Научная статья на тему 'Роль информации в развитии политической системы российской Федерации (теоретический аспект)'

Роль информации в развитии политической системы российской Федерации (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1506
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INFORMATION RELATIONS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATIONS / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алферов А. Н.

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о роли информации в политической системе России. Рассматриваются существующие в науке подходы к определению понятий «информация» и «политическая система», их взаимодействие. Автор обращает внимание, что информация стала важнейшим источником власти и играть огромную роль в развитии политической системы, так как последняя погружена в информационное пространство. Рассматривается трансформация политической системы России, существенное возрастание роли и влияния политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the role of information in the political system of Russia

The real article is devoted consideration of question about the role of information in the political system of Russia. Are considered exist in the science approaches to the definition of «information» and «political system» and their interaction. The author pays attention that the information became the major source of the power and to play a huge role in development of political system as last is shipped in information space. Transformation of political system of Russia, essential increase of a role and influence of political communications is considered.

Текст научной работы на тему «Роль информации в развитии политической системы российской Федерации (теоретический аспект)»

Как следует из предлагаемого нами определения клеветы, чтобы не быть осужденным по ст. 129 УК РФ, лицо, распространяя какие-либо сведения о другом человеке, обязано проверить их правдивость доступными ему способами. Субъект при этом должен опираться на объективные факты, а не руководствоваться личным, субъективно сложившимся мнением. Заметим, что указание на голословность или недоказанность распространяемой информации о фактах, порочащих другого человека, используется в уголовном законодательстве Дании (§ 267) и Германии (§186).

При наличии же в диспозиции ст. 129 УК РФ признака за-ведомости в отношении ложности клеветнических сведений лицо, распространяющее такие сведения, может сослаться на свое мнение или внутреннее убеждение, а также на неполноту либо недостаток имеющейся у него информации или даже низкую профессиональную подготовку, если речь идет о журналистах. При этом доказать, что человек на момент предания гласности каких-либо фактов осознавал их ложность, представляет значительную сложность и приводит к недостаточному использованию ст.129 УК РФ на практике.

А.Н. Алферов

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) *

В настоящее время отмечается бурное развитие индустрии информации, которое обусловлено как объективными потребностями науки, техники и экономики, так и закономерностями всего общественного развития. Расширение сферы информационной деятельности, а также усиление внимания и интереса к информационной проблематике определяются спецификой современного этапа эволюции общества. Сегодня человечество активно формирует информационное общество, прилагая усилия к

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором И.Л. Бачило.

140 Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2011

развитию информационных технологий и созданию на их основе высокоэффективной информационной среды.

В современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития политики, экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан. Не будет преувеличением сказать, что современный мир - это мир информационных и коммуникационных технологий. За сравнительно короткий по историческим меркам период они стали мощной движущей силой интеллектуального, экономического, социального, культурного прогресса, значимым фактором политической жизни.

Развитие Интернета, масштабное создание общедоступных информационных и телекоммуникационных ресурсов, возникновение и активное продвижение электронных услуг на базе Интернета, переход к системе электронного государства по праву относят к определяющим факторам глобальных перемен, происходящих в обществе в последние годы. В современных условиях информация стала важным ресурсом социально-экономического, политического, технологического и культурного развития, масштабы ее применения сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье и т.п.).

Феномен информации положен в основу всех информационных процессов, происходящих в обществе, его природа и закономерности во многом предопределяют практику формирования и облик будущего информационного общества. Именно поэтому столь важно определить точное содержание термина «информация», который выступает в качестве центрального в ряде естественно-научных и гуманитарных отраслей знания. Вместе с тем он продолжает оставаться одним из наиболее спорных и противоречивых. Это обусловлено сложностью явления информации, ее многоплановостью, широтой сферы применения.

Для более полного определения термина «информация» целесообразно обратиться к его этимологии. Так, в самых первых значениях слова «информация» проявлялись моменты активности: сам термин происходит от латинского слова «тйэгтаЬю» -ознакомление, разъяснение, изложение. В XIX в. он переводился

несколько иначе - от слов «ин» - «в» и «форма» - «образ», «вид», т.е. то, что вносит форму1. Данное токование больше относилось к информации в виде посланий или сообщений. «Информатором» в XIX в. называли домашнего учителя, а «информацией» - учение, наставление, что ближе к современной трактовке термина «информация», в таком понимании информации в ней отображено действие, активно вносящее нечто новое в другой объект. Исчез отмеченный элемент активности при неудачном переводе исходного термина «message», как сообщение2. В таком переводе момент действия (передачи, посылки) ослаблен, и на первое место вышел момент содержания уже переданных сведений3.

Необходимо отметить, что само по себе понятие «информация» стало привлекать к себе особое внимание ученых в начале XX в. в результате совершенствования теории связи и возрастания роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности.

Можно привести также другие определения и характеристики информации, сформулированные современными учеными: информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом4; информация - отражение или отображение предметов и процессов в виде чисел, формул, описаний, чертежей, символов, обра-зов5; информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или спе-

1 См.: Никодимов И.Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России: теоретический и сравнительно-правовой анализ: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 107.

2 Англо-русский словарь / Под ред. В.К. Мюллера. М., 1990. С. 96.

3 Информациология и информационная политика / Под ред. Л.Г. Попова. М., 1999. С. 132.

4 См.: Королев Л.Н., Власов В.К. Компьютеризация в науке и производстве. М., 1988. С. 27.

5 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Российская газета. 2000. № 187.

циальным устройством, при этом сведения - это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо6.

Имеются еще и такие определения, как: информация - передача разнообразия (Р. Эшби)7; информация - оригинальность, новизна, мера сложности структур (С. Моль)8; информация -вероятность выбора (Т. Яглом)9, информация - совокупность не проявленных, потенциальных и развернутых, проявленных, реальных смыслов»10 и др.

Итак, наука выработала множество определений термина «информация», большинство из которых имеют нечто общее. В частности, они предполагают присутствие по крайней мере четырех компонентов: процесса познания того, о чем передается информация; передающего информацию; воспринимающего информацию и самой информации.

Весьма интересен и полезен опыт философского определения термина «информация». С точки зрения истории культуры и философии любопытно отметить довольно распространенную тенденцию, которая заключается в универсализации понятия «информация» вплоть до наделения его свойствами «универсальной субстанции».

К примеру, В.Н. Лопатин приходит к выводу о том, что «всякая материя информационна», «всякая информация материальна», а оба начала можно назвать «двуединой первоосновой существующей природы и мира»11.

Е.А. Войниканис и М.В. Якушев указывают, что в настоящее время сформировался целый ряд несовпадающих представ-

6 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 253.

7 См.: Эшби Р. Массовая информация: стратегия и тактика потребления. М., 1993. С. 312.

8 См.: Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 1994. С. 68.

9 См.: Яглом Т. Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа и практика исследования. СПб., 2000. С. 150.

10 См.: Свитич Л.Г. Социальная информациология. М., 2000. С. 50.

11 Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 23.

лений философского плана на то, что же может составлять содержание понятия «информация»12.

Так, «нигилистическая» теория отрицает существование некоей «информации» вообще. Информация воспринимается как условное обозначение чего-то, что не может быть воспринято органами чувств или зафиксировано научной аппаратурой.

Концепция «инобытия» информации основана на предположении, что информация существует, но не в нашем физическом мире (где мы можем лишь наблюдать ее отдельные проявления). Такая концепция достаточно «логично» объясняет так называемые паранормальные явления человеческой психики, но входит в противоречие с общепринятой научной картиной мира.

Следующая концепция допускает возможность существования «чистой» информации, без какой-либо специфической формы ее представления, что наиболее близко теологической картине мира.

В соответствии с другой теорией информация может быть рассмотрена как одно из «сущностных проявлений материи», которое в принципе может быть предметом научного исследования наряду с «прочими» материальными объектами.

Авторами подобных гипотез не учитывается тот факт, что философия не менее прочих феноменов человеческой культуры подвержена эволюции, в общем и целом необратимой. Многовековая история философских понятий (как, впрочем, и понятийного аппарата других наук) никак не может являться доказательством их абсолютной, т.е. вневременной, истинности. По всей видимости, философии придется смириться с тем, что соответствовать требованиям эпохи нельзя только лишь при помощи механического перенесения теоретических достижений великих умов прошлого на явления современной культуры.

Информация и ход информатизации общества в настоящее время являются важнейшими индикаторами глобализации не только в своей собственной сфере (информационной), но и во всех иных направлениях глобализации. Информация как управ-

12 Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М., 2004.

ляемый ресурс укрепляет все рычаги власти и бизнеса, является средством накопления и распространения знаний. Одновременно она может быть товаром весьма высокой стоимости, объектом конкуренции, а часто используется и как инструмент разруше-

13

ния .

Информация - это не только новый и неиссякаемый ресурс, но и бремя глобальной ответственности. Две наиболее острые проблемы, возникающие в связи с этим, - проблема права на информацию и проблема использования персональных данных человека.

Учитывая приведенные выше разнообразные определения изучаемого термина, по-видимому, следует согласиться с К. Штейнбухом, утверждавшим в свое время, что «мы не можем дать исчерпывающего и достаточного определения таким понятиям, как «материя», «энергия» и «информация»14.

Политическая система общества представляет собой достаточно сложное образование. Это сложный социальный организм, в состав которого входят практически все политические явления общественной жизни. Таким образом, политическая система состоит из разнородных элементов. В то же время надо иметь в виду, что различные политические явления, входящие в состав политической системы общества, играют в ней не одинаковую роль и несут разную функциональную нагрузку. Одни из них выступают в качестве основных звеньев, олицетворяющих собой политическую систему общества, другие связывают эти звенья в единую систему, третьи упорядочивают взаимоотношения между этими звеньями.

Основными звеньями политической системы общества, как представляется, можно считать существующие и функционирующие в обществе различные политические организации (государство, политические партии, иные политические организации). Они, по сути, и олицетворяют собой политическую систему общества. Данные организации определенным образом свя-

13 См.: Информационное право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М., 2009. С. 54.

14 Штейнбух К. Автомат и человек. М., 1966. С. 419.

заны между собой, так или иначе взаимодействуют друг с другом и в своем единстве образуют определенную систему со всеми присущими ей признаками: компонентностью, интегративно-стью, организованностью и т.д.

Р.В. Енгибарян определяет политическую систему как целостную совокупность «государственных и негосударст-венных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляются власть и управление в обществе»15.

Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами. Следует понять, что политическая система является формой выражения отношений (интересов) социальных групп по поводу власти. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе.

В вопросе институционализации и производном от него вопросе определения самого понятия «политическая система» у конституционного права есть вполне очевидное конкурентное преимущество перед политологией, социологией и другими общественными науками, так как состав политической системы определяется нормами конституционного права.

Надо заметить, что действующая российская Конституция не содержит ни главы, ни даже самого словосочетания «политическая система».

Но главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в Конституции государства16, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной вла-

15 Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 117.

16 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. С. 445.

сти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Политическая система как определенная подсистема общества испытывает постоянное влияние внутренней (интросоцие-тальной) и внешней (экстрасоциетальной и внесоциальной) среды. В качестве факторов внутреннего влияния могут выступать интересы разнообразных групповых и индивидуальных, элитарных и неэлитарных субъектов. Внешнее влияние на публичную власть осуществляется соответственно путем воздействия (биологических, геологических, географических и т.п.) факторов природного характера, а также влияния качественно иных социальных процессов (экономических, нравственных и др.) либо тех или иных международных институтов, структур (ОБСЕ, ООН и т.п.) и организаций. Приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, политическая система призвана постоянно совершенствовать свое строение, «искусственно достраивая» собственные порядки необходимыми институтами и структурами, способствуя при этом целенаправленным изменениям общественных

17

отношений .

Исходя из вышесказанного, можно наблюдать трансформацию самой терминологии, которая стала встречаться в юридической литературе. Так, Н.С. Бондарь и А.В. Наумов упоминают о «социально-политических системах»18, А.В. Винницкий - об «общественно-политической системе»19.

Однако вне общества (социума) политическая система существовать не может, поэтому приведенные усложнения являются излишними.

А.С. Автономовым предложено определение политической

17 См.: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник. М., 2000.

18 См.: Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 15; Наумов А.В. Нюрнбергский процесс: история и современность // Российская юстиция. 2006. № 10. С. 54.

19 См.: Винницкий А.В. О современной концепции публичной собственности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 125.

системы общества как «комплекса взаимодействующих средств, методов и форм образования, организации и функционирования

механизмов осуществления власти, борьбы за власть и оказания

20

влияния на ее осуществление» .

Безусловно, политической системе противостоит политический хаос, но последнее состояние всегда временно, поскольку приводит либо к утрате данным обществом своей самобытности, либо к его самосохранению посредством установления нового качества организации публичной власти.

Обобщая, можно сказать, что разные по своей сути определения политической системы содержат набор разнопорядковых элементов, очевидная взаимосвязь которых оправдывает применение метода системного анализа к исследованию политической жизни.

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым - институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.

С.С. Новикова обращает внимание на то, что политические институты - это те, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, пред-

20 Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999. С. 180.

148

выборные кампании21.

Главным институтом политической системы является государство. Другим важным политическим институтом является гражданское общество, в рамках которого осуществляется деятельность негосударственных политических институтов. Государство и гражданское общество как политические институты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.

Далее, представляется целесообразным упомянуть о таком понятии, как политическая коммуникация.

С демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в. с развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий исследования политической коммуникации выделились в самостоятельное направление, которое находится на стыке социальных и политических наук.

В современных исследованиях политическая коммуникация рассматривается как важнейший компонент и неотъемлемая составная часть политической системы общества, которая устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

В связи с этим, в частности, К. Дейч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу22. Информация - это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - пере-

21 См.: Новикова С.С. Социология: История, основы, институционали-зация в России. М., 2003.

22 См.: Deutsch KW. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. N.Y., 1963.

дача таких структурированных отношений. Каналы - пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним.

Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

Политическая коммуникация является одним из основных условий трансформации политической системы, так как, во-первых, способствует зарождению новых общественно-политических отношений, являясь отражением происходящих системных трансформаций; во-вторых, участвует в процессах интеграции - дифференциации политической системы, усилении - ослаблении социально-политических конфликтов, разногласии - согласии в общественно-политической сфере; в-третьих, представляет собой показатель осуществляемых преобразований, результативность которых возрастает по мере преодоления дистанцирования в отношениях власти и общества.

Следовательно, политическая коммуникация - одно из условий и одновременно результат трансформации политической системы России. Формированию современных, объективных демократических принципов, результатом которых станет эффективный консенсуальный дискурс в системе отношений власти и общества, способствуют информационно-коммуникационные процессы, расширяющие и углубляющие

23

политическое коммуникативное пространство .

Россия сталкивается с проблемой недостаточно высокого уровня поддержки институтов политической системы населением. Эта ситуация тесно соприкасается с проблемой политиче-

23 См.: Соловьев А.И. Коммуникация и культура, противоречия поля политики // Полис. 2001. № 6. С. 6-17; он же. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 5-18. 150

ской коммуникации. Ее решение во многом зависит от развития эффективных постоянных двусторонних динамичных прозрачных отношений социально-политических субъектов коммуникативного пространства, направленных на реализацию взаимных интересов, достижение консенсуального политического дискурса, что, в свою очередь, является условием повышения стабильности и легитимности политической системы. Такая политическая система является результатом процесса ее трансформации.

В современных условиях трансформации политической системы России существенно возрастает роль и влияние политической коммуникации и политического коммуникационного пространства на характер и результат этого процесса. Политическая коммуникация становится одним из важных факторов консолидации общества, высокого уровня легитимности политических институтов, согласования политических интересов, разрешения общественно-политических конфликтов, открытого диалога власти и общества в лице народа и, как следствие, стабильности политической системы.

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно, политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, в частности М. Анохин и М. Павлютенкова, рассматривают информацию как «важнейший источник власти»24. «По сути, - отмечают эти авторы, - политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство»25. Отталкиваясь от сходных предпосылок, И. Засурский отмечает: «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиа-

Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. № 1. С. 40-52.

25 Там же.

тизации политики и формировании медиаполитической систе-

26

мы» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Информатизация» и «медиатизация» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли СМИ, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней «новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента информа-ции»27. Согласно исследователям В. Воробьеву и Е. Дмитриеву в современном обществе происходит информационный метаболизм, основу которого составляют «функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание динамического равновесия в обществе. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и леги-

28

тимность политического механизма» .

Итак, в различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет

29

данные о мнении масс по тем или иным вопросам .

В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массо-

26 Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999. С. 271.

27 Воробьев В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ. Минск, 2003. С. 136.

28 Там же.

29 См.: Информационное общество и социальное государство. Сб. научн. работ. М., 2011.

вой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. Здесь уместно процитировать всем известное изречение «Кто владеет информацией - владеет миром».

Средства массовой информации, являясь важной частью политической системы, оказывают значительное влияние на развитие политической жизни общества, международных и внутриполитических кризисов и т.д.

В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль. Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. В частности, широкое распространение информационных технологий, реализация приоритетного национального проекта «Образование» обусловили резкий рост числа интернет-пользователей. Глобальная сеть гораздо эффективнее создает условия для свободной политической дискуссии, чем традиционные средства массовой информации, контролируемые государством и бизнес-структурами.

Весьма значительными факторами, прежде всего, с точки зрения правовых последствий для государственных органов являются поиск и дальнейшее использование информации, полученной криминальными структурами из конфиденциальных источников либо незаконным путем. Несмотря на существенное значение такой информации, в ряде случаев она не может быть использована для принятия решений, предполагающих правовые последствия.

На качество информационных технологий серьезное влияние оказывают и методики сбора данных, например, конкретные социологические исследования, социальные эксперименты, вероятностно-статистические процедуры и т.п., а также технические средства, в частности методы ручного, автоматизированного учета, электронные методы и т.д. В немалой степени именно от этих факторов зависит возможность семантической (знаково-

языковой) унификации сведений, а также взаимосвязь качественной обработки данных с максимальной экономией времени на их получение.

Роль информации в развитии политической системы общества переоценить трудно, так как все политические институты -государство, политические партии, средства массовой информации, их деятельность и функционирование происходят посредством информационной сферы, информационных процессов. В частности, граждане РФ имеют право доступа к различного рода информации о деятельности правительства, политических партий. СМИ осуществляют поиск, распространение и производство массовой информации. Роль информации в политических отношениях огромна.

Следовательно, значение информации в развитии политической системы является доминирующим фактом. Если изменится хотя бы один элемент политической системы общества, то изменится и вся политическая система в целом.

Информация является важнейшим источником власти и играет огромную роль в развитии политической системы, так как последняя погружена в информационное пространство.

Сегодня начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия.

Формирование глобального информационного пространства напрямую зависит от деятельности политических институтов, прежде всего государства, которая направлена на развитие информационной сферы в целом, упорядочение информационных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.