Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РК'

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабланов Тлеуберды Кадесович, Кубаева Мейрамгуль Адиловна

В статье анализируется роль инновации в развитие туризма в Казахстане. Приведена оценка современного состояния туризма Республики Казахстан в целом и в частности рассмотрена его инновационное развитие. Инновации в туризме можно охарактеризовать так - это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов с применением достижений науки, техники, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабланов Тлеуберды Кадесович, Кубаева Мейрамгуль Адиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE TOURISM INDUSTRY OF KAZAKHSTAN

The article examines the role of innovation in the development of tourism in Kazakhstan. The assessment of the current state of tourism of the Republic of Kazakhstan in general and in particular discuss its innovative development. Innovation in tourism can be described as - is the development and creation of new tourist routes, projects with the application of science, technology, and best practices in the areas of management and marketing, implementation of which will increase the level of employment, to ensure the growth of its revenues to accelerate the socio-economic development and improve the tourist image of the country and regions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РК»

прозрачности, надежности и достоверности для эффективного инвестирования капитала, принадлежащего нерезидентам РФ.

Список литературы

1. Types of due diligence. [Электронный ресурс]:

2. http://www.icaew.com/en/members/business-resources/business-management-and-strategy/m-

and-a/types-of-due-diligence. Дата обращения 23.01.2015

3. Due diligence in growth strategy. [Электронный ресурс]:

http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Due-diligence-in-growth-strategy/$FILE/EY-Due-diligence-in-growth-strategy.pdf. Дата обращения: 26.01.2015

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РК

Бабланов Тлеуберды Кадесович

К.э.н., замдекана экономического факультета, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

г. Астана, Республика Казахстан. Кубаева Мейрамгуль Адиловна, Магистрант 2-курса, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана,

Республика Казахстан.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE TOURISM INDUSTRY OF KAZAKHSTAN

Bablanov Tleuberdi Kadesovich, Ph.D., deputy dean of the Faculty of Economics Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan.

Kubaeva Meiramgul Adilovna, 2 undergraduate courses Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется роль инновации в развитие туризма в Казахстане. Приведена оценка современного состояния туризма Республики Казахстан в целом и в частности рассмотрена его инновационное развитие. Инновации в туризме можно охарактеризовать так - это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов с применением достижений науки, техники, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов. ABSTRACT

The article examines the role of innovation in the development of tourism in Kazakhstan. The assessment of the current state of tourism of the Republic of Kazakhstan in general and in particular discuss its innovative development. Innovation in tourism can be described as - is the development and creation of new tourist routes, projects with the application of science, technology, and best practices in the areas of management and marketing, implementation of which will increase the level of employment, to ensure the growth of its revenues to accelerate the socio-economic development and improve the tourist image of the country and regions.

Ключевые слова: туризм; инновация; инфраструктура; научно-технический прогресс. Keywords: tourism; innovation; infrastructure; scientific and technical progress.

Инновации и их развитие традиционно представляются как направление научно-технического прогресса и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей. [1, с. 70]

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

В развитии туризма должны быть заинтересованы многие государственные ведомства и областные исполнительные органы, так как туризм охватывает огромный спектр сферы услуг и производства в различных отраслях. Очень многое зависит от инициативы местных властей, от их понимания того, что туризм может стать источником процветания края. Кроме того, для создания мощных туристских центров необходимы капитальные вложения, как со стороны государства, так и отечественных и зарубежных инвесторов. Поэтому должно создать необходимые условия для скорейшего появления развитого туристского комплекса, отвечающего всем мировым стандартам и требованиям. [2, с. 21]

За неполные пять лет объем казахстанской экономики увеличился в 2 раза. Только в этом году построено 350 новых предприятий инновационного типа. Республика приступила к реформе научно-инновационной сферы. Каждый регион Казахстана, каждая отрасль экономики должны провести тщательную работу и предложить самые перспективные и осуществимые инновационные проекты.

Особенно важную роль призваны сыграть развитие инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа.

По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений. [3, с. 51]

Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 12,3%, Испании -8,4%, США - 5,3%, КНР - 5,2%. Туризм - одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны [4]. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. В целом, доля въездного туризма в Казахстане составила лишь 6,3%, внутреннего - 29,5%, выездного -64,2% [5, с. 133]. По вышеуказанным данным, въездной туризм в Казахстане развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны.

Особое место в продвижении туристских продуктов и услуг занимают новейшие мультимедийные технологии - они способны привлекать большое количество пользователей, отличаются невысокой себестоимостью и высокой коммуникативностью. К основным средствам электронного маркетинга относят: интернет, электронную почту и мультимедийные диски. Эффективное использование высокотехнологичных коммуникаций позволяет значительно расширить возможности рекламных компаний и пиар-акций, повысить эффективность взаимодействия всех субъектов туристского рынка.

200 180 160 К

140 / 120 / 100 ^ 80 ^ 60 ^ 40 ^ 20 /

184

¿1

82

-54.

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Перспективным примером тому может стать - создания "Казахстанской Лапландии" в Щучинско-Боровской курортной зоне, которое сегодня позиционирует себя как родина Деда Мороза.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационным активным организациям, осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль, совершенствование амортизационной политики, установление приоритетных направлений развития науки. [1, с. 74]

В Казахстане существет модель управления и финансирования прикладной науки. Она в значительной мере ориентирована на удовлетворение научного интереса, а не решение конкретных задач технологического характера, стоящих перед бизнесом. Данная модель явно не подходит для создания динамичных отраслей и производств, которые могли бы конкурировать на международных рынках.

10

□ Инициативная разработка 184

□ Государственный заказ 82

□ Научно-технический заказ 54

□ Региональный заказ 10

Межгосударственный заказ 2

0

Рисунок 1 - Основания разработок инновационной продукции, количество разработок

2

Как мы видим на 1 рисунке, у нас в стране в основном инновационные продукции разрабатываются на инициативной основе. Далее идут государственные заказы, научно-технические заказы. А самую малую долю занимают региональные и межгосударственные заказы.

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним

из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации.

Существует два вида инновации: кризисная инновация и инновация развития. При грамотном подходе к созданию и реализации инновации она может принести немалый доход и немалую пользу. Кризисная инновация - это скорое быстрое решение о нововведении для того, чтобы спасти существующий товар от исчезновения с рынка. Она выводится на рынок в рекордно сжатые сроки и при правильном позиционировании на рынке товар выживает.

Инновация развития - несколько отличный от предыду-

щего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара.

Для туристского бизнеса необходимо использование двух этих видов инновации, так как туристский рынок - рынок нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности. [5]

В нашей стране специально для инноваций расширены финансовые инструменты поддержки, введены новые налоговые льготы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий.

Кроме того, создается «Парк инновационных технологий» - «умный» город высокотехнологичных производств. К сожалению, выделенные средства на культуру, спорт, туризм и информационное пространство приходится 1,46% из всех расходов в структуре расходов республиканского бюджета на 2014 год. [4]

Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма - сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности.

На рисунке 2 представлены основные аправления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма

и гостеприимства

V

V

V

V

Выпуск новых видов продукта

Использование новой техники и технологий

Новый маркетинг, новый менеджмент

Выявление и использование новых рынков сбыта продукции

Рисунок 2 - Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;

- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;

- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример - путешествия туристов на космических кораблях;

- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи). [6, с. 168]

Очевидно, что инновационное развитие туризма для экономики Казахстана - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий, идей на всех видах туристической отрасли. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и

уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.

Список литературы

1. Накипова Г.Е. Современное состояние и развитие отечественного туризма в условиях мирового кризиса. Мировой туризм: основные тенденции в условиях экономической нестабильности// Материал международной науч.-практ.конференции (2 декабря 2009г.) - Караганда, 2009.

2. Концепция развития туризма в Республике Казахстан. О развитии туризма как доходной отрасли экономики в Республике К. - Алматы, Раритет 2001.

3. Концепция развития туризма в Республике Казахстан - Алматы, Раритет 2010.

4. Официальный сайт комитета по туризму Министерства Индустрии и Новых технологии РК.

5. Смагулова К.С. Развитие индустрии туризма и ее влияние на экономику Казахстана. Мировой туризм; основные тенденции в условиях экономической нестабильности // Материалы международной научно-практической конференции. - Караганда, 2009.

6. Джеральд Гловер В. Управление качеством в индустрии гостеприимства. - Университет Мичиган, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.