в Шанхае.

К 2003 г. СМИ Китая, насчитывавшие тогда 2119 газет, 9074 журнала, 282 радиостанции, 314 телестанций и 2 информационных агентства, создали более 1000 сетей и сайтов, среди которых были и очень крупные порталы [20].

Интернет и сетевые СМИ — это не просто средства связи и передачи информации. Они сформировали новый стиль жизни, способствовали появлению большого количества рабочих мест, новых профессий, учли разнообразие потребностей и интересов аудитории. Сегодня можно с уверенностью говорить о появлении новой формы коммуникации, подразумевающей возможность широкого общения.

Интернет создает условия для непосредственной двусторонней коммуникации между аудиторией и СМИ. У аудитории возникает чувство сопричастности к событиям действительности. Возможность самостоятельно отбирать интересующую информацию, создавать собственные тексты и распространять их в Сети, т.е активно участвовать в процессе производства сообщений. Это превращает пользователей из объекта в субъект информационной деятельности.

Больше всего для этой роли подходят сетевые дневники или блоги. Слово «блог» (англ. blog, от web log виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») означает вебсайт, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Людей, ведущих блоги, называют блоггерами, а совокупность всех блогов Сети — блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. По типу знако-

вой системы — текстовые, фотоблоги, видеоблоги. Отличия блога от традиционного дневника обуславливаются виртуальной средой и тем, что он предназначен не для себя, а для публики, для других читателей [16].

Блог имеет несколько кардинальных отличий от обычного сайта. Для него характерны короткие публикации, имеющие личностный характер. Автор дневника откликается оперативными сообщениями на события, происходящие не только в мире, стране, городе, но и в его личной жизни. Столь же быстро на его текст появляются и комментарии пользователей. Автор часто вступает с ними в дискуссию [3. С. 23—24]. Отличается и формат предоставления информации. Блоги, как правило, помещают наиболее свежие сообщения сверху, формируя непрерывную ленту контента. Традиционные сайты используют более сложные способы размещения информации, например, меню и оглавления.

Исследователи блогосферы Роберт Скобл и Шел Израэл определили шесть отличий блогов от иных каналов коммуникации [9]:

1) легкость публикации: опубликовать блог способен каждый. На это не требуется много времени и финансовых затрат. Вносить изменения в собственном сетевом дневнике и комментировать чужие возможно из любой точки земного шара;

2) легкость поиска: поисковые системы позволяют легко найти нужный блог. Чем лучше и дольше поддерживается блог, чем он популярнее, тем легче читателям его разыскать;

3) «опора на общество»: блогосфера представляет собой одну большую дискуссию, которую ведут миллионы людей. Интересные темы и авторы связаны друг с другом с помощью линков. Благодаря блогам люди с одинаковыми интересами получают возможность находить друг друга и создавать отношения вне зависимости от своего географического пребывания;

4) «заразность»: информация, попадающая в блогосферу, распространяется быстрее, чем в традиционных СМИ;

5) возможность прямой связи: блоги позволяют подписаться на обновления материалов, обсуждений и пр. Этот процесс намного более удобен, чем простые посещения сайтов в поисках обновлений;

6) взаимосвязанность: каждый блог может быть связан с другими, а каждый блогер — со всеми участниками блогосферы.

Дэвид Клайн и Дэн Бурстейн, авторы книги «Блог! Как новейшая медиа-революция изменяет политику, бизнес и культуру», отмечают, что «интернет-дневники стали новой парадигмой современного человеческого общения». По их мнению, блогосфера развивается по тем же законам, что и интернет, а ранее телевидение, радиосвязь, телеграф и прочие новинки массовой коммуникации. Вначале феномен — это удел одиночек, затем он привлекает к себе всеобщее внимание и упрощается настолько, что становится возможным его использование непрофессионалами. В конечном итоге новинка начинает оказывать влияние на все сферы человеческой деятельности. В данный момент процесс блоголизации находится на пороге третьего этапа развития [8].

В Китае блоги появились в 2002 г., хотя в мировой паутине сетевые дневники начали развиваться уже в конце 1990-х гг. Только в последние два-три года блогосфера получила в Китае бурное развитие [2. С. 201]. Этот процесс исследователи подразделяют на несколько этапов:

1) зачаточная стадия: конец 2002 г. — 2003 г. Появился термин «блог» на китайском языке (boke) и первые пользователи сетевых дневников;

2) начальный этап развития: конец 2003 г. — 2005 г. Все больше людей узнавали о блогах, открывали собственные блоги, используя их в разных сферах;

3) этап созревания: с конца 2005 г. по настоящее время. На этом этапе растет популярность блогов у большинства пользователей Интернета [4].

Первый блог организовал китайский ученый Фан Синдун в августе 2002 г. — www.blogchain.com (теперь он называет www.bokee.com.). К настоящему времени www.bokee.com и www.blogchain.com стали самыми большими и популярными сайтами блогов в Китае. В них имеются разные рубрики, например: личные дневники, фотоблоги, новостной блоги и т.д.

Фан Синдун разделяет китайские блоги на три вида:

1) специализированные системы электронных дневников — их использование не требует регистрации собственного доменного имени, аренды хостинга и верстки сайта, блоггеры могут использовать пространство для своего блога сразу после бесплатной регистрации;

2) независимый блог — с собственным доменным именем, хостингом и стилем;

3) блог-приложение к сайту подразумевает добавление своего блока в качестве части некого сайта (отдельной колонкой, отдельным разделом и т.д.) [1. С. 100].

В 2006 г. число китайских блогов составило 33 млн. Информационный интернет-центр Китая (China Internet Network Information Center) CNNIC опубликовал в сети Интернет «Доклад об исследовании китайских блогов в 2006 г.» [21]. Оказалось, что количество блогеров составляет 14,2% от общего количества пользователей Интернета в Китае. Однако активных авторов, обновляющих свой блог не реже одного раза в месяц, так сказать, блог-писателей не так уж и много — всего 6,2% от их общего числа (или 7,6 млн человек). Гораздо больше блог-читателей — 75,5 млн человек. Наиболее активные блогеры наблюдаются в возрасте 16—20 и 21—25 лет (53%), т.е. это учащиеся, студенты, люди с высшим образованием. Женщин на 2,2% больше, чем мужчин. 83% пользоватетей создают блоги, чтобы выразить свои настроения и чувства, 60% — чтобы высказать свое мнение, 34,5% — для знакомства с другими людьми и обменом ресурсами.

Если взглянуть на тематику блогов, то почти 85% из них посвящены личной жизни авторов, 23,9% литературе и искусству, от 9 до 4% — развлечениям, путешествиям, спорту, текущим событиям, новостям, моде, кулинарии, здоровью, науке, финансам, играм.

На вопрос, почему люди читают блоги, больше половины опрошенных ответили, что ищут развлечений. На втором месте — обсуждение различных во-

просов, на третьем — поиск душевного сочувствия, на четвертом — совершенствование знаний, учеба.

Чаще всего пользователи читают блоги своих друзей и близких. Большой популярностью пользуются также дневники известных ученых, которые высказывают свое мнение по специальным вопросам, блоги других знаменитостей. Однако только 3% блогов имеют посещаемость от 101 до 1000 раз, свыше 30% просматриваются 10—100 раз, остальные же удостаиваются внимания менее 10 раз.

Классифицируя популярность блогов по авторам, нужно сказать, что на первом месте стоят электронные дневники знаметитостей — артистов, певцов, спортсменов, художников и т.д. Таких блогов много, например, на сайте www.blog.sina.cn/main/. Больше всего посещают блог известного артиста Чэн Лун. Читатели его записей исчисляются сотнями тысяч [10]. Популярен блог и вокалистки Тань Кин [12].

Пользуются большим спросом блоги известного ученого-историка, профессора университета И. Чжонтянь (среднее количество посетителей — более 40 тыс., комментариев — около 4 тыс.) [14], а также профессора Цинхуаского университета Ли Сигуан, исследования которого посвящены средствам массовой информации. Его блог (http://lixiguang.vip.booke.com) в среднем читают более 1700 пользователей.

Массовую аудиторию собирают блоги, авторы которых скрываются под псевдонимами «Малая флейта в Янцзы» [13], «Сестра Фужун» [11]. Электронный дневник Хун Шуй на сайте http://vip.booke.com (www.blogchina.com) любят за актуальный и оперативный комментарий текущих событии.

Стоит также упомянуть китайскую актрису и режиссера Сюй Цзинлей, которая выпустила книгу «Блог Лао Сюй» после того, как посещаемость ее блога достигла десяти миллионов посетителей в течение четырех месяцев. В книге она собрала записи о своей работе и повседневной жизни, проиллюстрировав издание фотографиями. Так заметно сокрастилось психологическое расстояние между простыми и известными людьми [2. С. 230].

Однако по данным того же опроса исследовательского центра CNNIC, 70% блогов являются «мертвыми» (обновляются реже раза в месяц). Подавляющая часть блогосферы оказывается неиспользуемой. Некоторые блоггеры одновременно регистрируются в разных блогах (тем самым, завышая реальную статистику), а потом бросают созданные дневники, сделав лишь несколько записей. По мере коммерциализации блогов неизбежно встает вопрос об авторских правах на их содержание. В отсутствие собственного домена блоггер, размещающий свой дневник на площадке, предоставляемой BSP (Blog Service Provider), неизбежно оказывается в уязвимом положении. При этом из-за некачественного обслуживания BSP операторами, удовлетворены уровнем обслуживания только 51,6% пользователей. Низкая скорость передачи информации, затрудняющая вход в блоги, и сложный процесс регистрации блогов тоже вызывают недовольство половины пользователей [2. С. 216].

Следует сказать также и об отношении власти к блогосфере и Интернету в целом. В Китае неоднократно предпринимались попытки контролировать ин-

формацию мировой паутины. Делается это для того, чтобы сообщения, не отвечающие нормам и традициям общества, не были доступны населению. Если какой-то сайт содержит такую информацию, он фильтруется «Великим китайским файрволом» — специальным сервером или целой системой серверов, которые устанавливаются на Интернет-канале между пользователями и поставщиком Интернет-соединения. Это относится к антикоммунистическим сайтам, порносайтам, а также к сайтам, предлагающим азартные игры. Деятельность «цифровых диссидентов» по предоставлению услуг нелегального «нефильтруемого» интернет-доступа строго пресекается — устраиваются полицейские рейды по интернет-кафе. Правоохранительные органы арестовывают блогеров за некорректные высказывания в адрес правительства.

Власти Китая планируют потребовать от миллионов сограждан отказаться от использования сетевых псевдонимов и при работе в Интернете использовать свои настоящие имена. По новым правилам ведущим онлайн-дневники китайцам будет запрещено использовать вымышленные имена в блогах. Подобная «девиртуализация» блогеров называется главой подконтрольной властям организации «Интернет-общество Китая» «неизбежным выбором» в становлении местного сегмента Сети [7. С. 112—113].

Несмотря на все трудности, блогисфера продолжает расширяться, сетевые дневники превращаются в новую медиасреду, становятся социальным феноменом, новой формой коммуникации, оказывающей заметное влияние на развитие Интернета в Китае. Частные блоги нередко опережают профессиональные медиа в сообщении важных событий. Например, 26 ноября 2005 г. в провинции Цзянси произошло землятрясение. Первым об этом происшествии сообщил в своем блоге местный житель: «В 9:00 утра 26 ноября 2005 г. в городе Ухань произошло землетрясение, которое чувствовалось очень сильно» [19]. Время опубликования — 9:04. Только через полчаса — в 9:36 — эта новость появилась на сайте www.sina.com.cn, а еще через 15 минут на сайтах www.qq.com.cn и www.sohu.com.cn. В данном случае блогер оказался в центре события и взял на себя функции журналиста.

Итак, подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что блогосфера в Китае развивается достаточно активно. И хотя многие пользователи расценивают сегодня блоги больше как средство развлечения, электронный дневник постепенно превращается в форму самовыражения личности, обсуждения различных общественных вопросов, в инструмент развития гражданской журналистики. Аудитория сетевых СМИ уже не довольствуется пассивным потреблением информационной продукции, а сама выступает в качестве ее производителя и распространителя в медиасреде.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ван Чжунминь. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на развитие СМИ Китая: Дис. ... канд. филолог. наук. — М., 2007.

[2] Лян Цун. Блоги как гражданская журналистика: перспективы в Китае // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2. — М., 2007.

[3] Подпорина Н. История блогов и становление гражданской журналистики // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2. — М., 2007.

[4] Фанг Ксингдонг. Этап развития блога в Китае. http://fxd/bokee.com/5821441.html

[5] Цзян Япин. Анализ ситуации китайских новых медиа // Журналистика и коммуникация. — 2001. — № 1. — С. 44.

[6] Чжан Хайин. Общий обзор Интернет-СМИ. — Шанхай, 2001. — С. 100.

[7] Ясинская М. Влияние блогосферы на стратегию развития СМИ // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2. — М., 2007.

[8] Kline David, Burstein Dan. Blog!: How the newest Media Revolution is Changing Politics, Business, and Culture, Squibnocket Partners, L.L.C., 2005.

[9] Scoble, Robert/Israel Shel. Naked Conversations: how blogs are changing the way Businesses Talk with Customers.Wiley, 2006.

[10] http :// blog.sina.com.cn/chenglong

[11] http :// blog.sina.com.cn/frjj.

[12] http :// blog.sina.com.cn/tanjing888

[13] http:// blog.sina.com.cn/yingdi

[14] http :// blog.sina.com.cn/yizhongtian

[15] http:// www.esatday.com

[16] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3

[17] http://russian.people.com.cn/31521/6340288.html

[18] http://www.beijingnews.com.cn

[19] http://www.cddn.com

[20] http://www.china.com.cn/chinese/zhuanti/chuanmei/903409.htm

[21] http://www.cnnic .net.cn/html/Dir/2006/09/25/4176.htm

[22] http://www.xinhuanet.com/

THE ROLE OF INTERNET IN DEVELOPMENT OF ACTIVITY OF THE MEDIA AUDIENCE IN CHINA

Zhang Shiyang

Department of Mass Communications RussianPeoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article involves in the modern tendency of development of Internet in China and influency on the activization of the media andience as a subject of information-production in Blogosphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.