ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Д. М. Исмоилова
В статье рассматриваются значимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, необходимость инновационной деятельности в педагогической практике и как следствие повышение качества образования. Сущность такого образования состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека.
The article considers the importance of introduction of innovative technologies in educational process. The article reveals need of innovative activities for students' pedagogical practice leading to the improvement of quality of education. The essence of such education is the orientation of education process to the potential abilities of a person.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновации, педагогический процесс, информационно-коммуникативные технологии.
Key words: innovative technologies; innovations; pedagogical process; information and communication technologies.
Понимание сущности инновационных процессов в образовании невозможно без рассмотрения двух важнейших проблем педагогики: проблемы изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблемы внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноваций, содержание и механизмы инновационных процессов должны объединять два взаимосвязанных между собой процесса, которые до настоящего времени рассматриваются изолированно. Результатом инновационных процессов должно быть использование всего многообразия новшеств: теоретических, практических и образующихся на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования требуют обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение содержания учебных дисциплин предопределяют постоянный поиск новых форм и технологий обучения. В-третьих, изменяется характер отношения преподавателя к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В-четвертых, вхождение высших учебных заведений в систему рыночных отношений формирует повышенные требования к их конкурентоспособности.
Инновационная деятельность в своем наиболее полном развитии предполагает появление системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающих появление действительных инноваций. В ее состав входит:
341
(а) научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); (б) проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); (в) образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Инновационное образование - это образование, нацеленное на саморазвитие и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников, это развивающее и развивающееся образование. В свою очередь, инновационная образовательная технология - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих, к числу которых относится: (а) современное содержание, которое предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие современных компетенций; это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных передаваемых с помощью современных средств коммуникации учебных материалов; (б) современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные не на пассивном восприятии материала, а на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс; (в) современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Инновационные технологии могут быть использованы в рамках следующих форм обучения: контекстного - на основе моделирования содержания будущей профессии; игрового (включающего деловые игры, разработку производственных ситуаций); проблемно-деятельностного (предусматривающего постановку перед обучаемым проблем и их разрешение); модульного (основу которого составляет самостоятельная работа студентов с индивидуальной программой в виде модуля, в том числе дистанционно).
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений. (1) Технологические инновации - это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического перевооружения. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств обучения и учебного оборудования. Развитие информационной среды и программного обеспечения обеспечило огромное количество новых возможностей. За счет высокого быстродействия и больших резервов памяти компьютерные технологии позволяют формировать различные варианты сред для проблемного обучения, создавать различные схемы диалоговых режимов и варианты индивидуальных подходов в преподавании. (2) Методические инновации - это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебновоспитательного процесса. Они представляют наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс
342
преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и системы повышения квалификации. На практике методические инновации часто связаны с
организационными нововведениями. Они типичны для ситуации, когда планируемая цель в общем ясна, но методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип инноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики. По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. (3) Теоретические инновации включают новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании. (4) Практические инновации охватывают новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации, технические средства обучения, демонстрационную аппаратуру, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
При организации инновационной деятельности следует учитывать следующие положения: (а) в педагогике, по мысли К. Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта; (б) «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать собственный метод; (в) инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными образовательным потребностям человека и общества; они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии; (г) инновация должна овладеть умами всех (или большинства) членов педагогического коллектива; (д) инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности; (е) в педагогической деятельности - в том числе инновационной -важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения. Отметим в заключение, что последовательное применение инновационных технологий в полной мере соответствует задаче реализации принципов системы непрерывного образования.
343