Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии предприятий малого бизнеса'

Роль инноваций в развитии предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION PROCESS / INNOVATION POLICY / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова К.А.

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства, как ведущего сектора экономики, способного гибко реагировать на потребности рынка и меняющиеся условия хозяйствования, определяет темпы экономического роста, состав и качество валового национального продукта. Акцентировано внимание на основных проблемах развития инновационной деятельности малых предприятий. Исследованием установлено, что инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров, услуг или технологий путем практического использования нововведений. Определены основные задачи инновационной политики предприятия. Выделены определенные виды и модели инновационного предприятия: инновационное предприятие на основе внутренней организации; инновационное предприятие на основе внешних организаций; инновационное предприятие на основе внешней организации с помощью венчуров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of innovation in the development of small businesses

The article discusses the role of small business as a leading sector of the economy, able to flexibly respond to market needs and changing business conditions, determines the rate of economic growth, the composition and quality of the gross national product. The attention is focused on the main problems of the development of innovative activities of small enterprises. The study found that innovative entrepreneurship can be defined as a public techno-economic process, leading to the creation of the best in their properties of goods, services or technologies through the practical use of innovations. The main objectives of the innovation policy of the enterprise. Certain types and models of an innovative enterprise have been identified: an innovative enterprise based on internal organization; innovative enterprise based on external organizations; innovative enterprise based on external organization with the help of ventures.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии предприятий малого бизнеса»

Роль инноваций в развитии предприятий малого бизнеса The role of innovation in the development of small businesses

Кузнецова К.А.

Бакалавр МУ имени С.Ю.Витте, Россия, Москва

K. A. Kuznetsov

Bachelor

MU named after S. U. Vitte, Russia, Moscow

Аннотация.

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства, как ведущего сектора экономики, способного гибко реагировать на потребности рынка и меняющиеся условия хозяйствования, определяет темпы экономического роста, состав и качество валового национального продукта. Акцентировано внимание на основных проблемах развития инновационной деятельности малых предприятий. Исследованием установлено, что инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров, услуг или технологий путем практического использования нововведений. Определены основные задачи инновационной политики предприятия. Выделены определенные виды и модели инновационного предприятия: инновационное предприятие на основе внутренней организации; инновационное предприятие на основе внешних организаций; инновационное предприятие на основе внешней организации с помощью венчуров.

Annotation.

The article discusses the role of small business as a leading sector of the economy, able to flexibly respond to market needs and changing business conditions, determines the rate of economic growth, the composition and quality of the gross national product. The attention is focused on the main problems of the development of innovative activities of small enterprises. The study found that innovative entrepreneurship can be defined as a public techno-economic process, leading to the creation of the best in their properties of goods, services or technologies through the practical use of innovations. The main objectives of the innovation policy of the enterprise. Certain types and models of an innovative enterprise have been identified: an innovative enterprise based on internal organization; innovative enterprise based on external organizations; innovative enterprise based on external organization with the help of ventures.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предприятие, инновационное развитие, инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная политика, инновационное предпринимательство, инновации.

Key words: entrepreneurship, small business, innovative development, innovation, innovation activity, innovation process, innovation policy, innovative entrepreneurship, innovation.

В современных условиях рыночных отношений, развивающихся под влиянием глобализационных процессов, все большее значение для страны приобретает создание стабильного и прогрессирующего внутреннего рынка и развитого рыночного механизма. Это предполагает для страны активизации развития малого предпринимательства, как ведущего сектора экономики, способного гибко реагировать на потребности рынка и меняющиеся условия хозяйствования, определяет темпы экономического роста, состав и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, состав и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики России. Малое предпринимательство является самостоятельной инициативной деятельностью малых предприятий и граждан предпринимателей, происходит это за счет собственных или привлеченных средств на собственный риск с целью получения предпринимательского дохода, который возникает вследствие средних для экономики значений и отклонений от более результативных, инновационных видов деятельности. Интенсивное развитие малого и среднего бизнеса способствует росту товарных рынков, формированию сферы услуг, максимальной ориентации производства на потребителя. Одновременно конкуренция заставляет предпринимателей использовать

инновационные факторы развития, стараться максимально коммерциализировать изобретения в любой сфере инновационной деятельности - научно-технических разработках, управленческих решениях. Становление и развитие предпринимательства в России и других постсоциалистических странах справедливо связывают с рыночной трансформацией экономики.

Предпринимательская деятельность рассматривается как структурообразующий фактор новой системы экономических отношений, движущая сила преобразований в экономической и социальной сферах. Характерным при этом является попытка исследователей сосредоточить внимание на таких чертах предпринимательства как рискованность, инновационность, экономическая и социальная ответственность, или раскрыть влияние государственного регулирования, макроэкономической среды на развитие отдельных видов предпринимательской деятельности и, в частности, инновационного предпринимательства. Исследованию инновационных процессов в различных сферах экономики посвящено большое количество работ. На данном этапе совершенствованию инновационной деятельности и решению указанных проблем направлены исследования таких ученых, как С.Васильчак, М. А. Йохна, М. М. Стадник, О.И.Амошы, Ю.М.Бажала, В.М.Гейця, А. О.Лапко, Б.А.Малицького, С. М. Ильяшенко, В.О.Сизоненка, и др. Современный этап развития экономики России можно рассматривать как сложный и противоречивый процесс преобразования экономических структур, что приводит к образованию и развитие новых субъектов предпринимательской деятельности. Одним из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды является развитие малого предприятия. Активизация инновационной деятельности малых предприятий в условиях рыночной экономики прежде всего связана с поиском источников и форм инвестирования, которые должны обеспечить баланс между инновационными затратами и финансовыми возможностями, кроме того, эта проблема обостряется растущей конкуренции, которую углубляют мировые процессы глобализации. Малое предпринимательство является составляющей любой рыночной системы хозяйствования, независимо от уровня ее развития. Мировой опыт позволяет утверждать, что крупное производство и малое предпринимательство не противопоставляются друг другу. Если в промышленном производстве 2/3 всех производимых товаров (в натуральном выражении) -это результат деятельности транснациональных и крупных национальных корпораций, то стоимостный вклад в создание ВВП и доля занятых работников большие в малом предпринимательстве. Большой и малый бизнес взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Но для жизнеспособности малого предпринимательства используют совокупность целенаправленных государственных мер, которые инициируют запуск самодостаточного механизма содействия развитию этого сектора. В развитых рыночных системах выделяют такие экономико - правовые условия функционирования предпринимательского сектора в целом и малого предпринимательства в частности: - частная автономность предпринимателя - неограниченность действий в выборе сферы, методов, места осуществления предпринимательской деятельности; - собственная мотивация предпринимателя на получение прибыли, максимизации доходов, развитие бизнеса, реализацию творчески -продуктовых способностей; - полная самостоятельность и ответственность за финансовые, экологические и социальные последствия деятельности. Характерными чертами развития малого предпринимательства в переходной экономике являются: 1) Специфичность цели деятельности - преобладает желание владельца предприятия достичь достаточного уровня собственного благосостояния и материального обеспечения работников над целью развития фирмы путем инвестирования доходов; 2) Повышенный риск ведения собственного дела - высокая мобильность материально - финансовых ресурсов не соответствует размерам резервов и возможностям привлечения внешних источников финансирования; 3) Преимущественное возложение на собственные силы - недостаточное использование рыночной инфраструктуры, консалтинговых, информационных, посреднических услуг как результат хронической нехватки оборотных средств; 4)

Специфичность самостоятельности - недостаточная интегрированность в систему корпоративного бизнеса вследствие недостатка навыков договорной работы, поиска партнеров в большом бизнесе. В условиях современного развития общества качественные технологии играют все большую роль, поэтому значительное число государств уделяет внимание именно инновационной составляющей экономического роста. При этом малое предпринимательство рассматривается как важный и полноценный субъект рынка, на базе которого реализуются инновации. Характерной чертой, выделять успешное малое предприятие является интенсивность использования им в своей деятельности инновационной составляющей. Инновационные процессы, инновационные продукты, инновационные внедрения является основой для обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности малого предприятия, обеспечивая ему тем самым устойчивое развитие. Инновация является процессом создания новых продуктов, технологий и услуг, совмещенным с введением новых организационных и экономических форм, обеспечивающих предприятию преимущества над конкурентами на длительную перспективу, повышенным вниманием к оценке будущих запросов потребителей. С точки зрения предпринимательства экономическая природа инноваций заключается в изменении дохода от ресурсов, а с точки зрения потребления она олицетворяет изменение ценности удовлетворения потребности потребителя, помогая ему использовать новый продукт или технологию для формирования его бизнеса или повышения конкурентоспособности.

Под инновационным предпринимательством понимают процессы создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Обычно, в основе предпринимательской инновационной деятельности лежат новшества в области продукции или услуг, которые позволяют создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства. Создание и внедрение инноваций - сложный и весьма рискованный процесс. Сложность его заключается в том, что необходимо создавать такие средства производства и труда, которых еще не существовало или модернизировать действующие, которые должны качественно превзойти известные аналоги. Кроме того существует определенный риск, поскольку неизвестно, как будет воспринимать потребитель новый продукт, а если новый продукт будет внедрена в производство, то неизвестна его адаптация и экономическая эффективность. Становится очевидным, что инновационный процесс должен быть продуман от инновационных идей и создание соответствующих предприятий и организаций к формированию инновационной политики предприятий и внедрение инновационных проектов. Инновационные идеи становятся основой формирования соответствующих организаций, которые должны решать определенные проблемы в общей цепи проблем инновационного процесса. Одной из важнейших задач в создании малых инновационных предприятий является формирование их структуры, способной решить проблемы и достичь заданной цели. Структура предприятия должна быть динамичной и изменять свои параметры для выполнения тех задач, которые возникают в процессе создания инноваций. Организационные структуры создаются для достижения определенных целей. В свою очередь цели формируются путем анализа мнений и предположений, форм и методов их достижения силами творческого коллектива. Инновационные предприятия формируются на основе содержания и структуры самого инновационного процесса, в частности фундаментальных исследований, прикладных исследований и инновационных разработок, внедрения технических и технологических инноваций в производство, выпуска новых видов продукции и ее реализацию. Этот процесс состоит из отдельных видов деятельности. Которые становятся основой для создания отдельного инновационного предприятия. Каждое из инновационных предприятий составляет определенное звено общего инновационного процесса. Все предприятия взаимодействуют между собой, поскольку деятельность следующего звена зависит от деятельности предыдущей. Формирования и функционирования инновационных предприятий подчинено логике инновационного процесса,

в частности разделения труда, который он вызывает. Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшение существующего, а также финансовую, моральную и социальную ответственность, возникающая при этом. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров, услуг или технологий путем практического использования нововведений. Стоит отметить, что ученые в экономической литературе выделяют три основных вида инновационного предпринимательства: 1. Инновация продукции, то есть процессы обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивает жизнеспособность фирмы, увеличение объема прибыли, расширение ее доли на рынке, сохранение клиентуры, закрепления независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и др. 2. Инновация технологии - процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда, экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить прибыль фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать информационные системы. 3. Социальные инновации - общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Использование таких инноваций расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, закрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме выделяют три модели инновационного предприятия: 1. Инновационное предприятие на основе внутренней организации, когда инновация создается и осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга, их взаимодействия с инновационным проектом. 2. Инновационное предприятие на основе внешних организаций с помощью контрактов, когда заказ на создание и освоение инновации размещается между сторонними организациями. 3. Инновационное предприятие на основе внешней организации с помощью венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта организует дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные финансовые и другие средства. Для осуществления непрерывного инновационного процесса предприятие должно проводить разносторонне направленную политику нововведений. Дело в том, что инновации являются результатом комплекса мероприятий научного, организационного, экономического, финансового, технического и другого направления. Эти меры дают нужный результат, если их введение будет соответствовать логике инновационного процесса. Такие мероприятия являются взаимообусловлены, и инновационный процесс требует их своевременной реализации.

Выводы: инновационная политика предприятия должна включать: - обоснование и разработку планов и программы инновационной деятельности, определение приоритетов и экономических расчетов по деятельности нововведений; - проведение наблюдения, корректировки на этапе разработки, проверки, апробации инновации и ее внедрение в производство; - разработку мероприятий формирования концепции инновационного мышления персонала, рассмотрение проектов разработки инноваций, восприимчивости для предприятия; - формирование концепции и проведение единой инновационной политики, координацию инновационной деятельности во всех структурных подразделениях предприятия; - обеспечение инновационной деятельности финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами, создания экономических предпосылок стимулирования инноваций, возбуждение инновационной инициативы, создание инициативных групп для комплексного решения инновационных плановых заданий. Необходимо отметить, что основными проблемами развития инновационной

деятельности малых предприятий являются: - проблемы финансового характера: недостаток собственных средств предприятий, затрудненность привлечения финансовых ресурсов из рыночных источников (в частности, жесткие условия кредитования, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства) - проблемы организационно-коммуникационного характера: неразвитость рынка технологий; незрелость инновационной инфраструктуры, должен предоставлять посреднические, информационные, юридические, экспертные, финансово-кредитные и другие услуги; недостатки нормативно-правовой базы инновационной деятельности; отсутствие условий для налаживания кооперационных связей с другими субъектами инновационного процесса; - проблемы информационного характера: отсутствие или недоступность систематизированной информации о новых технологиях, имеющих потенциал коммерциализации, а также о состоянии и прогнозные оценки конъюнктуры рынков сбыта инновационной продукции; - проблемы внутрипроизводственного характера: низкий инновационный потенциал предприятия, нехватка квалифицированного технического и управленческого персонала на фоне незрелости консалтинговой и инжиниринговой инфраструктуры; - проблемы рыночного характера: высокая стоимость нововведений, неопределенность сроков инновационного процесса, высокий экономический риск инновационной деятельности, длительные сроки окупаемости нововведений. Итак, роль предпринимательства заключается прежде всего в том, что оно выступает катализатором экономического развития. Привлечение инновационных процессов развития малого предпринимательства является перспективным и необходимым мероприятием в контексте современной ситуации относительно состояния и развития малого предпринимательства в России.

Список используемой литературы:

1. Оценка качества целевых программ государственной поддержки развития малого бизнеса: [монография] / Кизим Н.А., Матюшенко И.Ю., Полторак Н.И. - М .: ИД «ИНЖЕК», 2009. - 328 с.

2. Сизоненко В .А. Современное предпринимательство предпринимательства / В.А. Сизоненко: [учебное пособие]. - М .: Знание - Пресс, 2008. - 440 с.

3. Захарченко В.И. Инновационный менеджмент: теория и практика в условиях трансформации экономики: учеб. пособие. / В.И. Захарченко, Н.М. Корсикова, М.М. Меркулов. - М.: Центр учебной литературы, 2012. - 448 с.

4. Инновационное развитие экономики: модель, система управления, государственная политика / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.И. Федуловой. - М.: Основа, 2005. - 552 с.

5. Янакова Х. Креативный менеджмент и инновации / Хана Янакова // Общество творчества и знаний. -Август 2012 г. - Том 2, Выпуск 1. - Р. 95-112.

6. Хуо М. Исследование инноваций в знаниях на основе экосистемы корпоративных знаний / Мингкуй Хо // Бизнес и менеджмент. - 2013. - Вып. 2, № 1 - С. 69-73.

7. Кибиткин А.И. Концептуальный подход к оценке инновационного развития предприятия / А.И. Кибиткин, М.Н. Чечурина // Вестник МГТУ. - 2011. - Том 14, № 2. - С. 427-434.

8. Гумба Х.М. Теоретические основы инновационного развития предприятий строительной отрасли: монография / Х.М. Гумба; МОН РФ, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т ». - М. : МГСУ, 2012. - 200 с.

9. Гринева В.М. Организационные проблемы инновационной деятельности на предприятиях: монография / В.Н. Гринева, В.В. Власенко. - Х.: ИД «ИНЖЕК», 2005. - 200 с.

10. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / под ред. П.Н. Завлина. - М.: ОАО «НПО« Издательство «Экономика», 2000. - 475 с.

11. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пос. / И.Т. Балабанов. - СПб. : Питер, 2001. - 304

с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.