Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный потенциал личности / инновационно-мыслительная деятельность / типы мышления / инновационная направленность мышления / юношеский возраст / scientific potential of personality / innovative thinking activity / innovative orientation of thinking / adolescence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитикова Елена Вячеславовна

Статья посвящена проблеме актуализации и развития научного потенциала личности как психологического феномена. Проектирование современной образовательной среды предполагает стимулирование исследовательской активности обучающихся на всех ступенях образования, что возможно реализовать посредством развития научно-исследовательского потенциала личности. Современный высококвалифицированный специалист должен обладать компетенциями оптимальной реализации научно-исследовательской деятельности, т.е. иметь высокий научный потенциал личности для решения профессиональных задач, задач самообразования и саморазвития в стремительно изменяющихся реалиях. Научный потенциал личности, с одной стороны, подразумевает внутренний ресурс, позволяющий эффективно осуществлять научную деятельность, с другой стороны, предполагает готовность к данной сложной познавательной деятельности. В статье рассматриваются особенности развития научного потенциала личности в юношеском возрасте на выборках старшеклассников и студентов. Представлены, осмыслены и проанализированы результаты эмпирического изучения общего уровня научного потенциала личности и его критериев мотивации исследования, операциональной готовности к исследовательской деятельности, научного стиля мышления, научно-творческой активности. Описаны особенности инновационно-мыслительной деятельности старшеклассников и студентов с относительно низким (адаптивным и репродуктивным) и относительно высоким (эвристическим и креативным) уровнями научного потенциала личности. Результаты эмпирического исследования и их осмысление позволили подтвердить гипотезу о том, что инновационно-мыслительная деятельность является психологическим условием развития научного потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a modern educational environment involves stimulating the research activity of students at all levels of education, which can be realized through the development of the research potential of personality. A modern highly qualified specialist should have the competencies for the optimal implementation of research activities, have a high scientific potential of the individual to solve professional tasks, tasks of self-education and self-development in rapidly changing realities. The article discusses the features of the development of the scientific in adolescence on the samples of high school students and students. The results of research of the general level of scientific potential and its criteria are presented, comprehended and analyzed. The article describes the features of innovative thinking activity of respondents of youth age with low level and high level of scientific potential of personality. Innovative thinking activity is presented as the main psychological condition for development of the scientific potential of personality in youth.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Шитикова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

РОЛЬ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме актуализации и развития научного потенциала личности как психологического феномена. Проектирование современной образовательной среды предполагает стимулирование исследовательской активности обучающихся на всех ступенях образования, что возможно реализовать посредством развития научно-исследовательского потенциала личности. Современный высококвалифицированный специалист должен обладать компетенциями оптимальной реализации научно-исследовательской деятельности, т.е. иметь высокий научный потенциал личности для решения профессиональных задач, задач самообразования и саморазвития в стремительно изменяющихся реалиях. Научный потенциал личности, с одной стороны, подразумевает внутренний ресурс, позволяющий эффективно осуществлять научную деятельность, с другой стороны, предполагает готовность к данной сложной познавательной деятельности. В статье рассматриваются особенности развития научного потенциала личности в юношеском возрасте на выборках старшеклассников и студентов. Представлены, осмыслены и проанализированы результаты эмпирического изучения общего уровня научного потенциала личности и его критериев - мотивации исследования, операциональной готовности к исследовательской деятельности, научного стиля мышления, научно-творческой активности. Описаны особенности инновационно-мыслительной деятельности старшеклассников и студентов с относительно низким (адаптивным и репродуктивным) и относительно высоким (эвристическим и креативным) уровнями научного потенциала личности. Результаты эмпирического исследования и их осмысление позволили подтвердить гипотезу о том, что инновационно-мыслительная деятельность является психологическим условием развития научного потенциала личности.

Ключевые слова: научный потенциал личности, инновационно-мыслительная деятельность, типы мышления, инновационная направленность мышления, юношеский возраст.

Annotation. Designing a modern educational environment involves stimulating the research activity of students at all levels of education, which can be realized through the development of the research potential of personality. A modern highly qualified specialist should have the competencies for the optimal implementation of research activities, have a high scientific potential of the individual to solve professional tasks, tasks of self-education and self-development in rapidly changing realities. The article discusses the features of the development of the scientific in adolescence on the samples of high school students and students. The results of research of the general level of scientific potential and its criteria are presented, comprehended and analyzed. The article describes the features of innovative thinking activity of respondents of youth age with low level and high level of scientific potential of personality. Innovative thinking activity is presented as the main psychological condition for development of the scientific potential of personality in youth.

Key words: scientific potential of personality, innovative thinking activity, innovative orientation of thinking, adolescence.

Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2023-2025 гг. № FZWG-2023-0017 «Разработка концепции просоциального педагогического образования в вузе как долгосрочное инвестирование в развитие человеческого капитала, помогающих стратегий, солидарного общества»

Введение. В условиях стремительного развития современного мира и усиливающейся цифровизации всех сфер общественной жизни особо актуально звучит проблема подготовки профессионала. Интенсификация развития науки и технический прогресс способствуют появлению новых требований к человеческим ресурсам (П.М. Алексеева, Л.Ю. Айснер, Т.А. Петкова) [1, 2, 9]. Данные требования касаются не только сугубо профессиональных умений и наличия у специалиста профессионально-важных качеств. Особое значение отводится умению точно и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях неопределенности, решая открытые задачи, а также работать в интенсивно изменяющемся окружающем пространстве, в том числе цифровом.

Актуальные реалии требовательны к мыслительной деятельности специалиста, к его креативности и инновационности мышления. Более того, современный специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности для четкого и эффективного решения нестандартных профессиональных задач [5]. Вышесказанное определяет особую важность вопроса подготовки таких специалистов в условиях вузовского образовательного пространства (Н.В. Бордовская, Д.Б. Гарец, Е.В. Кузеванова, С.Н. Костромина). Однако актуализация научного потенциала личности при организации определенных условий возможна в более ранних возрастах (А.В. Леонтович, Г.В. Макотрова, Л.А. Казарина) -в процессе школьного обучения, особенно в старших классах. При этом ситуацию развития научно-исследовательского потенциала следует рассматривать как «образовательное событие, развернутое вокруг проблемы, решение которой приводит к получению личностного содержания, отражающего динамику его отношения к быстро меняющемуся миру, умения активно его исследовать в условиях новизны и неопределенности научного знания» Г8, С. 1441.

Изложение основного материала статьи. По утверждению Б.Г. Ананьева, именно юношеский возраст является наиболее сенситивным для развития основных социогенных потенций человека [3], при этом немаловажным является актуализация научного потенциала личности. Специфика познавательного развития и возрастные личностные особенности могут обеспечить подготовленность юношей и девушек к научно-исследовательской деятельности в условиях школьного и вузовского образования.

М.К. Мамардашвили, М.Н. Эпштейн, С.В. Величко, анализируя понятие «потенциал», указывают на внутренний ресурс, позволяющий эффективно выполнять определенную деятельность. В то же время, человек и его психика проявляются и развиваются только в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков). Таким образом, ценность потенциала предполагает переход деятельностному воплощению.

Научный потенциал личности (НПЛ) представляет собой внутренний ресурс, позволяющий достичь результата научной деятельности. В нем обнаруживаются следующие составляющие: «мотивация и технологическая готовность личности к исследованию, степень развития научного стиля мышления и научно-творческая активность личности» [7, С. 136].

Резюмируя вышеизложенное, бесспорно, что научный потенциал личности актуализируется только в деятельности, а именно - в научно-исследовательской, предъявляя высокие требования к мыслительной деятельности исследователя.

Отечественные ученые (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконнн, С.Л. Рубинштейн и др.) показали, что юношеский возраст сензитивен для становления абстрактно-теоретического мышления. Понимание, что специфика познавательного развития в юношеском возрасте может обеспечить возможность реализации эффективной научно-исследовательской деятельности, сконцентрировал наше внимание на мыслительной деятельности исследователя как центральной предпосылке актуализации научного потенциала личности. Однако важной особенностью данной деятельности является креативная и инновационная направленность, поскольку для создания научного продукта необходимо не только высокоразвитое абстрактно-теоретическое мышление, важным условием является креативность. Т.А. Барышева рассматривает креативность в качестве системного психического образования, указывая, что интеллектуальные параметры креативности проявляются в способности к преобразованиям, дивергентности [4]. Креативность мыслительной деятельности обусловливает достижение продукта научного исследования в виде нового знания - достоверного и актуального.

Тем не менее, научный результат, представленный в виде нового знания, должен не только отвечать научным критериям, но быть потенциально полезным и необходимым для общества, т.е. быть инновационным. Согласно С.Р. Яголковскому, инновационность предполагает способность субъекта осмысливать, совершенствовать и внедрять оригинальные идеи [11]. По словам В.И. Слободчикова, инновация предполагает процесс внедрения инновационного опыта, а также его культурное оформление в определенной сфере [10]. Иначе говоря, важной характеристикой инновационности является способность реализовать инновацию.

Таким образом, научная деятельность, базируясь на познавательных и личностных особенностях, корректируясь социальными запросами и раскрываясь посредством интеллектуальной деятельности, сфокусирована на получении обоснованного и доказанного нового знания.

С целью изучения особенностей инновационно-мыслительной деятельности юношей и девушек с разным уровнем научного потенциала личности было проведено эмпирическое исследование. Мы предположили, что инновационно-мыслительная деятельность является условием развития научного потенциала личности. Выборку составили 238 респондентов (118 старшеклассников и 120 студентов) юношеского возраста, из них 48% представители мужского пола, 52% - женского пола.

Научный потенциал личности старшеклассников исследован с помощью анкет для изучения сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся (М.А. Сурушкин, Е.В. Швачко и др.), научный потенциал студентов - с помощью одноименных анкет (М.А. Сурушкин, Г.В. Макотрова и др.). Для изучения характеристик инновационно-мыслительной деятельности использованы: фактор «В» («Многофакторный личностный опросник 16PF», Р. Кеттелл), методики изучения личностной креативности (Е.Е. Туник) и «Типа мышления» (Г.В. Резапкина); «Опросник М. Киртона для определения типа инновационного мышления» (М. Киртон).

Эмпирическое изучение особенностей развития научного потенциала личности показало, что у большинства респондентов обнаружен относительно низкий (адаптивный и репродуктивный) уровень научного потенциала личности (65%). Н-критерий Крускала-Уоллиса, используемый для выявления различий по общему уровню научного потенциала личности среди старшеклассников и студентов, обнаружил значимые различия (р=0,01, Н=110,651). Более того, статистические различия между старшеклассниками и студентами обнаружены по всем составляющим научного потенциала юношей и девушек.

Согласно результатам исследования, наибольшая выраженность обнаружена по параметрам «мотивация исследования» (Местарш.=2,2, Местуд.=3,3, мах=4) и «научно-творческая активность» (Местарш.=2,4, Местуд.=3,1, мах=4), однако по этим же показателям наиболее выражены различия между старшеклассниками и студентами. Для респондентов выборки характерна слабая представленность таких параметров НПЛ, как технологическая (операциональная) готовность к исследованию (Местарш.=2,1, Местуд.=2,5, мах=4) и «научный стиль мышления» (Местарш.=2,3, Местуд.=2,8, мах=4). Однако научный стиль мышления студентов развит лучше, что, прежде всего, связано с опытом осуществления студентам исследовательской деятельности при усвоении образовательной программы и воплощении инициативных исследований.

Учитывая полученные результаты, источником развития научного потенциала старшеклассников являются исследовательская мотивация, а также стимуляция творческой активности в научно-исследовательской деятельности, вместе с тем у студенческой молодежи в активизации научного потенциала превалирующее значение приобретает специфика мышления, его инновационность и креативность, иными словами, ведущими становятся характеристики инновационно-мыслительной деятельности (ИМД).

Анализ результатов изучения ИМД у юношей и девушек показал, что у респондентов доминирует словесно-логический тип мышления (42%), у 7% юношей и девушек превалирует абстрактно-символический тип, однако выраженность данного параметра невысокая (Ме=4,9, мах=8), что демонстрирует важность организации психолого-педагогических условий, способствующих развитию абстрактно-теоретического мышления.

Существенным аспектом инновационно-мыслительной деятельности является инновационная направленность мышления, поскольку позволяет не только продуцировать, осмыслять и анализировать научные идеи, но определять их актуальность для современного этапа развития науки и общества. Изучение инновационности мышления показало: для юношей и девушек с относительно низким (адаптивным и репродуктивным) НПЛ характерен адаптивный тип мышления (75%), при этом у студентов и старшеклассников с относительно высоким (эвристическим и креативным) НПЛ существенно доминирует инновационность мышления (67%).

Преобладание адаптивного мышления у юношей и девушек с относительно низким НПЛ свидетельствует о избегании нестандартных задач. В отличие от них, «адаптеры» с относительно высоким НПЛ при решении проблемных задач проявляют стабильность, предпочитая использовать апробированный алгоритм, они склонны к продуцированию идей, способствующих повышению эффективности, но не существенному изменению. Склонность к инновационному мышлению у девушек и юношей с относительно низким НПЛ свидетельствует об имеющихся ресурсах для эффективной научно-исследовательской деятельности, которые не актуализируются, в первую очередь, из-за слабой и неустойчивой мотивации и операциональной неготовности к этой деятельности. Согласно полученным результатам, юноши и девушки с относительно высоким НПЛ отличаются способностью инновационно мыслить, при решении открытых задач генерируют множество идей, способны ставить и осмыслять исследовательские проблемы.

Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал существенные взаимосвязи показателей инновационно-мыслительной деятельности и научного потенциала личности (таблица 1).

Матрица интеркорреляций показателей инновационно-мыслительной деятельности и научного потенциала

личности юношей и девушек

АС СЛ НО К ИМ МП ТГ НС м HTA ОУПН Л

АС 1,000

СЛ ,571** 1.000

НО ,239** ,408** 1,000

к ,586** ,342** ,215* 1,000

ИМ ,295** 0.170 -0,045 ,443** 1,000

ми ,470** ,259** -0,042 ,650** ,495** 1,000

ТГ ,567** ,423** 0.115 ,705** ,528** ,777** 1.000

НСМ ,566** ,422** 0.023 ,594** ,531** ,734** ,744** 1.000

HTA ,404** ,404** -0,007 ,585** ,456** ,725** ,628** ,714** 1.000

ОУН пл ,591** ,468** 0,059 ,758** ,574** ,890** ,900** ,880** ,824** 1,000

Примечание: ++ Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя);

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухстороння). АС - абстрактно-символический тип мышления; СЛ - словесно-логический тип мышления: НО - наглядно-образный тнп мышления: К - креативный тип мышления; ИМ - инновационность мышления: МИ - мотивация исследования: ТГ -технологическая готовность к исследованию; НСМ - научный стиль мышления: HTA - научно-творческая активность личности: ОУНПЛ - общий уровень научного потенииА";! "пчнсстп.

Согласно полученным результатам, найдены взаимосвязи между общим уровнем НПЛ и ключевыми характеристиками ИМД - «абстрактно-символическим типом мышления» (г=0,591, р=0,01), «словесно-логическим типом мышления» (г=0,461, р=0,01), «креативным типом мышления» (г=0,758, р=0,01) и «инновационностью мышления» (г=0,574, р=0,01). Это дает основание полагать, что вышеуказанные особенности выступают условием проявления научного потенциала личности.

Обнаружены тесные корреляции между параметрами инновационно-мыслительной деятельности юношей и девушек и структурными показателями НПЛ: «мотивацией исследования» и «креативным типом мышления» (г=0,650, р=0,01), «инновационностью мышления» (г=0,495, р=0,01); между «технологической готовностью» и «абстрактно-символическим типом мышления» (г=0,567, р=0,01), «креативным типом мышления» (г=0,705, р=0,01), «инновационностью мышления» (г=0,528, р=0,01). Следует указать, именно эти особенности выступают ресурсами развития мотивационной и операциональной готовности к научному исследованию. Сильные связи существуют между этими же характеристиками ИМД и «научным стилем мышления» (абстрактно-символический тип мышления» (г=0,566, р=0,01), «креативный тип мышления» (г=0,594, р=0,01) и «инновационность мышления» (г=0,531, р=0,01)), при этом научно-творческая активность личности коррелирует с «креативным типом мышления» (г=0,585, р=0,01) и «инновационностью мышления» (г=0,574, р=0,01).

Применение множественного регрессионного анализа позволило обнаружить влияние ключевых характеристик инновационно-мыслительной деятельности (абстрактно-символического, словесно-логического типов мышления, креативности и инновационности мышления (р=0,05)) как на общий уровень НПЛ юношей и девушек, так и на его критерии (таблица 2).

Множественный регрессионный анализ влияния инновационно-мыслительной деятельности на научный

потенциал личности юношей и девушек

Мотивация Техно ло гическая Научный сталь Научно - Ориентация на

исследования ГОТОВНОСТЬ мышлеши творческая исследование в

активность профессии

Р t Р t Р t 0 t Р t

ПД -0.018 0.183 0,092 1,075 0,175** -2,201 0,361* 4,350 -0,193* -2,675

АС 0.022 0.221 -0.119 -1.310 0,2 "4* 3.240 0.154 1,749 0,039 0.515

СЛ -0,128 1.234 0,271* 2.933 0,18"** 2.16S 0,297* 3,315 0,239* 3.074

НО 0,201й * 2.470 -0.042 -0.581 -0.078 -1.154 0,203* 2.876 -0.090 -1.473

к 0,474* 4.036 0,491* 4,694 0,290* 2.970 0,503* 4,946 0,577* 6.542

в 0,342* 3.829 -0.005 -0.064 0.104 1.398 0.129 1,668 0.135** 2.017

ИМ 0,194** 2,352 0,2-6* 3.743 0,254* 3.696 0.144 2.009 0,243* 3.913

Примечание: * £=0,01. ** р=0,05.

ПД - предметно-действенный тип мышления: АС - абстрактно-символический тип мышления; СЛ - словесно-логический тип мышления: НО - наглядно-образный тип мышления: К - креативный тип мышления; ИМ -инновационность мышления.

Выводы. Осмысление результатов эмпирического исследования и их статистический анализ дают основание утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась, а, следовательно, инновационно-мыслительная деятельность является ключевым условием развития научного потенциала личности старшеклассников и студентов.

В современных реалиях развитие молодежного потенциала, в частности, научного потенциала личности, в интересах инновационного социально ориентированного изменения страны является стратегической целью государственной молодежной политики (Е.И. Ерошенкова, И.Ф. Исаев, Н.В. Ерошенков и др.) [6]. Ключевые результаты эмпирического исследования могут быть использованы при создании психолого-педагогических условий для актуализации научного потенциала личности, поскольку развитие данного феномена является долгосрочным инвестированием в человеческий капитал.

Литература:

1. Айснер, Л.Ю. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография / Л.Ю. Айснер, О.Д. Наумов, Г.Я. Вяткина [и др.]. -Ульяновск: Вып. 6, из-во «Зебра», 2021. -293 с.

2. Алексеева, П.М. Роль научно-исследовательской работы студентов вуза в подготовке будущих специалистов / П.М. Алексеева, Т.Ю. Гвильдис / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. -Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 79. - Ч. 1.-С. 10-12

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. -229 с.

4. Барышева, Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. Монография / Т.А. Барышева. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 316 с.

5. Гавкалюк, Б.В. Сила научного потенциала для решения непростых профессиональных задач с применением научных подходов необходимы подготовленные кадры / Б.В. Гавкалюк // Вестник военного образования. - 2022. - № 1(34). - С. 24-29

6. Ерошенкова, Е.И. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов / Е.И. Ерошенкова, И.Ф. Исаев, Н.В. Ерошенков [и др.] // ПНиО. - 2021. - №1 (29). - С. 66-79

7. Исаев, И.Ф. Проблема диагностики уровня развития научного потенциала личности учащейся молодежи / И.Ф. Исаева, Е.И. Ерошенкова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №3. - С. 136.

8. Макотрова, Г.В. Развитие исследовательского потенциала школьников в условиях реализации ФГОС / Г.В. Макотрова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №2 (29). - С. 144.

9. Петкова, Т.А. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития предприятий / Т.А. Петкова // Вестник Челябинского государственного университета. -2020. - № 6 (440). - С. 218-224

10. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2. - С. 5-15

11. Яголковский, С.Р. Творческая деятельность субъекта в условиях инновационного процесса: когнитивный и групповой аспекты / С.Р. Яголковский // Психология. Журнал ВШЭ. - 2013. - №3. - С. 98-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.