Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в формировании профессиональных компетенций обучающихся'

Роль информационных технологий в формировании профессиональных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в формировании профессиональных компетенций обучающихся»

Большое спасибо организаторам курсов Богдановой Л. А., Повесиной Т. Н, Черноусовой З. И., Казакову А. Ю. за хорошо организованную, интересную и качественную программу курсов. Слушатели курсов оценили актуальность, содержательность проведенных мероприятий. Все были единодушны, высказывая

своё мнение о курсах: профессионально, практично, результативно, наглядно, доступно, комплексно. Многие получили новую и в то же время важную для своей работы информацию, а также стимул к продолжению работы по внедрению ФГОС нового поколения, а значит -есть чем поделиться со своими коллегами.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. В. Сапа, И. Н. Миронова, преподаватели спецдисциплин ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк

Постоянное обновление информационных технологий в образовательном процессе приобретает особое значение в подготовке выпускников техникума в области использования новых способов поиска знаний. Студент уже в процессе обучения в техникуме должен овладеть навыками использования информационных технологий в своей учебной и практической деятельности в области специальных дисциплин по организации перевозок грузов.

Таким образом, основная цель обучения -это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

При освоении программного материала с применением информационных технологий формируются такие навыки, как способность к сотрудничеству, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности, умение взаимодействовать с педагогом и обучающимися, вести диалог, находить компромисс.

Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны технологии личностно ориентированного обучения. Одной из таких технологий является технология модульно-компе-тентностного обучения с использованием информационных компьютерных техно- И. Н. Миронова логий.

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельностной формы обучения.

На начальном этапе обучения в техникуме проводятся занятия с применением мультимедийного проектора с демонстрацией слайдов по теме. Затем в качестве иллюстрационного материала используются имеющиеся электронные учебники, компьютерные обучающие программы. Однако включение видеоматериалов в лекцию, построенную в традиционном стиле,

хотя и усиливало наглядность и активное восприятие студентами, но не способствовало формированию навыков владения предметными информационными технологиями самостоятельно. Поэтому была разработана методика использования информационных технологий в учебном процессе. Согласно этой методике создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, тестирующие программы. Данные методики используются для самостоятельной работы студентов при написании письменных домашних работ, курсовых работ, дипломного проектирования.

Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессио-

нальных компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных технологий при изучении предметов спецдисциплин.

Преподавателем разрабатывается и используется на уроках теоретического обучения такая продукция, как:

• мультимедийные презентации;

• фотоматериалы;

• сканированные из литературы графические схемы и виды оборудования;

• интернет-ресурсы.

Что дает использование информационных компьютерных технологий (табл.)?

Использование информационных компьютеных технологий

Для студентов Для преподавателя

1. Активизируется зрительная память и эмоциональное восприятие 2. Повышается интерес и степень мотивации. 3. Вовлекаются обучающиеся в процесс освоения материала 4. Применяется индивидуальный и дифференцированный подходы 5. Развивается умение работать с потоком информации 6. Вырабатывается самостоятельность принятия решений 7. Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности студента и преподавателя в совместной работе 1. Снижается психоэмоциональное напряжение и физическая нагрузка 2. Систематизация и сжатие учебного материала 3. Совершенствуется дифференцированное обучение 4. Взаимодействуют студент и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока. 5. Изменяется своевременно (по мере необходимости) содержание учебного материала 6. Экономится время преподавателя 7. Формируются навыки использования компьютера 8. Повышается уровень обучения студентов за счет использования оперативной информации 9. Появляется возможность: - отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков, своевременной корректировки; - объективная оценка успехов студента; - оперативное получение нужной информации

Новые информационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии:

• предварительному проектированию;

• воспроизводимости;

• целеобразованию.

И служат средством подготовки и передачи информации обучаемому.

Сложившаяся система работы по повышению компьютерной грамотности обучающихся, обмен опытом по применению информационных технологий, совершенствование программного оснащения курса позволили использовать более сложные и разнообразные формы проведения занятий.

Применение компьютерной техники дает возможность преподавателю при организации практической работы обучающихся на занятиях предложить им разнообразные виды и формы учебной деятельности. Каждая из них определяется содержанием учебного материала, количеством компьютеров и обучающихся в группе.

Сложившаяся практика использования информационных технологий в преподавании спецдисциплин может быть представлена в виде следующих занятий.

Первое занятие - изучение нового материала в форме лекции с применением дополнительного мультимедийного материала.

Второе занятие - каждый обучающийся самостоятельно на индивидуальном компьютере изучает новую тему, проходя её в собственном темпе и зарабатывая итоговую оценку работы. Контроль осуществляется через составление студентом плана-конспекта и внесение в него ответов на поставленные преподавателем вопросы. Данное занятие предполагает наличие компьютеров, соответствующее количеству обучающихся в группе.

Третье занятие - комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой обучающихся в компьютерном классе над отдельными вопросами урока. Работа предполагает наличие нескольких компьютеров, чтобы за каждым могло разместиться 2-3 студента.

Четвёртое занятие - схема урока, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем обучающихся. Группа разбивается на подгруппы (на три или более). Каждой из них преподаватель готовит задание на урок, предусматривающее 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Пока одна группа работает за компьютером, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников.

Пятое занятие - урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возмож-

ности сопровождая его показом иллюстративного ряда.

Шестое занятие - игровой урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. В ходе игры группа делится на две подгруппы, которые проходят игровые этапы и выполняют определённые задания, пользуясь компьютером. Такие занятия могут использоваться при обобщении или повторении тем.

Седьмое занятие - использование материалов по изучаемой теме в сети Интернет для творческой работы студентов при написании рефератов или группового проекта. Работа может быть записана на диск, USB-накопитель или распечатана. Можно организовать работу с одним компьютером.

Восьмое занятие - использование материалов электронного учебника для повторения содержания курса и подготовка к итоговому контролю знаний. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях обучающихся, которые им предлагаются восполнить самостоятельно: пользуясь электронным учебником, отыскать правильные ответы на вопросы тестов. Желательно наличие нескольких компьютеров.

Практика преподавания специальных дисциплин показывает необходимость чередования занятий в традиционной форме с занятиями на основе использования информационных технологий.

Исходя из результатов анализа системного использования информационных технологий в преподавании специальных дисциплин, можно отметить повышение общей информационной культуры обучающихся, активность их учебной деятельности на занятиях и эффективность проводимых занятий, способствующих повышению качества обучения.

1. Конюшенко С. М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека // Информатика и образование. - 2004. - № 7. -С. 102-105.

2. Куликова Н. Ю. Формирование информационной компетенции преподавателей спецдисциплин в техникуме // Новые информационные технологии в университетском образовании: материалы XII научно-методической конференции - Новосибирск, 2007. -С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.