Научная статья на тему 'Роль информационных технологий как средства формирования языковой компетенции школьников'

Роль информационных технологий как средства формирования языковой компетенции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева И. А., Светлакова Е. К.

Данная статья посвящена проблеме формирования языковой компетенции школьников в процессе изучения иностранного языка. Выделяются и описываются характерные особенности информационных технологий как средства обучения иностранному языку на примере использования презентации по грамматике английского языка. Авторами показано и обосновано значение использования информационных технологий на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий как средства формирования языковой компетенции школьников»

yourself», «For pleasure». Техническими средствами являются: музыкальный проигрыватель Windows Media, Microsoft Power Paint 2007.

В каждом разделе содержится большое количество ярко иллюстрированных занимательных упражнений, способствующих формированию у учащихся навыков воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитию их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих правильного грамматического оформления высказывания.

Например, в первом разделе «The plural nouns» учащимся предлагается выполнить серию упражнений на образование множественного числа существительных. Во втором - «C&U nouns» содержатся упражнения, способствующие закреплению знаний при использовании артиклей с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Раздел «Possessive case» включает в себя многоуровневые упражнения помогающие учащимся правильно ориентироваться в образовании притяжательного падежа существительного.

В разделе «Test yourself» представлены тестовые задания, а с помощью ключей учащиеся имеют возможность осуществить самоконтроль и самооценку. В последнем разделе «For pleasure» содержится фрагмент мультфильма с занимательными заданиями: ребусами, стихами и песнями.

Данное мультимедийное пособие предназначено как для использования на уроках английского языка, так и для самостоятельной работы дома.

Учебно-методическое пособие - уникальная мультимедийная технология, с помощью которой происходит закрепление учебного материала, выработка навыков и проверка знаний учащихся. К числу его преимуществ можно также отнести оперативную и одновременную проверку учащихся. Это способствует более рациональному использованию учебного времени и более объективному оцениванию учеников. Кроме этого, использование мультимедийного пособия повышает эффективность урока, делает его информационно и эмоционально насыщенным, помогает обучаюшемуся осознавать себя активным субъектом познания.

Список использованной литературы:

1. Вовк Е. Информатика: уроки по Flash. - М: Кудиц-Образ, 2005. - С. 78-86.

2. Григорьев С.Г. Гришкун В.В. Мультимедиа в образовании. М., 2002.

3. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе. Материалы Региональной научно -практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999. - С. 170 -172.

4. http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html

© И.А. Андреева., Ю.А. Митрова, 2015

УДК 37

И.А. Андреева, к.п.н., доцент, Е.К. Светлакова, студентка 2 курса, Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия Г. Армавир, Российская Федерация

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования языковой компетенции школьников в процессе изучения иностранного языка. Выделяются и описываются характерные особенности информационных технологий как средства обучения иностранному языку на примере использования презентации по

грамматике английского языка. Авторами показано и обосновано значение использования информационных технологий на уроках иностранного языка.

Ключевые слова

Иностранный язык, языковая компетенция, грамматический навык, презентация, мотивация.

В соответствии с требованиями современного образовательного стандарта выпускник школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. В связи с этим сформированность языковой компетенции приобретает особое значение.

Существует ряд определений понятия «компетенция». И.С. Сергеев считает, что компетенция - это сочетание таких элементов как умение, знание и опыт, обеспечивающее в своей совокупности способность решать поставленные практические задания в различных сферах жизни и профессиональной деятельности [2].

По мнению Г.В. Колшанского, языковая компетенция - это способность любого человека усваивать любую языковую систему на основе единого логического мыслительного аппарата, свойственного человеку и его мышлению как отражению закономерностей единого материального мира [1].

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о языке, развития языкового и эстетического идеала.

Федеральные государственные образовательные стандарты установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование языковой компетенции является обязательным требованием к формированию предметных результатов [3].

Стремительное развитие новых информационных технологий обусловило необходимость таких средств и методов обучения, которые позволили бы сформировать интеллектуально развитую личность [4].

В данной статье опишем эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка с целью формирования языковой компетенции школьников на основе использования презентации по грамматике английского языка.

В презентации представлены три раздела темы «Имя существительное»:

- исчисляемые и неисчисляемые существительные;

- существительные в единственном и множественном числах;

- притяжательный падеж.

Описываемая интерактивность очень удобна, т.к. предоставляется возможным переход к любому нужному нам разделу.

Обратимся к разделу «Исчисляемые и неисчисляемые существительные». Так как у школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, в презентации представлены предметы, которые обозначают исчисляемые и неисчисляемые существительные. Представленные правила способствует систематизации полученных знаний.

Нами предложены различные типы и виды упражнений для активизации темы каждого раздела. Во всех упражнениях присутствует элемент самопроверки, т.е. ученик может сначала выполнить задание самостоятельно, а затем соотнести с правильными ответами, которые появляются на экране. Упражнения адаптированы под каждого ученика, они могут выполнять их в удобном темпе, причем как в классе, так и дома, при этом, задание рассчитано как на групповую работу, так и на индивидуальную. Задания ярко иллюстрированы, что формирует зрительные ассоциации, вызывает у учеников интерес к работе и повышает их активность.

В разделе «Существительные в единственном и множественном числах» показано образование множественного числа существительных, а также объяснение ряда правил.

В разделе «Притяжательный падеж» объясняются правила его употребления и рассмотрены наиболее сложные моменты, на которые ученикам следует обратить внимание.

Таким образом, внедрение ИТ способствует формированию языковой компетенции, а также повышению мотивации у школьников на уроках иностранного языка.

Список использованной литературы:

1. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 11-17.

2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С.Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

3. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

4. http://insor-russia.ru/ru/programs

© И.А. Андреева, Е.К. Светлакова, 2015

УДК 376

А.В. Баженова, студент, Е.А. Карпушкина, к.п.н., доцент Факультет педагогики, психологии и социальных наук Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассматривается формирование орфографической компетенции у младших школьников. Авторами выявлены наиболее часто встречаемые орфографические ошибки, условия их возникновения. Также была предложена и апробирована новая система коррекционной работы, показана ее эффективность

Ключевые слова

Орфографическая компетенция, дизорфография, коррекция, логопедическая работа

В настоящее время в России набирает силу компетентностный подход, регламентируемый Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Формируется новая парадигма результата образования: на смену знаниям, умениям и навыкам приходит компетенция.

Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли, а также одним из основных показателей качества знаний по русскому языку, согласно ФГОС, является орфографическая компетенция.

Неуспеваемость по русскому языку может отрицательно сказаться на когнитивном и эмоциональном развитии и в целом на формировании личности. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие во многих случаях специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики языковых нарушений.

Благодаря исследованиям Г.М. Сумченко, И.В. Прищеповой, А.Н. Корнева, и др. было введено понятие дизорфография, обозначающее стойкую специфическую несформированность при усвоении орфограмм, обусловленную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций [1].

Целью нашего исследования является выявление, изучение наиболее часто встречаемых орфографических затруднений у школьников, определение связи между частотой ошибок и вызывающими их условиями, а также разработка системы коррекционной логопедической работы по развитию орфографической компетенции. Для решения поставленных задач нами был проведен диктант и изучены работы 136 учеников 3-7 классов. В более чем трети работ были обнаружены многочисленные орфографические ошибки, которые, по словам учителей, носят стойкий характер. В каждом классе мы отобрали по 10 работ и проанализировали их с точки зрения соответствия правилам, изучаемым в данном классе. Был произведен качественный и количественный анализ допускаемых школьниками ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.