Научная статья на тему 'Роль инфраструктуры торговли в повышении конкурентоспособности торговых предприятий'

Роль инфраструктуры торговли в повышении конкурентоспособности торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ТОРГОВЛИ / TRADE INFRASTRUCTURE / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / TRADE ENTERPRISE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТОРГОВАЯ УСЛУГА / TRADE SERVICE / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ УСЛУГИ / ATTRACTIVENESS OF SERVICE / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER LOYALTY / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / FLOW OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арчакова В.Г.

Новые требования потребителей обусловили изменения в инфраструктуре торговли, основное назначение которой в настоящее время не столько обеспечить эффективное товародвижение, сколько максимально удовлетворить потребности покупателей. В статье показана роль инфраструктуры торговли в формировании услуг розничных торговых предприятий, отражены ее современные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New consumer demands led to changes in the trade infrastructure, the main purpose of which now is not so much to ensure effective flow of goods but to fully meet customers' needs. The article shows the role of the trade infrastructure in shaping services of retail enterprises and reflects its modern features

Текст научной работы на тему «Роль инфраструктуры торговли в повышении конкурентоспособности торговых предприятий»

инфраструктура торговли

и конкурентоспособность

роль инфраструктуры торговли в повышении

конкурентоспособности торговых предприятий

__Аннотация

Новые требования потребителей обусловили изменения в инфраструктуре торговли, основное назначение которой в настоящее время - не столько обеспечить эффективное товародвижение, сколько максимально удовлетворить потребности покупателей. В статье показана роль инфраструктуры торговли в формировании услуг розничных торговых предприятий, отражены ее современные особенности.

_Ключевые слова: инфраструктура торговли, торговое предприятие,

_конкурентоспособность, торговая услуга, привлекательность услуги, ло-

_яльность потребителей, товародвижение

Арчакова В.Г.

аспирантка Нижегородского коммерческого института (НКИ), преподаватель Ярославского филиала НКИ, г. Ярославль Chkalova63@mail.ru

Эффективность торговли в значительной степени определяется уровнем развития и качеством взаимодействия субъектов, участвующих в формировании торговой услуги. Все они вместе взятые образуют систему предприятий и организаций, называемую инфраструктурой, по которой наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их изменение, а также движение отдельного продукта от производителя к потребителю. Основное назначение инфраструктуры торговли заключается в эффективном обслуживании процесса товародвижения. В то же время на современном этапе роль торговли существенно изменилась. Только наличие товара на прилавках магазина уже не может обеспечить конкурентоспособность торгового предприятия. Для понимания роли инфраструктуры в повышении конкурентоспособности торгового предприятия обратимся к содержанию торговой услуги.

Торговая услуга

В соответствии с государственным стандартом [3] услуга торговли представляет собой результат взаи-

модействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. В зависимости от товара, обслуживаемого контингента покупателей, специализации магазина, его местонахождения, статуса и прочих факторов формируется пакет услуг розничной торговли. Каждое торговое предприятие имеет при этом достаточно большую самостоятельность, а жесткая конкуренция заставляет участников рынка изыскивать новые возможности для формирования конкурентоспособного пакета торговых услуг, от степени привлекательности которого зависит его востребованность на рынке.

Однако так или иначе согласно нормативно-правовым документам в состав торговой услуги должны быть включены следующие элементы:

- предоставление информации о товаре;

- оформление документов;

- расчет с покупателем;

- упаковка товара;

- передача товара и документов [1,2].

В разработанной нами классификации эти элементы получили название базовых в силу их обязательного статуса при реализации всех товаров (см. табл. ниже).

Кроме вышеуказанных элементов, в зависимости от реализуемого товара имеют место и другие обязательные составляющие. Так, Правила продажи отде-

Таблица

Состав услуг розничной торговли

Группа Подгруппа Виды услуг

1.Обязательные 1.1. Базовые - предоставление информации о товаре; - оформление документов; - расчет с покупателем; - упаковка товара; - передача товара и документов

1.2. В зависимости от особенностей товара - создание удобств для примерки; - нарезка гастрономических товаров (по просьбе покупателя); - погрузка крупногабаритных товаров; - гарантийное обслуживание (установленной группы товаров)

2. Дополнительные 2.1. Бесплатные. 2.2. Оказываемые за дополнительную плату - по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании; - информационно-консультационные услуги; - услуги по созданию удобств покупателю; - развлекательные услуги

ориентация

_на потребителя,

удовлетворение его нужд и потребностей становятся основной доминантой работы _предприятий

инфраструктуры

торговли

Таким вой усл

тсоторлгьокв

льных видов товаров [2] предусматривают нарезку гастрономических товаров (по просьбе покупателя). При реализации швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви торговое предприятие обязано создать условия для примерки товаров. Применительно к товарам, имеющим срок гарантии, к обязательной услуге следует отнести гарантийное обслуживание.

Становление новой торговой парадигмы

В условиях жесткой конкуренции эффективность торговой услуги не может обеспечиваться лишь обязательными составляющими. В борьбе за лояльность потребителя на первый план выходят другие элементы услуги, создающие дополнительные конкурентные преимущества торговым предприятиям:

- консультации дизайнеров, стилистов;

- организация трансфера, доставка товаров покупателю;

- наличие гардероба, кафе, игровых комнат для детей, развлекательных, спортивных и других объектов по оказанию услуг.

Таким образом, новые требования к качеству торго-услуги обусловили изменения в инфраструктуре ли, основное назначение которой сегодня не о обеспечить эффективное товародвижение, сколько максимально удовлетворить потребности покупателей. Ориентация на потребителя, удовлетворение его нужд и потребностей становятся основной доминантой работы предприятий инфраструктуры торговли.

Переломным этапом в становлении новой парадигмы, по нашему мнению, следует считать начало XXI столетия, когда на смену традиционным форматам торговых предприятий пришли торговые центры. Сегодня покупатель, приходя в магазин, хочет не просто приобрести необходимый товар, а сделать это с максимальным комфортом и удобством для себя и членов своей семьи.

Результаты исследований автора позволяют внести уточнения в понятийный аппарат инфраструктуры торговли. Инфраструктура торговли имеет межотраслевой характер и представляет совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, участвующих в максимальном удовлетворении спроса конечных

потребителей. Инфраструктура торговли выполняет торгово-посреднические, сервисные, логистические, маркетинговые, производственные и финансово-кредитные функции. Рассмотрим их подробнее.

Функции инфраструктуры торговли

Для того чтобы на выходе получить качественную торговую услугу, предприятия инфраструктуры торговли прилагают максимум усилий для удовлетворения потребностей конечных покупателей. Причем, если раньше этим в основном занимались розничные торговые предприятия, то сейчас акценты сместились в сторону поставщиков. Чтобы заинтересовать своей работой розничного продавца, они вынуждены искать новые способы заполнения рыночных ниш, предлагая разнообразный перечень услуг: логистику, мерчендайзинг, бесплатное предоставление оборудования и пр. В условиях жесткой конкуренции сервисные функции становятся мощным рычагом формирования лояльности покупателей к торговому предприятию. Для выполнения сервисных функций в инфраструктуре торговли создаются специальные предприятия, в том числе:

- по организации трансфера покупателям, доставки товаров;

- развлекательные, спортивные объекты;

- турфирмы, кафе, рестораны быстрого обслуживания;

- игровые комнаты для детей и т.д.

По мнению английских ученых Дж. Эванса и Б. Бермана, «смысл маркетинга, его сверхзадача - это изучение, формирование и удовлетворение спроса конкретных потребителей на конкретные товары, предоставление им условий наибольшего благоприятствования при выборе, покупке и потреблении товара» [4]. Логистическая функция неразрывно связана с маркетинговой. Формула «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» имеет под собой весомое основание. Сегодня под логистикой понимают науку, мировоззрение о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя через призму оптимизации процесса поставок.

купля-продажа товаров не может быть эффективной при отсутствии налаженной системы учреждений, осуществляющих финансово-кредитное обслуживание участников потребительского рынка

_Литература

1. Закон РФ от 07.02.1992. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 23.11.2009.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров (с изменениями от 27.03.2007.).

3. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

4. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. / Пер. с англ. - М.: Экономика, 2005 -371 с.

Производственные и финансово-кредитные функции

Традиционная схема организации торгового бизнеса предусматривает разграничение функций производства и торговли между отдельными отраслевыми субъектами. В то же время в настоящее время многие торговые предприятия для привлечения покупателей создают собственные производственные мощности, чаще всего по выпечке хлебобулочных изделий, изготовлению мясных полуфабрикатов, салатов, кулинарной продукции и пр. Купля-продажа товаров не может быть эффективной при отсутствии налаженной системы учреждений, осуществляющих финансово-кредитное обслуживание участников потребительского рынка. С другой стороны, сами торговые предприятия выступают в роли основных участников этой системы, производя обмен товаров на денежные средства. Таким образом, на современном этапе сформировались новые ценности и возникли новые потребности. В совокупности эти изменения вызвали необходимость преобразований в инфраструктуре торговли в целях повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

Archakova V.G.

Post-graduate student, Commercial Institute of Nizhni Novgorod (CINN), Lecturer, Yaroslavl Branch of CINN, Yaroslavl

Role of Trade Infrastructure in Enhancing Competitiveness of Trade Enterprises

Abstract

New consumer demands led to changes in the trade infrastructure, the main purpose of which now is not so much to ensure effective flow of goods but to fully meet customers' needs. The article shows the role of the trade infrastructure in shaping services of retail enterprises and reflects its modernfeatures. Keywords: trade infrastructure, trade enterprise, competitiveness, trade service, attractiveness of service, consumer loyalty, flow of goods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.