УДК 543:378.180.6
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» Маркова Е.О., ПавлюченковаН.А., ФаращукН.Ф., Теленкова О.Г.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Процесс приобретения новых знаний в настоящее время стал проще и доступнее с использованием интернет-ресурсов. Целью исследования явилось определение роли интернета при подготовке студентов 2 курса к практическим занятиям в рамках обучения по специальности «Фармация». В качестве метода исследования выбрано анкетирование. Анкета включала 16 вопросов. Установлено, что, несмотря на обеспеченность литературой, при подготовке к лабораторным и практическим занятиям интернет является одним из важных источников получения информации (36,3%). Подавляющее большинство (80%) считают, что успешно обучаться без наличия доступа к сети Интернет не смогли бы, потому что за счет этого есть возможность систематически находить информацию для обучения (50%). Интернет-ресурсы являются дополнительным источником информации в помощь к основной литературе для 43,2% респондентов. Интернет упрощает доступ к информации, экономит время студента при подготовке к занятиям в университете, а также повышает эффективность обучения. Однако, увлечение Интернетом, значительное времяпрепровождение в социальных сетях иногда приводят к невыполнению заданий по дисциплинам и вытесняют реальное общение, тем самым влияя на коммуникативные навыки обучающихся.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, обучающиеся, фармация, образование.
THE ROLE OF INTERNET RESOURCES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING IN THE SPECIALTY «PHARMACY» FOR DISCIPLINE «ANALYTICAL CHEMISTRY»
Markova E.O., Pavlyuchenkova N.A., Farashchuk N.F., Telenkova O.G.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: the process of acquiring new knowledge has now become easier and more accessible now using Internet resources. The aim of the study was to determine the role of the Internet in the preparation of 2nd year students for practical classes in the specialty "Pharmacy". The survey was chosen as a research method. The questionnaire included 16 questions. It is established that, despite the provision of literature, the Internet is one of the main sources of information in preparation for laboratory and practical exercises (36,3%). The vast majority (80%) believe that they would not be able to study successfully without having access to the Internet, because due to this there is an opportunity to find information for training systematically (50%). Internet resources are an additional source of information to help with the basic literature for 43,2% of respondents. Thus the Internet simplifies the access to information, saves student time in preparation for classes at the University, as well as increases the effectiveness of learning. However, a significant pastime in social networks sometimes leads to non-fulfillment of tasks in disciplines and displaces real communication, thereby affecting the communicative skills of students. Keywords: Internet resources, students, pharmacy, education.
Введение
Формирование медиакультуры в информационном обществе одно из приоритетных направлений высшей школы [4]. Интернет широко используется как преподавателями, так и студентами в учебном процессе и значительно влияет на образовательный процесс [1, 10]. Сложную структуру Интернета функционально подразделяют на две большие группы: коммуникативную
и информационную. Коммуникативная составляющая обусловлена наличием таких видов связи, как электронная почта, веб-форум, социальные сети, чат. Вторую группу составляют базы данных и удаленные банки данных, наиболее часто используемые в преподавании за счет содержания богатых образовательных ресурсов [8]. Они просты в использовании и практически не требуют дополнительного оборудования
и материальных затрат. Используя интернет-ресурсы, студенты получают возможность выбрать необходимый материал в соответствии со своими потребностями и интересами. Обилие информационных источников, размещенных в Сети, обусловливает получение необходимой информации через удаленные банки данных. Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности: для самостоятельной работы студентов, в том числе при выполнении научно-исследовательских работ, с целью поиска информации в рамках заданной темы, при дистанционном обучении [2, 3, 6, 9]. Целью исследования явилось определение роли интернета при подготовке студентов к лабораторным и практическим занятиям в рамках обучения по специальности «Фармация».
Методика
Участниками исследования выступили 44 студента 2 курса фармацевтического факультета очной формы обучения. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование -опрос по заранее составленной анкете. Анкета состояла из введения, в котором отражалась цель исследования, инструкция по заполнению, а также указание на анонимность анкетирования; основной, включающей вопросы, раскрывающие проблему исследования, и заключительной частей. Анкета включала 16 вопросов закрытого и полузакрытого типа.
Результаты исследования
По результатам исследования установлено, что большинство респондентов - лица женского пола (37 человек - 89,1%). Это является закономерным, ввиду того, что на фармацевтическом факультете в Смоленском государственном медицинском университете обучаются преимущественно девушки. Возраст опрошенных варьировал от 18 до 25 лет. При этом большая часть - студенты в возрасте 19 лет - 72,3% (34 человека). Лиц 18-летнего возраста, принявших участие в опросе, - 6 человек (13,6%), в возрасте 20, 22, 23 и 25 лет - по 1 человеку (по 2,3%).
Обучающимся был задан вопрос об обеспеченности литературой для подготовки к занятиям, на который подавляющее большинство (35 человек - 79,5%) ответило положительно. Хотя 9 из 44 (20,5%) не в полной мере довольны наличием материала для самостоятельной работы в библиотечном фонде вуза.
Одной из задач исследования явилось изучение иерархии ценности для студентов источни-
ков информации, используемых ими для подготовки к практическим и лабораторным занятиям. Респондентам было предложено ранжировать информационные материалы от 0 до 3-4 баллов, где 0 - источник информации, который вообще не используется в работе, 3-4 - наиболее часто применяемые. Так, для студентов приоритетным является лекционный материал (значение 4 поставили 24 человека (54,5%)). Практически такое же количество человек (20 респондентов -45,5%) определили как наиболее значимые (значение 3) учебную литературу и интернет-источники (16 человек - 36,3%). Наименьшее значение присвоено периодическим изданиям, которые в большинстве случаев студенты вообще не используют при подготовке к занятиям (значение 0 проставили 38 опрошенных (86,4%)).
Следующий блок вопросов касался использования интернета и его роли в обучении по оценке студентов. Современные телефоны позволяют легко подключаться к интернету, и операторы поощряют данные услуги низкими тарифами, что позволяет студентам быть максимально мобильными. Поэтому 28 человек (63,6%) отметили именно такой вариант выхода в интернет. Второе место отдано домашнему интернету, доступ к которому осуществляется через стационарный компьютер или ноутбук (36,4% - 16 человек). В большинстве случаев интернет используется студентами для общения (40 опрошенных - 90,9%), поиска информации в учебных целях (38 опрошенных -86,4%), просмотра фильмов, прослушивания музыки (24 человека - 54,5%). Кроме того, интернет используется студентами для скачивания мульти-медиафайлов (22,7% - 10 человек), чтения книг (6 человек - 13,6%), совершения покупок и игр онлайн (по 3 человека - по 6,8%).
Стоит отметить, что общение в сети в современных условиях стало доминировать над реальным, что сужает возможности видеть своего собеседника, устанавливать с ним контакт, лишая общение эмоций, а иногда и просто вытесняя «реальное» общение с друзьями и близкими [5, 7]. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. Это влияет на коммуникативные навыки студента, возникают трудности при знакомстве с новыми людьми в реальности, взаимодействии с одно-групниками, друзьями и родными. Это особенно заметно при общении студентов с преподавателями, когда обучающимся не хватает словарного запаса для изложения изучаемого материала.
По результатам исследования установлено, что подавляющее большинство опрошенных (41 человек из 44 - 93,2%) состоит в группе в социальной сети с другими обучающимися на их курсе. При этом более половины опрошенных проводят в интернете от 3 до 6 часов в день (54,5% - 24 респондента). Значительная часть молодых людей тратит на «всемирную паутину» более шести часов в сутки (16 человек - 36,4%). При этом большинство считает, что это никак не сказывается на их успеваемости (30 опрошенных - 68,2%), и на вопрос о том, бывали ли случаи невыполнения заданий по учебе из-за долгого времяпрепровождения в интернете, 16 человек из 44 (36,4%) отметили отсутствие таковых. Остальные 12 (27,3%) ответили, что такие случаи возникают лишь «иногда», а 11 (25%) указали на крайнюю редкость таких ситуаций. У пяти студентов интернет постоянно отнимает время, необходимое для подготовки к занятиям, и как следствие - невыполненные задания и проблемы в освоении материала (11,4%). Однако необходимо отметить, что практически 80% респондентов считают, что успешно обучаться без наличия доступа к сети Интернет не смогли бы, потому что за счет этого есть возможность систематически находить информацию для обучения (50% - 22 человека), увеличивать знания по интересующим дисциплинам, а также использовать интернет как дополнительный источник информации в помощь к основной литературе (19 респондентов - 43,2%). С помощью Интернета студенты имеют доступ к учебным материалам, подготовленным сотрудниками кафедры: методическим разработкам, учебным пособиям, контрольным вопросам и тестам для самоподготовки, учебным планам, программам и т.д. Они могут пользоваться электронными ресурсами библиотеки университета.
И в дополнении ко всем достоинствам интернета подавляющее большинство опрошенных студентов отметило, что лишь на поиск некоторой информации тратится много времени (33 человека - 75%), а в целом работа с информацией в Сети не вызывает никаких проблем.
Несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Поэтому подавляющее большинство (42 человека - 95,5%) респондентов хотя и доверяют информации, по-
лученной в сети, но стараются проверять подлинность, сверяя сразу несколько источников.
Обсуждение результатов исследования
Роль интернета в повседневной жизни нынешнего человека переоценить сложно. Благодаря компьютеризации интернет занял прочное место в жизни молодежи. Студенты имеют возможность получать новую информацию, использовать интернет-ресурсы при подготовке к практическим занятиям. Несмотря на достаточную обеспеченность учебной литературой, обучающиеся 2 курса Смоленского государственного медицинского университета прибегают к помощи «глобальной сети» в поиске необходимых сведений, используя интернет, как дополнительный источник информации к основным учебным материалам. Но стоит отметить, что помимо поиска информации ведущее место занимает общение студентов в Сети. С одной стороны, это облегчает процесс знакомства людей, позволяет обмениваться необходимой информацией, находясь на различных расстояниях, а с другой стороны, снижает навыки реальной коммуникации. Кроме того, излишне проведенное время в интернете, как показывает практика, для некоторых приводит к снижению успеваемости по ряду дисциплин. Но все же обучающиеся считают, что в современных условиях получение образования без использования интернета невозможно. Он расширяет возможности поиска информации, позволяя использовать удаленный банк данных, в том числе зарубежной литературы, ускоряет этот процесс, экономя значительную часть времени. Но ввиду того, что интернет-ресурсы открывают доступ к многочисленным, зачастую недостоверным источникам информации, возникает необходимость тщательного контроля для исключения из просмотра ненадежных и неточных источников.
Заключение
Интернет открывает новые возможности для обучения студентов. Интернет упрощает доступ к нужной информации, обладая большим количеством ресурсов, экономит время студента при подготовке к занятиям в университете, а также повышает эффективность обучения за счет удачно подобранной информации в источниках. Разработанные поисковые системы ускоряют процесс нахождения необходимых сведений для подготовки к занятиям. Огромные потоки информации, высокая скорость социальных процессов и постоянный рост требований
к уровню образования не позволяют современному студенту обходиться без надежных и всеобъемлющих источников данных, которые способна предоставить нам сеть Интернет. Однако практика текущего и промежуточного контроля успеваемости студентов показывает, что студенты, делающие упор на изучение информации из Интернет-ресурсов, часто совершенно неправильно излагают основные закономерности и их интерпретации в рамках программы изучаемого предмета, и это неудивительно, т.к. они черпают сведения из популярных статей, которые не отвечают современным научным представлениям и теориям. В связи с этим следует рекомендовать
ЛИТЕРАТУРА
студентам для изучения предмета пользоваться в первую очередь лекционным материалом и рекомендованной литературой. Сведения, полученные из Интернета, могут расширить кругозор по изучаемому вопросу и предоставлять данные для научных рефератов и литературных обзоров, для подготовки докладов в рамках научного студенческого общества. Кроме того, студентам необходимо контролировать время, проводимое в интернете, особенно в социальных сетях, во избежание снижения степени подготовки к занятиям, а также обращать внимание на то, что качество полученных сведений зависит от точности и достоверности используемой информации.
1. Андреев А.А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы / А.А. Андреев // Высшее образование в России. -2009. - № 12. - С. 29-33.
2. Богов В.А., Трушкова И.Ю. Эффективность использования информационных технологий в обучении / В.А. Богов, И.Ю. Трушкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 235-237.
3. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 544-547.
4. Грин Н.В. Интернет как средство обучения / Н.В. Грин // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. -С. 59-61.
5. Жереблюк Н.А., Кабелка А.Ю., Семилетова В.А. Исследование интернет-зависимости студентов-медиков / Н.А. Же-реблюк, А.Ю. Кабелка, В.А. Семилетова // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2015. - Т. 18 - № 1. -С. 87-90.
6. Иванова В.С., Древаль А.Н. Влияние интернета на студенческую молодежь: оценки первокурсников / В.С. Иванова, А.Н. Древаль // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 94-100.
7. Карасева Э.М., Рак О.В., Нугуманова В. Место социальных сетей в жизни современного студента / Э.М. Карасева, О.В. Рак, В. Нугуманова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10. - С. 94-98.
8. Ополонец Л.В. Использование интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов / Л.В. Ополонец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 7. - С. 36-40.
9. Орлов М.Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов / М.Ю. Орлов // Гуманизация образования. - 2016. - № 3. - С. 58-63.
10. Печерская Э.П., Карасева Е.А. Возможности использования информационных сервисов сети Интернет в высшей школе / Э.П. Печерская, Е.А. Карасева // Инициативы XXI века. - 2016. - № 3-4. - С. 87-90.