Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность как современный фактор развития региональной хозяйственной системы'

Инвестиционная привлекательность как современный фактор развития региональной хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / INTANGIBLE RESOURCES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юссуф А. А.

Статья посвящена определению содержания необходимых условий развития региональной хозяйственной системы с учетом специфики инновационной экономики. Предлагается система оценки инвестиционной привлекательности региональной хозяйственной системы, которая позволяет характеризовать не только инвестиционный потенциал и уровень инвестиционного риска в регионе, но и качество его стратегического и административного ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS AS A FACTOR IN THE MODERN DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

The article is devoted to the definition of the necessary conditions for the development of regional economic system taking into account specificity of innovative economy. The author introduces a system of evaluation of investment attractiveness of the regional economic system, which allows to characterize not only the investment potential and the level of investment risk in the region, but also the quality of its strategic and administrative resources.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность как современный фактор развития региональной хозяйственной системы»

тых из совершенно иных источников. Скорее всего, все эти многочисленные термины и определения действительно обозначают одно и то же понятие, только с известной степенью вариации одних и тех же слов. Объединив все вышеизложенное, можно дать такую характеристику перевозкам:.

1. Смешанной перевозкой называется перевозка грузов с участием как минимум двух видов транспорта.

2. Смешанная перевозка, осуществляемая по единому перевозочному документу, под ответственностью одного перевозчика или оператора называется прямой смешанной перевозкой

3. Если в процессе такой перевозки происходит пересечение хотя бы одной государственной границы, то такая смешанная перевозка называется международной.

4. Термины «комбинированная», «мультимодальная перевозка» являются синонимами понятия прямой смешанной перевозки.

5. Интермодальная перевозка - сегмент смешанной перевозки, при котором перевозка грузов в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегруза самого груза при смене вида транспорта.

Литература:

1. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции)/ Левиков Г.А., Тарабанько В.В..- М.: РосКонсульт, 2004.

2. Мультимодальные и интермодальные перевозки/ Милос-лавская С.В., Плужников К.И. Учебное пособие.-М.: РосКонсульт, 2001.

3. Логистика: управление в грузовых транспортно-логисти-ческих системах. Учебное пособие. /Миротин Л.Б. —М.: Юристъ, 2002.

4. Сервис на транспорте: Учебное пособие./ Николашин В.М -М.: Academia, 2004.

5. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учебное пособие. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э./-М.: Academia, 2005.

6. Транспортная лингвистика/А.Голубчик- Логистик&Систе-ма , 2011.

7. Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов » от 24.05.1980

8. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (ГК РФ), действующая редакция от 01.09.2013

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Юссуф А.А., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.

Столетовых

Статья посвящена определению содержания необходимых условий развития региональной хозяйственной системы с учетом специфики инновационной экономики. Предлагается система оценки инвестиционной привлекательности региональной хозяйственной системы, которая позволяет характеризовать не только инвестиционный потенциал и уровень инвестиционного риска в регионе, но и качество его стратегического и административного ресурсов.

Ключевые слова: региональная хозяйственная система, нематериальные ресурсы, инвестиционная привлекательность, инновационная экономика.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS AS A FACTOR IN THE MODERN DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Yssuf A., The post-graduate student, Management and Marketing chair, Vladimir State University under the name of A.G. and N.G. Stoletovs

The article is devoted to the definition of the necessary conditions for the development of regional economic system taking into account specificity of innovative economy The author introduces a system of evaluation of investment attractiveness of the regional economic system, which allows to characterize not only the investment potential and the level of investment risk in the region, but also the quality of its strategic and administrative resources.

Keywords: regional economic system, intangible resources, investment attractiveness, innovative economy.

Качество жизни россиян зависит от социально-экономической ситуации в региональной хозяйственной системе. Региональная наука развивается под влиянием таких условий, как развитие постиндустриального общества, глобальной информатизации действительности, экономики знаний, повышении роли человека, активизация инновационных процессов в результате технического, социального, культурного и духовного прогрессов. Основа современных преобразований в регионах - формирование и рациональное использование нематериальной составляющей региональной хозяйственной системы. Научное осмысление происходящих изменений до сих пор не нашло должного развития в теории и практике региональной экономики.

Важнейшим постулатом экономической теории остается тезис о первичности и самодостаточности материального подхода как причины и главной движущей силы всех хозяйственных процессов в регионе. Вместе с тем, целый ряд новейших научных исследований, как в экономике наиболее развитых стран мира, так и в России, указывает на то, что в последние десятилетия стали формироваться новые менталитеты, ценности и потребности человека, по сути своей, имеющие нематериальную природу, и, как следствие, трансформирующие структуру современного регионального хозяйства. Формирующийся тип сознания и парадигма поведения современной личности во многом выходят за рамки традиционного понимания homo economicus, существующего со времен А. Смита.

Несмотря на возросшую роль нематериальной составляющей в современной структуре регионального хозяйства, большинство областей теории экономики нематериальных элементов хозяйствен-

ных систем остаются малоисследованными. В полной мере это относится и к пониманию сущности нематериальной составляющей регионального хозяйства. Без достаточного внимания со стороны экономической и управленческой наук оказалось исследование в единстве материальной и нематериальной составляющих хозяйственной системы региона. Но решение этого вопроса необходимо и обусловлено следующими причинами.

1. Во всех регионах стремительно растет доля занятых в нематериальном производстве, а производимые в его пределах общественные блага считаются частью регионального внутреннего продукта. При этом значительно изменяется структура как материального, так и нематериального производства. Производство нематериальных благ, нематериальных активов, имеющее прямое отношение к формированию общественного сознания, становится мощной материальной силой и фактором выхода на новую качественную стадию развития производительных сил. Сегодня без преувеличения можно сказать о том, что только эта сфера способна изменить место и роль регионов и России в современном мире, отношение к России международного сообщества. Только на основе развития нематериального производства возможно участие России, её регионов в мировой торговле, позволяющее реализовать свои конкурентные преимущества в тех отраслях, где страна достигла мировых высот. В общественном сознании необходимо формировать представление о реальном богатстве нации. Им является интеллект, воплощаемый в наукоемких материальных и нематериальных благах.

2. В XXI веке наблюдаются тенденции перехода от «индустриального общества», с господством материального капитала к «по-

Таблица 1. Сравнение материального и нематериального ресурсов региональной хозяйственной системы1

Сравниваемые признаки

Ресурс

Материальный

Нематериальный

Природа

Материал!,пая

Нематериальная

Отношение ко времени

Затраты в прошлом

Результаты а будущем

Формирование

На основе сложения отдельных элементов

За счет синергетического эффекта

Опенка

Преимущественно финансовая

Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок

Право владения и собственности

Организация владееи всем капиталом

г Организация владеет капиталом лишь частично

стиндустриальному», с главенствующей ролью нематериальных ресурсов (информации, знаний, связей), изменяющих структуру общественного производства и обладающих своеобразной стоимостью, полезностью и ценностью, способных экономически конвертироваться в любую, необходимую для удовлетворения потребностей форму.

Понятие «нематериальные ресурсы» состоит из двух составляющих: «нематериальный» и «ресурсы». Прежде всего, представляется необходимым определить критерии материальности (вещности) и нематериальности (неосязаемости) рассматриваемых нами ресурсов материального и нематериального производства, которые являются универсальными для теоретического исследования сущности нематериальных ресурсов как компании/организации, так и для региона. Следует отметить, что предлагаемая нами классификация является самостоятельной относительно существующего разделения ресурсов на «материальные» и «нематериальные».

В таблице 1 дана сравнительная характеристика материального и нематериального ресурсов.

Одна из современных трактовок категории «ресурс» определяет, что он является «одним из четырех факторов производства, представленного всеми средствами производства, которые используются людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания и сооружения. Наряду с капиталом в ряду факторов производства -труд, земля, природные ресурсы»2.

Следуя данной трактовке, можно утверждать, что в этом смысле нематериальный ресурс, являясь разновидностью ресурса, также является фактором производства.

Исходя из данных определений, можно сказать, что нематериальные ресурсы региона - это не вещь, не материальный объект, а совокупность непрерывно воспроизводящихся нематериальных объектов и отношений, используемых в производстве и реализации экономических и социальных благ хозяйственной системы региона. Сущность категории «нематериальные ресурсы региона» -это задействованные в материальном и нематериальном производстве ресурсы, приносящие доход, превышающие реальные экономические затраты на его использование и способные участвовать в воспроизводственном процессе в невещественной форме.

«Нематериальные ресурсы региона» - любые ресурсы региона, которые состоят из нематериальных капиталов компаний и организации, не имеющие вещественно-материального субстрата (как измеряемые, так и нет), и используемые в хозяйственной деятельности для реализации стратегии развития, а также специфических нематериальных элементов, необходимых для реализации функций региональной социально-экономической системы. Владельцами нематериальных ресурсов могут являться как регион в рамках принадлежащей государству, региону и муниципалитетам собственности, так и предприятия в рамках имеющегося на балансе имущества и сотрудникам в части компетенций, знаний. Кроме того, владельцами нематериальных ресурсов могут нетрудоспособные жители региона (одарённые дети, ученики, студенты, пенсионеры, трудоспособные инвалиды), обладающие инновационным потенциалом, который может быть задействован в части социальных контактов, а также сотрудники общественных организаций.

Рассмотрим классификацию видов нематериальных ресурсов региона, Основные признаки классификации - виды нематериального капитала, уровень региональной системы (регион, предприятие), возможность формализации, учет на балансе хозяйствующих

субъектов, соответствие стратегии развития региона и другим признакам.

В экономической литературе широкое освещение видов нематериального капитала нашло только на уровне компаний, организаций (предприятий). Авторы обычно выделяют несколько типов и видов нематериального капитала на данном уровне:

• человеческий капитал (знания и умения персонала);

• структурный капитал (внутренний и внешний);

• интеллектуальная собственность: изобретения, копирайты, торговые марки, торговые секреты, патенты, технологии, лицензии.

Под человеческим капиталом они понимают совокупность знаний, связей и компетенций, которые имеют работники организации. Компетенции делятся на профессиональные; социальные (способность налаживать связи внутри организации); деловые (способность налаживать связи с внешним окружением).

Структурный капитал состоит из двух частей:

1) внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы обмена информацией и применения общего знания, системы и процессы управления, позволяющие концентрироваться на стратегии и приспособлять ее к условиям среды;

2) внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами называют еще клиентским капиталом).

Интеллектуальная собственность включает следующие группы формализованных элементов нематериального капитала:

- объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; произведения науки, литературы и искусства; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио-или телепередач)

- объекты промышленной собственности, в том числе патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

- средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания (зарегистрированные и незарегистрированные), наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, деловая репутация (гудвил).

Вместе с тем, в действительности существуют и неформализованные элементы нематериальных ресурсов, которые необходимо учитывать и на уровне кампаний, организаций, и на уровне региона. Например, имидж.

В экономической литературе превалирует мнение, что вместе все три вида капитала составляют интеллектуальный капитал компании, организации. Но ряд авторов зачастую смешивают понятия человеческого и интеллектуального капитала и разделяют человеческий и интеллектуальный капитал. Это происходит потому, что эти понятия выступают как «взаимопроникающие». С одной стороны, интеллектуальный капитал - часть человеческого, с другой, он более сложное понятие, чем часть человеческого капитала, поскольку включает в себя структурную часть общего капитала в виде накопленного нематериального потенциала общества, созданного трудом прошлых периодов.

Специфика региональной хозяйственной системы требует идентификации таких элементов нематериальных ресурсов на уровне региона, как стратегический и административный ресурсы,

инновационный потенциал. Кроме того, на уровне региона в человеческий капитал добавляются знания и инновационный потенциал нетрудоспособного населения, компетенции, знания государственных служащих, членов общественных организаций.

Нематериальный ресурс региона, как было рассмотрено ранее, является результатом взаимодействия материального и нематериального капитала хозяйствующих на его территории субъектов экономической системы, природно-климатическими условиями, территориальной организацией и социальными сетями между бизнес - сообществом, общественными организациями, органами региональной и муниципальной власти.

Стратегический ресурс во всей совокупности нематериального капитала региона имеет первостепенное значение, административный - обеспечивающим по отношению к нему. Инновационный потенциал характеризует способность региональной социально - экономической системы к развитию и самообновлению. Инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность различных объективных и субъективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения и эффективность использования инвестиций в хозяйственную систему региона с целью формирования его материальных и нематериальных ресурсов.

Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.

Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

2. Инвестиционную привлекательность самой региональной хозяйственной системы. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения, стратегический и административный ресурс и т.д.

При изучении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).

Оценивая уровень инвестиционной привлекательности в регионе, определим главные его составляющие. По мнению большинства ученых, это инвестиционный потенциал и инвестиционный риск3. Некоторые ученые предлагают выделять третью составляющую - законодательные условия в регионе рассматривать ее в составе инвестиционного риска4.

Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Инвестиционный риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования. В научной литературе выделяют множество критериев оценки инвестиционного риска. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или страну. Уровень инвестиционного риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной, законодательной, экономической, финансовой, экологической

и криминальной ситуации в регионе. Не менее важной составляющей инвестиционного риска является кредитный риск.

В современной экономической литературе нашел отражение и другой подход к оценке инвестиционной привлекательности реги-она5. Принципиальная особенность данной типологии российских регионов по инвестиционной привлекательности заключается в том, что все инвестиционное пространство страны рассматривается в координатах «инвестиционный климат регионов - инвестиционная активность в регионах», а не в координатах «инвестиционный потенциал регионов - инвестиционный риск в регионах», получивших широкую известность в существующих типологиях (рейтингах) инвестиционной привлекательности климата регионов РФ. В соответствии с данным подходом предложена система измерителей инвестиционной привлекательности, включающая:

• инвестиционный потенциал;

• инвестиционный риск;

• качество использования нематериального ресурса региона (стратегического и административного ресурсов, инновационного потенциала).

Перед современной региональной наукой стоит серьезная проблема рационально задействовать в практике все ресурсы, которыми обладает региональная хозяйственная система.

Литература:

1. Захарова, Н. А. Инновационное развитие регионов в современных условиях хозяйствования / Экономика и право: проблемы и тенденции. - 2008. - №5.

2. Лукманов Ю.Х. Региональный менеджмент инвестиций. -СПб, Наука, 2003.

3. Некрасова, А.Е. Мировой опыт и проблемы формирования национальной инновационной системы в России: региональный аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://com-nauka.isea.ru/flles/s2/43%20Некрасова.pdf

4. Программа «Региональное развитие Российской инновационной системы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zubarev.info/nis

5. Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. - М.: МАКС Пресс, 2009.

6. Ройзман И., Гришина И., Шахназаров А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики // Инвестиции в России. - 2003. - № 3.

7. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса Вестник Академии №4, 2012

8. Сумма региональных стратегий // http://www.raexpert.ru/ ratings/regions/2009/partl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федосова Р.Н., Хокшанова Е.П, Пименов С.В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учётом социальных приоритетов //Региональная экономика: теория и практика. 2009, № 11.

10. Федосова Р.Н. Вестник Академии 2013г. № 1

11. http://www.finekon.ru/inv%20privl%20regionov.php

1 Составлена автором

2 Долан Дж., Домненко Э. Англо - русский словарь -

3 http://www.finekon.ru/inv%20privl%20regionov.php

справочник. -М.: Лазурь, 2004. с.13

4 Программа «Региональное развитие Российской инновационной системы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zubarev.info/nis

5 Захарова, Н. А. Инновационное развитие регионов в современных условиях хозяйствования; Лукманов Ю.Х.Региональный менеджмент инвестиций; Некрасова, А.Е. Мировой опыт и проблемы формирования национальной инновационной системы в России: региональный аспект; Ройзман И., Гришина И., Шахназаров А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики; Федосова Р.Н., Хокшанова Е.П, Пименов С.В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учётом социальных приоритетов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.