Психология личности Ардовская Р.В.
Роль индивидуализации в развитии личности в процессе применения информационно-коммуникационных технологий
Личность человека - это весьма многогранное понятие. Об этом свидетельствует научная работа «Теория личности» К.С. Холла, Д. Линдсея, в которой тринадцать зарубежных психологов излагают свои взгляды на понимание личности. Только один ученый Д. Оллпорт предлагает около пятидесяти различных дефиниций личности. Приводим одно из его лаконичных дефиниций личности: «Личность есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения» [6, с.307].
В широком смысле личность определяется с позиций биологии, психологии, педагогики и социологии. Биологические основы личности (ее нервная система, физиологические процессы созревания и развития организма, возрастные этапы) служат показателями ее психологической и поведенческой устойчивости в процессе обучения (А. Ангьял, Г.Ю. Айзенк, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Меррей, и УГ. Шелдон).
Существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, т.е. становление личности. Только личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни [3]. Сущность процесса ориентации личности в мире информационных технологий следует понимать как самостоятельное, адекватное движение личности. Личность, как субъект, является носителем социальных и психических свойств. «Личность - это более позднее приобретение человека в онтогенезе, опосредованное социальными условиями жизни индивида, то есть созданное в процессе его социализации»[1]. Личность есть социальное существо, поэтому выступает носителем социального и творческого. Именно творческий фактор, творческое начало является специфической чертой, отличающей понятие личности от понятия человека.
В.В. Кузовкин считает, что развитие личности проходит по двум путям:
- социализация, когда человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает его своим достоянием. Социализация личности является главной антропологической задачей образования и воспитания. Она определяет необходимость смысла образования, смены ценностных ориентиров;
- индивидуализация, когда человек приобретает в ходе онтогенеза все большую самостоятельность, автономность.
Последний путь связан с развитием самосознания личности, ее рефлексивных способностей, формирование которых зависит от богатства отношений человека с окружающей средой, с другими людьми и от содержания его деятельности [4, с.112]. Этот путь, ориентируясь на развитие личности студента, имеет прямое отношение к принципу информатизации образования. В процессе
информационных технологий обучения происходит реальное расширение индивидуальных свобод, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы, рост нагрузки на самостоятельность человеческой личности, которые составляют принципы жизни и деятельности современных людей. Сторонники применения информационных технологий обучения полагают, что такое обучение положительно влияет на человека, на его деятельность, направленную на усиление его личностного начала, на развитие его способности к самоопределению, самосознанию, сотрудничеству, самостоятельности в выборе средств и путей познания мира и взаимодействия с ним. При использовании информационных технологий обучения личность студента развивается под влиянием:
- стиля педагогического общения (от авторитарного к демократическому и гуманному);
- поощрения самостоятельности;
- формирования способности к индивидуальному интеллектуальному обучению;
- готовности к свободе академического и профессионального выбора.
В современном обществе нередко возникают противоречия, которые препятствуют гармоничному личностному развитию молодых специалистов еще на стадии их обучения в вузе. Студенты любой возрастной группы в своей жизни руководствуются определенными мотивами, которые служат связующим звеном между потребностями общества и внутренним миром личности. Мотивационные ориентиры занимают важнейшее место в структуре личности, так как выражают сознательное отношение человека к различным явлениям действительности и определяют поведение человека. При формировании мотивационных ориентиров в образовательном процессе необходимо учитывать психолого-педагогический аспект, поскольку каждый человек имеет различный возраст и отличается своим уровнем психологического развития. Актуализация личностных потребностей студентов с учетом их возраста и социальной ситуации их развития продолжается в процессе применения информационных технологий обучения, хотя приобретает свои особенности. Отношение личности к информационным технологиям обучения меняется постепенно в течение всей жизни вместе с развитием личности. Сегодня уже накоплен достаточный опыт приобщения различных возрастных групп к компьютерным технологиям обучения, начиная с детей младшего школьного возраста и заканчивая студентами, а также людьми пожилого возраста.
Государственные и коммерческие центры предлагают различные программы курсов с применением компьютерных технологий, которые стимулируют развитие познавательной активности учащихся как под руководством и наблюдением преподавателя, так и без него. Занятия со школьниками проводятся с помощью e-mail, Chat, Web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т. п. Из-за недостаточного технического обеспечения многие школы не могут приступить к применению компьютерных технологий обучения, хотя школьные программы по
информатике направлены на всеобщее обучение учащихся компьютерной грамоте и современные школьники умеют пользоваться электронной почтой и сетями Интернет. О сложностях подготовки школьников к применению информационных технологий свидетельствует опыт Вологодского филиала Современной гуманитарной академии.
1. В 1998-1999 учебном году был проведен эксперимент по применению компьютерных технологий обучения группы школьников 9-х классов из разных школ г. Вологды в возрасте 15 лет. Группе из 15 человек была предложена программа с применением компьютерных технологий обучения, согласно которой учащиеся по заочной форме обучения за два года должны были выполнить программу гуманитарного цикла.
Школьники испытали большие трудности, связанные с организацией самостоятельной учебной деятельности и планированием своего времени. Они постоянно выбивались из графика, не могли заниматься систематически, не отличались усердием, упорством, стремлением к учебе. А поскольку в учебном процессе одним из главных факторов является стимул, мотивация, осознанная потребность в знаниях, то ожидание успешности применения компьютерных технологий при обучении школьников оправдалось на 30%, так как только пять школьников из пятнадцати выполнили программу с применением информационных технологий обучения полностью.
2. В 2003 году школьники пятых классов в возрасте 10-11 лет также продемонстрировали свою неготовность к использованию информационных технологий обучения. Этой группе была предложена индивидуальная работа по изучению иностранного языка с применением обучающей компьютерной программы «Reward». До этого все школьники уже прошли курс информатики и владели компьютерными навыками работы, поэтому им не составило большого труда быстро освоиться с интерфейсом компьютерной программы «Reward». После первого индивидуального занятия уже все школьники группы самостоятельно работали с компьютерной программой, «своеобразное» восприятие которой поразило педагога: на индивидуальном занятии их объединил соревновательный настрой, а точнее некий элемент игры друг с другом. Школьники всячески пытались быстрее выполнить задания, при этом для них был важен не результат: правильно или неправильно выполнено задание - главное, скорость. Неосмысленная суета, торопливость, неосознанный характер учебной деятельности превращают индивидуальное занятие по иностранному языку в игру без правил и смысла. Подобное отношение сводит к нулю результаты индивидуальной работы учащихся. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение информационных технологий обучения не предназначено для детей, так как оно ориентировано на самообразование, самоанализ и самоконтроль. В большинстве своем школьники не способны организовать свое собственное время и учебную деятельность, не в состоянии учиться самостоятельно и систематически.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости заранее готовить школьников к работе с информационно-коммуникационными технологиями. На наш взгляд, представляется необходимым:
- обучать школьников работе на компьютерах на уроках по информатике;
- включать в школьные программы по отдельным дисциплинам лекции обзорного тематического характера в форме видеоматериалов (информацию географического характера, о растительном и животном мире, о культуре и обычаях разных народов);
- вводить в качестве дополнительной части школьного образования электронные учебники и компьютерные программы;
- прививать навыки работы с электронными материалами опытным учителям, у которых традиционно в активе имелись только речь, мел, доска и учебник;
- готовить к работе по новым технологиям не только учителей, но и библиотекарей, методистов, психологов, администраторов школы. Новые информационные технологии помогут повысить их квалификационный уровень, одновременно получить юридическую консультацию, поделиться успехами и проблемами с другими, узнать много нового и интересного.
Таким образом, современные выпускники школ должны соответствовать требованиям вузов, работающих с применением информационно-коммуникационных технологий, а точнее вузов, в которые они собираются поступать по окончанию школы. В процессе применения компьютерных технологий обучения психолого-педагогические особенности студентов играют первостепенную роль. Их необходимо учитывать в процессе:
- подбора дидактического материала и определения его объема;
- распределения времени и выбора режима индивидуальной работы в процессе обучения;
- выбора методов и приемов обучения языку, а также их сочетания;
- составления индивидуального расписания, а также графика учебной деятельности;
- выделения разделов или блоков учебного материала для групповой и индивидуальной работы.
В перспективе во время работы со студентами необходимо не только учитывать их психологические и педагогические особенности, но и создавать им условия для проявления самостоятельности и переходу к обучению, менее зависимому от преподавателя.
Таким образом, можно с уверенностью отметить, что психолого-педагогическая зрелость студентов позволяет им успешно устранять наиболее заметные пробелы в знаниях школьной программы и достаточно эффективно овладевать компетенциями коммуникативного характера. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности позволяет:
- стимулировать развитие познавательной активности студентов;
- оптимизировать учебный процесс;
- увеличить объем информации, сообщаемой на занятии;
- повысить интерес к обучению.
При внедрении информационно-коммуникационных технологий формирование профессиональной медиативной компетентности находится под воздействием индивидуальных психических процессов личности. Человек в новой информационной среде включает совершенно иные компоненты психической деятельности, при этом в умственном развитии личности происходят качественные изменения в процессах восприятия, мышления и памяти [2, с.15]. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, индивидуальная учебная деятельность с применением информационных технологий положительно влияет на развитие внутреннего мира студента, стимулируя развитие его познавательной активности и творческих способностей. Это также ведет к коренным структурным изменениям самой учебной деятельности, к возникновению ее новых видов и форм умений. С другой стороны, негативное воздействия больших объемов информации на психику личности сопровождается большим нервно-эмоциональным и зрительным напряжением, что может вызвать значительные изменения физиологических, психологических и поведенческих показателей личности [2, с. 16].
Периодизация развития личности в онтогенезе охватывает пять ступеней развития: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. При рассмотрении каждого периода развития личности в контексте воздействия новых образовательных технологий на развитие личности необходимо учитывать влияние образования и воспитания, начиная с дошкольного детства (3,0 - 6,5 лет) и заканчивая периодом зрелости (40,0 - 46,0 лет). Так, персонализация является подготовительной ступенью для формирования индивидуализации.
К устойчивым компонентам личности относятся: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации и социальные установки. Каждая личность обладает индивидуальным уровнем указанных компонентов. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор отражают уровень образованности личности. Уровень мышления, воля и эмоциональный настрой позволяют добиться значительных успехов в образовании. Взаимовлияние и взаимодействие информационных, коммуникативных, профессиональных компетенций позволяют на должном уровне реализовать индивидуальные возможности личности не только в плане творческих способностей, художественной интуиции, эстетических вкусов.
Развитие взаимопонимания и толерантности в ходе межнациональных контактов как знание особенностей других народов, проработка междисциплинарных и межпредметных связей при использовании каждого предмета способствуют формированию профессиональной компетентности студентов высшей школы. Понимание существенных особенностей культуры, традиций, обычаев и обрядов своих и других народов трактуется как основа
эффективного межнационального взаимодействия. Студентам в профессиональной деятельности представляется необходимым видеть и уважать признаки своеобразия и самобытности собеседника, иметь навыки общения с представителями разных народов, уметь правильно понимать людей, различать их эмоциональные состояния, проявлять эмпатию и толерантность.
Каждый студент должен уметь сдерживать или проявлять собственные эмоции по отношению к представителям других народов, не допускать проявлений агрессивности, развивать навыки рационального поведения в конфликте, навыки переговоров с партнерами в сложных ситуациях, способность приспосабливаться к разным культурам и действовать в различных общественных системах.
Учебно-педагогическая деятельность всегда направлена на формирование личности, её подготовку к практической жизни, к самостоятельной ориентации в мире, к самообучению и критической самооценке. Наиболее благоприятным для внутреннего роста личности студента является процесс конкретной учебно-познавательной деятельности, поэтому содержание и формы ее организации являются основными условиями развития личности. Определяющим условием становления и развития личности является ее познавательная активность. Формирование познавательной активности личности происходит тогда, когда цели своей жизни студент связывает с учебной деятельностью.
Наличие потенциала компьютерных технологий направлено на развитие умственных и личностных качеств студентов. Их совокупность можно рассматривать как необходимое условие формирования профессиональной компетентности. Огромную значимость приобретают:
- определенная система ценностей личности;
- эмоциональная сфера личности;
- владение личностью нормативной культурой общения на родном и иностранном языках.
Уровень познавательной активности личности, который формируется в разное время школьного возраста, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого человека. Для организации процесса индивидуального обучения уровень познавательной активности студентов должен быть достаточно высоким. Вероятно, этим объясняется тот факт, что за рубежом на курсы с применением дистанционных технологий обучения приглашаются лица, достигшие восемнадцати лет.
По схеме периодизации развития личности индивидуализация формируется с 17 до 21 года [5]. В этот период вырабатывается собственное мировоззрение, авторство, способ жизни, завершается преодоление социально-ролевых ожиданий сверстников и старших по поводу себя. В этот период жизни идет обособление от образа себя в глазах окружающих, происходит преодоление внешней политической и профессиональной детерминации, имеет место принятие ответственности за собственную субъективность. В связи с этим до 17 лет нельзя ожидать больших успехов и положительных результатов в применении информационных технологий обучения школьников. Однако это не значит, что не
следует воспитывать у школьников положительное отношение к самостоятельной учебе в школе. Необходимо вводить элементы информационных технологий обучения с младшего школьного возраста, в противном случае, российские школьники окажутся в неравных условиях со своими зарубежными сверстниками при поступлении в вуз. К сожалению, в настоящее время многие российские школьники не могут подготовить эссе, не умеют цитировать, не умеют планировать время, то есть они недостаточно знакомы с основами самостоятельного труда.
При использовании информационно-коммуникационных технологий индивидуальное обучение принимает особую актуальность и помогает организовать учебный процесс на высоком дидактическом уровне, а именно:
- построить учебную деятельность в рамках перехода к новым приемам и методам, а также к современным технологиям;
- позитивно влиять на комплекс элементов обучения и воспитания;
- эффективно совершенствовать механизмы и условия учебной деятельности в изменяющихся условиях, и, следовательно, решать задачи воспитания и образования;
- ориентироваться на лучшие качества личности, то есть на его коммуникативные компетенции, которые проявляется в различных видах речевой деятельности;
- организовать обучение на основе принципа индивидуализации;
- проводить диагностику знаний каждого студента для дальнейшего овладения ключевыми компетенциями;
- обеспечить учебный процесс дидактическими материалами; -определить потенциал информационно-коммуникационных технологий
обучения.
Уникальность каждой человеческой индивидуальности не позволяет использовать единый подход для всех студентов, а также единые методы и приемы для учебного процесса в целом. Общими могут быть цель и задачи, а конструктивные рекомендации разрабатываются только на основе принципа индивидуализации.
Литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] // Л.С. Выготский. - М., 1996.
2. Грошев, И.В. Гендерный аспект способностей и интересов в работе с новыми информационными технологиями [ Текст] / И.В. Грошев //Журнал прикладной психологии - 1999. - № 3. - С. 15 - 16.
3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] // В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
4. Кузовкин, В.В. Теоретико - методологические проблемы личностного роста студентов [Текст]/ В.В. Кузовкин //Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 112.
5. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов [ Текст]/ В.И. Слободчиков., Е.И. Исаев. - М., 1995.
6. Hall, S. Calvin, Lindzey, Gardner. Theories of Personality / New York, Chichester, Brisbane, Toronto, Singapore. - John Wiley& Sons. - 1970. - 720 c.