Научная статья на тему 'Роль интегрированных систем менеджмента в обеспечении инновационно-инвестиционной модели развития крупных отраслевых корпораций'

Роль интегрированных систем менеджмента в обеспечении инновационно-инвестиционной модели развития крупных отраслевых корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КРУПНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / INSTITUTIONAL MODELING / INTEGRATED MANAGEMENT / LARGE NETWORK CORPORATIONS / INNOVATIVE AND INVESTMENT MODEL OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева О. В.

В статье представлена концептуальная модель интегрированных систем менеджмента как инструмент углубления взаимодействия крупных корпоративных воспроизводственных структур при реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития на различных уровнях и в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of integrated systems of management in providing innovative and investment model of development of large network corporations

The article presents the results of an integrated systems framework of management as an instrument of deepening of interaction of large corporate reproductive structure at realization of innovative and investment strategy of development at various levels and in various forms.

Текст научной работы на тему «Роль интегрированных систем менеджмента в обеспечении инновационно-инвестиционной модели развития крупных отраслевых корпораций»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

43

РОДЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА Б ОБЕСПЕЧЕНИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КОРПОРАЦИЙ

АНДРЕЕВА О.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения,

e-mail: a_o_v@mail.ru

В статье представлена концептуальная модель интегрированных систем менеджмента как инструмент углубления взаимодействия крупных корпоративных воспроизводственных структур при реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития на различных уровнях и в различных формах.

Ключевые слова: институциональное моделирование; интегрированный менеджмент; крупные отраслевые корпорации; инновационно-инвестиционная модель развития.

The article presents the results of an integrated systems framework of management as an instrument of deepening of interaction of large corporate reproductive structure at realization of innovative and investment strategy of development at various levels and in various forms.

Keywords: institutional modeling; integrated management; large network corporations; innovative and investment model of development.

Коды классификатора JEL: O31, O32.

В современных условиях крупные российские корпорации проходят стадию реформирования, основанную на системных изменениях модели видения бизнеса. Для крупных отраслевых корпораций ключевыми инструментами модернизационных изменений выступают развитие систем менеджмента человеческого капитала и развитие профессиональных компетенций на основе построения комплексной системы управления знаниями.

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход крупных компаний от продуктовой стратегии к клиентоориентированной, сервисориентированной, основанной на использовании новых маркетинговых технологий и инструментов. Клиентоориентированные стратегии роста характерны для постиндустриальной, сетевой экономики, фактором развития которой выступают информационные технологии и маркетинг.

Сервисная экономика отличается от индустриальной модели развития экономики. Главные различия состоят в следующем.

1. В сервисной экономике предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. В индустриальной же производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции.

2. В сервисной экономике меняется стиль менеджмента. Его отличительными особенностями становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация менеджмента, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике механизм менеджмента лишен гибкого маневра, что определяется иерархичностью вертикальных структур и их чрезмерной упорядоченностью и неповоротливостью. Современные партнеры стремятся создавать организационные структуры, которые отличались бы более развитыми горизонтальными связями в ущерб давящим инициативу вертикальным.

3. Резко усиливается роль неосязаемых атрибутов - комфорта, доброжелательности и внимания. Продавец устанавливает диалоговые отношения со своими клиентами и становится для них консультантом.

4. Успех в реализации современной сервисной стратегии, ориентированной на потребителя, зависит в решающей мере от опыта и способности работников. Для стимулирования их более внимательного отношения к покупателю делается упор на мотивацию персонала и обучение.

Для современной модели развития экономики важным фактором обеспечения конкурентоспособности и устойчивости компаний является укрупнение производственных и коммерческих структур. Это подтверждается высокой динамикой создания в условиях кризиса интегрированных бизнес-групп, финансово-промышленных групп, хол-

© О.В. Андреева, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

динговых компаний и других корпоративных объединений, формирование и развитие которых предполагает поиск новой модели управления.

Современные корпорации представляют собой динамичные целостные образования, состоящие из функциональных подсистем со специфическими свойствами. На смену управленческим иерархиям приходит командная работа, позволяющая специалистам с разными должностными обязанностями оперативно обмениваться информацией, повышать уровень компетенций и самосовершенствоваться. Система кадрового планирования ориентирована на решение стратегических задач крупных отраслевых корпораций и составляет основу их дальнейшего успешного развития.

Система управления знаниями позволяет не только преодолевать кризисные ситуации, но и является основой успешного развития отечественных корпораций в долгосрочном аспекте. Задача обеспечения конкурентоспособности компаний и постоянное развитие рынков делает необходимым совершенствование системы управления трудом и повышение его эффективности.

В настоящее время на первый план выходят неценовые факторы конкурентоспособности корпорации, конкурентные преимущества в виде новых продуктов и технологий становятся непостоянными. Продукты могут быть клонированы, технологии дублированы, новые мощности созданы заново. Главное конкурентное преимущество крупных отраслевых компаний основывается на разработке инновационно-инвестиционной стратегии развития и расширения навыков, компетенций, приобретенного опыта, инновационных возможностей, понимания рынка, баз данных и систем обмена информацией, т. е. состоит из элементов интеллектуального капитала.

Иными словами, в условиях глобальных изменений в производственных и информационных технологиях, широкого использования на практике достижений науки и позитивного накопленного опыта материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния крупных корпораций. Основными ресурсами конкурентоспособного развития крупных отраслевых корпораций становятся люди, знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция специалистов.

При проведении реструктуризации современные крупные отраслевые компании активно используют целый арсенал эффективных средств организационного проектирования и инновационного инструментария, включая стандарты на системы менеджмента, опирающиеся на методологию всеобщего менеджмента качества (TQM): ИСО серии 9000 (система менеджмента качества), ИСО серии 14000 (система экологического менеджмента) и др.

Конец XX-начало XXI вв. проходит под знаком TQM (Total Quality Management - тотальное управление качеством), принципиально нового подхода к управлению любой фирмой, нацеленной на качество менеджмента. Подход основан на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителей, запросов как сотрудников корпораций, так и общества в целом.

Стандарты в области систем менеджмента, раскрывающие принципы TQM, несмотря на определенные и естественные сложности с внедрением новой методологии, стали мировым консенсусом. Деловой мир принял их как глобальную концепцию, последовательно развивает и активно использует в виде разнообразных моделей (делового) совершенства, в том числе в рамках моделей бизнеса, моделей самооценки систем менеджмента и многочисленных национальных и региональных премий в области качества.

Вместе с тем в практике российского бизнеса отмечается недооценка роли методологии TQM и международных стандартов в области менеджмента при проведении реформирования, в связи с чем сфера менеджмента не получает преимуществ от достижений современной теории и практики управления. В крупных российских компаниях продолжает доминировать структурно-функциональный подход к организации производственной деятельности, в то время как реальная деятельность производственной системы, приносящая добавленную стоимость, не осуществляется вдоль линейно-функциональной иерархии. Она пронизывает корпорации в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем выходят за рамки отдельных подразделений и не входят в зону чьей-либо ответственности.

Подход, базирующийся на линейно-функциональной организации, имеет ряд ограничений в силу целого ряда причин, из которых можно выделить следующие: традиционная организация корпораций не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате, поскольку система оценки их деятельности оторвана от результативности работы холдинга в целом; затруднены процессы коммуникаций и горизонтальной координации между различными подразделениями корпорации, происходит искажение информации при ее передаче. Все это приводит к увеличению производственных издержек, большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений и к потере конкурентоспособности.

Для достижения конкурентоустойчивости бизнеса следует ориентировать сотрудников компании на расширение компетенций, определенность в целеориентированном бизнесе означает возможность выбора инструментов и методов принятия решений. Реинжиниринговые технологии выступают в качестве инструмента инновационноинвестиционного развития, следовательно, обеспечивают конкурентоспособную модель функционирования отраслевых корпораций, опирающуюся на новые технологии менеджмента.

Инновации в системе функционирования экономики выступают основой обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности производства. Именно они играют первостепенную роль в наращивании объемов реализации продуктов и услуг, расширении и развитии компаний инновационного типа, увеличении общественного капитала. Например, прирост национального дохода, по подсчетам зарубежных специалистов, за счет инноваций оценивается в размере 80-90% [4, с. 32].

РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ.

45

Благодаря использованию новшеств обеспечиваются качество продуктов и услуг и конкурентоспособность развития отраслевых корпораций, снижаются издержки. Инновационно-инвестиционная деятельность является первичным импульсом нарушения равновесия и придания экономическому механизму активной роли, повышает ее синергетический эффект.

Подобная тенденция способствует появлению в хозяйственной практике новых экономических процессов. Однако решающее значение здесь имеет не чисто экономический эффект, а социально-экономическая эффективность. Инновационная экономическая деятельность непосредственно входит в экономический механизм хозяйствования крупных отраслевых компаний, являясь важным фактором формирования конкурентных преимуществ.

Инновационно-инвестиционное корпоративное производство означает формирование особого рынка сервисных услуг, что и отражает преобразование сферы инновационного движения экономики в сферу конкурентной состязательности и роста стоимости капитала компании. Капитал представляет собой накопленные инвестиции. Его прирост и повышение качества обусловлены новыми инвестициями, которые образуются за счет сбережений в составе произведенного продукта. Норма сбережений в ВВП - важнейшая характеристика роста. Однако объем инвестиций в основной капитал, а именно они являются непосредственным ресурсом производства, может заметно отличаться от сбережений, в том числе за счет оттока капитала, выплат по долгам, прироста резервов и т.п. Отношение инвестиций в основной капитал к сбережениям - важная переменная роста, характеризующая трансформацию сбережений в инвестиции. Эффективность инвестиций зависит от их эффективности, отдачи на вложенный капитал.

Исследования западных ученых-экономистов, известные как теория «большого толчка» [8], выявили зависимость темпов экономического роста от нормы сбережений и объема инвестиций. В концепции Р. Харрода показаны условия, при которых без нарушения равновесия возможен быстрый рост благодаря увеличению инвестиций [6, с. 61]. Ученый определяет, что для этого гарантированный темп роста (при полном использовании производственных мощностей) должен быть ниже естественного (при полной занятости). В этом случае, как отмечает Р.М. Нуреев, образуется избыток трудовых ресурсов, который позволяет эффективно использовать инвестиции [3, с. 139]. Однако опыт показал, что при увеличении инвестиций равновесие неустойчиво.

Дальнейшие исследования были направлены на обоснование идеи модернизации экономики за счет крупного вливания капитала, способного перевести ее на новый уровень, после чего она выйдет на траекторию самоподдер-живающего роста. В рамках кейнсианской школы, скептически относившейся к рыночным силам, акцент делался на принудительные сбережения, стимулируемые налоговой и денежно-кредитной политикой государства.

По оценкам Х. Лейбенстайна, «минимальное критическое усилие» достигается, если уровень инвестиций в экономике достигает 12-15% национального дохода [9, с. 24]. С одной стороны, инвестиции повышают доходы, увеличивая спрос, а, с другой - создают стимулы для активизации деятельности.

Реализованной моделью теории «большого толчка» считался послевоенный план Маршалла для Европы, индустриализация в России, которая проводилась за счет принудительного накопления, сокращения потребления, т. е. нарушения всех основных пропорций, немыслимого в условиях рыночной экономики. В условиях модернизации российской экономики сбережения и инвестиции остаются ключевыми параметрами стратегии роста национальных компаний и народнохозяйственного комплекса.

Рост в конкретный период, если он подталкивается определенной экономической политикой, может противоречить задачам развития. Дж. Гортни называет следующие экономические институты, способствующие экономическому росту [2, с. 45]: надежные права собственности; стабильная валюта и цены; конкурентные рынки; свободная торговля с иностранцами, открытая экономика; оптимальный (обоснованный) размер государства.

Список экономических институтов, необходимых для реализации стратегии роста, по мнению Е.Г. Ясина, можно продолжить [7, с. 31]. К ним относятся:

S доверие между агентами экономики, обязательность партнеров;

S законность и правопорядок, доминирование правового решения деловых проблем над неформальными и силовыми;

S высокий уровень корпоративного управления;

S прозрачность компаний, внедрение международных стандартов финансовой отчетности;

S развитые финансовая и банковская системы, удовлетворяющие спрос на кредиты и инвестиции, содействующие ему;

S инновационная стратегия развития компании.

Для понимания сущности инновационных процессов экономическая теория пока не выработала единых методологических подходов к анализу структуры и основных составляющих инновационного потенциала корпорации, а также механизма его действия и использования. Например, одни авторы дают характеристику инновационного потенциала в поэлементно-ресурсном аспекте, определяя акцент только на определенных его блоках (таких как трудовые ресурсы, информационные, финансовые и материальные ресурсы) [1, с. 41]. «Интеллектуализация» инновационного потенциала [5, с. 29] посредством трудовых ресурсов формирует базовую основу его реализации, однако не затрагивает долгосрочные механизмы его функционирования.

Задачи повышения конкурентоспособности решаются через улучшение качества труда и продукции, что приводит к увеличению числа квалифицированных работников, углублению функциональной специализации и усложнению бизнес-процессов. Создаются подразделения и группы, способные решать задачи на высоком профессиональном уровне.

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Вместе с тем, чем больше в отраслевой корпорации специализированных подразделений, тем больше требуется усилий менеджмента для координации их деятельности. Для устойчивого развития бизнеса потоки работ, документов, денег, материалов должны быть согласованы друг с другом, а также с потенциалом трудовых ресурсов. В противном случае ресурсы компании будут использоваться неэффективно: работники и оборудование будут простаивать; произойдет «замораживание» средств, информации, материалов, готовой продукции; вырастут незавершенное производство и накладные расходы.

Увеличивающаяся потребность в регулировании (согласовании и координации) множества разнородных действий и процессов, осуществляемых на коротких отрезках времени, приводит к повышению роли процессного управления и принципиальным структурным изменениям в организационной системе, ростом уровня компетенций менеджмента.

Дополнительные возможности, приобретаемые крупными отраслевыми корпорациями, внедрившими стандартизированные системы менеджмента, состоят в повышении инвестиционной привлекательности компании, расширении возможностей и условий получения кредитов, усилении позиций при участии в тендерах и конкурсах, улучшении условий заключения контрактов, снижении вероятности рисков производственных и сбытовых потерь, получении возможности для более выгодных условий страхования рисков, сокращении в перспективе, по мере совершенствования системы менеджмента, производственных потерь, вовлечении персонала в решение вопросов менеджмента и его совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулов В., Рудаков П. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Управление компанией. 2006. № 4.

2. Гортни Дж. Пути экономического роста. М., 2001.

3. Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. М., 2001.

4. Посталюк М.П. Функциональная роль инновационных отношений в экономической системе // Проблемы современной экономики. 2006. № 1(17).

5. Радионова С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). М., 2007.

6. Харрод Р. Особенности роста бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 6.

7. Ясин Е. Рост и развитие российской экономики // Менеджмент сегодня. 2005.

8. Hagami Y. Development E^nomks From the Poverty to Wealth of Nations. Oxford, 1997.

9. Leibenstein H. Eсonomiс Baсkwardness and Eсonomiс Growth. Studies in the Theory of Eсonomiсs Development. N.Y., 1957. Р. 132. Цит. по: Р.М. Нуреев Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.