РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ
Лавлинская Людмила Ивановна
профессор, д-р мед. наук, Воронежской государственной медицинской
академии, РФ, г. Воронеж Черных Екатерина Алексеевна ассистент Воронежской государственной медицинской академии, РФ,
г. Воронеж E-mail: Katya [email protected]
ROLE OF INNOVATION TECHNOLOGIES IN TEACHING PRACTICE
Lyudmila Lavlinskaya
professor, Doctor of Medical Science, Voronezh N.N. Burdenko State Medical
Academy, Russia, Voronezh Ekaterina Chernykh
assistant of Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема значимости внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Целью статьи стало изучение необходимости инновационной деятельности в педагогической практике, и, как следствие, повышение качества и доступности образования. Сущность такого образования состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
ABSTRACT
This article considers the question of importance of innovation technologies' implementation into pedagogical process. The article is aimed at studying the necessity of innovation activity in teaching practice and as a result — improvement in quality and availability of education. Implication of such education is in orientation of learning process on human potential. Education should develop mechanisms of innovation activity, find creative ways of solution of vital problems
and contribute to transformation of creativity into a norm and a form of human existence.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда; инновационные технологии; инновации; педагогический процесс; информационно-коммуникативные технологии.
Keywords: information and educational environment; innovation technologies; innovations; pedagogical process; information-communicative technologies.
В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций перед российской системой образования встает целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Решение проблем освоения, расширения и внедрения инноваций в системе образования является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления, изучающего актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.
В числе эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Информатизация образования представляет собой научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий сбора, хранения, обработки и распространения
информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
В русле информатизации высшего образования наблюдается ряд противоречий педагогического, методологического, научного характера. Так, существует противоречие между ориентацией педагогической практики на интенсивный процесс информатизации высшего образования (компьютеризация, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, формирование информационной культуры личности) и отсутствием установленных общепринятых методологических и теоретических основ процесса информатизации, ее стратегических перспектив развития.
Совершенствование технических средств коммуникации привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования [1, с. 28—30].
С переходом к глобальному информационному обществу и становлению знаний об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего, необходимо основываться на организационных нововведениях, а также на подготовке кадров и на проведении научных исследований этих процессов. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.
Современная высшая школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникационных технологий
образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-
телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [2, с. 123—127].
В начале третьего тысячелетия специфика образования предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим, наряду с технологизацией образовательной деятельности, столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования в нашей стране и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [2, с. 123—127].
Развитие системы высшего образование не может осуществляться без постоянного освоения нововведений, связанных с реализацией инновационного процесса. Для осуществления эффективного управления
процессом необходимо понять его. В связи с этим возникает необходимость в изучении его структуры и строения. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность как неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающих снятие педагогического кризиса, так и психологическое сопровождение сотрудников и обучающихся учебного учреждения [4, с. 118—119]. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Переход на интерактивные методы обучения и современные технологии требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
При всем многообразии технологий обучения: саморазвития, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. С внедрением в образовательный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций [3, с. 149—155].
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Следовательно, преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых
педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа. Инновационная направленность деятельности преподавателя, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики [3, с. 149—155].
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
В-третьих, изменение характера отношения преподавателя к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
В-четвертых, вхождение высших учебных заведений в рыночные отношения, в том числе и негосударственные, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Все это свидетельствует о необходимости модернизации высшей профессиональной школы, которую необходимо рассматривать не только как производителя образовательных и иных услуг, но и как творческую среду. Ее социокультурная функция заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий, информации.
Происходящая смена ценностных установок всей системы образования приводит к инновационной образовательной системе, к минимизации противоречий между задаваемыми системой образования целями, задачами и реальными потребностями выпускников, общества, государства.
Инновационно подготовленный студент, специалист новой формации,
готовый к эффективной инновационной деятельности, будет востребован на
рынке труда сегодня и в будущем.
Список литературы:
1. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. — 2005. — № 3. — С. 79—86.
2. Лавлинская Л.И. Управление процессом подготовки специалистов / Л.И. Лавлинская // Управление инновационными процессами обеспечения качества обучения и воспитания в условиях медицинского вуза. Курск: КГМУ, — 2008. — Т. 1. — С. 123—127.
3. Лавлинская Л.И. Творческая активность — одна из основ инновационной направленности личности / Л.И. Лавлинская // Роль воспитательной работы в формировании научно-инновационного мировоззрения будущих специалистов. Воронеж: ВГМА. 2008. — С. 149—155.
4. Цветикова Л.Н. Психологическое консультирование как сопровождение деятельности педагогов медицинского вуза / Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова, Ю.Н. Черных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 37-1. — С. 116—120.