10. Лупинская П. А. Уголовный процесс [Текст]
: учебник. - М., 2010. - ISBN 978-5-468-00272-8.
11. Моисеева Т. В. Вступительное заявление сторон - условие, обеспечивающее объективность присяжных заседателей [Текст] // Российская юстиция. - 2009. - № 2.
12. Ратинов А. Р. Вопросы познания в судебном доказывании [Текст] // Советское государство и право. - 1964. - № 8.
13. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса [Текст]. - М.: Наука, 1968.
14. Хрулев С. Суд присяжных. Очерк деятельности судов и судебных порядков [Текст]. - СПб., 1886.
15. Шурыгин А. П. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием
присяжных заседателей [Текст] : научно-практ. пособие по применению УПК РФ. - М., 1995.
16. Якубович Н. А. Понятие доказывания в советском уголовном процессе [Текст] // Советское государство и право. - 1965. - № 7.
17. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность [Текст] / под ред. В. А. Власихина. - М.: Юрист, 2000. - ISBN
5-7975-0318-2.
18. Российская газета [Текст]. - 2004. - 14 окт.
УДК 342.922/951:354
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ
© Ковалёва Наталия Николаевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административно го и муниципального права, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
В статье рассматривается значение информационной безопасности при осуществлении информационного обеспечения региональных органов власти. Обосновывается вывод о том, что информационное обеспечение органов власти является одним из важнейших условий эффективного управления регионом. В свою очередь, информационное взаимодействие органов власти должно иметь достаточный уровень информационной безопасности.
Ключевые слова: управление регионом, информационное обеспечение региональных органов власти, информационная безопасность, государственная политика в сфере информатизации.
•7 и
'правление регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономической эволюции, формирование консолидированного бюджета и контроль его исполнения, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.
Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные
информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления [1, с. 128].
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)
В течение последних 3-5 лет в региональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера [2, 96].
В части использования региональными органами власти и управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так и коммерческие, а также информационные ресурсы межрегиональных телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своих услуг и продукции.
Структуре, призванной выражать интересы, координировать деятельность и организовывать решение конкретных задач для региональных органов управления при создании и сопровождении региональной информационно-аналитической системы, естественно вменить в обязанности следующие функции:
- формирование и проведение в регионе общей политики информатизации, максимально учитывающей интересы органов управления и привлекательной для всех участников разнообразных региональных программ и проектов как потенциальных абонентов информационно-аналитической сети;
- формулирование принципов и общего для региона информационно-телекоммуникационного пространства с тенденцией к унификации технологий и требований при обеспечении интеграции государственных и иных информационных ресурсов;
- создание и обеспечение системы информационной безопасности, регламентации доступа к информационным ресурсам;
- разработка общих критериев соответствия, регламентов представления, форм, протоколов и иных формализованных требований к материалам, размещаемым в пространстве доступа информационно-аналитической системы;
- администрирование, нормативное правовое обеспечение деятельности информационно-аналитической системы.
Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения тер-
риториальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация информационных ресурсов региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти - управления в первую очередь.
Эффективность функционирования региональных социально-экономических комплексов и систем управления напрямую зависит от состояния информационной безопасности региона, под которой обычно понимается состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Обеспечение информационной безопасности связано с защитой прав личности, общества, государства на поиск, получение и распространение достоверной информации любым законным способом, на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную и государственную тайну, на сохранение и приумножение культурных и духовно-нравственных ценностей, исторических традиций и норм общественной жизни [2, с. 114].
Решение столь сложных задач немыслимо без участия в осуществлении миссии обеспечения информационной безопасности России, её региональных и муниципальных образований.
К основным направлениям деятельности по защите информационного прострнства региона, сформулированным на основе анализа содержания Концепции информационной безопасности Российской Федерации, на наш взгляд, относятся:
- формирование, наращивание и рациональное управление государственными и муниципальными информационными ресурсами;
- выявление угроз информационной безопасности и их источников;
- обеспечение информационных прав личности, общества, органов государственной власти и местного самоуправления, их защита от негативных информационных воздействий, то есть организация информационного обмена с внешней средой, не наносящего ущерб безопасности субъектам региона и субъектам внешней (по отношению к региону) среды;
- защита информации, отнесённой в законном порядке к категории ограниченного доступа (составляющей тайну), от угроз её утечки к недружественным субъектам, в том числе в результате незаконного ведения технической разведки и несанкционированного доступа к информации;
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
- защита информации (независимо от категории доступа к ней и формы представления) от риска нежелательных, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.
Указанные направления должны реализоваться конкретными видами деятельности, выполняемыми различными органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с их компетенцией.
По мнению В. Б. Зотова, взаимосвязь направлений деятельности в сфере информационной безопасности и сложности возникающих проблем требует скоординированных усилий не только органов федеральной исполнительной власти. Целесообразно иметь систему координации, распределённую по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических и социально-экономических проблем в области информационной безопасности [3, с. 16]. К основным организационным вопросам, которые должны быть решены на региональном и муниципальном уровне, можно отнести:
- необходимость прогнозирования угроз информационной безопасности и последствий их реализации в регионе; разработки моделей возможных угроз применительно к различным направлениям обеспечения информационной безопасности для использования потребителями
- развитие региональных и муниципальных систем защиты информации от технических разведок и от её утечки по техническим каналам;
- проведение согласованных мероприятий по охране и обеспечению живучести важнейших объектов информационной инфраструктуры региона в условиях угрозы терроризма;
- подготовку и повышение квалификации специалистов в области информационной безопасности.
Каждая из перечисленных проблем требует специфических подходов и методов решения. Общая координация деятельности в этом направлении может осуществляться Научно-техническим советом по проблемам информационной безопасности администрации Субъекта Российской Федерации, а решение конкретных организационных и технических вопросов целесообразно возложить на наиболее компетентные предприятия, учреждения и организации региона по каждой из проблем. Для этого при них рекомендуется создавать соответствующие координационные советы.
В настоящее время процесс формирования региональных систем обеспечения информационной безопасности начался в ряде регионов России: Воронежской, Ростовской, Волгоградской областях, городе Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях, других субъектах Федерации.
Целесообразно иметь систему координации, распределённую по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических и социально-экономических проблем в области информационной безопасности.
независимо от их ведомственной принадлежности;
- создание концепции и ратификацию законодательно-правового обеспечения защиты информационных ресурсов Субъекта Российской Федерации, а также муниципальных информационных ресурсов, в том числе различных видов конфиденциальной информации;
- разработку и реализацию единой политики в области систематизации, учёта и обеспечения доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам региона;
- создание и совершенствование общедоступных информационно-телекоммуникационных средств и систем в регионе;
- выявление и пресечение (локализация) распространения ложной и недостоверной информации, специальных информационно-психологических воздействий на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления по различным каналам;
Нельзя не отметить, что доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления посредством сети Internet признаётся в настоящее время наиболее приоритетным во всех развитых странах мира. Так, например, в США 42 млн американцев пользуются правительственными сайтами в Internet с целью исследования публично-правовых вопросов; 23 млн используют правительственные сайты для общения с официальными чиновниками по политическим вопросам; 14 млн американцев используют правительственные сайты с целью получения предвыборной информации; 13 млн участвуют в лоббировании различных кампаний в Сети [4].
Таким образом, можно спрогнозировать развитие использования информационно-коммуникационных технологий в управлении регионом и на территории Российской Федерации, о чём свидетельствует принятая в 2011 г. Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)
годы)» [5]. Данная программа предполагает дальнейшее развитие защищённого сегмента сети Internet для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, в том числе:
- развитие инфраструктуры сегмента сети Internet для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации;
- развитие системы информационного взаимодействия органов государственной власти и обеспечение интеграции государственных общедоступных информационных систем и ресурсов в сегменте сети Internet.
Кроме того, в ходе реализации Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» будет осуществляться интеграция центральной информационной системы с ведомственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти; внедрение регионального сегмента государственной автоматизированной системы «Управление» в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создание типовой информационной системы обеспечения деятельности руководителя федерального ведомства (обеспечение повышения эффективности контроля реализации приоритетных направлений деятельности ведомства и взаимоувязки информационных систем ведомства на основе единой информационно-аналитической платформы); создание автоматизированной информационной системы для разработки и реализации государственных программ (обеспечение сопровождения хода разработки, корректировки и реализации государственных программ, включая формирование системы мониторинга и анализа эффективности достижения ожидаемых результатов государственных программ Российской Федерации).
Следует подчеркнуть, что развитие проекта «Электронный регион», предполагает: поиск и принятие нормативных, методологических и технологических решений для внедрения электронного правительства на уровне субъекта Российской Федерации; разработку комплекса мероприятий по внедрению информационных технологий в субъекте Российской Федерации, создание соответствующих типовых программ на основе свободного программного обеспечения; осуществление взаимодействия в электронной форме между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
И, наконец, создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации позволит разработать
соответствующий перечень; единые правила и стандарты создания и обновления пространственной информации; создать государственный геоинформационный портал, обеспечивающий публикацию базовых пространственных данных, а также метаданных; предоставление в электронном виде государственных цифровых карт и планов.
Отсюда следует, что информационное обеспечение региональных органов власти позволяет осуществлять формирование Единого информационного пространства нашей страны, что, в свою очередь создаёт предпосылки для перехода современного общества в новую формацию - информационное общество и является значимым фактором, влияющим на развитие современного государства. То есть информационное обеспечение органов власти является одним из важнейших условий эффективного управления регионом. В то же время, информационное взаимодействие органов власти невозможно осуществлять без достаточного уровня информационной безопасности. Таким образом, решение проблем информационной безопасности, обозначенных в данной статье, в процессе развития информационного обеспечения органов власти обуславливает эффективность управления регионом в целом в социально-экономических, культурных, общественно-политических, информационно-коммуникационных и других аспектах.
Библиографический список
1. Филимонова Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Е. В. Филимонова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- ISBN 978-5-222-15655-1.
2. Васильев А. А. Система муниципального управления [Текст] / А. А. Васильев. - М.: КноРус, 2010. - ISBN 978-5-406-00387-9.
3. Зотов В. Б. Система муниципального управления в схемах [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Васильев. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - ISBN: 978-5-222-12084-2.
4. Larsen E. The rise of the e-citizen. How people use government agencies [Электронный ресурс].
- URL: http://www.pewinternet.org/ (дата обращения: 20.06.2011).
5. Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» : утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р [Электронный ресурс]. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/ cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/369/ (дата обращения: 20.05.2011).
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731