Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ФИНТЕХ-УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ФИНТЕХ-УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИНТЕХ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ЭКОСИСТЕМЫ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонец В. Г.

В статье рассмотрено развитие финтех-индустрии как значимого направления современного этапа трансформации финансовых рынков. Определена специфика работы финансовых технологий как отрасли экономики, а также представлены основные направления их влияния на устойчивость финансовых рынков. Обоснована современная тенденция того, что финансовые услуги нового поколения приобретают формат экосистем. Представлена матрица бизнес-моделей участников рынка финтех-услуг по двум трансформационным подходам: платформенному и экосистемному. Выделено шесть моделей по критериям спектра предоставляемых услуг и степени участия в создании цепочки ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS OF THE FINTECH SERVICES MARKET PARTICIPANTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

The study considers the development of the fintech industry as a significant area of the current stage of financial market transformation. The specifics of the work of fintech as a branch of the economy are determined, as well as the main directions of their influence on the stability of financial markets. The current trend that financial services of a new generation are acquiring the format of ecosystems is substantiated. A matrix of business models of participants in the fintech services market is presented according to two transformational approaches: platform and ecosystem. Six models have been identified according to the criteria for the range of services provided and the degree of participation in the creation of the value chain.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ФИНТЕХ-УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_3_10 УДК 330.332:336.717

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ФИНТЕХ-УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Антонец Виктория Григорьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туризма, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Ту-ган-Барановского, г. Донецк, ДНР, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрено развитие финтех-индустрии как значимого направления современного этапа трансформации финансовых рынков. Определена специфика работы финансовых технологий как отрасли экономики, а также представлены основные направления их влияния на устойчивость финансовых рынков. Обоснована современная тенденция того, что финансовые услуги нового поколения приобретают формат экосистем. Представлена матрица бизнес-моделей участников рынка финтех-услуг по двум трансформационным подходам: платформенному и экосистемному. Выделено шесть моделей по критериям спектра предоставляемых услуг и степени участия в создании цепочки ценности.

Ключевые слова: цифровая трансформация; финтех; финансовые рынки; экосистемы; бизнес-модели.

UDC 330.332:336.717

DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS OF THE FINTECH SERVICES MARKET PARTICIPANTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

Antonets Victoria Grigorievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR, e-mail: [email protected]

The study considers the development of the fintech industry as a significant area of the current stage of financial market transformation. The specifics of the work of fintech as a branch of the economy are determined, as well as the main directions of their influence on the stability of financial markets. The current trend that financial services of a new generation are acquiring the format of ecosystems is substantiated. A matrix of business models of participants in the fintech services market is presented according to two transformational approaches: platform and ecosystem. Six models have been identified according to the criteria for the range of services provided and the degree of participation in the creation of the value chain.

Keywords: digital transformation; fintech; financial markets; ecosystems; business models.

Одной из основных причин масштабной трансформации является усиление роли цифровых технологий в системообразующей индустрии финансовых услуг, что влияет на изменение обычных бизнес-моделей и бизнес-процессов. В связи с этим существует необходимость совершенствования инструментов финансового рынка и разработки таких моделей и технологий, которые позволят моментально реагировать на изменения фи-

нансового рынка и применять технологические возможности для скорейшего решения задачи.

Теоретическим и прикладным аспектам выяснения сущности, становления и функционирования сферы финансовых технологий посвящено значительное количество научных трудов зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Джуна, Д. Макоу-ли, В.А. Романова, В.В. Хубуловой, И. Седых,

Д. Филиппова, П. Шуеффель и др. С учетом весомых результатов научных достижений следует отметить, что ряд теоретических и практических вопросов функционирования сферы финансовых технологий в условиях цифровой трансформации требует дальнейшего изучения и анализа.

Целью статьи является исследование и формирование матрицы бизнес-моделей участников рынка финтех-услуг, определение особенностей влияния финтех-транс-формаций на устойчивость функционирования финансовых рынков и обоснование потенциальных сценариев их развития. Финтех как новое явление, связанное с циф -ровой трансформацией финансовых услуг в данном контексте является объектом исследования.

Развитие технологий можно условно разделить на два ключевых направления. Первое направление - это развитие фундаментальных сквозных технологий, которые могут использоваться практически в любых бизнес-направлениях, второе - развитие ни-шевых применений технологий и специализированных технологий, направленных на конкретные индустрии и секторы. К последним можно, в частности, отнести и финтех, то есть финансовые технологии, которые имеют целью изменение каких-то процессов в индустрии финансовых услуг. До сих пор нет четкого определения финтех, однако если проанализировать существующие подходы к определению данной темы, можно выделить три ключевые характеристики любой финансовой технологии: изменение (трансформация, разрушение, поддержка) цепочки создания ценности продуктов или услуг традиционных финансовых посредников; упрощение продукта или услуги для потребителя, бизнеса или государства; предложение экономической эффективности (то есть снижение расходов) [1].

В этом контексте финансовые инновации и финтех шире, чем только финтех-стартапы. Финтех может появляться и в рамках существующих компаний, и в рамках новых участников рынка, и в рамках компаний, которые являются сильными в развитии технологий вообще.

Необходимо разделять три понятия, связанные с процессами перехода бизнеса в цифровое пространство.

Во-первых, это информатизация (digitization), что означает переход от хранения информации на бумажных аналогах и физических носителях к хранению на цифровых носителях. Ярким примером информатизации финансовой промышленности является цифровой документооборот, где вся информация о клиентах и деятельности банка хранится и передается с помощью компьютеров или других устройств, поддерживающих цифровой формат. Например, банковский счет и профиль клиента почти полностью стали цифровыми, и они больше не полагаются на информацию из местного отделения для предоставления банковских услуг [2].

Информатизация особенно заметна в индустрии финансовых услуг, потому что в большинстве случаев компоненты финансового продукта или услуги четко структурированы, поэтому могут быть легче оцифрованы. Такая тенденция называется «от материального к цифровому». Возможность оцифровки товара или услуги означает снижение затрат на обработку информации. Рынки, в свою очередь, стремятся стать более прозрачными в цифровой среде.

Следующей концепцией является циф-ровизация - этап, когда продукты и услуги переходят из физического мира в цифровой. Клиент начинает взаимодействовать с провайдером финансовых услуг с помощью любого другого устройства, например, компьютера, смартфона, банкомата или цифрового мини-офиса. С точки зрения продуктов, циф-ровизация направлена на удаленное получение цифровых финансовых услуг, примерами являются услуги домашнего банкинга или трейдинга. В менее развитых странах, в регионах, где проникновение банковской инфраструктуры не так велико, как в странах-лидерах по экономическим показателям, цифровые финансовые услуги могут предоставить доступ к банковской услуге, например, розничных платежей и кредитов, которые ранее были недоступны [3].

Цифровизация финансового посредничества активно распространяется в направлениях банкинга, платежных систем, управления инвестициями, финансового трейдинга, страхования. Это подтверждают цифровые тренды на рынке денежных услуг (табл. 1).

Таблица 1 - Цифровые тренды на рынке финансовых услуг [4-5]

Цифровые технологии Сегменты рынка финансовых услуг

Банковский Страховой Инвестиционный

Блокчейн (Blockchain) Управление активами и пассивами; управление финансами; риск-менеджмент; финансовая безопасность; отслеживание, фиксирование и блокировка любых проявлений противоправных действий Распределенный доступ к данным, сокращение затрат, повышение доверия к онлайн-продуктам, цифровой полис, интеллектуальные контракты и администрирование претензий Инвестиционные платформы, краудфандинг

Обширные данные (Big Data) Финансовая аналитика; сегментация, персонализация и оптимизация услуг; аналитика и оценка рисков; повышение эффективности взаимодействия Финансовая аналитика для сегментации рынка и персонализации, уменьшение мошенничества, улучшение процессов урегулирования претензий Социальный и алгоритмический трейдинг robo-advising, сервисы для оптимизации, повышение эффективности публичного и коммерческого трафика (end-to-end transaction)

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence Technologies, AI) Оптимизация бизнес-процессов; антикризисное управление; автоматизация обслуживания клиентов, виртуальные помощники или чат-боты на основе технологии обработки естественных языков; соблюдение нормативных требований; предупреждение противоправных действий; модели принятия решений с использованием алгоритмов машинного обучения и т.п. Автоматизация страховых процессов, управление портфелем, кредитный анализ, машинное обучение для предупреждения мошенничества, андерайтинг и урегулирование ущерба, оценка рисков Всесторонний автоматический прогноз в реальном времени по широкому спектру активов, количественные подходы к инвестированию и квантовые стратегии управления портфелем активов, анализ и прогнозирование процессов фондового рынка, комплексное индивидуальное алгоритмическое решение для розничных инвесторов

Когда мы говорим о цифровой трансформации финансовых услуг, имеется в виду выход из традиционного предоставления финансовых услуг и развитие экосистем, которые начинают включать продукты и услуги окружающих финансовых или совсем не финансовых индустрий. В данном случае происходит трансформация бизнес-модели компаний из индустрии финансовых услуг, благодаря которой они открывают новые процессы, а также направления заработка [6].

Цифровые финансовые услуги предоставляются тремя типами компаний: 1) традиционные финансовые институты, устоявшиеся участники рынка финансовых услуг, которые включают, например, банки, платежные системы, страховые компании; 2) стартапы, новые участники рынка, которые начинают предоставлять финансовые услуги в новом формате; 3) крупные технологические компании (бигтехи). К подобным можно отнести те-леком-операторов (например, МТС и Билайн) поисковые системы (Google, Baidu, Yandex), онлайн-платформы (Amazon в США и Европе, Alibaba / Ant Financial в Китае), социаль-

ные медиа и мессенджеры («ВКонтакте» в России и Tencent в Китае), а также производителей техники (Apple, Samsung или Google) [7].

На смену существующим моделям традиционных участников рынка приходят новые бизнес-модели (табл. 2).

Отдельные банки будут продолжать бороться за внимание клиентов, превращаясь в цифровых персональных менеджеров. Эволюция этой модели - выход за рамки отрасли и преобразование в экосистемного игрока. Это может достигаться за счет новых партнерств и создания открытых экосистем или приобретения других игроков, а также самостоятельной разработки продуктов и сервисов изнутри (закрытая экосистема). Создание закрытых экосистем не ведет к развитию конкуренции и кооперации на рынке.

Другие игроки находят свою уникальную нишу, специализируясь на отдельных продуктах и становясь цифровыми киллерами.

Некоторые участники рынка уходят на задний план, превращаясь в провайдеров финансовых продуктов и предлагая свои услуги другим игрокам как сервис.

Одновременно развиваются операторы открытых платформ в роли агрегаторов финансовых продуктов и услуг. В отличие от

Мы можем наблюдать процессы трансформации стратегий и бизнес-моделей финансовых посредников, тремя базовыми опорами новых возможностей которых становятся люди, процессы и цифровые технологии. В частности, этот процесс обусловил распространение двух трансформационных подходов - платформенного и экосистемно-го, каждый из которых имеет ключевые отличия, разную степень проникновения на рынок и динамику, регуляторную поддержку и ограничение.

Безусловными инновационными лидерами рынка финансовых услуг являются банки, модели которых с развитием цифровых технологий эволюционно изменяются. Важным для концептуальной трансформации их бизнес-моделей является понимание и принятие вектора изменений «банк - цифровая платформа - экосистема». В этом аспекте показательна клиентоцентрическая экосистема, которая позволяет реализовывать взаимодействие «банк - клиент» не толь-

экосистемных игроков они предоставляют партнерам доступ к платформе, не осуществляя дистрибуцию собственных продуктов.

ко в отношении продуктов и услуг, а также «общество - клиент» и «банк - клиент - государственно-частное партнерство». По нашему мнению, именно экосистемный подход за счет цифровой конвергенции и открытой архитектуры наряду с расширением возможностей банков для приобретения устойчивых рыночных позиций совершенствует финансовую инфраструктуру, углубляет их функциональную интеграцию с другими государственными, частными и социальными институтами, что важно в условиях цифровой экономики.

Страховые компании, несмотря на присущий им консерватизм, сейчас тоже вынуждены трансформировать собственную деятельность, ведь они испытывают давление со стороны ^игТе^-компаний, развивающих страховые продукты и услуги с опорой на ана -литику обширных данных для оценки, прогнозирования и оптимизации рисков. Именно значительные объемы данных могут стать стратегическим и конкурентным ресурсом,

Таблица 2 - Матрица бизнес-моделей участников рынка финтех-услуг

Трансформационные подходы

Платформенный Экосистемный

Участие в создании цепочки ценности Специализированный «цифровой киллер» Цифровой персональный менеджер Экосистемный игрок

Полная цепочка создания ценности - специализация на чем-то одном при значительном конкурентном преимуществе; - признанный и известный бренд; - фокус на решение проблем; - технологическое лидерство; - свойственно для финтех-компа-ний - комплексный подход к предо -ставлению полного спектра услуг (в том числе продуктов третьих сторон) под нужды клиента; - клиентоцентричность вместо продуктоцентричности - концепция открытости; - точки контакта повсюду; - данные в реальном времени; - гибкое ценообразование

Часть цепочки создания ценности Провайдер услуг Владелец открытой платформы Системный интегратор

- не взаимодействует с клиентом на прямые встраиваемые решения для других игроков рынка; - снижение затрат за счет эффекта масштаба и универсальности; - надежный партнер, с которым легко сотрудничать - максимизация трафика через агрегацию предложений широкого круга участников; - игроки рынка рассматривают такие платформы как дополнительную возможность для эффективного взаимодействия с клиентом и совместного создания ценностного предложения; - контент создается пользователями или вместе с ними - реагирование на угрозы киберпространства; - выступает центром финансовых компетенций; - эффективное применение финансовых инструментов; - оптимизация финансовых циклов сложных проектов

ограниченный полный

Спектр предоставляемых услуг

который в дальнейшем будет определять конкурентную позицию на рынке страховых услуг. Поэтому цифровая трансформация страховых компаний может ограничиться цифровизацией на уровне бизнес-процессов с выходом на новый сегмент рынка как реагирование на угрозы киберпространства, или позволит им обрести статус системного интегратора страховых услуг за счет цифровой конвергенции и экосистемного подхода. Перспективы от цифровой трансформации видят также кредитные союзы и пенсионные фонды, невзирая на то, что они существенно отстают от других финансовых посредников во внедрении цифровых технологий (специализированные РепТе^-решения, блокчейн и смарт-контракты на их основе, искусственный интеллект).

Финтех может влиять на финансовый рынок по следующим основным направлениям:

1) путем усиления конкуренции, расширения возможностей потребителей, демократизации доступа к финансовым услугам, особенно в развивающихся странах, и, как следствие, стимулирование дальнейшего появления инноваций. Инновации создают новые возможности продукта/услуги и новые стратегии, а также каналы коммерциализации;

2) путем повышения эффективности за счет таких инноваций, как:

- соответствующие инфраструктуры, например, инфраструктура платежных систем, кредитные информационные системы и публичные реестры (реестры обеспечения, земельные реестры и системы идентификации и т.д.);

- бэк-офисные и фронтлайновые процедуры в традиционных финансовых учреждениях, в процесс принятия ими решений. Чаще всего внедрение инноваций институтами опирается на партнерские отношения с фин-тех-компаниями, которые берут на себя специализированные роли, такие как предоставление кредитного скоринга, инструментов ценообразования страхования, управление предоплаченными счетами и автоматизации коммуникаций [8].

3) путем создания новых инвестиционных возможностей для существующих финансовых институтов. Банки и страховые компании все чаще инвестируют и выкупают финтех-компании в рамках своего (первого) инвести-

ционного портфеля, а некоторые также спонсируют финтех-инкубаторы для создания инвестиционных возможностей;

4) путем улучшения финансового надзора;

5) путем улучшения и оптимизации процесса риск-менеджмента.

На текущей стадии в мире можно выделить три макросценария развития:

- сдвиг ценности. Переход к рынку цифровых платформ и крупных нефинансовых экосистем, где традиционным финансовым игрокам остается ограниченная роль поставщиков финансовых сервисов. Как пример -Китай с доминированием Big Tech-компаний;

- открытый рынок. В отрасли усиливается конкуренция за счет появления новых фин-тех-сервисов и бизнес-модели. По этому пути идет Великобритания и страны Европы благодаря внедрению открытого банкинга (Open Banking) и PSD2 (Payment Services Directive);

- рынок экосистем (эволюционный/протекционистский сценарий). Растет доминирование финансовых игроков, которые выстраивают собственные системы вокруг финансового бизнеса, например, как на рынках Австралии и Канады [9].

Ключевые технологические тренды, которые должны ускорить развитие финансового сектора:

- гибкие возможности интеграции и упрощенного взаимодействия ведут к формированию новой конкурентной среды на финансовом рынке, объединяющей банки, BigTech, FinTech - компании и представителей других отраслей;

- открытые данные становятся новой нормой: решения на их основе все глубже будут внедряться в финансовые сервисы;

- цифровой ID и Цифровой профиль клиента предоставят удобный доступ к финансовым продуктам, позволят управлять доступом к персональным данным;

- кросс-индустриальные границы все больше будут размываться благодаря появлению супер-сервисов на основе открытых моделей взаимодействия и партнерства государства, BigTech, банков, страховых и FinTech-компаний, операторов связи и ритей-леров;

- поиск новых источников прибыли заставит финансовых игроков выходить за рамки финансового сектора, встраивая свои продукты в ежедневные сценарии вокруг базо-

вых потребностей клиента и создавая собственные экосистемы;

- маркетплейсы станут объединяющим звеном и доверенными посредниками между потребителями и поставщиками услуг;

- API станут базовым требованием, а не конкурентным преимуществом. Тем самым конкуренция между участниками рынка перейдет в новые плоскости: управление данными, машинное обучение, искусственный интеллект и Интернет вещей будут основными направлениями;

- технологические прорывы приведут к трансформации денег. Биометрия, встраивание персональных данных в платежные инструменты, почти невидимые платежные системы меняют восприятие денег потребителями.

Таким образом, финансовые технологии развиваются с помощью экосистем. Несмотря на то, что отдельные участники рынка могут выбирать платформенные бизнес-модели или функционировать иным образом, общая тенденция такова, что финансовые услуги нового поколения приобретают формат экосистем. Экосистемы имеют в виду комплексный подход к формированию промышленности с помощью отдельных элементов. Экосистемный подход - центральный в реализации стратегии цифровой трансформации предприятий. Цифровую трансформацию от цифровизации и информатизации отличает прежде всего диверсификация своих бизнес-направлений в новые, не связанные

до этого с конкретным предприятием области, то есть поиск новых бизнес-моделей и продуктов, которые становятся возможными благодаря проникновению цифровых сервисов и технологий, в этом и заключается теоретическое значение результатов исследования.

В ходе проведенного исследования представлена матрица бизнес-моделей участников рынка финтех-услуг по двум трансформационным подходам: платформенному и экосистемному. Выделено шесть моделей по критериям спектра предоставляемых услуг и степени участия в создании цепочки ценности. Компании, которые стремятся стать центром экосистемы, должны покрывать большой сегмент рынков, удовлетворяя клиента на всем пути - от формирования запроса на услугу, заканчивая поддержкой лояльности клиента после получения товара или услуги. Более того, учитывая глобальные мегатрен-ды, которые пронизывают все индустрии, компании стремятся стать центром сразу нескольких макроуровневых экосистем, чтобы взаимодействовать с клиентом на протяжении всего его жизненного, а не только клиентского пути. Происходит размытие границ индустрий, в результате чего крупные компании начинают оперировать в пределах не только своей промышленности, но и в пределах смежных индустрий, что представляет интерес для дальнейших исследований в данном направлении.

Список литературы_

1. Артеменко Д.А., Зенченко С.В. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом // Финансы: теория и практика. № 25(3). С. 90-101.

2. Копосов А.В. Анализ сегмента Финтех-технологий и их роль в развитии финансового рынка // Финансы, налоги и учет в странах дальнего и ближнего зарубежья: инновационные решения. Белгород, 2017. С. 237-241.

3. Медведкина Е.А. Финансовые технологии для устойчивого развития: методология применения // Финансовые исследования. 2017. № 4(57). С. 31-36.

4. Никонов А.А., Стельмашонок Е.В. Анализ внедрения современных цифровых технологий в финансовой сфере // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 4. С. 111-119.

5. Антонец В.Г Концептуальные подходы к обоснованию сущности финансовых технологий // Торговля и рынок. 2021. № 4 (60). Т. 2. Ч. 2. С. 234-245.

6. Романов В.А., Хубулова В.В. Индустрия финтех: основные технологии и направления развития финансовой цифровизации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 4. С. 700-712.

7. Седых И.А. Рынок инновационных финансовых технологий и сервисов // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Институт «Центр развития». 2019. 76 с.

8. Филиппов Д.И. Финансовые инновации в условиях развития цифровой экономики Филиппов // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 8. С. 135-145.

9. Лопухин А.В., Плаксенков Е.А., Сильвестров С.Н. Финтех как фактор ускорения инклюзивного устойчивого развития // Мир новой экономики. 16(1). С. 28-45.

References _

1. Artemenko D.A., Zenchenko S.V. Digital technologies in the financial sphere: evolution and main development trends in Russia and abroad. Finance: theory and practice. No. 25(3). Pp. 90-101.

2. Koposov A.V. Analysis of the Fintech technologies segment and their role in the development of the financial market. Finance, taxes and accounting in the countries of the far and near abroad: innovative solutions. Belgorod, 2017. Pp. 237-241.

3. Medvedkina E.A. Financial technologies for sustainable development: methodology of application. Financial research. 2017. No. 4(57). Pp. 31-36.

4. Nikonov A.A., Stelmashonok E.V. Analysis of the introduction of modern digital technologies in the financial sphere. Scientific and technical bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2018. Vol. 11. No. 4. Pp. 111-119.

5. Antonets V.G. Conceptual approaches to substantiating the essence of financial technologies. Trade and market. 2021. No. 4 (60). Vol. 2. Part 2. Pp. 234-245.

6. Romanov V.A., Khubulova V.V. Fintech industry: basic technologies and directions of development of financial digitalization. Bulletin of the RUDN. Series: Economics. 2020. Vol. 28. No. 4. Pp. 700-712.

7. Sedykh I.A. The market of innovative financial technologies and services. National Research University Higher School of Economics. Institute "Development Center". 2019. 76 p.

8. Filippov D.I. Financial innovations in the conditions of the development of digital economy Filippov. Creative economy. 2019. Vol. 13. No. 8. Pp. 135-145.

9. Lopukhin A.V., Plaksenkov E.A., Silvestrov S.N. Fintech as a factor of acceleration of inclusive sustainable development. The world of the new economy. 16(1). Pp. 28-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.