Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигенция / духовно-нравственный потенциал / ценности / гражданская активность / идеология / самоинициатива / intelligentsia / spiritual and moral potential / values / civic activity / ideology / self-initiative

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранова Галина Васильевна, Баранов Алексей Александрович, Новиков Иван Евгеньевич

Осуществлен анализ роли гражданской позиции интеллигенции, основанной на высокой степени нравственности, духовности в устойчивости развития российского общества. Показано, что на протяжении многолетней истории существования интеллигенции в нашей стране и как социально-профессионального, и как социальнокультурного сообщества с этим понятием априорно ассоциируется определенная символическая модель поведения и деятельности. Охарактеризованы формы социальноэкономической и общественно-политической деятельности представителей интеллигенции. Обосновано, что высокий духовно-нравственный потенциал в деятельности отдельных личностей и образованных ими разного рода сообществ является значимым фактором проявления конструктивных форм гражданской активности, способствующих эволюционным процессам трансформации общества. Такие качества, присущие российской интеллигенции, как осознание своих личных интересов как интересов, присущих обществу, наличие определенной позиции, отношения к власти, существующему строю, свое место и роль в конкретной социально-политической ситуации и способ ее изменения, инициативность и готовности взять на себя ответственность, способствуют сохранению культуры российской нации, устойчивому развитию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баранова Галина Васильевна, Баранов Алексей Александрович, Новиков Иван Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTELLIGENTSIA IN THE STABILITY OF RUSSIAN SOCIETY

The author analyzes the role of the civil position of the intelligentsia based on a high degree of morality and spirituality in the sustainable development of Russian society. It is shown that during the long history of the existence of the intelligentsia in our country, both as a socio-professional and as a socio-cultural community, a certain symbolic model of behavior and activity is a priori associated with this concept. The forms of socio-economic and sociopolitical activity of the intelligentsia representatives are characterized. It is proved that the high spiritual and moral potential in the activities of individuals and various communities formed by them is a significant factor in the manifestation of constructive forms of civic activity that contribute to the evolutionary processes of transformation of society. Such qualities of the Russian intelligentsia, as the realization of their personal interests as the interests inherent to society, a certain position, relationship to power, the existing system, its place and role in the specific socio-political situation and its changes, initiative and willingness to take responsibility, contribute to the preservation of culture of the Russian nation, sustainable development of the state.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316.482

DOI: 10.24412/2071-6141 -2021 -1 -70-79

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Г.В. Баранова, А.А. Баранов, И.Е. Новиков

Осуществлен анализ роли гражданской позиции интеллигенции, основанной на высокой степени нравственности, духовности в устойчивости развития российского общества. Показано, что на протяжении многолетней истории существования интеллигенции в нашей стране и как социально-профессионального, и как социально-культурного сообщества с этим понятием априорно ассоциируется определенная символическая модель поведения и деятельности. Охарактеризованы формы социально-экономической и общественно-политической деятельности представителей интеллигенции. Обосновано, что высокий духовно-нравственный потенциал в деятельности отдельных личностей и образованных ими разного рода сообществ является значимым фактором проявления конструктивных форм гражданской активности, способствующих эволюционным процессам трансформации общества. Такие качества, присущие российской интеллигенции, как осознание своих личных интересов как интересов, присущих обществу, наличие определенной позиции, отношения к власти, существующему строю, свое место и роль в конкретной социально-политической ситуации и способ ее изменения, инициативность и готовности взять на себя ответственность, способствуют сохранению культуры российской нации, устойчивому развитию государства.

Ключевые слова: интеллигенция, духовно-нравственный потенциал, ценности, гражданская активность, идеология, самоинициатива.

Стремительно трансформирующееся современное общество ставит большое количество вопросов, связанных с решением тех или иных проблем, среди которых развитие демократии и построение гражданского общества являются наиболее приоритетными для обеспечения устойчивого развития государства.

Современные суждения о развитом гражданском обществе многогранны, порой противоречивы, что обусловлено длительным эволюционным развитием научной мысли о нем в процессе исторического развития. С античных времён понятие «гражданское общество», место и роль в нём человека, необходимость и возможность участия последнего в жизни государства имело неодинаковый смысл, наделённый противоречиями, дополнениями, уточнениями в контексте его соотношения с понятием «государство», олицетворяемое властью. Однако в любом его представлении отчётливо прослеживается важность роли граждан в жизни общества [1-4]. И в трудах современных зарубежных и отечественных исследователей красной линией проходит мысль о необходимости гражданского участия людей в жизни страны, активной деятельности общественных организаций, образованных на добровольной основе во всех сферах жизни, а также в процессах государственного управления и контроля за ним для устойчивого развития [5-7].

Активность граждан является неотъемлемым свойством устойчивого развития общества. Основными признаками, определяющими её дефиницию, являются: инициативная, самоорганизованная, самоуправляемая, самоконтролируемая ответственная деятельность субъектов для преобразования ситуации, отношений в процессе общественного прогресса [8]. При этом надо сказать, что на формирование гражданской позиции, форм и характера ее выражения для устойчивости государства оказывает воздействие множество взаимовлияющих друг на друга причин. Не умаляя значимости внешних факторов, задающих формирование социальной среды, влияющей на общественное сознание, идеологию, стереотипы, то есть определяющих вектор деятельности граждан, следует особенно обратить внимание, что степень и характер инициативности, организованности, готовности и способности принимать решения, нести ответственность определяются внутренними детерминантами. К ним относятся нравственный, духовный, интеллектуальный, культурный, информационно -энергетический и другие потенциалы социальных субъектов.

Кто должен создать опору, основную общественную силу, способствующую эволюционному общественному развитию, продуцирующему социальные идеалы и ценности? Каковы место, роль, потенциал интеллигенции в процессе развития устойчивого общества в России, способного восстанавливаться при воздействии негативных внешних воздействий?

На протяжении многолетней истории существования интеллигенции в нашей стране и как социально-профессионального и как социально-культурного сообщества с этим понятием («интеллигенция») априорно ассоциируется определенная символическая модель поведения и деятельности. Классическое понимание интеллигенции, ее роли и функции ассоциируется с периодом активного поиска путей обновления в России второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно её место и роль в структуре российского общества предполагает непосредственное прямое участие в жизни страны как двигателя реформ, идейного вдохновителя.

Российские ученые в своих трудах рассматривают сущность интеллигенции, ассоциируя ее с интеллигентностью, как интеграцию культурных, духовно-нравственных, творческих, умственных качеств человека [9]. Важными характеристиками интеллигенции называются: справедливость, ответственность за сохранение культурного наследия, духовности как основной ценности российской идентичности [10]. Интеллигенция «...стремилась стать олицетворением всего того лучшего, передового, прогрессивного, что было накоплено в недрах народа» [11, с. 465].

Одним из важнейших характеристических качеств интеллигенции является гражданская позиция, к важнейшим свойствам которой следует отнести инициативность, справедливость, ответственность, доминирование общественно-значимых целей над личными, что само по себе предполагает наличие высоких духовно-нравственных потенциалов. Выражается

гражданская активность в многообразии форм инициативной, самоорганизованной, самоуправляемой, самоконтролируемой общественно-полезной деятельности (отдельных личностей или социальных групп), направленной на создание более благоприятных условий жизнедеятельности, во всех сферах общественного развития: социально-культурной, социально-экономической, социально-политической [12].

Наглядным проявлением социально-культурной гражданской позиции «старой» интеллигенции [13, с.15], основанной на высокой нравственности, следует назвать деятельность критиков В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова, писателя Н. Г. Чернышевского. В начале XIX века культурная интеллигенция сомоорганизовывалась в сообщества, где осуществлялось не только литературное, но идейное общение по социальным и философским проблемам. Это «Общество любителей словесности, наук и художеств» (образовано в 1812 году), «Тайное общество любомудров» (1824 г.) и другие объединения, которые, имея достаточно высокую идеологическую зрелость, пытались самостоятельно оценивать ситуацию, делать выводы, ставить проблемные вопросы. На инициативной основе с целью идеологического влияния на общество создавались печатные издания, такие, например, как: «Отечественные записки», «Москвитянин» [14, с. 329]. По сути, они занимались самоуправляемой общественной деятельностью, формируя российскую социальность, способствующую развитию государства.

В постреволюционный период творческая интеллигенция играла важную роль в процессе индустриализации, коллективизации страны. Произведения М. Шолохова («Поднятая целина», 1932 г.), А. Твардовского («Страна Муравия», 1936 г.), Н.Н. Асеева («Наша сила»: сборник стихов, 1939 г.), изображающие и пропагандирующие единение партии, народа, государства, создавали образ нового человека - строителя своего будущего, будущего своей страны. Это способствовало активизации людей к их объединению и инициативному участию в освоении отдалённых земель, строительству магистралей, развитию села. Творчество таких художников, как, например, С.В. Герасимов (работа «Колхозный сторож» 1933 г., портреты крестьян), отражало трепетность и значимость образа крестьянина, прививая и развивая патриотизм, национальную гордость народа, усиливая чувство величия своей Родины.

Интеллигентами-драматургами, отражающими в советском кинематографе равенство всех людей и возможность высоких достижений в самых разных областях, вселялось чувство социальной справедливости, которое способствовало развитию государства. Таким примером может служить художественный фильм «Свинарка и пастух» режиссера И. Пырьева (1941 г.), воспитывающий поколение людей, чувствующих свою сопричастность к развитию страны и осознающих ответственность за свою деятельность.

Интеллигенция активизировала людей к культурно -просветительской деятельности в форме развития музыкально-культурной самодеятельности, выходящей за пределы трудовых коллективов в отдалённые районы и сельские глубинки.

В тяжелые для страны времена Великой Отечественной войны представители советской интеллигенции поддерживали боевой дух солдат своими концертными выступлениями на передовых линиях фронта. После аварии на Чернобыльской АЭС, с целью поддержки ликвидаторов, в городе состоялась серия «Встреч в Чернобыле», открыл которую Иосиф Кобзон. Проявляя гражданскую позицию, основанную на высокой нравственности, ответственности, интеллигенция способствовала развитию инициативной самоуправляемой деятельности народа, направленной на развитие и укрепление страны, общества.

Свою гражданскую позицию интеллигенция выражала и в социально-экономической сфере. На рубеже XIX - ХХ вв. самоинициативно образовывались научные сообщества, объединяющие общественных деятелей и ученых, где ставились и обсуждались социально-экономические проблемы, предлагались пути их решения. Достаточно ярким примером являются самоорганизованные (с 1887 г.) «субботинские вечера» в городе Санкт-Петербурге, участники которых в научных дебатах выражали свое мнение и желание необходимости изменения обстановки, поднимали финансово-экономические проблемы [15, с. 27]. Эффективным результатом такой инициативной самоуправляемой деятельности, основанной на высокой нравственности членов «субботинских вечеров», инициатором которых был редактор «экономического журнала» А.П. Субботин, стало создание официального экономического общества ученых-экономистов «Собрание экономистов». Это способствовало дальнейшей активизации деятельности высокообразованных людей, вовлечению их в общественную жизнь для служения стране, своему народу, что в классическом понимании интеллигенции является основным ее принципом, главной ролью.

Проявлением высоких духовно-нравственных потенциалов интеллигенции является инициативная самоорганизованная деятельность отдельных личностей и различных социальных объединений, направленная на лечение и оказание помощи больным во времена массовых заболеваний в России XIX века. Ярким примером этого является самоотверженность врача Пирогова. Во имя служения стране он принял участие в войне на Кавказе, оперируя раненых с применением эфирного обезболивания как результата своих научных достижений.

Выражением социально-политической гражданской активности интеллигенции следует считать политическое, демократическое самоорганизованное, самоуправляемое движение части интеллигенции - народничество конца XIX - начала XX веков, с целью снятия сословных различий для разных слоев общества. В советский период социально-политические

проблемы, связанные с дальнейшей судьбой человечества, поднимаются такими выдающимися людьми этой эпохи, как «космополитический интеллигент» А.Д. Сахаров [16, с. 30]. Его социально-политические взгляды и тревоги за будущее наглядно отражены в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» [17], где он выступает не как ученый-физик, но как активный, ответственный гражданин своей страны.

Однако следует отметить, что в процессе общественных преобразований российская интеллигенция одновременно является как субъектом, так и объектом модернизаций. Разного рода реформы с конца XX века привели к негативным изменениям во всех сферах общественной жизни. Дезинтеграционные перестроечные процессы социальных институтов в стране сопровождаются деформацией стратификационной структуры, понизившей уровень жизни и социальный статус интеллигенции. Это ведёт к ослаблению её универсальной роли в социуме. Изменение общественно-экономической формации, разрушение нравственных ценностей и приоритетов общества привело к тому, что «творческие и неординарно мыслящие представители интеллигенции были отодвинуты от процесса принятия решений» [18, с. 412]. Существенные изменения произошли в сознании, поведении, деятельности интеллигенции по причине информационно-психологических воздействий со стороны средств массовой коммуникации [19]. Присущие ей характеристики ослаблены, а порой утеряны [11, с. 467]. Все большие приоритеты приобретают эгоизм, личные интересы, проявляясь в стремлениях к наживе, карьеризму, власти любой ценой.

Ответы респондентов на вопрос о выделении наиболее острых проблем, требующих первоочередных решений, по результатам социологических опросов [20] показали, что от 38,9 % до 58,2 % населения страны выделяют серьезность проблемы «Кризис нравственности, культуры, морали». Например, динамика изменения мнения респондентов города Москвы относительно этой проблемы отражает определенное снижение уровня тревожности населения по данному вопросу (табл. 1).

Таблица 1

Мнения респондентов относительно остроты проблемы «Кризис нравственности, культуры, морали» (%)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2017 2018 2019

Доля респондентов, назвавших проблему наиболее острой (%) 4,5 1,5 0,2 0,2 9,6 9,7 8,9 8,3 7,9 7,4

Однако действительно ли можно говорить о тенденции снижения значимости указанной проблемы или существующее положение уже при-

обретает нормативный характер? Исследователи отмечают двойственность и противоречивость, порой парадоксальность сознания и поведения интеллигенции в России» [18, с. 410]. Облик той группы интеллигенции, которая активно участвовала в преобразованиях с 90-х годов, оказался «достаточно непригляден, противоречив, парадоксален, если не сказать хуже» [18, с. 413]. Подмена духовно-нравственных ценностей материальными потребностями является результатом того, что важнейшие человеческие качества, присущие русскому человеку, такие как бескорыстие, сочувствие, уважение, перестали быть детерминантами жизнедеятельности людей.

Респондентами республики Крым в 2019 г., из которых 76 % имеют высшее образование или незаконченное высшее, что позволяет относить их по этому критерию к группе «интеллигенция», при выборе наиболее совпадающих с их жизненными целями характеристик, большинство выделяет материальное благосостояние (табл. 2).

Таблица 2

Распределение мнения интеллигенции относительно их ценностей и жизненных целей (%)

Материальное благосостояние Отношение между людьми, уважение Свобода и стремление к ней Делать хорошее для других Сделать выдающееся для страны Единение людей, достижение общих целей Познание нового Удо-воль-ствия

70,2 42,6 26 44,2 5,0 29 19,2 21,4

Значимость развития духовных ценностей в процессе трансформации современного общества, обеспечение его устойчивости нельзя переоценить. Снижение духовности к предельно низкому уровню в обществе и в деятельности людей ведет к кризису морали, нарушению связи между коллективом и индивидом, между коллективом и личностью и возникновению своеобразного морального вакуума. Возникшие в результате явления вызывают нарушение гармоничности в обществе, стабильности, а если следовать суждению российского мыслителя В.В. Налимова, приводит к его гибели [21].

Современный этап общественного развития характеризуется повышением угроз и рисков. Наша страна, наряду с внутренними противоречиями и конфликтами, испытывает серьезное внешнее воздействие. В связи с этим важной проблемой является обеспечение внутренней безопасности государства. Однако порой интеллигенция является инициатором различного рода протестной активности, но не с целью преобразований, а преследуя свои собственные корыстные цели, направленные на распределение ресурсов и власти. В некоторых случаях организованные и (или) поддерживаемые оппозиционными группами протестные акции имеют деструктивный характер, приводя к развитию разного рода конфликтов, дестаби-

лизации развития общества, снижению роли и ослаблению позиций государства на мировой арене. Так, в массовых протестных событиях 2012 г. («Марш миллионов») ответственными инициаторами явились представители социальной группы «творческая интеллигенция», преимущественно музыканты, художники и другие деятели культуры. Наряду с конструктивной целью оказать влияние на власть в контексте предоставления свободы слова и выражения своей позиции, отдельные специалисты в области программного обеспечения, позиционирующие себя представителями российского крыла движения Anonymous, выдвигали угрозы атаки на сайт Кремля. Негативным следствием такого характера воздействия явилось то, что сайты kremlin.ru и «президент.рф» в течение дня 9 мая не открывались [22], что характеризует такого рода активность интеллигенции как деструктивную. Поэтому перед обществом стоит архиважная задача - создание целостной окружающей социальной среды, адекватной природе человека, основанной на духовно-нравственных ориентирах, способствующих развитию конструктивной деятельности людей, основанной на нравственной гражданской позиции. Критериями ее оценки является: осознание гражданами своих личных интересов как интересов, присущих обществу; наличие определенной позиции, отношения к власти, существующему строю, свое место и роль в конкретной социально-политической ситуации и способ ее изменения; инициативность и готовность взять на себя ответственность.

От того, будет ли активность граждан конструктивна, то есть направлена на гармоничное нравственно-ориентированное развитие социальных институтов, улучшение условий духовной, интеллектуальной, научной, политической, экономической жизни людей, зависит курс развития нашей страны, ее устойчивость и возможность противостоять внешним угрозам и рискам. «Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия». То, что формы и характер деятельности людей зависят от их духовных ценностей, норм, образцов, считает Н.И. Лапин [23].

Подводя итог, следует сказать, что в процессе постановки и решения задач, касающихся устойчивого развития гражданского общества в нашей стране, важно осознание значимости влияния духовно-нравственного, культурного, интеллектуального, информационно-энергетического потенциалов людей и общества на степень инициативности, организованности, способности принимать решения и брать ответственность за свои действия и деятельность. Именно эти качества подразумеваются в классическом подходе к понятию «интеллигенция». С момента своего возникновения интеллигенции она несла «заряд творчества, поиска..., отличалась инновационным складом мышления» [11, с. 472]. Духовно-нравственный потенциал интеллигенции во многом определяет её

позиции, желания, возможности и способности быть с народом своей страны, взять на себя ответственность, роль вдохновителя гражданской активности людей для развития страны. Насколько ответственно интеллигенция относится ко всему, что происходит в России, инициативно вносит вклад в решение различных вопросов, беря за основу не личные (или групповые), а общественные интересы, демократические принципы, настолько она своим примером и просвещением может способствовать конструктивным формам саморганизации людей, самоуправлению на местном и государственном уровне, способствуя устойчивости российского государства.

Список литературы

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. - С. 376-644.

2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения в 2 томах. Т. 2 / пер, с англ. А. Гутермана; ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцман. М.: Мысль, 1965. С.149-169, 192-197.

3. Локк Д. О государственном правлении // Локк Д. Избранные произведения. Т. 2. М.: Соцэкгиз. 1960.

4. Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с франц. / предисл. Г. Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992.

5. Гершунский Б.С. Гражданское общество и государство. М.: Либеральная миссия, 2005. 88 с.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.

7. Никовская Л.И., Якимец B.H., Молокова M.A. Гражданские инициативы и модернизация России. Научное издание. М.: Ключ-С,

2011. 336 с.

8. Развитие гражданского общества в регионах России: монография / И. А. Батанина, А. А. Лаврикова, О. Е. Шумилова [и др. ]; под общ. ред. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ. 2019. 253 с.

9. Иванов-Разумник Р.В. Об интеллигенции. СПб., 1910.

10. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

11. Тощенко Ж.Т. Фантомы Российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 668 с.

12. Баранова Г.В., Баранов А.А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестник РГГУ. Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 233-242.

13. Тощенко Ж.Т. «Старая» и «новая» интеллигенция: современные реалии / РГГУ, Социолог. ф-т., Центр социолог. исследований; под общей ред. Ж.Т. Тощенко, редактор-составитель М.С. Цапко; М.: РГГУ

2012. 480 с.

14. Грамши А. Тюремные тетради: в 3 ч. М., 1991. Ч. 1. С. 329.

15. Смирнова О.А. «Собрание экономистов» как опыт социальной активности научной интеллигенции в России на рубеже XIX-XX столетий // Интеллигенция и мир. 2011. № 3. С. 24-34.

16. Померанц Г. Сон о справедливом возмездии // Синтаксис. 1980. №2 6.

17. Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakharov-archive.ru/rabotv/ Razmyshleniya 1.htm (дата обращения: 16.01.2015).

18. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. То-щенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

19. Мироненко А.А., Мироненко Н.В. Социальные модели в теориях массовых коммуникаций // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 4 (13). С. 93-97.

20. Баранова Г.В. Социальная напряженность: особенности методологии и методики ее анализа и прогнозирования в регионах российской федерации: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). М.: 2009.

21. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку / В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. М: Лабиринт, 1994. 73 с.

22. Хакеры из Anonymous атаковали сайт Кремля. Lenta.ru 7:05, 9 мая 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2012/05/09/kremlin/ (дата обращения: 02.05. 2017).

23. Лапин Н. И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.

Баранова Галина Васильевна, д-р. соц. наук, orel. bgv@gmail.com, Россия, Орёл, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации",

Баранов Алексей Александрович, аспирант, felkon-alex@yandex.ru, Россия, Орёл, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Орловский филиал,

Новиков Иван Евгеньевич, сотрудник, abby300994@gmail.com Россия, Москва, в/ч 63166

THE ROLE OF THE INTELLIGENTSIA IN THE STABILITY OF RUSSIAN SOCIETY

G.V. Baranova, A.A. Baranov, I.E. Novikov

The author analyzes the role of the civil position of the intelligentsia based on a high degree of morality and spirituality in the sustainable development of Russian society. It is shown that during the long history of the existence of the intelligentsia in our country, both as a socio-professional and as a socio-cultural community, a certain symbolic model of behavior and activity is a priori associated with this concept. The forms of socio-economic and socio-

political activity of the intelligentsia representatives are characterized. It is proved that the high spiritual and moral potential in the activities of individuals and various communities formed by them is a significant factor in the manifestation of constructive forms of civic activity that contribute to the evolutionary processes of transformation of society. Such qualities of the Russian intelligentsia, as the realization of their personal interests as the interests inherent to society, a certain position, relationship to power, the existing system, its place and role in the specific socio-political situation and its changes, initiative and willingness to take responsibility, contribute to the preservation of culture of the Russian nation, sustainable development of the state.

Key words: intelligentsia, spiritual and moral potential, values, civic activity, ideology, self-initiative.

Baranova Galina Vasilyevna, doctor of Social Sciences, orel.bgv@,gmail.com, Russia, Orel, The Federal state government military educational institution of higher education "The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation",

Baranov Alexey Alexandrovich, postgraduate, felkon-alex@yandex.ru, Russia, Orel, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Oryol branch,

Novikov Ivan Evgenievich, employee, abby300994@gmail.com, Russia, Moscow, m / u 63166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.