DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_642 УДК 336.71
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ БАНКИНГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Метельский Андрей Андреевич,
соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены содержательные аспекты становления и развития рынка финансовых технологий. Выявлена значимость экосистемного подхода в развитии рынка финансовых технологий, а также основные модели развития финтеха в таком формате. Рассмотрены примеры построения экосистем российскими банками с выявлением и обобщением их специфических характеристик. В качестве рекомендаций обозначены ключевые стратегии поведения участников рынка финансовых технологий при построении экосистем в обеспечении своего динамического развития и развития индустрии.
Ключевые слова: банк; банковское обслуживание; цифровой банкинг; цифровая трансформация; цифровые каналы обслуживания; финансовые технологии; финтех.
UDC 336.71
ECOSYSTEM APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF BANKING BASED ON DIGITAL SERVICES AND TECHNOLOGIES
Metelsky Andrey Andreevich,
Competitor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia
The article considers the substantive aspects of the formation and development of the financial technology market. The importance of the ecosystem approach in the development of the financial technology market, as well as the main models for the development of fintech in this format, is revealed. Examples of building ecosystems by Russian banks with the identification and generalization of their specific characteristics are considered. As recommendations, key strategies for the behavior of financial technology market participants in building ecosystems to ensure their dynamic development and the development of the industry are identified.
Keywords: bank; banking service; digital banking; digital transformation; digital service channels; financial technologies; fintech.
Цифровые сервисы и технологии перестраивают ландшафт финансово-кредитной системы, трансформируя традиционные бизнес-модели в банкинге, а также формат взаимодействия экономических агентов между собой. Меняются способы реализации банковских продуктов и предоставления услуг населению и бизнесу. Так, новые технологии коренным образом изменили индустрию кредитно-финансовых услуг. На пересечении двух секторов (финансового и 1Т) сформировался новый сектор финансовых технологий, финтех. Его участники создают инноваци-
онные решения для многосегментного рынка финансовых услуг. Перспективные цифровые технологии широко используются в сфере электронной коммерции, инвестиций, страхования, брокериджа, розничного и корпоративного банкинга [4].
Впервые термин «финтех» стал употребляться в начале 1990-х гг. в контексте технологической модернизации банковских услуг. Как отмечает П. Шуефель, именно разрабатываемые в тот период проекты оптимизации банковских услуг получили название <^пТесЬ>. Они считались инновационными
и способствовали повышению эффективности банковского сервиса [8]. Сейчас финтех выходит далеко за пределы как банковского сектора, так и финансового сектора в целом, объединяя с помощью своих продуктов и услуг самых разных участников экономических систем, что позволяет говорить о масштабной конвергенции финансового мира на основе финтеха [3].
К факторам, оказавшим непосредственное влияние на возникновение и развитие сектора финансовых технологий, относят следующие.
1. Рост ИКТ. Качественная сторона роста обусловлена совершенствованием ИКТ и обеспечением с их помощью быстрого и безопасного выполнения самых сложных финансовых транзакций. Количественный рост связан с максимальной доступностью ИКТ, которые охватывают большую часть современного общества и дают возможность их использования в любой точке мира.
2. Трансформация потребительских привычек. Это обстоятельство подтверждается все большим увеличением числа потребителей широкого спектра товаров и услуг посредством сети Интернет.
3. Потребность финансовых и нефинансовых организаций в повышении эффективности своей деятельности. Активное внедрение ИКТ, технологий автоматизации и дистанционного обслуживания позволяют финансовым организациям снижать издержки, повышать качество предоставления услуг и адаптировать модель оказания услуг к трансформирующимся запросам потребителей. В свою очередь нефинансовый сектор в коллаборации с финтехом стремится обеспечить более высокий уровень охвата производимыми продуктами и услугами своей целевой аудитории, а также ее расположение и лояльность посредством предоставления большего количества сервисов и новых моделей взаимодействия [2; 5].
Таким образом, на сегодняшний день фин-тех представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, образованный на пересечении финансового сектора и сектора ИКТ, в котором формируются и распространяются инновационные подходы к финансовым продуктам и услугам, ранее предоставляемым традиционными способами. По данным аналитической компании Dsight, уже
в 2023 году объем рынка может превысить 204 млрд долл. (рис. 1).
Возможности дальнейшего развития финтеха связаны с реализацией платформен-но-ориентированной модели деятельности в формате экосистем. Экосистема является сложной системой взаимосвязанных элементов и может быть построена на разных уровнях: от отдельно взятой компании до целой индустрии или региона. Т.С. Колмыкова, А.В. Зеленов рассматривают экосистему как взаимосвязанную интегрированную структуру, позволяющую формализовать систему сложных отношений между ее участниками и их ресурсы с целью формирования инновационной культуры и продвижения инновационных продуктов и услуг. Авторы справедливо замечают, что ключевыми свойствами экосистем являются адаптивность, взаимодополняемость, гибкость, сетевые эффекты, а также наличие современных технологий [1]. Экспертами Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково» выделены три ключевые модели формирования и развития финтеха в формате экосистем [6]:
1. Американо-китайская модель. В этой модели центром экосистемы являются крупные технологические компании. Например, в США - FAMGA (Facebook, Apple, Microsoft, Google, Amazon), в Китае - BAT (Baidu, AntFinancial, Tencent). Модель строится на макроуровне и не предполагает ключевой роли для финансовых компаний, выступающих в данном случае второстепенным элементом экосистемы. Предложения реализуются напрямую клиенту без посредников. Такой формат обладает наивысшим потенциалом цифровой трансформации финансовых услуг, которые изначально представлены в цифровой форме.
2. Европейская модель. В данном варианте развития финтеха центром экосистемы являются финтех-стартапы, специализирующиеся, как правило, на одном или нескольких нишевых предложениях. Роль финансовых услуг в европейской модели выше, чем в американской. Формат взаимодействий с потребителями строится индивидуально, в зависимости от их предпочтений, что говорит о невысоком потенциале цифровой трансформации финансовых услуг. Финтех-стартапы локально создают новую конъюнктуру рынка
Рисунок 1 - Динамика и прогноз объема мирового рынка FinTech, млрд долл. [7]
в рамках одной индустрии, не оказывая глобального воздействия на традиционных финансовых посредников.
3. Российская модель. Данная модель предполагает развитие финтеха на базе традиционных участников рынка финансовых услуг (банков, страховых компаний, платежных систем и т.д.), являющихся центром экосистемы. Такая экосистема обладает значительным потенциалом цифровой трансформации финансовых услуг, провоцируя традиционных финансовых посредников к адаптации под цифровые вызовы и возможности и расширению спектра оказываемых услуг. Преимуществом такой модели являются сопоставимые объемы оказываемых услуг как в В2В (бизнес - бизнес), так и в В2С (бизнес - физические лица) сегментах в отличие от первых двух моделей.
Российская модель экосистемы финансовых технологий заключается в том, что традиционный посредник рынка финансовых услуг (чаще всего банк), находясь в центре экосистемы, предлагает потребителям широкий спектр финансовых и нефинансовых продуктов. Данные продукты могут разрабатываться внутренними департаментами банка, купленными или спонсированными банком стартапами или в рамках партнерств. Следовательно, цепочка создания ценности является замкнутой внутри банка, который контролирует спектр услуг и оперативно реагирует на появляющиеся вовне альтернативные продукты. Потребители через пользование услугами предоставляют банку данные, которые он обрабатывает в целях совершенствования своей деятельности - улучшения действующих услуг и разработки новых. Та-
кая экосистема, как правило, является микро-уровневой. Тем не менее в данном формате банки находятся в коллаборации с другими компаниями, не являющимися частью внутренней экосистемы. Обмен данными с ними расширяет пространство для улучшения финансовых и нефинансовых банковских продуктов.
Одним из самых показательных и информативных примеров российской модели развития финтеха является экосистема Сбера, которая выходит за рамки исключительно банковских продуктов и услуг, обслуживая клиентов на совершенно разных уровнях их потребностей - финансы, образование, здравоохранение, покупки, развлечения, недвижимость и др. Тем самым такой формат объединяет вокруг лидера экосистемы потребителей, регуляторов и компании в целях обеспечения наибольшего количества удобных и эффективных решений для своих клиентов. Все сервисы экосистемы Сбера построены на единой цифровой технологической платформе с использованием больших данных и искусственного интеллекта. При этом Сбер занимает лидирующие позиции в банковской системе, обслуживая более 50 % физических и юридических лиц в России. Тем самым построение и развитие экосистемы осуществляется с использованием имеющихся явных преимуществ в финансовой сфере, клиентской базы и накопленной информации о клиентах.
Другим примером является экосистема Тинькофф, которая изначально сформирована на модели дистанционного обслуживания клиентов. Тинькофф является необанком, деятельность которого полностью построена
на электронных интернет-системах. На ряду с традиционными банковскими продуктами экосистему Тинькофф формируют сервисы для инвесторов, бизнеса, недвижимости, страхования и др. Единым окном доступа к онлайн-экосистеме Тинькофф является суперприложение (Super App), аккумулирующее с себе широкий спектр продуктов Тинькофф, а также выстраивающихся в экосистему сервисов партнеров.
С 2019 свою экосистему формирует банк ВТБ. Одним из первых продуктов в новом формате стала жилищная экосистема «Метр квадратный», предоставляющая клиентам возможность взаимодействовать по всем вопросам, связанным с приобретением недвижимости в режиме «одного окна». Кроме того банк определил еще шесть ключевых индустрий для развития своей экосистемы: технологические компании, сервисы объявлений, электронная коммерция и ретейл, телеком, индустрия развлечений и транспортная отрасль.
Можно выделить следующие специфические характеристики банковских экосистем финтеха [6]:
- банк, находясь в центре экосистемы и являясь технологическим лидером, контролирует процессы в других частях экосистемы и отвечает за деятельность остальных участников, аккумулируя на единой платформе создаваемые ими предложения;
- экосистема объединяет микросервисы, где каждый представляет собой либо отдельное бизнес-направление (для микро-уровневых экосистем), либо организацию (для макроуровневых экосистем);
- каждый элемент такой экосистемы имеет свою независимую траекторию развития и может быть заменен любым потенциальным сервисом (участником);
- экосистема удовлетворяет множество потребностей клиентов, выходя за рамки финансовых услуг;
- клиент имеет возможность самостоятельно перемещаться внутри экосистемы, свободно переходя между микросервисами.
Формат построения экосистем является комплексным подходом к формированию индустрии с помощью отдельных элементов. В результате потребители получают единый
целостный продукт, который может быть предоставлен различными участниками, свободно коммуницирующими между собой. При этом следует отметить, что находящийся в центре экосистемы участник (участники) реализуют опорные продукты, занимая тем самым привилегированное положение. Продукты и услуги других участников интегрируются в предложения лидера [6].
Таким образом, на пересечении секторов финансовых услуг и новых технологий сформировался и активно развивается новый сегмент экономики - рынок финансовых технологий, представляющих собой преобразованные финансовые услуги и продукты, предоставляемые с помощью 1Т-технологий.
Учитывая тот факт, что сегодня индустрия финтеха выходит за рамки традиционных финансовых услуг, наиболее эффективным форматом ее развития является построение участниками экосистем. При этом особую значимость приобретает выбор участником соответствующей стратегии, которая учитывает поведение участника и структуру внешней для него среды. Поведение участника определяет его решение о построении экосистемы - станет ли участник ее центром или будет интегрирован в уже существующую. Внешняя среда и место в ней дает два вектора, определяющих положение участника в экосистеме. Участник может быть нишевым, работая в небольшом локальном сегменте, или универсальным, оперируя на стыке нескольких индустрий [6].
В этой связи экономическим агентам фин-теха могут быть рекомендованы четыре варианта стратегии их развития в формате экосистем:
- универсальный участник, строящий свою экосистему;
- нишевый участник, строящий свою экосистему;
- универсальный участник, встраиваемый в существующую экосистему;
- нишевый участник, встраиваемый в существующую экосистему.
Выбор наиболее подходящей и эффективной стратегии позволит компаниям обеспечить свое динамичное развитие в формате экосистем, а также в совокупности будет способствовать росту финтех-индустрии в целом.
Список литературы_
1. Колмыкова Т.С., Зеленов А.В. Цифровая компетентность человеческого капитала в условиях развития инновационных экосистем // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 13-15.
2.Котляров И.Д. Финтех: сущность и модели реализации // ЭКО. 2018. № 12. С. 23-39.
3.Новые траектории развития финансового сектора России: моногр. / под ред. М.А. Эскиндарова, В.В. Масленникова. М.: Когито-Центр, 2019. 367 с.
4.Седых И.А. Рынок инновационных финансовых технологий и сервисов: аналитический доклад НИУ «ВШЭ». 2019 г. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/12/09/1523584041/B9-2019.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
5.Филимонова Н.Г, Озерова М.Г, Ермакова И.Н. Развитие краудфандинга в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. 2017. № 7. С. 68-77.
6.Цифровая трансформация финансовых услуг: модели развития и стратегии для участников отрасли: ана-лит. доклад Центра финансовых технологий и цифрой экономики СКОЛКОВО-РЭШ. 2020. URL: https://f¡ nance. skolkovo.ru/ (дата обращения: 08.05.2022).
7. Dsight: [сайт]. URL: https://dsight.ru/company/ (дата обращения: 11.05.2022).
8.Schueffel P. Taming the Beast: A Scientific Definition of Fintech // Journal of Innovation Management, 2017, vol. 4, is. 4.
References_
1. Kolmykova T.S., Zelenov A.V. Digital competence of human capital in the conditions of development of innovative ecosystems. Innovations and investments, 2020, No 3, рр. 13-15.
2. Kotlyarov I.D. Fintech: essence and implementation models. ECO, 2018, No 12, рр. 23-39.
3. New trajectories for the development of the Russian financial sector: monogr. / Ed. M.A. Eskindarova, V.V. Maslennikova. M.: Kogito-Centre, 2019, р. 367 p.
4. Sedykh I.A. The Market for Innovative Financial Technologies and Services: analytical Report of the Higher School of Economics, 2019. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/12/09/1523584041/B9-2019.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
5. Filimonova N.G., Ozerova M.G., Ermakova I.N. Development of crowdfunding in Russian agriculture. APK: economics, management, 2017, No 7, рр. 68-77.
6. Digital transformation of financial services: development models and strategies for industry participants: analytical report of the SKOLKOVO-NES Center for Financial Technologies and Digital Economy, 2020. 62 p. URL: https://fi nance. skolkovo.ru/ (дата обращения: 08.05.2022).
7. Dsight: website. URL: https://dsight.ru/company/ (дата обращения: 11.05.2022).
8. Schueffel P. Taming the Beast: A Scientific Definition of Fintech. Journal of Innovation Management, 2017, vol. 4, is. 4.