Общественное здоровье и здравоохранение
УДК 615.1
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРОВИЗОРА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» И «СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ»
© 2019 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара
В статье показано, что реализация в работе аптеки трудовых функций профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» может способствовать достижению желаемых показателей федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», а также выполнению статей «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью». При этом основной сферой взаимодействия, объединяющей все рассматриваемые документы, является формирование здорового образа жизни у населения, которое в работе аптеки реализуется через информационно-просветительскую работу провизора. Такая работа провизора может быть также направлена на сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, профилактику абортов, пропаганду семейных ценностей и охват граждан профилактическими осмотрами. Другой важной объединяющей сферой взаимодействия, которая может быть реализована в работе аптеки, является повышение качества фармацевтической помощи инвалидам, в том числе гериатрического профиля.
Ключевые слова. Национальный проект «Демография», Минздрав РФ, Русская Православная Церковь, провизор, информационно-просветительская работа, профессиональный стандарт.
Введение. В настоящее время деятельность аптек направлена, преимущественно, на получение прибыли от реализации лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Основные функции фармацевтических специалистов в аптеке в отношении населения - это квалифицированная фармацевтическая помощь и информационно-просветительская работа, что отражено в их профессиональных стандартах. Фармацевтическая помощь населению, т.е. обеспечение медикаментами и консультация по их выбору и применению, осуществляется в момент продажи лекарственных препаратов, а информационно-просветительская работа остается практически незаметной. В России десятки тысяч аптек и фармацевтических специалистов, которые могли бы проводить информационно-просветительскую работ по пропаганде здорового образа жизни среди населения. Поэтому представляется важным определить место и роль информационно-просветительской работы провизора в государственных проектах по сохранению здоровья людей.
Актуальные задачи современного здравоохранения определены в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на пери-
од до 2024 года». Главные из них - это достижение «.. .устойчивого естественного роста численности населения РФ» и «... повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) [1]. Для выполнения этого Указа Президента России Правительством РФ был принят Национальный проект «Демография», включающий пять федеральных проектов, среди которых Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья») [2] и проект «Разработка и реализация программы системной поддержки граждан старшего поколения «Старшее поколение» [3]. В соответствии с паспортами указанных проектов Минздрав России является, соответственно, исполнителем и соисполнителем этих проектов.
В 2015 году между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью было заключено «Соглашение о сотрудничестве.», целью которого является «обеспечение прав лиц на наивысший достижимый уровень здоровья, а также право на свободу совести и вероисповедания» (ст. 1) [4]. Его подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова.
В настоящее время в Российском обществе наблюдается активное Церковно-светское взаимодействие [5], поэтому представляется актуальным и практически значимым определить статьи «Соглашения о сотрудничестве.», которые применимы к рассматриваемым проектам и могли бы быть реализованы в работе аптеки, в соответствии с профессиональными стандартами «Провизор» [6] и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [7].
Цель: определить общие сферы взаимодействия в федеральных проектах и «Соглашении о сотрудничестве.», а также в трудовых функциях профессиональных стандартов фармацевтических специалистов, которые могли бы быть реализованы в работе аптеки.
Задачи. 1. Проанализировать статьи «Соглашения о сотрудничестве.», показатели федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», трудовые функции профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».
2. Определить общие положения, объединяющие все рассматриваемые документы, для реализации их в работе аптеки.
Результаты и обсуждение. «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» включает 21 статью и определяет следующие основные области взаимодействия:
1) по вопросам подготовки специалистов в сфере охраны здоровья; информационно-образовательной деятельности по предотвращению искусственного прерывания беременности; популяризации в обществе здорового образа жизни (ст. 5);
2) по вопросам формирования здорового образа жизни населения РФ (ст. 6);
3) по вопросам формирования ответственного отношения у населения к проблемам донорства крови, донорства и трансплантации органов и тканей (ст. 7);
4) по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, пропаганды семейных ценностей (ст. 9);
5) в сфере оказания духовной и медицинской помощи страдающим алкогольной зависимостью, токсикоманией, наркоманией, игроманией (ст. 12);
6) оказания медицинской помощи инвалидам, повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов (ст. 13);
7) по противодействию незаконному занятию народной медициной (целительством), деятельности псевдорелигиозных структур и лженаучных практик (ст. 15).
Целью приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» является - «Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50 % к 2020 году и до 60 % к 2025 году путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью» [2]. В соответствии с паспортом этого проекта выделяются шесть показателей, которые должны быть достигнуты к указанным срокам (табл. 1). Из представленных данных видно, что четыре из шести показателей могут достигаться благодаря взаимодействию между Минздравом РФ и РПЦ, в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве...» (ст. 5; 6; 9; 12).
Таблица 1
Наличие соответствия между показателями приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»
Показатели приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»
Наименование Базовое значение Период, год
2020 2025
1. Доля граждан, приверженных здоровому образу жизни (%) - 45,0 60,0 ст. 5; 6
2. Распространенность потребления табака среди взрослого населения (%) 32,0 28,0 27,0 (можно отнести к ст. 12)
3. Потребление алкогольной продукции на душу населения (л) 10,3 9,0 8,0 ст. 12
4. Доля граждан, систематически занимающиеся физической культурой и спортом (%) 34,0 40,0 45,0 ст. 5; 6
5. Число абортов, совершаемых по желанию женщины, на тысячу женщин фертильного возраста 20,5 18,0 16,0 ст. 5; 9
6. Доля граждан с артериальной гипертензией, контролирующих свое артериальное давление 35,0 50,0 55,0 можно отнести к ст. 5; 6
В соответствии с паспортом федерального проекта «Старшее поколение», его целью является «Увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет» [3]. Из табл. 2 видно, что пять из шести показателей данного проекта соответствуют статьям 5;6;9;13 «Соглашения о сотрудничестве.».
В целом из данных, представленных в табл. 1 и 2, можно заключить, что из двенадцати показателей обоих проектов, девять могут достигаться при взаимодействии Минздрава РФ и РПЦ.
Работа фармацевтических специалистов в аптеке регламентируется в основном двумя профессиональными стандартами - «Провизор» [5] и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [6]. В соответствии с профессиональным стандартом «Провизор» основными аспектами деятельности специалиста в отношении населения является квалифицированная фармацевтическая помощь и информационно-просветительская работа. Анализ трудовых функций, входящих в этот стандарт, в контексте выполнения «Соглашения о сотрудничестве.» показывает (табл. 3), что взаимодействие может быть в соответствии с 1-й и 5-й трудовыми функциями по ст. 13, - это повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов. А также по 4-й трудовой функции, (умение проводить информационно-просветительскую работу среди населения), и ст. 5 и 6 - по формированию здоро-
вого образа жизни и предотвращению абортов; ст. 7 - по формированию у населения ответственного отношения к донорству крови, донорству и трансплантации органов и тканей; ст. 9 - по охране репродуктивного здоровья матери и ребенка, пропаганде семейных ценностей; ст. 13 - по повышению качества лекарственного обеспечения инвалидов; и ст. 15 - по противодействию незаконному занятию народной медициной (целительством).
Таблица 2
Наличие соответствия между показателями федерального проекта «Старшее поколение» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ
и Русской Православной Церковью»
Показатели федерального проекта «Старшее поколение» Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»
Наименование Базовое значение Период, год
2020 2024
1. Ожидаемая продолжительность жизни граждан в возрасте 55 лет 24,33 25,27 27,08 ст. 5
2. Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста 13,4 44,6 56,0 ст. 13
3. Охват граждан старше трудоспособного возраста профессиональными осмотрами, включая диспансеризацию (%) 16,6 28,0 70,0 ст. 5; 6; 9
4. Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением (%) 49,3 60,5 90,0 ст. 13
5. Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания «нового типа» от общего числа граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания (%) - 0,5 3,7 ст. 13
6. Численность граждан пред пенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (тыс. чел) - 150 450 -
Таблица 3
Наличие соответствия между трудовыми функциями профессионального стандарта «Провизор» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ
и Русской Православной Церковью»
Трудовая функция Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»
1. Оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента ст. 13
2. Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента -
3. Обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента -
4. Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента (в том числе умение проводить информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни) ст. 5; 6; 7; 9; (12); 13; 15
5. Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций ст. 13
В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», его обобщенной трудовой функцией является организация и руководство фармацевтической деятельностью фармацевтической организации. Из данных, представленных в табл.4, видно, что трудовым функциям этого стандарта, соответствуют те же статьи «Соглашения о сотрудничестве.», что и в стандарте «Провизор», т.е. ст. 5; 6; 7; 9; 13; 15. При этом взаимодействие по ст. 13 - повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов, соответствует всем трудовым функциям рассматриваемого профессионального стандарта.
Таблица 4
Наличие соответствия между трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»
Трудовая функция Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»
1. Планирование деятельности фармацевтической организации ст. 13
2. Организация ресурсного обеспечения фармацевтической организации ст. 13
3. Организация работы персонала фармацевтической организации ст. 5; 6; 13
4. Управление качеством результатов текущей деятельности фармацевтической организации ст. 13
5. Организация информационной и консультативной помощи для населения и медицинских работников ст. 5; 6; 7; 9; (12); 13; 15
6. Управление финансово-экономической деятельностью фармацевтической организации -
А выполнение всех остальных выше указанных статей «Соглашения о сотрудничестве.», связано с 5-й трудовой функцией, - организация информационной и консультативной помощи для населения и медицинских работников.
Таким образом можно заключить, что выполнение «Соглашения о сотрудничестве.» в работе аптеки, может быть реализовано в соответствии с трудовыми функциями профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». При этом основными сферами взаимодействия являются повышение качества фармацевтической помощи инвалидам и информационно-просветительская работа среди населения по формированию здорового образа жизни; предотвращению абортов; охране репродуктивного здоровья и здоровья матери и ребенка; пропаганде семейных ценностей; донорству крови и органов (трансплантации органов и тканей); по противодействию незаконному занятию целительством.
Выполнение «Соглашения о сотрудничестве.» в работе аптеки одновременно способствует выполнению федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение» (табл. 1 и 2). При этом сферы пересечения положений этих документов аналогичны выше перечисленным, за исключением донорства (трансплантации) и противодействию целительству.
Резюмируя результаты данной работы, можно заключить, что в работе аптеки могут быть реализованы как положения федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Демография», так и статьи «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской православной Церковью»
Выводы. 1. Реализация в работе аптеки трудовых функций профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» может способствовать достижению желаемых показателей федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», а также выполнению статей «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью».
2. Основной сферой взаимодействия, объединяющей все рассматриваемые документы, является формирование здорового образа жизни у населения, которое в работе аптеки реализуется через информационно-просветительскую работу провизора.
3. Информационно-просветительская работа провизора может быть также направлена на сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, профилактику абортов, пропаганду семейных ценностей и охват граждан профилактическими осмотрами.
4. Еще одной важной объединяющей сферой взаимодействия, которая может быть реализована в работе аптеки, является повышение качества фармацевтической помощи инвалидам, в том числе гериатрического профиля.
Заключение. Как уже отмечалось, в настоящее время работа аптек направлена преимущественно на получение прибыли, поэтому участие провизоров в выполнении Национального проекта «Демография» и «Соглашения о сотрудничестве.» может способствовать сохранению баланса между экономическими интересами аптек и интересами общественного здоровья и здравоохранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru (дата доступа 23.04.2019).
2 Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» / Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26 июля 2017 г. № 8).
3 Федеральный проект «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rosmintrud.ru (дата доступа 23.04.2019).
4 Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью (Московский патриархат) (Москва, 18 июня 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата доступа 10.03.2019).
5 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Духовно-нравственные аспекты сохранения здоровья человека в контексте информационно-просветительской работы провизора // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». -2019. - № 2. - С. 168-175.
6 Профессиональный стандарт «Провизор» / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н.
7 Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 г. № 428н.
Рукопись получена: 11 сентября 2019 г. Принята к публикации: 24 сентября 2019 г.