Научная статья на тему 'Роль интеллектуального капитала в инновационно-инвестиционном потенциале промышленных предприятий Луганской области'

Роль интеллектуального капитала в инновационно-инвестиционном потенциале промышленных предприятий Луганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАПИТАЛ / СОБСТВЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION-INVESTMENT POTENTIAL / CAPITAL / PROPERTY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топух Игорь Павлович, Параконный Станислав Витальевич, Андреев Андрей Васильевич

Выделены подходы к пониманию инновационно-инвестиционного потенциала предприятия. Обобщены факторы формирования инновационно-инвестиционного потенциала предприятия. Определена роль интеллектуального капитала в формировании и использовании инновационно-инвестиционного потенциала предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of intellectual capital in innovation-investment potential of industrial enterprises of Lugansk region

The approaches to understanding innovation-investment potential of an enterprise are selected. The factors of forming innovation-investment potential of an enterprise are generalized. The role of intellectual capital in forming and using innovation-investment potential of an enterprise is defined

Текст научной работы на тему «Роль интеллектуального капитала в инновационно-инвестиционном потенциале промышленных предприятий Луганской области»

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ И.П. Топух, соискатель, С.В. Параконный, ассистент, А.В. Андреев, соискатель Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, г. Луганск

Выделены подходы к пониманию инновационно-инвестиционного потенциала предприятия. Обобщены факторы формирования инновационно-инвестиционного потенциала предприятия. Определена роль интеллектуального капитала в формировании и использовании инновационно-инвестиционного потенциала предприятия

На современном этапе развития экономических отношений предприятия разрабатывают и стремятся реализовать инновационные проекты, которые требуют инвестиционных вложений. Для инвесторов существует возможность широкого выбора объектов инвестирования, которые владеют, на их взгляд, стратегическим потенциалом роста, возможностями получения дохода или другой выгоды от проведенных вложений в инновации. Предприятия, уровень инновационно-инвестиционного потенциала которых отвечает необходимым параметрам, получают приоритетную возможность использования инструментов инвестиционного рынка для достижения поставленной цели.

Необходимость формирования подходов к обеспечению инновационно-инвестиционного потенциала предприятия предопределяет актуальность данной публикации.

На основе анализа теоретических предпосылок определены основные толкования понятия "инновационно-инвестиционный потенциал предприятия". Можно выделить три основных подхода: инновационно-инвестиционный потенциал предприятия как потенциал развития, при котором всем владельцам капитальных ресурсов обеспечивается нормальный гарантированный уровень экономического дохода от внедрения и реализации инноваций; инновационно -инвестиционный потенциал предприятия как функционально зависимую от наличия или отсутствие инновационных и инвестиционных факторов производства и ограниченную рядом условий степень привлекательности данного объекта для инвестиции; инновационно-инвестиционный потенциал предприятия как физическая возможность и готовности субъекта ведения хозяйства воспринять инвестиционные средства и направить их в инновационную деятельность.

Инновационный процесс основан на разработке и внедрении инноваций. Процесс инвестирования строится на анализе альтернатив, наличие которых определяется как внешними условиями, так и разработками самого инвестора, а их реализация связана с возможностью финансирования из разных источников собственного и ссудного капитала. Потому необходимо анализировать не отдельные инвестиционные проекты, а систему инвестиций, и обусловливать их реализацией инвестиционные действия.

Инновационно-инвестиционный потенциал предприятий формируется под воздействием разных взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов. Для разработки адекватной модели обеспечения инновационно-инвестиционного потенциала предприятия необходимо прежде всего сформулировать систему факторов, которые влияют на него. Вся совокупность факторов внутренней среды, которые влияют на обеспечение инновационно-инвестиционного потенциала предприятия подразделяется на четыре группы: производственный потенциал, финансовый потенциал, интеллектуальный потенциал, инновационный потенциал как потенциалы соответствующих видов ресурсов.

Оценка и анализ инновационно-инвестиционного потенциала предприятий Луганской области показали, что большинство из них остро требуют проведения мероприятий по управленческой корректировке инновационно-инвестиционного потенциала.

Главная роль в формировании и использовании инновационно-инвестиционного потенциала предприятия на наш взгляд принадлежит интеллектуальному капиталу. Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гелбрейт. В 1990-х годах благодаря работам Т. Стюарта это понятие получило распространение. Развитие теоретических принципов исследования концепции интеллектуального капитала отображения во многих роботах отечественных и зарубежных ученых [1-6]. Фундаментальные аспекты этой научной проблемы изучали в своих трудах Е. Брукинг, Л. Едвинсон, Г. Мелоун, П. Салливан, О. Бутник-Сиверский, А. Гапоненко, О. Гришнова, В. Иноземцев, Л. Федулова, А. Чухно, И. Мойсеенко, Г. Демчишин.

Интеллектуальный капитал (от лат. тйИеСиа^ сар11аИ8 - умственный главный или главные познания) - это одна из разновидностей капитала, который имеет соответствующие признаки капитала и одновременно воспроизводит характерную лишь ему специфику и особенности.

Экономический, социальный и научно-технический прогресс в мире породили вполне исключительный вид товарного производства, при котором объектом покупки-продажи становится не обычный, всем привычный продукт, который имеет материальную оболочку, а сугубо интеллектуальный

продукт невещественного характера, который выступает в виде прав на товарные знаки фирмы, программы или базы данных, патенты на изобретения, промышленные образцы, "ноу-хау". Решающее значение приобретают следующие важнейшие компоненты интеллектуального капитала, а именно: усовершенствование технологий; организация и управление производством; внедрение инноваций. Свойства этого нового товара весьма специфические, а процессы разработки, производства, распространения, использования, обслуживания очень своеобразны, и их познание требует проведения глубоких исследований комплексного характера.

Рыночное признание получили вложения в человеческий капитал, в НИОКР, торговую марку, интеллектуальную собственность, квалификацию менеджеров, отношения с потребителями и поставщиками, внутрифирменную культуру. Если попробовать свести эти свойства компаний к одному знаменателю, то все это разные формы знаний. В практике и теории менеджмента возникла абсолютно новая область -управление интеллектуальными активами, знанием. Интеллектуальная собственность и другие невещественные активы предприятий все чаще составляют основу богатства, которое создает общество. Прямые экономические потери от явного недоиспользования интеллектуального потенциала в производстве весьма большие, а объекты интеллектуальной собственности в отечественной хозяйственной практике еще не стали действительно полноценным товаром, который приносит значительный доход.

При использовании интеллектуального капитала в инновационно-инвестиционном потенциале предприятий важнейшее значение приобретает такая его составляющая как собственность на результаты использования. В традиционном понимании собственность рассматривается как юридическое понятие. Лишь незначительная часть собственности как экономической категории находится непосредственно в практике жизнедеятельности системы ведения хозяйства, ее самая главная, сущностная часть лежит в самой сложной системе зависимостей социально-экономических отношений общества.

Отношения по поводу собственности на факторы производства (труд, капитал, земля, информационные и интеллектуальные ресурсы) всегда играли существенную роль в организации и социально -экономическом характере производства и были определяющим моментом для понимания принципа распределения материальных и духовных благ. Более того, без понимания сущностных аспектов собственности, знания ее основных типов, видов и форм не представляется возможным в полной мере выяснить содержание экономики, основу которой составляют рыночные отношения.

Владение это базовый момент отношений собственности. Следует учитывать, что объекты владения разделяются на факторы, условия и средства производства, с одной стороны, и потребительские блага, из другой. Лицо, которое приобрело условия производства, получает особенный монопольный статус по отношению к другим членам общества, тем самым получая в обществе экономическую власть. В современных условиях такими монополистами являются владельцы уникальной информации на рынке.

Сущность отношений использования (полного хозяйственного ведения), которые имеют место в правовой системе, заключается в передаче владельцем предприятия прав на управление наемному руководителю (менеджеру). В этом случае владелец предприятия (средства производства) лично не занимается творческой деятельностью, предоставляя право другим лицам на основе договора владеть и пользоваться данным имуществом. Примером таких отношений является аренда - договор о предоставлении имущества какого-то человека (владельца) напрокат другому лицу за определенную плату. Экономическое значение распоряжения заключается в процессе "отчуждения-присвоения", то есть в реализации лица, которое владеет объектом собственности, права распоряжаться как этим объектом, так и присваивать результаты от его использования. На первый план выходят не формальные права собственности, а реальный контроль над распределением результатов инвестиций и нововведений. Отсутствие такого контроля лишает предпринимателя стимулов к улучшению производства.

В каждом товаре заложены результаты интеллектуальной деятельности конкретных людей. Это научно-технические, коммерческие или организационные решения, в результате которых в продукции появились необходимые потребительские свойства и ее стали покупать. Используя только привычные управленческие, технологические, экономические рычаги при планировании, производстве, выработке стратегии и других действиях, связанных с управлением предприятием и его активами для получения наилучшего результата - увеличения прибыли, необходимо вовлекать в хозяйственный оборот и использовать все инструменты, которые есть у предприятия, основными из которых могут стать объекты интеллектуальной собственности и права пользования ими.

Следует отметить, что процесс коммерциализации результатов НИОКР в условиях рыночной экономики принципиально отличается от действующей в советские времена системы внедрения научных разработок в производство, что требовало от ученых доведения каждого исследования до практического использования. В итоге тратились огромные средства и усилия на создание образцов техники и технологий, которые не находили потребителя и не использова-

лись в массовом производстве. Легкость получения бюджетных средств на НИОКР создавала благоприятные условия для проведения исследований и разработок, которые не нуждаются практической реализации.

Можно выделить ряд признаков, которые являются общими для всех объектов интеллектуального капитала. Все объекты интеллектуального капитала являются результатами или проявлениями деятельности ума, непосредственным проявлением человеческого таланта в области науки, техники, литературы, искусства. Именно поэтому такого рода собственность отражается как "интеллектуальная". Результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и другие продукты человеческого труда. Они могут быть предметом трудовых контрактов, договоров покупки-продажи, передачи прав для использования другими субъектами, то есть могут быть включены в товарооборот на коммерческих условиях, давать полезный эффект (экономический, социальный), удовлетворять личные и общественные потребности. Субъект может осуществлять присвоение этих невещественных объектов своей властью и в своих интересах. Соответственно, он определенным образом осуществляет владение, пользование, распоряжение.

Предметы интеллектуальной деятельности выступают носителями определенной информации. Это - новые решения технических задач (изобретения, промышленные образцы), или сведения о продуценте (товарный знак, знак обслуживания), о месте производства товара. Сама информация имеет невещественный характер и, только по воплощению в объектную форму, в техническую документацию, текст, графический знак, символ, может быть включена в научно-технический и коммерческий оборот как интеллектуальный продукт.

Расходы на тиражирование результатов интеллектуальной деятельности обычно незначительные в сравнении с расходами на создание объектов интеллектуального капитала, которые требуют, как правило, намного больше времени, средств и творческих усилий, чем копирования и использования объектов интеллектуального капитала. Интеллектуальные продукты не подлежат физическому износу и не исчезают в процессе потребления. Результаты интеллектуальной деятельности могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц: не только владельцами данного интеллектуального продукта, но и не владельцами после приобретения ими соответствующих прав.

Особенное внимание в последнее время уделяется перспективным идеям бизнеса. С коммерческой точки зрения часто оказывается более выгодным непосредственно реализовать перспективную идею бизнеса, и опередив конкурентов, вывести на рынок новую продукцию, полученную от использования

этой идеи. Бизнес-идея является интеллектуальным продуктом, который имеет право принимать участие: в процессе продажи, приобретения, залога; быть предметом взноса в уставный фонд как финансовый взнос; служить объектом наследования, дарования.

Некоторые неощутимые активы (технологии, ноу-хау, информация) так же, как и физические, могут быть приобретенными путем их покупки-продажи, переданными в аренду, вложенными в уставный капитал, переданными предприятию бесплатно. Но к их числу нельзя отнести такие важны элементы, как имидж или организационную культуру предприятия. К тому же, данные активы иногда в большей степени влияют на уровень дополнительной стоимости, чем материальные активы. Нематериальные активы так же, как и физические, аккумулируются, главным образом, внутри предприятий. Однако создание и аккумуляция некоторых нематериальных активов (репутация, отношения партнерства, маркетинговые и дистрибьюторские каналы) по инициативе предприятия осуществляются и во внешней среде. Большинство нематериальных активов, аккумулированных на предприятии, являются его собственностью, но, некоторые из них (производственный опыт, знание, навыки) относиться к таким не могут, поскольку не могут быть отчуждены от своих носителей, то есть - сотрудников предприятия. С другой стороны, предприятие может использовать в качестве свои активы некоторые информационно-интеллектуальные факторы, которые формально не являются объектами ни одной собственности. В связи с существенными отличиями свойств материальных и нематериальных активов процессы их формирования и использования также значительно отличаются.

Состав нематериальных активов предприятия следует рассматривать намного шире определенного бухгалтерскими трактовками и инструкциями поскольку существует большая группа факторов информационно-интеллектуального характера, которая включает объекты, которые не идентифицируются правом собственности или расходами на их приобретение и создание. Эти активы расширяют возможности предприятия не за счет использования прав владения, пользования, распоряжения, а за счет уникального информационного характера (репутация, корпоративная культура, знание общего и специального характера, опыт, организационная структура). Уникальность - единственный фактор конкурентоспособности предприятия, который невозможно приобрести на ресурсном рынке, а уникальное сочетание информационно-интеллектуальных элементов является продуктом творческой деятельности самого предприятия. Таким образом, в составе объектов нематериальных активов (собственности) можно выделить две основных группы: интеллектуальные активы (собствен-

ность) и права собственности или другие права на эти активы.

При создании юридическими и физическими лицами изобретений и других объектов интеллектуального капитала перед их владельцами неминуемо возникает вопрос о путях оптимального использования данных объектов. Самым эффективным способом представляется использование объекта интеллектуального капитала в своем производстве. Ведь в этом случае вся прибыль от использования объекта интеллектуального капитала остается у промышленного предприятия, которое владеет исключительными правами на эти объекты. Однако, существует ряд причин, через какие применения промышленным предприятием в своем производстве собственных объектов интеллектуального капитала может быть затруднено:

на промышленном предприятии отсутствует возможность финансировать производство, которое использует собственный объект интеллектуального капитала;

стоимость продукции, произведенной с использованием собственных объектов интеллектуального капитала, будет очевидно высокой для того, чтобы обеспечить необходимый объем реализации;

производство продукции не отвечает профилю основной деятельности предприятия.

Таким образом, важнейшим фактором, который влияет на формирование инновационно-инвестиционного потенциала предприятия является интеллектуальный капитал. Представляется необходимым рассмотреть интеллектуальный капитал работников предприятия как активно функционирующую систему в ее внешних и внутренних взаимосвязях. При этом исследованию подлежат состав интеллектуального капитала, внешние факторы, которые влияют на него, а также внутренние факторы, от которых зависит его реализация.

Особенную роль при формировании интеллектуального капитала, и в конечном итоге, инновационно -инвестиционного потенциала предприятия играет

управленческий потенциал, который определяет уровень и качество управления. Своевременно принятое управленческое решение может сыграть значительную роль в повышении инновационно-инвестиционного предприятия, с помощью снижения негативного влияния одних факторов и повышения позитивного действия других.

Литература

1. Бутшк-Оверський О.Б. 1нтелектуальний каттал (теоретичний аспект). [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.ipdo.kiev.ua/files/articles.

2. Городянська Л.В. Управлшня штелектуальним кашталом i забезпечення щдприемств штелектуаль-ними ресурсами / Л.В. Городянська // Актуальш про-блеми економши. - 2008. - № 1. - С. 127-132.

3. 1лляшенко С. Сутшсть, структура i методичш основи оцшки штелектуального капталу шдприем-ства / С. 1лляшенко // Економiка Украши. - 2008. - № 11. - С. 16-26.

4. Кошулько О.П. Взаемозв'язок людського й штелектуального капiталiв для економiчного щдне-сення шдприемств / О.П. Кошулько, С.В. Сладка // Економша. Фшанси. Право. - 2008. - № 11. - С. 6-9.

5. Орлова Т. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, виды / Т. Орлова // Проблеми теори i практики управлшня. - 2008. - № 4. - С. 109-118.

6. Терон 1.В. 1нтелектуальний каштал як основне джерело багатства в постшдус^альному суспiльствi / 1.В. Терон // Формування ринкових вiдносин в УкраЫ. - 2007. - № 7. - С. 90-94.

® 050-913-36-84

E-mail: galgash@mail.ru

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный потенциал, капитал, собственность, предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.