Научная статья на тему 'Роль институтов представительства и доверенности в деятельности УИС'

Роль институтов представительства и доверенности в деятельности УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ДОВЕРЕННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ / НОТАРИАЛЬНАЯ ФОРМА / НАЧАЛЬНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / REPRESENTATION / POWER OF ATTORNEY / POWERS OF A REPRESENTATIVE / NOTARIAL FORM / GOVERNOR OF A CORRECTIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова Оксана Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению проблем реализации представительства в деятельности УИС и выдачи доверенности осужденным и заключенным под стражу. Автором отмечается необходимость повышения эффективности правового механизма, который обеспечит всесторонность регулирования представительства. Системный анализ нормативно-правовых актов и судебной практики позволил автору прийти к выводу о том, что в законодательстве о представительстве есть пробелы и противоречия, затрудняющие его практическое применение. Институт представительства имеет особенную значимость в УИС, так как осуществление представителем своих полномочий затрагивает интересы и представляемого, и третьих лиц, крайне важным становится определение правового статуса представителя, сущности его полномочий, а также возможности представления интересов осужденных. В статье автор обращается к особой форме доверенности. Доверенность, которую выдает осужденный, может быть удостоверена начальником исправительного учреждения, и в этом случае она приравнивается к нотариально удостоверенным. Выявлен ряд проблем, имеющих практический характер. Для решения некоторых из них предлагается создать инструкцию о порядке удостоверения доверенностей начальниками исправительных учреждений. В статье представлен проект данной инструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE AGENCIES OF REPRESENTATION AND POWER OF ATTORNEY IN ACTIVITY OF THE FPS

The article is devoted to the problems of representation in activities of the penal system and the issuance of power of attorney to convicts and prisoners. The author underlines the need to improve the effectiveness of the legal mechanism, which will provide comprehensive regulation of representation. The system analysis of regulations and court practice has allowed the author to come to the conclusion that there are gaps and contradictions in the legislation on representation that make difficult its actual use. The agency of representation is of special emphasis for the FPS. As the exercise of the representative's powers affects the interests of both the represented and third parties, it becomes extremely important to determine the legal status of the representative, the essence of his powers, as well as the possibility of representing the interests of convicted persons. In the article the author refers to a particular form of power of attorney. The power of attorney given by the convicted person can be certified by the governor of the correctional institution, and in this case it is equated to notarized. A number of practical problems have been distingueshed. To resolve some of them the procedure for certification of powers of attorney by governors of correctional institutions is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Роль институтов представительства и доверенности в деятельности УИС»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340

Владимирова О. А.

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Oksana A. Vladimirova

Candidate of Law,

Deputy head of the Department of civil law disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ДОВЕРЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем реализации представительства в деятельности УИС и выдачи доверенности осужденным и заключенным под стражу. Автором отмечается необходимость повышения эффективности правового механизма, который обеспечит всесторонность регулирования представительства. Системный анализ нормативно-правовых актов и судебной практики позволил автору прийти к выводу о том, что в законодательстве о представительстве есть пробелы и противоречия, затрудняющие его практическое применение. Институт представительства имеет особенную значимость в УИС, так как осуществление представителем своих полномочий затрагивает интересы и представляемого, и третьих лиц, крайне важным становится определение правового статуса представителя, сущности его полномочий, а также возможности представления интересов осужденных. В статье автор обращается к особой форме доверенности. Доверенность, которую выдает осужденный, может быть удостоверена начальником исправительного учреждения, и в этом случае она приравнивается к нотариально удостоверенным. Выявлен ряд проблем, имеющих практический характер. Для решения некоторых из них предлагается создать инструкцию о порядке удостоверения доверенностей начальниками исправительных учреждений. В статье представлен проект данной инструкции.

Ключевые слова: представительство, доверенность, полномочия представителя, нотариальная форма, начальник исправительного учреждения.

THE ROLE OF THE AGENCIES OF REPRESENTATION AND POWER OF ATTORNEY IN ACTIVITY OF THE FPS

Summary. The article is devoted to the problems of representation in activities of the penal system and the issuance ofpower of attorney to convicts and prisoners. The author underlines the need to improve the effectiveness of the legal mechanism, which will provide comprehensive regulation of representation. The system analysis of regulations and court practice has allowed the author to come to the conclusion that there are gaps and contradictions in the legislation on representation that make difficult its actual use. The agency of representation is of special emphasis for the FPS. As the exercise of the representative's powers affects the interests of both the represented and third parties, it becomes extremely important to determine the legal status of the representative, the essence of his powers, as well as the possibility of representing the interests of convicted persons. In the article the author refers to a particular form of power of attorney. The power of attorney given by the convicted person can be certified by the governor of the correctional institution, and in this case it is equated to notarized. A number of practical problems have been distingueshed. To resolve some of them the procedure for certification ofpowers of attorney by governors of correctional institutions is considered in this article..

Keywords: representation, power of attorney, powers of a representative, notarial form, governor of a correctional institution.

Изучение проблем гражданско-правового положения осужденных с точки зрения эффективности действия регулирующего его законодательства, а также деятельности органов, учреждений, организаций и других лиц, взаимодействующих с ними, имеет важное научное, социально-нравственное и практическое значение.

© 2018 Владимирова О.А.

ВЕСТНИК СЮИ

Следует отметить, что осужденные могут быть участниками различных гражданских правоотношений, в том числе отношений собственности, обязательственных правоотношений и т. д.

Такое многоаспектное понятие, как правосубъектность, содержит в себе признаки, характеризующие индивидуальность конкретных субъектов права. Осужденные же ограничены в своей правосубъектности, так как они находятся в местах лишения свободы.

Государство, безусловно, обладает правомочиями ограничительного плана и может уменьшить или даже изъять из правового статуса граждан часть прав и свобод, но это производится только путем издания федеральных законов, в строго установленных этими законами условиях и с указанием пределов и срока действия такого ограничения. Цели таких ограничений имеют особый характер: обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения.

Но даже в упомянутых условиях исключено ограничение всех прав тотально (такие права, как право на жизнь, право на защиту своей чести, достоинства, неприкосновенность частной жизни и т. д., являются всегда неотъемлемыми).

Следует подчеркнуть, что ограничение прав граждан, даже применение уголовного наказания в виде лишения свободы, не может быть основанием прекращения имущественных прав, в частности, права собственности на свое имущество.

Осужденный имеет право собственности как на то имущество, которое было приобретено до осуждения, так и на вновь приобретенное имущество, которое он может получить через представителя или по наследству. Суть в том, что изменяется порядок реализации этого права: осужденный, находясь в условиях изоляции, не имеет возможности реализовать правомочие владения и правомочие пользования. Но вот правомочие распоряжения возможно использовать, причем в полном объеме. Осужденный может и продать, и подарить вещь, и сдать ее внаем, но только с помощью представителя (супруга, родителя, другого лица), которому он должен выдать доверенность.

В силу полномочия, основанного на доверенности, представитель осужденного может действовать от имени осужденного: создавать, изменять и прекращать его гражданские обязанности и права (например, отдавать имущество в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им по усмотрению доверителя: продать, подарить и т. п.).

Исходя из положений нормы ч. 1185 ГК РФ общее правило о форме доверенности - простая письменная форма. При этом для совершения некоторых сделок закон требует в обязательном порядке нотариальное удостоверение доверенности. Следовательно, можно выделить две формы доверенности:

1) простая письменная форма;

2) нотариально удостоверенная форма.

Особо следует подчеркнуть, что с доверенностями, указанными во втором пункте, в соответствии со ст. 1851 ГК РФ отождествляются доверенности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего учреждения.

Хорошо, когда у осужденного имеются родственники или другие близкие ему люди, которые могут проявить заботу о его имущественных интересах и о самом имуществе. В этом случае вопрос о том, кто будет представлять его интересы, решается достаточно легко. Но что делать одиноким осужденным или тем осужденным, у которых возникли конфликты с родственниками? Эта проблема решается путем привлечения третьих лиц, которые будут бесплатно представлять интересы осужденных, при этом сами они должны быть заинтересованы в том, чтобы их помощь действительно способствовала обеспечению интересов осужденных.

Институт представительства имеет колоссально важное значение для лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В целом можно сказать, что гражданская правосубъектность лиц, осужденных к лишению свободы, заключенных под стражу, осуществляется через институт представительства, если вопрос касается имущества, находящегося за пределами исправительного учреждения и следственного изолятора.

В ходе реализации института представительства и выдачи доверенностей осужденным и заключенным под стражу, как выяснилось в результате нашего исследования, могут возникнуть следующие проблемы: отказ администрации учреждений содействовать осужденным в получении доверенности, отсутствие достаточных навыков для грамотного составления доверенности, трудности в поиске представителей по договору и др.

Отказы осужденным в выдаче доверенности не являются редкими. Причем, по словам самих осужденных, доказать, что имело место обращение об оформлении доверенности, очень

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тяжело, даже тогда, когда осужденный отдает должностным лицам администрации учреждения, в котором содержится, уже готовую доверенность, где требуется только поставить свою подпись, а начальнику учреждения - ее заверить. Дальнейшая обязанность администрации учреждения - провести регистрацию получения такой доверенности и сообщить обратившемуся под расписку входящий регистрационный номер. Однако, хотя это и установлено действующим регламентом, по сути, является актом доброй воли администрации, поскольку почти нельзя проконтролировать. Так, по результатам проведенного нами опроса среди осужденных, разница между теми, кто подавал доверенность, и теми, кто действительно смог ее получить, в трех исправительных учреждениях составила 4,5 и 9 обращений (исходя из количества анкетируемых - 25 чел. в каждом учреждении соответственно).

Безусловно, неудостоверение доверенности осужденного имеет под собой объективные основания.

Начальники учреждений не всегда готовы взять на себя ответственность по заверению этих документов. Одна из причин - это опасение последствий, например, когда подписанные ими доверенности использовались при аферах с квартирами заключенных (пик которых пришелся на конец 1990-х - начало 2000-х гг.).

Кроме того, начальники ИУ не имеют специального образования и подготовки, как нотариусы, поэтому в большинстве случаев не являются компетентными специалистами в данной области.

Следует отметить, что выдача доверенности осужденным - бесплатная процедура, поскольку это не основная деятельность начальников учреждений, как у нотариусов, и они в этих случаях не оказывают платную услугу.

В качестве примера решения данной проблемы можно привести заключение соглашения между Нотариальной палатой Самарской области и УФСИН России по Самарской области. Цель соглашения - упорядочение единого порядка совершения нотариальных действий в колониях и СИЗО, сокращение временных затрат, введение единообразной практики пропускного режима, обеспечение личной безопасности нотариусов, обеспечение людям, находящимся в учреждениях исполнения наказаний, права на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции Российской Федерации [1]. Взаимодействие с Нотариальной палатой способствует повышению эффективности оказания помощи осужденным в оформлении доверенности.

Для того чтобы осужденные могли знать о своем праве на представительство и о порядке реализации этого права, администрации учреждения необходимо на информационных стендах размещать документы о порядке оформления доверенностей.

Также на практике существует проблема признания доверенностей, которые удостоверены не в нотариальном порядке, а в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ, и отказа в совершении каких-либо действий по ним должностными лицами уполномоченных органов (как государственных, так и местного самоуправления). Здесь возможен следующий алгоритм действий. Во-первых, нужно попросить разъяснить в письменной форме правовые основания отказа в совершении действий по предъявляемой доверенности. Если будет отказано в таких разъяснениях, то нужно направить жалобу в вышестоящий орган соответствующего ведомства.

В случае если ответ не получен в установленный законом срок [2] или не получен вообще, необходимо обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Обращению в суд может и не предшествовать обращение за разъяснениями либо направление жалобы в вышестоящий орган.

С учетом изложенных проблем предлагаем принять инструкцию, содержащую основные правила выдачи и удостоверения доверенностей в уголовно-исполнительной системе. Далее представлен проект данной инструкции.

Проект

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ ДОВЕРЕННОСТЕЙ НАЧАЛЬНИКАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке удостоверения доверенностей начальниками исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция) разработана в

ВЕСТНИК СЮИ

соответствии с ст. 85 Гражданского кодекса РФ, главами 9 и 10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

2. Доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (осужденным) другому лицу для представительства перед третьими лицами.

3. При совершении нотариального удостоверения доверенности начальник исправительного учреждения устанавливает личность осужденного, его представителя (также переводчика или сурдопереводчика, если в их участии есть необходимость).

Установление личности производится в порядке, установленном законодательством РФ - Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», в котором в качестве основного документа, удостоверяющего личность, признается паспорт гражданина РФ.

Также в исключительных случаях, если паспорт не может быть предъявлен, личность устанавливается на основании иного документа, который подтверждает личность гражданина без каких-либо сомнений.

4. При удостоверении доверенностей выясняется дееспособность осужденного, уполномочиваемого им лица и иных лиц, участвующих в совершении удостоверения доверенности.

При выяснении дееспособности гражданина начальник исправительного учреждения должен исходить из следующего.

В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ дееспособность гражданина возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Гражданским законодательством РФ предусмотрено наступление полной дееспособности до наступления восемнадцатилетнего возраста в двух случаях:

когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет: с момента вступления в брак; приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет; решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности принимается судом;

эмансипация: несовершеннолетний (с шестнадцати лет) работает по трудовому договору (в том числе по контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью; объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства.

5. С содержанием доверенности, на которой нотариально свидетельствуется подлинность подписи, должны быть ознакомлены лица, обратившиеся за совершением нотариального действия. При этом:

а) если гражданин из-за болезни, физических недостатков или по иным причинам не может лично поставить подпись, он поручает в его присутствии и в присутствии начальника исправительного учреждения подписать доверенность другому гражданину с указанием причин, в силу которых данный документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся для удостоверения доверенности;

б) если для удостоверения доверенности обратился глухой, немой или глухонемой неграмотный гражданин, то при удостоверении доверенности должен присутствовать грамотный совершеннолетний гражданин, который может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание доверенности или документа, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, соответствует воле обратившегося лица.

Личность лица, призванного подписать доверенность или документ, в случаях, предусмотренных в подпунктах «а» и «б», также подлежат установлению по правилам п. 3 настоящей Инструкции.

В качестве лиц, указанных в подпунктах «а» и «б», не могут быть привлечены: сотрудник исправительного учреждения;

лицо, являющееся поверенным по доверенности, и близкие родственники такого лица; гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объеме; неграмотный гражданин;

гражданин, не владеющий в достаточной степени языком, на котором совершается нотариальное действие.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

II. Удостоверение доверенностей

6. Начальник исправительного учреждения не принимает для удостоверения доверенность, имеющую любые исправления, а также исполненную карандашом.

Текст доверенности должен быть написан понятным и четким языком, числа и сроки обозначаются словами (хотя бы один раз).

7. Начальник исправительного учреждения вправе удостоверять доверенности от имени одного или нескольких лиц на имя одного или нескольких лиц.

Доверенность от имени нескольких лиц удостоверяется в том случае, если действия, предусмотренные доверенностью, касаются однородных интересов всех лиц, выдающих доверенность (например, доверенность на ведение одного дела в суде).

В тексте доверенности от имени физического лица должны быть указаны соответствующие реквизиты: место и дата ее составления (подписания), фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), дата и место рождения, гражданство, пол, адрес места жительства лица, выдавшего доверенность, а также лица, на имя которого она выдана.

Срок действия доверенности указывается в ее тексте и обозначается прописью. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

8. Удостоверению подлежат также доверенности, выдаваемые в порядке передоверия. При этом в обязательном порядке должна быть предоставлена основная доверенность. В случае невозможности предоставления основной доверенности, должны быть предоставлены доказательства, что представитель по основной доверенности действует вынужденно (вследствие обстоятельств) и исключительно для охраны интересов выдавшего доверенность.

Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

В доверенности, удостоверяемой в порядке передоверия, должны быть указаны реквизиты доверенности, на основании которой она выдана.

Библиографический список

1. Официальный сайт УФСИН России по Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.63.fsin.su/news/ (дата обращения: 17.10.2018).

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.10.2018).

References

1. Oficial'nyj sajt UFSIN Rossii po Samarskoj oblasti [Official website of the Federal penitentiary service of Russia in the Samara region]. URL: http://www.63.fsin.su/news/ (Accessed: 17.10.2018) [in Russian].

2. O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 02.05.2006 N 59-FZ (dejstvuyushchaya redakciya, 2016) [On the order of consideration of addresses of citizens of the Russian Federation: The Federal law of 02.05.2006 N 59-FZ (current edition, 2016)]. SPS «Konsultant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 17.10.2018) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.