Научная статья на тему 'Роль инновационных образовательных технологий в промышленной модернизации России'

Роль инновационных образовательных технологий в промышленной модернизации России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDUSTRIAL MODERNIZATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROBLEM AND PROJECT BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитаева А. Ю.

В статье обосновано, что готовность населения страны к модернизационым преобразованиям в промышленности является важным условием их практического осуществления. В работе показано, что формирование такой готовности сопряжено с использованием в российских университетах инновационных образовательных технологий. В качестве основных направлений внедрения инноваций в сфере образования, направленных на создание активного слоя населения для модернизации промышленности, предлагаются: асинхронная организация учебного процесса; развитие междисциплинарных программ; использование проблемнои проектно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of innovative educational technologies in the industrial modernization of Russia

The article demonstrates that readiness of the population of the country to the modernization is an important condition of its practical implementation. As it is shown in the paper, creation of such readiness is connected with using of the innovative educational technologies in Russian universities. The main directions of educational innovations introduction, intended to developing of active groups for the industrial modernization implementation, proposed in the article, are: asynchronous organization of the educational process; interdisciplinary programs development; using of problem and project based learning.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных образовательных технологий в промышленной модернизации России»

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

НИКИТАЕВА А.Ю.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, е-mail: a_nikitaeva@list.ru

В статье обосновано, что готовность населения страны к модернизационым преобразованиям в промышленности является важным условием их практического осуществления. В работе показано, что формирование такой готовности сопряжено с использованием в российских университетах инновационных образовательных технологий. В качестве основных направлений внедрения инноваций в сфере образования, направленных на создание активного слоя населения для модернизации промышленности, предлагаются: асинхронная организация учебного процесса; развитие междисциплинарных программ; использование проблемно- и проектно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: промышленная модернизация; инновационные образовательные технологии; проблемно- и проектно-ориентированное обучение.

The article demonstrates that readiness of the population of the country to the modernization is an important condition of its practical implementation. As it is shown in the paper, creation of such readiness is connected with using of the innovative educational technologies in Russian universities. The main directions of educational innovations' introduction, intended to developing of active groups for the industrial modernization implementation, proposed in the article, are: asynchronous organization of the educational process; interdisciplinary programs development; using of problem and project based learning.

Keywords: industrial modernization; innovative educational technologies; problem and project based learning.

Коды классификатора JEL: O31, O32.

Успешное решение актуальной задачи модернизации промышленной сферы российской экономики сопряжено в настоящее время с выполнением целого комплекса условий. В их числе: соответствующее инвестиционное, инфраструктурное, организационно-управленческое и институциональное обеспечение модерниза-ционных преобразований; системное применение эффективных методов государственного стимулирования инновационной деятельности; разработка и реализация механизмов отбора и финансирования приоритетных промышленных проектов. Несмотря на важность перечисленных условий, отдельное внимание целесообразно уделить готовности населения страны к инновационной деятельности и модернизации, поскольку именно эта готовность выступает необходимой предпосылкой успешной реализации модернизационных программ и проектов в промышленности.

Готовность населения к модернизации включает несколько составных компонентов, которые позволяют в целом охарактеризовать активный социальный слой, выступающий в роли субъекта управления преобразованиями в промышленном секторе экономики, оценить текущий уровень готовности людей к модернизации и определить направления повышения данного уровня.

С одной стороны, речь идет о психологическом аспекте, отражающем отношение людей к инновационной деятельности, к принятию предпринимательского риска, к проведению существенных изменений в хозяйственной деятельности (отдельного предприятия, региона, отрасли и т.д.). Это связано с тем, что для того, чтобы модернизация стала ведущим вектором экономического развития, необходимо достижение критической массы заказчиков и исполнителей инновационной деятельности, лежащей в основе модернизации экономики. Хотя действительно мощным креативным потенциалом обладает очень небольшой процент населения, кто-то должен воплощать (и финансировать, и реализовывать, и поддерживать) возникающие у генераторов идеи в жизнь.

Для оценки готовности населения страны к модернизации проводятся различные социологические исследования. В качестве примера можно привести результаты опроса «Социальный потенциал модернизации», проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на примере Южного федерального округа (ЮФО)

© А.Ю. Никитаева, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

в 2010 г. По данным социологического исследования, в ЮФО в модернизационных проектах готовы участвовать около двух третей респондентов, в числе которых представители бизнеса и разных уровней органов государственной власти и местного самоуправления (всего в опросе приняло участие 900 чел.). Для определения так называемого «активного слоя», готового к модернизации и поддерживающего преобразования в экономике, социологи проверяли респондентов на наличие определенных характерных черт (готовность мобилизоваться в кризисных условиях, рискнуть стабильностью в попытке изменить свою жизнь к лучшему, сменить место жительства ради новой работы и т.д.) [2].

С другой стороны, важную роль играют профессиональные, личностные и социальные компетенции людей, определяющие наличие знаний, умений и навыков, необходимых для проведения модернизации промышленности. То есть в данном случае речь идет фактически о компетентностной готовности людей к модернизационным преобразованиям. Как показывает мировая практика, формирование таких компетенций осуществляется преимущественно в высших учебных учреждениях. Однако в настоящее время в России наблюдается существенный разрыв между теми знаниями и навыками, которые получают студенты в образовательных учреждениях, и компетенциями, которые необходимы и применимы в реальной хозяйственной практике для реализации мо-дернизационных проектов в промышленности и активизации инновационной деятельности в реальном секторе экономики.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена тем, что для создания слоя людей, профессионально готовых к инновационной деятельности, умеющих принимать решения в условиях риска и неопределенности, работать в команде, брать на себя ответственность, проводить трансфер идей из научной в рыночную плоскость, требуется использование инновационных образовательных технологий, внедрение инноваций в систему управления вузами, в научно-исследовательскую деятельность и учебный процесс. Необходимо установление прочных двусторонних многоканальных связей между промышленными организациями и высшими учебными заведениями для своевременного реагирования системы образования на инновационные импульсы из реального сектора экономики.

Ведущие университеты мира работают над созданием и развитием такой образовательной модели, которая позволяет максимально подготовить студентов к активному участию в инновационном процессе в разных сферах экономической деятельности. Значительный опыт в данной области аккумулирован Европейским консорциумом инновационных университетов (European Consortium of Innovative Universities, ECIU). Одной из целей создания в 1997 г. ECIU было формирование сети для обмена опытом по различным аспектам инновационных образовательных практик в системе Европейского высшего образования [1].

Использование интерактивных, ориентированных на запросы обучающихся педагогических методик и технологий для подготовки креативных, адаптивных и гибких в применении своих компетенций выпускников, личностные характеристики которых в полной мере соответствуют требованиям быстро меняющейся глобальной экономики, является одной из областей, в которых Европейские образовательные институты сохраняют историческое лидерство. При этом консорциум в целом сфокусирован на взаимодействии участников по вопросам инновационного обучения, усилении взаимодействия университетов с обществом, интернационализации опыта студентов и персонала, активном вовлечении участников в разработку политики эволюционирования Европейского высшего образования. Объединяющей чертой участников консорциума является проникновение инноваций в учебный и исследовательский процесс, в том числе для усиления связи университетов с промышленностью (как частного, так и государственного сектора) в регионах присутствия. Из российских университетов единственным членом консорциума является Южный федеральный университет.

Программы и проекты консорциума направлены не только на обобщение опыта, но и на его тиражирование среди участников. В числе таких программ - программа развития лидерства (ECIU Leadership Development Programme), стартовавшая в 2003 г. и нацеленная на предоставление структурированного знания молодым лидерам из университетской среды, которые являются или потенциально могут стать агентами изменения образовательного пространства внутри инновационно-ориентированных высших учебных заведений [5].

Опыт участия в подобной программе в 2011 г. и анализ практики построения образовательного процесса в университетах-участниках консорциума, добившихся высоких результатов в адаптации компетентностной модели обучения к требованиям рыночной среды, позволяет автору сделать несколько логически взаимосвязанных выводов. Прежде всего, современное инновационное образование в центр всего процесса обучения должно помещать студентов, их интересы, потребности, образовательные запросы. «Студентоцентрированный» подход заложен в основу Концепции модернизации системы образования в России, однако механизм его реализации к настоящему времени не получил достаточного развития. Реализация указанного подхода возможна через активное полноформатное использование асинхронных технологий обучения (рис. 1).

В контексте решения задачи подготовки кадров для модернизации отечественной промышленности важными компонентами асинхронного обучения являются междисциплинарность, а также проблемно- и проектноориентированные модели обучения. Междисциплинарность в заданной схеме отвечает за повышение гибкости и адаптивности выпускников, ослабление дисциплинарных границ их профессиональных компетенций. В свою очередь, проблемно- и проектно-ориентированные модели дают возможность студентам, с одной стороны, приблизиться к реальным практическим задачам и нестандартным ситуациям еще в ходе обучения в университете, с другой стороны, — получить необходимые социальные навыки работы в команде и опыт совместного достижения результата.

роль инновационных образовательных технологий в промышленной.

11

Ведущие

инновационно-

ориентированные

университеты

Интеграция научной, инновационной, образовательной деятельности и модернизация учебного процесса

ь>

Студентоцентрированный подход к обучению

~-ГХ~

Асинхронные технологии и индивидуализация обучения

Междисциплинарность

обучения

Проблемно- и проектноориентированное обучение

Хозяйственные

образования

промышленного

сектора

Формирование запроса на инновационные разработки и выпускников с определенными компетенциями и характеристиками

Рис. 1. Схема интеграции образовательных учреждений и промышленных организаций через инновационные технологии обучения

Выстроенная комбинация позволяет индивидуализировать исследовательские и образовательные траектории студентов в соответствии с запросами обучающихся, которые формируются не только исходя из их личных интересов, но и на основе считывания сигналов от потенциальных работодателей. В то же время, существенного увеличения количества курсов и специальностей при асинхронной организации учебного процесса не происходит, что особенно актуально с учетом инерционности системы образования и ресурсных ограничений вузов.

При этом особая роль на схеме отведена именно ведущим инновационным университетам, поскольку эффективная модернизация учебного процесса и успешная интеграция образовательных и промышленных учреждений возможна при наличии тесной связи научной, инновационной и образовательной деятельности и действенного институционального механизма внедрения научных разработок в учебный процесс и хозяйственную практику.

Асинхронная модель организации учебного процесса в современных российских университетах может реализовываться в самых разнообразных формах с применением широкого арсенала технологий и механизмов ее практического воплощения. Специфика выбора различных комбинаций и схем внедрения асинхронной модели определяется как особенностями отдельных университетов, в том числе приоритетными задачами и условиями их развития и системой менеджмента, так и характеристиками отдельных структурных подразделений, поскольку различные предметные области демонстрируют разный потенциал в части индивидуализации и вариативности образовательных программ. Однако при выборе любой схемы необходимо принимать во внимание ключевые признаки асинхронной модели обучения:

1. Возможность формирования студентом своего собственного индивидуального учебного плана на основе свободы выбора дисциплин. Эта возможность может быть обеспечена только при условии, что выборность и вариативность заложена на этапе разработки в основные образовательные программы университета. Кроме этого, необходимо создание специальной нормативно-правовой базы вуза, задающей рамки, направления и процедуры индивидуализации образовательных траекторий студентов. Не менее важную роль играет организационная и психологическая подготовка участников образовательного процесса к его реорганизации.

2. Наличие института тьюторов. Уход от типовых учебных планов студентов и построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и возможностями обусловливает появление тьютора как нового для современной российской университетской среды субъекта процесса обучения. Его функции отличаются от функций куратора или преподавателя и состоят в помощи студенту в планировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Широкие полномочия факультетов в принятии решений относительно содержания и способов внедрения технологий асинхронной организации учебного процесса. Обусловлены целым рядом факторов, в числе которых: необходимость учета специфики предметной области и направлений подготовки студентов; различная ресурсная и материальнотехническая база, которая зачастую выступает стимулом или ограничителем широкого внедрения асинхронной модели обучения; размер структурного подразделения и его готовность к реорганизации учебного процесса и т.д.

4. Измерение трудозатрат студентов и преподавателей в зачетных единицах. Является ключевым звеном, с одной стороны, разработки образовательных программ нового поколения, с другой, — процедур планирования учебной нагрузки и модульного построения учебного плана.

5. Полная обеспеченность учебного процесса методическими материалами. Реорганизация учебного процесса предполагает сокращение аудиторной нагрузки и увеличение доли контролируемой самостоятельной работы студентов. При этом качество самостоятельной работы студентов во многом определяется тем, насколько данный вид деятельности обеспечен учебно-методическими материалами. Кроме того, методически должны быть обеспечены не только изучаемые студентами дисциплины, но и сам учебный процесс, возможности и процедуры составления индивидуальных планов студентов, роли и функции сторон в данном процессе, механизм принятия решений и т.п.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

6. Использование рейтинговой системы. Различные вузы предлагают разные методики организации рейтинговой системы, но сходятся в том, что ее внедрение целесообразно для повышения объективности, прозрачности и систематичности оценки знаний студентов.

7. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе: предоставление студентам доступа к электронным библиотекам и методическим материалам; организация коммуникаций субъектов образовательного процесса; использование специализированных информационных систем формирования индивидуального учебного плана студента и т.д.

8. Увеличение самостоятельности и роли студента в планировании и организации процесса обучения. При асинхронной модели организации учебного процесса роль студента не только как участника, но и субъекта управления собственным процессом обучения значительно возрастает. Новый для большинства современных российских университетов подход к организации учебного процесса предполагает право студента разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с собственными интересами и предпочтениями. При этом увеличение зоны свободы студента предполагает соответствующее возрастание его ответственности за составление и выполнение учебного плана в том объеме и с теми структурными и содержательными характеристиками, которых будет достаточно для получения диплома о высшем образовании по выбранному направлению подготовки.

Несмотря на значительное количество технологий асинхронной организации учебного процесса, для решения задачи подготовки выпускников, компетенции которых (профессиональные, социальные, личностные) соответствуют требованиям модернизации российской промышленности, особенный интерес представляет проблемно- и проектно-ориентированное обучение [3]. Успешный достаточно продолжительный опыт реализации соответствующей модели обучения в Европе накоплен у одного из участников ECIU - Университета Ольборг, Дания. По результатам исследования молодежного рынка труда студенты, проходившие обучение по данной схеме, находят работу по специальности более быстро, изначально получают более высокую заработную плату и в лучшей степени приспособлены к решению задач инновационного развития экономики [4].

Данный подход к образовательному процессу предполагает размещение в центре модели обучения сложной слабоструктурированной проблемы, привязанной к реальной практической ситуации и требующей от студентов широкого спектра знаний, умений и навыков. Проблема может быть теоретической, практической, социальной, технической, культурологической, научной и возникает из студенческих размышлений внутри разных дисциплин и профессиональных сред. Проблема - стартовая точка, направляющая процесс обучения студентов и задающая его контекст. При этом выбранная студентами для решения проблема должна выступать одним из конкретных примеров более общих учебных результатов, относящихся к определенной сфере знаний и/или методов исследования. В Университете Ольборг студенты часто работают с реальными проблемами и проектами промышленных компаний, непосредственно участвуя в их деятельности.

Проблемно-ориентированное обучение позволяет сочетать индивидуальный подход к учащемуся с меж- и муль-тидисциплинарным подходом к решению проблемы. При этом работа над решением проблемы ведется в малых группах, в которых студенты тесно взаимодействуют и работают вместе, разрабатывая проект решения проблемы. Совместная работа и кооперация членов команды - необходимый компонент всего подхода к обучению. Проектная работа составляет, по крайней мере, 50 % от общего объема кредитов за семестр, а в совокупности с проектными курсами - около 75 % от общей суммы кредитов. В результате на выходе оценивается не только конкретный проект, но и то, в какой степени посредством проектной работы студенты решили более широкие образовательные задачи, поняли теории, концепции и вопросы.

Таким образом, применение инновационных образовательных технологий позволяет существенно увеличить активную роль студента не только в процессе обучения, но и в жизни, и в профессиональной деятельности. В итоге выпускники к моменту окончания университета приобретают достаточный набор компетенций для решения нестандартных проблем, успешного функционирования в условиях неопределенности, взаимодействия в команде и самостоятельного принятия управленческих решений. Это позволяет заключить, что именно использование асинхронных технологий обучения, в том числе, проблемно- и проектно-ориентированных моделей, играет важную роль в формировании профессиональной и психологической готовности населения к промышленной модернизации, что позволяет рекомендовать их более широкое применение в университетах страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-сайт Европейского консорциума инновационных университетов // http://eciu.web.ua.pt/default.asp 7.03.2012.

2. Кто заказывал инновации? // Эксперт Юг. 2010. № 18-19 (107-108).

3. Петегем В.В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ.

Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.

4. Principles of Problem and Project Based Learning. The Aalborg PBL Model. Aalborg University. 2010.

5. The ECIU Leadership Development Programme 2012 // http://eciu.web.ua.pt/upload/fl_c3_146.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.