вопросы инновационной экономики
о
Том 10 • Номер 2 • Апрель-июнь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
Первое
экономическое издательство
роль информационно-коммуникационных инноваций в развитии демографического потенциала регионов Арктической зоны российской Федерации
Торцев А.М. 1
1 ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук, Архангельск, Россия
Информационно-коммуникационные технологии эволюционируют стремительными темпами и оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Целью исследования является анализ использования населением информационно-коммуникационных инноваций как инструмента доступа к услугам в сфере образования и повышения качества демографического потенциала регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). По результатам проведенного анализа отмечается значительный уровень проникновения информационно-коммуникационных инноваций в арктических регионах. Однако степень внедрения и использования инноваций в арктических регионах значительно отличается. Кроме того, низкий уровень развития дополнительных образовательных услуг ограничивает доступ населения к таким услугам и не соответствует ожиданиям потребителей. В то же время, учитывая значительный уровень внедрения информационно-коммуникационных инноваций в регионах АЗРФ, существует возможность использования онлайн-образования в удаленных населенных пунктах. Таким образом, расширение возможностей дополнительного образования населения регионов АЗРФ посредством использования инноваций будет способствовать повышению качества демографического потенциала территории и ее сбалансированному развитию.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена за счет средств целевой субсидии на выполнение государственного задания «Разработка экономических и финансовых механизмов реализации демографического потенциала арктических территорий Российской Федерации в контексте инновационного развития», № гос. регистрации АААА-А17-1 170330101 17-9.
ключевые слова: инновации, информационно-коммуникационные технологии, Арктическая зона Российской Федерации, демографический потенциал..
The role of information and communication innovations in the development of the demographic potential of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation
Tortsev A.M. 1
1 Federal research centre for integrated study of the Arctic named after academician N.P. Laverov, Russian Academy of Sciences, Russia
аннотация:
Введение
В последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) эволюционируют стремительными темпами и оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие территорий и культуру населения. Несомненно, ИКТ приводят к появлению новых моделей производства и потребления [1] (Bieser, Hilty, 2018), изменению потребления энергии и ресурсов, ускорению производственных процессов и росту производительности труда [2] (Horner, Shehabi, Azevedo, 2016), формированию новых форм интеграции потребителей в инновационные процессы [3] (Prauze, Terner, 2014). Инновации в области ИКТ могут способствовать развитию других (не связанных с экономикой) сфер общества, включая образование, здравоохранение, социальные услуги [4] (Wintjes, 2016), охрану окружающей среды [5] (Hilty, Aebischer, 2015), инновации в государственном секторе. Совершенствование ИКТ приводит к появлению новых инструментов развития демографического потенциала территории. Они позволяют обеспечить широкий доступ населения, проживающего на просторах Арктики, к широкому спектру услуг в сфере
abstract:_
Information and communication technologies are evolving rapidly and have a significant impact on the socio-economic development of territories. The purpose of the research is to analyze the use of information and communication innovations by the population as a tool for accessing educational services and improving the quality of demographic potential of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation. According to the results of the analysis, there is a significant level of penetration of information and communication innovations in the Arctic regions. However, the degree of implementation of innovations in the Arctic regions differs significantly. In addition, the low level of development of additional educational services restricts public access to such services and does not meet the expectations of consumers. At the same time, taking into account the significant level of implementation of information and communication innovations in the Arctic regions of the Russian Federation, there is a possibility of using online education in remote localities. Thus, expanding the opportunities for additional education of the population of the Arctic regions through the use of innovations will contribute to improving the quality of the territory's demographic potential and its balanced development.
keywords: innovation, information and communication technologies, the Arctic zone of the Russian Federation, demographic potential.
JEL Classification: 031, J11, R13 Received: 19.03.2020 / Published: 30.06.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Tortsev A.M. (torzevalex0yandex.ru)
citation:_
Tortsev A.M. (2020) Rol informatsionno-kommunikatsionnyh innovatsiy v razvitii demograficheskogo po-tentsiala regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [The role of information and communication innovations in the development of the demographic potential of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation ]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (2). - 901-914. doi: 10.18334/vinec.10.2.100870
образования. В свою очередь, это повышает качество демографического потенциала территории.
В ходе освоения природных богатств Арктики сформировались как небольшие поселения, так и многофункциональные города с развитой промышленностью. В настоящее время в российской Арктике имеется 135 населенных пунктов с населением более тысячи человек. При этом преобладают поселения с численностью населения менее 5 тысяч человек [6] (Fauzer, Smirnov, Lytkina, Fauzer, 2019). Однако плотность населения в Арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗРФ) не превышает 0,64 человека на 1 км2 и колеблется от 0,04 человека на 1 км2 в Республике Саха (Якутия) до 5,23 человека на 1 км2 в Мурманской области [7] (Fauzer, Smirnov, 2018). Отличает регионы АЗРФ большая удаленность периферийных поселений от административных центров, достигающая порой тысячи км [8] (Fauzer, Lytkina, Smimov, 2017). Вместе с тем удаленность местных поселений от регионов с развитой инфраструктурой, доступность и качество услуг в сфере ИКТ, значительные затраты на их использование остаются проблемными зонами в регионах АЗРФ. В то же время использование ИКТ как критически важного элемента инфраструктуры современного общества позволяет расширить доступный для населения спектр услуг, повышать эффективность деятельности и рост качества жизни [9] (Chanysheva, Romasheva, Nikulina, 2019).
Таким образом, целью исследования является анализ использования населением информационно-коммуникационных инноваций как инструмента доступа к услугам в сфере образования и повышения качества демографического потенциала регионов Арктической зоны России (далее - АЗРФ).
материалы и методы исследования
В качестве источников информации для проведения исследования использовались научные публикации в сфере внедрения информационно-коммуникационных инноваций, а также данные официальной статистики. В ходе исследования применяются методы контент-анализа научных публикаций, качественного и причинно-следственного анализа статистических данных, группировки и систематизации показателей.
результаты и обсуждение
Важность развития ИКТ и расширения их использования отмечается многими исследователями. В настоящее время ИКТ глубоко проникли в жизнь общества. Так,
об авторе:_
Торцев Алексей Михайлович, научный сотрудник лаборатории социо-эколого-экономических систем (torzeva1ex0yandex.ru)
цитировать статью:_
Торцев А.М. Роль информационно-коммуникационных инноваций в развитии демографического потенциала регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. -2020. - Том 10. - № 2. - С. 901-914. doi: 10.18334Мпес.10.2.100870
эти технологии оказывают значительное воздействие на социально-экономическое развитие общества, способствуя созданию системы управления и использования знаний [10] (Radu, 2014).
Развитие и внедрение ИКТ в повседневную жизнь позволяют повысить качество образования, в том числе посредством подключения к сети Интернет образовательных и культурных учреждений, расширения использования ИКТ в процессе обучения и разработки дистанционных методов обучения. ИКТ играют важную роль в обеспечении доступа населения регионов АЗРФ к образовательным ресурсам и оказывают положительное влияние на вовлечение молодежи в обучение [11] (Flogie, Abersek, Pesek, 2019). При этом ИКТ способствуют доступности онлайн-образования в любом месте и времени, исключая проблемы доступности и удаленности. Онлайн-образование в силу стремительного развития в настоящее время рассматривается как субсектор ИКТ [4] (René Wintjes, 2016). Оно позволяет населению удаленно получить необходимые знания и умения, повысить квалификацию, пройти переподготовку, а также получить высококачественное образование, что повышает качество демографического потенциала территории.
Необходимо отметить, что ряд авторов выделяют образование населения как значимый элемент реализации демографического потенциала территории. Так, О.А. Козлова и др. относят к факторам формирования демографического потенциала территории уровень образования, начиная с дошкольного уровня [12] (Kozlova, Lavrentev, Lobareva, 2011). Е.И. Медведева и др. [13] (Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Vekhova E.L., 2016) отмечают влияние непрерывного образования на качество демографического потенциала. Н.К. Долгушкин [14] (Dolgushkin, Novikov, 2017) рассматривает недостаток квалифицированных кадров в сельской местности как один из факторов низкого уровня социально-экономического развития регионов. Т.Н. Лихачева [15] (Likhacheva, 2016) также отмечает отставание уровня образования сельского населения от аналогичного показателя на городских территориях, что снижает потенциал сел. Смиренникова Е.В. и др. [16] (Smirennikova, Ukhanova, Voronina, 2018) включают показатели образования населения в качественную характеристику демографического потенциала территории.
Вместе с тем возможность повышения качества демографического потенциала посредством онлайн-образования обеспечивается наличием в домашних хозяйствах таких инструментов, как устройства мобильной связи и персональные компьютеры. Как показано на рисунке 1, практически во всех регионах АЗРФ число подключенных абонентских устройств мобильной связи на тысячу человек населения ниже, чем в среднем по Российской Федерации, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом положительная годовая динамика роста использования мобильной связи наблюдается только в Чукотском автономном округе и Красноярском крае. Однако фактическое количество устройств мобильной связи в регионах АЗРФ составляет от 1 и более единиц на человека.
2 400 2 200 2 ООО 1 800 1 600 1 400 1 200 1 ООО
1969 1 956
^ (¡Г
^ / /
</ у / / / / /
V -Г
Ж .(А
Рисунок 1. Средиее число подключенных абонентских устройств мобильной связи на ты сячу человек населения в регионах АЗРФ (без Ненецкого автотомного округа) в период 2014-2018 гг.,
единиц
100,0 95,0 90,0 85,0 80,0 75,0 70,0 65,0 60,0 55,0 50,0
^ ¿Г ^ /
/ & / ^ «г ^
У / / / / * ^
<&■ гГ & -¿Г
/ ^/ <• ^ #
Л-
у у </
* ¿г ^
/
Рисунок 2. Среднее значение удельного веса домашних хозяйств, имевших персональный компьютер в регионах АЗРФ в период 2014-2018 гг.,%
Одновременно удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в большинстве регионов АЗРФ выше (рис. 2), чем в среднем по Российской
Федерации, за исключением Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Компьютеры имеются в значительном количестве домашних хозяйств (от 68,4 до 93,1%). Таким образом, население регионов АЗРФ использует достижения в информационно-коммуникационной сфере и, соответственно, имеет инструментарий, позволяющий использовать инновации для целей образования.
Вместе с тем проведенное в 2014 г. В.Л. Бабуриным и С.П. Земцовым исследование потенциала российских регионов к восприятию новых продуктов в сфере ИКТ (сотовая связь) показало, что по интегральному индексу инновативности население Мурманской области, Республики Карелия и Красноярского края характеризуется стремлением к использованию инноваций, Архангельской области и Республики Коми - прагматично в использовании инноваций, Республики Саха (Якутия) - консервативно в принятии инноваций, автономные округа АЗРФ - практически изолированы и отнесены к инновационной периферии [17] (БаЪитт, Zemtsov, 2014). Сходные результаты получены в 2017 г. в ходе исследования инновативности региональных сообществ [18] (Zemtsov, БаЬитт, 2017).
Данные, представленные на рисунке 3, показывают, что население регионов АЗРФ в большинстве случаев имеет доступ к сети Интернет. Только в Красноярском крае и Ненецком автономном округе доля населения, использующего сеть Интернет, ниже, чем в среднем по Российской Федерации. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе более 90% населения использует сеть Интернет.
Вместе с тем картина объема информации, переданной абонентами сети при доступе к сети Интернет в регионах АЗРФ (рис. 4), уже значительно иная в сравнении с данными по использованию населением сети Интернет (рис. 3). Так, в Республике Карелия доля населения, использующего сеть Интернет, и объем переданной абонентам сети информации составили 78,2% (4-е место среди регионов АЗРФ) и 521 терабайт на тысячу человек населения (1-е место среди регионов АЗРФ) соответственно. В то же время в Ямало-Ненецком автономном округе значения аналогичных показателей составили 93,8% (1-е место среди регионов АЗРФ) и 320 терабайт (4-е место среди регионов АЗРФ). Таким образом, существуют явные различия в использовании населением сети Интернет и объеме переданных через нее данных.
Кроме того, необходимо отметить, что доля расходов на связь в регионах АЗРФ выше, чем в среднем по Российской Федерации (рис. 5), за исключением Архангельской области, Республики Карелия и Республики Коми.
При этом средняя стоимость 1 Гб информации, переданной абонентами при доступе к сети Интернет с использованием устройств мобильной связи, составила в Российской Федерации в 2019 г. 0,91 доллара США, что соответствует 12-му месту в рейтинге стран с самыми низкими затратами. Например, в Канаде аналогичный показатель намного выше и составляет 12,02 доллара США, в Норвегии - 13,21 доллара США, в Гренландии - 16,79 доллара США.
100,0 95,0 90,0 85,0 80,0 75,0 70,0 65,0 60,0 55,0 50,0
93.8
83,3
Л
78,2 78,1 77,4
У «Л
/ /V / аоТ . '/////о?
76,8
75,7
V «0 ■
« // / «74
* , #
Рисунок 3. Среднее значение доли населения, использовавшего сеть Интернет в регионах АЗРФ в
период 2014-2018 гг., И%
Рисунок 4. Объем информации, пнреданной от/к абонентам сети при доступе к сети Интернет в регионах АЗРФ в 2018 г., терабайт на тысячу человек населения
Важность использования населением регионов АЗРФ информационно-коммуникационных инноваций для дополнительного образования также обусловлена низким уровнем доступа к образовательным услугам в удаленных населенных пунктах и их несоответствием ожиданиям потребителей. Это связано как с транспортными и мате-
7"
Рисунок 5. Потребительские расходы домашних хозяйств на связь в регионах АЗРФ в 2018 г.,%
от общего объема расходов
риальными барьерами [19] (Kosaretskiy, Petlin, 20J8), уровнем платежеспособности населения [20] (Belevskikh, Kudelina, Kulakov, 2017), так и с недостаточной информированностью и желанием использовать инновации [21] ( (Kosaretskiy, Kupriyanov, Filippova, 2016). Так, например, среднестатистической школьник в сельской местности a регионе АЗРФ в ходе обучения иностранному языку в школе нрактически не имеет возможности получения дополнительного образования в данной сфере в связи с отсутствием репетиторов, школ иностранных языков и иных дополнительных ресурсов в сравнении с крупными насоленными рунктами.Таким образом, ИКТ являются инструментом, используя который население арктических регионов может получить дополнительное образование и повысить качество своих компетенций.
В настоящее время в сети Интернет есть широкий спектр образовательных ресурсов, разработанных отечественными и зарубежными компаниями. Эти ресурсы ориентированы практически на всю возрастную структуру населения, начиная от детей дошкольного возраста до населения пенсионного возраста. В зависимости от целей обучения существует возможность получить образование, пройти переподготовку, повысить квалификацию, получить дополнительные знания и навыки посредством обучения на массовых открытых онлайн-курсах, использования мобильных приложений, порталов видеоуроков, образовательных онлайн-ресурсов, онлайн-репети-торства, чтения электронных книг в сфере образования, участия в образовательных сообществах и т.д. Вместе с тем, согласно прогнозу, доля онлайн-образования к 2021 г.
в сфере языкового обучения, дополнительного профессионального и школьного образования вырастет до 15,9%, 10,9% и 6,8% соответственно. Однако результаты проведенных исследований показывают, что только 7% подростков используют сеть Интернет для обращения к образовательным порталам и онлайн-курсам [22] (Marchenko, 2014).
заключение
По итогам проведенного анализа отмечается значительный уровень проникновения информационно-коммуникационных инноваций в жизнь поселений в регионах АЗРФ. В большинстве домохозяйств в регионах Арктики имеются устройства мобильной связи и персональные компьютеры. Это позволяет говорить о наличии инструментария для получения дополнительного образования. Большая часть населения регионов АЗРФ имеет доступ к сети Интернет (более 70%) и активно его использует. При этом степень внедрения и использования ИКТ в арктических регионах значительно отличается как в нашей стране, так в зарубежных странах [23] (Hansen, Norup, 2017). Кроме того, восприятие инноваций остается на невысоком уровне.
Доля затрат на оплату услуг связи в домохозяйствах регионов АЗРФ достигает 5% от общего объема расходов, и в большинстве регионов доля таких затрат выше среднероссийского уровня. При этом необходимо учитывать более высокий уровень безработицы в регионах АЗРФ и высокие затраты на строительство и содержание жилья, стоимость минимального набора продуктов и высокое неравенство в доходах населения регионов АЗРФ.
Низкий уровень развития дополнительных образовательных услуг ограничивает доступ населения к таким услугам и не соответствует ожиданиям потребителей. Это обусловлено малой емкостью локальных рынков услуг населенных пунктов Арктики.
В то же время, учитывая значительное использование населением регионов АЗРФ инструментов в сфере ИКТ и наличие доступа к сети Интернет, существует возможность получения дополнительных образовательных услуг в удаленных населенных пунктах. При этом в сети Интернет существует значительная доля ресурсов, обеспечивающих бесплатный доступ к материалам. Однако документарное подтверждение получения образования и квалификации практически повсеместно осуществляется на коммерческой основе, что, в свою очередь, поднимает вопрос о материальной обеспеченности населения регионов АЗРФ и доступа к рынку таких услуг. Одним из направлений расширения доступа к онлайн-образованию может стать предоставление в рамках социального обеспечения домашним хозяйствам с низким уровнем доходов сертификатов на получение дополнительных образовательных услуг.
Таким образом, расширение возможностей дополнительного образования населения регионов АЗРФ посредством использования инноваций будет способствовать повышению качества демографического потенциала территории и ее сбалансированному развитию.
ИСТОЧНИКИ:
1. Bieser J.C.T., Hilty L.M. Assessing Indirect Environmental Effects of Information and Communication Technology (ICT) // Systematic Literature Review. Sustainability. -2018. - № 8. - p. 1-19. - doi: 10.3390/su10082662.
2. Horner N.C., Shehabi A., Azevedo I.L. Known unknowns: Indirect energy effects of information and communication technology // Environmental Research Letters. - 2016. -№ 10. - doi: 10.1088/1748-9326/11/10/103001.
3. Праузе Г., Тернер Т. Сообщества потребителей - драйверы открытых инноваций // Форсайт. - 2014. - № 1. - c. 24-32.
4. René Wintjes Systems and Modes of ICT Innovation. - JRC Science for Policy Report, 2016. - 72 p.
5. Hilty L.M., Aebischer B. ICT for Sustainability: An Emerging Research Field. - In ICT Innovations for Sustainability, 2015. - 3-36 p.
6. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Лыткина Т.С., Фаузер Г.Н. Методика определения опорных поселений российской Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 5. - c. 25-43. - doi: 10.15838/esc.2019.5.65.2 .
7. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. - 2018. - № 3(31). - c. 6-22. -doi: 10.25283/2223-4594-2018-3-6-22 .
8. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Смирнов А.В. Дифференциация арктических территорий по степени заселенности и экономической освоенности // Арктика: экология и экономика. - 2017. - № 4(28). - c. 18-31. - doi: 10.25283/ 2223-4594-2017-4-18-31.
9. Чанышева А.Ф., Ромашева Н.В., Никулина А.Ю. Эконометрическое моделирование миграционных процессов в арктических регионах России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2019. - № 1(63). - c. 110-121. - doi: 10.25702/ KSC.2220-802X.1.2019.63.110-121 .
10. Laura-Diana Radu Discussing the Potential of Information and Communication Technologies' Innovation for Environmental Problems in Romania // Acta Universitatis Danubius: Oeconomica. - 2014. - № 4. - p. 176-187.
11. Flogie A., Abersek B., Pesek I. The impact of innovative learning environments on social competences of youth // Research in Learning Technology. - 2019. - doi: 10.25304/rlt. v27.2214.
12. Козлова О.А., Лаврентьев А.С., Лобарева Н.С. Факторы формирования трудового потенциала муниципального образования // Экономика региона. - 2011. -№ 1(25). - c. 115-122.
13. Медведева Е.И., Крошилин С.В., Вехова Е.Л. Результаты мониторингового исследования молодого поколения в аспекте развития человеческого потенциала в регионе // Проблемы развития территории. - 2016. - № 5(85). - c. 123-135.
14. Долгушкин Н.К., Новиков В.Г. Воспроизводство трудового потенциала россий-
ского села: проблемность исследования, противоречия и перспективы развития // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 9(69). - с. 2-10.
15. Лихачева Т.Н. Оценка трудового потенциала сельских территорий СевероЗападного федерального округа // Социальное пространство. - 2016. - № 5(7). - с. 6.
16. Смиренникова Е.В., Уханова А.В., Воронина Л.В. Обзор современных методических подходов к оценке демографического потенциала // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11-2. - с. 307-313.
17. Бабурин В.Л., Земцов С.П. Регионы-новаторы и инновационная периферия России. Исследование диффузии инноваций на примере ИКТ-продуктов // Региональные исследования. - 2014. - № 3(45). - с. 27-37.
18. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Моделирование диффузии инноваций и типология регионов России на примере сотовой связи // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2017. - № 4. - с. 17-30. - doi: 10.7868/S0373244417100024 .
19. Косарецкий С.Г., Петлин А.В. О некоторых проблемах развития негосударственного сектора дополнительного образования детей // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2018. - № 4. - с. 60-68.
20. Белевских Т.В., Куделина Е.А., Кулаков С.С. Реализация стандарта развития конкуренции в дошкольном образовании арктических регионов РФ // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - с. 15-24.
21. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - с. 168-190. - doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190.
22. Марченко Ф.О. Информальное онлайн-образование и российский школьник // Образовательная политика. - 2014. - № 3(65). - с. 78-89.
23. Hansen M.B., N0rup I. Leading the implementation of ICT innovations // РиЬИс Administration Review. - 2017. - № 6. - p. 851-860. - doi: 10.1111/puar.12807.
REFERENCES:
Baburin V.L., Zemtsov S.P. (2014). Regiony-novatory i innovatsionnaya periferiya Rossii. Issledovanie diffuzii innovatsiy na primere IKT-produktov [Regionsinnovators and innovative periphery of Russia. Study of ICT-produdts diffusion]. Regional research. (3(45)). 27-37. (in Russian). Belevskikh T.V., Kudelina E.A., Kulakov S.S. (2017). Realizatsiya standarta razvitiya konkurentsii v doshkolnom obrazovanii arktkheskikh regionov RF [Realization of the standard in the pres^ool ed^ation in the arctk regions of the russian federation]. Problemy sovremennogo pedagogkheskogo obrazovaniya. (57-5). 1524. (in Russian).
Bieser J.C.T., Hilty L.M. (2018). Assessing Indirect Environmental Effects of Information and Communication Technology (ICT) Systematic Literature Review. Sustainability. 10 (8). 1-19. doi: 10.3390/su10082662.
Chanysheva A.F., Romasheva N.V., Nikulina A.Yu. (2019). Ekonometricheskoe modelirovanie migratsionnyh protsessov v arkticheskikh regionakh Rossii [Econometric modelling of migration processes in the Russian Arctic]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. (1(63)). 110-121. (in Russian). doi: 10.25702/KSC.2220-802X.1.2019.63.110-121 .
Dolgushkin N.K., Novikov V.G. (2017). Vosproizvodstvo trudovogo potentsiala rossiyskogo sela: problemnost issledovaniya, protivorechiya i perspektivy razvitiya [The reproduction of the labour potential of the Russian village: problematic of the research, contradictions and prospects of development]. Agro-food policy of Russia. (9(69)). 2-10. (in Russian).
Fauzer V.V., Lytkina T.S., Smirnov A.V. (2017). Differentsiatsiya arkticheskikh territoriy po stepeni zaselennosti i ekonomicheskoy osvoennosti [Arctic Territories Differentiation by Density of Population and Economic Development]. Arktika: ekologiya i ekonomika. (4(28)). 18-31. (in Russian). doi: 10.25283/ 2223-4594-2017-4-18-31.
Fauzer V.V., Smirnov A.V. (2018). Mirovaya Arktika: prirodnye resursy, rasselenie naseleniya, ekonomika [The World''s Arctic: Natural Resources, Population Distribution, Economics]. Arktika: ekologiya i ekonomika. (3(31)). 6-22. (in Russian). doi: 10.25283/2223-4594-2018-3-6-22 .
Fauzer V.V., Smirnov A.V., Lytkina T.S., Fauzer G.N. (2019). Metodika opredeleniya opornyh poseleniy rossiyskoy Arktiki [Methodology for Defining Pivotal Settlements in the Russian Arctic]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 12 (5). 25-43. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2019.5.65.2 .
Flogie A., Abersek B., Pesek I. (2019). The impact of innovative learning environments on social competences of youth Research in Learning Technology. 27 doi: 10.25304/ rlt.v27.2214.
Hansen M.B., Norup I. (2017). Leading the implementation of ICT innovations Public Administration Review. 77 (6). 851-860. doi: 10.1111/puar.12807.
Hilty L.M., Aebischer B. (2015). ICT for Sustainability: An Emerging Research Field In ICT Innovations for Sustainability.
Horner N.C., Shehabi A., Azevedo I.L. (2016). Known unknowns: Indirect energy effects of information and communication technology Environmental Research Letters. 11 (10). doi: 10.1088/1748-9326/11/10/103001.
Kosaretskiy S.G., Kupriyanov B.V., Filippova D.S. (2016). Osobennosti uchastiya detey v dopolnitelnom obrazovanii, obuslovlennye razlichiyami v kulturno-obrazovatelnom i imushchestvennom statuse semey i meste prozhivaniya [Specific Features of Children Involvement in Supplementary Education Depending on Cultural, Educational and Financial Status of Families and Place of Living]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 168-190. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190 .
Kosaretskiy S.G., Petlin A.V. (2018). O nekotoryh problemakh razvitiya negosudarstvennogo sektora dopolnitelnogo obrazovaniya detey [On some problems of development of the non-state sector of extracurricular education of children]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. (4). 6068. (in Russian).
Kozlova O.A., Lavrentev A.S., Lobareva N.S. (2011). Faktory formirovaniya trudovogo potentsiala munitsipalnogo obrazovaniya [The factors of labour potential of the municipal entity]. Economy of the region. (1(25)). 115-122. (in Russian).
Laura-Diana Radu (2014). Discussing the Potential of Information and Communication Technologies' Innovation for Environmental Problems in Romania Acta Universitatis Danubius: Oeconomica. 10 (4). 176-187.
Likhacheva T.N. (2016). Otsenka trudovogo potentsiala selskikh territoriy Severo-Zapadnogo federalnogo okruga [Labor Potential Assessment of Rural Territories of the Northwestern Federal District]. Social space. (5(7)). 6. (in Russian).
Marchenko F.O. (2014). Informalnoe onlayn-obrazovanie i rossiyskiy shkolnik [Online informal education and the Russian student]. Obrazovatelnaya politika. (3(65)). 7889. (in Russian).
Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Vekhova E.L. (2016). Rezultaty monitoringovogo issledovaniya molodogo pokoleniya v aspekte razvitiya chelovecheskogo potentsiala v regione [Results of monitoring research of the young generation in the aspect of human development in the region]. Problems of Territory's Development. (5(85)). 123-135. (in Russian).
Prauze G., Terner T. (2014). Soobshchestva potrebiteley - drayvery otkrytyh innovatsiy [User communities - drivers for open innovations]. Foresight. 8 (1). 24-32. (in Russian).
René Wintjes (2016). Systems and Modes of ICT Innovation JRC Science for Policy Report.
Smirennikova E.V., Ukhanova A.V., Voronina L.V. (2018). Obzor sovremennyh metodicheskikh podkhodov k otsenke demograficheskogo potentsiala [Review of modern methodological approaches to the assessment of demographic potential]. Fundamental research. (11-2). 307-313. (in Russian).
Zemtsov S.P., Baburin V.L. (2017). Modelirovanie diffuzii innovatsiy i tipologiya regionov Rossii na primere sotovoy svyazi [Modeling of Diffusion of Innovation and Typology of Russian Regions: a Case Study of Cellular Communication]. Izvestiya of the Russian Academy of Sciences. Geographic series. (4). 17-30. (in Russian). doi: 10.7868/S0373244417100024 .