РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Представлены аргументы необходимости развития на современном этапе инновационных разработок и их скорейшего внедрения в производство. Проведена оценка рисков развития экономики в связи с кризисными явлениями. Рассмотрены вопросы импортозамещения. Дан анализ роли государства и администраций в регионах для создания условий импортозамещения. Выделены основные направления развития в региональной и государственной экономической политике в современных условиях. Прослежены варианты финансирования инновационного развития. Рассмотрен план развития производства по импортозамещению на примере конкретного производства. Дан анализ имеющихся проблем в экономике.
Ключевые слова: развитие инновационных разработок, роль государства и администрации в регионах, импортозамещение, варианты финансирования.
THE ROLE OF INNOVATIVE COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC POLICY IN MODERN CONDITIONS
Annotation. The arguments of necessity of the development innovations and its implementation in production as soon as possible at the present stage are presented. The evaluation of the risks of economic development due to the crisis is presented. The issues of import substitution are considered. The analysis of the role of state and governments in the region to create conditions for import substitution is given. The main directions of development in the regional and the state economic policy in modern conditions are allocated. The financing options for innovative development are traced. The development plan for the production by import substitution by the example of a particular production is considered. The analysis of the existing problems in the economy is given.
Keywords: development of innovations, role of the government and administration in the regions, import substitution, financing options.
Сложный этап развития экономической ситуации на мировых рынках оказывает непосредственное влияние и на экономику России. Экономическое сообщество предлагает многочисленные варианты выхода из сложившейся непростой ситуации: это развитие инноваций, снижение доли участия государства в экономике, расширение экономических связей с государствами - бывшими советскими республиками, изменение нормативной базы для улучшения инвестиционного климата, поддержка государством и в регионах инфраструктурных проектов и т.д.
Анализируя внешние и внутренние макроэкономические факторы, которые привели к замедлению экономического роста России, можно сделать вывод, что резервы роста экономики за счет сырьевой составляющей практически исчерпаны. При этом к негативным моментам в экономике можно отнести: увеличивающиеся объемы экспорта сырья, такого как нефть, газ, металлы и др., низкая доля продукции их глубокой переработки; снижение конкурентоспособности российской экономики; повышение доли импортных товаров на внутреннем рынке.
И то, что российская экономика развивалась в последние годы достаточно стабильно, основывалось на благоприятных внешних экономических условиях для поставки на экспорт в основном сырьевых продуктов. Из этого следует, что «здоровье» национальной экономики очень сильно зависит от воздействия внешних факторов. И любые изменения в мировой экономике и политике будут непосредственно и в значительной мере влиять на все стороны ситуации в России. Для того, чтобы рассмотреть варианты выхода из имеющейся макроэкономической ситуации, следует проанализировать причины снижения темпов роста экономики в настоящее время и роста в нулевые годы.
УДК 332.14:001.895 О.Г. Солнцева П.А. Федорова
Oksana Solntseva Polina Fedorova
© Солнцева О.Г., Федорова П.А., 2016
После дефолта в российской экономике в 1998 г., рост валового внутреннего продукта ежегодно составлял до 2009 г. 6-8 %. Научное и экономическое сообщества единодушны в утверждении, что это результаты высоких цен на углеводороды. Но не только это. Еще одной важной причиной этого стала девальвация рубля, которая тоже связана с дефолтом 1998 г. [2]. Изменение курса рубля в результате девальвации стало одним из важных факторов роста нашей экономики и повысило конкурентоспособность производимых нами товаров, так как цена на импортную продукцию резко выросла. Но в последующем это преимущество наша экономика не смогла удержать, и стабильность была результатом растущих цен на углеводороды.
В настоящее время в результате кризисных явлений в мировой экономике, резком падении цен на нефть и газ, введенных в отношении России экономических санкций, произошло резкое повышение курсов иностранных валют относительно рубля. И при всех негативных влияниях этой ситуации следует использовать в полной мере возможности этих факторов для повышения конкурентоспособности нашей экономики, ускорения импортозамещения во всех отраслях.
Изменить ситуацию можно за счет внедрения технологических инноваций и перевооружения российских предприятий. Для этого созданы государством инновационные институты и утверждены в государственном бюджете статьи расходов на развитие инноваций. По итогам 2014 г. в соответствии с аналитическим докладом «Глобальный индекс инноваций» Россия заняла лишь 49-е место в рейтинге между Таиландом (48-е место) и Грецией (50-е место), поднявшись сразу на 13 позиций. Среди государств БРИКС (BRICS — Brazil, Russia, India, China, South Africa) Россия вслед за Китаем (29-е место) занимает второе место [5].
Относительно других рыночных стран с развитой экономикой у России есть еще один негативный фактор, влияющий на возможность финансирования экономического роста. В большинстве экономически развитых стран имеются крупные денежные фонды, такие, например, как: фонды накопительных пенсий, страховые, паевые и.т.д., где они могут безболезненно заимствовать относительно дешевые денежные финансовые кредиты. У нас же в России суммарный объем этих фондов насчитывает лишь менее десятой доли банковских активов. Поэтому у нас экономика может лишь надеяться на финансирование экономического роста только банками, где процентная ставка на кредиты достаточно высокая.
Как отмечалось выше, кризисные явления в экономике России во многом связаны с высоким влиянием цен на сырье на мировых рынках. Чтобы уйти от этой зависимости и обеспечить технологический рост необходимо, во-первых, направление взамен экспорта значительной доли добываемого углеводородного сырья на внутреннее производство конкурентоспособной продукции. Далее, российские компании должны выйти на мировой рынок не только с сырьем, но и с высокотехнологическими товарами и услугами в таких областях, где мы конкурентоспособны: атомная энергетика, авиация, космические аппараты, продукция военно-промышленного комплекса и т.д. А для этого нужно внедрение инновационных проектов.
Как показало исследование «Предпринимательская активность в регионах России: инновационный аспект», проведенное Торгово-промышленной палатой в конце 2013 г., главными проблемами для расширения инновационной активности своего предприятия называются недостаток финансовых средств, как собственных (55 %), так и заемных (12 %), и что особенно важно, и остро стоит в последнее время вопрос недостатка квалифицированного персонала (46 %) [3].
Спорно утверждение, что инновационный процесс должен идти от ученых до рынка. Представляется правильнее считать, что в основе лежит продажа продукции и только тогда, когда возникают трудности с продажами, осуществляются инвестиции в модернизацию производства. Необходимо ввести единый для всех отраслей экономики критерий эффективности инновационной деятельности - это объем продаж наукоемкой продукции. В масштабе страны уже есть основа под-
держки инновационного предпринимательства в виде действующих институтов развития, таких как «Внешэкономбанк», «Сколково», Российский фонд технологического развития, Российская венчурная компания, «Роснано», а также программы государственной поддержки инновационного развития, реализуемые Министерством экономики, Минобрнауки, Минкомсвязью.
Направление развития экономической политики в настоящее время все более смещается в регионы. Однако не во всех регионах эта работа идет одинаково успешно, тем более, что условия развития областей значительно отличаются между собой. Поэтому регионы ввиду нарастания конкуренции за инвестиционный ресурс начали формировать собственную политику поддержки инноваций: агентств и корпораций развития, профильных подразделений в администрациях [1]. Результаты этой политики напрямую зависят от внешних факторов, к которым следует отнести инвестиционный имидж данного региона и помощь, оказываемую со стороны местных властных структур, наличие нормативно-правовой базы, которая была бы направлена на развитие и стимулирование инновационной активности.
В связи с тем, что инновационная деятельность всегда сталкивается с недостаточностью финансовых ресурсов (и хотя это проблема конкретной организации) именно здесь необходимой становится помощь со стороны региона в части создания структуры, которая бы оказывала содействие в поиске инвестиций и заказчиков [4]. И особенную остроту приобретает актуальность внедрение инновационных проектов в настоящее время с учетом сложной международной обстановки и необходимостью скорейшего импортозамещения. В качестве примера решения этих вопросов можно рассмотреть организацию производства продукции на площадях ООО «Гусевский арматурный завод «Гусар», находящегося в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, по производству трубопроводной арматуры, для чего был разработан инвестиционный проект «Организация серийного производства ТПА по программе импортозамещения для топливно-энергетического комплекса (ТЭК)».
Целью проекта является решение задачи обеспечения предприятий ТЭК высококачественной трубопроводной арматурой российского производства (взамен импортным аналогам). Основные потребители: ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», Каспийский трубопроводный консорциум, ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Сургутнефтегаз».
Для обеспечения потребности рынка РФ в продукции по программе импортозамещения предприятию потребуется расширение действующего производства и закупка современного высокотехнологичного универсального оборудования. В 2014 г. было пущено в эксплуатацию вновь построенное современное производство по выпуску трубопроводной арматуры.
В рамках мероприятия по пуску завода, было проведено первое Всероссийское совещание по импортозамещению в таких важнейших отраслях народного хозяйства, как добыча, переработка и транспортировка нефти и газа. В совещании приняли участие такие крупнейшие компании, как Газпром, Транснефть со своими подразделениями, Зарубежнефть, Роснедра, Росгеология, Башнефть, Татнефть. В результате участниками совещания было подписано соглашение в вопросах импортоза-мещения оборудования, технологий и материалов
Производственно-механический комплекс занимает площадь более 21 тыс. м кв. Трех-пролетное здание позволяет разместить полный цикл производства, включая входной контроль с рентгенлабораториями, склад литья и материалов. С пуском нового завода стало возможным обрабатывать изделия до 1000 мм диаметром и давлением до 250 атмосфер и весом до 10 т.
Экономические санкции, введенные странами Евросоюза и США против России, создали условия для освоения продукции поставляемой по импорту. Одной из наиболее зависимых отраслей от импортного оборудования являются нефте- и газодобыча и переработка. Данная зависимость складывалась на протяжении многих предыдущих лет. Коллектив ООО «Гусар», зная эту тенденцию, с са-
мого начала своей производственной деятельности ориентировался именно на освоение импортозамещающей продукции, особенно эта работа была активизирована в последние 3-5 лет.
Например, в течение 2014 г. были освоены 7 основных видов арматуры, которые раньше поставлялись из таких стран, как США, Германия, Финляндия, Италия и другие страны. Работа по освоению новой продукции продолжается постоянно. Так, согласно плану освоения и техперевооруже-ния, в 2015 г. освоены еще семь видов изделий, которые начнут поставляться на рынок в 2016 г. Процесс освоения новой продукции, особенно импортозамещающей, способен обеспечить устойчивый рост промышленности, в общем, по стране и, в частности по заводу.
В мае 2015 г. было проведено совещание-выставка на территории завода с участием первых руководителей Газпрома, Губернатора Владимирской области и всех крупнейших предприятий области по выработке стратегии и созданию импортозамещающей продукции. ООО «Гусар» определен главным предприятием области по взаимодействию с нефтяной и газовой отраслями страны по созданию и поставке изделий для их нужд. Для обеспечения выполнения намеченных планов, несмотря на сложности в финансово-банковской системе страны, принято решение о приобретении нового прогрессивного оборудования в текущем г. Эти меры позволят заводу закрепить своё положение на рынке арматуры и обеспечить увеличение объемов производства в 2016 г.
При проведении маркетинговых исследований, полученных запросов от потребителей ТЭК Российской Федерации составлен экспертный перечень продукции по программе Импортозамеще-ния в количественных и денежных эквивалентах для производства и реализации ООО «Гусар». Составлены графики осуществления основных ключевых периодов, а именно создание конструкторской документации, закупки материалов и комплектующих, освоение опытных образцов, сертификации продукции, запуск в серийное производство.
Внедрение программы импортозамещения планируется осуществлять в таких направлениях ТЭК, как подземное хранение и транспортировка природного газа и глубокая переработка нефти. Для примера только освоение клапана запорного игольчатого позволит почти полностью покрыть потребность в них за счет российского производства. Основными потребителями на рынке ТЭК России являются такие крупнейшие компании: ОАО «Роснефть», ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть». Экспертный годовой объем потребления клапанов запорных игольчатых на рынке ТЭК России составляет 1200 единиц. 75 % потребляемого объема - импортная продукция (Чехия, Англия, Италия и пр.). ООО «Гусар» планирует производить не менее 1000 ед. в год.
Следует отметить, что для освоения новых видов продукции в 2013 г. был создан центральный научно-исследовательский проектный институт «СТАРК», который в настоящее время является основным разработчиком конструкторской документации для ООО «Гусар» и родственных отраслевых предприятий.
Как отмечалось выше, одним из важнейших моментов в современном производстве является обеспечение кадрами высокой квалификации. Решение этого вопроса обеспечивает грамотная социальная политика, которая гарантирует работающим на ООО «Гусар» высокую заработную плату (относительно зарплат на других предприятиях региона), большой социальный пакет, включающий в себя получение дополнительного образования, обеспечения жильем и дополнительным добровольным медицинским страхованием, созданием комфортных условий труда.
Важной составляющей в создании благоприятного инновационного климата в регионе является активная помощь предприятиям со стороны региональной администрации. В администрации Владимирской области создан в марте 2015 г. новый департамент - импортозамещения и инноваций. В планах департамента - участие региона в федеральных конкурсах и введение новых форм поддержки предприятий, участвующих в импортозамещении, на региональном уровне. Создан новый
информационный портал. На этом сайте размещается важная информация для руководителей предприятий. Несмотря на то, что сегодня на уровне правительства создано много инструментов для крупного бизнеса, о многих вещах руководители региональных предприятий знают недостаточно. Поэтому информационный процесс идет параллельно. В июне 2015 г. Администрацией Владимирской области был проведен Владимирский экономический форум, где были представлены основные крупные предприятия области, в том числе продукция ООО «Гусар», и других регионов России. Все перечисленные условия позволяют с надеждой смотреть в будущее предприятия ООО «Гусар» и надеяться на успешное осуществление политики инновационных преобразований, как на территории региона, так и в экономике России в целом.
На рассмотренном примере с ООО «Гусар» представляется верным направление вектора внедрения инновационных продуктов для развития региональной экономической политики в современных условиях. Из этого следует сделать вывод, что к основным, рассмотренным выше направлениям следует отнести такие, как: государственная поддержка в лице имеющихся институтов развития инноваций; содействие региональной администрации в части создания структурных подразделений, оказывающих поддержку инновационным и импортозамещающим проектам; помощь в выделении кредитов и обеспечении заказов путем привлечения потенциальных заказчиков и кредиторов на организованные на территории региона совещания и выставки; грамотная политика предприятий, использующих самые современные разработки проектных институтов; приобретение современного оборудования мирового уровня и освоение прогрессивных технологических процессов. Конечно это только часть возможных направлений в решении стоящих вопросов по разработке и внедрению региональной экономической политики. Но на рассмотренном примере показано, что это очень важная и эффективная ее часть.
Библиографический список
1. Котов, А. И. Инновационный потенциал и возможности его использования для инновационного развития экономики (региона) / А. И. Котов // Экономика и управление. - 2015. - № 2. - С. 4-8.
2. Кудашов, В. И. Экономика и управление инновациями : учебно-методический комплекс / В. И. Кудашов, Е. В. Иванова, Т. Г. Машковская. - Минск : МИУ, 2012. - 239 с. - ISBN 98-985-490-800-7.
3. Предпринимательская активность в регионах России : инновационный аспект. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tpprf.ru/ru/news/-i34104 (дата обращения : 12.11.2015).
4. Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий / Х. А. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 4. - С. 44-53.
5. Data Analysis [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.globalinnovationindex.org/content/ page/data-analysis (дата обращения : 15.01.2016).