Научная статья на тему 'Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодёжи'

Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
828
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / СЕТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / РИСКИ / INTERNET / NETWORK INTERNET COMMUNITIES / NETWORK / STUDENT YOUTH / VALUE ORIENTATIONS / CYBERSPACE / SOCIAL PRACTICES / DIGITAL CULTURE / RISKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатьянов В.М., Картавцев Д.А.

В статье анализируются актуальные вопросы, связанные с коммуникацией студенческой молодёжи в сетевых интернет-сообществах и теми проблемами к которым это привело относительно их ценностных ориентаций. Подчёркивается, что в начале XXI столетия проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи в условиях возрастания влияния интернет-сообществ на социокоммуникативное пространство студенчества вызывает значительный исследовательский интерес. В этой связи авторы обращаются к проблеме социологической интерпретации процесса обновления ценностных ориентаций и мировоззренческих установок студенческой молодёжи, детерминируемых выстраиваемой сетевой культурой социального взаимодействия, что представляется своевременным и общественно востребованным. Концептуально осмысленный подход к обозначенной проблематике позволил корректно определить цель, задачи и структуру настоящей статьи, выстроив таковые в сочетании с грамотно продуманным алгоритмом эмпирического исследования. Приводятся конкретные данные по включённости в сетевое пространство студенческой молодёжи с наглядным сравнением с темпом данного процесса в других группах. Демонстрируется беспрецедентная социальная важность подобных ресурсов в рассматриваемой группе. Авторы применяют системный подход, рассматривая сетевые сообщества как перспективный инструмент для формирования у студенческой молодёжи позитивных, созидательных ценностных ориентации. На основе статистических данных показано отсутствие подобной работы, актуализируется проблематика неконтролируемого в настоящее время пространства сети. Удалось определиться с основными понятиями, что позволило достаточно успешно решить поставленные исследовательские задачи. Авторы отмечают, что жизненные стратегии новой категории: постоянная подключённость ко всемирной паутине, обращение к Интернету для принятия пользователем жизненных решений, перенимания готовых схем социальных действий, значительно примитивизируют социокоммуникативный процесс и продвигают принципы масскультурного восприятия действительности. В целом, характеризуя настоящую статью можно отметить, что оно стала результатом корректного структурирования теоретического и эмпирического материала. Не вызывает сомнения и тот факт, что полученные результаты дают возможность значительно расширить сложившиеся в науке представления о возможностях влияния сетевого формата взаимодействия на механизмы формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодёжи»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.007 YAK 316.346.32-053.6:17.022.1 ББК 60.542.15-42+74.005.1

B.M. ФАТЬЯНОВ, ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ

Д.А. КАРТАВЦЕВ СЕТЕВЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

V.M. FATYANOV, FEATURES OF INFLUENCE

D.A. KARTAVTSEV OF NETWORK INTERNET COMMUNITIES

ON VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH

В статье анализируются актуальные вопросы, связанные с коммуникацией студенческой молодёжи в сетевых интернет-сообществах и теми проблемами к которым это привело относительно их ценностных ориентаций. Подчёркивается, что в начале XXI столетия проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи в условиях возрастания влияния интернет-сообществ на социокоммуникативное пространство студенчества вызывает значительный исследовательский интерес. В этой связи авторы обращаются к проблеме социологической интерпретации процесса обновления ценностных ориентаций и мировоззренческих установок студенческой молодёжи, детерминируемых выстраиваемой сетевой культурой социального взаимодействия, что представляется своевременным и общественно востребованным.

Концептуально осмысленный подход к обозначенной проблематике позволил корректно определить цель, задачи и структуру настоящей статьи, выстроив таковые в сочетании с грамотно продуманным алгоритмом эмпирического исследования. Приводятся конкретные данные по включённости в сетевое пространство студенческой молодёжи с наглядным сравнением с темпом данного процесса в других группах. Демонстрируется беспрецедентная социальная важность подобных ресурсов в рассматриваемой группе. Авторы применяют системный подход, рассматривая сетевые-сообщества как перспективный инструмент для формирования у студенческой молодёжи позитивных, созидательных ценностных ориентации. На основе статистических данных показано отсутствие подобной работы, актуализируется проблематика неконтролируемого в настоящее время пространства сети.

Удалось определиться с основными понятиями, что позволило достаточно успешно решить поставленные исследовательские задачи. Авторы отмечают, что жизненные стратегии новой категории: постоянная подключённость ко всемирной паутине, обращение к Интернету для принятия пользователем жизненных решений, перенимания готовых схем социальных действий, значительно примитивизируют социокоммуника-тивный процесс и продвигают принципы масскультурного восприятия действительности. В целом, характеризуя настоящую статью можно отметить, что оно стала результатом корректного структурирования теоретического и эмпирического материала. Не вызывает сомнения и тот факт, что полученные результаты дают возможность значительно расширить сложившиеся в науке представления о возможностях влияния сетевого формата взаимодействия на механизмы формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи.

In the article the topical issues connected with communication of student youth in network Internet communities and those problems to which it has led concerning their value orientations are analyzed. It is emphasized that at the beginning of the XXI century the problem of formation of valuable orientations of student youth in the conditions of increase of influence of Internet communities on socio-communicative space of students attracts considerable research interest. In this regard the author addresses to the problem of sociological interpretation of process of updating of the value orientations and world outlook installations of student youth determined by the built network culture of social interaction and that is represented timely and socially demanded.

Conceptually intelligent approach to the designated perspective has allowed defining correctly the purpose, tasks and structure of the present article, having built those in combination with competently thought over algorithm of an empirical research. Concrete data on student youth inclusiveness to network space with evident comparison with the rate of this process in other groups are provided. Unprecedented social importance of similar resources in the considered group is shown. The author applies system approach, considering network

communities as the perspective tool for formation at student youth positive, creative and valuable orientations. On the basis of statistical data the lack of similar work is shown, the perspective of space of network uncontrollable now is actualized.

It was successful to decide on the basic concepts that have allowed solving rather successfully set research tasks. The author notes that the vital strategies of the new category such as a constant connectivity to a world wide net, fast reaction and the appeal to the Internet for adoption by the user of vital decisions, borrow of ready schemes of social actions, considerably simplify socio-communicative process and advance the principles of mass culture perception of reality. In general, characterizing the present article it is possible to note that it has resulted in correct structuring of theoretical and empirical material. Undoubtedly, the received results give the chance considerably to expand the ideas of opportunities of influence of a network format of interaction on mechanisms of formation of value orientations of student youth.

Ключевые слова: интернет, сетевые интернет-сообщества, сеть, студенческая молодёжь, ценностные ориентации, киберпространство, социальные практики, цифровая культура, риски.

Key words: Internet, network Internet communities, network, student youth, value orientations, cyberspace, social practices, digital culture, risks.

Анализируя тематические направления социологических исследований последнего времени, невозможно не заметить ярко выраженную устойчивость к актуализации проблематики, связанной с таким социальным явлением, как сетевая коммуникация. Это обстоятельство объясняется реалиями современной России, которая, несмотря на нестабильную экономическую конъюнктуру, невыработанную программу консолидации общества и слабо выраженную молодёжную политику, интегрирует себя в глобальные информационные процессы. Она активно реализует потенциал всего массива информационно-коммуникационных технологий, соизмеряясь с этим, вырабатывает законодательную базу, регламентирующую информационные отношения, однако в то же время на фоне своей нестабильности столкнулась с массой проблемных зон, связанных с неконтролируемым социальным пространством сети.

К одной из этих проблем относится и вопрос о ценностных ориента-циях, на данном этапе имеющий острый и наиболее актуальный характер для нашего общества. По мнению множества учёных, именно в сетевом пространстве регистрируется генезис принципиально новой системы ценностей, опосредованной, соответственно, новыми принципами социальной интеракции. В этих условиях ценностные ориентации такой группы общества, как студенческая молодёжь приобретают особо уязвимый и нестабильный характер. Обуславливается это особенностью данной группы, которая, с учётом возрастного диапазона, находится только в процессе формирования своих ценностных ориентаций, следовательно, ей требуется определённый временной период для обретения относительной устойчивости в этом. Логично было бы предположить, что в это время студенческая молодёжь испытывает ощутимую зависимость от внешних факторов, в частности, технологии Интернет, как системообразующего звена информационного общества.

Констатируем, что резкий рост внедрения Интернета привёл к повсеместному и глубокому его проникновению во все сферы жизнедеятельности студента. По сути, с учётом динамичности данной группы, широким набором её интересов, потребностей и возможностями Интернета к их адекватному удовлетворению, данная технология реализовала в себе весь набор социальных практик студентов. Интернет стал привлекать не только доступностью своего использования, мгновенностью и наглядностью передаваемых данных, но и по большей_части способностью устанавливать связь с другими пользователями данного ресурса, формируя онлайн-среду общения, интерактивную игровую площадку, а также служа перспективным инструментом самопозиционирования студенческой молодёжи в современном обществе.

Подобная киберконсолидация молодых людей в онлайн-среде Интернета детерминировала появление и широкое распространение различных сетевых интернет-сообществ. Опираясь на постоянную рутинизированную практическую деятельность в них, студенческая молодёжь испытывает формирование тех или иных ценностных ориентаций. Для наглядного представления о данном процессе, выявления его особенностей необходимо иметь понимание сущности сетевых интернет-сообществ, картины подключённости к ним, а также способов и механизмов их влияния на ценностный аспект.

Напомним, что в социологии наряду с другими гуманитарными науками тема сообществ уже обросла значительным массивом исследований. Однако опираясь на них, мы всё же не можем дать чёткого определения данному феномену. Оно по-прежнему остаётся неоднозначным. Как отмечает Робин Б. Хамман, причиной тому является то, что сам социальный конструкт, подразумевающийся под данным термином, находится в постоянном потоке изменений, он развивается [1].

Общее же положение из совокупности представленных определений будет иметь следующий вид: сообщество - это группа людей, участвующих в социальном взаимодействии с учётом наличия единых связей и пространственно-временных рамок. Данное определение является уместным и при апеллировании к сетевым интернет-сообществам, но уже с учётом того, что пространственно-временные рамки входят в контекст технологии.

Это не единственная оговорка. Отличительной особенностью данных сообществ является наличие следующих принципиальных пунктов:

- виртуальной природы, указывающей на кибернетически опосредованный вид агрегации людей;

- сетевого принципа организации, сводящегося к интерактивному взаимодействию пользователей в режиме реального времени.

Всё из вышеперечисленного способствует глобальному и беспрепятственному распространению сетевых интернет-сообществ вне географического контекста, тем самым включая огромные массы людей.

По данным агентства We Are Social, занимающегося исследованием интернет-пространства, число пользователей Интернета в мире резко возросло. В течение 2017 года зафиксирована регистрация 11 уникальных пользователей в секунду. Это довольно значительные цифры. В России с начала 2017 года пользователей стало на 5 млн. больше по сравнению с предыдущим годом (прирост составляет 4%), следовательно, произошёл прирост и пользователей сетевых интернет-сообществ, к ним присоединилось 9 млн. человек (на 15% больше по сравнению с предыдущим годом) [2].

Что касается процесса проникновения интернета в молодёжную аудиторию России (от 16 до 29 лет), то, по данным исследования GfK (Немецкой аналитической компании), её темп превышает охват остальных возрастных групп и на 2018 год составляет 98% [3], соответственно и самый значительный уровень включённости в сетевые интернет-сообщества. В группе от 18 до 24 лет ежедневно интернетом пользуются 91% респондентов. По сравнению с другими возрастными группами этот процент имеет высокий разрыв: так, у пользователей от 25-34 лет таких 69%, 35-44 года - 50%, 45-59 лет - 31%, а в группе от 60 лет - только 15% [4].

Данные по молодёжной аудитории совпадают и с результатами проведённого авторского социологического исследования, в котором приняла участие студенческая молодёжь федеральных университетов Республики Адыгея и Краснодарского края. Общий объём выборки составил 1200 человек.

В результате исследования было выявлено, что в процесс сетевого интернет-взаимодействия вовлечены все 100% респондентов, из которых 65,5% - доля женского пола, 34,5% - мужского.

В качестве основополагающих критериев стабильного и глубокого подключения студенческой молодёжи к сетевым интернет-сообществам автором были выбраны следующие значения:

1. Длительность использования сетевых интернет-сообществ. Так, 23,1% респондентов отметили, что используют данный ресурс в течение 2-3 лет, а 68% - свыше 3 лет.

2. Продолжительность нахождения в сети, где пиковые значения: от 3 до 5 часов - 26%, от 5 до 8 часов - 21,3%.

3. Конфигуративность использования сетевых-сообществ (количество сетевых сообществ, используемых студентами с учётом их разноплановых функциональных характеристик), 4-14,7%; 5-14,8%; 6-17,25%.

Исходя из результатов предложенных выше критериев, мы можем сделать вывод, что наблюдаемое погружение студенческой молодёжи в сетевые интернет-сообщества является логичным следствием поступательного развития информационно-коммуникационных технологий. Они определили не только появление принципиально нового метода коммуникативного взаимодействия, но и новой формы, подразумевающей постоянное подключение молодого человека к сети.

Такое активное обращение к сетевому ресурсу кардинально преобразовывает повседневную жизнь студенческой молодёжи, её идентификацию себя в обществе, а также тип её мышления. В результате этого у данной группы регистрируется набор потребностей, интересов, целей, мотивов и, что немаловажно, самих форм социально-психологической активности, сопряжённой исключительно с сетью [6, с. 17].

Уточним, что пользование сетью на таком уровне подразумевает пассивное потребление информационного ресурса, или, как ещё говорят, потока симулякров, нереальных образов, инкриминированных тенденциями культурного развития постмодернистского общества, дистанцирующегося от идеалов, ценностей и норм культуры традиционной. Сейчас нет уже никаких сомнений в том, что симулякры, проецируемые сетью, не несут нацеленности на созидательность своим потребителям. Они вырабатываются и существуют в информационном пространстве, образуя цепочку бессмысленности и бессодержательности своего текстуального наполнения. На фоне этого дискурс сетевого пространства и молодого человека, как правило, не только формирует у последнего такой же бессодержательный взгляд на окружающее его общество, среду обитания, но и принципиально нивелирует любые попытки к их постижению. Именно поэтому прослеживаемый эгоцентризм, вульгарность, своего рода «пластмассовость» строящихся по средствам виртуальной идентификации характеристик личности, представителей студенческой молодёжи, является априори закономерным ответом на становление культуры постмодерна. Нельзя сказать, что эта культура пришла внезапно, она обретала свои очертания в течение 20 лет, благодаря последователям постмодернизма и нравственного релятивизма, отстаивающих принципы марксистского нигилизма в культуре, и воплотилась в полной мере в пространстве сети. По сути, сеть, как феномен массового скопления людей, нацелена и на массовое потребление культурных паттернов, для чего размывание границ между высокой и массовой культурой стало просто необходимым условием для поддержания стабильности данной структуры.

Однако существуют и противоположные суждения. Так, по мнению Н.А. Туякбасаровой, коммуникация по средствам Интернет-сети среди группы студенческой молодёжи способствует благоприятному влиянию на формирование в их ценностном сознании позитивных установок по отношению к окружающему миру, а также наиболее системному знанию о нём.

Для студентов, активно пользующихся сетью, характерна нацеленность на высокую социальную мобильность по сравнению с теми, кто не использует интернет. Они с наибольшим стремлением интегрируют себя в социально-проективные и адаптационные процессы. Автор утверждает, что студенты, реализующие себя в оШше-пространстве и при этом не использующие ресурс сети, непредусмотрительно акцентированы на своём телесном. Такого рода действия снижают их позиции в современном информационном мире, мини-

мизируют их попытки к самореализации и сталкивают с неизбежным фактом изоляции себя в обществе [5, с. 9].

Очевидно, что подобный взгляд спроецирован идеологией информационного общества, ведь подавляющее число подключённых пользователей попросту не позволяет корректно сравнить online и offline студенческую молодёжь. А формирование в ценностном сознании позитивных установок по отношению к окружающему миру опровергается в первую очередь целью создания интернета, закреплённого в декларации независимости Кибер-пространства, являющейся классикой либертарианства. Автономия, эгоцентризм, свобода личности, выбора, объединения, самовыражения - вот центральные принципы, пропагандируемые сетью. Они активно отстаиваются и выступают в противовес любым попыткам ограничения и цензурирования. В этих обстоятельствах говорить о позитивном направлении ценностных категорий фактически невозможно.

Так, анализ основных жизненных целей студенческой молодёжи выявил потенциальное стремление к проявлению эгоцентрического доминирования. Высокий карьерный рост выбрал наибольший процент респондентов -61,2%, иметь крепкую семью - 71,7%, накопить материальные средства -15,6%, стать популярным - 23,7%, на фоне того что добиться процветания страны с учётом своего собственного вклада отметило лишь 17,6% студенческой молодёжи.

Наиболее значимыми ценностями для данной группы выступили следующие позиции: здоровье собственное и близких людей - 79,6%, семейные ценности - 44.3%, любовь - 41,7%, дружественные отношения - 35%, где общественная стабильность (10,2%) и благополучие граждан своей страны (7,1%) стали аутсайдерами.

На вопрос о том, способны ли сетевые интернет-сообщества изменить жизненные представления студентов, положительно ответили лишь 14,2%, посчитали это возможным - 40,4%, а невозможным - 45,4%.

Учитывая ряд респондентов, отметивших положительное и возможное стечение данных обстоятельств, предложили отметить, в какую сторону происходят эти изменения. Так, в лучшую сторону - посчитало 72%, в негативную - 20,2%, в оба направления - 7,9%.

Картина отношения студентов к возможности изменения их культурных, нравственных норм и ценностей в процессе сетевой коммуникации приобрела следующий вид. Так, 38,9% респондентов посчитали, что происходит их замена, 16,2% зарегистрировали приумножение, 30,3% решительно отметили отсутствие этого, и 14,25% - разрушительный характер по отношению к своим нормам и ценностям.

Вместе с тем, согласно нашему исследованию, для большого числа студентов сетевые интернет-сообщества являются неотъемлемой частью жизни, так как в них реализуется целый набор социальных практик, актуальных для данной группы:

- составляют рецензии, различные обзоры и статьи, выкладывают музыкальные произведения и видеопродукцию собственного сочинения - 12,1%;

- реализуют право на свободу самовыражения и свободу слова, высказывают свою точку зрения, делятся мнениями - 18,25%;

- просматривают видеопродукцию и прослушивают аудиозаписи, скачивают файлы - 80,5%;

- используют как образовательный ресурс (такой как видеоконференции, дистанционное образование, чтение электронных книг, изучение иностранного языка и т.д.) - 44,6%;

- используют социальные дневники - 8%;

- участвуют в различных рейтингах - 9,8%;

- занимаются своим хобби, делятся относительно его мнениями и заимствуют новые идеи - 24,5%;

- работают в сети, продвигая интернет-бизнес - 4,2%;

- знакомятся с противоположным полом с целью создания семьи -

24,5%;

- общаются, ищут друзей и лёгкие отношения - 43,2%.

Делая выводы, можно сказать о том, что студенческая молодёжь не является пассивной сетевой аудиторией, а ведёт полноценную жизнь, реализуемую в пространстве сети.

Данное обстоятельство накладывает отпечаток принципиальной важности анализа возможного потенциала использования сетевых интернет-сообществ в ракурсе их влияния на формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи в гуманистическом, созидательном направлении, что становится жизненно необходимым с учётом того, что рассматриваемая группа составляет основу нашего общества, а сетевая платформа является доминирующей средой её социетальности. В связи с этим представляется немаловажным учесть, что освоение норм и ценностей посредством сетевых интернет-сообществ осуществляется в двух принципиально антагонистичных измерениях - в объективном и виртуальном пространствах. Соответственно, возникает и необходимость разделения и более специализированного подхода к каждому из них в рамках данного направления реструктурации.

Социализация студентов в виртуальном пространстве интернета происходит путём их интегрирования в киберсреду сетевых сообществ, принятия проецируемых ими норм и ценностей, а также моделей поведения. Наглядным показателем этого служит уровень цифровой культуры (информационной компетентности), владение правилами и навыками взаимодействия в пространстве интернета.

Цифровая культура личности олицетворяет собой объединение информационного мировоззрения с набором знаний, умений и навыков, реализующих целенаправленную самостоятельную деятельность по наиболее оптимизированному обеспечению информационных потребностей человека с применением информационных технологий. Она представляется одним из центральных факторов как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности, равно как и социальной защищённости человека в рамках информационного общества [7, с. 30].

Наглядным показателем цифровой культуры является её индекс (DCI). Так, по данным анализа уровня цифровой культуры во множестве сценариев взаимодействия в сетевом пространстве, проводимой компанией MICROSOFT (2016) в 14-ти странах, был составлен индекс DCI. Российская Федерация заняла 12 место как одно из самых низких в данном исчислении.

Напомним, что этот индекс измеряет, в какой степени пользователи подвержены интернет-рискам в течение своей жизни. Они включили в себя 4 направления: поведенческие; репутационные; риски, связанные с нежелательными коммуникациями, а также сексуальные.

Так, 74% пользователей сети сообщили, что испытывали на себе интернет-риски, а показатели поведенческих рисков и нежелательной коммуникации в России значительно превысили общемировой уровень.

Наиболее распространёнными среди поведенческих рисков оказались следующие пункты: плохое обращение (47%), оскорбительные действия (44%). В нашей стране этот уровень был превышен на 24% по сравнению с общемировым [8].

Риски нежелательной коммуникации также явились лидерами по проявлению в России: нежелательные контакты ощутили на себе порядка 47% пользователей, а риск, связанный с проявлением разжигания вражды и ненависти, занял четвёртую позицию в числе наиболее распространённых, с интенсивностью в двое превышающую международные значения (32% к 15%) [8].

Риски, связанные с сексуальным характером, приобрели следующие значения. Обмен сообщениями сексуального характера, так называемый сек-стинг, - (19%), угроза рассылки информации о сексуальной стороне жизни пользователя - 4% [8].

К наиболее встречаемым рискам у отечественных пользователей сети относятся риски репутационные (23% в России к 18% по общемировому показателю). Центральным здесь является доксинг - раскрытие и тиражирование информации о личной жизни владельцев аккаунтов [8].

Как было отмечено многими респондентами, при анализе DCI, столкновение с рисками в сетевых интернет-сообществах влекут за собой вполне реальные последствия. Фактически 2/3 россиян отметили, что инциденты с рисками в сообществах не прошли для них бесследно. Чаще всего последствием стала потеря доверия к людям как в сетевом пространстве (43%), так и объективном (28%).

В этих обстоятельствах человек ощущает чувство изолированности и напряжённости, а также всплеск негативных эмоций.

Очевидно и то, что доминирующими пользователями сообществ в интернете является всё же молодёжь студенческого возраста. Она более активна на данных площадках, чем представители более старшего поколения, а также обладает наибольшей информацией о существующих способах и методах использования сетевых интернет-сообществ. Следовательно, проявление антисоциальных действий, а также изолированность и напряжённость являются неотъемлемым спутником жизни современного студента.

Следует также учесть, что вышеперечисленное предполагает уход молодых пользователей от стратегии открытости и переход в сторону сетевого взаимодействия на основе фейкового самопозиционирования, что минимизирует возможность общественного контроля за данным человеком, так как контакт с ним не предполагает обращение к конкретной личности. Он больше подвержен использованию ресурса сообщества в незаконных, социально негативных целях, выстраивая свою идентичность в деструктивной плоскости.

Объективное же пространство также пронизано прямым влиянием сети, уже далеко не ново рассмотрение сетевых интернет-сообществ не только как фактора вторичной социализации студенческой молодёжи, но и как звена, зачастую выигрывающего конкурентную борьбу над реализацией первичной социализации у социальных институтов, ранее бравших на себя эту роль. Несомненно, что это всё является в первую очередь следствием динамичности современных общественных процессов, упадка традиционных ценностей и кризиса социальных институтов, что и вызывает преобладание виртуальной социализации над реальной.

Стоит отметить, что, по факту, сегодня сетевые интернет-сообщества не предоставляют возможности для корректной самопрезентации студенческой молодёжи, вследствие того, что они просто не предполагают собой ресурс для личностного роста и самоконтроля. В этих обстоятельствах приобщение к позитивным ценностным ориентациям в процессе виртуальной социализации произойти не может.

Решение вышеперечисленной проблематики кроется в двойственном подходе. Во-первых, это инфраструктурная оптимизация сети, процесс которой предполагает обоюдную, совместную деятельность государственных структур и частного бизнеса по формированию необходимых инструментов регулирования виртуальной среды, а во-вторых, проведение непосредственной работы с настоящими и потенциальными пользователями сообществ над приобщением их к культуре сетевого взаимодействия. По нашему мнению, осуществление подобной деятельности вполне уместно реализовывать как на базе самих сообществ, так и непосредственно в учебном процессе в рамках выделенных на это дисциплин, а также внеурочных семинаров.

Если говорить об инфраструктуре, то предоставленные ею возможности для самопрезентации молодой личности на первый взгляд довольно широки, но таковы они, скорее всего, по своей природе, в тот момент как предусмотренные по умолчанию для этого каналы в сетевых интернет-сообществах, при иллюзорном многообразии, весьма ограничены и унифицированы. Иначе говоря, ряд возможного позиционирования и способов развития личности

в сети весьма широк, но конечный результат складываемого Я-образа предопределён заложенным программным обеспечением, крайне формализованным вследствие своей алгоритмизированной природы и задаваемой стандартизированной формой.

Другим ключевым вопросом в реструктурации ценностных ориентаций является изменение степени реальности, демонстрируемой пользователем самопрезентации. Сейчас мы нередко наблюдаем различные её варианты. Так, по данным нашего исследования, подверженность студенческой молодёжи стратегии отождествления себя с категорией успешных людей имеет весьма значительный показатель - 20,7%, с человеком публичным - 12,75%, с человеком высоких экономических доходов - 8,75%, с сообществом гламу-ра и яркости - 7,9%, с богемным сообществом - 5,75%, с людьми с высокими властными полномочиями - 6,1%, на фоне того что отождествление себя с реальным образом применяют только 35,5% из числа студенческой молодёжи.

Здесь побуждение пользователя акцентировать своё внимание на подлинности самопрезентации как основе выгодного и перспективного самоутверждения в обществе является крайне важным. В обществе информационном, в котором сетевые-сообщества играют роль не второстепенной социальной надстройки, а закономерного её продолжения, множественность инструментов конструирования своего «Я» поспособствует воссозданию всей сложности и полноты «Я» объективного.

В то же время препятствием подобному перспективному самоутверждению может выступать сама Интернет-культура, её тенденция к десемиоти-зации вещного мира, исключающая из свойств молодого пользователя сети какой-либо природной составляющей, то есть ориентирование на бестелесность. Это очевидное утверждение, если исходить из того, что цифровой мир так или иначе включает в себя объекты, природно подобные ему. Однако де-семиотизация не сводится исключительно к категории включённости, её надо понимать шире, как обесценивание, сведение к нулю самого факта объективности и знаковости социальных достижений человека, что и обеспечивает равенство всех включённых в сетевые сообщества людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что наращивание сектора информационно-коммуникационных технологий и соразмерно этому процессу расширение сетевых интернет-сообществ привело к тому, что социализация молодой личности в виртуальном пространстве стала явлением привычным и закономерным. Это привносит наличие как отрицательных сторон, так и потенциальных положительных в процесс освоения социальных ролей, статусов и стандартов поведения, что, в свою очередь, детерминирует формирование определённых ценностных ориентаций у группы студенческой молодёжи.

Сегодня вся сложность данных процессов, нерегулируемость виртуальной среды сетевых интернет-сообществ и отсутствие должного количества научных работ в этой области привели к тому, что акцентирование на данной проблематике приобретает весьма актуальный характер, требующий более детального анализа с выработкой теоретического задела для концептуализации будущих пунктов практического применения сетевых интернет-сообществ в контексте их позитивных, гуманистических целей в области формирования и реструктурации ценностных ориентаций.

В настоящий же момент выявленные эмпирическим путём ценностные ориентации студенческой молодёжи, включённые в сетевые интернет-сообщества, имеют неоднозначный, зачастую деструктивный характер. Преобладание у них индивидуалистических, порой антисоциальных, инстру-менталистских направлений стало попросту неоспоримой реальностью.

Очевидно, что нарастание технологизации коммуникационных процессов будет и дальше набирать всё более стремительные обороты. Это обусловлено системной динамикой: эволюцией технологического сектора, самого общества, его самосознания и определения своего места в мире. Так, в еже-

годном послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путин отметил: «Скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх, тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она, эта волна, просто захлестнёт, утопит. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате потерю суверенитета, именно так обстоит дело» [9].

В подобных ориентациях государственной политики необходима своевременная и чётко поставленная позиция по отношению к прививанию молодым людям культуры пользования новыми технологиями, в частности коммуникационными, ведь в информационном обществе именно данный тип технологий является драйвером экономического развития, определяющего оговариваемый выше суверенитет и безопасность. Спектральный состав вышеописанных возможностей реализуется именно на площадках сообществ, площадках, в которых проходят активно оговариваемые процессы, что означает повышение и без того интенсивной инкорпорации сети в социальную ткань российского общества.

Но не стоит забывать: сеть - это единая, глобальная структура, имеющая для отечественного студента высокий риск её использования в процессе освоения ценностей.

На Западе сетевизация социального сектора неминуемым образов привела к диверсификации культурного пространства. Если учитывать современные технологические возможности и весьма сомнительный путь, по которому пошла западная культура, то становится очевидным, что запад использовал информационное поле сетевых интернет-сообществ для осознанного распространения «фрагментарной», «протейной» культуры. Это наглядно отображается на молодёжной аудитории, где беспорядочные сексуальные связи, насилие, наркотики и взращиваемая толерантность стали нормой.

Несомненно, это тот путь, который ранее сформулировал Ф.В. Ницше, отвергнувший сам факт существования моральных феноменов, а лишь присутствие их истолкований. Он заявил о возможности формирования тех моральных установок, которые будут служить в качестве основной категории распространения власти человека, подчёркивая, что он и так интуитивно пользуется ей для реализации данной задачи. Следовательно, по мнению Ф.В. Ницше, постановка вопроса истинности морали абсурдна, необходимо перевести ракурс на анализ её соответствия поставленной перед данным обществом задачей.

Если учитывать тот факт, что что Запад уже поставил данные задачи перед собой и они по большей степени связаны с формированием экономического роста на основе противоборствующей множественности различных социальных групп, отстаивающих свои ценностные приоритеты, в частности в сетевом пространстве, то нашим учёным предстоит долгая работа по нивелированию тех деструктивных последствий, которые нанесла сетевая коммуникация культуре нашей страны, по отстаиванию консервативных, традиционных ценностей отечественной культуры. В этих условиях вопрос о ценностных ориентациях студенческой молодёжи будет оставаться открытым.

Литература

1. Хэммен Р. Компьютерные сети связывающие сетевые сообщества: исследование эффектов компьютерного использования сети после существующих ранее Сommunities. Режим доступа: www.socio.demon.co.uk/cybersociety (дата обращения: 03 марта 2018).

2. Сергеева Ю.В. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды // WebCanape. 2018. №11. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/ business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения 18 марта 2018).

3. Проникновение Интернета в России / Исследование GfK. 2018. Режим доступа: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 02 февр. 2018).

4. Интернет в России и мире. Россия в социальных сетях. 2018. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/rossija_polzovateli_socsetej/0-592 (дата обращения: 12 февр. 2018).

5. Туякбасарова Н.А. Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций личности студента: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Курск, 2006. 28 с.

6. Казаков М.Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе: дис. . канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2014. 31 с.

7. Гендина Н.И. [и др.] Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. М., 2002. 337 с. URL: www.mediagram.ru (дата обращения: 07 мая 2018).

8. Индекс цифровой культуры (DCI), Россия / Телекоммуникационная исследовательская группа. 2018. Режим доступа: https://ncmedia.azureedge.net/ ncmedia/2017/02/DCI.pdf. (дата обращения: 14 марта 2018).

9. Послание президента федеральному собранию / Администрация президента. Новости, выступления и стенограммы. 2018. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 09 марта 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Hamman R. Computer Networks Linking Network Communities: A Study of the Effects of Computer Network Use Upon Pre-existing Communities. Available at: https: www.socio.demon.co.uk/cybersociety (date accessed 03 March 2018).

2. Sergeyev Yu.V Internet 2017-2018 in the world and in Russia: statistics and trends. WebCanape, 2018, vol. 11. Available at: https: //www.web-canape.ru/ business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (date accessed 18 March 2018) (in Russian).

3. Penetration of the Internet in Russia. The Research GfK, 2018, Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk proniknovenie-in-terneta-v-rossii/ (date accessed 02 February 2018) (in Russian).

4. The Internet in Russia and the world. Russia on social networks, 2018, Access mode: http://www.bizhit.ru/index/rossija_polzovateli_socsetej/0-592 (date accessed 12 February 2018) (in Russian).

5. Tuyakbasarova N.A. Internet communications as means of formation of valuable orientations of the identity of the student. St. Kursk, 2006, 28 p. (in Russian).

6. Kazakov M.Yu. Social and communicative bases of formation of social solidarity in network society. Extended abstract of PhD's thesis. Nizhny Novgorod, 2014, 31 p. (in Russian).

7. Gendina N.I. Formation of information culture of the personality in libraries and educational institutions. Studies, a method. grant. Moscow, 2002, 337 p. Available at: www.mediagram.ru (date accessed 07 May 2018) (in Russian).

8. Index of digital culture (DCI), Russia. Telecommunication research group, 2018, Available at: https://ncmedia.azureedge.net/ncmedia/2017/02/DCI.pdf. (date accessed March 14, 2018) (in Russian).

9. Message of the president to Federal Assembly. Presidential Administration. News, Performances and shorthand reports, 2018, Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (date accessed 09 March 2018) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.