Научная статья на тему 'Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми)'

Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимина Ирина Валериевна

Дефицит компетенций по управлению инновациями, потребность в сопровождении процесса управления инновационными проектами инициируют создание инновационного образовательного центра, который повысить инновационную активность не только образовательных учреждений, но и других субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зимина Ирина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL CENTRES IN FORMING INNOVATIVE REGIONAL INFRASTRUCTURE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KOMI)

Enhancement of competitiveness of Russian economy due to the application of innovations must lean on the creation and development of innovative infrastructure. The analysis of demand and supply on the market of innovative infrastructural services in the Republic of Komi testifies to the presence of dissatisfied requirement in the latter. The most keen is the question about the deficiency of technological consulting and transfer of commercialization of technologies. Deficiency of competence on innovations management, necessity in accompaniment of management process of innovative projects triggers the creation of innovative educational centre. An innovative educational centre as an element of infrastructure to support the innovative activity in the region can enhance the innovative activity of not only educational establishments but also other subjects of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми)»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

И. В. Зимина

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Дефицит компетенций по управлению инновациями, потребность в сопровождении процесса управления инновационными проектами инициируют создание инновационного образовательного центра, который повысить инновационную активность не только образовательных учреждений, но и других субъектов инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационный образовательный центр, инновационный научно-исследовательский центр, трансфер технологий, инновационная активность.

I. V. Zimina

The role of innovative educational centers in forming innovative regional infrastructure

(on the example of the Republic of Komi)

Deficiency of competence on innovations management, necessity in accompaniment of management process of innovative projects triggers the creation of innovative educational centre, which can enhance the innovative activity of not only educational establishments but also other subjects of innovative activity.

Ключевые слова: innovate infrastructure, innovative educational centre, innovative research centre, transfer of technologies innovative activity.

Ковый курс Правительства РФ на развитие инноваций, направленный на устранение разрыва между Россией и Западом в области развития инновационной деятельности, на повышение конкурентоспособности экономики за счет внедрения инноваций, опирается на создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры.

Анализ инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Коми (РК), осуществленный Институтом дополнительного профессионального образования Сык-тГУ по заказу Министерства экономического развития РК в конце 2008 г., позволил сделать следующие выводы:

1. В Республике Коми развитие инновационной инфраструктуры как системы находится в зачаточном состоянии; взаимодействие предприятий Республики Коми с объектами инновационной инфраструктуры не носит постоянного характера. Главной проблемой на данный момент является отсутствие связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений).

2. Для существующих и потенциальных участников инновационной активности характерна низкая мотивация к разработке, финансированию и коммерческой реализации инноваций. Участники опроса не видят возможностей и путей коммерциализации технологий (НИОКР)

© Зимина И. В., 2009

собственными силами либо не представляют, как это сделать. Основу инфраструктуры поддержки инноваций составляют консалтинговые и информационные объекты (рис. 1) [1].

3. Анализ спроса и предложения на рынке существующих инновационных инфраструктурных услуг указывает на наличие неудов-

летворенной потребности в последних. Так, ни одна из организаций Республики Коми, позиционирующая себя как потенциальный объект инновационной инфраструктуры, не оказывает услуги, характерные для центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, технико-внедренческих зон и

1

Сбытовые объекты

Информационные объекты

Кадровые объекты

Финансовые объекты

Консалтинговые объекты

Производственно-технические объекты

С

с

с

13,6

13,60

13,60

13,60

36

40

45,50

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 % Рис. 1. Распределение респондентов по типам инновационной инфраструктуры, %

0

10

20

30

40

50

60

70 %

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, каких объектов инфраструктуры не хватает в Республике Коми, чтобы обеспечивать поддержку инновационной деятельности вашего предприятия?», %

И. В. Зимина. Роль ИОЦ в формировании инновационной инфраструктуры региона

инновационно-промышленных комплексов, тогда как существует потребность в них со стороны субъектов хозяйствования Республики Коми (рис. 2) [1].

4. Аналогичный разрыв между спросом и предложением существует и в части услуг, оказываемых консалтинговыми и сбытовыми объектами инновационной инфраструктуры: существует потребность не только в организациях, способных оказывать консалтинговую поддержку в сфере экономики, финансов и маркетинга, но и специализирующихся на технологическом консалтинге и трансфере технологий.

Все вышесказанное обусловливает необходимость «взращивания» существующих ростков инновационной инфраструктуры на уровне регионального кластера.

Дефицит компетенций в части управления инновациями среди действующих и потенциальных субъектов инновационной активности Республики Коми, а также потребность в сопровождении процесса управления инновационными проектами инициирует создание инновационного образовательного центра; необходимость организации процесса трансфера технологий в производство и смычки потенциала НИИ и промышленных предприятий выступает толчком для самоорганизации научных учреждений и малых инновационных предприятий.

В качестве зарождающихся инновационных инфраструктурных элементов мы выделяем следующие:

— ИНИЦ — инновационный научно-исследовательский центр;

— ИОЦ — инновационный образовательный центр.

В основу ИНИЦ заложено понятие технопарка, но с функциями, существенно отличающимися от его традиционных функций. Технопарк в традиционном смысле должен обслуживать НИИ, помогать реализации их разработок на рынке путем создания малых предприятий (МП). При таком подходе через непродолжительное время возникает ряд серьезных проблем, в первую очередь связанных с тем, что при разработке нового продукта и создании малого предприятия не было проведено анализа рынка и плана развития предприятия. Следствием такого рода «ошибок» является то, что от всего числа малых предприятий, находящихся в технопарке, лишь небольшая доля выходит на рынок, но даже те предприятия, которые смогли выйти из-под опеки технопарка, как правило, существу-

ют не более 5 лет. Это приводит к тому, что малое инновационное предприятие уходит с рынка, так и не успев реализовать весь свой потенциал. Как правило, разработка, созданная НИИ, пусть даже эффективная, имеющая потенциал, уходит с рынка вместе с МП.

Главную же роль для ИНИЦ играет внешняя среда — рынок, и создаваться разработки должны под предприятия, уже действующие на рынке. Основная работа будет направлена не на создание малых инновационных предприятий под разработки НИИ, а на адаптацию разработок НИИ под интересы рынка и уже существующих предприятий малого и среднего бизнеса [2].

ИНИЦ должен сформировать систему трансфера технологий из подкластера «Научно-исследовательские институты» в подкластер «Малый и средний бизнес» (рис. 3).

Функции ИНИЦ:

— осуществляет аудит «мозгов» (разработчики, изобретатели и т. д.);

— осуществляет аудит и постоянную инвентаризацию инноваций — объектов интеллектуальной собственности, создает базы данных (в том числе автоматизированные) и сопровождает их;

— консолидирует усилия субъектов хозяйствования в своем подкластере (НИИ) для формирования совместных научно-исследовательских проектов и т. д.;

— проводит анализ востребованности инновационных технологий;

— устанавливает кооперационные связи между НИИ и предприятиями малого и среднего бизнеса;

— осуществляет отбор кандидатов (малых предприятий) для апробации актуальных разработок.

ИНИЦ может образоваться при поддержке государства на базе одного из ведущих НИИ региона либо как ассоциация НИИ, которая уже обладает определенной материально-технической базой и интеллектуальными ресурсами.

ИОЦ как межкластерная инновационная инфраструктура может создаваться на базе подразделения дополнительного профессионального образования одного из ведущих вузов Республики Коми (рис. 4).

Создание ИОЦ с такими функциями должно привести к повышению инновационной активности учреждений всего образовательного подкластера, что, в свою очередь, непременно отразится на инновационной активности остальных подкластеров, их администраций и администрации региона.

Апробация разработки опытной серией

НИИ

Разработка

Малый и средний бизнес

Образовательные учреждения

промышленные предприятия

Передача Кадры разработки / з промышленную

серию

Рис. 3. Увязка подкластеров (НИИ, малый и средний бизнес, промышленные предприятия и образовательные учреждения) через элементы зарождающейся инновационной инфраструктуры

ИОЦ направлен на решение следующих задач

Обучение

Консалтинг

= Передача знаний

= Обучение + Специальная помощь по решению конкретных проблем

Менеджмент + Обучение + Консалтинг =

Самостоятельное решение проблемы

Рис. 4. Структура инновационного образовательного центра

И. В. Зимина. Роль ИОЦ в формировании инновационной инфраструктуры региона

Исходя из этого, цели ИОЦ можно определить следующим образом:

1) сделать вузы инновационными образовательными учреждениями;

2) выпускать инновационных специалистов для инновационной деятельности:

— в четырех подкластерах («Образовательные учреждения», «НИИ», «Малый и средний бизнес», «Промышленные предприятия»),

— «администрациях» четырех подкластеров,

— администрации Республики Коми.

Функции ИОЦ:

— осуществляет обучение специалистов и руководителей в области управления инновациями;

— организует стажировки и участие «мозгов» в выставках и конкурсах (во взаимодействии с ИНИЦ);

— организует сетевую работу преподавателей-мультипликаторов в городах Республики Коми через их подготовку и сертификацию;

— осуществляет совместно с ИНИЦ консалтинг по заказу администрации подкластеров и субъектов хозяйствования внутри подкластера; подготовку ТЭО, бизнес-планов и т. п.;

— готовит и распространяет учебно-методические материалы.

Для успешной работы в региональном кластере ИОЦ должен располагать:

— программами и технологиями обучения;

— методическими и практическими пособия по учебным курсам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— преподавателями требуемого уровня квалификации.

В качестве основы деятельности ИОЦ Республики Коми мы предлагаем две программы: «Управление инновационным развитием» (72 часа); специализацию «Управление инновациями/инновационный менеджмент» по специальности «Менеджмент организации».

ИОЦ работает с образовательными учреждениями (подкластер «Образовательные учреждения») как с корпоративными заказчиками на основе методических пособий по программе «Управление инновационным развитием образова-

тельного учреждения». Далее ИОЦ передает образовательному учреждению в рамках совместной работы инновационную образовательную программу «Управление инновационным развитием» и (или) «Управление инновациями» как новую специальность (специализацию) в экономическом блоке образовательного учреждения на основе указанных практических пособий. По результатам такой работы образовательное учреждение готовит инновационные кадры (молодые специалисты или переподготовка кадров) как для своего «подподкластера», так для подкластера «НИИ», подкластера «Малый и средний бизнес», подкластера «Промышленные предприятия».

Оценка эффективности работы ИОЦ для всего образовательного кластера будет осуществляться на основание анализа следующих данных:

1) число обученных специалистов (из вузов и других подкластеров)/год;

2) повышение инновационной активности:

— подкластера «Образовательные учреждения»,

— подкластера «НИИ»,

— подкластера «Средний и малый бизнес»,

— подкластера «Промышленные предприятия»,

— их комплекса.

Перечисленные выше элементы (ИНИЦ, ИОЦ) должны создаваться как организации, действующие на условиях самоокупаемости, что сократит до минимума финансовую нагрузку на республиканский бюджет и будет стимулировать каждый центр к поиску и реализации экономически эффективных решений.

1. Зимина И. В., Арутюнов Ю. А., Канева Ю. О. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Коми : отчет по итогам НИР. Сыктывкар, 2008.

2. Зимина И. В., Арутюнов Ю. А., Чадин И. Ф. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // От сырья — к высоким технологиям! : материалы IV Северного инвест. форума. Сыктывкар, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.