yourself», «For pleasure». Техническими средствами являются: музыкальный проигрыватель Windows Media, Microsoft Power Paint 2007.
В каждом разделе содержится большое количество ярко иллюстрированных занимательных упражнений, способствующих формированию у учащихся навыков воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитию их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих правильного грамматического оформления высказывания.
Например, в первом разделе «The plural nouns» учащимся предлагается выполнить серию упражнений на образование множественного числа существительных. Во втором - «C&U nouns» содержатся упражнения, способствующие закреплению знаний при использовании артиклей с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Раздел «Possessive case» включает в себя многоуровневые упражнения помогающие учащимся правильно ориентироваться в образовании притяжательного падежа существительного.
В разделе «Test yourself» представлены тестовые задания, а с помощью ключей учащиеся имеют возможность осуществить самоконтроль и самооценку. В последнем разделе «For pleasure» содержится фрагмент мультфильма с занимательными заданиями: ребусами, стихами и песнями.
Данное мультимедийное пособие предназначено как для использования на уроках английского языка, так и для самостоятельной работы дома.
Учебно-методическое пособие - уникальная мультимедийная технология, с помощью которой происходит закрепление учебного материала, выработка навыков и проверка знаний учащихся. К числу его преимуществ можно также отнести оперативную и одновременную проверку учащихся. Это способствует более рациональному использованию учебного времени и более объективному оцениванию учеников. Кроме этого, использование мультимедийного пособия повышает эффективность урока, делает его информационно и эмоционально насыщенным, помогает обучаюшемуся осознавать себя активным субъектом познания.
Список использованной литературы:
1. Вовк Е. Информатика: уроки по Flash. - М: Кудиц-Образ, 2005. - С. 78-86.
2. Григорьев С.Г. Гришкун В.В. Мультимедиа в образовании. М., 2002.
3. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе. Материалы Региональной научно -практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999. - С. 170 -172.
4. http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html
© И.А. Андреева., Ю.А. Митрова, 2015
УДК 37
И.А. Андреева, к.п.н., доцент, Е.К. Светлакова, студентка 2 курса, Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия Г. Армавир, Российская Федерация
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования языковой компетенции школьников в процессе изучения иностранного языка. Выделяются и описываются характерные особенности информационных технологий как средства обучения иностранному языку на примере использования презентации по
грамматике английского языка. Авторами показано и обосновано значение использования информационных технологий на уроках иностранного языка.
Ключевые слова
Иностранный язык, языковая компетенция, грамматический навык, презентация, мотивация.
В соответствии с требованиями современного образовательного стандарта выпускник школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. В связи с этим сформированность языковой компетенции приобретает особое значение.
Существует ряд определений понятия «компетенция». И.С. Сергеев считает, что компетенция - это сочетание таких элементов как умение, знание и опыт, обеспечивающее в своей совокупности способность решать поставленные практические задания в различных сферах жизни и профессиональной деятельности [2].
По мнению Г.В. Колшанского, языковая компетенция - это способность любого человека усваивать любую языковую систему на основе единого логического мыслительного аппарата, свойственного человеку и его мышлению как отражению закономерностей единого материального мира [1].
Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о языке, развития языкового и эстетического идеала.
Федеральные государственные образовательные стандарты установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование языковой компетенции является обязательным требованием к формированию предметных результатов [3].
Стремительное развитие новых информационных технологий обусловило необходимость таких средств и методов обучения, которые позволили бы сформировать интеллектуально развитую личность [4].
В данной статье опишем эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка с целью формирования языковой компетенции школьников на основе использования презентации по грамматике английского языка.
В презентации представлены три раздела темы «Имя существительное»:
- исчисляемые и неисчисляемые существительные;
- существительные в единственном и множественном числах;
- притяжательный падеж.
Описываемая интерактивность очень удобна, т.к. предоставляется возможным переход к любому нужному нам разделу.
Обратимся к разделу «Исчисляемые и неисчисляемые существительные». Так как у школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, в презентации представлены предметы, которые обозначают исчисляемые и неисчисляемые существительные. Представленные правила способствует систематизации полученных знаний.
Нами предложены различные типы и виды упражнений для активизации темы каждого раздела. Во всех упражнениях присутствует элемент самопроверки, т.е. ученик может сначала выполнить задание самостоятельно, а затем соотнести с правильными ответами, которые появляются на экране. Упражнения адаптированы под каждого ученика, они могут выполнять их в удобном темпе, причем как в классе, так и дома, при этом, задание рассчитано как на групповую работу, так и на индивидуальную. Задания ярко иллюстрированы, что формирует зрительные ассоциации, вызывает у учеников интерес к работе и повышает их активность.
В разделе «Существительные в единственном и множественном числах» показано образование множественного числа существительных, а также объяснение ряда правил.
В разделе «Притяжательный падеж» объясняются правила его употребления и рассмотрены наиболее сложные моменты, на которые ученикам следует обратить внимание.
Таким образом, внедрение ИТ способствует формированию языковой компетенции, а также повышению мотивации у школьников на уроках иностранного языка.
Список использованной литературы:
1. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 11-17.
2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С.Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
3. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
4. http://insor-russia.ru/ru/programs
© И.А. Андреева, Е.К. Светлакова, 2015
УДК 376
А.В. Баженова, студент, Е.А. Карпушкина, к.п.н., доцент Факультет педагогики, психологии и социальных наук Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается формирование орфографической компетенции у младших школьников. Авторами выявлены наиболее часто встречаемые орфографические ошибки, условия их возникновения. Также была предложена и апробирована новая система коррекционной работы, показана ее эффективность
Ключевые слова
Орфографическая компетенция, дизорфография, коррекция, логопедическая работа
В настоящее время в России набирает силу компетентностный подход, регламентируемый Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Формируется новая парадигма результата образования: на смену знаниям, умениям и навыкам приходит компетенция.
Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли, а также одним из основных показателей качества знаний по русскому языку, согласно ФГОС, является орфографическая компетенция.
Неуспеваемость по русскому языку может отрицательно сказаться на когнитивном и эмоциональном развитии и в целом на формировании личности. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие во многих случаях специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики языковых нарушений.
Благодаря исследованиям Г.М. Сумченко, И.В. Прищеповой, А.Н. Корнева, и др. было введено понятие дизорфография, обозначающее стойкую специфическую несформированность при усвоении орфограмм, обусловленную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций [1].
Целью нашего исследования является выявление, изучение наиболее часто встречаемых орфографических затруднений у школьников, определение связи между частотой ошибок и вызывающими их условиями, а также разработка системы коррекционной логопедической работы по развитию орфографической компетенции. Для решения поставленных задач нами был проведен диктант и изучены работы 136 учеников 3-7 классов. В более чем трети работ были обнаружены многочисленные орфографические ошибки, которые, по словам учителей, носят стойкий характер. В каждом классе мы отобрали по 10 работ и проанализировали их с точки зрения соответствия правилам, изучаемым в данном классе. Был произведен качественный и количественный анализ допускаемых школьниками ошибок.