Научная статья на тему 'Роль информационно-просветительской работы провизора в реализации Национального проекта «Демография» и «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»'

Роль информационно-просветительской работы провизора в реализации Национального проекта «Демография» и «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL PROJECT ‘DEMOGRAPHY / ’ MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PHARMACIST / INFORMING / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL STANDARD / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕМОГРАФИЯ» / МИНЗДРАВ РФ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРОВИЗОР / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

В статье показано, что реализация в работе аптеки трудовых функций профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» может способствовать достижению желаемых показателей федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», а также выполнению статей «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью». При этом основной сферой взаимодействия, объединяющей все рассматриваемые документы, является формирование здорового образа жизни у населения, которое в работе аптеки реализуется через информационно-просветительскую работу провизора. Такая работа провизора может быть также направлена на сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, профилактику абортов, пропаганду семейных ценностей и охват граждан профилактическими осмотрами. Другой важной объединяющей сферой взаимодействия, которая может быть реализована в работе аптеки, является повышение качества фармацевтической помощи инвалидам, в том числе гериатрического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF PHARMACISTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT ‘DEMOGRAPHY’ AND ‘COOPERATION AGREEMENT BETWEEN THE MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH’

The article shows that the implementation of the pharmacy work functions of professional standards ‘Pharmacist’ and ‘Specialist in pharmaceutical management’ can contribute to the achievement of the desired indicators of the Federal projects ‘Formation of a healthy lifestyle’ and ‘Older generation,’ as well as the implementation of the ‘Cooperation agreement between the Ministry of Health of the Russian Federation and the Russian Orthodox Church.’ The main sphere of interaction, combining all the documents mentioned above is formation of healthy lifestyle in the population, which is fulfilled through informational and educational activity of a pharmacist. Such activity of the pharmacist can also be aimed at preserving the health of mother and child, reproductive health, prevention of abortion, promotion of family values, and motivation of citizens for preventive examinations. Another important unifying area of interaction that can be implemented in pharmacy is the improvement of the quality of pharmaceutical care for people with disabilities, including those of advanced age.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-просветительской работы провизора в реализации Национального проекта «Демография» и «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»»

Общественное здоровье и здравоохранение

УДК 615.1

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРОВИЗОРА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» И «СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ»

© 2019 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

В статье показано, что реализация в работе аптеки трудовых функций профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» может способствовать достижению желаемых показателей федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», а также выполнению статей «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью». При этом основной сферой взаимодействия, объединяющей все рассматриваемые документы, является формирование здорового образа жизни у населения, которое в работе аптеки реализуется через информационно-просветительскую работу провизора. Такая работа провизора может быть также направлена на сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, профилактику абортов, пропаганду семейных ценностей и охват граждан профилактическими осмотрами. Другой важной объединяющей сферой взаимодействия, которая может быть реализована в работе аптеки, является повышение качества фармацевтической помощи инвалидам, в том числе гериатрического профиля.

Ключевые слова. Национальный проект «Демография», Минздрав РФ, Русская Православная Церковь, провизор, информационно-просветительская работа, профессиональный стандарт.

Введение. В настоящее время деятельность аптек направлена, преимущественно, на получение прибыли от реализации лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Основные функции фармацевтических специалистов в аптеке в отношении населения - это квалифицированная фармацевтическая помощь и информационно-просветительская работа, что отражено в их профессиональных стандартах. Фармацевтическая помощь населению, т.е. обеспечение медикаментами и консультация по их выбору и применению, осуществляется в момент продажи лекарственных препаратов, а информационно-просветительская работа остается практически незаметной. В России десятки тысяч аптек и фармацевтических специалистов, которые могли бы проводить информационно-просветительскую работ по пропаганде здорового образа жизни среди населения. Поэтому представляется важным определить место и роль информационно-просветительской работы провизора в государственных проектах по сохранению здоровья людей.

Актуальные задачи современного здравоохранения определены в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на пери-

од до 2024 года». Главные из них - это достижение «.. .устойчивого естественного роста численности населения РФ» и «... повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) [1]. Для выполнения этого Указа Президента России Правительством РФ был принят Национальный проект «Демография», включающий пять федеральных проектов, среди которых Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья») [2] и проект «Разработка и реализация программы системной поддержки граждан старшего поколения «Старшее поколение» [3]. В соответствии с паспортами указанных проектов Минздрав России является, соответственно, исполнителем и соисполнителем этих проектов.

В 2015 году между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью было заключено «Соглашение о сотрудничестве.», целью которого является «обеспечение прав лиц на наивысший достижимый уровень здоровья, а также право на свободу совести и вероисповедания» (ст. 1) [4]. Его подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова.

В настоящее время в Российском обществе наблюдается активное Церковно-светское взаимодействие [5], поэтому представляется актуальным и практически значимым определить статьи «Соглашения о сотрудничестве.», которые применимы к рассматриваемым проектам и могли бы быть реализованы в работе аптеки, в соответствии с профессиональными стандартами «Провизор» [6] и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [7].

Цель: определить общие сферы взаимодействия в федеральных проектах и «Соглашении о сотрудничестве.», а также в трудовых функциях профессиональных стандартов фармацевтических специалистов, которые могли бы быть реализованы в работе аптеки.

Задачи. 1. Проанализировать статьи «Соглашения о сотрудничестве.», показатели федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», трудовые функции профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

2. Определить общие положения, объединяющие все рассматриваемые документы, для реализации их в работе аптеки.

Результаты и обсуждение. «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» включает 21 статью и определяет следующие основные области взаимодействия:

1) по вопросам подготовки специалистов в сфере охраны здоровья; информационно-образовательной деятельности по предотвращению искусственного прерывания беременности; популяризации в обществе здорового образа жизни (ст. 5);

2) по вопросам формирования здорового образа жизни населения РФ (ст. 6);

3) по вопросам формирования ответственного отношения у населения к проблемам донорства крови, донорства и трансплантации органов и тканей (ст. 7);

4) по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, пропаганды семейных ценностей (ст. 9);

5) в сфере оказания духовной и медицинской помощи страдающим алкогольной зависимостью, токсикоманией, наркоманией, игроманией (ст. 12);

6) оказания медицинской помощи инвалидам, повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов (ст. 13);

7) по противодействию незаконному занятию народной медициной (целительством), деятельности псевдорелигиозных структур и лженаучных практик (ст. 15).

Целью приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» является - «Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50 % к 2020 году и до 60 % к 2025 году путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью» [2]. В соответствии с паспортом этого проекта выделяются шесть показателей, которые должны быть достигнуты к указанным срокам (табл. 1). Из представленных данных видно, что четыре из шести показателей могут достигаться благодаря взаимодействию между Минздравом РФ и РПЦ, в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве...» (ст. 5; 6; 9; 12).

Таблица 1

Наличие соответствия между показателями приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»

Показатели приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»

Наименование Базовое значение Период, год

2020 2025

1. Доля граждан, приверженных здоровому образу жизни (%) - 45,0 60,0 ст. 5; 6

2. Распространенность потребления табака среди взрослого населения (%) 32,0 28,0 27,0 (можно отнести к ст. 12)

3. Потребление алкогольной продукции на душу населения (л) 10,3 9,0 8,0 ст. 12

4. Доля граждан, систематически занимающиеся физической культурой и спортом (%) 34,0 40,0 45,0 ст. 5; 6

5. Число абортов, совершаемых по желанию женщины, на тысячу женщин фертильного возраста 20,5 18,0 16,0 ст. 5; 9

6. Доля граждан с артериальной гипертензией, контролирующих свое артериальное давление 35,0 50,0 55,0 можно отнести к ст. 5; 6

В соответствии с паспортом федерального проекта «Старшее поколение», его целью является «Увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет» [3]. Из табл. 2 видно, что пять из шести показателей данного проекта соответствуют статьям 5;6;9;13 «Соглашения о сотрудничестве.».

В целом из данных, представленных в табл. 1 и 2, можно заключить, что из двенадцати показателей обоих проектов, девять могут достигаться при взаимодействии Минздрава РФ и РПЦ.

Работа фармацевтических специалистов в аптеке регламентируется в основном двумя профессиональными стандартами - «Провизор» [5] и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [6]. В соответствии с профессиональным стандартом «Провизор» основными аспектами деятельности специалиста в отношении населения является квалифицированная фармацевтическая помощь и информационно-просветительская работа. Анализ трудовых функций, входящих в этот стандарт, в контексте выполнения «Соглашения о сотрудничестве.» показывает (табл. 3), что взаимодействие может быть в соответствии с 1-й и 5-й трудовыми функциями по ст. 13, - это повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов. А также по 4-й трудовой функции, (умение проводить информационно-просветительскую работу среди населения), и ст. 5 и 6 - по формированию здоро-

вого образа жизни и предотвращению абортов; ст. 7 - по формированию у населения ответственного отношения к донорству крови, донорству и трансплантации органов и тканей; ст. 9 - по охране репродуктивного здоровья матери и ребенка, пропаганде семейных ценностей; ст. 13 - по повышению качества лекарственного обеспечения инвалидов; и ст. 15 - по противодействию незаконному занятию народной медициной (целительством).

Таблица 2

Наличие соответствия между показателями федерального проекта «Старшее поколение» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ

и Русской Православной Церковью»

Показатели федерального проекта «Старшее поколение» Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»

Наименование Базовое значение Период, год

2020 2024

1. Ожидаемая продолжительность жизни граждан в возрасте 55 лет 24,33 25,27 27,08 ст. 5

2. Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста 13,4 44,6 56,0 ст. 13

3. Охват граждан старше трудоспособного возраста профессиональными осмотрами, включая диспансеризацию (%) 16,6 28,0 70,0 ст. 5; 6; 9

4. Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением (%) 49,3 60,5 90,0 ст. 13

5. Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания «нового типа» от общего числа граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания (%) - 0,5 3,7 ст. 13

6. Численность граждан пред пенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (тыс. чел) - 150 450 -

Таблица 3

Наличие соответствия между трудовыми функциями профессионального стандарта «Провизор» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ

и Русской Православной Церковью»

Трудовая функция Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»

1. Оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента ст. 13

2. Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента -

3. Обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента -

4. Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента (в том числе умение проводить информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни) ст. 5; 6; 7; 9; (12); 13; 15

5. Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций ст. 13

В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», его обобщенной трудовой функцией является организация и руководство фармацевтической деятельностью фармацевтической организации. Из данных, представленных в табл.4, видно, что трудовым функциям этого стандарта, соответствуют те же статьи «Соглашения о сотрудничестве.», что и в стандарте «Провизор», т.е. ст. 5; 6; 7; 9; 13; 15. При этом взаимодействие по ст. 13 - повышение качества лекарственного обеспечения инвалидов, соответствует всем трудовым функциям рассматриваемого профессионального стандарта.

Таблица 4

Наличие соответствия между трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и статьями «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью»

Трудовая функция Статьи в «Соглашении о сотрудничестве.»

1. Планирование деятельности фармацевтической организации ст. 13

2. Организация ресурсного обеспечения фармацевтической организации ст. 13

3. Организация работы персонала фармацевтической организации ст. 5; 6; 13

4. Управление качеством результатов текущей деятельности фармацевтической организации ст. 13

5. Организация информационной и консультативной помощи для населения и медицинских работников ст. 5; 6; 7; 9; (12); 13; 15

6. Управление финансово-экономической деятельностью фармацевтической организации -

А выполнение всех остальных выше указанных статей «Соглашения о сотрудничестве.», связано с 5-й трудовой функцией, - организация информационной и консультативной помощи для населения и медицинских работников.

Таким образом можно заключить, что выполнение «Соглашения о сотрудничестве.» в работе аптеки, может быть реализовано в соответствии с трудовыми функциями профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». При этом основными сферами взаимодействия являются повышение качества фармацевтической помощи инвалидам и информационно-просветительская работа среди населения по формированию здорового образа жизни; предотвращению абортов; охране репродуктивного здоровья и здоровья матери и ребенка; пропаганде семейных ценностей; донорству крови и органов (трансплантации органов и тканей); по противодействию незаконному занятию целительством.

Выполнение «Соглашения о сотрудничестве.» в работе аптеки одновременно способствует выполнению федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение» (табл. 1 и 2). При этом сферы пересечения положений этих документов аналогичны выше перечисленным, за исключением донорства (трансплантации) и противодействию целительству.

Резюмируя результаты данной работы, можно заключить, что в работе аптеки могут быть реализованы как положения федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Демография», так и статьи «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской православной Церковью»

Выводы. 1. Реализация в работе аптеки трудовых функций профессиональных стандартов «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» может способствовать достижению желаемых показателей федеральных проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Старшее поколение», а также выполнению статей «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью».

2. Основной сферой взаимодействия, объединяющей все рассматриваемые документы, является формирование здорового образа жизни у населения, которое в работе аптеки реализуется через информационно-просветительскую работу провизора.

3. Информационно-просветительская работа провизора может быть также направлена на сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья, профилактику абортов, пропаганду семейных ценностей и охват граждан профилактическими осмотрами.

4. Еще одной важной объединяющей сферой взаимодействия, которая может быть реализована в работе аптеки, является повышение качества фармацевтической помощи инвалидам, в том числе гериатрического профиля.

Заключение. Как уже отмечалось, в настоящее время работа аптек направлена преимущественно на получение прибыли, поэтому участие провизоров в выполнении Национального проекта «Демография» и «Соглашения о сотрудничестве.» может способствовать сохранению баланса между экономическими интересами аптек и интересами общественного здоровья и здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru (дата доступа 23.04.2019).

2 Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» / Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26 июля 2017 г. № 8).

3 Федеральный проект «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rosmintrud.ru (дата доступа 23.04.2019).

4 Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью (Московский патриархат) (Москва, 18 июня 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата доступа 10.03.2019).

5 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Духовно-нравственные аспекты сохранения здоровья человека в контексте информационно-просветительской работы провизора // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». -2019. - № 2. - С. 168-175.

6 Профессиональный стандарт «Провизор» / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н.

7 Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 г. № 428н.

Рукопись получена: 11 сентября 2019 г. Принята к публикации: 24 сентября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.