Научная статья на тему 'Роль инноваций, и их значение в инвестициях на рынке туристских услуг в Узбекистане'

Роль инноваций, и их значение в инвестициях на рынке туристских услуг в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ECONOMIC OF TOURISM / РЫНОК ТУРИЗМА / ТЕНДЕНЦИИ / МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ / PROCESS / RESOURCE / INFRASTRUCTURE / TOURIST PRODUCT / DESTINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асланова Д. Х., Сафаров Б. Ш., Хайруллаев А.

В статье рассматривается взаимодействие инноваций и инвестиций на рынке туристских услуг в Республике Узбекистан, а также их роль и значение, как фактор воздействие на экономику. Выявлены предпосылки и условия инноваций, способствующие развитию туризма. Обоснована необходимость разработки и реализации адресных программ в рамках комплексного развития национальной экономики. Предлагаются ориентиры инновационного развития рынка туризма в стране, обоснованные выводами проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INNOVATIONS, AND ITS VALUE IN INVESTMENTS IN THE MARKET OF TOURIST SERVICES IN UZBEKISTAN

In article interaction of innovations and investments in the market of tourist services in the Republic of Uzbekistan, and also their role and value as a factor impact on economy is considered. Prerequisites and conditions of innovations promoting tourism development are revealed. Need of development and implementation of address programs within complex development of national economy is proved. The reference points of innovative development of the market of tourism in the country proved by conclusions of the carried-out analysis are offered.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций, и их значение в инвестициях на рынке туристских услуг в Узбекистане»

18л

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИНВЕСТИЦИЯХ НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ

Д.Х. Асланова, канд. экон. наук, доцент Б.Ш. Сафаров, канд. экон. наук, доцент А. Хайруллаев, магистр

Самаркандского института экономики и сервиса (Узбекистан, г. Самарканд)

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие инноваций и инвестиций на рынке туристских услуг в Республике Узбекистан, а также их роль и значение, как фактор воздействие на экономику. Выявлены предпосылки и условия инноваций, способствующие развитию туризма. Обоснована необходимость разработки и реализации адресных программ в рамках комплексного развития национальной экономики. Предлагаются ориентиры инновационного развития рынка туризма в стране, обоснованные выводами проведенного анализа.

Ключевые слова: инновация, инвестиция, международный туризм, рынок туризма, тенденции, модель, анализ, факторы.

Инновационные концепции развития организации, в том числе туристической компании, - совокупность рационалистских подходов, сформировавшихся во второй половине 60-х - начале 70-х гг. XX в. на Западе. Организация рассматривается как искусственная система, а организационное развитие связывается процессом, именуемым нововведением, под которым понимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений - новшеств. Новшества могут быть разделены: по характеру, по направленности, по отношению к предшествующим изменениям и т. д. Нововведение обычно рассматривается, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения, распространения новшества, а с другой - как процесс, связанный с изменением структуры, функций организаций и ценностно-нормативной системы ее членов.

Инновация - это ключевое слово на сегодняшний день, главный фактор в большинстве положительных изменений к достижению целей во всевозможных секторах и уровнях [1]. Это означает, что внедрение нововведений - самый важный момент во всех видах деятельности, так или иначе связанных с развитием каких-либо отраслей. Инновации, как правило, устанавливают новый вид деятельности или метод

создания вещей, вносящие значительные усовершенствования по сравнению со старой практикой. По определению, инновация включает в себя немного новизны, которая может многое изменить.

Инновационный процесс невозможен без регулярных встреч компетентных профессионалов, агентов инноваций и специалистов по окружающей среде. Эти встречи способствуют получению новых знаний, свежих идей и информации о доступных ресурсах. Также проводится детальный анализ функциональных возможностей окружающей среды, выявление ее особенностей, пригодности для инноваций.

Причина и неизбежность инноваций состоит в вечном стремлении человечества к новизне. Инновации возникают на перекрестке потребностей и прогресса, задача инновационного менеджмента - материализация, овеществление созревшей потребности общества.

Р^звитие и подготовка специализированного персонала, высококвалифицированных кадров - необходимое условие инноваций. Новый потенциал для подготовки специалистов данной области формируется на первой стадии, но активация этого персонала обратиться в достаточно длительный процесс. Для эффективности инноваций необходимо не только находить

новые открытия, но углублять знания о существующих ресурсах. Согласно категориям инноваций, которые выделил Джозеф Шумпетер, новый вклад в инновации возможен при: наличии продукта (необходимых ресурсов) и инновационного процесса, систематизации достижений, новых ресурсов и расширении рынка.

Государственное финансирование инноваций осуществляется за счёт средств как республиканского, так и региональных бюджетов в следующих формах: финансирование проектов в рамках целевых программ, в рамках государственных внешних заимствований, финансовая поддержка высокоэффективных инновационных и инвестиционных проектов. Необходимо также отметить такую форму государственного инвестиционного кредитования как инвестиционный налоговый кредит. Основной функцией государственных и частных фондов, банковских систем, системы поддержки малого инновационного

бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки) является конкурсный отбор проектов при постоянном повышении требований для инновационных работ, вследствие чего происходит развитие и повышается качество проведения исследований.

В Узбекистане на настоящий момент финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется за счёт средств государтвенного и региональных бюджетов и внебюджетных источников, таких как собственные или привлечённые средства и средства заказчиков работ, В условиях Узбекистана основным источником финансирования инновационных предприятий является самофинансирование - собственные средства, нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления, а финансирования науки -госудаственный бюджет. Так вот, тандем науки - государства - производства происходит по следующей схеме:

Рис. 1. Модель организации инновационого сотрудничества науки - государства - производства К инновационным проблемам туризма новационной направленности туризма ви-обычно примыкают инвестиционные. Не дятся в организационных изменениях. Ин-отвергая необходимости исследования ин- новационный потенциал управления реа-вестиций, большие резервы усиления ин- лизуется в деятельности, в поведении и его

мотивации, в методологии менеджмента и в стиле управления. На сегодняшний день наиболее разработанными оказались вопросы информационных систем в туризме, отдельные вопросы активизации человеческого ресурса. Отчасти освещены проблемы инновационной стратегии. Отсутствует понимание инновационной стратегии в качестве технологии инновационных преобразований.

Анализ системы инвестирования науки и инноваций в Узбекистане выявил, что решение проблем внедрения новшеств перенесены на уровень инновационного предприятия, которое решает задачи привлечения капитала на более выгодных для предприятия условиях, разработкой и реализации политики оптимального использования собственных и заёмных средств.

Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь требует инвестиционной активности, то есть вложения финансовых средств в их разработку и освоение. При этом, чем большая прибыль от нововведения рассчитывается получить в будущем, тем к большим затратам нужно быть готовым в настоящем. Отличием инновационной экономики является то, что целью и условием экономического роста является получение рентного дохода на инвестированный капитал. Следовательно, инвестиции оправданы и востребованы, только тогда, когда они эффективны и обеспечивают реализацию интересов всех субъектов рынка инноваций в получении дохода (ренты) на инвестированный в знания капитал.

В научной литературе и официальных документах, применительно к инновационно-инвестиционной сфере широко применяется термин «инвестирование» вместо «финансирование», многие авторы отождествляют эти понятия. Вопросы инвестирования и финансирования отражены в работах А.В. Вахабова,

Ш.Х. Хажибакиева, Н.Г. Муминова, Д.Г. Гозибекова, Т.М. Коралива, В.Р. Атояна, Д.И. Кокурина, А.В, Королёва, Я.С. Меркулова, А.Ф. Наумова, В.Г. Полякова, И.Г. Сергеева,

А.Л. Смирнова, А.Е. Когут, Д.И. Кокурин,

А.А. Румянцев, Р.А. Фатхутдинов и др., они в своих работах отразили трактовки понятия «финансовое обеспечение инновационной деятельности». Процесс финансовых и не финансовых вложений в расширенное производство в экономической литературе и законодательстве связывается с понятием инвестирование. Изучив публикации названных учёных, авторы приходят к выводу, что финансовое обеспечение определяет деятельность по привлечению, распределению, использованию капитала и управлению им на рынке рисковых капиталов. Система инвестирования инновационных проектов включает в себя источники, способы, методы и формы финансирования, предназначенные для создания и реализации инновационных программ и проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, совершенствования технологии и организации производства, формирования инновационной инфраструктуры, способствующие повышению инновационной активности в стране или регионе.

По данным Международного Совета по туризму и путешествиям Республика Узбекистан в 2013 году вошла в пятерку быстро развиваюших стран в сфере туризма [2]. Улучшению инвестиционного климата в Узбекистане способствовали значительная активизация инвестиционного процесса и рост объема капитальных вложений в экономику в 2014 году в 6,8 раза по сравнению с 1995 годом. Наиболее существенные качественные изменения происходят в структуре инвестиций по источникам финансирования. Возрастает доля инвестиций за счет нецентрализованных источников, в первую очередь, доли частных и прямых иностранных инвестиций. По итогам 2014 года доля инвестиций государственного бюджета и внебюджетных фондов составила 15,7% и снизилась по сравнению с показателем 1995 года (22,9%) на 7,2 п.п. Существенно выросла доля иностранных инвестиций и кредитов (с 6,6% до 21,8%) и коммерческих банков (с 9,6% до 11,4%). В результате принятых мер доля капитальных вложений в ВВП за

2004-2014 годы в среднем превысила 22,6% [3].

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

Таким образом, видно, что инвестиции в туристический бизнес являются, прежде всего, выгодными с финансовой точки зрения, значимыми и необходимыми для развития данной отрасли экономики, которая является, на сегодняшний день, одной из наиболее развивающихся и прогрессивных отраслей мировой экономики. Важным является понимание того, что инвестиции должны быть экономически обоснованными, эффективными и грамотными - мы должны чётко понимать, необходимость конкретных инвестиций и ту экономическую выгоду, которую мы получим благодаря им. При этом нужно знать, в ка-

ком направлении инвестиции являются приоритетными для каждого этапа развития функционирования предприятия.

Важнейшим условием повышения инвестиционной активности в сфере туризма является постоянное исследование рынка туристских услуг в регионе, взаимосвязи с общей социально-экономической ситуацией в каждом муниципальном образовании. Поиск серьезных инвесторов, придающих большое значение экономическому обоснованию перспективности солидных финансовых вложений, невозможен без более точной оценки вклада туризма в экономику конкретного региона. При анализе выгодности будущих вложений используются данные только первого эшелона туристских затрат - турпутевок, продаваемых туристскими организациями. Совершенно же не учитываются другие прямые затраты туристов, равно как и дополнительный спрос, создаваемый собственно туристской индустрией в смежных секторах экономики.

Библиографический список

1. Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие. - М.: Издательский цент Академия, 2007. - 208 с.

2. Саидова Г.К. «Узбекистан входит в ТОП-5 стран мира, демонстрирующих высокие темпы экономического роста» Интернет-журнал.

URL: http://economics.uzreport.uz/news_r_104348.html (дата обращения 24.10.2014 г.)

3. Сафаров Б.Ш. Совершенствование экономического механизма регионального рынка туристических услуг. Монография - Т.: Узбекистон миллий энциклопедияси, 2013. -150 с.

ROLE OF INNOVATIONS, AND ITS VALUE IN INVESTMENTS IN THE MARKET

OF TOURIST SERVICES IN UZBEKISTAN

D.H. Aslanova, candidate of economic sciences, associated professor B.S. Safarov, candidate of economic sciences, associated professor A. Khayrullaev, undergraduate Samarkand institute economic and service (Republic of Uzbekistan, Samarkand)

Abstract. In article interaction of innovations and investments in the market of tourist services in the Republic of Uzbekistan, and also their role and value as a factor impact on economy is considered. Prerequisites and conditions of innovations promoting tourism development are revealed. Need of development and implementation of address programs within complex development of national economy is proved. The reference points of innovative development of the market of tourism in the country proved by conclusions of the carried-out analysis are offered.

Keywords: Economic of tourism, process, resource, infrastructure, tourist product, destination, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.