DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-2 УДК 332.1
РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Волошина Е.Ф.
В статье рассматривается влияние институциональных факторов на развитие экономики региона.
Цель: Выявить роль институциональных факторов в развитие экономики региона.
Метод и методология проведения работы: Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода.
Результаты: Кратко рассмотрены имеющиеся точки зрения представителей институционализма о сфере деятельности институтов и вкладе институциональных факторов в развитие экономики региона. Выделяются функции реализующиеся под действием институциональных факторов. Предложен авторский подход характеристики вклада институциональных факторов в развитие экономики региона. Выделены наиболее значимые эффекты действия институциональных факторов развития региона для бизнеса, домохозяйств, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: институциональные факторы; институт; экономика региона; экономические субъекты; органы местного самоуправления; государственные органы власти.
ROLE OF INSTITUTIONAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT
OF REGIONAL ECONOMY
Voloshinа E.F.
The article examines the impact of institutional factors to development of regional economy.
Purpose: Identify the role of institutional factors in the development of regional economy.
Methodology: We used scientific methods: analysis and synthesis, comparison, generalization, systematic approach.
Results: Briefly considered available representatives of institutionalism perspective on the scope of institutions and institutional factors contribution to the economic development of the region. Allocated functions are realized under the influence of institutional factors. The author's approach characteristics contribution of institutional factors in the development of regional economy. Most significant effects of a development of institutional factors in the region for business, households, government bodies and local authorities.
Keywords: institutional factors; Institute; the region's economy; economic actors; local authorities; public authorities.
Важным этапом формирования адекватных теоретических представлений о роли институциональных факторов в развитии экономики региона является анализ имеющегося теоретического задела. Полагаем целесообразным сориентировать его на выявление, во-первых, инвариантных функций институциональных факторов безотносительно уровня и сферы их действия, во-вторых, избирательных характеристик этих функций, отражающих роль названных факторов в развитии экономики региона.
Полагаем, что первый аспект исследования связан с систематизацией положений, выдвинутых представителями институционализма.
Д. Норт, давая общую характеристику институтов, отмечает их мотивирующую и стимулирующую роль, определяющую размах инвестиций в эти факторы [4, с. 708].
Важен также сделанный им акцент (со ссылкой на Р. Коуза) на то, что институты обусловливают трансакционные издержки, добавляемые к издержкам производства [4, с. 709]. Можно предположить, что их уровень и вектор изменения детерминированы действием институциональных факторов.
В этой связи приведем тезис еще одного представителя институциона-лизма - О. Уильямсона: «...основной целью и результатом функционирования экономических институтов ... является минимизация трансакционных издержек» [5, с. 466].
Важен сделанный О. Уильямсоном акцент на вклад институтов в снижение неопределенности: «. возрастание степени неопределенности делает более настоятельной разработку участниками сделки механизма разрешения проблем, так как параллельно с увеличением неопределенности будут возрастать и проблемы в контрактных отношениях, и поводы последовательных адаптаций к новым обстоятельствам» [5, с. 473].
Обратим внимание еще на одну установленную Д. Нортом сферу действия институтов - обеспечение экономических изменений: «В то время как подавляющее большинство принимаемых решений является рутинным и типовым, некоторые из них предполагают определенное изменение существующих «контрактов» - договоренностей, определяющих взаимоотношения между индивидами и организациями». Иногда подобное изменение может произойти в рамках действующей структуры прав собственности и политических норм; однако в ряде случаев новые контрактные отношения требуют соответствующих изменений правил. Равным образом постепенно изменяются или прекращают
свое существование нормы поведения, управляющие процессами обмена [4, с. 712].
Заметим, что Д. Норт самым главным, фундаментальным источником изменений считает обучение индивидов и руководителей организаций [4]. Полагаем возможным связать это утверждение с установленной им мотивирующей ролью институциональных факторов. Очевидно, что эта роль реализуется, прежде всего, посредством системы обучения, изменяемой самой и модифицирующей потребности экономических субъектов. Важен в этой связи, и другой его тезис: «Скорость экономических изменений представляет собой функцию темпов обучения, а направление этих изменений есть функция математического ожидания выигрышей от приобретения различных типов знаний»[4, с. 712].
Резюмируя, можно выделить ряд функций, реализация которых связана с действием институциональных факторов:
1. Мотивирование и стимулирование деятельности субъектов, разделяющих требования институтов.
2. Регламентация деятельности субъектов, обеспечиваемая посредством конституциональных и экономических правил, контрактных соглашений.
3. Снижение трансакционных издержек.
4. Обеспечение экономических изменений, связанное с деятельностью системы обучения.
5. Обеспечение воспроизводства новаций.
Для выявления избирательных характеристик содержания этих функций, отражающих роль названных факторов в развитии экономики региона, обратимся, прежде всего, к научным публикациям, авторы которых проводили исследования в этой предметной области.
Т.А. Вериш связывает роль институциональных факторов развития экономики субъектов РФ с формированием региональных инфраструктурных локализаций [2].
Ю.А. Ахенбах вклад институциональных факторов в развитие экономики регионов рассматривает в контексте формирования научно-производственных кластеров [1].
А.В. Соболев, раскрывая содержание процесса формирования экономического кластера, определяет ключевые позиции в нем мотивационным инструментам [6].
С.Н. Шевцова фокусирует внимание на использовании потенциала институциональных факторов в организации особых экономических зон и совершенствовании управления ими [7].
О.А. Джинджолия фиксирует вклад институциональных форм в обеспечение устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса [3].
Приведенный перечень научных работ может быть дополнен, однако, его достаточно для того, чтобы сделать ряд выводов.
Во-первых, имеющийся теоретический задел не содержит системной версии роли институциональных факторов в развитии экономики региона, поскольку в каждом конкретном исследовании внимание фокусируется на частном случае использования названных факторов (пространственная локализация бизнеса, его инфраструктурное обеспечение и др.). Вариант синтеза полученных при этом результатов вряд ли может оказаться продуктивным, поскольку изначально отсутствует «общий знаменатель», т.е. необходимый состав функций, которые в экономике региона выполняют эти факторы.
Во-вторых, характеристика вклада институциональных факторов в развитие экономики региона ограничена только объектной базой их действия (кластеры, особые экономические зоны, инфраструктура). За пределы теоретического анализа выведены экономические субъекты (бизнес, государство, местные органы власти).
Для преодоления названных «пробелов» в теоретическом представлении о роли институциональных факторов в развитии экономики полагаем целесообразным предложить авторский подход к решению поставленной научной задачи, суть которого отражают следующие положения.
1. Для обеспечения системного видения роли институциональных факторов в развитии экономики региона необходимо идти от общего (выявленный нами ранее инвариантный состав реализуемых ими функций) к частному.
2. Выбор частных случаев проявления роли институциональных факторов в развитии экономики региона должен быть детерминирован определением, во-первых, ключевых задач развития современной экономики субъектов РФ, решение которых опосредовано действием институциональных факторов, во-вторых, основных сфер и объектов реализации таких задач.
3. Необходимым компонентом содержательной характеристики роли институциональных факторов в развитии экономики региона является выявление эффектов, ожидаемых экономическими субъектами, различающимися по институциональной природе.
Реализация предложенного подхода позволяет сфокусировать внимание на следующих основных результатах.
В составе ключевых целей развития экономики субъектов РФ, достижение которых связывается, в том числе, с действием институциональных факторов, выделены:
1. Повышение уровня инновационности экономики.
2. Повышение вклада человеческого капитала в результаты экономического развития региона.
3. Повышение уровня конкурентоспособности экономики региона.
4. Повышение уровня инвестиционной привлекательности и активности региона.
5. Повышение уровня интеграции экономики региона в национальное и мировое пространство.
Полагаем, что названные цели необходимо декомпозировать на задачи, постановка которых позволяет конкретизировать параметры социально-экономической системы региона, изменения которых связаны с действием институциональных факторов. Результаты декомпозиции:
1.1. Формирование и развитие инновационной системы региона (необходимого и достаточного состава ее элементов и устойчивых связей между ними).
1.2. Становление и развитие новых видов экономической деятельности, отличающихся повышенной наукоемкостью (сегменты «новой экономики» -информационно-коммуникационные технологии и др.).
2.1. Формирование и развитие системы непрерывного образования и рост масштабов ее деятельности.
2.2. Развитие процессов социализации экономики, обеспечивающей повышение уровня разнообразия функций, реализуемых работниками.
3.1. Повышение уровня разнообразия форм пространственной локализации бизнеса, реализующих конкурентные преимущества региона.
3.2. Расширение сферы действия форм пространственной локализации бизнеса, обеспечивающее появление в регионе новых точек экономического роста.
4.1. Формирование и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе.
4.2. Совершенствование законодательной базы регулирования процессов привлечения внешних инвестиций в регион.
5.1. Обеспечение ориентации действующих и новых форм организации бизнеса на развитие межрегиональных связей.
5.2. Стимулирование процессов освоения хозяйствующими субъектами региона новых сегментов мирового рынка товаров и услуг.
Состав основных сфер и объектов реализации названных задач может быть определен следующим образом (см. табл.1).
Таблица 1
Основные сферы и объекты реализации ключевых задач развития эконо-
мики региона, опосредованных действием институциональных факторов
Ключевые задачи развития экономики региона Основные сферы реализации ключевых задач развития экономики региона Объекты реализации ключевых задач развития экономики региона
1 2 3
1.Формирование и развитие инновационной системы региона Реальный сектор экономики, финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие организации - производители наукоемкой продукции, НИИ, вузы, институты развития, субъекты хозяйствования, относящиеся к инфраструктуре инновационной деятельности, органы государственной власти и местного самоуправления городских округов
2. Становление и развитие новых видов экономической деятельности, отличающихся повышенной наукоемкостью Реальный сектор экономики, финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие организации, относящиеся к сегментам «новой экономики», некоммерческие организации, в деятельности которых присутствуют инновационные виды работ (услуг), органы государственной власти и местного самоуправления городских округов
3. Формирование и развитие системы непрерывного образования населения и рост масштабов ее деятельности Система профессионального образования Учреждения системы основного и дополнительного профессионального образования, органы государственной власти и местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
4. Развитие процессов социализации экономики, обеспечивающей повышение уровня разнообразия функций, реализуемых работниками Реальный сектор экономики, социальная сфера Коммерческие организации реального сектора экономики и некоммерческие организации социальной сферы, участвующие в реализации программ социализации, включающих участие работников в управлении, собственности, доходах, органы государственной власти
5. Повышение уровня разнообразия форм пространственной локализации бизнеса, Реальный сектор экономики, финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся участником деятельности в особых экономических зонах, экономиче-
реализующих конкурентные преимущества региона ских кластерах, технопарках, промышленных парках, органы государственной власти и местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
6. Расширение сферы действия форм пространственной локализации бизнеса, обеспечивающее появление в регионе новых точек экономического роста Реальный сектор экономики, финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся участником деятельности, основанной на межрегиональной интеграции (экономические кластеры, особые экономические зоны, технопарки и др.), органы государственной власти и местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
7. Формирование и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе Финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие и некоммерческие организации, предоставляющие посреднические услуги реципиентам и инвесторам, органы государственной власти и местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
8. Совершенствование законодательной базы регулирования процессов привлечения внешних инвестиций в регион Законодательная и исполнительная власть региона и муниципальных образований Органы публичной власти
9. Обеспечение ориентации действующих и новых форм организации бизнеса на развитие межрегиональных связей Реальный и финансовый секторы экономики, законодательная и исполнительная власть региона и муниципальных образований Коммерческие организации, реализующие стратегии, ориентированные на развитие межрегиональных связей
10. Стимулирование процессов освоения хозяйствующими субъектами региона новых сегментов мирового рынка товаров и услуг Реальный сектор экономики, финансовый сектор экономики, социальная сфера Коммерческие и некоммерческие организации, реализующие стратегии, предусматривающие экспансию на те, или иные сегменты мирового рынка товаров и услуг
Полагаем, что идентификацию эффектов, ожидаемых от использования институциональных факторов, целесообразно осуществить применительно к разным субъектам региональной экономики: бизнесу, домохозяйствам, государству, местным органам власти. Принимая во внимание их интересы, можно
следующим образом определить эффекты от действия институциональных факторов.
Для бизнеса в составе эффектов от действия институциональных факторов развития экономики региона наиболее значимыми являются:
- снижение трансакционных издержек, связанных с осуществлением рыночных сделок;
- снижение трансакционных издержек, связанных с участием в проектах государственно-частного партнерства;
- снижение трансакционных издержек, связанных с размещением и выполнением государственного и муниципального заказов;
- снижение трансакционных издержек, связанных с предоставлением отчетности в контролирующие органы (регистрация новых компаний, подача таможенных деклараций и др.);
- повышение доступности информационных баз данных органов власти;
- повышение конкурентоспособности посредством участия в перспективных формах пространственной локализации бизнеса, использования потенциала его социализации;
- повышение уровня инновационности за счет использования потенциала и результатов деятельности региональной инновационной системы, развития человеческого капитала, процессов социализации бизнеса;
- освоение новых географических сегментов национального рынка товаров и услуг, рост масштабов трансрегиональной экономической деятельности;
- выход на мировой рынок товаров и услуг, сохранение устойчивой позиции;
- повышение доступности государственных и муниципальных услуг через Интернет.
Для домохозяйств основными эффектами от действия институциональных факторов развития экономики региона являются:
- повышение доступности информационных баз данных органов власти;
- расширение участия граждан в публичном управлении;
- повышение доступности государственных и муниципальных услуг через Интернет;
- расширение возможностей профессионального роста (результат действия института непрерывного образования населения);
- снижение трансакционных издержек, связанных со взаимодействием с контролирующими органами (регистрация индивидуального предпринимательства, декларирование и уплата налогов, предоставление информации в статистические органы и др.);
- рост числа рабочих мест и доходов населения.
Для государственных органов власти в составе эффектов от действия институциональных факторов развития экономики следует выделить:
- снижение трансакционных издержек, связанных с участием в проектах государственно-частного партнерства;
- снижение трансакционных издержек, связанных с размещением и контролем выполнения государственного заказа;
- снижение издержек на содержание государственного аппарата;
- расширение участия граждан в публичном управлении;
- повышение доступности информационных баз данных органов власти;
- повышение степени доверия граждан к государству;
- повышение конкурентоспособности экономики региона;
- повышение инновационности экономики региона;
- снижение уровня социально-экономической асимметрии в пространственной экономике региона;
- рост числа рабочих мест и доходов населения;
- повышение уровня интеграции экономики региона и национальное и мировое экономическое пространство.
Для органов местного самоуправления основными эффектами действия институциональных факторов развития экономики региона являются:
- снижение трансакционных издержек, связанных с участием в проектах общественно-частного партнерства;
- снижение трансакционных издержек, связанных с размещением и контролем выполнения муниципального заказа;
- рост числа рабочих мест и доходов населения;
- снижение издержек на содержание органов местного самоуправления;
- расширение участия граждан в публичном управлении;
- повышение доступности информационных баз данных органов власти;
- повышение степени доверия граждан к местной власти;
- повышение конкурентоспособности экономики муниципального образования;
- повышение инновационности экономики муниципального образования;
- повышение уровня интеграции экономики муниципального образования в региональное и национальное экономическое пространство.
Очевидно, что выявленные эффекты позволяют четко определить параметры экономики региона, качественная и количественная характеристика которых позволит дать оценку уровня состояния и вклада институциональных факторов в ее развитие.
Список литературы
1. Ахенбах Ю.А. Формирование и развитие научно-производственных кластеров в регионе: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Тамбов, 2012. - 43 с.
2. Вериш Т.А. Формы организации и стратегическое обеспечение развития региональных инфраструктурных локализаций: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Майкоп, 2014. - 29 с.
3. Джинджолия О.А. Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса: авто-реф. дис. ...канд. экон. наук. - Волгоград, 2012. - 27 с.
4. Норт Д. Экономическая деятельность в масштабе времени / Д. Норт / Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков в 5 томах. - Том 5. Всемирное признание. Лекции нобелевских лауреатов. Книга первая. - М., 2004. -С. 768.
5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» / О. Уильямсон // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков в 5 томах. - Том IV. Век глобальных трансформаций. - М., 2004. - С. 942.
6. Соболев А.В. Развитие мотивационных инструментов формирования экономического кластера по инициативе государства: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Белгород, 2014. - 25 с.
7. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как инструмент повышения региональной конкурентоспособности: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Белгород, 2012. - 25 с.
References
1. Ahenbah Ju.A. Formirovanie i razvitie nauchno-proizvodstvennyh klasterov v regione [Formation and development of scientific and industrial clusters in the region]. author. dis. ... doctor. ehkon. sciences. Tambov, 2012. 43 p.
2. Verish T.A. Formy organizacii i strategicheskoe obespechenie razvi-tija regional'nyh infrastrukturnyh lokalizacij [Forms of organization and strategic development of regional infrastructure software localizations]. author. dis. ... cand. ehkon. sciences. Maikop, 2014. 29 p.
3. Dzhindzholija O.A. Institucional'nye formy obespechenija ustojchi-vosti malogo predprinimatel'stva v uslovijah jekonomicheskogo krizisa [Institutional forms
of sustainability of small businesses in the economic crisis]. author. dis. ... cand. ehkon. sciences. Volgograd, 2012. 27 p.
4. Nort D. Jekonomicheskaja dejatel'nost' v masshtabe vremeni [Economic activity in-time]. Mirovaja jekonomicheskaja mysl'. Skvoz'prizmu vekov v 5 tomah. -Tom 5. Vse-mirnoe priznanie. Lekcii nobelevskih laureatov. Kniga pervaja [World economic thought. Through the prism of centuries in 5 volumes. Volume 5. Worldwide recognition. Lectures of Nobel laureates. book One]. M., 2004. p. 768.
5. Uil'jamson O. Jekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, «otnoshencheskaja kontraktacija» [Economic Institutions of Capitalism. Firms, markets, "relational contracting"]. Mirovaja jekonomicheskaja mysl'. Skvoz' prizmu vekov v 5 tomah. Tom IV. Vek global'nyh transformacij [World economic thought. Through the prism of centuries in 5 volumes. Volume IV. Age of global transformation]. M., 2004. 942 p.
6. Sobolev A.V. Razvitie motivacionnyh instrumentov formirovanija jekonomicheskogo klastera po iniciative gosudarstva [Development of motivational tools for cluster formation of economic initiative of the State]. author. dis. ... cand. ehkon. sciences. Belgorod, 2014. 25 p.
7. Shevcova S.N. Upravlenie osoboj jekonomicheskoj zonoj kak instru-ment povyshenija regional'noj konkurentosposobnosti [Manage special economic zone as a tool to improve the competitiveness of a regional]. author. dis. ... cand. ehkon. sciences. Belgorod, 2012. 25 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Волошина Елена Федоровна, преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента
Воронежский институт экономики и социального управления ул. Помяловского, д.27, г. Воронеж, 394036, Россия e-mail: [email protected]
SPIN-код автора: 3429-2789 DATA ABOUT THE AUTHOR
Voloshina Elena Fedorovna, Lecturer, Department of Regional Economics and Management
Voronezh Institute of Economy and Social Management 27, Pomjalovskogo street, Voronezh, 394036, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Васильченко Д.Г., заведующий кафедрой «Региональной экономики и менеджмента», кандидат экономических наук, МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления»