Список использованной литературы:
1. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 11-17.
2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С.Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
3. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
4. http://insor-russia.ru/ru/programs
© И.А. Андреева, Е.К. Светлакова, 2015
УДК 376
А.В. Баженова, студент, Е.А. Карпушкина, к.п.н., доцент Факультет педагогики, психологии и социальных наук Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается формирование орфографической компетенции у младших школьников. Авторами выявлены наиболее часто встречаемые орфографические ошибки, условия их возникновения. Также была предложена и апробирована новая система коррекционной работы, показана ее эффективность
Ключевые слова
Орфографическая компетенция, дизорфография, коррекция, логопедическая работа
В настоящее время в России набирает силу компетентностный подход, регламентируемый Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Формируется новая парадигма результата образования: на смену знаниям, умениям и навыкам приходит компетенция.
Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли, а также одним из основных показателей качества знаний по русскому языку, согласно ФГОС, является орфографическая компетенция.
Неуспеваемость по русскому языку может отрицательно сказаться на когнитивном и эмоциональном развитии и в целом на формировании личности. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие во многих случаях специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики языковых нарушений.
Благодаря исследованиям Г.М. Сумченко, И.В. Прищеповой, А.Н. Корнева, и др. было введено понятие дизорфография, обозначающее стойкую специфическую несформированность при усвоении орфограмм, обусловленную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций [1].
Целью нашего исследования является выявление, изучение наиболее часто встречаемых орфографических затруднений у школьников, определение связи между частотой ошибок и вызывающими их условиями, а также разработка системы коррекционной логопедической работы по развитию орфографической компетенции. Для решения поставленных задач нами был проведен диктант и изучены работы 136 учеников 3-7 классов. В более чем трети работ были обнаружены многочисленные орфографические ошибки, которые, по словам учителей, носят стойкий характер. В каждом классе мы отобрали по 10 работ и проанализировали их с точки зрения соответствия правилам, изучаемым в данном классе. Был произведен качественный и количественный анализ допускаемых школьниками ошибок.
Согласно результатам нашего исследования, наибольший процент детей делает ошибки в тех правилах, которые они изучили в предыдущем году, а наименьший - прошедшие соответствующие правила годом ранее. Наибольшее количество и разнообразие ошибок наблюдается у семиклассников. А наименьшее разнообразие - у учеников третьего класса. Самыми распространенными являются ошибки в написании орфограмм, изучаемых в первые два года обучения.
Опираясь на выявленные нами закономерности возникновения ошибок и существующие методические исследования, нами была определена система работы, состоящая из трех этапов.
1) Подготовительный этап, или этап первичной профилактики. На данной ступени работа сводится к формированию неречевых предпосылок овладения орфографией.
2) На втором этапе осуществляется формирование лингвистической базы орфографической компетенции и переход к сознательному рассмотрению и изучению родного языка.
3) Этап закрепления предполагает обобщение полученных результатов, окончательное устранение сложившихся неправильных стереотипов письма и дальнейшую отработку умения применять полученные знания на практике.
Для проведения коррекционной части исследования мы выбрали учеников третьего класса, так как в их работах было большое количество ошибок, а в диктантах детей последующих лет обучения именно правила, изучаемые в первые школьные годы, вызывали наибольшие затруднения.
Итоги контрольного эксперимента, проведенного после завершения коррекционной работы, подтверждают эффективность данной системы коррекции. Несмотря на ограниченное количество времени и сложный контингент учащихся нами были достигнуты хорошие результаты: уменьшилось как количество ошибок, так и число детей, допускающих их.
Результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности предложенной нами системы коррекции и подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование орфографической компетенции будет проходить более успешно, если уделять внимание развитию и психологической, и лингвистической базы орфографии, а также сознательному изучению родного языка. Если продолжать работу по предложенной системе, можно будет добиться полного устранения имеющихся у детей орфографических затруднений.
Список использованной литературы:
1. Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников.— СПб., 1999.
© А.В. Баженова, Е.А. Карпушкина, 2015
УДК 37
И.Е.Балабанова, студентка 4 курса И.А.Андреева, к.п.н., доцент Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия, г.Армавир, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу формирования языковой компетенции учащихся среднего этапа обучения английскому языку. Описано созданное и апробированное авторами электронное учебно-методическое пособие «The Degrees of Comparison of Adjectives».
Ключевые слова