Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ'

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / современные вызовы / интеллигенция / политическая культура / социологическое исследование / процесс демократизации / мировоззрение / globalization / modern challenges / intelligentsia / political culture / sociological research / democratization process / worldview

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н.К. Абдылдаева

Статья представляет собой аналитическое исследование о роли интеллигенции в политике в условиях современной эпохи глобализации. Автором проводится анализ современных вызовов, с которыми сталкивается интеллигенция в контексте глобальных изменений, а также рассматривает динамику ее влияния на политические процессы. В статье выделяются основные аспекты и рекомендации для понимания сущности и роли интеллигенции в современной политической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTELLIGENTSIA IN THE ERA OF GLOBALIZATION: MODERN CHALLENGES

The article is an analytical study on the role of the intelligentsia in politics in the modern era of globalization. The author analyzes the modern challenges faced by the intelligentsia in the context of global changes, and also examines the dynamics of its influence on political processes. The article highlights the main aspects and recommendations for understanding the essence and role of the intelligentsia in the modern political environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ»

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ

ВЫЗОВЫ

Н.К. Абдылдаева, канд. полит. наук, майор милиции, профессор Академия Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Ош)

001:10.24412/2500-1000-2023-12-3-140-143

Аннотация. Статья представляет собой аналитическое исследование о роли интеллигенции в политике в условиях современной эпохи глобализации. Автором проводится анализ современных вызовов, с которыми сталкивается интеллигенция в контексте глобальных изменений, а также рассматривает динамику ее влияния на политические процессы. В статье выделяются основные аспекты и рекомендации для понимания сущности и роли интеллигенции в современной политической среде.

Ключевые слова: глобализация, современные вызовы, интеллигенция, политическая культура, социологическое исследование, процесс демократизации, мировоззрение.

Социологические исследования свидетельствуют о недостаточной готовности значительной части интеллигенции, особенно молодого поколения, к самостоятельному анализу сложных социальных проблем, закономерностей и движущих силах общественного развития. Уровень специальных знаний у них не всегда соответствует мировоззренческой подготовке, идейной устойчивости и моральной убежденности. Проводимые политические реформы не всегда способствуют формированию у человека цельного научного мировоззрения, требующего определенной философско-социологической и политической подготовки. Владение таким мировоззрением позволяет правильно ориентироваться в мире, предсказывать возможные сценарии событий и служит основой для осознанного участия в обновлении общества.

Выработка мировоззрения представляет собой сложный процесс, требующий использования определенной системы идейно-политического воспитания с применением сложившихся средств, форм и методов. Важность идейно-политического воспитания возрастает в контексте сложившихся задач перед кыргызстанским обществом, где иногда трудно разобраться в нынешней сложной и критической обстановке.

Было бы, однако, ошибочным полагать, что мировоззрение может быть сформиро-

вано посредством определенного комплекса политико-воспитательных мероприятий, обучения, изучения первоисточников.

Важнейшее значение имеет наряду с этим, по существу, субъективным фактором складывания мировоззрения и другой, объективный фактор, т.е. общая экономическая и политическая обстановка в стране (республике), психологическая и творческая атмосфера в обществе.

Революционные, перестроечные процессы, происходящие в обществе, способствуют формированию у интеллигенции активной политической позиции, повышению принципиальности и взаимной взыскательности в оценке личного вклада каждого индивида в решение тех задач, которые стоят перед обществом. Но в то же время внутренние противоречия, проявляющиеся в этих процессах, перегибы и ошибки, допущенные в ходе реформы, трудности современного ее этапа, естественно, оказывают негативное влияние на весь процесс формирования мировоззрения у интеллигенции. Политическая культура не только воспитывается, но и развивается в практической просветительской деятельности.

Интеллигенция активно выступает с пропагандой построения гражданского общества и достижений современной науки среди населения. Выступления интеллигенции через СМИ способствуют осмыслению современных событий. Эта

деятельность благотворно влияет на повышение культуры труда, духовный рост индивидов, помогает им глубже познавать проблемы общества. Все это связано с социальной активностью интеллигенции, которая проявляется всесторонне: в процессе деятельности, в системе образования и воспитания, в коммуникативно-информационной трудовой активности [1, с. 300].

Признание лучших представителей интеллигенции завоевано не только глубоким теоретическим знанием, но и активной бескомпромиссной борьбой за обновление нашего общества. Свидетельство тому -выбор народа новую форму правления.

Среди факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие политической культуры, усвоение основ научного мировоззрения представителями интеллигенции, следует выделить так же, как организаторская и идеологическая работа государства, система политической учебы, личный пример руководителя. Рассмотрим эти факторы конкретнее с учетом складывающейся в настоящее время обстановки.

Процесс демократизации, начавшийся в Кыргызстане с 1985 года XX столетия, обусловил необходимость модернизации политических институтов и формирования гражданского общества. Смена политического режима в стране повлекла за собой кризис в системе политической власти и потребность в ее реорганизации, с обязательным использованием ресурса новых гражданских институтов. В результате роль политических учеб заметно снизилась. Этому способствовала участия интеллигенции в политическом управлении государство, использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии, посредством которой население привлекается к решению вопросов общественного значения.

Изменилась и «идеологическая» роль руководителей разных рангов в государственной системе власти. Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Кыргызстана, является важным компонентом демократического государства и служит надежной гарантией обеспечения прав граждан на

участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества. Если раньше участие некоторых представителей интеллигенции (особенно беспартийных) обеспечивалось не без административного «нажима» руководителя, то теперь это уже не может иметь места. Соблюдение принципа добровольности привело к тому, что в системе политической и экономической учебы число слушателей заметно поубавилось. Раньше в структурах ВУЗов организовывались политические учебы для подготовки управленческих кадров, то сейчас эти учреждения не функционируют. В результате уровень политической культуры представителей интеллигенции существенно отличаются. Бывший Депутат Жо-горку Кенеша К. Иманалиев подчеркивает, что для отдельной категории национальной интеллигенции, присущи зависть, лень, вялость, властолюбие, внутрипле-менное, внутрирегиональное деление, утеря достоинства и чести и, соответственно, отсутствие патриотизма [2, с. 177]. Это связано с отсутствием единой государственной идеологии.

В прошлые годы была разработана весьма внушительная система форм политической учебы. Такие формы (чаще всего не имевшие систематического характера), как философские симпозиумы, конференции, круглые столы, клубы политических дискуссий и др. Хотя система политической учебы ежегодно обновлялась в соответствии с указаниями «сверху», главное заключается в том, что теперь дело не столько в разнообразии форм обучения, сколько в их содержании, которое требует коренного изменения и обновления, а этого достигнуть сразу невозможно. В мировоззренческом плане это наиболее оправданная себя форма учебы. Она наиболее адекватна высокому уровню общетеоретической подготовки интеллигенции, способствует овладению ею теоретическими знаниями.

Политическое образование, мировоззренческую подготовку представители интеллигенции получают, конечно, не только участвуя в коллективных формах обуче-

ния, но и так сказать, в индивидуальном порядке - изучая соответствующую теоретическую литературу, просматривая телепередачи и с других источников.

Что касается такого источника получения общественно-политической информации, как телевидение, то интерес интеллигенции к различным телепередачам и в «лидерах» этих программ идут «Время» и «Ала-Тоо».

Безусловно, средства массовой информации занимают главное место в системе досуга интеллигенции и являются основным каналом получения информации. Они оказывали непосредственное влияние на социальную активность, расширение кругозора, формирование личности.

Экономические трудности оказали отрицательное воздействие на заинтересованность интеллигенции в периодических изданиях, что привело к резкому сокращению числа подписок на газеты и журналы из-за увеличения стоимости бумаги. В связи с этим, восход интернета стал ключевым фактором, влияющим на изменение потребительских привычек: многие предпочитают получать новостную информацию через онлайн-платформы.

В настоящее время в Кыргызстане действует 159 газет, 25 телеканалов и 26 радиостанций. Преобладают кыргызско-язычные СМИ, включая 125 газет, 26 телеканалов и 17 радиостанций. Русскоязычные СМИ занимают второе место, представленные 71 газетой, 21 телеканалом и 17 радиостанциями [3].

В настоящее время значительно усилилась разделенность общества по культурным уровням и интересам. Происходящая дифференциация социальной структуры в Кыргызстане сопровождается культурно-ценностной переориентацией различных слоев населения. Формируется новая мораль, новые ценностные ориентации, определенный тип духовного потребления, запросы и спрос на культуру, искусство определенного типа. Средствами массовой информации, системой воспитания и образования перестали культивироваться социалистические нормы и ценности: общественный труд, равенство доходов и др. Вместе с тем, акцент постепенно перено-

сится на такие преимущественно утилитарные и прагматические ценности как личный успех, процветание, карьера и т.п.

Переход Кыргызстана на рыночный путь развития привел к соответствующим изменениям в экономической структуре, потребовал иного контингента специалистов высшей категории, способных работать в новых условиях. Советская система образования, отвечающая запросам планового хозяйства, в условиях рынка оказалась в кризисе; ее цели, содержание, методы образования и воспитания перестали соответствовать потребностям нового общества, так как рыночная экономика нуждалась в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, адаптироваться в сложных реалиях транзитного периода.

Таким образом, социально-

экономические и политические реформы в стране, стремительное развитие частного сектора в конце прошлого и начале текущего столетия потребовали создания нового класса специалистов, способных работать в условиях широкомасштабной глобализации отрасли. Многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов является наиболее эффективной в условиях рыночных отношений, так как она представляет собой гибкий механизм, учитывающий конъюнктуру рынка. Одним из показателей эффективности системы образования является качество обучения -общекультурный и профессиональный уровень подготовки. Следует отметить, что в советское время он был достаточно высоким, прежде всего, по естественным и техническим дисциплинам. Современный высококвалифицированный специалист -это профессионал, владеющий иностранными языками, компьютерной грамотностью, способный работать в условиях рынка. Следовательно, в настоящее время следует оценивать систему образования, знания специалистов не по принципу «от достигнутого», который создает иллюзию ложного благополучия, а с учетом требований выживания [4].

В настоящее время ситуация в высшем образовании противоречива. Количественные показатели его развития растут. Уве-

личивается общее число вузов, выпуск студентов и аспирантов. Быстро развивается сектор негосударственных вузов, выделяется и набирает силу группы «элитарных» университетов, дающих студентам современные знания и возможность продолжить образование за рубежом.

Итак, система подготовки интеллиген-ций для общества, переподготовки и повышения квалификации характеризуются количественными и качественными изменениями, связанными с реформированием не только системы образования, но и социально-экономической и политической систем общества в целом.

Ключевым вопросом в политическом образовании интеллигенции становится выработка нового политического мышления у молодой интеллигенции, формирование у нее способности диалектически осознавать проблемы современного мира, понимать суть социально-экономических

литических процессов в обществе больше всего пострадала молодежь. Нарушение принципов социальной справедливости, разрыв слова и дела, проявление двойной морали и другие негативные факторы, о которых говорилось выше, породили у немалой части молодежи определенное недоверие к провозглашаемым демократией идеалам. В политическом, мировоззренческом воспитании молодой интеллигенции вся сложность задач заключается в том, что личность молодого человека находятся в процессе становления, неустойчивого равновесия, больше подвержено воздействию внешних факторов. Сознательно и глубоко осмысливая проблемы современного развития, молодое поколение становится активным участником политических процессов, полнее реализует свой творческий потенциал, принимая ответственность за настоящее и будущее кыргыз-станского общества.

проблем. Это тем более важно, что от по-

Библиографический список

1. Яновский Р.Г., Сбытов В.Ф., Доброхотов Л.Н. Человеческий фактор научно-технического прогресса. - М.: Политиздат, 1986. - 300 с.

2. Асанканов А.А. Кыргызы: рост национального самосознания. - Бишкек, 1997. -177 с.

3. В Кыргызстане подсчитали количество СМИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://media.kg/news/v-kyrgyzstane-podschitali-kolichestvo-smi/.

4. Маанаев Э., Курманов 3., Курумбаева Г. Кыргызская интеллигенция: становление, роль в общественно-политической жизни (20-30-е годы) / Под. ред. В. Плоских. - Бишкек, 2001.

THE ROLE OF THE INTELLIGENTSIA IN THE ERA OF GLOBALIZATION:

MODERN CHALLENGES

N.K. Abdyldaeva, Candidate of Political Sciences, police Major, Professor Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article is an analytical study on the role of the intelligentsia in politics in the modern era of globalization. The author analyzes the modern challenges faced by the intelligentsia in the context of global changes, and also examines the dynamics of its influence on political processes. The article highlights the main aspects and recommendations for understanding the essence and role of the intelligentsia in the modern political environment.

Keywords: globalization, modern challenges, intelligentsia, political culture, sociological research, democratization process, worldview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.