Научная статья на тему 'Роль институциональных факторов на развитие малого и среднего предпринимательства: инфраструктура обеспечения финансовой безопасности'

Роль институциональных факторов на развитие малого и среднего предпринимательства: инфраструктура обеспечения финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Верников Виталий Александрович, Гук Ольга Анатольевна

Малое и среднее предпринимательство занимает значительную часть в развитии предпринимательства всей страны, безусловно связана напрямую с инвестиционным процессом. Целью работы является определение инфраструктуры институционального обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства. В статье рассмотрена упорядоченность механизмов функционирования институтов, выделены институциональные факторы, влияющие на экономический рост; выделены новые институты, связанные с механизмом распределения благ; определено, что относиться к средствам реализации государственной политики в сфере институционально-правового обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства; рассмотрены перспективы укрепления экономической безопасности малого и среднего предпринимательства в финансовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Верников Виталий Александрович, Гук Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль институциональных факторов на развитие малого и среднего предпринимательства: инфраструктура обеспечения финансовой безопасности»

УДК 330; 336

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры экономики агропромышленного комплекса,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Верников Виталий Александрович,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,

г. Москва, Российская Федерация.

Гук Ольга Анатольевна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, Таврическая академия (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, Associate Professor

Professor of the Department of Economics Agriculture,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Vernikov Vitaly Aleksandrovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation,

G.V. Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russian Federation.

Guk Olga Anatolievna,

Ph.D. in Philosophy,

Associate Professor of the Department of Business Activity Management, Tauride Academy (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИНФРАСТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE ROLE OF INSTITUTIONAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES: FINANCIAL SECURITY INFRASTRUCTURE

Малое и среднее предпринимательство занимает значительную часть в развитии предпринимательства всей страны, безусловно связана напрямую с инвестиционным процессом. Целью работы является определение инфраструктуры институционального обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства. В статье рассмотрена упорядоченность механизмов функционирования институтов, выделены институциональные факторы, влияющие на экономический рост; выделены новые институты, связанные с механизмом распределения благ; определено, что относиться к средствам реализации государственной политики в сфере институционально-правового обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства; рассмотрены перспективы укрепления экономической безопасности малого и среднего предпринимательства в финансовой сфере.

Ключевые слова: институциональные факторы, малое и среднее предпринимательство, экономическая безопасность, финансовая безопасность, инфраструктура институционального обеспечения, государственное регулирование, инвестиции.

Small and medium-sized enterprises occupy a significant part in the development of entrepreneurship throughout the country, of course, is directly related to the investment process. The aim of the work is to determine the infrastructure of the institutional support of the financial security of small and medium enterprises. The article considers the ordering of the functioning

58

mechanisms of institutions, identifies institutional factors that influence economic growth; new institutions related to the mechanism of distribution of goods are highlighted; is defmed; it has been determined that they relate to the means of implementing state policy in the field of institutional and légal support for the ftnancial security of small and médium enterprises; prospects for strengthening the economic security of small and medium-sized enterprises in the ftnancial sphere are considered.

Keywords: institutional factors, small and médium enterprises, economic security, ftnancial security, institutional infrastructure, government régulation, investment.

ВВЕДЕНИЕ

Институционально-правовое обеспечение финансовой безопасности МСП России окончательно не сформировано. В частности, его главными недостатками остаются: недостаточная согласованность положений отдельных нормативно-правовых актов, не дает возможности четко отслеживать, реагировать и принимать своевременные и адекватные меры по устранению угроз безопасности, как в общем, так и по частным взаимозависимыми элементами; часть положений законов не конкретизирована и направлена на обеспечение различных функционально-структурных направлений безопасности, например, макроэкономическую, производственную безопасность и дополнительно может касаться различных пространственно-структурных или отраслевых секторальных измерений финансовой безопасности государства в целом.

Роль инвестиций, как составляющей финансовой безопасности в обеспечении эффективной деятельности предприятия малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды в современной рыночной экономике состоит в том, что при их помощи предприятия могут реализовать множество своих целей: расширить сырьевую базу, увеличить производственные площади, обновить оборудование, прочее. При этом успешное развитие предприятий такого уровня будет способствовать развитию экономики государства.

Вопросы важности финансовой безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства исследуются в научных трудах ученых [1—8]. При этом в условиях цифровизации обретает другую актуальность и направления исследований, в том числе важность определения инфраструктуры институционального обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы — определение инфраструктуры институционального обеспечения финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства.

Задачи:

• рассмотреть упорядоченность механизмов функционирования институтов.

• выделить институциональные факторы, влияющие на экономический рост.

• определить, что относиться к средствам реализации государственной политики в сфере институционально-правового обеспечения финансовой безопасности МСП.

• рассмотреть перспективы укрепления экономической безопасности МСП в финансовой сфере.

В ходе исследования были использованы методы эмпирического исследования, такие как сравнение, а также методы теоретического исследования, монографический, методы анализа и синтеза. РЕЗУЛЬТАТЫ

Упорядоченность механизмов функционирования институтов

Совокупность конституционных и регулирующих принципов обеспечивает существование экономически эффективной и социально справедливой системы, взаимодополнения принципов социальной справедливости и социальной эффективности (справедливая социальное неравенство) сочетание экономического прогресса с социальным прогрессом. Обобщая эти принципы, В.Ойкен отмечает функциях государства: 1) политика государства должна быть направлена на роспуск властных экономических групп или ограничения их функций; 2) хозяйственно-политическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм порядке экономики, а не на регулирование хозяйственного процесса.

Упорядоченность механизмов функционирования институтов выступает главной характеристикой хозяйственного порядка. На каждом этапе экономического развития в данной системе хозяйствования в каждой стране складывается свойственный ей хозяйственный порядок, который сочетает общеэкономические и национально особые механизмы упорядочения экономических отношений, обеспечивающих достижение целей экономической политики государства. Например, представители немецкого ор-долиберализма через эффективно установлен хозяйственный порядок пропагандируют идею обеспечения экономической свободы. Типичными признаками и факторами, определяющими содержание порядка хозяйствования, они определяют способность экономического порядка:

1) способствовать экономическому росту и экономическому прогрессу, обеспечивая распределение доходов и имущества, возникающие при этом, согласно господствующих норм справедливости; 2) обеспечить полную занятость; 3) высвободить средства для неспособных к труду или непродуктивно работающих членов общества с целью обеспечить и для них уровень существования, воспринимается

59

как достаточный; 4) обеспечить стабильность покупательной способности и, в первую очередь, противостоять инфляции, поскольку ухудшение покупательной способности больше влияет на положение лиц с низкими доходами и на владельцев имущества; 5) ограничить минимумом личную зависимость, гарантировать основные права человека (в первую очередь право на свободное развитие личности), способствовать их реализации и равномерному распределению шансов на экономическое развитие личности; 6) обеспечить степень организованности, на котором экономический порядок допускает соблюдение групповых интересов экономического и социального характера и обеспечивает координацию интересов, прежде всего работодателей и получателей работы, производителей и потребителей, индивида и общества. Они определили принципы, обеспечивающие этот порядок — органическое единство рынка и государства; защите конкуренции; социальное партнерство и тому подобное [9].

Названные принципы должны гарантировать условия для существования конкуренции и конкретизируются в таких механизмах конкурентного порядка как примат денежной политики; открытые рынки; частная собственность; свобода договоров; имущественная ответственность; стабильность экономической политики; политика доходов и налогообложения; экономический расчет; коррекция цен в условиях аномальной предложения.

Большинство институтов так или иначе связаны с экономической политикой государства и зачастую создаются государством. Но при формировании институтов меры государственной экономической политики важно согласовывать с их возможными последствиями для экономического развития, в частности, для финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства.

Влияние институциональных факторов

Изучение влияния институциональных факторов на экономический рост предполагает ряд предпосылок: необходимо определить направления положительного влияния институциональных факторов на укрепление экономической безопасности; важно (сначала теоретически) обосновать возможность устранения потенциальных внутренних и внешних угроз экономической безопасности со стороны самих институтов; необходимо выявить специфику и объяснить механизмы и условия эффективности формирования институциональной среды в процессе рыночной трансформации экономики.

Институциональные факторы непосредственно влияют на экономический рост, формируют систему мотивации ключевых экономических актеров в обществе, способствуют инвестированию в человеческий и интеллектуальный капитал, инновациям, организации производственного процесса. Виды этих факторов и обстоятельств, влияющих на экономические показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Институциональные факторы, влияющие на экономический рост *

Виды факторов Обстоятельства, влияющие на экономические показатели

Общсцивилиз а-ционныс • характер социально-экономических отношений; • доминирующая идея или мысль в обществе; • историческое развитие общества;

Социальные и гюихологиче- скш • сравнительно стабильные характеристики общества, которые меняются эволюционным путем, • психологические черты людей, живущих в обществе; • особая роль национальной культуры, менталитет, ввды этнической поведения;

Политические • качество конституции и методов кооперации между государством, бизнесом, политической культурой, неформальными правилами и традициями;

Экономические • четкие «правша игры», которые определяют эффективные и неэффективную виды деятельности; • четко определены права собственности; • функции и социальные правила торговли; • эффективность банковской и финансовой систем; • соответствующие методы управления рисками и страховая система; • общепринятая система налогов; • децентрализованная экономическая система; • формальные экономические институты, которые положительно влияют на д олгосроч ный р ост

* [10] 60

Приведенные в таблице 1 институциональные факторы взаимодействуют между собой, могут усиливать или ослаблять взаимное влияние на показатели финансовой безопасности малого и среднего предпринимательства. Так, экономические результаты страны напрямую зависят от ее политического строя, от индивидов, которые фактически владеют политической властью и принимают политические решения.

Если политическая власть страны сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы людей, то в результате такой монополии на власть очень трудной задачей становится обеспечение функционирования экономических институтов, которые могли бы гарантировать защиту прав частной собственности, оптимальное распределение ресурсов, одинаковые возможности для населения страны в пользовании общественными благами. Косвенное влияние проявляется в том, что политические институты заранее так устанавливают распределение политической власти, которые могут влиять на выбор в формировании экономических институтов.

Подобная институциональная иерархия четко отражает влияние политических институтов, как на выбор экономических институтов, так и на достижение экономических результатов [11]. Опыт функционирования общественных институтов, как подчеркивает А.Е. Уильямсон [12], свидетельствует о существовании различий в функционировании различных иерархических уровней институтов, в том числе это касается периода времени, необходимого для их последовательной трансформации (табл. 2).

Таблица2. Иерархия и периодичность изменений институтов, влияющих на экономический рост *

Уровень иерархии Период времени

I. Социальная структура общества, долгосрочная (внутренняя), меняется после шоков (революций) или социальных кризисов. от 100 до 1000 лет

II. Институциональные изменения («правила игры»): права защиты частной собственности, правовая система и тому подобное. от 10 до 100 лет

III. Институты, связанные с самой «игры», контракты в рамках общества от 1 до 10 лет

IV. Институты, связанные с механизмом распределения благ (регулирование, контроль, социальная система, мотивация и т.д.) Постоянно изменяются

* [12]

Стоит отметить, что институты всех четырех уровней, представленных в таблице 2, несмотря на разную скорость трансформаций, находятся в тесной взаимосвязи, вместе определяют специфику и эффективность экономического развития на примере малого и среднего предпринимательства. Особенно сложно происходит формирование нового институциональной среды в периоды системных трансформаций. Это, в частности, непосредственно относится к характеристикам эффективности их становления и развития в современном государстве.

Новые институты, связанные с механизмом распределения благ

К новым институтам, связанным с механизмом распределения благ, с расширением инвестиционного рынка, отнесем ICO, краудлендинг, факторинг (рис. 1).

1. Новые институты, связанные с механизмом распределения благ и расширением инвестиционного рынка (Составлено авторами)

Краудлендинг - кредитование физическими или юридическими лицами бизнеса напрямую. Объём рынка краудфандинга, составной частью которого является краудлендинг в 2017 году по данным ЦБ составил 11,2 млрд рублей с годовыми темпами роста более 100 % [13].

Модель привлечения инвестиций в бизнес через ICO приобрела огромную популярность в 2017 году и составляет конкуренцию венчурному капиталу. ICO — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют. В 2016 году в мире было проведено ICO на сумму 103 млн долларов, а уже в 2017 году было проведено более 300 ICO, в ходе которых было собрано почти 4 миллиарда долларов инвестиций [13].

61

Факторинговая компания кредитует поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Рынок факторинга после стагнации в 2014-2016 годах показывает уверенный рост. В 2018 году он вырос на 42%, до 2,6 трлн. рублей [13].

ICO — это революция в сфере привлечения инвестиционных ресурсов.

В табл. 3 и на рис. 2 представлены результаты анализа 800 ICO, реализованных с начала 2017 года. Объемы полученных в ходе ICO средств за первый квартал 2018 года практически равны объемам за все предыдущие годы. Интенсивный рост этого сегмента рынка продолжается, несмотря на снижение капитализации всего крипторынка в целом и ужесточение регулирования со стороны ряда государств [14].

ТабяицаЗ. Количество привлеченных средств и количество ICO *

Период Collected, USD million Number of ICOs Average collected funds, USD million

January 3,7 7 0,5

February 35,3 11 3,2

March 7,3 4 1,8

Q1, 2017 46,3 22 2,1

April 115,2 18 6,4

May 264,2 21 12,6

June 649,5 33 19,7

Q2, 2017 1 028,9 72 14,3

July 719,1 36 20

August 511,2 48 10,7

September 914,2 68 13,4

Q3, 2017 2 144,5 152 14,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

October 949,6 91 10,4

November 1 109 91 12,2

December 1 611,9 87 18,7

Q4, 2017 3 670,5 269 13,7

Итого 2017 6 890,1 515 13,4

January 1 665,3 96 17,3

February 2 731,6 100 27,3

March 3 004,2 89 33,8

Q1, 2018 7 401,1 285 26,0

* [14]

В табл. 3 и на рис. 2 учтены только «популярные» и/или успешно завершившиеся (т.е. собравшие минимальную заявленную сумму средств) ICO и/или ICO, токены которых были размещены на крип-тобирже. Однако не по всем ICO доступна полная информация, в том числе, по сумме полученных в ходе продажи средств. Поэтому реальное количество проведенных ICO с учетом мошеннических, неудачных проектов и проектов, по которым отсутствует информация, в два раза больше (по данным пяти проанализированных трекеров), т.е. с начала 2017 года состоялось около 1 600 ICO [14].

Отличительной особенностью первого квартала 2018 года стало появление нескольких крупных проектов, таких как Pre-ICO TON, Petro, Dragon Coin и др. В связи с этим можно сделать вывод, что рост суммы собранных средств произошел не столько из-за увеличения количества ICO, сколько за счет появления более масштабных проектов [14].

Любой появляющийся на сцене проект или криптовалюта в 2019 году должны быть внимательно проанализированы, используя фактор «Три П» — продукт, предназначение и протокол, перспективы ICO-проекта будут реальными [15]:

1. Продукт: Для компании, желающей привлечь капитал для ICO-проекта, условие полезности продукта является основополагающим. Ваш ICO-продукт должен быть разработан и нацелен на удовлетворение потребностей ваших целевых клиентов или инвесторов. Без должной работы продукта и удовлетворения целевых инвесторов, ваш путь в области ICO будет недолгим.

62

|Ci>ll£L.LEd, JSD mil in i Nurnbcf uf

Шс 2. Ежеквартальная динамика привлеченных средств и количества ICO с начала 2017 года [14]

2. Предназначение: Чтобы преуспеть на рынке ICO, ваш ICO-проект должен иметь четко определенное предназначение. Чего он должен достичь, и в какие сроки? Более того, предназначение любого ICO-проекта должно поддерживать необходимость использовать блокчейн-технологию в продукт, что повысит его ценность и потенциал.

3. Протокол: В мире криптовалют и ICO на каждый запущенный ICO-проект найдется аналог-конкурент на рынке. Возможность такой конкуренции порождает необходимость в протоколах. Эти протоколы охватывают множество аспектов - формирование идентичности бренда - логотипа, веб-сайта, визуальных элементов, маркетинговых активов и других прав собственности, а также определяют вашу стратегию работы на рынке, т.е. как вы планируете передать свой продукт в руки целевых потребителей.

Сейчас ICO нельзя назвать как легальным, так и нелегальным способом привлечения инвестиций. Его правовой статус, порядок проведения и требования к компаниям, которые собираются таким образом привлечь средства, на данный момент не определены ни в одной стране мира. Кроме того, сложно определить и правовую природу отношений, возникающих при проведении ICO. Поскольку финансовыми отношениями в их классическом понимании такие отношения назвать сложно. В то же время можно с уверенностью сказать, что в основе этого процесса лежит репутация людей, стоящих за крип-товалютным стартапом, и доверие пользователей (потенциальных инвесторов). Цель проведения ICO -привлечение финансирования в проект. Ключевой особенностью ICO является, то что в его процессе эмитент привлекает не фиатную валюту, а криптовалюту. Это снижает риск привлечения внимания регулятора, так как не позволяет квалифицировать такую деятельность эмиссией ценных бумаг [16-21].

Инфраструктура институционального обеспечения финансовой безопасности МСП

Известно, что достижения надлежащего уровня экономической безопасности государства требует формирования благоприятной макроэкономической среды, развития субъектов реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, финансового базиса их жизнедеятельности, развитого инновационно-инвестиционного потенциала, социально ориентированной экономической и общественной среды и др. Этому предшествует определение и соблюдение принципов, достижения приоритетных задач, механизмов защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства от воздействия внутренних и внешних угроз.

Заметим, что в контексте последнего едва ли не самым важным является совершенствование институционально-правового базиса экономической безопасности, наличие и действенность которого позволяет быстро и эффективно, с приемлемым уровнем трансакционных издержек защитить экономические интересы государства, регионов, видов экономической деятельности, предприятий и их объединений, малого и среднего предпринимательства, организаций гражданского общества, отдельных лиц. Фактически институционально-правовое обеспечение экономической безопасности государства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, других документов, принимаемых органами официальной власти, обязательных к исполнению или соблюдения, информационно-разъяснительного ха-

63

рактера, а также институтов, их создают, принимают, распространяют, корректируют, контролируют соблюдение, устанавливают по карательные санкции. Это так называемое законодательно-правовое поле, которое четко определяет и регулирует рамки деятельности и функционирования субъектов системы экономической безопасности государства, в пределах которых удовлетворяются их экономические интересы и ограничиваются риски и угрозы безопасности экономики.

Поэтому к задачам экономической безопасности малого и среднего предпринимательства, кроме защиты интересов субъектов экономических отношений, малого и среднего предпринимательства, относятся минимизация и недопущения реализации рисков и угроз экономической безопасности субъектов МСП, регулирования нормативно-правового поля системы экономической безопасности в зависимости от изменения внешней и внутренней конъюнктуры в этой сфере, создания благоприятной правовой среды для развития национального хозяйства, его экономических агентов, обеспечения динамической конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства.

Принципами институционально-правового обеспечения экономической безопасности МСП целесообразно определить те, соблюдение которых в условиях цифровизации социально-экономической системы создаст необходимые предпосылки для восстановления и стабилизации их экономическим показателям, внедрения и реализации модернизационных преобразований, совершенствования нормативно-методического обеспечения безопасности МСП на уровне государства, распространения социально ответственного осуществления хозяйственной деятельности, повышение качества отношений государства и МСП, стимулирования инновационности и использования ресурсов, адаптацию субъектов экономики, МСП, к конкурентной борьбе в условиях глобализации и мегарегионализации мировой экономики; введение позитивных структурных трансформаций национальной экономики.

Среди основных средств реализации государственной политики в сфере институционально-правового обеспечения финансовой безопасности МСП, как составляющей экономической безопасности, можно выделить: нормативно-правовые акты и распорядительные документы; институциональные, организационные и информационные; регуляторные механизмы налоговой, финансово-кредитной и инновационно-инвестиционной политики; институциональные системы обеспечения финансовой безопасности МСП на различных уровнях иерархии управления экономикой.

Целесообразно, чтобы законодательная база, на основе которой формируется система институционально-правового обеспечения финансовой безопасности МСП, охватывала и согласовывала всю нормативно-правовую основу.

В процессе совершенствования экономической политики усилия необходимо направить на создание благоприятной среды для развития МСП, как основы формирования конкурентоспособной экономики, снижение уровня тенизации и поощрения инновационно-инвестиционной деятельности. Поэтому бе-зальтернативность пути дальнейшего развития и финансовой безопасности МСП в рамках цифровизации обусловливает важность определения приоритетных направлений государственной политики укрепления финансовой безопасности МСП, как инвестиционная активность, инновационная и научно-технологическая деятельность, уменьшение уровня теневого сектора, развитие человеческого капитала, содействие предпринимательской деятельности.

Нужно заметить, что в качестве главного целевого ориентира политики укрепления экономической безопасности в государстве необходимо определить существенное улучшение макроэкономической среды и условий финансово-хозяйственной и производственной деятельности экономических агентов реального сектора экономики, характер которого должен быть системным с использованием совокупности институциональных, экономических и организационных средств, учетом существующих препятствий развития предпринимательства и целевой ориентации на: улучшение финансово-экономических результатов и рентабельности операционной деятельности; увеличение количества действующих и прибыльных предприятий; укрепление экономической безопасности малого предпринимательства; активизацию инновационно-инвестиционной деятельности и совершенствование финансово-кредитной поддержки предпринимательства; развитие институциональной инфраструктуры конкурентоспособности; снижение уровня тенизации, коррупции и бюрократических препятствий хозяйственной деятельности.

Рассматривая перспективы укрепления экономической безопасности МСП в финансовой сфере, стоит отметить приоритетности улучшения ее институционального обеспечения, ведь параметры финансовой безопасности учитываются при формировании программных документов по обеспечению инвестиционной безопасности МСП.

В большинстве случаев, вместо системного подхода в этой сфере в странах с развивающейся экономикой наблюдается реализация лишь периодических обособленных и часто несогласованных между собой мер. ВЫВОДЫ

Инфраструктура институционального обеспечения финансовой безопасности МСП включает органы государственного управления и местного самоуправления, государственные и коммунальные и негосу-

64

дарственные учреждения финансово-кредитного содействия субъектам экономических отношений, ассоциативные объединения, предприятия и организации финансово-кредитной, страховой сферы, средства массовой информации, организации гражданского общества. Поэтому роль указанных институтов в укреплении финансовой национального хозяйства страны должно быть более паритетной с рациональным использованием средств центрального, региональных и местных бюджетов; ресурсов центров занятости, государственных фондов содействия предпринимательству; фондов международной технической финансовой помощи; негосударственных институтов поддержки и содействия развитию предпринимательства.

Дальнейшие исследования необходимо направить на исследование категориального аппарата цифровой инвестиционной безопасности МСП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сиваш О.С. Особые экономические зоны и их влияние на устойчивое развитие инвестиционного процесса / О.С. Сиваш // Шучный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 4 (45). — С. 142-152.

2. Борщ Л.М. Инвестирование. Монография / Л.М. Борщ, ЮК Воробьев, Д.Д. Буркальцева, С.В. Герасимова, A.A. Заиченко. — Симферополь: Издательство Диайпи, 2017. — 326 с.

3. Коробейников ДА. Кредитование малого агробизнеса: проблемы, перспективы развития / ДА. Коробейников // кучный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 1 (42). — С. 122-128.

4. Буркальцева Д.Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона / Д.Д. Буркальцева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — Т. 8. № 1 (29). — С. 8-30.

5. Котелевская Ю.В. Особенности финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования / Ю.В. Котелевская, О.Г. Блажевич // кучный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 4 (37). — С. 102-107.

6. Лясников КВ. Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в AEX / КВ. Лясников // EAЭC и СБГ: проблемы и перспективы развития в условиях нестабильности мировой экономики: Материалы международной научно-практической конференции / под редакцией ВА. Цветкова, К.Х. Зоидова. — М.: ФГБУЫ «Институт проблем рынка РAH», 2017. — С. 142-147.

7. Дудин МК Стратегическое управление устойчивым развитием предпринимательских структур с учетом циклов Кондратьева — Шумпетера (в условиях волновой природы инновационной экономики). бронзовая медаль / МК Дудин // Кондратьевские волны. — 2018. — № 6. — С. 257-262.

8. Сулейманова A^. Предпринимательский климат для субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Крым / A^. Сулейманова, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. — 2016. — №11 (12). — С. 215-224.

9. Буркальцева Д.Д. 1нституцюнальне забезпечення економiчноï безпеки Украши: [монографш] / Д.Д. Буркальцева. — К. : Знання Украши, 2012. — 347 с.

10. Economic Policy and Growth of Central and East European Countries / K. Piech (ed.). — London, University College London 2003. — р. 8.

11. Acemoglu D. Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth / D. Acemoglu, S. Johnson, and J. Robinson / / NBER Working Paper. — 2004. — No. 10481 (May). — P. 11.

12. Williamson O.E. The New Institutional Economics: Taking Stocks, Looking Ahead / O.E. Williamson // Journal of Economic Literature. — 2000. — № 3. — Рр. 595-613.

13. ICO, краудлендинг и венчурное финансирование — какие новые способы финансирования дарит нам технический прогресс? / Хорошев Роман, основатель краудлендинговой платформы JetLend [Электронный ресурс]. — Режим доступа: vc.ru/finance/65807-ico-kraudlending-i-venchurnoe-finansirovanie-kakie-novye-sposoby-finansirovaniya-darit-nam-tehnicheskiy-progress (дата обращения: 23.10.2019).

14. Обзор рынка ICO и прогноз сборов на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innov.ru/ news/thema/obzor-rynka-ico-i-prognoz/ (дата обращения: 23.10.2019).

15. Будущее ICO в 2019 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: foundico.com/ru/blog/the-future-of-icos-in-2019.html (дата обращения: 23.10.2019).

16. Кислый В. Юридические аспекты применения блокчейна и применения токенов / В. Кислый [Электронный ресурс]. — Режим доступа: zakon.ru/blog/2017/6/5/yuridicheskie_aspekty_primeneniya_blokchejna_i_ ispolzovaniya_ kriptoaktivov (дата обращения: 23.10.2019).

17. Петров В. Правовое регулирование статуса ICO / В. Петров. — Crypto Consulting, 2017.

18. Попов В. Рынок криптовалют и ICO в цифрах / В. Попов [Электронный ресурс] // vc.ru. — Режим доступа: vc.ru/ 27263-rynok-kriptovalyut-i-ico-v-cifrah (дата обращения: 23.10.2019).

19. Что такое ICO и можно ли на этом заработать? [Электронный ресурс] // Журнал ForkLog. — Режим доступа: forklog.com/chto-takoe-ico/ (дата обращения: 23.10.2019).

20. Investor Bulletin: Initial Coin Offerings (англ.). SEC Investor Bulletin. (July 25, 2017) [Electronic Resource]. — Access mode: www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings (date ofthe application: 23.10.2019).

21. Coinmarketcap [Electronic Resource]. — Access mode: coinmarketcap.com/ (date of the application: 23.10.2019).

SPISOK LITERATURY

1. Sivash O.S. Osobyye ekonomicheskiye zony i ikh vliyaniye na ustoychivoye razvitiye investitsionnogo protsessa / O.S. Sivash // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 4 (45). — S. 142-152.

2. Borshch L.M. Investirovaniye. Monografiya / L.M. Borshch, Yu.N. Vorobyov, D.D. Burkal'tseva, S.V. Gerasimova, A.A. Zaichenko. — Simferopol': Izdatel'stvo Diaypi, 2017. — 326 s.

3. Korobeynikov D.A. Kreditovaniye malogo agrobiznesa: problemy, perspektivy razvitiya / D.A. Korobeynikov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 1 (42). — S. 122-128.

бБ

4. Burkaltseva D.D. Tochki ekonomicheskogo i innovatsionnogo rosta: model' organizatsii effektivnogo funktsionirovaniya regiona / D.D. Burkaltseva // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2017. — T. 8. № 1 (29). — S. 8-30.

5. Kotelevskaya Yu.V. Osobennosti finansirovaniya deyatel'nosti kompaniy v sovremennykh usloviyakh khozyaystvovaniya / Yu.V. Kotelevskaya, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 4 (37). — S. 102-107.

6. Lyasnikov N.V. Ekonomicheskiye problemy sozdaniya i funktsionirovaniya malogo i srednego biznesa v APK / N.V. Lyasnikov // YEAES i SNG: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyakh nestabil'nosti mirovoy ekonomiki: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod redaktsiyey V.A. Tsvetkova, K.Kh. Zoidova. — M.: FGBUN «Institut problem rynka RAN», 2017. — S. 142-147.

7. Dudin M.N. Strategicheskoye upravleniye ustoychivym razvitiyem predprinimatel'skikh struktur s uchetom tsiklov Kondrat'yeva — Shumpetera (v usloviyakh volnovoy prirody innovatsionnoy ekonomiki). bronzovaya medal' / M.N. Dudin / / Kondrat'yevskiye volny. — 2018. — № 6. — S. 257-262.

8. Suleymanova A.L. Predprinimatel'skiy klimat dlya sub"yektov malogo i srednego biznesa v Respublike Krym / A.L. Suleymanova, O.G. Blazhevich // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — №11 (12). — S. 215-224.

9. Burkaltseva D.D. HnstitutsHonal'ne zabezpechennya yekonomHchnoH bezpeki UkraHni: [monografeya] / D.D. Burkaltseva. — K. : Znannya UkraHni, 2012. — 347 s.

10. Economic Policy and Growth of Central and East European Countries / K. Piech (ed.). — London, University College London 2003. — р. 8.

11. Acemoglu D. Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth / D. Acemoglu, S. Johnson, and J. Robinson / / NBER Working Paper. — 2004. — No. 10481 (May). — P. 11.

12. Williamson O.E. The New Institutional Economics: Taking Stocks, Looking Ahead / O.E. Williamson // Journal of Economic Literature. — 2000. — № 3. — Рр. 595-613.

13. ICO, kraudlending i venchurnoye finansirovaniye — kakiye novyye sposoby finansirovaniya darit nam tekhnicheskiy progress? / Khoroshev Roman, osnovatel' kraudlendingovoy platformy JetLend [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: vc.ru/finance/65807-ico-kraudlending-i-venchurnoe-finansirovanie-kakie-novye-sposoby-finansirovaniya-darit-nam-tehnicheskiy-progress (data obrashcheniya: 23.10.2019).

14. Obzor rynka ICO i prognoz sborov na 2018-2020 gody [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.innov.ru/news/ thema/obzor-rynka-ico-i-prognoz/ (data obrashcheniya: 23.10.2019).

15. Budushcheye ICO v 2019 godu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: foundico.com/ru/blog/the-future-of-icos-in-2019 .html (data obrashcheniya: 23.10.2019).

16. Kislyy V. Yuridicheskiye aspekty primeneniya blokcheyna i primeneniya tokenov / V. Kislyy [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: zakon.ru/blog/2017/6/5/yuridicheskie_aspekty_primeneniya_blokchejna_i_ispolzovaniya_kriptoaktivov (data obrashcheniya: 23.10.2019).

17. Petrov V. Pravovoye regulirovaniye statusa ICO / V. Petrov. — Crypto Consulting, 2017.

18. Popov V. Rynok kriptovalyut i ICO v tsifrakh / V. Popov [Elektronnyy resurs] // vc.ru. — Rezhim dostupa: vc.ru/27263-rynok-kriptovalyut-i-ico-v-cifrah (data obrashcheniya: 23.10.2019).

19. Chto takoye ICO i mozhno li na etom zarabotat'? [Elektronnyy resurs] // Zhurnal ForkLog. — Rezhim dostupa: forklog.com/chto-takoe-ico/ (data obrashcheniya: 23.10.2019).

20. Investor Bulletin: Initial Coin Offerings (англ.). SEC Investor Bulletin. (July 25, 2017) [Electronic Resource]. — Access mode: www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings (date of the application: 23.10.2019).

21. Coinmarketcap [Electronic Resource]. — Access mode: coinmarketcap.com/ (date of the application: 23.10.2019).

Статья поступила в редакцию 15 ноября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.