Научная статья на тему 'Роль информационной безопасности в процессе организации эффективного управления регионами'

Роль информационной безопасности в процессе организации эффективного управления регионами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / MANAGEMENT OF THE REGION / INFORMATION SUPPORT OF REGIONAL AUTHORITIES / INFORMATION SECURITY / STATE POLICY IN INFORMATION SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёва Наталия Николаевна

В статье рассматривается значение информационной безопасности при осуществлении информационного обеспечения региональных органов власти. Обосновывается вывод о том, что информационное обеспечение органов власти является одним из важнейших условий эффективного управления регионом. В свою очередь, информационное взаимодействие органов власти должно иметь достаточный уровень информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION SECURITY IN THE COURSE OF THE ORGANIZATION OF EFFICIENT CONTROL OF THE REGIONS

In the article the value of information security in realization of information support of the regional authorities are considered. The conclusion that information support of authorities is one of the major conditions of efficient control of the region is proved. In turn, information interaction of authorities should have sufficient level of information security.

Текст научной работы на тему «Роль информационной безопасности в процессе организации эффективного управления регионами»

10. Лупинская П. А. Уголовный процесс [Текст]

: учебник. - М., 2010. - ISBN 978-5-468-00272-8.

11. Моисеева Т. В. Вступительное заявление сторон - условие, обеспечивающее объективность присяжных заседателей [Текст] // Российская юстиция. - 2009. - № 2.

12. Ратинов А. Р. Вопросы познания в судебном доказывании [Текст] // Советское государство и право. - 1964. - № 8.

13. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса [Текст]. - М.: Наука, 1968.

14. Хрулев С. Суд присяжных. Очерк деятельности судов и судебных порядков [Текст]. - СПб., 1886.

15. Шурыгин А. П. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием

присяжных заседателей [Текст] : научно-практ. пособие по применению УПК РФ. - М., 1995.

16. Якубович Н. А. Понятие доказывания в советском уголовном процессе [Текст] // Советское государство и право. - 1965. - № 7.

17. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность [Текст] / под ред. В. А. Власихина. - М.: Юрист, 2000. - ISBN

5-7975-0318-2.

18. Российская газета [Текст]. - 2004. - 14 окт.

УДК 342.922/951:354

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ

© Ковалёва Наталия Николаевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административно го и муниципального права, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».

И [email protected]

В статье рассматривается значение информационной безопасности при осуществлении информационного обеспечения региональных органов власти. Обосновывается вывод о том, что информационное обеспечение органов власти является одним из важнейших условий эффективного управления регионом. В свою очередь, информационное взаимодействие органов власти должно иметь достаточный уровень информационной безопасности.

Ключевые слова: управление регионом, информационное обеспечение региональных органов власти, информационная безопасность, государственная политика в сфере информатизации.

•7 и

'правление регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономической эволюции, формирование консолидированного бюджета и контроль его исполнения, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.

Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные

информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления [1, с. 128].

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

В течение последних 3-5 лет в региональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера [2, 96].

В части использования региональными органами власти и управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так и коммерческие, а также информационные ресурсы межрегиональных телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своих услуг и продукции.

Структуре, призванной выражать интересы, координировать деятельность и организовывать решение конкретных задач для региональных органов управления при создании и сопровождении региональной информационно-аналитической системы, естественно вменить в обязанности следующие функции:

- формирование и проведение в регионе общей политики информатизации, максимально учитывающей интересы органов управления и привлекательной для всех участников разнообразных региональных программ и проектов как потенциальных абонентов информационно-аналитической сети;

- формулирование принципов и общего для региона информационно-телекоммуникационного пространства с тенденцией к унификации технологий и требований при обеспечении интеграции государственных и иных информационных ресурсов;

- создание и обеспечение системы информационной безопасности, регламентации доступа к информационным ресурсам;

- разработка общих критериев соответствия, регламентов представления, форм, протоколов и иных формализованных требований к материалам, размещаемым в пространстве доступа информационно-аналитической системы;

- администрирование, нормативное правовое обеспечение деятельности информационно-аналитической системы.

Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения тер-

риториальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация информационных ресурсов региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти - управления в первую очередь.

Эффективность функционирования региональных социально-экономических комплексов и систем управления напрямую зависит от состояния информационной безопасности региона, под которой обычно понимается состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Обеспечение информационной безопасности связано с защитой прав личности, общества, государства на поиск, получение и распространение достоверной информации любым законным способом, на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную и государственную тайну, на сохранение и приумножение культурных и духовно-нравственных ценностей, исторических традиций и норм общественной жизни [2, с. 114].

Решение столь сложных задач немыслимо без участия в осуществлении миссии обеспечения информационной безопасности России, её региональных и муниципальных образований.

К основным направлениям деятельности по защите информационного прострнства региона, сформулированным на основе анализа содержания Концепции информационной безопасности Российской Федерации, на наш взгляд, относятся:

- формирование, наращивание и рациональное управление государственными и муниципальными информационными ресурсами;

- выявление угроз информационной безопасности и их источников;

- обеспечение информационных прав личности, общества, органов государственной власти и местного самоуправления, их защита от негативных информационных воздействий, то есть организация информационного обмена с внешней средой, не наносящего ущерб безопасности субъектам региона и субъектам внешней (по отношению к региону) среды;

- защита информации, отнесённой в законном порядке к категории ограниченного доступа (составляющей тайну), от угроз её утечки к недружественным субъектам, в том числе в результате незаконного ведения технической разведки и несанкционированного доступа к информации;

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

- защита информации (независимо от категории доступа к ней и формы представления) от риска нежелательных, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.

Указанные направления должны реализоваться конкретными видами деятельности, выполняемыми различными органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с их компетенцией.

По мнению В. Б. Зотова, взаимосвязь направлений деятельности в сфере информационной безопасности и сложности возникающих проблем требует скоординированных усилий не только органов федеральной исполнительной власти. Целесообразно иметь систему координации, распределённую по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических и социально-экономических проблем в области информационной безопасности [3, с. 16]. К основным организационным вопросам, которые должны быть решены на региональном и муниципальном уровне, можно отнести:

- необходимость прогнозирования угроз информационной безопасности и последствий их реализации в регионе; разработки моделей возможных угроз применительно к различным направлениям обеспечения информационной безопасности для использования потребителями

- развитие региональных и муниципальных систем защиты информации от технических разведок и от её утечки по техническим каналам;

- проведение согласованных мероприятий по охране и обеспечению живучести важнейших объектов информационной инфраструктуры региона в условиях угрозы терроризма;

- подготовку и повышение квалификации специалистов в области информационной безопасности.

Каждая из перечисленных проблем требует специфических подходов и методов решения. Общая координация деятельности в этом направлении может осуществляться Научно-техническим советом по проблемам информационной безопасности администрации Субъекта Российской Федерации, а решение конкретных организационных и технических вопросов целесообразно возложить на наиболее компетентные предприятия, учреждения и организации региона по каждой из проблем. Для этого при них рекомендуется создавать соответствующие координационные советы.

В настоящее время процесс формирования региональных систем обеспечения информационной безопасности начался в ряде регионов России: Воронежской, Ростовской, Волгоградской областях, городе Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях, других субъектах Федерации.

Целесообразно иметь систему координации, распределённую по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических и социально-экономических проблем в области информационной безопасности.

независимо от их ведомственной принадлежности;

- создание концепции и ратификацию законодательно-правового обеспечения защиты информационных ресурсов Субъекта Российской Федерации, а также муниципальных информационных ресурсов, в том числе различных видов конфиденциальной информации;

- разработку и реализацию единой политики в области систематизации, учёта и обеспечения доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам региона;

- создание и совершенствование общедоступных информационно-телекоммуникационных средств и систем в регионе;

- выявление и пресечение (локализация) распространения ложной и недостоверной информации, специальных информационно-психологических воздействий на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления по различным каналам;

Нельзя не отметить, что доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления посредством сети Internet признаётся в настоящее время наиболее приоритетным во всех развитых странах мира. Так, например, в США 42 млн американцев пользуются правительственными сайтами в Internet с целью исследования публично-правовых вопросов; 23 млн используют правительственные сайты для общения с официальными чиновниками по политическим вопросам; 14 млн американцев используют правительственные сайты с целью получения предвыборной информации; 13 млн участвуют в лоббировании различных кампаний в Сети [4].

Таким образом, можно спрогнозировать развитие использования информационно-коммуникационных технологий в управлении регионом и на территории Российской Федерации, о чём свидетельствует принятая в 2011 г. Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

годы)» [5]. Данная программа предполагает дальнейшее развитие защищённого сегмента сети Internet для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, в том числе:

- развитие инфраструктуры сегмента сети Internet для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации;

- развитие системы информационного взаимодействия органов государственной власти и обеспечение интеграции государственных общедоступных информационных систем и ресурсов в сегменте сети Internet.

Кроме того, в ходе реализации Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» будет осуществляться интеграция центральной информационной системы с ведомственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти; внедрение регионального сегмента государственной автоматизированной системы «Управление» в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создание типовой информационной системы обеспечения деятельности руководителя федерального ведомства (обеспечение повышения эффективности контроля реализации приоритетных направлений деятельности ведомства и взаимоувязки информационных систем ведомства на основе единой информационно-аналитической платформы); создание автоматизированной информационной системы для разработки и реализации государственных программ (обеспечение сопровождения хода разработки, корректировки и реализации государственных программ, включая формирование системы мониторинга и анализа эффективности достижения ожидаемых результатов государственных программ Российской Федерации).

Следует подчеркнуть, что развитие проекта «Электронный регион», предполагает: поиск и принятие нормативных, методологических и технологических решений для внедрения электронного правительства на уровне субъекта Российской Федерации; разработку комплекса мероприятий по внедрению информационных технологий в субъекте Российской Федерации, создание соответствующих типовых программ на основе свободного программного обеспечения; осуществление взаимодействия в электронной форме между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

И, наконец, создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации позволит разработать

соответствующий перечень; единые правила и стандарты создания и обновления пространственной информации; создать государственный геоинформационный портал, обеспечивающий публикацию базовых пространственных данных, а также метаданных; предоставление в электронном виде государственных цифровых карт и планов.

Отсюда следует, что информационное обеспечение региональных органов власти позволяет осуществлять формирование Единого информационного пространства нашей страны, что, в свою очередь создаёт предпосылки для перехода современного общества в новую формацию - информационное общество и является значимым фактором, влияющим на развитие современного государства. То есть информационное обеспечение органов власти является одним из важнейших условий эффективного управления регионом. В то же время, информационное взаимодействие органов власти невозможно осуществлять без достаточного уровня информационной безопасности. Таким образом, решение проблем информационной безопасности, обозначенных в данной статье, в процессе развития информационного обеспечения органов власти обуславливает эффективность управления регионом в целом в социально-экономических, культурных, общественно-политических, информационно-коммуникационных и других аспектах.

Библиографический список

1. Филимонова Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Е. В. Филимонова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

- ISBN 978-5-222-15655-1.

2. Васильев А. А. Система муниципального управления [Текст] / А. А. Васильев. - М.: КноРус, 2010. - ISBN 978-5-406-00387-9.

3. Зотов В. Б. Система муниципального управления в схемах [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Васильев. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - ISBN: 978-5-222-12084-2.

4. Larsen E. The rise of the e-citizen. How people use government agencies [Электронный ресурс].

- URL: http://www.pewinternet.org/ (дата обращения: 20.06.2011).

5. Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» : утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р [Электронный ресурс]. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/ cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/369/ (дата обращения: 20.05.2011).

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.