Научная статья на тему 'Гендерные особенности становления инновационного потенциала у студентов'

Гендерные особенности становления инновационного потенциала у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / INNOVATION POTENTIAL IN A PERSONALITY / ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОСТИ / АДАПТОРЫ / ИННОВАТОРЫ / INNOVATORS / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ / BASIC ASPECTS OF INNOVATIVENESS / ADAPTORS / BACHELOR AND MASTER DEGREE UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

В статье представлен подробный анализ результатов эмпирического исследования проявления гендерных и личностных характеристик инновационного потенциала у студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре. Полученные данные иллюстрируют характеристики инновационности в группах с различным уровнем развития. Сравнительный анализ проявления показателей инновационного потенциала, интерпретация полученных результатов с учетом гендерной специфики выборки позволяют определить ведущие направления по развитию инновационного потенциала будущих специалистов в практике современной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Specifics of Innovation Potential Development in Students

The given article provides a thorough empirical analysis of the results of the research which is aimed at investigating gender and personal characteristics of the innovation potential development in bachelor and master degree undergraduates. The derived data illustrate the aspects of innovativeness in groups with different levels of innovation development. The comparative analysis of the manifestation of the innovation potential aspects and the interpretation of the results obtained with due regard to gender representation of the selection allow to define the principal ways of the innovation potential development in would-be specialists in the practice of contemporary higher education.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности становления инновационного потенциала у студентов»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ

О.Б. Михайлова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен подробный анализ результатов эмпирического исследования проявления гендерных и личностных характеристик инновационного потенциала у студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре. Полученные данные иллюстрируют характеристики инновацион-ности в группах с различным уровнем развития. Сравнительный анализ проявления показателей инновационного потенциала, интерпретация полученных результатов с учетом гендерной специфики выборки позволяют определить ведущие направления по развитию инновационного потенциала будущих специалистов в практике современной высшей школы.

Ключевые слова: инновационный потенциал личности, основные характеристики инно-вационности, адапторы, инноваторы, студенты бакалавриата и магистратуры.

Одной из центральных проблем современной психологии личности является проблема исследования потенциальных возможностей. Актуальность данной проблемы продиктована стремительным изменением российского общества, управлять которым будет новое поколение лидеров с креативным мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и действовать в условиях все наиболее усугубляющихся общественных, экономических и политических отношений, в собственной деятельности опирающихся на общественно значимую систему ценностей.

Современная модернизация общества невозможна без создания условий для развития личности, способной эффективно действовать в ситуациях неопределенности, неоднозначности, сложности происходящих событий. Успешность инновационных процессов определяется психологическими свойствами личности, которые связаны со способностью не только создавать, но и воспринимать, принимать, дополнять и, самое главное, распространять и внедрять новшества. Исследование личностных детерминант успешности инновационного процесса связано с изучением природы становления инновационного потенциала личности.

Развитие инновационного потенциала личности начинается с диагностики уровня развития. Целесообразно начинать внедрять диагностику и программы развития инновационного потенциала уже в старших классах средней школы, продолжая непрерывно проводить различные программы диагностики развития в практике высшего профессионального образования и послевузовского обучения и повышения квалификации специалистов в организациях. Однако учить предпринимательству или творчеству зрелого человека гораздо сложнее, чем развивать способности молодых людей, поэтому особое значение в современных условиях для развития инновационного потенциала личности приобретает образование в высшей школе.

В общем виде инновационность можно определить как интегративную способность личности понимать, принимать, социально оценивать, распространять, внедрять и использовать новшества. Наиболее полно инновационность может быть выражена в деловой активности личности, рассматриваемой в форме предпринимательства [1].

На основании проведенного теоретико-методологического анализа структуры и характеристик инновационного потенциала личности в 2011—2013 гг. нами было проведено исследование проявлений данного потенциала у студентов, обучающихся на 3 и 4 курсах бакалавриата филологического факультета РУДН. Всего в исследовании приняло участие 160 человек — 80 студентов, обучающихся на 3 курсе, и 80 студентов, обучающихся на 4 курсе; из них 80 юношей и 80 девушек в возрасте от 19 до 22 лет [2].

В начале исследования было сформулировано предположение, что выраженность инновационных качеств в юношеский период связана с высоким уровнем креативности, ориентацией на будущее, высоким уровнем риска ради успеха, а также существуют статистически значимые различия в выраженности инновационно-сти у юношей и девушек, обучающихся в бакалавриате. Кроме того, одной из задач исследования было проведение гендерного анализа полученных результатов.

Испытуемым предлагалось заполнить следующие методики: 1) шкала самооценки инновационных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); 2) индикатор Кертона. При проведении методики индикатора Кертона испытуемому предлагается оценить себя в рамках предложенных категорий на степень сходства с ними. На основе полученных данных были выделены две группы студентов: группа инноваторов и группа адапторов, где 75% студентов относятся к группе инноваторов. Для выявления специфики гендерных особенностей проявления креативности, риска ради успеха и ориентации на будущее в группах юношей и девушек был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, выявили потенциальные связи между шкалами креативности, риска ради успеха и ориентации на будущее в группах студентов адапторов и инноваторов.

В результате проведенного корреляционного анализа были определены связи между шкалой ориентации на будущее шкалами креативности и риска ради успеха. Таким образом, мы можем предположить, что, если инноваторы ориентированы на успех, это значит, что они более креативны и готовы на риск ради успеха. В ре-

зультате анализа было выявлено, что в группе девушек-инноваторов высокая ориентация на будущее связана с высоким риском ради успеха. В группе девушек-адапторов показатели по шкале ориентации на будущее связаны с показателями по шкале риска ради успеха. Возможно, это значит, что в ситуации риска ради успеха они готовы проявлять креативность.

В целом, результаты исследования обнаружили, что выраженность иннова-ционности у студентов бакалавриата связана с высоким уровнем креативности, ориентацией на будущее, высоким риском ради успеха. Для большинства данной выборки характерен инновационный тип мышления. Исходя из информации, полученной с помощью корреляционного анализа, можно констатировать, что различия в особенностях проявления инновационности личности между юношами-адапторами и девушками-адапторами, а также юношами-инноваторами и девуш-ками-инноваторами не слишком значительны и проявляются лишь в некоторых характеристиках. Исследование показало, что в группе инноваторов существуют связи между такими компонентами инновационности личности, как ориентация на будущее, креативность и риск ради успеха. В свою очередь, в группе адапторов существует связь между такими компонентами инновационности личности, как риск ради успеха и креативность.

С целью расширения границ эмпирического исследования и определения более значимых результатов становления инновационного потенциала личности в разных возрастных группах нами было проведено исследование в группах студентов, обучающихся в магистратуре. В исследовании приняли участие всего 108 человек, из них 79 человек — студенты магистратуры Московской международной школы бизнеса (МИРБИС) (26 юношей и 53 девушки) в возрасте от 21 до 25 лет и 29 студентов-магистров РУДН по следующим направлениям: психология, лингвистика, журналистика, филология (12 юношей и 17 девушек).

Испытуемым предлагалось заполнить батарею методик, которая включала в себя шкалу самооценки инновационных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); индикатор Кертона; опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности); личностный опросник на готовность к переменам; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

С помощью индикатора Кертона было выделено две группы: адапторы и ин-новаторы. Группу адапторов составили 22 человека (из них 8 юношей и 17 девушек), группу инноваторов — 86 человек (30 юношей и 53 девушки), что свидетельствует о значительном большинстве студентов-инноваторов. Группа инно-ваторов составила практически 80% от общей выборки. Можно предположить, что такие результаты получились в связи с тем, что большинство респондентов, принявших участие в исследовании, обучаются в магистратуре Московской международной школы бизнеса, где создаются условия для проявления лидерских качеств, раскрытия личностного и профессионального потенциала, что способствует большему проявлению инновационности.

Обобщая полученные данные по всем методикам, можно заключить, что в группе студентов-адапторов, обучающихся в магистартуре, качества, характер-

ные для инновативного поведения (креативность, ориентация на будущее, риск ради успеха, коммуникативные, адаптивные способности, морально-этический уровень развития и др.), имеют невысокие показатели.

У девушек-адапторов по сравнению с юношами-адапторами показатели немного выше по шкалам креативности, ориентации на будущее, адаптационных способностей, моральной рефлексии, а также доверительности. У юношей-адап-торов по сравнению с девушками выделяются такие показатели, как риск ради успеха, нервно-психическая устойчивость, нравственная интуиция, ответственность и альтруистические эмоции, а также страстность, находчивость, смелость и адаптивность.

В группе инноваторов высокие значения обнаружены по шкалам креативности, риска ради успеха и ориентации на будущее. Результаты по шкалам креативности и ориентации на будущее у юношей-инноваторов и девушек-инноваторов имеют близкие значения. Заметно выше результаты по шкале риска ради успеха у юношей в отличие от девушек. Можно предположить, что это качество, естественно, ниже у девушек, так как риск ради успеха — качество, преимущественно маскулинного характера.

Самые высокие значения в группе студентов-инноваторов обучающихся в магистратуре, показывает шкала адаптационных способностей, результаты такие же, как и в группе адапторов (рис.). Необходимо отметить, что уровень проявления нервно-психической устойчивости и моральной нормативности по соответствующим шкалам у девушек-инноваторов и юношей-инноваторов примерно одинаковый.

Рис. Средние показатели переменных методики «Адаптивность» в группе инноваторов

В группе инноваторов по сравнению с группой адапторов были выявлены более высокие показатели по всем методикам, тогда как гендерный аспект выражен более равнозначно. У группы юношей-инноваторов ярко выражены различия

по шкалам риска ради успеха, моральной рефлексии, альтруистических эмоций, страстности, оптимизма и доверительности. Равные показатели у юношей и у девушек определены по шкалам креативности, ориентации на будущее, нервно-психической устойчивости, моральной нормативности, нравственной интуиции, экзистенциального аспекта ответственности, морально-этических ценностей и адаптивности. У девушек-инноваторов преобладают такие характеристики, как адаптационные способности, социальная желательность, толерантность к двусмысленности.

Сравнительный анализ показателей инновационности у студентов — юношей и девушек проводился при помощи ^критерия Манна—Уитни.

Данные, показывающие различия в проявлениях переменных инновационности у студентов — юношей и девушек, представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Различия в проявлении характеристик инновационности у юношей-адапторов и юношей-инноваторов, обучающихся в магистратуре

Показатель Адапторы Иннова- Мапп— Уровень

торы Whitney и значимости

Креативность 40,5 259,5 25,5 0,12

Риск ради успеха 28,5 271,5 13,5 0,01

Ориентация на будущее 41 259 26 0,12

Достоверность 64,5 235,5 45,5 0,88

Адаптационные способности 44,5 255,5 29,5 0,17

Нервно-псих. устойчивость 46,5 253,5 31,5 0,23

Коммуникативные способности 63,5 236,5 46,5 0,94

Моральная нормативность 47,5 252,5 32,5 0,26

Рефлексия на морально-этические ситуации 53,5 246,5 38,5 0,51

Интуиция в морально-этической сфере 62 238 47 0,97

Экзистенциальный аспект ответственности 71,5 228,5 38,5 0,51

Альтруистические эмоции 68,5 231,5 41,5 0,66

Морально-этические ценности 52 248 37 0,43

Шкала лжи 95,5 204,5 14,5 0,01

Страстность 45 255 30 0,21

Находчивость 27,5 272,5 12,5 0,01

Оптимизм 48,5 251,5 33,5 0,32

Смелость 65,5 234,5 44,5 0,83

Адаптивность 80 220 30 0,21

Доверительность 30 270 15 0,02

Толерантность к двусмысленности 83 217 27 0,14

Примечание: статистически значимые различия выделены серым фоном.

Таблица 2

Различия в проявлении характеристик инновационности у девушек-адапторов и девушек-инноваторов, обучающихся в магистратуре

Показатель Адапторы Инноваторы Мапп— Whitney и Уровень значимости

Креативность 80,5 447,5 59,5 0,37

Риск ради успеха 64 464 43 0,09

Ориентация на будущее 93,5 434,5 72,5 0,79

Достоверность 57,5 470,5 36,5 0,03

Адаптационные способности 90,5 437,5 69,5 0,67

Нервно-психическая устойчивость 81,5 446,5 60,5 0,37

Окончание

Показатель Адапторы Инноваторы Мапп— Whitney и Уровень значимости

Коммуникативные способности 145,5 382,5 31,5 0,01

Моральная нормативность 62,5 465,5 41,5 0,06

Рефлексия на морально-этические 91,5 436,5 70,5 0,71

ситуации

Интуиция в морально-этической 93,5 434,5 72,5 0,78

сфере

Экзистенциальный аспект ответст- 76 452 55 0,25

венности

Альтруистические эмоции 103 425 74 0,84

Морально-этические ценности 69 459 48 0,14

Шкала лжи 99 429 78 1,00

Страстность 71,5 456,5 50,5 0,18

Находчивость 78,5 449,5 57,5 0,32

Оптимизм 104,5 423,5 72,5 0,79

Смелость 90 438 69 0,66

Адаптивность 106 422 71 0,73

Доверительность 96,5 431,5 75,5 0,90

Толерантность к двусмысленности 100 428 77 0,96

Примечание: статистически значимые различия выделены серым фоном.

Степень выраженности переменных «риск ради успеха», «находчивость», «доверительность» и «социальная желательность» значимо выше у юношей-инно-ваторов по сравнению с юношами-адапторами (см. табл. 1). В целом, анализ юношеской выборки показал следующие результаты:

— юноши-инноваторы в общении более склонны доверять окружающим для достижения целей и успеха, чем юноши-адапторы;

— инноваторы, в отличие от адапторов, чаще склонны идти на риск;

— в трудных ситуациях юноши-инноваторы проявляют сообразительность и умение быстро находить решение проблемы, выход из затруднительной ситуации;

— юноши-инноваторы в большей степени, чем юноши-адапторы стремятся представить себя, лучше раскрыть свои личностные качества в обществе, коллективе, группе.

По данным табл. 2 можно констатировать, что установлены различия в степени выраженности характеристик достоверности и коммуникативных способностей у девушек-адапторов и девушек-инноваторов. Значения этих показателей выше у девушек-инноваторов по сравнению с девушками-адапторами. Это указывает на то, что у девушек из группы инноваторов более развито умение вступать в общение, устанавливать деловые контакты, связи, отношения, по сравнению с девушками из группы адапторов. Также важно отметить, что девушки-инноваторы были более правдивыми при прохождении методик.

Анализ многочисленных результатов проведенного исследования дает основания для разработки и проведения психодиагностических мероприятий у студентов, обучающихся в магистратуре, с целью определения уровня развития иннова-ционности и коррекции образовательного процесса высшей школы с ориентацией на гендерную специфику становления и развития инновационного потенциала личности будущих специалистов.

Проведенное исследование показало, что выраженность инновационности личности у студентов имеет полоролевую специфику. В целом, исследуемая выборка студентов по результатам данных методики Кертона продемонстрировала высокий процент потенциальных инноваторов, что объясняется процессом и результатами обучения. В магистратуре продолжают обучаться студенты с высокоразвитым инновационным потенциалом.

Группа адапторов, т.е. студентов со слабо выраженным проявлением инновационности продемонстрировала низкие показатели по всем шкалам, характеризующим этот комплекс личностных качеств, причем юноши-адапторы обнаружили более низкие результаты по шкале креативности, но более высокие результаты по шкале риска ради успеха, хотя адаптационные способности у группы адапторов в целом высокие.

Группа адапторов продемонстрировала низкие результаты в коммуникативной сфере и моральной нормативности, а самые высокие результаты у данной группы были обнаружены по шкале альтруистических эмоций. Иными словами, в действиях и поступках студенты-адапторы расположены к сотрудничеству с другими людьми. Интересно, что у юношей-адапторов получились более высокие значения и шкалам интуиции в морально-этической сфере и экзистенциального аспекта ответственности. Аналогичные данные продемонстрировали девушки из группы инноваторов. Следовательно, если эти качества у девушек способствуют инновационности, то у юношей высокая выраженность данных качеств, вероятно, приводит к снижению проявлений инновационности.

У девушек из группы адапторов выявлены более высокие показатели (по сравнению с юношами) по шкалам креативности, ориентации на будущее, адаптационных способностей, моральной рефлексии, доверительности. Следует отметить, что в проявлениях инновационности у юношей и девушек из обеих групп (инно-ваторов и адапторов) наблюдаются выраженные различия в отдельных компонентах.

В результате корреляционного анализа обнаружено, что юноши-инноваторы обладают высоким уровнем целеустремленности, находчивости, креативности и адаптированности. Девушки-инноваторы интуитивно креативны, их риск ради успеха связан с уверенностью в себе, а ориентация на будущее — с морально-этическими ценностями.

В целом, исследуемая выборка студентов бакалавриата и магистратуры (всего 268 человек) продемонстрировала высокий процент потенциальных инноваторов, что объясняется качеством обучения. У студентов обучающихся в магистратуре выявлен более высокий процент потенциальных инноваторов.

В выборке студентов-бакалавров определены незначительные гендерные различия в личностных характеристиках инновационности, процент потенциальных инноваторов по сравнения со студентами-магистрами ниже.

Проявления инновационности у юношей и девушек, обучающихся в магистратуре (инноваторов и адапторов), имеют выраженные различия. В группе инно-ваторов у юношей, обучающихся в магистратуре, более высокие результаты

по шкалам риска ради успеха; такие данные характерны для юношей из обеих групп. Адаптационные способности у группы инноваторов имеют в целом высокие показатели. По уровню нервно-психической устойчивости и моральной нормативности у группы инноваторов гендерных различий не обнаружено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, становление инновационного потенциала личности продолжается на протяжении нескольких возрастных этапов развития и имеет определенные характеристики, критерии и уровни развития.

Полученные эмпирические данные позволяют составить комплекс психолого-педагогических рекомендаций по разработке технологий сопровождения становления и развития инновационного потенциала у студентов бакалавриата и магистратуры с учетом гендерной специфики развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Михайлова О.Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 4. — С. 35—44. [Mikhailova O.B. Vidy aktivnosti kak determinanty razvitiya innovatsionnogo potentsiala lichnosti. // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2012. — № 4. — S. 35—44.]

[2] Михайлова О.Б. Психология становления инновационного потенциала личности: монография. — М.: РУДН, 2013. [Mikhailova O.B. Psikhologiya stanovleniya innovatsionnogo potentsiala lichnosti: monografiya. — M.: RUDN, 2013.]

GENDER SPECIFICS OF INNOVATION POTENTIAL DEVELOPMENT IN STUDENTS

O.B. Mikhailova

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The given article provides a thorough empirical analysis of the results of the research which is aimed at investigating gender and personal characteristics of the innovation potential development in bachelor and master degree undergraduates. The derived data illustrate the aspects of innovativeness in groups with different levels of innovation development. The comparative analysis of the manifestation of the innovation potential aspects and the interpretation of the results obtained with due regard to gender representation of the selection allow to define the principal ways of the innovation potential development in would-be specialists in the practice of contemporary higher education.

Key words: innovation potential in a personality, basic aspects of innovativeness, adaptors, innovators, bachelor and master degree undergraduates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.