12 11081 ДЕКАБРЬ 2003
УПРАВЛЕМЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ
РОЛЬ ИННОВАЦИИ И УПРАОЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ИНОЕСТИЦИЙ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РОСТА
И.А. КОСОНОГОВД, ТНК-Сибирь
Введение
В современных условиях развития нефтегазового бизнеса конкурентоспособность нефтяных компаний в значительной мере зависит от их способности создавать и воспринимать технологические инновации. В вертикально интегрированных нефтяных компаниях они направлены на технологическое обновление производства во всех сферах деятельности компании - нефтедобыча, нефтепереработка, нефтепродуктообеспечение, а также на создание и расширение новых направлений деятельности.
Крупнейшие нефтяные компании мира имеют в своем составе научно-исследовательские и научно-производственные центры, основной задачей которых является создание и внедрение технологических инноваций в производство. Сегодня именно эти компании являются лидерами в технологиях и определяют технологическое развитие отрасли. Российские нефтяные компании в результате произошедших преобразований в управлении нефтегазовым комплексом и его научно-технической сферы имеют в своем составе ряд научно-исследо-вательских и проектных институтов для решения собственных научно-технических проблем. Для успешной конкуренции на рынках российским нефтяным компаниям необходимо создавать собственные технологические инновации, способные ликвидировать технологическое отставание от конкурентов и обеспечивать лидерство по отдельным технологиям.
В соответствии с требованиями рынка технологические инновации должны приносить прибыль. При решении вопроса о создании и внедрении той или иной новой техники и технологии необходимо принимать в расчет не только их превосходство по сравнению с аналогами, но и учитывать возможные экономические результаты их применения в производстве.
Оценку экономической эффективности технологических инноваций необходимо проводить на каждом этапе инновационного процесса с различной степенью детализации расчетов. В зависимости от стадии инновационного процесса определяется потенциальная, ожидаемая, планируемая и фактическая экономическая эффективность технологической инновации.
Оценка экономической эффективности технологических инноваций осуществляется в соответствии с общепринятыми методологическими подходами, используемыми отечественной и мировой практикой при оценке инвестиционных проектов с учетом некоторых особенностей, присущих инновационным проектам в нефтяных компаниях.
Технологические инновации
Новые условия хозяйствования в России обусловили введение в научный оборот терминологии рыночной экономики, в том числе и в области на-учно-технического прогресса.
В литературе по данным проблемам насчитывается множество определений инновации. Впервые в научный оборот термин «инновация» ввел австрийский ученый Й. Шумпетер. Он трактовал это понятие как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
В последующем различными авторами давались собственные определения инновации в зависимости от объекта и предмета исследования.
В последнее время в отечественной научной литературе вновь появились публикации по проблемам научно-технического прогресса, однако публикации по проблемам инноваций, как правило, основываются на обсуждении позиций зарубежных авторов.
В ряде работ инновации определяются как комплексный процесс создания, распространения и
использования новшества для удовлетворения новой или уже известной общественной потребности и одновременно как процесс сопряженных с данным новшеством изменений [ 1 ], в других - как процесс, в котором техническое изобретение доводится до стадии практического использования, и как продукт, нашедший практическое применение, в третьих - как конечный результат двух основных самостоятельных процессов изобретения и эксплуатации.
Существующие определения инновации отражают следующие подходы к ее определению:
• инновации рассматриваются как результат научно-технической деятельности (новая техника, технология, новые продукты и т.п.);
• инновации рассматриваются как процесс создания, внедрения и распространения новой техники, технологии, организационных форм и т.п. ;
• инновация (и как результат, и как процесс) рассматривается как новая потребительная стоимость, способная более эффективно удовлетворить общественные потребности;
• инновация рассматривается как процесс инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию новой техники и технологии.
Во всех этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации.
На основе анализа сущности понятия «инновация» у 14 авторов в работе [2] обобщающее его определение формулируется как «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект». Наиболее содержательное определение инновации, на наш взгляд, приводит П. Друкер: «Инновация — это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придадут новые очертания экономике данного бизнеса. Эти элементы получат совершенно новое экономическое измерение. Это пограничная линия между набором несвязных элементов, каждый из которых является лишь минимально эффективным, и целостной системой, обладающей большой силой» [3, с. 185]. Далее Друкер поясняет: «Инновация - это не изобретение и не открытие. Хотя и то, и другое может иногда потребоваться. Но она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе - на экономической эффективности. Ее сущность, скорее, концептуального характера, чем технического или научного. Характерным качеством новатора является способность объединить в систему то, что другим представляется несвязным набором разрозненных элементов. Качество инновации не зависит напрямую от ее размера. Наоборот, чем она
меньше, тем лучше. Это, еще раз повторяю, успешная попытка найти и включить в свой бизнес последнюю частичку, которой недостает, чтобы превратить уже существующие элементы - знания, товары, покупательский спрос, рынки - в новое и гораздо более продуктивное целое. Для того чтобы найти области, где инновация может создать максимальные возможности, следует выяснить: чего не хватает, чтобы сделать эффективным то, что уже существует; какой небольшой шаг следует сделать, чтобы изменить наши доходы; какое небольшое изменение могло бы значительно приумножить силу всех наших ресурсов. Понять, в чем состоит ваша потребность, не значит удовлетворить ее. Но это дает перечень желаемых результатов. А затем уже можно решить, будет ли существовать возможность для их достижения. Инновации можно применять для нахождения потенциала бизнеса и для создания будущего. Но в первую очередь они должны применяться в качестве стратегии для того, чтобы сделать максимально эффективным день сегодняшний и приблизить существующий бизнес как можно ближе к идеальному» [3, с. 186].
Такая трактовка инновации носит расширительный характер и отражает все аспекты ее сущности и влияния на ведение бизнеса.
В 1963 г. в г. Фраскати (Италия) была принята первая версия документа, разработанного группой национальных экспертов по показателям науки и техники, образованной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и получившего название руководство Фраскати «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок». Последняя редакция этого документа принята в 1993 г. и содержит уточнения, связанные с изменениями в стратегии научно-технической политики и организации НИР на национальном и международном уровнях. В редакции руководства Фраскати 1993 г. содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам [4, 5].
В 1992 г. в Осло были приняты рекомендации, на которых основана методика сбора данных о технологических инновациях. Данный документ получил название «Руководство Осло».
В соответствии с принятыми международными стандартами инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [5, с. 30-31].
Наряду с термином «инновация» в отечественной литературе используются такие термины, как «новшество», «нововведение», «новация». Многими специалистами эти понятия нередко отождествляются [6]. Инновация- термин рыночной экономики, в отечественной научной сфере множественность трактовок этого понятия объясняется, с одной стороны, различным переводом с английского языка, а с другой — различием целей его использования [5,7,8,9,10,11,12,13,14,15].
На наш взгляд, понятия «инновация», «нововведение» и «новшество» следует разграничивать. Новшеством может являться любое изобретение, способ, порядок, метод, предлагаемые авторами. Если это новшество используется (даже в ограниченном масштабе), оно становится нововведением. Если нововведение получило широкое распространение, оно приобретает новое качество и становится инновацией [16].
Основные характеристики новшества, нововведения ц инновации в зависимости от различных признаков приведены в табл. 1.
Технологические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства в целях их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Следует отметить, что коммерциализация инноваций возможна лишь в том случае, когда инновации выступают как товар на рынке и существуют возможности ее реализации. В случае когда инновации не принимают товарной формы (новая техника и технология создаются для использования в производственном цикле компании), коммерциализация является лишь потенциальным свойством инновации и может быть реализована в перспективе. Коммерциализация инновации может быть затруднена и в связи с недостаточной эффективностью новой техники и технологии в существующих экономических условиях.
В нефтяных компаниях эта проблема является весьма актуальной. Например, разрабатываемые отраслевым научно-техническим комплексом технологии для повышения нефтеотдачи пластов за-
частую, показывая высокую технологическую эффективность, оказываются экономически неэффективными вследствие неблагоприятного общего экономического фона в стране.
Жизненный цикл инновации, определяемый периодом от зарождения инновации до ее замены более совершенным и эффективным продуктом или процессом, в значительной степени зависит от скорости диффузии инновации.
Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведения — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих их вслед за новаторами в ожидании более высокой прибыли.
Диффузия инновации — процесс распространения нововведения во времени в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от ряда факторов, в том числе от формы принятия решения, способа передачи информации, восприимчивости к нововведениям субъектов социально-экономической системы, свойств самого нововведения [17].
Применительно к вертикально интегрированным нефтяным компаниям инновациями являются: создание и использование новых или усовершенствованных технологий и технологических средств в разведке и разработке месторождений; повышение нефтеотдачи пластов; строительство, эксплуатация и ремонт скважин; интенсификация добычи нефти и газа; нефте- и газопереработка; нефтепродуктообеспечение; нефтехимия; информатика; управление и другие сферы деятельности, обеспечивающие повышение качества и сокращение удельных затрат на производство продуктов; выпуск новых продуктов.
Инновации в нефтяной компании могут оцениваться по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. По технологическим параметрам различают продуктовые (новые продукты, услуги) инновации и процессные (технологии, организация производства и управленческие процес-
Таблица 1
Основное содержание и свойства новшеств, нововведений и инноваций
Термин Стадия научно-припроизводст-венного цикла Содержание Свойства
Новшество Начальная Новый порядок, открытие, изобретение, патент, ноу-хау и т.п. Наличие новизны
Нововведение Промежуточная Использование новшества Новизна, материализация
Инновация Конечная Распространение нововведения Новизна, материализация, распространение, коммерциализация*
*) Коммерциализация — потенциальное свойство, требующее определенных условий в хозяйственной среде.
сы). С рыночных позиций определяют тип новизны инновации для определенных рынков. К продуктовым инновациям относятся применение новых материалов и реагентов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. К процессным инновациям относятся новые технологии и новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. По степени радикальности инновации можно подразделить на базисные (радикальные), улучшающие и рационализирующие (модификационные). Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие инновации связаны с существенным усовершенствованием существующих продуктов или с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов организации производства., Рационализирующие инновации включают незначительные усовершенствования (модификацию) продукта или методов организации производства, не оказывающих существенного влияния на изменение основных параметров и свойств продукта (процесса). К таким инновациям относятся также освоение выпуска известных на рынке, но новых для данного предприятия продуктов.
В соответствии с международной терминологией, инновационная продукция — продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется в соответствии с типами технологических инноваций. Таким образом, она охватывает новые (вновь внедренные) изделия или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Исходя из этого, определение новой (вновь внедренной) продукции соответствует понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции -понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций.
По причинам возникновения инновации делятся на: реактивные (обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентами); стратегические (внедрение которых носит упреждающий характер в целях получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).
По характеру удовлетворяемых потребностей: ориентированные на существующие потребности; ориентированные на формирование новых потребностей [18].
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предлагается
также классифицировать инновации по признаку отношения к сферам деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.
Как правило, в публикациях, посвященных инновациям, каждый автор приводит собственную классификацию инноваций [19, 20]. Так, например, Пригожий в работе [21, с. 270 - 275] классифицирует инновации по следующим признакам:
• по распространенности: единичные и диффузные;
• по месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые;
• по преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;
• по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;
• по инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
Рассматривая вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК) как субъект инновационной сферы, следует отметить, что в ВИНК в единой вертикальной интеграции существуют различные типы производств, такие как монопродуктовое производство — нефтедобыча (сырьевая отрасль), многопродуктовые производства — нефтепереработка (широкая номенклатура нефтепродуктов) и нефтепродуктообеспечение (оказание различных видов услуг в оптовой и розничной торговле и хранении нефтепродуктов). Инновационные процессы в этих сферах деятельности имеют свои специфические особенности. ВИНК является как потребителем, так и производителем инноваций. В соответствии с этим инновации, реализуемые ВИНК, можно классифицировать по месту в системе: инновации на входе, инновации на выходе, внутрисистемные.
Инновации на входе предполагают изменение в выборе и использовании ресурсов, машин и оборудования, сырья и т.д. Инновации на выходе предполагают изменения в продуктовой линии (ассортимент и качество продукции в нефтепереработке), услуг (в сбытовой сети), информации и т.д.
Инновации в ВИНК можно разделить и по сферам производства:
• в нефтедобыче;
• в нефтепереработке;
• в нефтепродуктообеспечении и т.п.
По предмету и сфере приложения [18, с. 11] инновации в ВИНК можно классифицировать следующим образом:
• процессные (во всех сферах деятельности ВИНК);
• продуктовые (использование новых материалов и комплектующих во всех сферах деятельности, получение новых продуктов в нефтепереработке, оказание новых видов услуг в неф-тепродуктообеспечении);
• рыночные (освоение новых рынков сбыта нефти и нефтепродуктов).
Поскольку технологическая структура нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспе-чения неоднородна и находится на различных уровнях технологического уклада как внутри отдельного производства, так и между сферами деятельности, то инновации, используемые в ВИНК, можно классифицировать по инновационному потенциалу: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
Нефтедобывающая отрасль является многопродуктовой, и в ней в основном реализуются совершенствующие процессные инновации и отчасти комбинаторные.
В области нефтепереработки также в большей мере реализуются совершенствующие и комбинаторные инновации, с увеличением доли комбинаторных по сравнению с нефтедобычей.
Классификация инноваций по рассмотренным признакам позволит нефтяной компании оценить свое положение в области разработки новой техники и технологии, разрабатывать организационно-экономические механизмы управления инновациями и служить информационной базой для формирования инновационных стратегий компании.
С коммерческой точки зрения любой инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный, направленный на получение прибыли. Несмотря на то, что реализация инновационных мероприятий в нефтяной компании может осуществляться как за счет капитальных вложений, так и за счет эксплуатационных расходов, оценку экономической эффективности инноваций предлагается осуществлять исходя из общих принципов оценки инвестиционных проектов с учетом некоторых особенностей, присущих инновационным проектам в вертикально интегрированной нефтяной компании.
Совокупность инвестиционных проектов формирует инвестиционный портфель компании, наиболее тщательный анализ инвестиционных проектов необходим в самых рискованных этапах нефтегазового производства.
Управлениепортфелем инвестиций для стратегического роста
Разведку и добычу полезных ископаемых (Е&Р) принято рассматривать как наиболее рискованные этапы работ в нефтегазовой промышленности. Труд-
но предсказать, когда и какие именно риски могут возникнуть при реализации проекта, однако их циклический характер следует принимать как должное. В хорошие времена компании развиваются, вкладывают средства в более рискованные предприятия и, если подъем промышленности продолжается достаточно долго, получают от этого прибыль. В периоды резких спадов компании приостанавливают инвестирование и применяют меры по сокращению затрат. Учитывая непредсказуемость таких колебаний, как может нефтегазовая промышленность планировать долгосрочный рост?
Многие Е&Р компании (компании, занимающиеся разведкой и разработкой месторождений нефти и газа) обнаружили преимущество управления своими активами по типу смешанного набора проектов, или портфеля, принимая во внимание взаимозависимости проектов, а не исходя из общего объема инвестиций. Обычная практика компаний состоит в экономической оценке отдельных проектов с последующим их ранжированием либо по величине чистой текущей стоимости (ЧТС, или ЫРУ) при данной ставке дисконта, либо по любому другому экономическому критерию и выборе затем тех проектов (начиная с наилучшего), которые подходят под текущий инвестиционный бюджет. Этот метод предполагает, что все проекты независимые или не имеют никаких общих факторов.
Метод управления портфелем инвестиций выигрывает тем, что все проекты взаимодействуют между собой вне зависимости от того, являются ли они проектами по разведке, разработке, добыче или приобретению новых активов. Такие факторы, как колебания рынка, цели компании и технический риск, являются теми элементами, которые связывают один проект с другим. Даже если нет никакой очевидной технической связи между проектами, они взаимодействуют в том смысле, что выполнение одного проекта может мешать выполнению другого или успех одного проекта может способствовать реализации другого. Прогнозный портфель помогает лицам, принимающим решение в целом по компании, понять, как взаимодействуют проекты, с тем чтобы удовлетворить требованиям и достичь стратегических целей компании.
Управление портфелем инвестиций может быть рассмотрено как мост между стратегией бизнеса компании и набором проектов, которые могут реализовать эту стратегию. Корпоративная стратегия и стандарты по оценке проектов наряду с долгосрочными целями компании формируют основу будущего портфеля. Например, результаты текущих проектов компании могут быть сравнены с поставленными целями для таких показателей, как доход, чистый поток наличности ^РУ), объем добычи и
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ КМОРМДЦМНИ-ЯШИТМЧЕСиЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТФИНАНСЫ
25
объем запасов. Несоответствия между результатами реализации текущих проектов и целями отражают те потенциальные проблемы в реализации проектов, которые должны быть исправлены для достижения этих целей. Однако оптимизация набора активов при одновременном удовлетворении многочисленных, зачастую конкурирующих между собой целей, — нетривиальная задача.
Следующий этап — подбор активов, которые необходимо приобрести либо, наоборот, от которых необходимо отказаться, а также проектов, которые необходимо продолжать реализовывать, с тем чтобы портфель в целом достиг стратегических целей компании.
Из большого ассортимента возможных проектов должно быть отобрано сокращенное число проектов. Потенциальные проекты могут включать проекты поиска и разведки, текущие проекты разработки и добычи, а также полную или частичную собственность на новые приобретения и слияние компаний. Поскольку число потенциальных проектов растет, стратеги компании сталкиваются со сложной задачей - выбрать те из них, которые сформируют портфель наилучшим образом.
Анализ кривой предельной эффективности рассматривает баланс между выгодой (прибылью) и риском в выборе оптимальных портфелей. Теория кривой предельной эффективности была разработана около 50 лет назад в целях анализа портфелей ценных бумаг, но для использования в нефтегазовой промышленности она была несколько изменена. Первоначальная идея утверждает, что портфель может стоить как больше, так и меньше, чем сумма составляющих его проектов и что существует не один-единственный лучший портфель, но группа оптимальных портфелей, которые достигают баланса между прибылью и риском. Эти утверждения остаются центром теории кривой предельной эффективности и при анализе портфелей, состоящих из нефтегазовых проектов.
Портфель считается эффективным, если никакой другой портфель не имеет большего значения прибыли при том же самом или меньшем уровне риска и если никакой другой портфель не имеет меньшего уровня риска при той же или большей величине прибыли. Под «прибылью» подразумевается среднее ожидаемое значение ЧТС ^РУ) по портфелю, а «риск» определен как среднеквадратическое отклонение от наиболее вероятной величины ЫРУ Среднеквадратическое отклонение — статистическая величина предела распределения возможных значений портфеля, учитывая, что значение портфеля является величиной неопределенной. Оно рассчитывается тем же способом, что и дисперсия, но используются только значения, меньше среднеожидаемого.
Несколько компаний и консультантов разработали пакеты программных средств для проведения анализа кривой предельной эффективности специально для портфелей проектов разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Они включают: пакет Perspectives компании Portfolio Decisions, Inc (PDI), программное обеспечение Capital Planning подразделения Merak компании Schlumberger, и модуль Portfolio программного обеспечения TERAS компании Landmark. Merak и PDI объединили консалтинговые услуги компании PDI и функциональные возможности своего пакета Perspectives с программным обеспечением Merak Capital Planning в целях создания усовершенствованного процесса управления портфелем инвестиций.
При использовании программного обеспечения Merak анализ портфелей проводится в три этапа. Сначала должны быть отобраны и просчитаны те проекты, которые потенциально могут быть включены в портфель. Экономические оценки проектов выполняются с помощью программного обеспечения Peep Merak, инструмента, способного выполнять вычисления для любого фискального режима. Анализ риска методом Монте-Карло используется для моделирования неопределенности, свойственной каждому из этих проектов. Кроме того, на этом этапе может быть определена корреляция между проектами (например, по цене).
На втором этапе определяется стратегия бизнеса в виде экономических, стратегических и физических требований к портфелю. Ограничения для портфеля могут быть в виде величин максимальных капитальных вложений, минимальной добычи, минимального роста запасов или любого другого стратегического показателя и могут быть установлены за один или несколько лет жизненного цикла портфеля. В качестве ограничений могут быть также определены и другие факторы, такие как работоспособность буровой установки, географическое распределение активов и договорные обязательства.
На третьем этапе проекты объединяются в портфели, которые затем сравниваются между собой. Портфели могут быть созданы вручную или с помощью разнообразных методов. Один из этих методов - генератор портфелей методом случайных чисел, который создает набор портфелей, удовлетворяющих основной стратегии бизнеса. Кроме того, лучшие портфели можно найти, используя более сложные механизмы. Например, линейное программирование (механизм, который присутствует в программном обеспечении Perspectives PDI и TERAS Landmark) может использоваться тогда, когда цель и ограничения линейны. Линейное программирование предоставляет оптимизированные решения для широкого диапазона проблем. Однако некото-
рые проблемы требуют более длительного решения, и поэтому при использовании линейного программирования могут образовывать субоптимальные результаты.
Другой механизм, называемый генетическим алгоритмом, имеет возможность управлять нелинейными проблемами. Из-за его надежности он может быть использован для максимизации прибыли или минимизации риска в тех случаях, когда прибыль и риск могут быть определены неограниченным числом способов. Используя эти методы, тысячи проектов могут быть тщательно исследованы и рассортированы для формирования портфелей-кандидатов.
Впоследствии все эти портфели могут быть сравнены и изучены разнообразными способами. Для этих целей программное обеспечение Capital Planning обладает графическими и табличными инструментами, а также инструментами по управлению данными. Некоторые аналитики для оценки портфелей инвестиций предпочитают графики кривой предельной эффективности, в то время как другие сосредоточивают свое внимание на вероятностям подходе. Все они являются весьма полезными инструментами для анализа сильных и слабых сторон различных портфелей.
В нефтегазовой промышленности прибыль часто определяется как среднеожидаемое значение NPV при определенной ставке дисконта, а риск -как среднеквадратическое отклонение NPV. Расположение портфелей на графике может иметь совершенно разный вид при использовании различных определений риска и прибыли.
Выбор оптимального портфеля напрямую зависит от того, какое определение риска было выбрано. Поэтому очень важно проанализировать разнообразные определения риска, с тем чтобы наилучшим образом понять качество портфеля и в конечном счете сделать нужные решения относительно тех проектов, которые следует принять к реализации.
В1999 г. Burlington Resources International (BRI), международное подразделение Burlington Recourses начали использовать метод управления портфелем для оценки и существующих активов, и новых возможностей. После успешного внедрения этого метода в международном подразделении по всей корпорации стали внедряться современные методы управления портфелем инвестиций. Исторически лица, принимающие решение в нефтегазовой промышленности, основывали свои решения на интуиции и опыте, что, однако, весьма субъективно и может привести к принятию различных решений различными людьми. При новом подходе проекты оцениваются на основе количественной информации об их вкладе в реализацию долгосрочной стра-
тегии компании и их взаимодействии с другими проектами в портфеле.
В целях определения, почему и как отдельный проект может быть выгоден для портфеля, анализируются графики кривых предельной эффективности портфеля с участием и без участия нового проекта. При этом влияние проекта на прибыль портфеля может быть даже выше, чем ЫРУ этого проекта. Чтобы определить, почему новый проект может быть полезен для стратегии компании, и определить любые риски, пересматриваются результаты всего портфеля. Кроме того, изучаются степени уверенности в достижении стратегических целей компании без и с участием нового проекта, с тем чтобы оценить, как новый проект влияет на вероятность достижения этих целей. После такого анализа проект характеризуется лицами, принимающими решения, с точки зрения его влияния на результаты реализации всего портфеля инвестиций в целом.
Портфельноевидение
Управление портфелем инвестиций предлагает методологию для оценки портфелей активов, определения вероятности достижения целей и сглаживания расхождений между целями и результатами, достигаемыми текущей стратегией. Во многих отраслях промышленности уже используются эти методы для достижения долгосрочных целей роста. Результаты исследования, проведенного почти 20 лет назад, показывают, что некоторые отрасли промышленности, такие как химическая, пищевая и бумажная, а также нефтеперерабатывающая промышленность, уже имеют многолетний опыт управления портфелем инвестиций. Теперь, спустя 20 лет, и нефтегазодобывающая промышленность, наконец, может воспользоваться преимуществом такого подхода благодаря улучшенным вычислительным возможностям и новым инструментам анализа.
То же самое исследование обнаружило, что при адаптации портфельного анализа к потребностям компании их внимание смещается с краткосрочных целей на долгосрочные. Вместо ранжирования целей по прибыли на следующий год как наиболее важный в процессе планирования, ранжирование проводится по долгосрочным целям по прибыли.
Некоторые компании достигают стадии управления портфелем инвестиций достаточно быстро, в течение примерно трех лет, в то время как у других это занимает намного больше времени. В любом случае приверженность руководящего состава к такому подходу является ключом к его быстрому внедрению, а успех внедрения основан на четком и своевременном решении административных и организационных вопросов, связанных с его внедрением.
Для полного успеха также необходимо, чтобы изящная теория управления портфелем инвестиций была приспособлена под сложную действительность разведки и разработки полезных ископаемых. Некоторые программные средства по оптимизации портфеля, например программное обеспечение Capital Planning Подразделения Merak компании Schlumberger, позволяют лицам, принимающим решение, сосредоточиться на тех вопросах, которые помогают взвесить любое решение и управлять разнообразными возможностями.
При использовании технологий столь же сложных, как в других областях разведки и разработки (например, таких как моделирование резервуара), эти инструменты помогут уменьшить степень сложности проблем до управляемых, которые в свою очередь могут быть проанализированы последовательно и логически.
Литература
1. Пёрлаки И. Нововведения в организациях.- М.: Экономика, 1980.
2. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. - 1998. - № 2-3 (13).
3. Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
4. Глоссарий терминов по инновационной деятельности/ www.nw-innowations.ni.
5. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. JI.М. Гох-берга. - М.: Центр исследований и статистики науки,1996.
6. Завлин П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. - СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 1998.
7. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики, № 9, 1997.
8. Гохберг Ю.Л., Кузнецова И. Статистика инноваций: результаты и ближайшие перспективы // Вопросы статистики. - 1996. - № 3.
9. Научно-технический прогресс: Словарь. - М.: 1987.
10. Плетнев К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика. - М.: Эди-ториалУРСС, 1998.
11. Роудс Э., ВилдД. Технологии, теория инноваций и процесс их реализации. / Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. Хрестоматия / Общ. редакция Н.М. Фон-штейн. - М.:АНХ, 1999.
12. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. - СПб.: Экономическая школа, 1998.
13. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
14. Финансы: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. - М.: Изд-во «Весь мир», 1997.
15. ФоломьевА.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций. Теория и практика. - М.: АИРО-ХХ, 1997.
16. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, H.A. Соломатина. - М.: ИНФРА-М,
1995.
17. Инновационный менеджмент. - СПб.: Наука, 1997.
18. Уткин Э.А., Морозова H.H., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС,
1996.
19. Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. Саратов: Изд-во СГТУ, 1994.
20. Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-техничес-ких нововведений. - СПб.: СПбГИЭА, 1997.
21. ПригожинА.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) - М.: Политиздат, 1989.