УДК 316.35(049.32)
Б01: 10.28995/2073-6401-2020-1-119-126
Рецензия на коллективную монографию: Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки / Отв. ред Ж.Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. 360 с.
Вера В. Гаврилюк Тюменский индустриальный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья содержит аналитический обзор новейших исследований социологического центра Российского государственного гуманитарного университета, посвященных состоянию и развитию социальной группы интеллигенции, представленных в коллективной монографии. Автор анализирует вопрос об отдельности, самостоятельности социальной группы интеллигенции, рассматривая ее социальный статус, ценности, повседневность этой дифференцированной группы. Методологической установкой проекта выступает социология жизни (Ж.Т. Тощенко), ключевым понятием которой является «жизненный мир» - общественное, групповое сознание; поведение, деятельность. В соответствии с выбранной методологией в книге представлены особенности жизненного мира современной гуманитарной интеллигенции. Логика очерков соответствует логике понятия о жизненных мирах: интеллигенция рассматривается как социально-профессиональные группы; как мировоззренческие общности; как субъект основных видов деятельности - профессиональных, бытовых, политических, социокультурных. Сквозным аспектом исследования выступает проблема прекаризации труда и образа жизни интеллигенции, присутствующая практически в каждой из глав монографии.
Ключевые слова: гуманитарная интеллигенция; интеллектуалы; средний класс; жизненный мир; прекариат; социальные мифы; роли и миссия интеллигенции
Для цитирования: Гаврилюк В.В. Рецензия на коллективную монографию: Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки / Отв. ред Ж.Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. 360 с. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 1. С. 119-126. Б01: 10.28995/2073-6401-2020-1119-126
© Гаврилюк В.В., 2020
Review of the collective monograph: How are you, intelligentsia? Sociological essays / Zh.T. Toshchenko (ed.). Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing, 2018. 360p.
Vera V. Gavrilyuk Industrial University of Tyumen, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article contains an analytical review of the latest research of the Russian State University for the Humanities sociological center, devoted to the state and development of the social group of intelligentsia and presented in a collective monograph. The author analyzes the issue of the social group sep-arateness and independence, considering its social status, values, and everyday life of that differentiated group. The methodological frame of the project is the sociology of life (Zh.T. Toshchenko), the key concept of which is a "life world" as public, group consciousness; behavior, activity. In accordance with the chosen methodology, the book presents the features of the modern humanitarian intelligentsia life world. The logic of the essays corresponds to the logic of the life worlds concept: the intelligentsia is regarded as social and professional groups; as worldview communities; as the subject of the main activities - professional, domestic, political, sociocultural. A cross-cutting aspect of the study is the issue of the labor and lifestyle precarization of the intelligentsia, which is present in almost every chapter of the monograph.
Keywords: humanitarian intelligentsia; intellectuals; middle class; life world; precariat; social myths; roles and mission of the intelligentsia
For citation: Gavrilyuk, V.V. (2020), "Review of the collective monograph How are you, intelligentsia? Sociological essays / Zh.T. Toshchenko (ed.). Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing, 2018. 360 p.", RSUH/ RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, pp. 119-126, DOI: 10.28995/2073-6401-2020-1-119-126
Одним из немногих социологических центров, последовательно изучающих состояние и развитие социальной группы интеллигенции, является научная школа РГГУ под руководством Ж.Т. Тощенко. Приверженность выбранной тематике на протяжении почти двух десятилетий позволила авторскому коллективу не просто накопить колоссальный исследовательский материал, но и концептуально обосновать историческую судьбу этой важнейшей для глобального мира социальной группы.
Для отечественной социологии вопрос о русской интеллигенции становится дискуссионным в 90-е гг. ХХ в., нет однозначного его решения и сегодня. Наиболее радикальная позиция в этом вопросе связана с отрицанием существования этой социальной группы (Покровский, Третьяков и др.) как исполнившей свою историческую миссию. Интеллигенция постсоветской России, по мнению этой группы авторов, достаточно быстро превратилась в группу «интеллектуалов», существующую сегодня во всех развитых странах. Более мягкий вариант отрицания существования этой группы в современной социальной структуре российского общества связан с утверждением о неоднородности, высокой степени дифференциации ранее однородного слоя интеллигенции. Сегодня представители этого слоя, по мнению Рывкиной, присутствуют в составе как правящего класса, бизнес-элиты, так и в массовых социально-профессиональных группах. В этом случае вопрос об отдельности, самостоятельности социальной группы интеллигенции утрачивает смысл, так как социальный статус, ценности, повседневность этих дифференцированных групп не просто различаются, а становятся зачастую прямо противоположными. Еще одна известная позиция связана с представлением о превращении части советской интеллигенции в ядро среднего класса новой России, а другой ее части в «новых бедных» (Шкаратан). В рассматриваемой монографии авторы исходят из установки не просто о наличии в современной России этой социальной группы, но и о сохранении общих жизненных ориентиров интеллигенции, констатируют ее особую роль в прошлом и настоящем страны, выражают уверенность в созидательной роли и влиянии на общественное развитие в будущем [Как живешь, интеллигенция, с. 53].
В рассматриваемой монографии объектом теоретического анализа и прикладного социологического исследования выступала гуманитарная интеллигенция: представители образования, культуры, здравоохранения. Такой выбор обусловлен наличием существенных отличий гуманитарной интеллигенции не только от других социальных групп, но даже и от представителей всего этого слоя. Гуманитарная интеллигенция, в отличие, например, от технической, в 90-е гг. ХХ в. выступала с требованиями о преобразовании всех общественных отношений, а не только экономических и политических. Профессиональная деятельность гуманитарной интеллигенции связана только с «субъект-субъектными» отношениями, что накладывает на ее жизненный мир характерные особенности. Еще одним основанием для выбора именно этой группы авторы называют наличие ее представителей во всех территориальных образованиях, социально-экономических, политических и культурных
структурах. Четвертым признаком гуманитарной интеллигенции является влияние ее на состояние общественного сознания, ее ведущая роль в формировании установок, ценностных ориента-ций всего населения. И наконец, при явной социальной остроте проблем образования, медицины, культуры в настоящее время требования общества обращены прежде всего к профессиональным сообществам этих сфер [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 10].
Методологической установкой проекта выступает социология жизни (Ж.Т. Тощенко), ключевым понятием которой является «жизненный мир» - общественное, групповое сознание; поведение, деятельность в условиях макро-, мезо- и микросреды. В соответствии с выбранной методологией в книге представлены особенности жизненного мира современной гуманитарной интеллигенции (часто в сравнении с социологическими данными, полученными при изучении всего населения). Логика очерков соответствует логике понятия о жизненных мирах: интеллигенция рассматривается как социально-профессиональные группы; как мировоззренческие общности; как субъект основных видов деятельности (профессиональных, бытовых, политических, социокультурных). Сквозным аспектом исследования выступает проблема прекаризации труда и образа жизни интеллигенции, присутствующая практически в каждой из глав монографии.
Одной из центральных и наиболее дискуссионных тем книги является раздел о главных жизненных смыслах российской интеллигенции. Существенные отличия интеллигенции от других социальных групп современного российского общества авторы усматривают в сохранении высокой значимости образования; профессиональной самореализации; общественного признания; возможностей самосовершенствования; качества проведения досуга. Именно эти характеристики являются наиболее устойчивыми приоритетами в оценке качества жизни для интеллигенции. При этом в структуре ценностных ориентаций на первые места, как и для всего населения, выходят семья, работа, здоровье, друзья. Выбранные ценности относятся скорее к ментальным признакам современного общества, чем к характеристикам социальных групп. А вот роль политики в жизни интеллигенции все больше смещается на периферию их ценностного ориентирования, интерес к политическим проблемам сохраняет менее чем пятая часть опрошенных. Политические пристрастия гуманитарной интеллигенции оказались чрезвычайно размыты: от 31 до 39% опрошенных (по разным группам: образование, медицина, культура) вообще затруднились как-то определить свои политические взгляды. Примерно 20% определили их как «патриотические», зачастую вкладывая в это
определение самый разный смысл, а вот по «правым» и «левым» в целом распределились примерно 15% опрошенных. При этом наблюдается большой разброс между представителями работников культуры и образования. Среди представителей педагогического сообщества доминируют левые (социалистические, коммунистические) воззрения - 18,6%, практически столько же, сколько приверженцев правой, либеральной идеологии среди работников культуры. Эти позиции подтверждаются и в оценках необходимости поддерживать нынешнюю власть: работники культуры выразили наибольшие сомнения в этом и четко заявили о необходимости перемен (40%). Половина опрошенных педагогов и медиков однозначно определились в поддержке нынешней власти, что практически не отличается от распределения по «всему населению» - 55%. Таким образом, социальный критицизм современной интеллигенции сохраняется лишь среди представителей сферы культуры. Вероятно, для такой позиции профессионалов есть как объективные, так и субъективные обстоятельства: сфера культуры по-прежнему, как и в советский период, остается на периферии государственных бюджетов, более того, государственная политика по отношению к учреждениям и работникам этой сферы протекает под флагом «оптимизации», разрушительные последствия которой (особенно для российских регионов) осознаются пока только деятелями культуры. Коммерциализация культуры, с одной стороны, и явные или неявные ограничительные меры со стороны государства особенно чувствительны именно для работников культуры, интеллигенции, традиционно призванной служить и свободно творить.
Представление о том, что интеллигенция обладает большей политической компетентностью в сравнении с другими социальными слоями, не нашло своего подтверждения [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 146]. Были опровергнуты и другие социальные мифы: интеллигенции больше, чем другим социальным группам, присущи либеральные и демократические ценности; интеллигенция критически (даже оппозиционно) относится к власти; интеллигенция руководствуется социальными и нравственными обстоятельствами в своей деятельности [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 142-160].
Гуманитарная интеллигенция, признавая главным содержание своей работы, ценность профессиональной деятельности и ее высокую общественную значимость, нисколько не заблуждается в оценке современного общественного сознания по поводу престижа и социального статуса человека в России ХХ1 в. Иерархия статусных признаков сегодня: власть, деньги, связи. Именно такая последовательность отражает реалии российской повседневности, а отношение интеллигенции к этой реальности косвенно просматривается
через ее демонстративный уход от политических, общественных проблем в сферу собственной профессии. При этом сегодня, в отличие от последнего десятилетия ХХ в., интеллигенция не считает себя (да и объективно не относится) к бедным слоям населения. Если среди всего населения страны доля обеспеченных россиян составляет 36%, то среди интеллигенции достигает 50% (у медицинских работников). Таким образом, миф о «бедной, но гордой» интеллигенции опровергается новейшими исследованиями [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 45]. Приверженность профессии, возможность самосовершенствования, достойный досуг как основа представлений интеллигенции о высоком качестве жизни вполне соответствуют приоритетам среднего класса. Свобода, возможность выбора на рынках труда, достойная справедливая оплата и возможность обеспечить стабильный уровень жизни сближают, в условиях развитой рыночной экономики, традиционный слой интеллигенции и формирующийся средний класс, делая различия между ними неуловимыми. Может быть, сегодня и идет процесс формирования российского среднего класса на основе ценностного мира традиционной интеллигенции?
Признаки российского среднего класса, в отличие от классических показателей - обеспеченность, стабильность, устойчивость, гарантированность ее жизни, несут в себе другие, прямо противоположные характеристики. То, что характеризует положение современной отечественной гуманитарной интеллигенции: временность трудовых договоров, угроза сокращения, неясность будущего своего и своих детей, потеря определенности - это признаки прекариата. Именно поэтому тема прекарности интеллигенции находится в центре внимания авторов коллективной монографии, а анализ конкретного материала позволяет сделать вывод о весьма специфическом положении гуманитарной интеллигенции, да еще и при потере той роли, которую она играла на протяжении почти двух столетий.
Учитывая ценностные приоритеты гуманитарной интеллигенции, оправдано подробное описание в монографии ее социально-трудовых ценностей, анализ основных показателей благосостояния и социального статуса, выявление социально-экономической и профессиональной структуры. Эти разделы [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 3, 4, 5] содержат не просто описание и анализ авторского эмпирического материала, но поднимаются до значимых теоретических обобщений. Эти разделы построены на беспристрастном анализе динамики выделенных гуманитарных сфер (образование, здравоохранение, культура) с точки зрения развития (или сокращения) учреждений, численности работников и управ-
ленческого персонала, интенсификации труда, коммерциализации данных отраслей на основе статистики 1990-2015 гг. Интерес читателя могут вызвать не только отдельные тенденции (например: при значительном увеличении числа театров неизменность числа зрителей; значительное сокращение преподавательского состава не уменьшило число занятых в сфере образования), но и теоретические конструкты прекаризации труда интеллигенции [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 74-79], представление интеллигенции о себе как о среднем слое [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 88].
В соответствии с логикой исследования жизненного мира в монографии представлены разделы о воспроизводстве и влиянии образовательного капитала современной интеллигенции; характеристики духовного мира и культурного облика этой социальной группы; исследование социального доверия и повседневности.
Итак, как же отвечает интеллигенция на главный вопрос о своей особой миссии в современном обществе? «Значительной» считают роль интеллигенции в современной России лишь 17% респондентов, «незначительной» - 29%, а 14% вообще отрицают какую-либо ее роль в современном обществе. Учитывая процент уклонившихся от ответа (40%), можно считать, что интеллигенция уже не претендует на роль, миссию защитника и представителя интересов всего общества или отдельных его групп [Как живешь, интеллигенция 2018, с. 50].
В современной России активно идет процесс классообразо-вания, обретают классовые черты «новые-старые» большие социальные группы: рабочий класс и капиталисты. Безусловно, эти классы отличаются как от пролетариата и буржуазии эпохи классического капитализма, так и советского рабочего класса и советской номенклатуры. Место и роль большой и значимой социальной группы интеллигенции сегодня однозначно не определены именно потому, что процесс формирования новой социальной структуры не завершен. Не случайно молодежь новой России, занятая в сфере интеллектуальных форм труда, отказывается от роли советской интеллигенции как «прослойки», предпочитая самоназвание «креативный класс».
Обобщение многолетнего исследовательского материала, ярко выраженная позиция авторов «...Очерков» содержат огромный эвристический потенциал. Книга уже становится заметным явлением в профессиональном социологическом сообществе и может быть востребована во всех сферах социального и гуманитарного знания.
Несмотря на общую методологию, согласие всех членов авторского коллектива с базовыми выводами о наличии интеллигенции и ее особой роли в настоящем и будущем российского
общества, в анализе конкретного исследовательского материала отражается весь спектр социологических воззрений на эти спорные, дискуссионные вопросы. Как живешь, интеллигенция? - открытый вопрос...
Литература
Как живешь, интеллигенция 2018 - Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки / Отв. ред Ж.Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. 360 с.
References
Toshchenko, Zh.T. (ed.) (2018), Kak zhivesh', intelligentsiya? Sotsiologicheskie ocherki
[How are you, intelligentsia? Sociological essays], Center for Social Forecasting
and Marketing, Moscow, Russia.
Информация об авторе
Вера В. Гаврилюк, доктор социологических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия; 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, д. 38; [email protected]
Information about the author
Vera V. Gavrilyuk, Dr. of Sci. (Sociology), professor, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia; bld. 38, Volodarskogo St., Tyumen, Russia, 625003; [email protected]