Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / финансовые инновации / финансовые инструменты / конкурентоспособность компаний / FinTech / innovative technologies / financial innovations / financial instruments / competitiveness of companies / FinTech

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Грязнов, Н.С. Грязнов

Главная цель инициатив цифровой трансформации – помочь компаниям оптимизировать процессы и увеличить рыночные преимущества. Инновационные финансовые инструменты приобретают все большое значение для коммерческих фирм, способствуя их конкурентоспособности на рынке. Однако в научной литературе имеется не так много исследований, изучающих этот вид взаимосвязи. Статья посвящена изучению связи между цифровыми финансовыми инновациями и конкурентоспособностью компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE FINANCIAL INSTRUMENTS IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE COMPANY

The main goal of digital transformation initiatives is to help companies optimize processes and increase market advantages. Innovative financial instruments are becoming increasingly important for commercial firms, contributing to their competitiveness in the market. However, there are not many studies in the scientific literature examining this type of relationship. The article is devoted to the study of the relationship between digital financial innovations and the competitiveness of companies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ»

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ

С.А. Грязнов1, канд. пед. наук, доцент Н.С. Грязнов2, студент

1Самарский юридический институт ФСИН России

2Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-123-125

Аннотация. Главная цель инициатив цифровой трансформации - помочь компаниям оптимизировать процессы и увеличить рыночные преимущества. Инновационные финансовые инструменты приобретают все большое значение для коммерческих фирм, способствуя их конкурентоспособности на рынке. Однако в научной литературе имеется не так много исследований, изучающих этот вид взаимосвязи. Статья посвящена изучению связи между цифровыми финансовыми инновациями и конкурентоспособностью компаний.

Ключевые слова: инновационные технологии, финансовые инновации, финансовые инструменты, конкурентоспособность компаний, FinTech.

Технологические инновации являются неотъемлемой частью современного бизнеса и имеют значительное влияние на его конкурентоспособность. Однако, решение о внедрении новых технологий не всегда является простым и требует внимательного анализа рисков и преимуществ. Внедрение инноваций может повысить эффективность производства, улучшить качество продукции и увеличить удовлетворенность клиентов. В то же время, это может потребовать значительных инвестиций и временных затрат на обучение персонала

Финансовые инновации - это быстрый и непрерывный процесс, который включает в себя создание новых финансовых продуктов, услуг и процессов для удовлетворения меняющихся потребностей рынка. В результате этих инноваций финансовая система компаний постоянно развивается и трансформируется для внедрения новых продуктов и технологий. Цифровизация, финансовые технологии, устойчивое развитие стали ключевыми силами в современном быстро меняющемся глобальном бизнес-ландшафте, меняя отрасли и стимулируя экономический рост.

Глобальная конкурентоспособность побуждает компании применять различные стратегии для увеличения своей прибыли

за счет расширения доли рынка, консолидации сравнительных преимуществ и повышения эффективности продукции. В конкурентной среде компании производят товары более высокого качества, оптимизируют операции и заботятся о нуждах клиентов, что делает эти компании более гибкими, эффективными и клиентоориен-тированными, приводя к увеличению доли рынка, прибыльности и долгосрочному росту. Более того, конкуренция мотивирует компании сохранять бдительность, адаптироваться к меняющейся рыночной динамике и исследовать новые методы создания стоимости.

Однако высокая рыночная конкуренция затрудняет привлечение большего количества клиентов и приводит к снижению цен на продукцию, а также увеличению маркетинговых затрат. Когда на рынке присутствует несколько конкурентов, они участвуют в «ценовых битвах» за долю рынка, что снижает потребительские цены, но вредит прибыльности предприятий.

Используя цифровые инновации, компании производят более качественную продукцию (услуги), отвечающую текущим потребностям рынка. Роль финансовых технологий ^тТес^ в повышении корпоративной конкурентоспособности

можно объяснить с помощью теории асимметрии информации. Эта теория предполагает, что неравномерное распределение информации среди участников экономики может привести к неэффективности рынка - такие дисбалансы подрывают фактическую конкурентную позицию компании.

FinTech - это проекты, где есть два компонента: «Fin» + «Tech». Финансовая часть означает, что бизнес-модель проекта сосредоточена на финансовых услугах, у которых, в свою очередь, имеется несколько основных областей: платежи, депозиты, кредитование, брокерство, трейдинг, привлечение капитала, управление активами и инвестициями, хеджирование, страхование. Технологическая же часть означает, что у проекта есть ключевые эффекты: упрощение получения финансовых услуг; трансформация процессов и бизнес-модели; оптимизация структуры издержек. Например, пэй-сервис, BNPL-сервис, алгоритмический трейдинг, on-demand страхование -Robinhood, «Долями» или Revolut. Фи-нуслуги помогают клиентам сравнить и оформить разные продукты: депозиты, страховки [1]. Таким образом, FinTech помогает оптимизировать издержки, упростить или трансформировать процессы, связанные с финансовыми услугами. Так, банк «Тинькофф» помогает компаниям повышать конверсии продаж за счет BNPL-сервиса «Долями».

Финансовые услуги - это отрасль, которая традиционно работает по модели посредничества. Однако большинству публичных блокчейн-решений не нужны посредники. Следовательно, появляются такие решения, как DeFi и криптовалюты, которые не совместимы с традиционными бизнес-моделями и обещают подрыв традиционных посредников. Тем не менее, помимо публичных блокчейнов, есть еще консорциумные и частные - именно они используются для оптимизации процессов внутри индустрии.

Причины, по которым компаниям необходимы инновационные финансовые технологии (финансовое оздоровление), могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние факторы: неэффективное

управление финансами, включая неудачное кредитование, неправильную уплату налогов и отсутствие финансовой стратегии; недостаточный контроль за финансовыми показателями (маржинальность, рентабельность, наценка, чистая прибыль); отсутствие планирования (приводит к неэффективному распределению ресурсов и невозможности достижения поставленных целей); интуитивные решения (принятие решений не на основе точных данных и анализа, приводит к ошибочным стратегическим ходам). Внешние факторы: экономические условия (внешняя экономическая ситуация, включая рецессии, инфляцию и изменения в потребительском спросе); финансово-кредитная политика правительства (изменения в законодательстве серьезно влияют на финансовое положение компаний); технологические изменения (прогресс в технике и технологиях требует значительных инвестиций для поддержания конкурентоспособности, что увеличивает финансовую нагрузку); внешнеэкономические связи (глобализация и международные экономические отношения оказывают влияние на финансовое положение компаний, особенно тех, которые активно участвуют в международной торговле).

В совокупности вышеназванные факторы определяют необходимость финансового оздоровления и реструктуризации компании, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость. Однако внедрение финансовых технологий в деятельность компании - сложный процесс, требующий комплексного подхода и реализации ряда стратегий: кост-реконструкция (сокращение издержек и оптимизация процессов); повышение доходности (расширение рынков, улучшение продуктов/услуг); реорганизация долговых обязательств) [2].

Данные стратегии, применяемые в комплексе, могут значительно улучшить финансовое состояние компании, повысить ее конкурентоспособность и обеспечить долгосрочную устойчивость на рынке. Процесс управления изменениями начинается с четкого анализа текущего положения дел и формирования ясного видения желаемых результатов. Например, внедре-

ние CRM-системы направлено на улучшение взаимодействия с клиентами и повышение эффективности работы отдела продаж. При этом важно учитывать не только технические аспекты, но и человеческий фактор - насколько готовы сотрудники к нововведениям и какие меры поддержки им потребуются. Эффективное управление изменениями также предполагает использование различных методологий и моделей, таких как модель Коттера или модель ADKAR, которые помогают в структурировании процесса и обеспечивают последовательное внедрение нововведений.

Тренды развития финтеха в России и за рубежом отличаются незначительно (разница заключается в масштабах отечественного и мирового бизнеса). Сегодня бигтехи (BigTech -технологические компании, которые строят свои экосистемы) активно уходят в финтех (например, рос-

нес должен предлагать пользователям удобный бесшовный сервис (от этого зависит конверсия). Если клиент не может легко и безопасно заплатить за покупку, он уйдет из сделки на каком-либо из этапов оформления заказа. Кроме того, финтех-компании занимают такой значительный сегмент, как кастомизация виджетов под сценарии заказчика: брендируют интерфейс под корпоративные цвета, упрощают расчеты [3].

Таким образом, финансовые технологии помогают компаниям подстроиться под меняющийся рынок, а также решать возникающие экономические трудности, увеличить прибыль и конкурировать с другими компаниями. Однако следует учитывать специфику компании и использовать только те технологии и методики, которые могут действительно улучшить ее положение.

сийские бигтехи - Wildberries, Ozon). Биз-

Библиографический список

1. Гаврилова, Э.Н. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций / Э.Н. Гаврилова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - № 9. -С. 64-67. - DOI 10.34755/IROK.2020.43.70.003. - EDN VLCXEF.

2. Финансовые технологии (FinTech): учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Г.И. Хотинской. - Москва: КНОРУС, 2024. - 280 с.

3. Коробейникова О. М., Панова Н. С., Шемет Е.С. Современные тренды российского финтеха // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2023. - № 2. - С. 170-177.

THE ROLE OF INNOVATIVE FINANCIAL INSTRUMENTS IN INCREASING THE

COMPETITIVENESS OF THE COMPANY

S.A. Gryaznov1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.S. Gryaznov2, Student

1Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 2Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (Russia, Samara)

Abstract. The main goal of digital transformation initiatives is to help companies optimize processes and increase market advantages. Innovative financial instruments are becoming increasingly important for commercial firms, contributing to their competitiveness in the market. However, there are not many studies in the scientific literature examining this type of relationship. The article is devoted to the study of the relationship between digital financial innovations and the competitiveness of companies.

Keywords: innovative technologies, financial innovations, financial instruments, competitiveness of companies, FinTech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.