Научная статья на тему 'Роль ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта'

Роль ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребитель / потребительская ценность / структурный элемент / ингредиент / органолептическое восприятие / consumer / consumer value / structural element / ingredient / organoleptic perception

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Золотин Александр Юрьевич, Симоненко Сергей Владимирович, Симоненко Елена Сергеевна

Потребительская ценность пищевого продукта может быть определена как мера соответствия свойств продукта ожиданиям потребителя от его приобретения и использования. Структурными элементами потребительской ценности являются органолептическое восприятие продукта; адекватность пищевой ценности продукта представлению потребителя о его полезности; убежденность потребителя в пищевой безопасности продукта; хранимоспособность продукта; упаковка продукта; затраты на приобретение и использование продукта. Каждый структурный элемент определяется набором ингредиентов. В аспекте роли ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта они по групповому принципу делятся на определяющие базовую концепцию продукта; имитирующие базовую концепцию продукта; корректирующие пищевую ценность продукта; корректирующие органолептические кондиции продукта; оказывающие направленное физиологическое действие на определенные функции организма; блокирующие негативные изменения компонентов при технологическом воздействии; блокирующие негативные изменения компонентов в хранении; регулирующие технологические операции. Из составляющих потребительскую ценность пищевого продукта приоритетную роль играет органолептическая составляющая, связанная с органолептическими концепциями продукта. Органолептическая составляющая наиболее восприимчива к изменению свойств ингредиентов, используемых при производстве продукта. Наиболее значимо влияние ингредиентов, определяющих и имитирующих базовую концепцию продукта, корректирующих пищевую ценность и органолептику; в некоторых случаях существенно влияние ингредиентов, оказывающих направленное физиологическое действие. Влияние блокирующих ингредиентов сводится к сохранению органолептических кондиций, сформированных ингредиентами других групп. Анализ составляющих потребительской ценности в аспекте связи с характером выполняемых ими функций показывает, что наиболее чувствительной к ингредиентному набору является составляющая потребительской ценности, ассоциированная с органолептическим восприятием продукта. Органолептическое восприятие в первую очередь определяет выбор пищевого продукта и его адаптацию к процессам потребления и усвоения. При разработке пищевых продуктов необходим неформальный анализ планируемых к использованию ингредиентов, проведенный с позиции выявления их возможного влияния на формирование позитивного органолептического восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Золотин Александр Юрьевич, Симоненко Сергей Владимирович, Симоненко Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ingredients in the formation of consumer value of a food product

Consumer value of a food product can be defined as a measure of conformity of properties of a food product to expectations of the consumer from its acquisition and use. Structural elements of consumer value are: organoleptic perception of the product; adequacy of the food value of the product to the consumer's idea of its usefulness; consumer's conviction in the food safety of the product; storage capacity of the product; product packaging; costs for the purchase and use of the product. Each structural element is defined by a set of ingredients. In the aspect of the role of ingredients in the formation of consumer value of food product ingredients of group principle are: define the basic concept of the product; simulating the basic concept of the product; corrective nutritional value of the product; correction of the organoleptic conditions of the product; provide directional physiological action of certain body functions; blocking negative components change with technological impact; blocking negative changes of the components in the storage; the regulatory and technological operations. Among the components of the consumer value of a food product, the organoleptic component associated with the organoleptic concepts of the product plays a priority role. The organoleptic component is most susceptible to changes in the properties of the ingredients used in the production of the product. The most significant influence of ingredients defining and imitating the basic concept of the product, correcting the nutritional value and organoleptics; in some cases, the influence of ingredients having a significant physiological effect is significant. The effect of blocking ingredients is reduced to the preservation of organoleptic conditions formed by ingredients of other groups. The analysis of components of consumer value in the aspect of connection with the nature of their functions shows that the most sensitive to the ingredient set is the component of consumer value associated with the organoleptic perception of the product. Organoleptic perception, first of all, determines the choice of food and its adaptation to the processes of consumption and assimilation. When developing food products, an informal analysis of the ingredients planned for use is necessary, conducted from the position of identifying their possible impact on the formation of positive organoleptic perception.

Текст научной работы на тему «Роль ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта»

УДК663/.664.002.35:664(045) DOI 10.24411/0235-2486-2020-10030

Роль ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта

А.Ю. Золотин, канд. техн. наук; С.В. Симоненко, д-р техн. наук; Е.С. Симоненко*, аспирант НИИ детского питания - филиал ФИЦ питания и биотехнологии, Московская обл., Истра

Дата поступления в редакцию 02.12.2019 * info@niidp.ru

Дата принятия в печать 27.03.2020 © Золотин А. Ю., Симоненко С. В., Симоненко Е. С., 2020

Реферат

Потребительская ценность пищевого продукта может быть определена как мера соответствия свойств продукта ожиданиям потребителя от его приобретения и использования. Структурными элементами потребительской ценности являются органолептическое восприятие продукта; адекватность пищевой ценности продукта представлению потребителя о его полезности; убежденность потребителя в пищевой безопасности продукта; хранимоспособность продукта; упаковка продукта; затраты на приобретение и использование продукта. Каждый структурный элемент определяется набором ингредиентов. В аспекте роли ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта они по групповому принципу делятся на определяющие базовую концепцию продукта; имитирующие базовую концепцию продукта; корректирующие пищевую ценность продукта; корректирующие органолептические кондиции продукта; оказывающие направленное физиологическое действие на определенные функции организма; блокирующие негативные изменения компонентов при технологическом воздействии; блокирующие негативные изменения компонентов в хранении; регулирующие технологические операции. Из составляющих потребительскую ценность пищевого продукта приоритетную роль играет органо-лептическая составляющая, связанная с органолептическими концепциями продукта. Органолептическая составляющая наиболее восприимчива к изменению свойств ингредиентов, используемых при производстве продукта. Наиболее значимо влияние ингредиентов, определяющих и имитирующих базовую концепцию продукта, корректирующих пищевую ценность и органолептику; в некоторых случаях существенно влияние ингредиентов, оказывающих направленное физиологическое действие. Влияние блокирующих ингредиентов сводится к сохранению органолептических кондиций, сформированных ингредиентами других групп. Анализ составляющих потребительской ценности в аспекте связи с характером выполняемых ими функций показывает, что наиболее чувствительной к ингредиентному набору является составляющая потребительской ценности, ассоциированная с органолептическим восприятием продукта. Органолептическое восприятие в первую очередь определяет выбор пищевого продукта и его адаптацию к процессам потребления и усвоения. При разработке пищевых продуктов необходим неформальный анализ планируемых к использованию ингредиентов, проведенный с позиции выявления их возможного влияния на формирование позитивного органолептического восприятия.

Ключевые слова

потребитель, потребительская ценность, структурный элемент, ингредиент, органолептическое восприятие Для цитирования

Золотин А.Ю., Симоненко С.В., Симоненко Е.С. (2020) Роль ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта // Пищевая промышленность. 2020. № 3. С. 29-33.

The role of ingredients in the formation of consumer value of a food product

A.Yu. Zolotin, Candidate of Technical Sciences; S.V. Simonenko, Doctor of Technical Sciences; E.S. Simonenko*, graduate student Child Nutrition Research Institute - Branch of the Federal Research Center of Nutrition and Biotechnology, Moscow region, Istra

Received: December 2, 2019 * info@niidp.ru

Accepted: March 27, 2020 © Zolotin A. Yu., Simonenko S. V., Simonenko E. S, 2020

Abstract

Consumer value of a food product can be defined as a measure of conformity of properties of a food product to expectations of the consumer from its acquisition and use. Structural elements of consumer value are: organoleptic perception of the product; adequacy of the food value of the product to the consumer's idea of its usefulness; consumer's conviction in the food safety of the product; storage capacity of the product; product packaging; costs for the purchase and use of the product. Each structural element is defined by a set of ingredients. In the aspect of the role of ingredients in the formation of consumer value of food product ingredients of group principle are: define the basic concept of the product; simulating the basic concept of the product; corrective nutritional value of the product; correction of the organoleptic conditions of the product; provide directional physiological action of certain body functions; blocking negative components change with technological impact; blocking negative changes of the components in the storage; the regulatory and technological operations. Among the components of the consumer value of a food product, the organoleptic component associated with the organoleptic concepts of the product plays a priority role. The organoleptic component is most susceptible to changes in the properties of the ingredients used in the production of the product. The most significant influence of ingredients defining and imitating the basic concept of the product, correcting the nutritional value and organoleptics; in some cases, the influence of ingredients having a significant physiological effect is significant. The effect of blocking ingredients is reduced to the preservation of organoleptic conditions formed by ingredients of other groups. The analysis of components of consumer value in the aspect of connection with the nature of their functions shows that the most sensitive to the ingredient set is the component of consumer value associated with the organoleptic perception of the product. Organoleptic perception, first of all, determines the choice of food and its adaptation to the processes of consumption and assimilation. When developing food products, an informal analysis of the ingredients planned for use is necessary, conducted from the position of identifying their possible impact on the formation of positive organoleptic perception.

Key words

consumer, consumer value, structural element, ingredient, organoleptic perception For citation

Zolotin A.Yu., Simonenko S.V., Simonenko E.S. (2020) The role of ingredients in the formation of consumer value of a food product // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2020. No. 3. P. 29-33.

Введение. Пищевой продукт создается для его потребления в качестве еды (пищи). В роли субъекта процесса потребления выступает человек, определяемый как «потребитель», для которого пищевой продукт имеет определенную ценность -«потребительскую ценность». Потребительская ценность пищевого продукта может быть определена как мера соответствия свойств пищевого продукта ожиданиям потребителя от его приобретения и использования.

Большую информированность о содержании потребительской ценности пищевого продукта дает ее структура. Нами выделены следующие структурные элементы потребительской ценности:

1. Характер органолептического восприятия продукта.

2. Адекватность заявленной пищевой ценности продукта представлению потребителя о его полезности.

3. Убежденность потребителя в пищевой безопасности продукта, основанная на восприятии потребителем заявленной (декларируемой) пищевой безопасности и на личном опыте.

4. Хранимоспособность продукта (способность, заложенная в пищевой продукт на стадии его разработки, к сохранению устойчивости в отношении порчи).

5. Упаковка продукта (удобство транспортирования, удобство потребления, способность к сохранению пищевой безопасности, пищевой ценности и органолептических кондиций продукта).

6. Затраты на приобретение и использование продукта.

Каждый структурный элемент в большей или меньшей степени, прямо или косвенно определяется набором ингредиентов, которые используются при производстве продукта и включаются в его рецептуру.

Цель работы - анализ влияния ингредиентов на потребительскую ценность продуктов.

Результаты исследования и их анализ. Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» понятие «ингредиент» рассматривается как синоним понятия «компонент» [1]. По нашему мнению, данные понятия должны быть семантически разделены в форме определений. Кроме того, необходимо определить сопутствующие им понятия, которыми приходится оперировать

при обсуждении вопросов, связанных с пищевыми продуктами.

Пищевой ингредиент - нутриент, комплекс нутриентов, пищевые, биологически активные добавки, используемые при производстве пищевого продукта, а также пищевой продукт, используемый при производстве другого пищевого продукта.

Компонент пищевого продукта - пищевой ингредиент, включенный в состав продукта.

Нутриент - пищевое вещество, используемое организмом в качестве источника энергии, материала для построения, роста, обновления органов и тканей, образования физиологически активных веществ.

Пищевая добавка - вещество или комплекс веществ, вводимых в пищевой продукт при его изготовлении (производстве), или перевозке (транспортировании), или хранении и выполняющих технологическую функцию (функции), например, связанную с предотвращением седиментации, стабилизацией белковой или жировой фракции, предотвращением окислительной порчи продукта.

Биологически активная добавка - биологически активное вещество или комплекс биологически активных веществ, пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления в дополнение к рациону или введения в состав пищевого продукта.

Биологически активное вещество -вещество, оказывающее установленное позитивное действие на одну или несколько физиологических функций организма.

Состав пищевого продукта - совокупность компонентов.

Рецептура пищевого продукта - перечень ингредиентов с указанием их количественных соотношений, предназначенный для использования в качестве

руководящего материала при производстве продукта.

в аспекте осознания роли ингредиентов в формировании потребительской ценности пищевого продукта предлагается деление ингредиентов на группы (табл. 1).

Ингредиенты, определяющие базовую концепцию продукта в отношении орга-нолептических кондиций и составляющие пищевую ценность (группа 1).

Базовыми составляющими пищевой ценности продукта следует считать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

ингредиент, определяющий базовую концепцию, трактуется как «сырьевая основа» продукта. Он имеет наибольший массовый процент (массовую долю) в рецептуре продукта. «Сырьевые» ингредиенты бывают животного, растительного, минерального (условно) происхождения. Для пищевой промышленности наиболее «узнаваемыми» являются ингредиенты:

• животного происхождения - молоко,

мясо, рыба, моллюски, ракообразные;

• растительного происхождения -фрукты, ягоды, овощи, зерно, водоросли;

• минерального (условно) происхожде-

ния - природная минеральная вода (питьевая вода).

При объединении двух сырьевых ингредиентов в рецептуре одного продукта получаем продукт с комбинированной сырьевой основой. такой продукт определяется, например, как «мясо-растительный» или «растительно-мясной» в зависимости от превалирующего содержания одного из ингредиентов [2]. В аспекте анализа характера связи ингредиентов с потребительской ценностью продукты с комбинированной основой целесообразно определять как «продукт на животной основе с до-

Таблица 1

Деление ингредиентов в аспекте формирования потребительской ценности

Группа Функция ингредиентов

I Определение базовой концепции продукта в отношении его органолептических кондиций и содержания основных составляющих пищевой ценности.

II Имитация базовой концепции продукта в отношении его органолептических кондиций и содержания основных составляющих пищевой ценности.

III Коррекция содержания в продукте основных составляющих пищевой ценности.

IV Коррекция органолептических кондиций продукта.

V Направленное позитивное физиологическое действие на определенную функцию (функции) организма.

VI Блокировка негативных изменений компонентов продукта при технологическом воздействии.

VII Блокировка негативных изменений компонентов продукта в хранении.

VIII Регулирование (коррекция) определенных технологических операций.

Таблица 2

Формы ингредиентов, корректирующих составляющие пищевой ценности продукта

Составляющие пищевой ценности Формы ингредиентов

Белки Концентраты, изоляты, гидролизаты

Жиры Животные жиры, растительные масла

Углеводы Мальтодекстрин, глюкозные и глюкозо-фруктовые сиропы, патоки, изомальтулоза

Витамины и минеральные вещества Моноформы, комплексы, премиксы, растительные экстракты

Таблица 3

Ингредиенты, корректирующие органолептические показатели пищевого продукта

Показатели Ингредиенты

Цвет Пищевые красители, фруктовые (ягодные, овощные) наполнители, растительные экстракты

Запах Ароматизаторы, усилители запаха

Вкус Сахар-песок, сахарозаменители, интенсивные подсластители, хлорид натрия, органические кислоты, фруктовые (ягодные, овощные) наполнители, растительные экстракты, пряности

Текстура (консистенция) Гелеобразователи, загустители, пищевые волокна, эмульгаторы, фруктовые (ягодные, овощные) наполнители, пенообразователи, глазирователи, разрыхлители (теста)

Таблица 4

Некоторые биологически активные вещества, используемые в функциональных

пищевых продуктах

Группы биологически активных веществ Представители групп

Аминокислоты Аргинин, глутаминовая кислота, таурин

Полинасыщенные жирные кислоты Эйкозапентаеновая, докозагексаеновая кислоты

Фитостерины Фосфолипиды

Производные моносахаридов Гиалуроновая кислота, фруктоолигосахара

Полисахариды Полифруктозан (инулин), хитозан, пектин, камеди

Витамины Дегидроаскорбиновая кислота (витамин С), фитохи-нон (витамин К.) менахинон (витамин К2)

Витаминоподобные вещества р-каротин, L-карнитин, коэнзим Q10 (убихинон), а-липоевая кислота

Минеральные вещества Железо, йод, магний.

Фенольные соединения Синефрин, кверцетин, рутин, катехины

Таблица 5

«Блокирующие» ингредиенты, используемые при производстве пищевых продуктов

Функциональные группы ингредиентов Представители функциональных групп

Ингредиенты, блокирующие негативные изменения компонентов при технологическом воздействии Регуляторы кислотности (рН), стабилизаторы белка («буферные» соли)

Ингредиенты, блокирующие негативные изменения компонентов в хранении Консерванты; вещества, способствующие сохранению окраски (фиксаторы и стабилизаторы окраски); вещества влагоудерживающие, предотвращающие высыхание продукта посредством нейтрализации влияния атмосферного воздуха с низкой влажностью

бавлением ингредиентов растительного происхождения» или «продукт на растительной основе с добавлением ингредиентов животного происхождения». Более конкретно: «продукт на основе говядины с добавлением овощей (моркови, свеклы)» или «продукт на зерновой основе с добавлением мяса птицы».

Ингредиенты, имитирующие базовую концепцию продукта в отношении орга-нолептических кондиций и составляющих пищевой ценности (группа II).

Ингредиенты данной группы замещают в рецептуре ту или иную часть сырьевого ингредиента (сырьевой основы), имитируя его присутствие благодаря близости органолептического восприятия и обладая определенной пищевой ценностью, как правило, отличной от пищевой ценности замещаемого ингредиента. Примерами могут служить томатные волокна, заменяющие томатную пасту в продуктах на основе томатов с сохранением текстуры и вкуса продукта; порошок плодов рожкового дерева, заменяющий какао-порошок с сохранением фактуры и вкуса продукта.

Ингредиенты, корректирующие содержание в продукте основных составляющих пищевой ценности (группа III).

Корректировка содержания в продукте основных составляющих пищевой ценности ассоциирована с внесением в продукт белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в дополнение к их содержанию в сырьевой основе продукта.

В табл. 2 приведены некоторые формы ингредиентов, корректирующих основные составляющие пищевой ценности продукта.

Ингредиенты, корректирующие органолептические кондиции продукта (группа IV).

С органолептической точки зрения пищевой продукт характеризуется основными показателями: цветом, запахом, вкусом, консистенцией (текстурой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консистенция, как мера подвижности «тела» продукта, потребителем оценивается визуально; текстура - при откусывании, раскусывании, разжевывании, пережевывании, глотании.

Базовая органолептическая характеристика продукта определяется органо-лептическими показателями сырьевой основы.

Ингредиенты, корректирующие органолептические показатели, приведены в табл. 3.

Ингредиенты, оказывающие направленное позитивное физиологическое

действие на определенные функции организма (группа V).

Ингредиенты данной группы обычно определяются как «функциональные» [3] и содержат в своем составе биологически активные вещества направленного физиологического действия или пробиотические микроорганизмы или представляют собой отдельно взятые биологически активные вещества или микроорганизмы.

Известно множество биологически активных веществ, действие которых описано в различных информационных источниках [4, 5, 6]. В табл. 4 приведено возможное обобщение биологически активных веществ, используемых в функциональных пищевых продуктах [7].

Следует отметить ряд других биологически активных веществ, используемых в составе некоторых пищевых продуктов, в частности в специализированных

Таблица 6

Ориентировочные значения верхней рецептурной границы ингредиентов, корректирующих органолептическую

характеристику

Ингредиенты Ориентировочная верхняя граница использования, % масс

Сахар-песок 10,0

Сахарозаменители 10,0

Фруктовые (ягодные, овощные) наполнители 10,0

Ароматизаторы в порошкообразной форме 5, 0

Экстракты растительные 5,0

Пищевые волокна 5,0

Эмульгаторы 3,0

Пенообразователи 3,0

Глазирователи 3,0

Разрыхлители 3,0

Хлорид натрия (поваренная соль) 2,0

Гелеобразователи, загустители 1,0

Ароматизаторы в жидкой форме 1,0

Органические кислоты 1,0

Пищевые красители Доли процента

продуктах для питания спортсменов: кофеин, гинсенозиды, бетаин, креатин.

В табл. 5 представлена информация по «блокирующим» ингредиентам (группы VI, VII).

Ингредиенты, регулирующие (корректирующие) определенные технологические операции (группа VIII).

К ингредиентам данной группы относятся закваски, ферменты, пеногаси-тели, разрыхлители - вещества, способствующие жизнедеятельности дрожжей при производстве продуктов из дрожжевого теста.

Групповая принадлежность некоторых из перечисленных ингредиентов неоднозначна. С одной стороны, антиоксиданты могут рассматриваться в качестве консервантов, имея в виду их способность предотвращать окислительную порчу продукта, с другой - как функциональные ингредиенты, препятствующие сво-боднорадикальному окислению липидов в организме.

витамины и минеральные вещества, с одной стороны, могут рассматриваться в качестве ингредиентов, корректирующих пищевую ценность продукта; с другой - как функциональные ингредиенты, если их введение в рецептуру продуктов обосновывается с позиции обеспечения направленного физиологического воздействия на определенную функцию организма.

Таблица 7

Ориентировочное содержание ингредиентов в рецептурах

Группа ингредиентов Ориентировочный массовый процент в рецептуре пищевого продукта, % масс Представитель группы в молочном напитке для спортивного питания Массовый процент в рецептуре молочного напитка, % масс

I Более 50 Молоко коровье обезжиренное 60

II (10-100) от массового процента группы 1 Пахта 18,75

III До 10 Глюкозный сироп 10,0

IV До 10-12 Сок концентрированный 9,0

V До 5,0 W3 жирные кислоты Экстракт ацеролы 2,0 0,1

VI До 1,0 Стабилизатор белка 0,1

VII До 0,1 Сорбит калия 0,05

VIII До 5,0 - -

Пищевые волокна участвуют в формировании «тела» продукта и одновременно могут рассматриваться как биологически активная добавка, если они способны проявлять пребиотический эффект.

Удельный вес ингредиентов различных групп в рецептурах продуктов различен.

Массовый процент ингредиента, определяющего базовую концепцию продукта (сырьевой основы), более 50 % масс; массовый процент ингредиентов, корректирующих содержание в продукте белков, жиров, углеводов, - до 10% масс.

содержание витаминов и минеральных веществ - менее 1 % масс, если витамины и минеральные вещества используются в моноформах или в форме премикса (комплекса).

в случае если обогащение продукта витаминами и / или минеральными веществами осуществляется посредством использования ингредиента с заведомо высоким содержанием этих биологически активных веществ (как правило, растительных экстрактов), то массовый процент экстракта в рецептуре продукта обычно не превышает 3% масс.

массовые проценты ингредиентов, корректирующих органолептическую характеристику продукта, варьируют от доли процента до 10-12% сообразно виду ингредиента.

Ориентировочные значения верхней границы диапазона использования данных ингредиентов в рецептурах продуктов приведены в табл. 6.

массовый процент функциональных ингредиентов в рецептуре продукта зависит от содержания в конкретном функциональном ингредиенте характеристического биологически активного вещества. обычно массовый процент функциональных ингредиентов не пре-

вышает 5 %. Массовый процент «чисто биологически активного вещества» ориентирован на его рекомендуемое суточное потребление, ограничен допустимым суточным потреблением и может варьироваться, например, от 30 мг (липоевая кислота) до 2 г (омега-3 жирные кислоты).

Массовые проценты ингредиентов, блокирующих негативные изменения компонентов при технологическом воздействии, составляют от долей процента до 1%; ингредиентов, блокирующих негативные изменения компонентов в хранении, - доли процента; ингредиентов, регулирующих технологические операции, могут достигать 5%.

В табл. 7 приведены ориентировочные данные по содержанию ингредиентов различных групп в рецептурах.

Анализ составляющих потребительскую ценность пищевого продукта в аспекте их связи с групповой компоновкой пищевых ингредиентов по характеру выполняемых ими функций показывает, что наиболее чувствительной к ингредиентному набору является составляющая потребительской ценности, ассоциированная с органолепти-ческим восприятием продукта [8]. Она играет приоритетную роль практически для всех возрастных и социальных групп потребителя.

Наиболее значимо влияние ингредиентов I, II, III, IV групп. Влияние ингредиентов группы V в некоторых случаях может быть существенным. В основном это наблюдается при использовании растительных экстрактов в качестве носителей биологически активных веществ. Влияние ингредиентов VI, VII, VIII групп выражается в сохранении органолептических кондиций продукта, закладываемых ингредиентами групп. Исключением являются закваски, которые непосредственно участвуют

в формировании органолептического образа продукта.

Заключение. Органолептическое восприятие в первую очередь определяет выбор пищевого продукта и его адаптацию к процессам потребления и усваивания. На основании этого при разработке пищевых продуктов необходим неформальный анализ используемых ингредиентов, проведенный под ракурсом выявления их возможного влияния на формирование позитивного орга-нолептического восприятия продукта. Данная аналитическая операция необходима, учитывая, что пищевой продукт с декларированной высокой пищевой ценностью, наделенный полезными функциональными свойствами, но имеющий невнятные органолептические кондиции, скорее всего, потребителем будет отвергнут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 от 9 декабря 2011 г. № 880 «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document / 902320560 (дата обращения: 03.11.2019).

2. ГОСТ Р 57573-2017 «Продукция пищевая для детского питания. Термины и определения» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200146367 (дата обращения: 01.11.2019).

3. ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200039951 (дата обращения: 01.11.2019).

4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Фе-

дерации. Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200076084 (дата обращения: 01.11.2019).

5. Могильный, М.П. Пищевые и биологически активные вещества в питании. - М.: ДеЛипринт, 2007. - 240 с.

6. Оттавей П. Берри. Обогащение пищевых продуктов и биологически активные добавки. - Спб: Профессия, 2010. -312 с.

7. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document / 902249109 (дата обращения: 01.11.2019).

8. Золотин, А.Ю. Шесть концептуальных моментов в исследовании органолептиче-ского восприятия/ А. Ю. Золотин, С. В. Симоненко, С. В. Фелик // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 8. - С. 79-84.

REFERENCES

1. Tehnicheskij reglament Tamozhennogo sojuza TR TS 021/2011 ot 9 dekabrja 2011 goda № 880 «0 bezopasnosti pishhevoj produkcii» [On food safety] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/ 902320560 (Date of the application: 03.11.2019).

2. GOST R 57573-2017 «Produkcija pishhevaja dlja detskogo pitanija Terminy i opredelenija» [Food products for baby food. Terms and Definitions] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200146367 (Date of the application: 01.11.2019).

3. GOST R 52349-2005 «Produkty pischevye. Produkty pishhevye funkcional'nye.

Terminy i opredelenija» [Food products. Functional food products. Terms and Definitions] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru / document/1200039951 (Date of the application: 01.11.2019).

4. Normy fiziologicheskih potrebnostej v jenergii i pishhevyh veshhestvah dlja razlichnyh grupp naselenija Rossijskoj Federacii. Metodicheskie rekomendacii [Standards of physiological portability in energy and nutrients for various population groups on the Russian Federation. Guidelines]. MR 2.3.1.2432-08 [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ document /1200076084 (Date of the application: 01.11.2019).

5. Mogil'nyj MP. Pishhevie i biologicheski aktivnie veschestva v pitanii [Food and biologically active substances in nutrition]. Moscow: DeLiprint, 2007. 240 p.

6. Ottavej P Berri. Obogashhenie pishhevyh produktov i biologicheski aktivnye dobavki [Food fortification and dietary supplements]. Saint Petersburg: Profession, 2010. 312 p.

7. Edinie sanitarno-epidemiologicheskie i gigienicheskie trebovanija k tovaram, podlezhaschim sanitarno-epidemiologicheskomu nadzoru (kontrolju) [Unified sanitary and epidemiological and hygienic requirements for goods subject to sanitary and epidemiological surveillance] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ document / 902249109 (Date of the application: 01.11.2019).

8. Zolotin, AYu, Simonenko SV, Felik SV, Antipova TA, Simonenko ES. Shest' kontseptual'nykh momentov v issledovanii organolepticheskogo vospriyatiya [Six conceptual points in the study of organoleptic perception]. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of applied and basic research]. Moscow, 2018. No. 8. P. 79-84.

Авторы

Золотин Александр Юрьевич, канд. техн. наук, Симоненко Сергей Владимирович, д-р техн. наук, Симоненко Елена Сергеевна, аспирант

НИИ детского питания - филиал ФИЦ питания и биотехнологии, 143500, Московская обл., Истра, ул. Московская, д. 48, info@niidp.ru, dir@niidp.ru, nir@niidp.ru

Authors

Alexander Yu. Zolotin, Candidate of Technical Sciences, Sergey V. Simonenko, Doctor of Technical Sciences, Elena S. Simonenko, graduate student

Child Nutrition Research Institute - Branch of the Federal Research Center of Nutrition and Biotechnology, 48, Moskovskaya str., Istra, Moscow region, 143500, info@niidp.ru, dir@niidp.ru, nir@niidp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.