Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / Интернет-пространство / ценностные установки / ценности / молодёжь / Internet / Internet space / values / values / youth

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Шапиева Аида Сайпутдиновна, Коркмазов Алим Викторович

В статье изучена проблема изучения роли интернет-пространства в формировании ценностных установок молодёжи. Данная проблема является актуальной, поскольку значительная часть молодых людей проводит в интернете три и более часов в день. Сделан вывод о том, что формирование ценностных ориентиров и предпочтений у молодежи происходит при участии интернета и социальных сетей. Ценностные предпочтения молодёжи складываются из совокупности публичных и индивидуальных факторов, что влечёт за собой неоднозначность их ориентации. Среди важнейших ценностей для современной молодёжи выделяется семья, работа, патриотизм, религия и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Шапиева Аида Сайпутдиновна, Коркмазов Алим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of studying the role of the Internet space in the formation of value attitudes of young people. This problem is relevant because a significant proportion of young people spend three or more hours a day on the Internet. It is concluded that the formation of value guidelines and preferences among young people occurs with the participation of the Internet and social networks. The value preferences of young people are made up of a combination of public and individual factors, which entails ambiguity in their orientation. Among the most important values for modern youth are family, work, patriotism, religion, etc.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ»

Количество боеприпасов: 6 шт.

Время на выполнение - не более 15 с.

Положение для стрельбы: с колена, с колен, лежа на животе, лежа на боку, лежа на спине. Выбор положений на усмотрение стрелка (при стрельбе по разным мишеням, положения для стрельбы не должны повторяться). Автомат находится в положении «На ремень».

Порядок выполнения: стрелок находится на огневом рубеже спиной к мишеням, автомат - в положении «На ремень». Магазин, снаряженный 6 патронами, присоединен к автомату. После команды руководителя стрельб «Огонь!», стрелок разворачивается к мишеням, принимает положение для стрельбы «С колена», ставит переводчик огня в положение «Одиночные», досылает патрон в патронник, ведет огонь по мишени, находящейся справа до первого попадания (о котором будет сигнализировать звук «Гонга»), убирает палец со спускового крючка на ствольную коробку, меняет положение для стрельбы на любое указанное в условиях, ведет огонь до первого попадания, убирает палец со спускового крючка на ствольную коробку, меняет положение для стрельбы, ведет огонь до первого попадания. Включает предохранитель, принимает строевую стойку, автомат располагает в положение «На ремень», докладывает об окончании стрельбы. По команде руководителя стрельб разряжает (при необходимости) оружие и предъявляет его к осмотру. Мишени рекомендуется поражать справа налево.

Критерии оценки:

«Отлично» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - не более 4 шт.

«Хорошо» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - не более 5 шт.

«Удовлетворительно» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - 6 шт.

«Не удовлетворительно» - во всех остальных случаях.

При условии, что время на выполнение упражнения не было превышено.

Выводы. На наш взгляд, в рамках повышения квалификации в рассматриваемой программе (блок огневая подготовка) для получения навыка обнаружения и поражения замаскированных целей следует использовать нестандартные мишени и специально разработанные для этого упражнения.

Такая организация огневой подготовки:

- позволит приобрести навык, важный для обеспечения личной безопасности на должном уровне;

- поможет не только вести прицельный огонь по такому противнику, но и своевременно его обнаружить;

- применение мишеней типа «Гонг» или «Поппер» позволит оптимизировать процесс проведения занятий, экономя время на осмотр мишеней.

Литература:

1. Лапов, И.Н. Особенности формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в особых условиях / И.Н. Лапов, В.Г. Светличный, М.М. Хамгоков // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - Вып. 79. - Ч. 2. - С. 238-240

2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 880 [подписан министром МВД России 23 ноября 2017]. -Москва: Консультант плюс, 2017. - 99 с.

3. Светличный, В.Г. Применение тактических приемов IPSC в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов / В.Г. Светличный, Е.И. Максимова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XIX междунар. науч.-практ. конф. -Иркутск: ФГКОУ ВО "Восточно-Сибирский институт МВД России". - 2017. - В 2-х томах. - С. 334-338

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента,

руководитель центра психологической службы Шапиева Аида Сайпутдиновна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье изучена проблема изучения роли интернет-пространства в формировании ценностных установок молодёжи. Данная проблема является актуальной, поскольку значительная часть молодых людей проводит в интернете три и более часов в день. Сделан вывод о том, что формирование ценностных ориентиров и предпочтений у молодежи происходит при участии интернета и социальных сетей. Ценностные предпочтения молодёжи складываются из совокупности публичных и индивидуальных факторов, что влечёт за собой неоднозначность их ориентации. Среди важнейших ценностей для современной молодёжи выделяется семья, работа, патриотизм, религия и др.

Ключевые слова: интернет, Интернет-пространство, ценностные установки, ценности, молодёжь.

Annotation. The article examines the problem of studying the role of the Internet space in the formation of value attitudes of young people. This problem is relevant because a significant proportion of young people spend three or more hours a day on the Internet. It is concluded that the formation of value guidelines and preferences among young people occurs with the participation of the Internet and social networks. The value preferences of young people are made up of a combination of public and individual factors, which entails ambiguity in their orientation. Among the most important values for modern youth are family, work, patriotism, religion, etc.

Key words: Internet, Internet space, values, values, youth.

Введение. Сеть Интернет играет огромную роль в развитии современного общества. Сегодня Интернет, не только совокупностью множества информации и компьютерных сетей, а также множество пользователей, использующих самые

различные технологии, поередетвам чего активно взаимодействуют друг с другом в виртуальном пространстве для удовлетворения собственных интересов и потребностей.

В Интернет-пространстве формируется особая общественная реальность, обладающая собственными порядками и правилами. В данной реальности происходит взаимодействие различных формальных и не формальных групп, существуют свои ценности и нормы, определённая организационная структура.

Изложение основного материала статьи. Сегодня интернет выступает одним из самых развивающихся явлений современности в мире и в России в том числе. Социальная среда в интернет-пространстве представлена всевозможными группами, носителями конкретных норм и ценностей в рамках становления собственной культуры.

Прежде чем приступить к выявлению роли интернет-пространства в формировании ценностных установок молодежи обратимся к раскрытию категории «молодёжь».

Понятие «молодёжь» появилось в литературе не так давно, обусловлено это тем, что продолжительность жизни человека практически во большинстве государств мира неуклонно растёт.

В XIX веке в произведениях как отечественных, так и зарубежных литераторов тема юности и всего сопутствующего ей становится одной из центральных. Уже в XX веке окончательно формируется термин «молодёжь». До сих пор среди учёных, а также законодательных актов различных государств и международных организаций нет единого и чёткого ответа на вопрос, людей какого возраста следует относить к молодёжи. Нередко в видении части людей слово «молодёжь» охватывает лишь лиц вышеназванного подросткового возраста, что является ошибкой. Если подростковый период знаменует собой трансформацию человека из детства в полноценную гражданскую дееспособность, то период жизни человека, в который его можно отнести к категории молодёжи, охватывает больший диапазон и знаменует собой уже переход из детства в зрелость.

Согласно законодательству многих стран молодёжным определён возраст от 16 до 25 лет. Данный возраст охватывает период обучения в вузе. Однако зачастую в законодательных актах различных государств мира и всемирных организаций данные возрастные рамки определены другим образом, нередко они расширены. До недавнего времени возраст молодёжи в российском законодательстве был закреплён на уровне с 14 до 30 лет, однако в декабре 2020 года в закон о молодёжной политике были внесены поправки, расширившие возраст молодёжи до 35 лет [9].

Итак, можно уверенно утверждать, что молодёжь является важной социальной группой, которая во многом будет «законодателем» тенденций дальнейшей жизни общества.

В целом для молодежи свойственно эмоционально-нравственное восприятие мира. Эмоциональная сфера личности в студенчестве весьма насыщенна: студенты могут испытывать тревожность, страх и другие чувства, вызванные, к примеру, проблемами адаптации к студенческой жизни, с которым им важно уметь справляться. При этом они часто не способны говорить о своих чувствах в той степени, которая доступна зрелым личностям, им часто сложно свободно выразить то, что испытывают. Невыраженные чувства могут влиять на отношения внутри и вне ВУЗа, включая отношения со сверстниками, семьей, преподавательским составом. В этот же период способность распознавать эмоции, намерения, желания собственные и других людей, понимать причины, вызывающие различные ситуации, регулировать свое поведение - все это дает студенту возможность полноценно включаться в студенческую среду.

Классификация видов молодежной культуры определена миром чувств и эмоций. Важным звеном в ней выступает искусство, так как именно оно располагает максимально эффектным влиянием на эмоции человека. Искусство обладает возможностью в полной мере выражать чувства, заряжать энергией, улучшать психоэмоциональное состояние человека. Кроме того, нередко музыка является одним из важных средств общения и социализации, а также одним из лучших способов самовыражения и самоидентификации [2].

Неизменными атрибутами молодёжной культуры со времён её зарождения и поныне являются одежда и обувь, внешний вид, сленг, способы развлечения, манеры поведения и т.д.

Студентами, как правило, являются лица в возрасте от 16 до 23 лет, но при этом нужно отметить, что названным выше промежутком возраст некоторых представителей контингента студентов не ограничивается. Отдельно взятые студенты могут быть старше (причём в ряде случаев - значительно старше) 20 лет, если речь идёт либо о тех или иных обстоятельствах, приведших к этому факту. Кроме того, получение среднего специального образования в возрасте, превышающем верхнюю границу вышеназванного промежутка, может быть продиктовано исключительно личными добровольными мотивами.

Вступающий в жизнь человек получает образование, обретает профессию и квалификацию, изучает действующие в социуме традиции, обычаи, идеалы и ценности [1]. В социализации личности ключевыми каналами являются семья, школа и последующее после неё учебное заведение, а также общество сверстников и, наконец, средства массовой коммуникации.

Молодёжную культуру можно назвать одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в отдельности. Ее социально-психологические истоки располагаются в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В обыденно-жизненной практике люди регулярно используют выражения «социальная ценность», «приоритет», «ценное в человеке», «ценное открытие», «моральные и эстетические ценности» и др. [5] Отечественными учёными предлагается следующее определение: «Ценность - значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с бытием и жизнедеятельностью человека» [6].

Ценности призваны отражать в первую очередь общественно-исторические отношение к важности всего того, что тем или иным образом вовлечено в сферу действенно-практического взаимодействия человека и окружающего мира. Важно отметить следующее: общественные и персональные потребности, цели и интересы выступают не только «зеркалом» непостоянного общественного бытия людей, но и являются внутренней и эмоционально-психологической причиной связанных с ним изменений.

Ценности являются настолько многогранными и уникальными, что в полной мере исчерпывающее их описание не представляется возможным. Тем не менее, хотя сама по себе всякая классификация ценностей и не обладает способностью охватить их целиком, она все же может дать представление об общей структуре и основных уровнях ценностной сферы жизни общества.

В зависимости от формы проявления принято выделять материальные и духовные ценности. Материальными ценностями являются те или иные вещи, необходимые человеку для элементарного выживания (пища, вода, одежда, кров), а также не менее значимые для человека инструменты (от каменного скребка до компьютера).

Духовные ценности являются нематериальными и призваны служить унифицированным продуктом разума, чувств и убеждений.

Выделяются также как общечеловеческие, так и личные ценности. Общечеловеческие ценности свойственны всем индивидам, вне зависимости от характерных черт социальной и культурной среды, в которой осуществлялось его воспитание.

Личные ценности подчёркнуты персональными интересами и существенно различаются в обширном диапазоне личных желаний, предпочтений, интересов.

Проблема ценностей носит многовекторный и многоуровневый характер. С одной стороны, к ним можно отнести всё, что обладает весомым характером - все результаты и конечные продукты материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, ценности в общественном сознании представляют собой конкретные духовные образования: идеалы, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. Стало быть, необходимо проводить грань между ценностями, которые имеют возможность выступать в качестве различных материальных благ, а также обладать полезностью, удовлетворять наиболее важные потребности, и теми ценностями, что, по сути, выступают своеобразными итогами духовного производства, определенными духовно-идеальные образованиями, которые выражают отношение индивида к окружающему миру и выступают ориентирами поведения людей.

Многочисленные исследования, посвящённые типологии ценностных предпочтений молодых людей, демонстрируют следующие результаты. В частности, для молодёжи семья остаётся одной из немногих традиционных ценностей, где можно наблюдать практически абсолютное единодушие. По разным оценкам, до 90% молодых людей называют семью тем социальным институтом, который играет «очень важную» и «довольно важную» роль, и до 80% молодых людей называют в качестве залога семейного счастья детей. Вместе с тем, в России, как и в большинстве государств мира, берёт верх тренд на смещение возраста вступления в первый брак и рождение первого ребёнка в сторону увеличения [1].

Говоря о таком сегменте, как труд и работа, важно отметить, что молодые люди заинтересованы в той работе, которая будет удовлетворять их в материальном плане, расширяя их жизненные возможности, и порядка 80% молодых людей убеждены, что исключительно содержательная и интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни [3].

Отношение молодых людей к власти и демократии в целом демонстрирует ранее отражённую аполитичность к политике, а порой и скептическое отношение к ней [3].

Большая часть молодых людей декларирует необходимость свободного выбора и не признаёт каких-либо ограничений со стороны государства. Однако свыше половины молодёжи, проживающей в сельской местности, считают благом «твердую руку», которая будет способна навести порядок, даже если возникнет необходимость ограничить те или иные демократические свободы.

Говоря о социальной справедливости, стоит сказать, что у молодежи отсутствует внятная точка зрения в отношении имущественного неравенства. Точки зрения молодых людей с высоким и низким уровнями дохода диаметрально противоположны. Существуют две тенденции: первая - стремление обеспечить себя и свою семью, в полной мере реализовывая потенциал рыночной экономики. Это свойственно сравнительно малой группе лиц, которые смогли выстроить жизненные стратегии, отвечающие новым социально-экономическим реалиям. Люди с высоким уровнем дохода выступают за сохранение своего состояния. Другая тенденция свойственна тем, чей доход ниже среднего уровня. Они допускают передел имущества, рассматривая его в качестве способ удовлетворения своих материальных претензий без приложения тех или иных усилий.

Говоря о патриотизме, можно в целом сказать, что данная ценность свойственна молодому поколению, даже несмотря на то, что приблизительно две трети молодых граждан России склоняются к точке зрения, гласящей, что человек волен выбирать страну для проживания и работы [4].

Кроме того, нужно отметить, что всё больше в совокупности выражающих важные моральные ценности молодого поколения преобладают индивидуализм и эгоизм, которые имеют связь с увеличивающимся трендом к дифференциации себя от других [7].

Отношение к религии также является одни из ключевых показателей жизненных ориентиров молодых людей. Большая их часть отводит религии немного места в своей жизни, большое количество людей соблюдает каноны, обряды и ритуалы религии.

В общих чертах, как социологи, так и педагоги в ходе исследований регулярно отмечают изменения в ценностных предпочтениях молодых людей: повышается важность персональных ориентации: для одних ими являются отдых и развлечения; для других - это жизнь, полная удобств, для третьих - личное благополучие, построение карьеры, для четвертых же важными остаются ценности благополучия собственной семьи, здоровья, высокооплачиваемой работы. Данные выводы дают основания говорить о тренде на рост мировоззренческого плюрализма среди молодёжи.

Результаты исследования, которое было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), демонстрируют, что 81% жителей России регулярно пользуется интернетом. Для 88% россиян интернет выступает средством коммуникации, которое даёт возможность в Сети общаться с друзьями и близкими людьми. 83% респондентов следят в интернете за региональными, федеральными и мировыми новости. Три четверти жителей России можно назвать пользователями развлекательного контента интернета (кинофильмы, книги или игры), 63% принявших участие в исследовании используют интернет с образовательной целью. Россияне совершают банковские переводы используя интернет, оплачивают различные счета, государственные услуги, совершают покупки [4].

Ядро пользователей интернета составляют молодые люди возрастом до 35 лет. Согласно опросам Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), наиболее активная группа пользователей интернета в России - это пользователи в возрастном диапазоне от 18 до 24 лет [8].

В октябре 2006 года начала функционировать социальная сеть «ВКонтакте» («VK»), На сегодняшний день «ВКонтакте» остаётся безоговорочным лидером среди социальных сетей России: по данным статистики, активная месячная аудитория превышает 100 млн человек, а также 1,31 млрд видео просматриваются в рамках данной социальной сети ежедневно.

Помимо «VK», среди крупных социальных сетей можно выделить российский сайт «Одноклассники», также запущенный в 2006 году, а также «Facebook», сервис по размещению фотографий и коротких видео «Instagram» (социальные сети «Facebook» и «Instagram» принадлежат компании «Meta Platforms Inc.», деятельность которой запрещена на территории России), сервис микроблогов «Twitter» (заблокирован на территории России с марта 2022 г.), а также сервис для создания и просмотра коротких видео «TikTok». Все перечисленные социальные сети имеют иностранное происхождение.

33% жителей России в возрасте от 18 до 24 лет тратит на социальные сети и мессенджеры (WhatsApp, Telegram и др.) более трех часов в день. Максимальный интерес у жителей России в социальных сетях и мессенджерах вызывают новостные материалы о происходящих событиях в стране и мире - около 49% пользователей. 42% проявляют интерес к политике, а 39% предпочитают материалы о саморазвитии. Кроме того, 37% пользователей предпочитают тему юмора, а 36% - интересуются едой и рецептами [4].

Интернет-пространство сегодня является уникальным общественным пространством, которое дает огромные возможности для развлечения, образовательной деятельности, общественного взаимодействия, обретения актуальной,

необходимой информации, деловой активности. Интернет-пространство имеет сильное влияние на общественное поведение молодых людей, ведь данный возраст максимально чувствителен к различным воздействиям, включая и негативные.

Выводы. В настоящее время ядро пользователей интернета составляют молодые люди. Формирование ценностных ориентиров и предпочтений у молодежи происходит не без участия интернета и социальных сетей. Ценностные предпочтения молодёжи складываются из совокупности публичных и индивидуальных факторов, что влечёт за собой неоднозначность их ориентации. Среди важнейших ценностей для современной молодёжи выделяется семья. Работа также находятся в ряду важных ценностей, но, по мнению большинства, она должна приносить положительные эмоции. Молодёжь в целом аполитична, но при этом считает себя в большей степени настроенной патриотично. Современная молодёжь заявляет о своей религиозности, и много внимания уделяет религии.

Литература:

1. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. Adlndex: сайт - 2017. - URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml/

2. Борзиева, З.М. Ценностные ориентации современной молодёжи / З.М. Борзиева // Молодой учёный. - 2018. - № 52 (238). - С. 56-60

3. Бурда, М.А. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодежи / М.А. Бурда, А.Р. Горчакова, Н.С. Стригина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15,- № 2. - С. 99-109

4. Селина, М.В. Гордость и стыд российской молодёжи за события в истории России определяет их система ценностей/М.В. Селина//ВШЭ: сайт-2022,-URL: https://iq.hse.ru/news/556749440.html

5. Иоас, X. Возникновение ценностей / X. Иоас. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2013. - 312 с.

6. Кикель, П.В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П.В. Кикель, Э.М. Сороко- 2-е изд. -Минск: Изд-во «БГПУ». 2008.-266 с.

7. Кузнецова, К.В. Влияние интернета на формирование ценностей молодёжи / К.В. Кузнецова // Форум молодёжной науки. -2020. - С. 20-25

8. Социальные сети в России / Mail.Ru Group: сайт. - 2014. - URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения: 28.10.2023)

9. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» / «Российская газета». -№ 1(8352). -2021.

Педагогика

УДК 378.2

доцент, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Яковлева Евгения Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»

Аннотация. В системе высшего образования существует различные механизмы по оценки качества образовательных услуг, существует довольно большой пласт нормативно-правовой документации и методических материалов, необходимых для оценки качества образовательных услуг. Проблемой исследования критериев оценки образовательных услуг посвящен довольно внушительный пласт научной литературы. Данными исследованиями занимались социологи, экономисты, а также педагоги и управленческий состав в образовательных учреждениях, здесь можно говорить о междисциплинарности данной проблемы. Вопрос качества образования можно рассматривать с нескольких позиций: с финансовой, организационной и конечно же содержательной. В соответствии с данными позициями мы считаем актуальным проведение анализа научной литературы , а также ее систематизация.

Ключевые слова: качество образования, образовательные услуги, культура и искусство, образовательная программа, обучающиеся.

Annotation. In the higher education system, there are various mechanisms for assessing the quality of educational services, there is a fairly large layer of regulatory and legal documentation and methodological materials necessary to assess the quality of educational services. A rather impressive layer of scientific literature is devoted to the problem of studying the criteria for evaluating educational services. These studies were carried out by sociologists, economists, as well as teachers and management staff in educational institutions, here we can talk about the interdisciplinarity of this problem. The issue of the quality of education can be considered from several positions: with financial, organizational and of course meaningful. In accordance with these positions, we consider it relevant to conduct an analysis of scientific literature, as well as its systematization.

Key words: quality of education, educational services, culture and art, educational program, students.

Введение. В системе высшего образования существует различные механизмы по оценки качества образовательных услуг, существует довольно большой пласт нормативно-правовой документации и методических материалов, необходимых для оценки качества образовательных услуг. Стоит отметить, что в системе оценки качества образования участвуют все участники образовательного процесса, в том числе и студенты, посредством проведения регулярных анкетирований, тестирований и пр. Тем не менее, зачастую данные мониторинги сводятся к формальным требованиям. С нашей точки зрения, не всегда при составлении подобных критериев учитывается предметная область экспертируемой программы, такой подход можно назвать целостным, но можно говорить и о некоторой формализованное™. «Несмотря на большое количество исследований в сфере конкурентных отношений различного уровня, разработанные теории, механизмы обеспечения» [3, С. 4]. Мы полагаем, что стоит разработать и дифференцированную систему оценки образовательных услуг, в том числе и для программ в сфере креативных индустрий с охватом студентов гуманитарных направлений, являющихся потенциальными обучающимися по программам магистратуры в области культура и искусство. Современные условия создают необходимость пересмотра традиционных подходов к оценке качества образовательного продукта. Возникает необходимость оценить и проанализировать уже существующий инструментарий оценки образовательного продукта и на основании этого предложить новые решения, сущность которых заключалась бы в формировании единого подхода по улучшению качества образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.